Обязанности ГИБДД

I. Общие положения

1. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России)<1> является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<2>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.

<1> Далее — «Главное управление».

<2> Далее — «Министерство» или «МВД России».

2. Главное управление является федеральным органом управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации<1> и возглавляет систему Госавтоинспекции<2>.

<1> Далее — «Госавтоинспекция».

3. Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<1> по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, координирующего и контролирующего деятельность Главного управления<2>.

<1> Далее — «Министр».

<2> Далее — «курирующий заместитель Министра».

4. Главное управление осуществляет управление федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»<1>, федеральным государственным учреждением «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах»<2>, а также Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации<3>.

<1> Далее — «ФГУ НИЦ БДД МВД России».

<2> Далее — «Дирекция».

<3> Далее — «ЦСН БДД МВД России».

5. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

6. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

7. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

8. Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России на межрегиональном, региональном и районном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов управления и подразделений системы Госавтоинспекции.

9. Главное управление имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Главного управления.

Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

II. Основные задачи Главного управления

10. Основными задачами Главного управления являются:

10.1. Подготовка предложений по формированию основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

10.2. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения.

10.3. Совершенствование государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

10.4. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения<1>.

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2004 г. N 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4225).

10.5. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.

III. Основные функции и полномочия Главного управления

11. Основными функциями Главного управления являются:

11.1. Осуществление комплексного анализа причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.

11.2. Прогнозирование развития обстановки в области обеспечения безопасности дорожного движения, разработка предложений руководству Министерства по формированию и реализации государственной политики.

11.3. Анализ и оценка эффективности мер, принимаемых органами управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, иными подразделениями и учреждениями, входящими в систему Госавтоинспекции, а также органами внутренних дел, организациями и подразделениями, участвующими в выполнении задач и осуществлении полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенных на МВД России.

11.4. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Госавтоинспекции, выработка соответствующих правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности органов, организаций и подразделений МВД России; анализ практики исполнения административных наказаний, разработка необходимых правовых, организационных и иных мер по совершенствованию административной практики в целях повышения безопасности дорожного движения.

11.5. Определение совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приоритетных направлений деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, связанных с организацией и проведением комплекса профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, а также по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.

11.6. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Главного управления.

11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров в сфере внутренних дел.

11.8. Разработка проектов типовых положений об органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, о подразделениях Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также о строевых подразделениях Госавтоинспекции.

11.9. Ведение баз данных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Главного управления, проведение работы по их систематизации.

11.10. Разработка либо участие совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов межведомственных соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

11.11. Подготовка либо участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

11.12. Разработка и внесение в установленном порядке предложений, направленных на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

11.13. Разработка либо участие в разработке государственных, федеральных, ведомственных, аналитических и межгосударственных программ, в реализации которых принимает участие МВД России.

11.14. Подготовка в установленном порядке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации<1>.

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 860 «О подготовке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 48, ст. 4690).

11.15. Участие в обеспечении согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, в рамках деятельности Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

11.16. Организация и осуществление в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.

11.17. Организация выполнения возложенной на Министерство функции по государственному учету основных показателей состояния безопасности дорожного движения.

11.18. Обеспечение внедрения в деятельность Госавтоинспекции перспективных информационных технологий и современных оперативно-технических средств.

11.19. Организация выполнения возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей по созданию, обеспечению функционирования, ведению информационных банков (баз) данных и предоставлению содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11.20. Обеспечение разработки и утверждения в установленном порядке образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

11.21. Обеспечение разработки методик сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, экзаменационных билетов, а также требований к программно-аппаратным комплексам для принятия теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами.

11.22. Разъяснение законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность Госавтоинспекции, с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, организация и проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований.

11.23. Рассмотрение предложений территориальных органов МВД России о структуре и штатной численности подразделений Госавтоинспекции, а также положений об органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.

11.24. Организация выдачи в установленном порядке разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов), а также дополнительных государственных регистрационных знаков и регистрационных документов на транспортные средства оперативных подразделений федеральных органов исполнительной власти, водительских удостоверений.

Подпункт 11.24 в ред. приказа МВД России от 31.03.2014 N 195.

11.25. Участие в организации и обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения во взаимодействии с федеральными органами государственной охраны, органами федеральной службы безопасности и другими государственными органами обеспечения безопасности, территориальными органами МВД России.

11.26. Организация и непосредственное участие в мероприятиях по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений дисциплины и законности, проводимых в целях защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.

11.27. Формирование заявок на проведение научных исследований, участие в обеспечении внедрения достижений науки в деятельность Госавтоинспекции.

11.28. Обеспечение представления и представление по искам, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

11.29. Выявление, обобщение положительного опыта по вопросам деятельности Главного управления, обеспечение его внедрения в деятельность подразделений Госавтоинспекции.

11.30. Оказание практической помощи органам управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иным подразделениям и учреждениям, входящим в систему Госавтоинспекции.

11.31. Участие в разработке и реализации мер по эффективному применению сил и средств Госавтоинспекции в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11.32. Проведение стажировки в установленном порядке руководителей органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.

11.33. Участие в пределах компетенции в повышении уровня профессиональной подготовленности сотрудников Госавтоинспекции.

11.34. Согласование примерных программ и методик подготовки сотрудников Госавтоинспекции в образовательных учреждениях Министерства.

11.35. Проведение заключительного этапа конкурсов профессионального мастерства сотрудников Госавтоинспекции.

11.36. Информирование населения в пределах своей компетенции совместно с Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России о результатах деятельности Главного управления, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».

Подпункт 11.36. в ред. приказа МВД России от 15.08.2011 N 934.

11.37. Использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

11.38. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

11.39. Рассмотрение обращений граждан; иных писем, заявлений; публикаций в средствах массовой информации по вопросам деятельности Главного управления.

11.40. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности Главного управления.

12. Главное управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.

12.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Главного управления.

12.3. Участвовать в установленном порядке в согласовании проектов нормативных правовых актов, разработанных федеральными органами исполнительной власти.

12.4. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Главное управление задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов.

12.5. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

12.6. Участвовать в установленном порядке в работе международных организаций, разрабатывать и реализовывать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнение Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными соглашениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

12.7. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства и его территориальных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России для решения задач, возложенных на Главное управление.

12.8. Участвовать в установленном порядке в выполнении возложенных на Министерство функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения.

12.9. Проводить по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, проверки деятельности органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.

12.10. Вносить предложения курирующему заместителю Министра о постановке на особый контроль органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.

12.11. Заслушивать отчеты руководителей органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а по согласованию с руководством Министерства — начальников территориальных органов МВД России по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

12.12. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.

12.13. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

12.14. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Главное управление является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

12.15. Осуществлять иные полномочия, предоставленные Главному управлению нормативными правовыми актами МВД России.

IV. Организация и обеспечение деятельности Главного управления

13. Главное управление возглавляет начальник.

Начальник Главного управления является главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Начальник Главного управления имеет заместителей, которые являются заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Начальник Главного управления и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

14. Начальник Главного управления:

14.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач и функций и реализацию предоставленных прав.

14.2. Распределяет по согласованию с курирующем заместителем Министра функциональные обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль за их исполнением; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.

14.3. Утверждает положения и планы работы структурных подразделений Главного управления.

14.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения личным составом Главного управления.

14.5. Создает в пределах утвержденных штатных расписаний Главного управления временные подразделения целевого назначения для выполнения задач, возложенных на Главное управление.

14.6. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Главного управления.

14.7. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Главного управления до заместителя начальника управления, входящего в Главное управление, включительно.

14.8. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Главное управление, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Главном управлении.

14.9. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.

14.10. Рассматривает предложения и обеспечивает подготовку материалов:

о назначении на должность и освобождении от должности, а также о продлении предельного срока службы руководителей органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации номенклатуры МВД России;

о награждении государственными и ведомственными наградами сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов управления, подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий.

14.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников Главного управления; присваивает сотрудникам Главного управления специальные звания до подполковника полиции включительно. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о присвоении специального звания полковник полиции сотрудникам Главного управления.

14.12. Применяет в установленном порядке и в пределах своей компетенции поощрения в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления, а также граждан, организаций и общественных объединений за активное участие в обеспечении безопасности дорожного движения; вносит предложения по этим вопросам руководству Министерства в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов управления, подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а также граждан, организаций и общественных объединений.

14.13. Налагает в пределах своей компетенции установленные законодательством Российской Федерации дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления; вносит предложения по этим вопросам руководству Министерства в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов управления, подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.

14.14. В установленном порядке направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в служебные командировки.

14.15. Устанавливает в пределах своей компетенции сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления соответствующие надбавки и выплаты.

14.16. Предоставляет отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления.

14.17. Присваивает (подтверждает) квалификационные звания начальникам управлений, заместителям начальников управлений, начальникам отделов Главного управления.

14.18. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Главном управлении.

14.19. Организует в пределах своей компетенции:

разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;

оказание по поручению курирующего заместителя Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Главного управления в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

14.20. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Главном управлении, а также обеспечивает выполнение в Главном управлении мероприятий гражданской обороны.

14.21. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.

14.22. Организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в Главном управлении.

14.23. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, непосредственно участвует в соответствующих мероприятиях и несет личную ответственность за состояние этой работы, состояние служебной дисциплины и законности в Главном управлении.

14.24. Утверждает:

методику сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, экзаменационные билеты, а также требования к программно-аппаратным комплексам для принятия теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами;

в установленном порядке образцы специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

14.25. Проводит в установленном порядке международные, всероссийские и зональные совещания, семинары, конференции, учебные и иные сборы.

14.26. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о назначении на должность и освобождении от должности начальников органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.

14.27. Согласовывает в установленном порядке:

назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации;

структуру и штатную численность органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а также положения об органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.

14.28. Реализует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации.

14.29. Осуществляет руководство деятельностью ЦСН БДД МВД России в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий.

14.30. Утверждает годовые планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ФГУ НИЦ БДД МВД России, пользуется иными полномочиями по управлению ФГУ НИЦ БДД МВД России, предоставленными ему нормативными правовыми актами МВД России.

14.31. Представляет в установленном порядке Министру предложения о назначении или освобождении от должности генерального директора Дирекции, назначает и освобождает от должности заместителей генерального директора Дирекции, пользуется иными полномочиями по управлению Дирекцией, предоставленными ему нормативными правовыми актами МВД России.

14.32. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Главного управления, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

15. При начальнике Главного управления действует оперативное совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Главного управления.

16. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, вопросы, связанные с прохождением государственной службы, кадровое, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Главного управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Утверждено приказом МВД России от 16 июня 2011 г. N 678 «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Новый административный регламент ГИБДД, вступивший в силу в конце прошлого года, вызвал волну дискуссий в среде автоперевозчиков и экспертов. Наибольший ажиотаж образовала отмена выдачи справок после ДТП. Впрочем, в «страшилках» на тему документа много надуманного.

Ирина Зверева

Новый регламент, по сути, является сводом правил для сотрудников ДПС и носит исключительно технический характер. Однако транспортные компании документ также заинтересовал, ведь участники движения увидели в нем немало нового и потенциально проблемного.

СПРАВКА НЕ НУЖНА

Итак, Госавтоинспекция больше не будет выдавать справки о дорожно-транспортном происшествии, которые ранее предоставлялись в страховые компании для последующих выплат. Это, пожалуй, самое значимое новшество.

В среде автомобилистов новость вызвала опасения, что в связи с новшеством могут возникнуть сложности при оформлении страховых случаев для получения компенсации. Однако дорожные власти разъяснили, что в выдаче подобных справок нет необходимости. Теперь водители будут получать только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении. И, по словам начальника управления ДПС Госавтоинспекции Александра Быкова, в них содержится вся необходимая информация для предъявления страховщикам.

Правда, игроки страхового рынка отреагировали на свой лад. Через месяц после вступления в силу регламента «Российский союз автостраховщиков» (РСА) официально попросил помощи у руководства ГИБДД России в связи с ситуацией, сложившейся вокруг оформления ДТП. Ведь регламент отменил выдачу означенных справок, а в правилах ОСАГО этот пункт остался. Правила закреплены положением Центробанка РФ №431‑П от 2014 года, который в последние годы является регулятором страхового рынка. Газета «Коммерсант» со ссылкой на пресс-службу ЦБ сообщила, что регламент с регулятором просто не согласовали.

Из вышесказанного получается, что формально страховщик все же может отказаться рассматривать пакет документов без справки. Согласно текущим правилам, она не нужна лишь в одном случае — если авария оформляется по системе Европротокола (без ГИБДД).

РСА, кроме того, в своем обращении указал, что страховщики в связи с нововведением лишились ряда нужной информации. Ранее в справку вносились сведения, на основании которых страховщик мог подать регрессный иск против виновника ДТП (данные о водительском удостоверении, направление на медицинское освидетельствование). Сейчас такая информация не предоставляется.

В связи со всем этим страховщики предложили подкорректировать процессуальные документы. Это категория прав, номер полиса ОСАГО, VIN-номер автомобиля, нарушенный пункт ПДД, повреждения автомобиля и т. п. В перспективе РСА предлагает вернуться к справкам, предварительно изменив закон об ОСАГО.

Обоснованны ли опасения на тему отказа в компенсациях? На самом деле масштаб проблем преувеличен. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, правоохранители все предусмотрели. Эксперты пояснили, что сведения, необходимые для оформления выплаты, в процессуальных документах уже есть. Просто их нужно собирать по разным «бумажкам», что усложняет работу страховщикам.

Сведения о потерпевших, транспортных средствах, полисах ОСАГО теперь включаются сотрудниками полиции в постановление по делу об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении, свидетельствует генеральный директор «АвтоСпецЦентр KIA Столица» Алексей Потапов. «Повреждения транспортных средств тоже включаются в перечень сведений о транспортных средствах. Не думаю, что сложности оформления страховых случаев в связи с этими нормативными изменениями будут носить массовый характер», — считает эксперт.

Обращения по оформлению страховых случаев ДТП по новым правилами уже были, и проблем не возникло, рассказала директор департамента по работе со страховыми компаниями CARCADE Мария Шишова. По ее словам, новое правило не повлияло на рассмотрение заявлений от лизингополучателей, и урегулирование происходит в стандартном режиме. Копии документов, которые выдает ГИБДД, стали полноценной заменой справки.

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

Еще одно нововведение регламента: теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили вне стационарных постов. «Место, время формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС», — говорится в документе. Предполагается, что такие места будут определяться после анализа аварийности на трассе в конкретной местности, выявления потенциально опасных участков улично-дорожной сети, а также с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.

Вместе с тем там отмечено, что сигналы для остановки сотрудником ГИБДД должны даваться четко и быть понятны для всех участников дорожного движения. Кроме того, «гаишник» при остановке автомобиля обязан будет представиться и объяснить причину задержки.

Остановку «без лимита» разрешили в связи с неуклонным сокращением числа стационарных постов. Ранее в МВД сообщали, что оно уменьшилось за последние годы в три раза: сейчас постов всего около 80 по всей стране.

Ранее останавливать автомобиль вне постов можно было за конкретные нарушения правил дорожного движения, а также при проведении специальных мероприятий. Среди других оснований — наличие ориентировок о причастности транспортного средства к совершению правонарушения, необходимость опроса водителя или его привлечения в качестве понятого, для оказания помощи, необходимости использования транспортного средства. Как поясняют в дорожной полиции, в этот список теперь добавилось основание в части, касающейся проверки документов, которое ранее могло применяться только на стационарном посту ДПС. Эта мера вполне оправданна хотя бы потому, что в автомобиле может находиться угонщик либо человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, поддержал в прессе нововведение первый замглавы Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

«Пока действовала норма о возможности остановить автомобиль на дороге только за нарушение правил ПДД, многие реальные нарушители уходили от ответственности. Например, если человек выпил, но едет, строго соблюдая правила», — поддержал Алексей Потапов («Kia Столица»).

Впрочем, в корне мало что изменится, считает он. Ведь водителей и так останавливали вне постов под предлогом спецоперации, которую инспекторы зачастую не могли доказать документально.

СНИМАТЬ МОЖНО

Шума наделал и тот факт, что из финальной редакции административного регламента убрали пункт, который обязывал полицейских не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры. Во многих СМИ в связи с этим появилась информация, что снимать сотрудников ГИБДД теперь нельзя.

Однако в Госавтоинспекции это опровергли. Как заявил на пресс-конференции начальник управления ДПС Госавтоинспекции, «исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом». Эта норма просто исчезла из документа, чтобы исключить дублирование с другими законами.

Однако запрет на съемку все же остается в исключительных случаях — впрочем, так это было и раньше. Если в соответствии с другими законодательными актами съемка запрещена, камеру придется отложить, но полицейскому при этом придется разъяснить, по какой причине. Такими причинами могут быть возможные нарушения закона о государственной тайне или оперативно-розыскной деятельности, контртеррористическая операция.

«Ограничение такого права возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций, — пояснили в Госавтоинспекции. — Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку».

Таким образом, водители — за редким исключением — по-прежнему могут вести видеозапись разговора с «гаишником» с целью впоследствии обжаловать действия должностного лица.

Впрочем, у экспертов есть опасения, что некоторые инспекторы начнут своеобразно понимать исчезновение этого пункта и будут оказывать давление на водителей с целью запретить видеосъемку.

Кстати, сам инспектор, согласно документу, также имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон. А в целях борьбы с коррупцией в административном регламенте закреплена норма, согласно которой сотрудники ГИБДД должны все действия «по возможности совершать в зоне действия видеорегистраторов», которыми оборудованы все патрульные автомобили.

ЗАСАД НЕ БУДЕТ

Другое изменение тоже касается видеосъемки — на этот раз автоматической. Предыдущим приказом не допускалось применение средств фото- и видеофиксации нарушений в местах, где установлены временные дорожные знаки для ограничения скорости. Теперь камеры слежения будут применяться и на таких участках автомобильных дорог. Эта мера, предполагают в ГИБДД, позволит снизить количество нарушений скоростного режима в указанных местах. К принятию такой меры ГИБДД подвиг рост количества ДТП в зонах сужения проезжих частей в связи с ремонтом дорожного полотна. Часто водители игнорируют временные знаки. А ведь они устанавливаются не просто так — на участках дорог работают люди, спецтехника. По статистике, количество аварий именно на таких участках в 2016 году увеличилось на треть.

В соответствии с этим документом, как только ремонт будет закончен, камеры будут оттуда сняты. По словам Быкова из Госавтоинспекции, штраф после фотофиксации будет выписываться только во время проведения дорожных работ. Однако некоторые проблемы все же возможны.

«Эта норма может осложнить жизнь водителям. Теперь можно будет получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями или упал из-за сильного ветра», — предупреждает Алексей Потапов.

Еще одна норма, закрепленная в документе, вызвала непонимание, как и в случае со съемкой действий инспектора. Речь о так называемой засаде патрульного автомобиля в невидимом для участников дорожного движения месте.

В ГИБДД разъяснили, что, согласно новому регламенту, патрульный автомобиль должен быть хорошо виден, но из этого правила есть небольшое исключение. В ряде случаев инспекторы ДПС имеют право расположить патрульный автомобиль так, чтобы не допустить ЧП. Среди возможных точек — аварийный участок дороги или место переломного рельефа, а также участок трассы с интенсивным скоростным движением.

«Только в этих случаях допустима установка автомобиля с частичным закрытием: либо за переломом рельефа, либо за какими-то инженерными сооружениями», — пояснил Александр Быков. Таким образом, реально сотрудники ГИБДД не смогут устраивать «засады» на дорогах просто так.

«Прятаться по кустам, а потом внезапно появляться перед участниками дорожного движения у инспекторов не получится, — прокомментировал это представитель «Kia Столица». — Ведь тогда нужно будет доказывать, возможно, и в суде, почему инспектор нарушил регламент и спрятал свой автомобиль, хотя рельеф дороги и особенности местности позволяли этого не делать».

В своем комментарии ГИБДД, впрочем, заявляет, что «в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше».

ТРЕЗВЫХ ВЕРНУТ К МАШИНЕ

Другие новшества менее громкие. Теперь, если медосвидетельствование показало, что водитель трезв, сотрудники ГИБДД обязаны будут отвезти его из лаборатории обратно к машине. Между тем в старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей только после освидетельствования из больницы, поясняют в дорожной полиции.

Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД, кроме того, не будут отбирать права сразу на месте нарушения правил дорожного движения. Теперь злостным нарушителям ПДД нужно будет самостоятельно сдать их в подразделения ГИБДД в течение трех дней. Впрочем, в инспекции говорят, что эта мера техническая — просто регламент подогнали под законодательство: права не отбирают прямо на дороге с 2013 года.

Кстати, при остановке транспортного средства водителям придется подавать документы инспектору не только без денег и ценных предметов, а также без удерживающих устройств. Иногда водители прикрепляли цепочкой документы к приборной панели, чтобы инспектор не мог их забрать — теперь это запрещено.

А еще в финальной редакции документа исчез пункт о запрете на курение полицейских при общении с водителями. Как заверил начальник управления ДПС, водителей от вредного воздействия табачного дыма спасет кодекс этики госслужащего РФ, в котором эта норма давно прописана. По словам Быкова, из административного регламента эту норму исключили, чтобы она не дублировала кодекс.

В регламенте также уточнены правила поведения сотрудников полиции при общении с водителями. Так, сотрудник Госавтоинспекции должен воздерживаться от высказываний, которые могут быть истолкованы как дискриминация по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Кроме того, полицейским запрещается грубить, общаться пренебрежительным тоном, быть заносчивыми, высказывать предвзятые замечания и неправомерные, незаслуженные обвинения, а также оскорблять собеседника и провоцировать его на противоправное поведение.

И наконец, в новый документ включены правила оформления ДТП по Европротоколу, то есть без участия сотрудников полиции. Европротокол действовал и ранее, только норма не была прописана в старом регламенте. Теперь дежурные ГИБДД будут предлагать участникам ДТП оформить ДТП таким более простым способом. Напомним, что для Европротокола есть ряд условий. А именно: ДТП произошло с участием двух машин, при этом повреждения причинены только автомобилям и участники не имеют разногласий. Как сообщил Быков, если последние имеются, дежурный полицейский будет предлагать оформить происшествие на ближайшем стационарном посту или в отделении полиции.

АЛЕКСЕЙ ПОТАПОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «АВТОСПЕЦЦЕНТР KIA СТОЛИЦА»

В соответствии с приказом МВД России, не предусмотрена выдача справки о ДТП, если документы об аварии оформляются сотрудниками полиции. Эта норма вызывала опасения, поскольку автосообщество не уверено, что автостраховщики в этом случае будут возмещать ущерб. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, было принято решение сведения, которые ранее указывались в справке о ДТП, включать в материалы дела о правонарушении, которое повлекло аварию. То есть сведения о потерпевших, транспортных средствах, полисах ОСАГО теперь включаются сотрудниками полиции в постановление по делу об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении. Повреждения транспортных средств тоже включаются в перечень сведений о транспортных средствах. Не думаю, что сложности оформления страховых случаев в связи с этими нормативными изменениями будут носить массовый характер.

МАРИЯ ШИШОВА
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО РАБОТЕ СО СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ CARCADE

Обращения наших клиентов по оформлению страховых случаев ДТП по новым правилам уже были. Страховые партнеры CARCADE сообщают, что новое правило не повлияло на рассмотрение заявлений от лизингополучателей, и урегулирование происходило в стандартном режиме. При этом для корректного оформления ДТП с вызовом ГИБДД в страховой компании достаточно предоставить Протокол осмотра места совершения административного правонарушения, к которому прилагается схема. Копии этих документов служат полноценной заменой справки о ДТП по форме №154, которая ранее выдавалась сотрудниками полиции участникам происшествия. Также необходимо предоставить Постановление об административном правонарушении, либо Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При этом мы настоятельно рекомендуем убедиться, что все поля выданных документов заполнены верно и они подписаны всеми сторонами, а также попросить сотрудника ГИБДД выдать комплект документов, указанных выше. Если получен отказ, следует направить письменный запрос в отделение ГИБДД о выдаче документов.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до момента появления автомобиля, но с его изобретением данная проблема приобрела особо острый характер. Автомобилизация, помимо положительных моментов, привнесла в общество увеличение роста гибели людей на дорогах, а также получения ими травм различной степени тяжести. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, вовлечением всех членов общества в этот процесс в качестве участников дорожного движения, увеличением числа транспортных средств, деятельность государственных органов по обеспечению дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий приобретает особую значимость. Поэтому в последнее время особую актуальность приобретает вопрос государственного контроля в сфере дорожного движения.

В обеспечении безопасности дорожного движения большое значение имеет правовая регламентация поведения всех участников дорожного движения и последующее их дисциплинированное поведение, для достижения которого предусматриваются меры государственного контроля. За последние два десятка лет был принят ряд нормативных правовых актов, имеющих огромное организационно-управленческое значение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности:

  • • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В нем закреплены основы государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; представлена единая терминология, используемая в рассматриваемой сфере; регламентируется разработка программ повышения безопасности дорожного движения; установлены виды работ и услуг, при выполнении которых должна обеспечиваться безопасность дорожного движения; определены ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения субъекты и предусмотрена в общем виде ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • • Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. Их основное содержание составляют предписания и запреты на действия участников дорожного движения в определенных ситуациях в сфере дорожного движения, за нарушения которых установлена система мер государственно-правового (административно-правового, уголовно-правового и гражданско-правового) принуждения;
  • • Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В нем отражены задачи, полномочия и основы организационной структуры ГИБДД;
  • • Указ Президента РФ от 19.05.2012 № 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»;
  • • Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • • Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • • УК РФ;
  • • КоАП РФ;
  • • постановление Правительства РФ от 08.04.1992 № 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации»;
  • • постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» и ряд иных нормативных документов.

В целях формирования и проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения Правительство РФ возложило на МВД России осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения, в области которого на сотрудников полиции возлагаются следующие обязанности:

  • • осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • • регулировать дорожное движение;
  • • оформлять документы о ДТП;
  • • осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения;
  • • принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения;
  • • регистрировать автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов;
  • • осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств;
  • • согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях – тяжеловесных грузов.

В системе МВД России основным субъектом, отвечающим за обеспечение безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее также – ГИБДД, Госавто- инспекция).

Систему службы Госавтоинспекции составляют следующие органы и подразделения ГИБДД МВД России.

  • 1. Главное управление но обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУОБДД МВД России), являющееся основным органом управления ГИБДД. Руководитель подразделения Госавтоинспскции па федеральном уровне является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ, в компетенцию которого входит:
  • 1) участие в выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 2) представление МВД России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ;
  • 3) ведение переписки от имени МВД России;
  • 4) запрос и получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведений о соблюдении ими законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 5) внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации предписаний (постановлений, представлений, решений) об устранении нарушений законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 6) создание по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп) по вопросам, касающимся предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий;
  • 7) представление интересов Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами;
  • 8) осуществление руководства деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ.

Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне выполняет функции государственного заказчика, возложенные на МВД России, в том числе по изготовлению:

  • – бланков водительских удостоверений;
  • – государственных регистрационных знаков на транспортные средства;
  • – другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  • – оперативно-технических средств для Госавтоинспекции.

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по представлению министра внутренних дел РФ. Структура и штатная численность подразделений Госавтоинспекции на федеральном уровне утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

  • 2. Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, структура и штатная численность которого утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • 3. Подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ. Положения о подразделениях ГИБДД на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ но согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Руководители подразделений ГИБДД на региональном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам РФ, осуществляющими руководство деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур». Подразделения ГИБДД на региональном уровне могут являться обособленными подразделениями территориальных органов МВД России по субъектам РФ, наделяться имуществом, иметь счета, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне, согласованному с руководителем территориального органа МВД России по субъекту РФ. Заместители главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от нее руководителями территориальных органов МВД России по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Структура подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне включает:

  • 1) управление (отдел, отделение) ГИБДД;
  • 2) межрайонные подразделения ГИБДД:
    • – регистрационно-экзаменационные подразделения;
    • – подразделения государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
  • 3) центр (группу) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД;
  • 4) строевые подразделения ДПС ГИБДД:
    • – обеспечивающие безопасность дорожного движения на федеральных трассах, региональных трассах с интенсивным дорожным движением;
    • – оперативного реагирования;
    • – по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения (АСН).

Структура и штатная численность подразделений ГИБДД на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ по представлению руководителей подразделений ГИБДД на региональном уровне по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспскции на федеральном уровне.

  • 4. Специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ, структура и штатная численность которых утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам Федерации по представлению руководителей подразделений ГИБДД на региональном уровне по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • 5. Подразделения ГИБДД управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также подразделение Госавтоинспекции УМВД России на комплексе «Байконур».

Положения о подразделениях Госавтоинспекции на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, но закрытым административно-территориальным образованиям, руководителем УМВД России на комплексе «Байконур» по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Руководители подразделений ГИБДД на районном уровне являются но должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур». Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ но представлениям руководителей территориальных органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным обра

зованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителя УМВД России на комплексе «Байконур», согласованным с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Типовая структура Госавтоинспекции на районном уровне не имеет принципиального отличия от подразделений регионального уровня и состоит из следующих подразделений:

  • 1) отдел (отделение) ГИБДД;
  • 2) строевое подразделение ДПС ГИБДД;
  • 3) подразделения ГИБДД: регистрационно-экзаменационные подразделения;
  • – подразделения государственного технического осмотра автотранспортных средств;
  • 4) центр (группа) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

Структура и штатная численность подразделений ГИБДД на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ в соответствии с утвержденными министром внутренних дел РФ типовой структурой и типовым штатным расписанием территориальных органов МВД России по представлению руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне и по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

6. Научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы. Структура и штатная численность данных подразделений Госавтоинспекции утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.

Главную роль в системе ГИБДД играют подразделения ДПС, которые осуществляют оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвуют в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Ведомственные правовые акты определяют следующие основные задачи ДПС:

  • • подразделения ДПС – осуществление контрольных, надзорных, профилактических и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • • подразделения ДПС оперативного реагирования – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения в районах осложнения обстановки с аварийностью, местах проведения массовых

мероприятий, при эпизодических проездах автомобилей специального назначения и проведении специальных мероприятий, в том числе межрегиональных;

• специализированные подразделения ГИБДД – обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения во взаимодействии с федеральными органами государственной охраны, органами федеральной службы безопасности.

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят такие строевые подразделения, как полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области безопасности дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы. При этом функции строевых подразделений можно объединить в единую для всех группу, а именно:

  • • распорядительно-регулировочные действия, оказание помощи участникам дорожного движения, содействие гражданам в реализации их законных прав и интересов;
  • • контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, других нормативов и стандартов;
  • • выезд на места ДТП для выполнения неотложных действий, документирование в установленном порядке фактов и событий на месте ДТП;
  • • проведение доследственной проверки материалов ДТП с пострадавшими;
  • • осуществление в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • • участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места ДТП;
  • • осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
  • • выявление недостатков в состоянии улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, нарушений установленного порядка производства ремонтных и строительных работ на дорогах, принятие неотложных мер при возникновении экстремальных дорожных ситуаций;
  • • участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств установленных норм и правил в сфере перевозочной, транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Для решения задач соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекция наделена широким кругом полномочий, которые по своей целевой направленности могут быть разделены:

  • • на административно-предупредительные, выступающие в качестве ограничений административно-правового характера, административно- побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица;
  • • административно-обеспечительные;
  • • административного пресечения, перечень которых весьма широк и разнообразен, от требований прекратить совершение правонарушения до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исходя из Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Сущность организации дорожного движения и обеспечения ее безопасности заключается в оперативном реагировании на аварийность, а также применении таких мер административного воздействия, как убеждение и принуждение в отношении должностных лиц и граждан для четкого и неукоснительного соблюдения ими требований правовых норм в области дорожного движения. В силу наделения Госавтоинспекции государственно-властными полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения поставленные перед ней задачи решаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сокращение числа погибших и пострадавших в результате ДТП людей.

  • См.: Концепцию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р.
  • См.: постановление Правительства РФ от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».
  • См.: п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции».
  • Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • Подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне.
  • См.: приложение № 6 к приказу МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
  • Подразделения Госавтоинспекции па районном уровне.
  • См. подробнее: Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / под ред. В. В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 328.
  • См.: Коренев А. П. Административное право России: в 3 ч. Ч. 1. М., 2000. С. 192.

Условия приема на службу в органы внутренних дел и ГИБДД

Право на работу в ГИБДД имеют россияне, возраст которых составляет от 18 до 40 лет, вне зависимости от половой, национальной либо религиозной принадлежности, должностного и имущественного положения, социального происхождения, членства в каких-либо общественных объединениях и убеждений. Главное им должны позволять качественно проходить службу уровень здоровья и образования, нравственные, деловые, а также личные качества. Обучаться службе в ГИБДД могут те, кто еще не стал совершеннолетним, но уже имеет средний уровень образования.

Максимальный возраст для тех, кто был уволен из органов внутренних дел и вновь заступающих на службу составляет:

Чтобы поступить на службу в ГИБДД необходимо получить диплом учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию и иметь среднее специальное (полученное в техникуме), либо высшее образование.

Прочие требования

  • Одно из важнейших условий – это полученное среднее специальное либо высшее образование. А также, на основании того, что ГИБДД в чем-то равно военной структуре, то чтобы работать там, нужно отслужить в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Хоть это и несколько неприятная работа, но когда человек заступает на службу в ГИБДД, ему обязательно нужно будет сначала потрудиться на улице. От вас при этом потребуется добросовестно выполнять обязанности при общении с нарушителями ПДД и пострадавшими в результате таких инцидентов, изучении деталей произошедших аварий и составлении сопроводительной документации. Последний пункт это одно из тех составляющих того опыта, который позволит в будущем претендовать на руководящий пост.
  • Чтобы грамотно выполнять свои функции при выполнении рейдов, вам понадобится перед поступлением на службу получить водительские права категорий В и С.
  • И еще вам нужно иметь безупречную биографию и опыт спецстажировки.

Ограничения в приеме на службу в органы ГИБДД и ее прохождении

Вы не можете претендовать на службу в ГИБДД, в случае если по решению суда вас признали ограниченно, либо полностью недееспособным, также, если вы не отвечаете каким-либо вышеперечисленным требованиям к службе, либо имеете судимость. В том числе этому препятствуют отсутствие водительских прав категории «В», административная ответственность и отсутствие в биографии службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Губернатор, 16:28 03 июля 2020 Версия для печати

Фото со страницы Александра Моора в соцсети

Сотрудникам ГИБДД нередко приходится рисковать здоровьем и жизнью ради безопасности других людей, жить в режиме включенности 24/7, переносить на ногах все капризы природы, контролируя безопасность дорожного движения. Об этом написал на своих страницах в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники и Instagram губернатор Тюменской области Александр Моор.

Нужен особый склад характера, чтобы посвятить себя профессии сотрудника Госавтоинспекции. Ведь им нередко приходится делать больше, чем велят рабочие регламенты, отметил губернатор.

«Вот, например, история о старших инспекторах полка ДПС Евгении Арефьеве, Андрее Арбузове и стажере Алексее Маслове. Как-то к ним подошел водитель и попросил сопроводить его с женой в роддом: утром движение на дороге было напряженным, а, судя по состоянию женщины, медлить было нельзя. Автоинспекторы откликнулись и быстро сопроводили машину к перинатальному центру. На территорию не сразу удалось заехать – им пришлось вручную поднять шлагбаум, а затем открывать все двери по пути, чтобы мужчина мог беспрепятственно донести на руках рожающую жену. Скорее всего, если бы не включенность инспекторов, молодому папе пришлось бы принимать роды прямо в машине: в 8.27 семья выехала из дома, а в 8.55 малыш уже появился на свет», — рассказал глава региона.

Это – только один случай, с которым сотрудники Госавтоинспекции столкнулись на работе. А истории бывают разные. Александр Моор выразил всем сотрудникам ГИБДД глубокую признательность и уважение, и поздравил их с профессиональным праздником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *