Осударева дорога карта

Маршрут межрегионального туристского проекта «Государева дорога»

«Государева дорога» – тракт, связавший Санкт-Петербург и Москву, построенный по указу Петра I. По этой дороге проезжали кортежи императорской династии Романовых. Во все времена на пути следования была развитая инфраструктура: путевые дворцы, трапезные, почтовые станции, экипаже-ремонтные мастерские. Путешествуя по маршруту проекта Ленинградской области, можно познакомиться со значимыми достопримечательностями, связанными с историей создания в XVIII-XIX веке главной дороги, которая соединяет две российские столицы, и историей становления Российского государства.

Маршрут начинается в г. Санкт-Петербург, после экскурсионной программы туристы отправляются в Ленинградскую область в г. Гатчина.

В г. Гатчина гостям Ленинградской области будет предложено посетить Приоратский дворец – архитектурный символ города. Строение сооружено в 1799 году по проекту архитектора Н.А. Львова для рыцарей Мальтийского ордена и является в России единственным памятником землебитного строительства конца XVIII века.

Гатчинский дворец возведен по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди для фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Орлова в 1766 году. Дворец построен в виде охотничьего замка. В последствие, Екатерина II подарила дворец своему сыну Павлу I.

Павловский собор. Собор святого апостола Павла – действующий православный храм в городе Гатчина. Является главным храмом города.

Строительство храма велось в период с 1846 по 1852 гг. по указу императора Николая I. Архитектурный стиль – псевдорусский. Авторы проекта: архитекторы Роман Иванович Кузьмин и Константин Андреевич Тон.

Музей истории города Гатчины культурный центр города, в котором проводятся музыкальные вечера, фольклорные праздники, тематические выставки, встречи с известными людьми, конференции и лекции по истории города и района.

В г. Тосно туристы посетят Тосненский историко-краеведческий музей, который расположен в старинном каменном двухэтажном доме, до начала XX века принадлежавшем семье Смолиных. Гости музея узнают легенду этого дома, молодая хозяйка которого была взята в царские покои Александра III в качестве кормилицы первенца Ники, будущего императора Николая II.

Далее маршрут продолжится в пос. Лисино-Корпус. Здесь туристам предлагается посетить архитектурный комплекс середины XIX века, созданный российским архитектором Н. Бенуа, по заказу Лесного Департамента для нужд первого российского учебного лесничества: императорский охотничий дворец, храм в честь Происхождения Честных древ и Животворящего Креста Господня, а также «дом для сорока практикантов» (учебный корпус).

История императорского охотничьего дворца тесно связана с охотничьими сезонами Императора Александра II. Согласно историческим и архивным источникам Император посещал Лисинские охотничьи угодья 86 раз.

Храм в честь Происхождения Честных древ и Животворящего Креста Господня был построен в 1862 году для воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся егерского училища, располагавшегося в поселке. Здесь принимали причастие выпускники Императорского лесного института, при производстве их в чин обер-офицера лесной роты. Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 г.

Учебный корпус – Императорский лесной институт в Санкт-Петербурге, учреждение первого российского учебного лесничества, первое учебное заведение лесной отрасли России – Егерское училище в Лисино, ныне – Лисинский лесной колледж. На базе колледжа создан и работает учебный музей, коллекции которого посвящены истории Императорских и Великокняжеских охот в Лисино в период с 1846 по 1916 годы.

В д. Андрианово предстоит посетить усадьбу Марьино. Вот уже два с лишним века на берегу Большого пруда и в окружении одного из красивейших парков Ленинградской области располагается старинная усадьба Марьино – настоящая жемчужина русской архитектуры XIX века, некогда родовое гнездо графов Строгановых и князей Голицыных, а ныне дворцово-парковый ансамбль, открытый для гостей.

Усадьба Марьино является памятников архитектуры первой половины четверти XIX века Федерального значения; входит в состав Национальной Ассоциации «Возрождение исторических садов и парков», а также является членом Международного совета музеев ИКОМ (ICOM).

Далее по маршруту следует посещение г. Любань. Духовной и художественной доминантой города и станции Любань является храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, построенный в 1897 г. Храм стал мемориалом в честь строителей дороги, в нем была установлена доска с именами 73 инженеров-строителей.

Также в г. Любань туристам представится возможность посетить первую крупную железнодорожную станцию II класса со стороны Петербурга, которая была открыта 13 ноября 1851 г. Техническая оснащенность станции обеспечивала не только ход поездов, но и ремонт техники.

В 1894 году на платформе станции Любань сделал 40-минутную остановку траурный поезд с телом умершего в Крыму императора Александра III.

Маршрут продолжается переездом в Новгородскую, Тверскую, Московскую области и заканчивается в г. Москва.

  • Объекты просмотра: Приоратский Дворец, Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Музей истории города Гатчина, Усадьба Марьино, Павловский собор, Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Тосненский историко-краеведческий музей, Лисинский охотничий дворец
  • Тематика маршрута: культурно-познавательный
  • Способ передвижения: автомобильный, железнодорожный, автобусный, мотоциклетный

Оставьте заявку на маршрут

и мы обязательно свяжемся с Вами.

Осударева дорога. Места пустые и каменистые зело…
История появления Современное состояние Как добраться самостоятельно
История появления Осударевой дороги это история, овеянная славой и окутанная тайной. Когда имя Петра Первого стало именем настоящего царя Российского, страна была отрезана от морских побережий. Допустить того, чтобы такая конфузная ситуация продолжалась, Петр Алексеевич, конечно, не мог. С его ли любовью к кораблям терпеть такое? России нужна была Балтика. И появилась Осударева дорога, прошедшая по местам «пустым и зело каменистым». Дорога, построенная в 1702 году.

Эта самая сухопутная дорога на водоразделе Белого моря и Онежского озера, от села Нюхча до Повенца, помогла одержать первую крупную победу над шведами и обеспечила желанный путь к Балтике.
Построили 170-верстную трассу (почти 265 км!) за две недели. Правда, и на строительстве работало около пяти тысяч человек из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Интересно то, что строили эту дорогу с двух концов, а завершили ее в середине. Рубили лес, прокладывали гати, мосты, засыпали болота песком, ровняли рельеф. Разведали дорогу по древнему новгородскому пути. Руководил работали сержант Преображенского полка некто М. Щепотьев, любимец царя. Примечательно, что изначально Петру Алексеевичу предлагали вариант дороги через Вытегру более комфортный. Но царю не понравилось шел путь через крупные населенные пункты, а нужно было иметь возможность совершать все переходы скрытно. Существует мнение, что дорога была тем путем, которым доставляли на побережье фрегаты новомодные. Но, на самом деле, никаких документальных подтверждений тому нет. Известно достоверно Осударевой дорогой шли полки, генералитет, духовенство. Конечно, шли не на прогулку, а ради великого дела.

В ходе Северной войны использовалась Осударева дорога для транспортировки войск и грузов главным образом, конечно, вооружения из Олонецкой губернии в Архангельск, а оттуда уже в Санкт-Петербург.

Но уже в 19 веке грандиозное творение крестьян было заброшено за ненадобностью.

Современное состояние Осударевой дороги, разумеется, оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что память о Петре Первом жива в деревне Нюхча, несмотря на то, что Осудареву дорогу в Беломорском районе считают «изюминкой», точно узнать, каков же был маршрут 17 века невозможно, увы.

Ученые восстановили некоторые точки, по которым дорога точно шла. Мыс Вардия, деревня Нюхча (где, кстати, говорят, царь ночевал и даже презентовал свой кафтан новорожденному мальчику), Щепотева и Миленская горы, река Сума, Пихкамох, село Коросозеро, Петровский ям.

В Беломорском районе даже проводили международный военно-исторический фестиваль «Осударева дорога», во время которого был открыт памятный знак в честь 310-летия самой дороги.

Путь государя хорошо знаком и джипперам, которые идут Осударевой дорогой через места, которые по прежнему пусты и каменисты зело. Ничего не изменилось практически за несколько веков. Источник фото — venividi.ru

Добраться самостоятельно до Осударевой дороги можно с двух сторон. Либо до Нюхчи это 100 км от Беломорска по трассе М18, либо до мыса Вардия, что на Белом море. Координаты мыса — 64°3’8″N 36°15’36″E.

Осударева дорога это потрясающие по красоте места болота, камни, мхи, каменистые речки и живописные ручейки, леса…Правда, пробираться по ней задача для настоящего любителя экстрима. Нет не то что асфальта, нет даже грунтовки. Редкий джип доберется до середины этого пути. Но оно того стоит. Потому что Осударева дорога это не только отстраненное и абстрактное понятие «история». Это Нюхча древнее поморское село. Это Вардия неприступная, но уникальная в своем величии. Это Петровский ям, место, печально известное со времен Великой Отечественной войны.

Заказать подбор тура

  • О компании
  • О нас
  • Вакансии
  • Контакты
  • Центр поддержки клиентов
  • Способы оплаты
  • Правила возврата
  • Как забронировать тур
  • Туристам
  • Турагентствам
  • Урегулирование споров с авторами
  • Полезно
  • Как добраться до Карелии
  • Подарочные сертификаты
  • Купить Жд билеты
  • Популярно сегодня
  • Отзывы об отдыхе в Карелии
  • Туры на снегоходах
  • Туры в Карелию зимой 2019
  • Туры в Паанаярви зимой
  • Отдых на Белом море зимой
  • Отдых в Карелии летом 2019
  • Все туры по Карелии
  • Турбазы Карелии

Начнем наше «элитное» путешествие по Рублево-Успенскому шоссе. Это самая короткая (и узкая!) федеральная трасса, с богатейшей историей и не менее богатыми современными обитателями. Жить на Рублевке – значит достичь вершины финансового успеха и престижа. Здесь расположена резиденция Российского Президента, старинные замки и дворянские усадьбы, древние русские храмы… Перед нами промелькнут счастливые и драматические страницы судьбы тех, кто жил и живет на Рублевке… Вы узнаете, почему одиозная Барвиха раньше называлась Оборвихой, кто живет в элитных коттеджных поселках и можно ли попасть в любимую резиденцию президента?

Когда-то по этой дороге ездил на соколиную охоту самый Грозный государь Всея Руси, ради которого и прорубили «царскую дорогу» – 50 верст от Кремля до Звенигорода. По ней ходили на пешее богомолье венценосные особы дома Романовых. В конце блистательного XVIII века вдоль дороги стали вырастать дворянские имения, здесь жили и творили представители настоящей культурной и научной элиты России. А с 1918 года здесь стал жить Иосиф Сталин. По соседству строились государственные дачи высших чиновников, пансионаты и санатории для советской элиты.

Наша первая остановка – село Ильинское. Здесь находится усадьба, владели которой громкие фамилии: Стрешневы, Остерман-Толстые, Голенищевы и Романовы до самой революции. В советские годы тут находился санаторий, в котором работал дед В.В. Путина, здесь же снимался фильм «Москва слезам не верит». Мы заглянем в храм Ильи Пророка цвета желтого золота (1732 года), построенный в стиле барокко, и полюбуемся его изумительным интерьером с редчайшим фаянсовым иконостасом!

На проезде в Барвихе узнаем элитные тайны фантастического замка Мейендорф. Он принадлежал баронам и построен в неоготическом стиле с неописуемой роскошью внутренних интерьеров (1885, архитектор П.С. Бойцов). Здесь работал Ленин, потом был санаторий Совмина, в котором отдыхали и лечились Юрий Гагарин, Сергей Королев и другие легенды Советского Союза, а сейчас это одна из резиденций президента В.В. Путина. Мы посетим небесно-голубой Храм Рождества Христова, который заложен в XV веке. Также сделаем остановку в сельце Уборы, которое украшает шедевр «нарышкинского барокко» – белокаменная резная Спасская церковь. Церковь возводил талантливый крепостной архитектор Яков Бухвостов по заказу графа Шереметьева. Вы узнаете, за что граф высек кнутом легендарного зодчего и другие тайны белокаменной красавицы. Церковь построена в пленительном месте на высоком берегу Москвы-реки с дивным видом на речную долину – готовьте фотоаппараты!

Наш путь по «царской дороге» будет лежать через именитый поселок Николина Гора – статусное место проживания именитой интеллигенции и творческой элиты (Прокофьев, Рихтер, Капица, Михалковы). Здесь же снимался фильм «Утомленные солнцем». Будем проезжать Горки-10 с дачами олигархов и другие поселки, напичканные гламурной инфраструктурой: ресторанами, бутиками, фешенебельные торгово-развлекательными центрами.

На нашем пути встретится одно из старейших сел Подмосковья с 700-летней историей – Успенское. Тут находится замок в стиле викторианской неоготики (архитектор П.Бойцов), принадлежащий банкиру Сергею Морозову, старшему брату знаменитого Саввы Морозова. В этом «шотландском» замке гостили Антон Чехов и Исаак Левитан. Кстати, А. Чехову замок и его обитатели не понравился, он сравнил этот дом с Ватиканом и быстро «сбежал». А Левитан задержался и даже написал здесь серию этюдов и картину «Сумерки. Замок».

Наше путешествие закончится в усадьбе «Введенское», сейчас это санаторий «Звенигород» Правительства Москвы. Усадьба имеет пикантную историю, она построена для фаворитки Павла I Анны Лопухиной. Вы узнаете трогательную историю незаконной любви императора и юной Лопухиной, которой он преподнес поистине монарший подарок. Над возведением усадьбы трудился гений русской архитектуры Николай Львов, его детище по праву считалось одним из самых красивых и величественных имений Московской губернии! В конце XIX века она досталась кирпичному магнату Владимиру Якунчикову, его дочь художница Мария приглашала в гости Чайковского, Бунина, Чехова, Левитана… Усадьба сохранилась в изумительном состоянии. Вы узнаете, что эти места облюбовали кинематографисты и снимали тут эпизоды эпопеи «Война и мир» Бондарчука. А также увидите величественный дом-дворец с коринфской колоннадой, флигели, конный двор, Введенскую церковь с колокольней-ротондой, вечнозеленый парк и фантастическую панораму на Москву-реку. Попасть в усадьбу сложно, но можно… Мы уже обо всем договорились. Просто присоединяйтесь к нашему путешествию!

Продолжительность экскурсии: 7 часов (ориентировочно).

В стоимость тура включено: экскурсионное и транспортное обслуживание автобусом (иномарка), услуги гида, экскурсионная программа:

  • Ильинское, Церковь Илии Пророка с фаянсовым иконостасом
  • Барвиха, замок баронессы Мейендорф (частичный внешний осмотр)
  • Церковь Рождества Христова
  • Уборы, жемчужина «нарышкинского барокко» Храм Спаса Нерукотворного
  • Успенское, замок Сергея Морозова (частичный внешний осмотр)
  • Усадьба Введенское с экскурсией
  • На проезде вы увидите дом художника А. Шилова и дом, в котором живет Максим Галкин в деревне Грязь, деревню Петрово-Дальнее, где прошли последние годы жизни Никиты Сергеевича Хрущева, знаменитые рублевские поселки — Николину гору и Горки-10

Внимание! Уточняйте место встречи по телефону: 8 (495) 229-39-73

Осударева дорога

Как мы пытались пройти карельским трактом Петра Первого

Текст: Леонид Миндель
Фото: Игорь Георгиевский

Путь Петра Первого по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» взяв Нотебург на Ладоге, тем самым обеспечив России возврат берегов Невы и выход к балтийскому побережью.

Я вышел из поезда свежим петрозаводским утром. Нам предстояло проехать триста километров до Беломорска и потом еще пятьдесят до старого поморского поселения. Там была назначена встреча с основной группой. Время в дороге пролетело незаметно, и вот уже Сумский Посад и встреча со второй машиной, новенькой «буханкой». И тут выясняется, что один из инструкторов, Алексей, отправился на знакомство с родителями невесты вместе с экипажем третьей машины – «Хантера». Визуальный поиск по дворам результатов не дал (еще один аргумент в пользу того, что забывать в Петрозаводске радиостанции неправильно). В конце концов, сориентировавшись на местности, находим необследованный ранее район Сумпосада и в нем «Хантер», Лешу и его экипаж.

Поехали

«Известную тебе, Государь, по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, – и далее, …Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы… Сего 5 августа 1702» – Это сообщение Михаила Щепотева и послужило сигналом для Петра Первого, решившегося на уникальную военно-стратегическую акцию.

Вечереет, выдвигаемся из населенного пункта на юг и ищем место ночевки. Проехав несколько километров по песчаной лесной дороге, натыкаемся на безымянное озеро, на берегу которого и разбиваем лагерь… В темноте потрескивает костер, в кружках налит превосходный коньячный спирт, а скорбный «список забытого» пополняется шестиструнной гитарой. В общем, поем без ансамбля и расходимся спать. Культурная программа на сегодня закончена. Всю ночь шел дождь, а с утра подморозило. В результате подъем, назначенный на восемь утра, как-то сам собой сдвинулся на полдесятого. Руководитель группы Тимофей Рогожин высказался по этому поводу достаточно философично, мол, первый день, народ привыкает, да и тропиться нам особо некуда. Кстати, «привыкающий народ» – это исключительно ваш покорный слуга и Инесса (турист из Питера), остальные же восемь человек – сотрудники бюро путешествий, и адаптироваться к такого рода поездкам им явно не требовалось.

Вероятно, к середине лета 1702 года не только противник, но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меньшикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова не догадывались об истинных намерениях, связанных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Выдвигаемся в сторону мыса Вардия и Вардагоры, места высадки Петра Первого. Идем колонной, первым Виталий на «буханке» (благодаря его дружбе с GPS, мы ни разу не сбились с дороги), за ним Алексей на «Хантере», а замыкаем колонну мы с Геной на длинном «уазике». Сперва держим направление на юг, а через двадцать километров по накатанной грунтовке уходим на восток в сторону поселка Вирандозеро.

До чего же здесь красиво. Чистый хвойный лес, быстрые речки с деревянными мостами, озера и болота, укрытые ярким разноцветным мхом. Через пять километров выезжаем на берег реки Руйга. Наша сегодняшняя задача – добраться вдоль ее русла до берега Белого моря. И тут проселочная дорога (в европейском понимании этого слова) сменяется знакомой до боли в мостах российской колеей.

При виде долгожданного бездорожья у меня начинают блестеть глаза, и Гена пускает меня за руль. Вдоль Руйги мы едем около четырех километров, а когда до моря остается «рукой подать», путь преграждает разрушенный мост. Встретившийся охотник рассказывает, что за мостом сплошные болота и проехать там невозможно. После небольшого совещания решаем не разубеждать местного «зверодобытчика» в его заблуждениях – нельзя так нельзя.

Дорогою Петра

С утра инициативная группа отправилась на Вардогору. Пеший маршрут составил около пятнадцати километров. Отправная точка – начало «Осударевой дороги» – была взята.

Выступив в роли военного проектировщика-геодезиста и дорожного инженера, Михаил Щепотев предлагает царю дерзкий план сухопутного транзита от Белого моря до Онежского озера. Коридор трассы Нюхча, Волостная – Повенец проходил по местности, практически незаселенной, что соответствовало «государеву замыслу». Азимутное направление маршрута также пришлось по душе Петру I, любителю «строгих першпектив».

После обеда мы тронулись в дальнейший путь. Я пересел за руль «Хантера» и больше по машинам не прыгал. Следующая цель – деревня Нюхча. Час езды по отличной грунтовой дороге, и мы на месте. Совершив налет на нюхчинское сельпо, наша дружная команда принялась искать место для ночлега. Для начала мы по деревянному мосту перебрались на противоположный берег реки Нюхчи и, углубившись в лес, выехали на берег Виручья. Берег был крутой, красивый и… без всякого намека на мост. Я было затеял полемику на тему «а давайте тут проедем», в ответ мне напомнили, что наша задача проехать «Осудареву дорогу», а не положить машины. В результате мы вернулись обратно в Нюхчу и, под удивленные взгляды местных жителей (чего это они тут разъездились?) пересекли мост в обратном направлении. Вдоль реки мы доехали почти до самого моря и остановились на ночевку в заброшенном песчаном карьере. Я было предложил переночевать на берегу моря, но мне, как всегда, спокойно и терпеливо объяснили, что прилив, конечно, замечательное явление природы, но просыпаться под водой неинтересно.

Прощай, цивилизация

Купив в пекарне свежего хлеба, мы отправились по той же дороге обратно, проехали Вирандозеро и ушли южнее. Следующей точкой нашего пути была деревня Валдай… Вечерело, стало совершенно понятно, что сегодня до Валдая мы не доедем. Дорога оставалась неплохой, но хлипкие мосты через многочисленные речки сильно задерживали. А вот и Сумский Ям. Если до него мы постоянно двигались параллельно Осударевой дороге, то теперь пересекаем ее и уходим южнее (далее «трасса Петра» затоплена Выгозерским водохранилищем и следование по ней невозможно).

Уже в первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца царским именем сгоняются к местам работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также выговские общинники и «работный люд» волостей Выгозерского погоста. Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом – топорами, пилами и лопатами.

Под легкий дождик мы въехали на территорию Валдайского охотхозяйства. И тут обозначенная на карте дорога закончилась… Мы оказались перед выбором: ехать по накатанному тракту в сторону Валдая (делая большой крюк и минуя Хижозеро) или рубиться напрямки. Немного поплутав среди лесовозных «усов» и заброшенных делянок, мы вернулись на несколько километров назад и ушли на едва заметную тропку, которая привела нас в замечательное болото. Было уже совершенно темно, к тому же похолодало, нас немилосердно швыряло по гати из полусгнивших бревен, но мы прорвались и выехали в предполагаемое место ночевки у берега Хижозера.

Облаченный неограниченным доверием, царский любимец Михаил Щепотев приступает к строительству «Осударевой дороги». Начался уникальный инженерно-строительный эксперимент по возведению волока по ранее непроходимым местам, где «…и елень не проходит беспечно». По наказу от 8 июня 1702 года сержант Преображенского полка получает право: «…в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить… и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было».

Утро встретило нас заморозками, на палатках и тенте слой льда, под ногами иней. Пока собирали лагерь, с озера вернулся наш главный рыбак Леша. Его сегодняшняя добыча – килограммовая щука! Значит, вечером будет уха…

Выдвинулись к Валдаю. Порядок тот же – Виталий на «буханке», за ним я на «Хантере» и Гена на «длинном» замыкающий. Начались настоящие болота, многокилометровые гати. Прыгая по притопленным бревнам, я думал о том, какую же надо иметь силу воли и веру, чтобы вот так, по колено в воде, пройти более двухсот пятидесяти километров практически без сна и отдыха, полуголодным, без лекарств и средств первой помощи. Когда я представил себе эту картину, мне стало не по себе и я покрепче вцепился в руль УАЗа, ища у него поддержки.

Через пару десятков километров мы выехали на отличную укатанную дорогу и понеслись с ветерком, насколько позволяли лужи и ухабы. Вот и Валдай, далее наша дорога обозначена на карте как неиспользуемая. Закупаем продукты. А поскольку бензина у нас мало (явно не хватит на всю экспедицию), Виталий спешно уезжает на поиски топлива. Правдами и неправдами ему удается купить у лесхоза немного горючего, но и его явно недостаточно. Впрочем, выбора у нас нет… У моста через реку Вожма устраиваем привал, обед и любуемся природой. Мы с Георгиевским ходим по мосту и снимаем пейзажи. Хороший, большой и крепкий мост – это последний оплот цивилизации, дальнейший путь неизвестен.

Возведение мостовых переправ сдерживало ход строительства. Крестьяне Поморья и Заонежья с огромными жертвами прокладывали царский волок. От холодов, сырости, скученности, антисанитарии и недоедания у строителей возникали тяжелейшие эпидемии. Участь многих из обессиленных была предрешена.

Способ передвижения

За мостом дорога в любом ее понимании закончилась,начались сплошные болота и гати. На единственном сухом участке отпечатки медвежьих лап. Здесь прошли медведица с медвежонком, судя по следам, пару часов назад (дождь не успел размыть борозды от когтей). Размышления о том, что с собой нет ни одного ружья, перестали быть праздными.

Посреди болота на «длинном» УАЗе спустило колесо. Заменили. В результате на три машины осталась одна запаска. Болота закончились, и начался затяжной подъем, но расслабляться не давали валуны в колее (за них то и дело цеплялись мосты). На закате выехали к Варожгоре, давно покинутой деревне. Когда-то тут жили староверы. А сейчас серые полуразрушенные дома с провалившимися крышами являли собой жутковатое зрелище.

От ночевки здесь пришлось отказаться. Мы уже существенно выбивались из графика. Из разбросанных вокруг бревен ребята напилили дров на вечерний костер. Кстати, когда-то здесь было богатое старообрядческое поселение, но после петровского церковного передела все изменилось. Люди, не принявшие изменений в канонах, обрекали себя на мучительную смерть в огне. В этих деревнях были самые массовые самосожжения, до двух тысяч человек.

Реально оценивая масштаб проекта по обустройству волока, Петр Первый вслед нап- равляет с «Указом» поручика Преображенского полка Афа-насия Головнина и адъютанта Семеновского полка Михайла Волкова. Статьи указа подтверждали М. Щепотеву полномочия помощников: «…присланы они… для того ж дорожного устройства, дабы Вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена». Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати. Вместе с поручиком и адъютантом к месту работ были направлены несколько рот гвардейцев.

Дальнейшую дорогу нашли не сразу. Сделав пару кругов по деревне, Виталий повел свою «буханку» сквозь, казалось бы, девственный лес. И лишь проехав сотню метров, я начал замечать следы дороги (позже правильность выбранного пути подтвердил и брошенный трелевщик). Мы двигались вдоль реки Выг. Пошел дождь, который очень быстро перешел в град, а затем в снег. Край старообрядцев встречал нас неласково, как бы говоря: «Не место вам здесь, люди покинули эти места давным-давно».

Как это ни странно, дорога оказалась в очень хорошем состоянии (по ней десятилетиями никто не ездил), но наш путь то и дело преграждали небольшие речушки. К тому же в «буханке» кончился бензин. Заправились… Теперь мы совершенно точно знали, что топлива нам не хватит.

Выехали на берег Выга… Поляна, на ней несколько домов. Это урочище Тайгиницы. Дома закрыты и явно ухожены, видимо сюда приходят по воде рыбаки, а может, охотники. Принимаем решение двигаться дальше и через пару часов выезжаем к деревне Шелтопорог (дальше проезжая дорога).

Встав на «Осудареву дорогу» в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса, армейская группа Петра I уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере и готовилась к водному походу на Ладогу. Сыграв единожды военно-стратегическую роль в истории России, трасса «Осударева дорога» с успехом выполнила свое геополитическое предназначение.

Утром подморозило, и «длинный» отказался заводиться самостоятельно, пришлось таскать его «Хантером». Тронулись в путь и через пару часов были на широкой дороге, ведущей к Данилову. Здесь, перелив в «буханку» последнюю канистру бензина, мы разделились. Виталию предстояло добраться до ближайшей заправки и привезти топливо, нам же на «длинном» и «Хантере» – ехать, пока не кончится бензин, и ждать… Машины заглохли почти синхронно на выезде из Тихвина Бора, до асфальта оставалось не более тридцати километров. В ожидании «танкера» предались праздным разговорам и ничегонеделанию…

Выбираемся на асфальт и, миновав шлюз в Повенце, останавливаемся в местечке Сандормох. Здесь зимой 1937-1938 годов были расстреляны порядка десяти тысяч заключенных ГУЛАГа, в том числе и соловецкий этап (1111 человек). Несчастных в одном нижнем белье грузили в Медвежегорске в грузовики и привозили сюда. Стреляли не в затылок, а в лоб (чтобы люди не могли спрыгнуть в яму до выстрела). Весь лес был буквально превращен в гигантскую братскую могилу. Даже когда захоронение обнаружили, его не сразу смогли идентифицировать – чтобы замести следы, чекисты высадили поверх могил двадцатилетние сосны. В лесу множество крестов и надгробных плит, среди них и крест с именем прадеда Виталия…

К ночи мы въехали в Медвежегорск и после небольшого ночного перегона вернулись в Петрозаводск – исходную точку нашего путешествия. Экспедиция благополучно завершилась.

Вот и все…

Я вошел в вагон метро и, сняв рюкзак, облокотился на дверь с надписью «Не прислоняться». Вокруг меня стояли люди, спешащие на работу московским утром. Непроснувшиеся, но уже усталые лица, рокот подземки, густой теплый воздух. Я закрыл глаза. И тут гул поезда превратился в шум Шелтопорога, перестук колес – в треск костра, а разговоры попутчиков – в голоса друзей.

Редакция благодарит Северо-Западное бюро путешествий и лично Тимофея Рогожина за помощь в подготовке материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *