Овалы в заднюю полку

Динамики типа «овалы», те, которые 6х9 дюймов, смело можно назвать народными. Так как они являются одними из самых популярных на рынке акустических систем для автомобилей.

Большое количество машин плохо приспособлены для установки серьезной акустики, без переделок, а вот «овалы» в заднюю полку воткнуть можно практически в любом авто 🙂 Я имею в виду седаны. И люди, не слишком притязательные, а также не желающие выбрасывать много денег на звук в любимом жигуленке (к примеру), но при этом жаждущие, «чтобы было громко» — устанавливают «овалы», или «блины».

Приверженцы «правильного» звука скажут мне, что надо делать «правильный» фронт, в первую очередь. Потому что музыка должна звучать спереди! Так как обычно мы слушаем музыку именно оттуда. Ведь со сцены, в кинотеатре, или в ресторане музыка обычно звучит спереди. И садиться задом к сцене как бы не совсем логично.

Но реальности часто получается так, что люди слушают музыку оттуда, откуда могут ее слушать 🙂 Еще не стоит сбрасывать со счетов любителей электронной музыки, для которых понятие «звуковая сцена» не сильно важное. Да и не каждый готов вкладывать деньги в построение качественного фронта. А овалы выдают неплохой звук с хорошими низами. А еще бывает, что динамики просто есть в наличии, и их надо только установить, чтобы получить более-менее нормальное качество звучания, а покупать новые не хочется.

В общем, при соблюдении определенных принципов вполне возможно добиться хорошего звучания «овалов» и не «влететь» по деньгам. Да, кстати, у меня в предыдущей машине, ВАЗ-21063, сзади стояла пара динамиков 6х9 «Иволга». От кассетной магнитолы Sony они играли так, что дребезжали пластиковые молдинги, крышка багажники и номерной знак. Это было слышно на 6-ом этаже дома, где я когда-то жил. Меня это дико радовало и полностью устраивало. На тот момент 🙂

Но есть ли вообще смысл устанавливать такие динамики? И что же надо для того, чтобы «овалы» хорошо звучали?

Смысл однозначно есть, если «блины» уже в наличии, и не хочется покупать и устанавливать что-то более серьезное. С минимальными усилиями они будут неплохо звучать.

Для начала следует сделать максимально жестким место инсталляции. Для этого заднюю полку надо обработать вибро- и шумоизолирующими материалами, или даже заменить ее на более прочную конструкцию. Для некоторых моделей автомобилей в продаже есть готовые полки из фанеры или МДФ. Впрочем, самому изготовить полку и обтянуть ее каким-нибудь материалом в цвет салона не должно быть слишком сложно.

Если же динамики устанавливаются в отверстия в металле, стоит сделать под них небольшие проставки из фанеры или того же МДФ. Акустика должна сидеть плотно и жестко, без щелей и зазоров. В этом поможет проставка и немного вибры, ну или какого-нибудь битопласта. Прикрутить динамики через проставку к металлу болтами и гайками будет лучше, чем крепить их саморезами.

Насчет ориентации динамиков. Кое-кто делает под них подиумы на задней полке, с доворотом. Не надо этого делать, так как звук и так идет в салон, отражаясь от заднего стекла, создавая равномерное звуковое поле. А подиумы направляют динамики вообще в потолок или в затылок пассажиров, что для них не есть комфортным 🙂 Я не один раз видел такое собственными глазами в некоторых автомобилях.

Существует еще один неплохой вариант использовать «блины». В случае, если у вас в автомобиле есть и фронтальная акустика, а головное устройство позволяет отфильтровать частоты, пустив на фронт высокие и средние, а низкие — на тыл, то можно получить неплохой звук в достаточно широком динамическом диапазоне. Ведь фронтальная акустика, пусть даже не сильно качественная, не будет захлебываться на низах, а тыловая — не будет перетягивать к себе звуковую сцену, а отыгрывать низкие частоты. Получится такая себе бюджетная замена сабвуферу. Кое-кто для этой цели буквально выдирает из коаксиального «блина» высокочастотник 🙂

Иногда динамики 6х9 пробуют устанавливать в передние двери. Именно для того, чтобы получить хороший фронтальный бас. Почему пробуют? Потому что в большинстве попыток результат не радует. Все дело в том, что практически все «овалы» рассчитаны на установку типа «freeair», то есть в бесконечный акустический экран. Корпуса для такого динамика не надо, он отлично играет без него. Если же установить его в корпус, даже такой, как дверь, качество звука вряд ли будет хорошим. Да и усилий для установки относительно большого динамика надо приложить много.

Конечно, все реально, если есть желание и много времени 🙂 К примеру, «блины» иногда можно использовать в качестве низкочастотного звена в трехкомпонентной фронтальной системе. Правда для этого надо хорошо знать, что делаешь и зачем.

В общем, резюмируя, можно сказать, что «овалы» вполне можно использовать, особенно, если они у вас уже где-нибудь валяются в недрах гаража 😉 А также в том случае, если вы не очень требовательны к качеству звука, ориентации звуковой сцены, не хотите заморачиваться сложной установкой и настройкой аудиосистемы.

Если же вы хотите строить «правильный» звук в своем автомобиле «с нуля», а также планируете когда-нибудь участвовать в соревнованиях по автозвуку, начните с фронта. Качественная «голова» и фронтальные динамики (хотя бы двухкомпонентые), соответствующая силовая и акустическая проводка — вот хорошее начало! 😉

Ошибкой было бы думать, будто масленица — наше эксклюзивное национальное достояние. Под иными именами она существует повсюду.

СТАРИННЫЙ ПРАЗДНИК

Посягну даже на совсем святое: поедание в этот день блинов — духовная скрепа вполне интернациональная. Теперь вы поняли, к чему это я. К блинам. И пусть у тех, кому масленица — Fat Tuesday, они называются pancakes, а у кого на дворе Mardi Gras — вообще les crepes, у нас перевод свой: блины — это акустика 6 х 9 дюймов.

Наша масленица (как и обычная, у обывателей) отмечается раз в году, когда мы созываем на тест акустику этого типа. Года обычно хватает производителям, чтобы напечь свежих, так что повторное попадание «блинов» на наш лабораторный стол практически исключено. А поэтому можно (что мы любим и уважаем), взяв в руки нож и вилку, оценить, как меняются рецептура и ингредиенты.

Заметим, что праздник с «блинами» не только светлый, но и действительно старинный: этот типоразмер автомобильной акустики возник очень давно и явился в своё время настоящим прорывом в том, что тогда считалось качеством звучания, потому что сразу стало громко, сразу стало басовито, сразу (или не совсем сразу) стало красиво.

Громко — потому что по площади диффузора у 6 х 9 конкурентов среди широкополосной акустики нет. Ближайший преследователь стандартного калибра, 6,5 дюйма, уступает на треть, следующий, уже гораздо менее стандартный калибр 8 дюймов — это прибавка ещё на четверть. Осознавая это, при подготовке к публикации графиков АЧХ акустики этого размера, мы заранее расчищаем пространство для повышенной отдачи: верхним пределом на графиках становится 110 дБ, а не 100, как обычно.

Басовито… да вы уже прочли главное: каждый «блин» — это почти «восьмёрка». Два (а они ходят парами, это — закон, строгий и старинный) — больше «десятки» по площади диффузора. Площадь, конечно, не главное, здесь важны и параметры динамика, но они у большинства качественных «блинов» (об иных мы здесь не говорим) выбраны именно с расчётом оптимальной работы на нижних частотах. Это производителям было относительно просто сделать. Достаточно низкая резонансная частота легко получается в силу большой массы диффузора, а главное — любой динамик калибра 6 х 9 с гарантией будет работать в условиях free air, на практике — на объём багажника, исключения встречаются в инсталляционной практике настолько редко, что не считаются. А значит, какая у динамика сделана резонансная частота, такой она и останется после установки в характерное (и оптимальное) для него акустическое оформление. И главное — не промахнёшься…

Осознавая и это, а именно то, что в большинстве инсталляций от «блинов» будут ожидать существенного вклада в басовую картину мира, мы, уже не в первый раз, сопровождаем АЧХ, полученные измерениями в условиях, эквивалентных безэховым, кривыми, полученными путём моделирования АЧХ на низких частотах в типовом автомобильном салоне, как делаем в тестах сабвуферов. Вы скоро увидите: большинство испытуемых не зря берут на себя роль сабвуферного звена, у них для этого есть основания. А у некоторых — совсем серьёзные основания.

Что у нас осталось? Насчёт «красиво». Успехи акустики 6 х 9 в этом аспекте требуют, чтобы мы определились с терминологией. Общее правило (слегка огрубляя и округляя) таково: чем скромнее такая акустика выглядит, тем лучше она играет. Никакой мистики: эффектная внешность чаще всего создаётся футуристической архитектурой узла СЧ/ВЧ, установленного в центре диффузора, точнее — перед ним. Чем здесь всё пышнее сделано, тем сильнее проявляются паразитные отражения от тыльной стороны СЧ/ВЧ-«острова», тем более непредсказуемые эффекты он создаёт, затеняя собой немалую часть диффузора мидбаса. Куда менее броская одинокая (или, как было несколько раз, сдвоенная) купольная пищалка вменяемых габаритов вносит намного меньше сумятицы в излучение, со всеми вытекающими позитивными последствиями. Побочный эффект такой конструкции — возможность сделать ось пищалки наклонной: постоянно или регулируемо. Для таких участников (как совсем недавно — для 6-дюймовых коаксиалов) мы будем демонстрировать эффект наклонной оси, приводя две «угловые» АЧХ: условно правильную и условно неправильную. Когда посмотрите на кривые, увидите: они таковы безусловно.

Забегая вперёд… может зря, не знаю. Ну да ладно, раз начал. Один из участников оказался устроен в соответствии с теоретическим идеалом точечного когерентного излучателя. То есть пищалка у него расположена не перед центром диффузора, а в центре, ничего не загораживая. Точно так же был устроен 6-дюймовый коаксиал этой серии и этой фирмы. Там всё сложилось наилучшим образом, что мы и отметили в положенное для этого время. Здесь идиллии не вышло. Пищалка работает распрекрасно, точно так же, как у круглого аналога, но диффузор в полтора раза большей площади её перекрикивает, нарушая баланс между чувствительностью полосных излучателей. Будет интересно — идентифицируйте героев драмы и сравните, в этом номере и в прошлом.

Забег вперёд завершён, возвращаемся к общим положениям. Осознавая (в очередной, кажется последний, раз), что «блины» будут прописаны в задней полке, то есть там, где на них не распространяются премудрости звуковой сцены и всяких фокусировок, мы всё же хотели бы, чтобы в тональном отношении акустика выполняла свои обязанности. Поэтому достоинства, относящиеся к частотному (и, как следствие, тональному) балансу будем ценить выше, нежели модельную внешность.

КОМУ — ЧТО

Самую многочисленную группу — более половины от общего числа участников — составили динамики традиционной «полочной» конструкции, богато оснащённые разнокалиберными дополнительными излучателями. Ключевые слова — «разнокалиберными» и «богато». То есть много, больших, разного типа и размера — и с разной зоной ответственности. Формально говоря, таких красавцев семь, это Revolt, JVC, Kenwood, Kicker, VIBE, JBL и Polk Audio, но по «богатству» в оговоренном смысле слова они неравнозначны, как неравнозначны оказались и по характеристикам, почти в обратной пропорции к внешности.

Из-за особенностей конструкции всем «многополосным» участникам в той или иной степени свойственна окраска звучания, которая зависит ещё и от особенностей установки. Собственно, эти динамики по-своему хороши, если правильно сформулировать свои приоритеты. Например, JVC — далеко не академический характер подачи сопровождается выдающейся чувствительностью и звучанием ярким и эффектным, как леггинсы с цветным принтом. Отметим VIBE — за низкие искажения и великолепную конструкцию. Оба получают «Рекомендацию» за сказанное.

Kicker становится «Фаворитом» — по басовым способностям он уступил только безоговорочному «Лидеру», речь о котором впереди, отлично себя показал и вне басового поля. Вторым «Фаворитом» становится «аудиофильский блин» Alpine — великолепное звучание плюс возможность ориентации пищалки.

Phoenix Gold (это о нём было во вступлении, вы правильно отгадали) — весьма перспективная конструкция, но её потенциал можно полностью раскрыть только в поканальном включении. Это для любителей эксперимента.

И, как вы уже догадались, «Лидер» — это Focal. И не потому, что самый большой (видали и больше), и не потому, что пищалок две (видали и намного больше), а потому, что и звучит великолепно, и басит от души.

Теги: Групповой тест
Информация

С августа 2020 года наш магазин и студия установки находятся по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-09-27
Акустика Dego: Dego PO-520, Dego PO-650, Dego SP-520, Dego SP-650, Dego ST-520.

2020-09-25
Усилитель мощности Deaf Bonce Apocalypse AAB-500.1D Atom.

2020-09-25
Усилители мощности Eton: Eton POWER 150.6, Eton POWER 220.4, Eton POWER 450.2.

2020-09-25
Акустика Eton AG100.2.

2020-09-25
Усилители мощности JL Audio: JL Audio JD1000/1, JL Audio JD250/1, JL Audio JD400/4, JL Audio JD500/1.

Почитать

Тест головного устройства PROLOGY MPC-70 (Android 9.0

Тест мультимедийного ГУ Alpine iLX-W650BT и усилителя Alpine KTA-450

Скромные снаружи
Тест 4-канального усилителя JL Audio JD 400/4 и 1-канального усилителя JL Audio JD 500/1

Возвращение мистера Твистера
Тест 4-канального усилителя Audio System Twister F4-400

JBL CLUB 602C

Посмотреть

Kenwood DMX8020

Полная шумоизоляция Volkswagen Caravelle T6

Prology MPC-70

Аудиосистема в Audi Q7 второго поколения

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai

Процессорная аудиосистема в Mercedes C class (W205) coupe

Полная шумоизоляция и установка музыки в BMW X1 F48

Процессорная аудиосистема в Nissan X-Trail T32

Новое на форуме

Доброго дня уважаемые эксперты! Система на сегодняшний день вырисовывается такая: 1. MadBit DSP Player PRO — 33000 2. СЧ/ВЧ будут играть из стойки в лоб, от двух ламповых усей EOS Mozart1 побор . . . . .

Ужаемые, подскажите пожалуйста у меня focal performance 165f играют поканально. Хочу поменять Твитеры так как один захрипел да и не особо нравился их металлический окрас звука, присматриваюсь к твитер . . . . .

Вопрос по силовой проводке. В наличии есть очень качественные провода медные в силиконовой двойной изоляции сечением 3 GA (25мм2). Есть около 3 метров силового провода 0 GA ( 50мм2). Усилители на . . . . .

Вечер добрый! Ребята помогите советом по компоновке системы sq. Toyota LC 100. Динамики штатные 2 твитера, 2фронт, 2 тыл + штатный саб (запитан от старенького fusion-602) Аудиоподготовка дверей про . . . . .

Всех приветствую, прошу помощи у знатоков, в общем имеется саб esx 1040, подскажите в каком объеме сделать корпус ЗЯ, чтобы бас был не размазанный, достаточно точный, быстрый, по возможности глубокий, . . . . .

Здравствуйте. Авто Прадо 150. Штатная голова. Amp panacea уже есть. Из акустики присмотрелся к Eton POW 170.2 Compression или Eton POW 200.2 Compression место позволяет их установить. Планирую покан . . . . .

Привет друзья, подскажите пжл обьем короба для саба JL Audio 12W6v2-D4, хотелось бы узнать и ЗЯ и ФИ, всем спасибо . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Alpine IVA-D511R → Очень музыкальный аппарат. По звуку статусу не уступает. А все эти современные 193 и 195 рядом не стоят. . . . . .

Усилитель Rockford Fosgate T1500-1bdCP → Отличный музакальный усилитель мощность зашкаливает, очень доволен приобретением этого усилка, да и по питанию не прожор . . . . .

Акустика Hertz CK 165 → акустика очень хорошая за свои деньги, ставка сделано особенно на середину, но и басс тоже хорош, твитера не впечетлили, . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → Саб высчего качество, басс глубокий и мясистый, отличный и чистый звук, нужен хороший моноблок, саб стоит дорого, но кач . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → Саб высчего качество, басс глубокий и мясистый, отличный и чистый звук, нужен хороший моноблок, саб стоит дорого, но кач . . . . .

Автомагнитола Sony CDX-GT575UE → Автомагнитола хороша по звуку,но дисплей сдох через месяц,без вариантов.Вот и думайте сами.Без дисплея,это просто метало . . . . .

Усилитель Alpine PDX-F4 → превосходное качество звучания, не греется! если честно такого четкий звука я лично не слышал!!! после авария я постав . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-S5000BT → Аппарат реально удивил качеством звука и своим функционалом.Очень удобное меню,читает все форматы. Звук насыщеный,богата . . . . .

Ваши установки

В статье рассматривается тыловая акустика, которая поддерживает звуковую картину для пассажиров, сидящих на передних сидениях автомобиля, так как по традиции автомобильная аудиосистема изначально настроена именно на них. Случай лимузинов и им подобных здесь рассматриваться не будет – у них совсем другие решения и критерии.

Итак, заниматься тылом целесообразно после того, как на фронте будут одержаны немаловажные победы, выражающиеся в достижении гладкой частотной характеристики и фронтальной акустики, сформированной звуковой сцене и решенному вопросу с басами.

В любом помещении основной звук доходит до слушателя непосредственно. Но определенная его часть отражается от различных предметов и стен. Интенсивность отраженного звука намного меньше интенсивности прямого, но именно отзвуки делают звучание богатым, наполненным, претендующим на сходство с реальным.

Поэтому тыловые звуковые волны в салоне автомобиля должны быть добавкой к фронтальным (основным) и не давать самостоятельного звука. В этом смысле наш термин «подзвучка» не так полно отражает суть вопроса, как английский «rear-fill», то есть «тыловое заполнение». В техническом смысле «тыловая подзвучка» — это звуковое поле, которое воспроизводиться вспомогательными громкоговорителями, находящимися позади слушателя. Основная цель такой подзвучки заключается в том, чтобы добавить реализма и глубины к звучанию фронтальной (основной) акустической системы.

Многие ошибочно полагают о том, что мощную широкополосную акустику надо устанавливать сзади. Это заблуждение является следствием прошедшего периода развития авто стерео систем, когда, действительно, самым подходящим местом в салоне автомобиля была задняя полка. Надо отметить, что и сегодня существует достаточно автомобильных производителей, не желающих обременять себя компоновочными проблемами, которые связаны с оборудованием качественной фронтальной акустики. Они то и ставят в задней части салона излучатели гораздо большие по размеру, чем установленные на панели приборов или в передних дверях.

Исходя из устоявшихся традиций, производящие головные устройства компании, часто соединяют RCA выходы и встроенные усилители так, что сигналы на линейном выходе (предназначенные для последующего усиления) обозначаются как тыловые.

Можно ли отнести такие системы к высококачественным? Определенно – нет. Какими свойствами обладает тыловое звуковое поле, если исходить из общих принципов проектирования звуковой системы в автомобиле, точнее – если нужно наиболее реалистичное воспроизведение звука.

Во-первых, отраженный звук не имеет осмысленных басов. Да, низкие звуки отражаются, но при отражении не несут информации о местоположении источника, как раз поэтому устанавливать сабвуфер можно где угодно. Далее, высокочастотные составляющие в отраженном звуке практически отсутствуют, так как с расстоянием и при отражении сильно ослабляются.

Несколько советов:

  • Не устанавливайте высокочастотные излучатели сзади. Проще и дешевле приобрести пищалки, предназначенные специально для фронтального комплекса.
  • Не устанавливайте большие динамики в тылу. Идеальными здесь являются 3,5-4 дюймовые широкополосные или средне частотные головки.
  • Не планируйте большую мощность тыловых каналов, так как соответствующий уровень мощности после настройки будет меньше мощности передней акустики в 20-100 раз – это единицы ватт даже на максимальной громкости.
  • Лучше, когда звук от тыловых динамиков достигает слушателей не напрямую, а после отражения, к примеру, от заднего стекла, в результате чего воссоздается диффузное звуковое поле.
  • Если в багажнике установлен сабвуфер и тыловые динамики не изолированы от пространства багажного отделения, то низкочастотные колебания, взаимодействуя с тыльной стороной диффузоров, будут заставлять последние работать в режиме пассивных излучателей. Все это вызовет интермодуляционные искажения, довольно неприятные на слух. Поэтому тыловые динамики следует отделять герметичными боксами. Это также будет способствовать демпфированию тыловых головок и, как следствие, улучшит переходные характеристики.

Назад в Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *