Пит стоп, что это такое?

Что ни сезон, то рекорд скорости работы механиков на пит-лейне. Каждый раз, когда машина заезжает для смены колес, у нас учащается пульс: а вдруг что-то случится, а вдруг не 2, а 3 секунды, а вдруг…За всем этим скрывается огромная работа механиков и всей команды, поэтому то, что они делают, гораздо больше этих самых двух секунд. В этой статье немного о том, что из себя представляют пит-стопы сейчас.

Ставки высоки, как и давление. Пит-стопы в Формуле 1 – это чудо точности и аккуратности в стрессовой ситуации: команда из 23 механиков меняет четыре колеса меньше чем за три секунды. Это процесс, который бесконечно отрабатывается до автоматизма, чтобы достигать близкого к совершенству повторения этих действий.

Если сделать все верно, как это было с Льюисом Хэмилтоном в России в прошлом году (когда за счет виртуального автомобиля безопасности и пит-стопа длиной 2,6 секунды он смог отобрать лидерство у Шарля Леклера), можно выиграть гонку. А если ошибиться, то последствия могут быть серьезными, как в Монако в 2016, когда принятое в последнюю секунду решение сменить состав резины стоило Даниэлю Риккардо победы: когда Дэн прибыл в боксы, механики все еще пытались найти нужный состав резины в гараже. «Они должны были быть готовы. Все это больно», — говорил Риккардо после гонки, и тон его речи наглядно демонстрировал важность пит-стопов в Формуле 1. Они стали обычной частью гонок, которую все воспринимают, как должное, хотя это одна из важных переменных. В случае Риккардо тот случай, возможно, стал началом конца его отношений с командой, ведь с тех пор он считал, что ему не уделяли достаточно внимания, которое он заслуживал.

И, хотя рекорд, установленный Red Bull в Бразилии, равняется 1,82 секундам (команда поставил три рекорда подряд), это не то, на чем сосредоточена команда. Менеджер команды Williams (которая является одним из лидеров на пит-стопах) Дэйв Реддинг объясняет: «Важна стабильность. Иногда вы можете сделать пит-стоп быстрее, но, если вы устанавливаете определенную планку, 2,5 секунды, 3 секунды, вам нужно всегда достигать ее. Поэтому вы делаете все, чтобы достичь этой цели. Как добиться постоянства? Важна конструкция машины, люди, тренировки – все вместе».

Механики должны уметь мгновенно, почти на уровне инстинктов, реагировать на происходящее во время пит-стопов, чтобы достичь уровня обслуживания машины между двумя и тремя секундами, что было стандартом для Williams в прошлом году. Любая проблема, которую надо опознать, принять решение и исправить может увеличить время пит-стопа вдвое, что может серьезно сказаться на позиции на трассе. Реддинг поясняет: «Все зависит от времени реакции человека. Пока ты подумаешь, что что-то не так, проходит 300-400 миллисекунд, и за это время многое меняется, даже машина уже может начать двигаться. Простой пример: гайковерт крутится не в ту сторону. Это не сразу очевидно, приходится задуматься: опа, что-то не так. Затем надо поменять направление вращения и снова все проделать. Как только находишь проблему и пытаешься ее решить, секунду уже потерял».

Каждую гонку команды используют новые гайки на колесах, чтобы избежать проблем, связанных с износом. Суть в том, чтобы правильно и максимально точно их зафиксировать. Но список потенциальных проблем этим не ограничивается, потому что каждая часть машины требует своих действий, которые вместе и составляют целый пит-стоп: машина должна быть быстро и четко поднята домкратами; гайка на каждом колесе должна быть снята, за ней следует колесо; новое колесо должно быть быстро помещено на машину, а гайка должна быть правильно и быстро прикручена обратно.

Реддинг добавляет: «Одна из проблем, это вращающийся не в ту сторону гайковерт. Нужно сменить направление и тогда откручивать или прикручивать колесо. Иногда гайка может не откручиваться. Возможно, машина немного неровно расположена, поэтому колесо не получается снять или, наоборот, одеть обратно. Возможно, машина покачивается на домкратах».

Без дисциплины и четко расписанной процедуры могут всплыть и другие ошибки. У Williams есть такой опыт. В Бельгии в 2015 команда выпустила Валттери Боттаса на разных комплектах резины – три «софта» и один «медиум». Реддинг говорит, что такое уже не случится снова: «Сейчас происходит несколько проверок перед тем, как колеса окажутся на машине. Они располагаются на специальном стеллаже. Каждый стеллаж имеет световую индикацию, так что, если радио сломается или будут проблемы с коммуникацией, механики все равно будут знать, какой комплект ставить благодаря световому сигналу. Если цвет меняется, это означает, что принято решение сменить на другой комплект».

Для гонщика важно правильно и ровно остановить машину. Но из-за разных конфигураций пит-лейнов и качества покрытия это не всегда удается. Для этого есть определенная зона остановки, в которой механики еще могут подстроиться, если гонщик остановился чуть неровно. В каждый уик-энд команда отрабатывает пит-стопы в зависимости от места остановки машины.

Без сомнения важнейший элемент – механики, выполняющие пит-стоп. Они чем-то похоже на атлетов, потому что тренируются в зале и бегают или выполняют другие упражнения. Также они получают помощь в вопросах здоровья, питания. Так что команда всегда рассчитывает на то, что ее механики в хорошей форме.

Усталость, джет-лаг, болезни и прочие вещи характерны для постоянно перемещающейся по миру Формулы 1, поэтому у каждой команды есть «скамейка запасных», чтобы заменить тех, кто заболел или им вынужденно нужен отпуск. Команды разрабатывают такую систему, чтобы такие смены не влияли на качество работы. Используются даже системы анализа, которые могут определить те ошибки, которые не видны сразу.

Когда команда не борется за победы, успешная работа на трассе, на пит-стопах может придать сил и уверенности людям. Заряженные на борьбу, мотивированные механики могут сыграть важную роль тогда, когда машина станет лучше и команда сможет добиться лучшего результата. Реддинг добавляет: «Все относительно, но, когда вы боретесь в конце пелотона, очень приятно, если что-то получается, команда может держаться за это и оставаться мотивированной. В таком случае виден вклад людей в результат».

Благодаря стабильности регламента пит-стопы становятся все быстрее, ведь команды пытаются разрабатывать новые методики и ничто не ограничивает их прогресс. Скорее всего, мы увидим этот процесс снова в 2021-м, когда механикам придется адаптироваться к новым аэродинамическим формам и 18 дюймовым колесам. И они должны будут делать это без специального оборудования, разработанного при больших затратах в течение десятилетия с тех пор, как дозаправки были запрещены – это был момент, который положил начало погоне за более быстрыми секундами при смене колес. Реддинг поясняет: «Колеса станут тяжелее, и у них будет немного другая длина окружности. Нам придется вернуться за чертежную доску и снова начать с биомеханики. Вероятно, нам придется изменить тренировки, потому что понадобятся другие группы мышц в работе и иная сила, все это нужно принимать во внимание. Также повлияет и поздняя стандартизация оборудования».

И пока мы ждем, как отразится на пит-стопах ограничение затрат на оборудование в 2021, стоит последний раз взглянуть на войну в боксах в ее нынешнем виде.

Это перевод статьи Стюарта Белла из журнала F1 Racing UK за февраль 2020 года.

Механика самого быстрого шиномонтажа на планете.

В современной «Формуле-1» счет идет на десятые доли секунды практически везде — от процедуры старта до скорости переключения передач. Остановка в боксах — не исключение: любая смена покрышек длительностью более трех мгновений считается затянутой. Но мировой рекорд, установленный «Уильямсом» на Гран-при Европы 2016 года в Баку, удивил даже бывалых фанатов: там Фелипе Массу обслужили за умопомрачительные 1,92 секунды.

1.92. I’m blinking slower! pic.twitter.com/CcAIdSn6In

— Toto’s Table (@Totos_Table) 11 февраля 2018 г.

Путь к рекорду

В самых первых сезонах «Ф-1» пит-стопы совершенно не походили на современные. В них задействовали меньше человек, колеса не адаптировались для скоростного снятия и закручивания гаек, да и меняли их без специальных домкратов. Посещение боксов в 70-х занимало свыше полуминуты и сильно влияло на исход заездов, ведь разница в расторопность ребят на пит-лейн нередко составляла трудно отыгрываемые на трассе 5-10 секунд.

Тем не менее, эволюция и оптимизация никогда не прекращались. В команду механиков добавляли новых членов с новыми задачами, разрабатывали специальные механизмы для поднятия машины и облегчения процесса смены покрышек, уменьшали число гаек и улучшали пневматические шуруповерты — и к середине девяностых рекорд «шиномонтажа» пробил 5 секунд.

Дальнейший прогресс происходил уже не так быстро и потребовал новых научных подходов, отмены дозаправок и разработки специальной техники. Но благодаря им лучшие команды все же смогли сбросить еще три секунды за без малого три десятилетия.

Как самые быстрые бригады это делают?

Продуманное расположение механиков

Смена шин превратилась в настоящую программу — и каждый член команды постигает ее годами, неустанно тренируя несколько простых действий.

В современные бригады, проводящие пит-стоп, входят 16 человек со своими зонами ответственности:

– задний домкрат — механик на этой позиции специальным устройством поднимает соответствующую часть машины.

– колесные мини-бригады — состоят из трех парней с простыми задачами: первый управляет пневматическим гайковертом, второй снимает колесо с болида, третий ставит новое. Несмотря на два действия (выкручивание и вкручивание крепления) и массу аппарата в 4 кг, работа механика с гайковертом считается проще, чем у товарищей. «Шинникам» необходимо больше физической подготовки, ведь каждое колесо весит свыше трех килограмм, а снять и установить его на ось нужно с первой же попытки максимально быстро и точно.

– стабилизаторы — два механика, удерживающие машину посередине за кожух двигателя, чтобы она не болталась и стояла ровно во время манипуляций с колесами и домкратами. Один из парней может вытирать визор шлема пилота в случае дождевой гонки, а другой вместе с запасными отвечает за смену руля, носового обтекателя или угла атаки переднего антикрыла.

– передний домкрат — рабочий на этой позиции копирует функции механика, отвечающего за заднюю часть болида.

В то же время на пит-лейн присутствуют и другие члены команды, не участвующие непосредственно в смене колес: например, второй парень с домкратом сзади машины на случай необходимости закатить технику в боксы и механик с пневматическим стартером — на случай заглохшего двигателя. Теоретически в процедуре могут задействовать весь персонал из боксов, если, например, из болида нужно выковырять много мелких обломков или принести запасные колеса взамен не вставшему на оси комплекту. Главное, чтобы каждый участник действа был одет строго по регламенту: во шлем (в котором мало что видно) и огнеупорный комбинезон на случай аварий или других непредвиденных ситуаций.

Перфекционизм в персонале

Во время пребывания команды на базе (то есть в зимние перерывы и большие промежутки между гонками) бригады выполняют минимум 15 смен колес дважды в день. На протяжение Гран-при коллективы тренируют по 12 подходов в четверг, пятницу, субботу и воскресенье, а на тестах регламентом не запрещено практиковаться хоть всю сессию напролет.

Бригады не только отрабатывают колесно-локтевые упражнения до автоматизма, но еще и поддерживают отличную физическую форму. Все очень серьезно: они даже подолгу разминаются и разогреваются перед каждой новой тренировкой.

Удивляться нечему, ведь любое неловкое движение неразогретых мышц может стоить не только травмы, заминки и победы, но и порчи крайне дорогостоящей техники. В таких вопросах мелочей не бывает.

Еще на базах у механиков есть собственные фитнес-залы, а во время Гран-при и учебных пит-стопов их показатели тщательно фиксируют биометрические датчики, помогающие в последующем индивидуальном планировании занятий. Каждый член бригады должен понимать остальных буквально без слов и работать с зашкаливающим уровнем слаженности, так что специальные менеджеры по персоналу постоянно следят за атмосферой в коллективе и развивают командный дух через тимбилдинги. Звучит недешево и сложно, зато система позволяет постоянно прогрессировать: как уверяет специалист по производительности «Уильямса» Джемма Фишер, в данный момент при идеальном раскладе ее ребята способны обслужить машину даже за 1,6 секунды.

Технические инновации

Конечно, одними лишь упражнениями дело не обходится: конюшни постоянно разрабатывают кучу мелких инноваций, позволяющих превосходить конкурентов. Часть из них рационализирует детали болида, часть используется в экипировке механиков — и здесь коллектив из Гроува снова среди пионеров. Например, именно англичане первыми запрограммировали домкраты на автоматический спуск машины на асфальт при фиксации последней колесной гайки (раньше механики с подъемными устройствами ждали сигнала от шинных мини-бригад). Теперь гонщику перед выездом нужно лишь убедиться, что парень впереди болида успел убраться с дороги — и пит-стоп сократился на 0,2 секунды.

Также «Уильямс» первым всерьез занялся переработкой колесной гайки и ступицы, крепящей колесо к подвеске, с прицелом на скорость замены. Еще в 2014 году из-за них англичане сталкивались с проблемами: колесо застревало или «приклеивалось» к оси, и механики тратили огромную кучу времени на извлечение детали. Подобная заминка стоила Фелипе Массе победы на Гран-при Канады, после чего конструкторы из Гроува крепко засели за переработку системы. В результате у ступицы сменился материал с рисунком прорезей для охлаждения тормозов — и колеса перестали застревать. Также «Уильямс» оптимизировал количество и резьбу витков, на которые закручивается гайка, выиграв еще десятую секунды.

Еще значительному ускорению остановок в боксах помог отказ от человека с «леденцом», ранее подававшем сигналы пилоту. Его заменил автоматический светофор, не зависящий от скорости реакции конкретного индивида: он срабатывает сразу при спуске машины с двух домкратов на асфальт.

Но главной революцией, спровоцировавшей развитие пит-стопов, стало появление в 70-х пневматических гайковертов. Теперь без них уже невозможно представить замену колес – причем у позиции каждой мини-бригады лежит по два устройства на случай внезапного отказа. Каждый пневмопистолет собирается вручную и выдает более 8600 об/мин в штатном режиме – без подобной скорости не состоялся бы ни один рекорд.

Пит-стоп – один из ключевых элементов гонки. Слаженная работа механиков может помочь пилоту отыграть позицию на трассе, а заминка порой приводит к поражению. В Mercedes рассказали о том, что такое по-настоящему хороший пит-стоп…

Чем определяется хороший пит-стоп?

Может показаться, что на пит-стопе всё зависит от скорости. Команды прилагают максимум усилий, чтобы сменить резину за как можно более короткий промежуток времени, но высокая скорость ещё не гарантирует надежность.

Обычно замена четырех колес занимает около двух секунд. Возможность отыграть одну десятую здесь имеет не столь большое значение, как риск допустить ошибку. Если не поставить колесо с первой попытки, события могут развиваться по одному из нескольких сценариев.

Если команда вовремя заметит ошибку, то машина просто больше времени проведет на пит-стопе, пока колесо не будет установлено правильно. Если же пилот тронется с места с плохо закрепленным колесом, но остановится на пит-лейн или вернется в боксы на следующем круге, его ждёт 10-секундный штраф Stop&Go с возможной потерей позиций на старте следующей гонки. При худшем варианте развития событий, колесо отделится от машины и гонщику придется сойти. Команды стремятся смягчить последствия каждого из этих сценариев.

Какое время проведения пит-стопа можно считать хорошим?

Для оценки времени пит-стопа важно учитывать не только тот период, который гонщик провел около механиков. Гораздо важнее время между заездом на пит-лейн и возвращением на трассу – такой подход позволяет наиболее полно оценить процедуру пит-стопа и понять, насколько эффективно сработали команда и гонщик.

Отсчёт, который зрители видят во время трансляции, замеряется режиссёром специальным секундомером, но команды обладают более точными данными. По результатам прошедших гонок сезона, наименьшее среднее время проведения пит-стопа у Mercedes – у нашей команды не было ошибок или потерь позиций из-за смены шин.

Какие сложности могут возникнуть у команды и гонщиков?

Пит-стоп отлично демонстрирует суть Формулы 1, как командного спорта. Гонщик должен остановиться в определенном месте – допустима погрешность не более половины диаметра колеса, другими словами – не больше длины офисной линейки. Нужно остановиться со скорости 80 км/ч, не допустив блокировки колес. Нужен феноменальный уровень мастерства.

Механики должны сохранять спокойствие в условиях сильнейшего прессинга. Они опускаются на асфальт и ждут, когда в нескольких сантиметрах проедет машина с той же скоростью, с которой грузовик едет по шоссе.

Механики, обслуживающие машину, не меняются в зависимости от того, какой гонщик готовится провести пит-стоп. Это сотрудники, выполняющие разные функции по ходу гоночного уик-энда, но они должны иметь прекрасную физическую форму и проводить тысячи тренировок пит-стопов по ходу сезона.

Для быстрого, безошибочного и безопасного пит-стопа необходимо полное доверие друг другу и слаженность действий. Когда механики на пит-стопе уверены в своих коллегах, они работают быстрее. Надежность укрепляет уверенность, а уверенность повышает скорость.

Как гонщик влияет на эффективность пит-стопа?

Есть три основных фактора. Во-первых, насколько точно гонщик сбросил скорость перед линией ограничения скорости на пит-лейн. Если затормозить слишком рано, скорость в момент её пересечения окажется ниже оптимальной, если слишком поздно – выше.

Второй фактор – остановка перед механиками. Гонщик должен остановить машину точно около отметок. Если остановиться хотя бы на 30 сантиметров дальше, можно потерять до восьми десятых. И, наконец, важно правильно тронуться с места, без потери времени.

Почему ошибка гонщика на торможении перед механиками приводит к потере времени?

Если гонщик не доехал или переехал точку остановки, то команде нужно время, чтобы скорректировать свои позиции относительно машины. В худшем случае это приводит к серьезной потере времени.

Мы уже говорили, что 30 сантиметров – это довольно большая неточность, которую механик не сможет скорректировать, просто подвинув руку. Механик с гайковертом может достать до колесной гайки только в том случае, если она расположена не дальше 15-20 сантиметров. Иначе ему приходится вставать с колен и занимать новую позицию, а на это нужно время.

Какие еще факторы могут влиять на время пит-стопа?

Один из таких факторов – ограничение скорости на пит-лейн. На некоторых трассах скорость ограничена 60 км/ч вместо привычных 80 км/ч. В Мельбурне длина пит-лейн 289 метров, но из-за ограничений в 60 км/ч потеря времени составляет 21 секунду. В Монреале пит-лейн 417 метров, но благодаря ограничению скорости в 80 км/ч потеря времени составляет всего 17 секунд. В гонках, где стратегия имеет определяющее значение, это один из ключевых факторов.

В зависимости от позиции на трассе, на некоторых автодромах выгоднее проехать больше кругов на изношенных шинах, чем совершить дополнительный пит-стоп. На трассах, где времени на пит-лейн теряется не так много, как в Канаде, возможны различные варианты.

Нужно учитывать и сцепление с асфальтом на пит-лейн. Лучшее сцепление – в Сингапуре, где организаторы наносят на асфальт материал, похожий на песок, а затем покрывают его краской. В результате возникает эффект «наждачной бумаги» – сцепление очень высокое.

На других трассах, которые используются не так часто, в начале уик-энда уровень сцепления может быть недостаточно высоким. По ходу уик-энда он растет, но иногда пилоты специально допускают пробуксовку перед местом остановки, чтобы на асфальте остался слой резины, который в следующий раз поможет улучшить сцепление.

Наркотикам — СТОП!

_____________________________________________________________________________________________________ Наркотикам — нет! Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Наркомания остается серьезной проблемой общества, трагедией каждого наркозависимого, его семьи и друзей. По степени тяжести излечения и уровню смертности специалисты приравнивают наркоманию к онкологическим заболеваниям. Однако до сих пор существует как бы два отдельных мира: общество в целом, отторгающее в большинстве не саму наркоманию, а ее носителей (зачастую действительно личностей неадекватных), и мира наркозависимых, живущих «на отшибе» социума. Пока наркомания остается проблемой, каждому стоит знать о ней как можно больше.

Кажется, об этом недуге известно всѐ. От первого «кайфа» до состояния «ломки», когда человек летит вниз, словно с горки, и незаметно для себя приближается к трагическому концу.

История наркотиков уходит в глубокое прошлое. Одурманивающие запахи некоторых растений или их дым две тысячи лет назад использовались при проведении различного рода заклинаний, ритуалов. Наркотические препараты применялись также для лечения некоторых заболеваний. Но позднее наркотики стали проникать из этих табуированных областей в сферу повседневной жизни. Кто-то стал их использовать для убийства своих недругов, другие — для удовлетворения жажды удовольствий или как источник власти над человеком… Древние народы многое могли бы рассказать нам о пагубности наркотиков. «Опий, — писал Платон, — незаметно овладевает всеми помыслами, истощая мозг и организм, приводит к полной апатии, обрекающей на бесплодное прозябание и быструю гибель». Употребление смертоносного зелья в древние времена не только порицалось, но и каралось законом (Греция, Китай, Египет, Персия). Широкому знакомству человечества с наркотическими веществами способствовало мореплавание, расширение торговли и войны. Да, войны! Впервые как оружие массового поражения наркотик был использован европейцами-колонизаторами в войне против Китая. Благодаря чему с XIX века смертельные стрелы – опий, гашиш, кокаин – стали разлетаться рикошетом по всему миру. А к концу XX века наркомания приобрела масштабы эпидемии, пожирающей миллионы жизней. С каждым годом увеличивается число еѐ жертв, среди них немало детей школьного возраста. «Жизнь была обычной, без скуки и тоски. Захотелось курить – кури, захотелось выпить – пей. Не было лишь хороших друзей, которые могли хоть что-нибудь сделать для неѐ бесплатно. За всѐ нужно было платить. И она платила. Но однажды денег не оказалось. И продать было нечего. Закадычный друг Бен сказал, что ничем не может помочь. Закадычная подруга Киса отказалась купить ей дозу. Тогда она подошла к окну и прыгнула. Прыгнула туда, где мир был большой и обыденный, где кипела жизнь». В уголовном деле №733 о гибели девочки свидетелей не значилось. А свидетели были. Уличный фонарь да бабулька с первого этажа, выглянувшая из-за занавески.

Каждый год от наркотиков умирает молодых людей больше, чем на всех вместе взятых войнах и «горячих точках» планеты. Наркотики с древнейших времѐн используются в качестве обезболивающего средства в медицине. Скольким людям они облегчили страдания, а возможно продлили жизнь. Конечно, следует признать, что медицинский аспект не подлежит обвинению, мы обвиняем не те или иные «вредные» вещества как таковые, а внелечебное их применение. Ведь даже некоторые медицинские препараты имеют спрос у наркоманов. Многие наркоманы вовлекаются сначала ради баловства, думая, что они могут бросить в любой момент. Но остановиться не могут. Для этого уже нужна воля и сильный характер. Слабость человека как раз используют те, кто всегда готов предложить «таблеточку для балдежа» . Они и травку приготовят. Для начала могут угостить просто так – бесплатно. Им нужно, чтобы новая жертва попала на крючок. Тогда вы полностью в руках торговца. И будете платить любые деньги. Именно этого и хотят торговцы «счастьем». Наркоман – это дойная корова, это овца, с которой дерут все три шкуры. Человек стремился к приятным ощущениям и что же он получил? У подростка-наркомана пропадает интерес к учѐбе. Новые знания усваиваются с трудом, а полученные быстро улетучиваются. Развивается равнодушие к близким. Наркоман оказывается в зависимости от тех людей, которые имеют наркотики. Эти люди держат его, как собаку, на коротком поводке. Он – их раб. У него нет надежд, нет будущего. Наркоман перестаѐт быть личностью. Он становится слабым и безвольным и всѐ более убеждается в этом. Он – никто. Люди, по легкомыслию употребляющие наркотические вещества, приносят вред и себе, и окружающим людям: друзьям, родителям. Мы обвиняем наркодельцов, людей, у которых руки по локоть в крови, которые жаждут, как вампиры, чужих страданий и зарабатывающих на них деньги. Все они заслуживают самого серьѐзного порицания. Но что же мы можем сделать?

Главным наказанием преступников должно стать наше желание противостоять этой мерзости. Однако, если уж на то пошло, то настоящий ответ на проблему наркотиков — это вообще никогда их не пробовать. И как бы ни было трудно стоять лицом к лицу со своими проблемами, последствия приема наркотиков всегда хуже, чем та проблема, которую человек пытается решить с их помощью. Потому что наркотики лишают жизнь тех ощущений и радостей, ради которых мы и живем.

___________________________________________________________________________________

СТОП НАРКОТИКАМ

Молодежь и наркотики

В настоящее время людей, употребляющих наркотики, больше, чем когда-либо ранее, и многие из наркоманов являются молодыми людьми. Связь между молодежью и употреблением наркотиков вызывает несколько вопросов. Например, «Почему молодые люди подвергаются риску наркомании? Почему молодые люди употребляют наркотики? Что плохого в изготовлении наркотиков, если люди изготавливают их на протяжении многих веков?». Попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов, но для этого нужно начать с основ.

Что такое наркотики?

Для того, чтобы понять, почему наркотики могут вызывать зависимость, нужно сначала понять, что такое наркотики.

Психотропное вещество — это вещество, способное вызвать у человека изменения образа мышления, восприятия и поведения. Одни из этих веществ называют наркотиками, а другие, такие как алкоголь или табак, считаются опасными, но наркотиками их не называют. Термином «drugs» в английском языке также называют ряд веществ, используемых под наблюдением врача для лечения болезней.

Для целей настоящего описания наркотиками будут называться искусственные или натуральные вещества, которые используются без медицинского контроля в основном для того, чтобы изменить мышление, восприятие и поведение человека в целях получения удовольствия.

В прошлом большую часть наркотиков делали из растений. Это значит, что растения выращивали и затем путем переработки превращали в наркотики, например пасту коки, опиум и марихуану. На протяжении многих лет эти «полуфабрикаты» в дальнейшем перерабатывались в другие наркотики, такие как героин и кокаин. Наконец, в ХХ веке люди обнаружили, что наркотики можно синтезировать химическим путем. Такие наркотики, которые называют искусственными или синтетическими, включают амфетамин, экстази, ЛСД и т.д. Изначально синтетические наркотики производили в экспериментальных целях и только потом их стали употреблять для развлечения. Однако теперь в виду того, что объемы наркоторговли растут, разработка новых видов наркотиков осуществляется специально для потребления людьми в целях развлечения.

Аналоговые наркотические коктейли появляются и исчезают с поразительным постоянством. Впервые за всю историю человечества целый промышленный сектор разрабатывает и производит наркотики, употребление которых считается нарушением общественных норм, и все это делается с одной единственной — развлечься.

Почему наркотики это плохо?

Злоупотребление наркотиками влечет за собой множество негативных последствий для здоровья, начиная с таких незначительных проблем, как респираторные инфекции или проблемы с пищеварением, и заканчивая потенциально смертельными заболеваниями, например СПИДом или гепатитом «С». Естественно, тяжесть последствий зависит от вида наркотика, его количества, способа и частоты употребления. Некоторые наркотики, такие как героин, вызывают привыкание гораздо быстрее, чем другие. Но в любом случае регулярное употребление наркотиков или непрерывное воздействие ими — даже в течение непродолжительного периода — может вызвать психологическую зависимость. Это означает, что, когда человек перестает принимать наркотики, он испытывает синдром ломки и непреодолимое желание снова принять наркотик.

Злоупотребление наркотиками также разрушительно действует на мозг. В зависимости от разновидности наркотика, сила и характер негативного воздействия могут варьироваться. Однако достоверно известно, что злоупотребление наркотиками негативно влияет на работу мозга и изменяет его реакцию на окружающий мир. Именно поэтому психотропными называют вещества, которые воздействуют на мозг. Невозможно спрогнозировать, как изменится ваше поведение, поступки, ощущения и мотивы после употребления наркотиков. Наркоманы подвергают свои жизни непредсказуемому риску, вмешиваясь в естественные мозговые процессы.

Наконец, злоупотребление наркотиками лишает людей способности действовать независимо и осознанно, а также удовлетворять свои потребности. Вопрос о том, насколько независимыми являются наркоманы, когда отсутствует контроль над их действиями или реакцией, остается спорным. При этом не вызывает сомнений, что человек с аномальными биохимическими процессами теряет все то, что делает его восхитительным и уникальным.

Если люди употребляют наркотики на протяжении многих столетий, что плохого в их эпизодическом употреблении?

В прошлом наркотики были не такими сильнодействующими, как сейчас. На сегодняшний день даже так называемые натуральные или легкие наркотики, например марихуана или ее разновидность с очень сильным запахом, являются гораздо более сильнодействующими, чем в 60-е годы прошлого века. На протяжении многих лет эти наркотики подвергались биологическим и химическим модификациям в целях повышения в них концентрацию активного ингредиента — вещества, которое вызывает состояние «кайфа». Тот аргумент, что наркотики применялись в прошлом, не оправдывает злоупотребление ими, потому что 200 лет назад никто даже мечтать не мог о том, что наркотики, доступные сейчас, будут настолько сильными. Более того, в прошлом структурированная социальная среда выступала в качестве эффективного регулятора употребления наркотиков и поведения индивидов. В нынешних социальных условиях эта структурированная среда отсутствует. Кроме того, сама сила воздействия современных химических веществ настолько велика, что она делает социальный контроль неэффективным.

Следует также иметь в виду, что существуют наркотики, такие как героин или курительный кокаин, называемый «крэк», которые вызывают зависимость очень быстро. Это значит, что даже если их употреблять для развлечения, они, как правило, вызывают сильную физическую зависимость, которая влечет за собой рост потребности в наркотиках. Даже те наркотики, которые, по мнению людей, можно употреблять время от времени — так называемые клубные наркотики (экстази, гаммагидроксибутират (GHB) и амфетамин), как правило, вызывают желание снова и снова возвращаться к испытанным ощущениям.

Действие большинства наркотиков изучено не очень хорошо. Но даже в том случае, если необходимая информация имеется, реакция организма на любой наркотик индивидуальна, поскольку она зависит от физических и психологических особенностей организма, и даже редкое употребление наркотика может привести к непредвиденным последствиям и вызвать непредсказуемую реакцию.

Тенденции в сфере наркотиков

Хотя составление точной картины масштабов проблемы злоупотребления наркотиками среди молодежи затруднительно вследствие острой нехватки информации, мы можем взять за образец группы молодых людей из развитых стран для того, чтобы получить представление о том, в каком направлении движется молодежная культура. Поскольку молодежная культура принимает все более глобальный характер и имеет своим источником Запад, изучение целевых групп в этих странах может помочь в выявлении новых тенденций в области злоупотребления наркотиками.

__________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *