Обгон тихоходного транспортного

Содержание

ВИДЕОУРОК

Несколько слов о терминах

Меры предосторожности при обгоне

Места, где обгон запрещен или невозможен Правила встречного разъезда

Несколько слов о терминах

Как и на предыдущих занятиях, начать нам придется с терминологии. В пункте 1.2 Правил даны следующие определения, имеющие отношение к сегодняшней теме:

опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства;

обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Опередить впереди идущее попутное ТС можно разными способами. Это зависит от того, на какой дороге Вы находитесь. Там, где есть несколько попутных полос, можно проехать с более высокой скоростью по соседней полосе, либо предварительно совершить перестроение на эту полосу (рис. 17-1).

Рис. 17-1

На двухполосных дорогах, имеющих по одной полосе для движения в каждом направлении, водителям ничего не остается, как опережать друг друга по встречной стороне дороги. Такой маневр, называемый обгоном, является, пожалуй, наиболее опасным из всех – ведь если обгоняющий замешкается или не рассчитает возможностей своего автомобиля, а со встречного направления приблизится другое ТС, то разъехаться друг с другом будет невозможно. При этом возникает угроза лобового столкновения (рис. 17-2), а поскольку обгон, как правило, осуществляется на высокой скорости, такие столкновения часто сопровождаются тяжелыми, в том числе смертельными последствиями.

Рис. 17-2

Чтобы свести к минимуму степень риска, которой водители ТС могут подвергать себя и окружающих, обгон разрешается только там, где позволяют дорожные условия, видимость и интенсивность движения. Подходить к выполнению этого манёвра нужно со всей ответственностью, избегая любого неоправданного риска и строго соблюдая правила маневрирования и требования 11-й главы ПДД.

Еще один термин, имеющий отношение к данной теме, – это объезд. Объездом называется манёвр, который выполняется при невозможности проехать по полосе изза наличия какой-либо помехи на пути. Чаще всего причиной объезда является препятствие . Однако согласно пункту 1.2 Правил, «не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с требованиями Правил». К примеру, ТС, припаркованное, в разрешенном месте, не считается препятствием, однако все равно требует выполнения объезда. При этом на двухполосной дороге объезд, как и обгон, осуществляется по встречной полосе.

Поскольку опережение, обгон и объезд являются манёврами, Правила возлагают ответственность за их безопасное осуществление на того, кто их совершает. Своими действиями водитель не должен создавать помех обгоняемым и опережаемым ТС. Добавим, что объезд и опережение – менее рискованные маневры по сравнению с обгоном. Для их выполнения достаточно соблюдать правила перестроения, изложенные в восьмой главе ПДД. При этом всегда необходимо помнить, что объекты, которые Вы объезжаете, могут загораживать собой какие-то иные опасности, и это обстоятельство требует от Вас правильного выбора скорости. При выполнении обгона в дополнение к требованиям, связанным с маневрированием, выдвигаются новые. Их и предстоит изучить на сегодняшнем занятии.

Меры предосторожности при обгоне

Первое, что Вы должны четко усвоить, – безопасность выполнения обгона всегда закладывается на этапе подготовки к нему. Когда обгон уже начат, от действий водителя мало что зависит – исход дела будет определяться такими факторами как мощность двигателя и способность ТС быстро набирать скорость, а в случае опасности – благоразумием остальных участников движения. При отсутствии того и другого на дороге возникает ловушка, из которой нет выхода. Поэтому от водителя, приступающего к обгону, требуется, в первую очередь, безошибочный расчет. Избежать столкновения позволяет верный выбор места и времени для начала маневра, а также правильная техника его выполнения на начальном этапе. Если у водителя нет достаточного опыта, то желательно свести к минимуму количество выполняемых обгонов и осуществлять их с особой осторожностью, без неоправданного риска. Не имеет смыла выполнять обгон при незначительной разнице в скоростях Вашего и обгоняемого ТС, а также в тех случаях, когда вскоре после завершения маневра Вам предстоит съезд с дороги или остановка.

Необходимо четко понимать, что чем выше скорость обгоняемого ТС, тем труднее его обогнать, и тем более рискованным окажется предстоящий маневр. Рассмотрим две ситуации, связанных с обгоном. В первом случае обгоняемое ТС движется со скоростью 20 км/ч, а обгоняющее – 40 км/ч. Во втором случае скорость обгоняемого ТС 60 км/ч, а обгоняющего – 80 км/ч. В обеих ситуациях разность скоростей составляет 20 км/ч, и время, которое пройдет с момента начала обгона до его завершения, будет примерно одним и тем же. Однако во втором случае расстояние, которое проедет обгоняемое ТС, окажется в три раза больше, а это означает, что и обгоняющему понадобится в три раза больше места на встречной полосе. Сюда необходимо добавить дополнительные десятки метров, которые потребуются для сближения двух ТС в начале обгона и для безопасного завершения маневра после того, как опережение будет закончено. Полученное суммарное расстояние, которое обгоняющему предстоит проехать по полосе встречного движения, необходимо увеличить как минимум в два с половиной раза – ведь одновременно встречное ТС, движущееся по той же самой полосе с такой же или большей скоростью, проделает тот же путь с противоположной стороны (рис. 17-3). Таким образом, мы получаем приблизительный ответ на вопрос – на каком расстоянии должна быть свободна встречная полоса, чтобы водитель мог решиться на обгон без особого риска для себя и окружающих. Если обгоняемое ТС, например, грузовой автомобиль, движется со скоростью 70 км/ч, то это расстояние составляет 1,5 – 2 километра.

Рис. 17-3

Если во время обгона происходит ДТП, то при этом обычно страдают не два, а три транспортных средства – обгоняющее, обгоняемое и едущее навстречу, поскольку после первоначального удара одно или оба ТС будут отброшены на третье. Значит, все три водителя кровно заинтересованы в том, чтобы обгон завершился благополучно для каждого из них. Для обгоняющего это означает, что начинать обгон можно только на хорошо просматриваемых участках дороги. Желательно, чтобы встречная полоса была видна до самого горизонта, и полностью свободна в пределах видимости. Когда навстречу движется какое-либо ТС, правильно оценить его скорость и оставшееся расстояние даже опытному водителю бывает трудно – в этом случае он приступает к обгону на свой страх и риск (см. рис. 17-2).

Оказавшись в роли обгоняемого, или просто двигаясь навстречу водителю, начавшему обгон, необходимо постоянно помнить: как только ситуация становится небезопасной, надо немедленно начинать торможение, и максимально прижиматься к правому краю дороги. Любое промедление с выполнением этих действий будет только увеличивать опасность, ведь при скорости 90 км/ч расстояние между встречными ТС каждую секунду сокращается на 50 метров – тех самых, которых, в конечном счете, не хватит для выхода из аварийной ситуации. И хотя в случае ДТП виновником будет признан тот водитель, который совершал обгон, вряд ли этот факт станет большим утешением для потерпевших.

Подготовке к обгону посвящен пункт 11.1 Правил. В первую очередь, нужно оценить, с учетом длины и скорости обгоняемого ТС, хватит ли Вам места на встречной полосе для его опережения и возвращения на правую сторону дороги. Одновременно надо убедиться, что при завершении обгона Вам будет куда перестроиться впереди обгоняемого ТС.. Если окажется, что его тянут на буксире, или оно движется в составе организованной колонны, то рассчитывать, сколько свободного места потребуется для обгона, Вам придется совершенно иначе.

Правила не запрещают обогнать в один прием несколько ТС, едущих друг за другом, если при этом не создается опасности для движения. Однако такая возможность может появиться только на хорошо просматриваемом участке дороги при невысокой скорости обгоняемых ТС и отсутствии в данный момент встречного движения.

К «обратному» перестроению при завершении маневра можно приступать только после того как ТС, которое Вы опередили, начало просматриваться в правом наружном зеркале заднего вида. Нарушая это условие, Вы рискуете «подрезать» обгоняемое ТС. Не забывайте, что снижать скорость при завершении обгона недопустимо.

Пункт 11.2 оговаривает, в каких случаях водитель не имеет права приступать к обгону. В дополнение к тому, о чем было сказано, не допускается так называемый двойной обгон, когда ТС «выныривает» из-под носа у того, кто обгоняет его самого, либо обгоняет транспортное средство, уже выполняющее объезд или обгон. Обгонять впереди идущее ТС нельзя, начиная с того момента, как его водитель подал сигнал левого поворота.

Кроме того, пункт 11.2 Правил запрещает перестраиваться на встречную полосу до тех пор, пока впереди идущее ТС не завершит обгон или объезд. Вы сами можете обогнать сразу несколько ТС, едущих друг за другом, но ситуацию, когда несколько ТС одновременно обгоняют кого-то одного, Правила не допускают (рис. 17-4). Это объясняется тем, что первый обгоняющий закрывает второму обгоняющему видимость встречной полосы. Слишком поздно замеченное встречное ТС может стать причиной ДТП.

Рис. 17-4

Правила не обязывают уступать дорогу тому, кто выполняет обгон. Однако согласно пункту 11.3, водитель обгоняемого ТС не имеет права препятствовать обгону увеличением скорости или какими-то иными действиями. Правила не обязывают снижать скорость, когда Вас обгоняют, но и не запрещает этого, поскольку таким путем можно снизить степень риска. Водитель, выполняющий обгон, будет только признателен Вам за содействие.

Места, где обгон запрещен или невозможен

Мы добрались до пункта 11.4, который перечисляет места, в которых обгон запрещается. Для того чтобы требования этого пункта запоминались легче, скажем так: во-первых, обгон запрещается на перекрестках, но не на всех и не всегда, а во-вторых – в некоторых других местах, которые отношения к перекресткам не имеют. Чаще всего запрет вызван тем, что обгоняемое ТС загораживает водителю, выполняющему обгон, видимость других приближающихся ТС и пешеходов.

После изучения правил проезда перекрестков, мы можем легко установить, на каком перекрестке обгон опасен, а на каком – нет. Рассмотрим регулируемый перекресток со светофором. Если Вы хотите начать обгон до него, а завершить – после него, то не исключено, что во время обгона зеленый свет переключится на красный, и тогда Вам придется остановиться перед светофором на встречной полосе. Как только будет снова включен зеленый свет, Вы перекроете движение встречных транспортных средств. Поэтому обгон на регулируемых перекрестках запрещается.

В то же время, опережение на многополосной дороге без выезда на встречную полосу допускается – в этом случае Вы не создадите помех водителям встречных ТС.

Перейдем к нерегулируемым перекресткам. Они могут быть равнозначными или неравнозначными. При въезде на равнозначный перекресток действует правило помехи справа. Вот только как Вы сможете воспользоваться этим правилом при выполнении обгона, если помеху справа, движущуюся по пересекаемой дороге, загораживает обгоняемое ТС (рис. 17-5)? В последний момент оно затормозит и остановится перед перекрестком, а Вы, ничего не подозревая, продолжите двигаться вслепую и в итоге спровоцируете столкновение. По этой причине обгон на равнозначных перекрестках запрещается.

Рис. 17-5

Аналогичная ситуация возникает и на неравнозначном перекрестке, если Вы приближаетесь к нему по второстепенной дороге. Правда, в этом случае нужно дополнительно уступать дорогу и тем, кто приближается по главной дороге слева, но их Вы хотя бы увидите. А вот обзор с правой стороны по-прежнему будет загорожен обгоняемым транспортным средством (рис. 17-6), что приведет к тем же самым последствиям.

Рис. 17-6

Но зато, когда Вы едете по главной дороге, Вам не нужно остерегаться других ТС, приближающихся слева или справа – теперь уже они обязаны уступить Вам дорогу. При этом «невидимые» ТС, находящиеся справа от перекрестка, не представляют опасности – даже не заметив Вас, они все равно пропустят ТС, которое Вы обгоняете, а Вы проедете перекресток под его прикрытием (рис. 17-7). По сути, обгон на таком перекрестке ничем не отличается от обгона на обычном участке дороги, где никакого перекрестка нет. Следовательно, на неравнозначном перекрестке обгон разрешен при движении по главной дороге и запрещен – при движении по второстепенной.

Рис. 17-7

Однако здесь необходимо сделать одно уточнение, о котором Правила напрямую не упоминают. Ситуацию, когда главная дорога на перекрестке поворачивает, нужно рассматривать отдельно. Нам бы хотелось, чтобы правильные выводы Вы сделали самостоятельно, поэтому перед тем как перейти к решению задач, Вам предстоит ответить на вопрос очередного дополнительного задания.

А вот другие места, где согласно пункту 11.4 обгон запрещен, исходя из аналогичных соображений:

— пешеходные переходы. Даже если переход хорошо просматривается по всей своей ширине, и Вы видите, что пешеходы на нем и поблизости отсутствуют, обгон можно начать только после проезда перехода. Опережение в таких местах не запрещается, однако прежде чем приступить к нему, вы должны убедиться в отсутствии людей на проезжей части, как того требуют пункты 14.1 и 14.2 Правил;

— железнодорожные переезды и участки дороги перед ними протяженностью 100 метров. Встречная полоса перед переездом всегда должна быть свободной для тех, кто движется в противоположном направлении. Заняв её, ТС может заблокировать движение и создать пробку на самом переезде. Поэтому все обгоны должны быть закончены за 100 метров до переезда. Вне населенных пунктов этому расстоянию соответствуют установленные дорожные знаки 1.4.2 или 1.4.5 «Приближение к железнодорожному переезду». Возобновить выполнение обгонов можно сразу же за переездом, при условии, что встречные ТС отсутствуют.

Как уже было сказано, прежде чем начать обгон, водитель должен дождаться благоприятного момента, когда встречная полоса будет хорошо просматриваться. Поэтому речь никак не может идти об обгоне на участках дороги с ограниченной видимостью, в частности, вблизи поворотов и в конце подъема. При этом конкретно указать допустимое расстояние видимости невозможно, поскольку оно зависит от скорости обгоняемого ТС, от ускорения обгоняющего ТС, от дорожных и погодных условий и т.д. Однако в любом случае встречная полоса должна просматриваться, как сказано в ПДД, на достаточном для обгона расстоянии.

Еще одно требование появилось в Правилах относительно недавно. В дополнение к сказанному выше, обгоны запрещены на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

Вспомним также и о том, что нельзя обгонять другие ТС в зоне действия знака 3.20 , а также в тех местах, где Вам пришлось бы пересечь сплошные линии раз- метки 1.1 , 1.3 или 1.11 . Требованиям знака 3.20 и разметки можно не подчиняться при обгоне тихоходных ТС, которые не способны двигаться быстрее 30 км/ч, а также запряженных гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Весьма неприятна для любого водителя ситуация, когда на участке загородной дороги, где обгон запрещен или невозможен, ему приходится долго ехать «на хвосте» у какого-нибудь тихоходного или неисправного ТС. Пункт 11.6 Правил говорит, что в таких местах водитель, который движется медленнее 30 км/ч или перевозит крупногабаритный груз, заметив позади себя скопившиеся ТС, должен освободить занимаемую полосу. Для этого он может максимально сместиться вправо и двигаться вплотную к краю проезжей части. Однако на узких дорогах или в местах, где обгон запрещен, такого смещения окажется недостаточно. В таком случае, водитель, который волейневолей задерживает остальных, должен съехать на обочину и остановиться, пропуская тех, кто оказался позади него. Только после этого он может возобновить движение.

Правила встречного разъезда

11-я глава ПДД, помимо выполнения обгонов, рассматривает еще и порядок встречного разъезда на узких участках дороги. Обычно такие ситуации возникают, когда на пути одного из участников движения имеется препятствие, требующее объезда – например, сломавшийся автомобиль или посторонний предмет на проезжей части. Согласно правилам маневрирования, тот водитель, которому предстоит совершить объезд по встречной полосе, должен предварительно уступить дорогу тому, кто беспрепятственно движется в противоположном направлении. Однако это требование, изложенное в пункте 11.7 , действует только на горизонтальных участках дороги, а точнее, там, где отсутствуют знаки «Крутой спуск» и «Крутой подъем» . При наличии этих знаков действует другое правило – независимо от того, на чьей стороне находится препятствие, и кому предстоит совершать объезд, пункт 11.7 отдает преимущество тому транспортному средству, которое поднимается в гору. Это вполне естественно, ведь одолеть подъем всегда труднее, чем скатиться вниз. Например, тяжелый грузовик, остановившийся на скользкой дороге, может забуксовать, трогаясь с места, не справиться с подъемом и сделать невозможным движение остальных ТС, застрявших позади него. При движении под уклон подобных проблем не возникает – даже после полной остановки водитель, находящийся на спуске, всегда сможет растормозить колеса и продолжить свой путь.

Хотя очередность встречного разъезда на уклонах четко оговорена Правилами, надо быть готовыми к тому, что не все водители тщательно соблюдают требования пункта 11.7. Чтобы избежать неприятностей, нужно принимать определенные меры предосторожности. Водитель, который движется в гору, может воспользоваться своим преимуществом, только убедившись, что встречное ТС вовремя снизило скорость, а при необходимости и остановилось, оставив впереди себя свободное место, достаточное для выполнения объезда. Двигаясь по участку дороги, обозначенному знаком «Крутой спуск», необходимо быть еще более внимательным, иначе, спохватившись слишком поздно и не успев затормозить, можно оказаться не только участником, но и виновником лобового столкновения со встречным ТС, которое внезапно «вынырнуло» из-за препятствия, расположенного на встречной полосе.

Кроме того, очередность встречного разъезда на узком участке дороги может быть задана установленными с противоположных сторон знаками «Преимущество встречного движения» и «Преимущество перед встречным движением» . Эти знаки всегда применяются парами и предоставляют преимущество транспортным средствам, движущимся в одном из двух направлений. При наличии таких знаков водители должны руководствоваться их указаниями независимо от наличия уклонов и расположения препятствия.

КоАП РФ рассматривает нарушения правил обгона и встречного разъезда в статье 12.15, с которой мы уже познакомились на одном из прошлых занятий. За неправильный встречный разъезд часть 1 этой статьи предусматривает штраф в размере 1500 рублей. Выезд в нарушение Правил на встречную сторону дороги для объезда препятствия карается штрафом от 1000 до 1500 рублей в соответствии с частью 3 статьи 12.15. За обгон в неположенном месте частью 4 той же статьи предусматривается штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, а за повторное нарушение – лишение прав на 1 год, которое заменяется штрафом в размере 5000 рублей только в случае автоматической фотоили видеофиксации. Об этом сказано в пятой части статьи 12.15.

Также следует вспомнить о наказании для водителей, которые двигаются вне населенных пунктов со скоростью менее 30 км/ч или перевозят крупногабаритный груз и не уступают дорогу скопившимся сзади транспортным средствам. За создание препятствий для обгона или опережения таким водителям грозит штраф от 1000 до 1500 рублей в соответствии со статьей 12.15.1.1 КоАП.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Можно ли выполнять обгон на таком перекрестке?

Ответ

Данная ситуация специально в ПДД не оговаривается. Давайте посмотрим на нее с точки зрения правил проезда перекрестка. Вы находитесь на главной дороге, но на ней же, в равных с Вами условиях, будут находиться и ТС, приближающиеся к перекрестку с правой стороны. Согласно пункту 13.10 Правил, Вы вместе с водителем второго легкового автомобиля должны уступить дорогу грузовику, руководствуясь правилом помехи справа, – то есть действовать так же, как на равнозначном перекрестке. А Вы уже знаете, что на равнозначных перекрестках обгон запрещен, поскольку одновременно обгонять кого-либо и пропускать помеху справа невозможно.

Итак, там, где главная дорога, по которой Вы едете, поворачивает направо, попытка обгона может привести к столкновению. Поэтому в подобной ситуации Вы не имеете права приступать к обгону. Если же главная дорога уходит влево, то такой опасности не возникнет, поскольку справа от Вас окажется второстепенная дорога. В этом случае обгон транспортного средства, движущегося в прямом направлении, можно выполнять прямо на перекрестке, ничем не рискуя.

Правила дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

— следующее за ним транспортное средство начало обгон;

— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.4. Обгон запрещен:

— на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

— на пешеходных переходах;

— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

— в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.6.

В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.15, часть 1

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Статья 12.15, часть 1.1

Невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования Правил дорожного движения пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения —

влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Статья 12.15, часть 3

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия —

влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Статья 12.15, часть 4

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Статья 12.15, часть 5

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средствами фотои киносъемки, видеозаписи наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Действия водителя при перестроении:

1) проконтролировать обстановку позади Вашего ТС через центральное зеркало заднего вида. Именно со взгляда в зеркало должен начинаться любой манёвр, связанный с изменением направления движения;

2) не меняя направления движения, пропустить ТС, движущиеся с более высокой скоростью по той полосе, на которую Вы собираетесь перестроиться. Если необходимо объехать препятствие, а соседняя полоса занята – снизить скорость вплоть до полной остановки;

3) включить соответствующие указатели поворота;

4) посмотреть в наружное зеркало заднего вида и еще раз убедиться в том, что соседняя полоса свободна, и Вас никто не настигает;

5) после того как станет ясно, что своим манёвром Вы не создадите помех другим ТС (то есть не вынудите их тормозить или менять свою траекторию), перестроиться на соседнюю полосу;

6) выключить указатели поворота.

Рис. 17-2

Самая главная проблема — выяснить, кто едет впереди вас: тихоходный транспорт или обычный «затупок», который по тем или иным причинам удерживает стрелку спидометра на отметке в 25 км/ч. Напомним, что к тихоходам, согласно ПДД, относятся механические транспортные средства, чья скорость по паспорту не превышает 30 км/ч. Иными словами, асфальтоукладчик — это тихоход, а плетущаяся вазвская «семерка» — нет.

Тихоходы «отмечаются» специальным знаком — равносторонним красным треугольником с желтой окантовкой. Следовательно, любой транспорт с такой «меткой» можно совершенно спокойно обогнать под знаком 3.20. Что же до тракторов, грузовиков и прочего транспорта без опознавательной наклейки, то лучше не рисковать. «Ошибочный» обгон сегодня карается штрафом в 5000 рублей или лишением «прав» на срок от 4 до 6 месяцев.

Как же поступить, если вы обогнали «сомнительного» тихохода, и вас поймали гаишники? Нарушение серьезное, а потому требуйте, чтобы в протокол обязательно внесли марку и модель транспортного средства, из-за которого случился весь сыр-бор. Если в дальнейшем окажется, что его паспортная скорость действительно не превышает 30 км/ч, то «права» удастся сохранить.

11. Обгон, опережение, встречный разъезд 20 Январь 2016 Администратор Главная страница » Правила дорожного движения Просмотров:

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

  • Оглавление:
    Правила дорожного движения Российской Федерации
    1. Общие положения
    2. Общие обязанности водителей
    3. Применение специальных сигналов
    4. Обязанности пешеходов
    5. Обязанности пассажиров
    6. Сигналы светофора и регулировщика
    7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
    8. Начало движения, маневрирование
    9. Расположение транспортных средств на проезжей части
    10. Скорость движения
    11.Обгон, опережение, встречный разъезд
    12. Остановка и стоянка
    13. Проезд перекрестков
    14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
    15. Движение через железнодорожные пути
    16. Движение по автомагистралям
    17. Движение в жилых зонах
    18. Приоритет маршрутных транспортных средств
    19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
    20. Буксировка механических транспортных средств
    21. Учебная езда
    22. Перевозка людей
    23. Перевозка грузов
    24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
    — Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
    — Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
  • Приложение 1. Дорожные знаки:
    1. Предупреждающие знаки
    2. Знаки приоритета
    3. Запрещающие знаки
    4. Предписывающие знаки
    5. Знаки особых предписаний
    6. Информационные знаки
    7. Знаки сервиса
    8. Знаки дополнительной информации (таблички)
  • Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики:
    1. Горизонтальная разметка
    2. Вертикальная разметка

Метки: встречный разъезд, обгон, опережение Обгон и опережение транспортного средства

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Разница терминов обгон и опережение

Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения.

Опережение — движение ТС №1, у которого скорость превышает скорость впереди движущегося ТС №2, в результате которого ТС №1 оказывается впереди, без выезда на полосу встречного движения.

Главное отличие между обгоном и опережением — это выезд и не выезд на полосу встречного движения.

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.

Обгон ТС

Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.

Опережение ТС

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Перестроение ТС

В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

При какой разметке обгон разрешен

Обгонять ТС, движущееся впереди, можно только при наличии на проезжей части прерывистой линии. Иногда возникает вопрос о том, можно ли обгонять, если на дороге обозначена сплошная? Такой обгон разрешается лишь в случае движения рядом с тихоходным транспортом при наличии знака 3.20, запрещающего обгон.

Чтобы снизить риск ДТП при совершении обгона, следует очень четко просматривать дорогу и предварительно убедиться не только в том, что маневр будет произведен по правилам, но и в том, что это будет безопасно для всех участников движения. Также это поможет избежать штрафов за нарушение Правил.

Видео: ПДД обгон опережение встречный разъезд

26 июля 2013 Администратор Просмотров:

Помните самое начало «Золотого теленка» Ильфа и Петрова? «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть».

Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения. Мало того – даже не хотят знать о них.

Или наивно полагают, что ПДД написаны не для них, а для водителей. В крайнем случае, — для пассажиров. Это в корне неверная позиция и весьма опасное заблуждение.

Хотя, справедливости ради, стоит согласиться с тем, что львиная доля Правил касается движения именно транспорта. Вот о нем и поговорим более подробно.

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Весьма простое и исчерпывающее определение. Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство. И видов транспортных средств – огромное количество.

Так, они бывают рельсовыми (двигающимися по рельсам) и безрельсовыми.

Или самоходными (снабженными двигателем) и несамоходными.

Однако Правила дорожного движения оперируют другими понятиями при квалификации видов транспортных средств:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Транспортные средства, не относящиеся к механическим.

Это наиболее распространенная классификация.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Судя по определению, главной характеристикой механического транспортного средства является обладание двигателем. Каким двигателем? Да любым: бензиновым, дизельным, газовым, электрическим, водородным или атомным (последнее – не дай Бог, конечно!).

Правда, здесь есть еще один скрытый критерий: данное транспортное средство должно быть предназначено для движения по дорогам. Это уже как бы само собой разумеющееся…

Следовательно, перечень механических транспортных средств невероятно велик. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и прочие самоходные машины и пр.

В этой связи становится понятно, почему велосипед не относится к механическим транспортным средствам. Ведь он не снабжен двигателем.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Однако существует еще одна категория транспортных средств, которая снабжена двигателем, но механическим транспортным средством не считается. Это – мопеды (или скутеры).

Спросите, почему? Все просто.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Если выбрать из всей этой словесной шелухи рациональное зерно, то принципиальными в определении мопеда будут два критерия:

  1. Двигатель с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров;
  2. Максимально допустимая заводом-изготовителем скорость, не превышающая 50 км/ч.

Иными словами, перед нами два критерия отнесения транспортного средства с двигателем к НЕМЕХАНИЧЕСКИМ. И в эту же группу Правила включают еще и мокики, скутеры, «газульки» (велосипеды с подвесным двигателем) и подобные им, снабженные, казалось бы, двигателем транспортные средства.

Что это означает? Управление данными транспортными средствами пока (именно – ПОКА!) не требует наличия водительского удостоверения. А само транспортное средство не проходит процедуру регистрации и выдачи государственных регистрационных знаков (номеров).

Однако лица, управляющие подобными транспортными средствами, являются водителями, а, следовательно, обязаны свято соблюдать Правила дорожного движения.

А теперь — давайте вернемся к понятию «Транспортное средство» и отметим еще ряд принципиальных моментов.

Особой характеристикой любого транспортного средства является его РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: 1) разрешенная; 2) максимальная.

«Максимальная» масса – это предельно допустимая масса транспортного средства – с водителем, пассажирами и грузом. Превышения данной массы недопустимо. Почему? Да потому что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.

Например, тормозная система будет неэффективна, т.к. превышающая показатель масса транспортного средства – это большая инерция при движении и большая центробежная сила.

Итак, «максимальная» масса означает предел допустимой массы транспортного средства.

А кто устанавливает этот предел? Конечно же, завод-изготовитель. А это уже объяснение термина «разрешенная» масса. Именно производитель обусловливает – разрешает – эту самую максимальную массу.

И еще. Разрешенная максимальная масса – это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Эту массу не стоит путать с фактической («сейчашной»), то есть той, которой транспортное средство обладает в настоящий момент (сейчас). И если фактическая масса автомобиля – это явление чрезвычайно динамичное, постоянно изменяющееся, то разрешенная максимальная масса – это клеймо на всю жизнь.

Еще один важный момент. Разрешенная максимальная масса – это и критерий разграничения категорий транспортных средств. Дело в том, что грузовые автомобили различаются по данному показателю на 2 вида:

  1. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн (категория В) – например, грузовая «ГАЗель»;
  2. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (категория С) – например, «КамАЗ».

Показатель в 3,5 т – это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.

А теперь давайте вспомним вторую часть понятия «Разрешенная максимальная масса».

«За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав».

Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям – автопоезд и прицеп.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Бывает так, что механическое транспортное средство двигается с прицепом (который, кстати, тоже требует регистрации). И вот в этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с дугой стороны, прицепа.

Давайте подведем итог. Разрешенная максимальная масса – это предельно допустимая масса транспортного средства (с водителем, пассажирами и грузом), которая устанавливается заводом-изготовителем в качестве максимальной для данного транспортного средства.

И последний термин, который следует рассмотреть в данном блоке понятий.

МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Данное транспортное средство относится к особой категории. Его критериями являются:

  1. Принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
  2. Движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
  3. Осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию.

Иными словами, маршрутное транспортное средство – это тот самый общественный транспорт, который двигается по дорогам и целыми днями (а иногда – и ночами) перевозит людей.

Важно отметить, что маршрутное транспортное средство является таковым только тогда, когда находится на маршруте (в рабочем режиме). Например, пассажирская «ГАЗель», направляющаяся после трудового дня в гараж или к месту парковки, уже не считается маршрутным транспортным средством.

А та же самая «ГАЗель», выдвигающаяся утром к месту посадки пассажиров, пока еще не является таковым.

Почему мы об этом так подробно? Дело в том, что водитель маршрутного транспортного средства вправе проигнорировать действия некоторых дорожных знаков – запрещающих, предписывающих знаков, знаков особых предписаний.

Более того, для маршрутного транспортного средства предназначается и специально выделенная полоса, обозначаемая соответствующими знаками и разметкой.

Наконец, текстом Правил предусмотрены и иные послабления и привилегии, действующие в отношении маршрутных транспортных средств. Об этом мы говорили в разделах «Дорожные знаки» и «Дорожная разметка».

Рядовой водитель должен помнить о данных обстоятельствах и не копировать слепо действия своего коллеги из маршрутного транспортного средства. В противном случае, он может грубо нарушить Правила.

Давайте вершить четвертый блок понятий. Мы убедились в том, что транспортные средства представлены в своем многообразии и великолепии. Однако если Вы мечтаете стать настоящим водителем, то механическое транспортное средство – это Ваш выбор

Что делать, если перед вами с черепашьей скоростью плетется грузовик или трактор? Обгонять, несмотря на запрет, или подождать, пока появится прерывистая линия разметки?

Ситуация весьма типичная. Вы едете по трассе и утыкаетесь в какой-нибудь перегруженный самосвал. Многие из водителей слышали, что ПДД вроде бы предоставляют возможность обгонять такой тихоход, даже несмотря на запрет этого маневра в виде знаков и дорожной разметки.

Так ли это? Давайте разберемся.

Исчерпывающий перечень

Все случаи запрета обгона прописаны в разделе 11 Правил дорожного движения. Перечислю все варианты, когда на встречку нельзя выезжать ни при каких обстоятельствах:

— на регулируемых перекрестках (со светофорами);

— на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

— на пешеходных переходах;

— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

— в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Кроме этого, обгонять нельзя, даже если дорожными знаками или разметкой запреты не установлены, когда:

— транспортное средство, движущееся впереди вас, производит обгон или объезд препятствия;

— транспортное средство, движущееся впереди вас по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

— следующее за вами транспортное средство начало обгон;

— если по завершении обгона вы не сможете, не создавая опасности для движения и помех, вернуться в свою полосу.

Особое исключение

А как быть, если на дороге установлен знак 3.20 «Обгон запрещен»?

В определении этого знака указано, что запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Таким образом, в этой ситуации можно обогнать определенные транспортные средства. Нас интересует, прежде всего, что собой представляют тихоходные.

Определение «тихоходное транспортное средство» дано в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации (Приложение к ПДД). К таким относятся механические транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 30 км/ч.

У таких автомобилей должен быть установлен специальный знак — равносторонний красный треугольник с желтой окантовкой.

Так вот, если перед вами едет какой-нибудь трактор с таким значком, то можете смело обгонять его даже при наличии знака «Обгон запрещен».

Дорожные работы

Если же быстро ехать вам мешает грузовик, который попросту еле едет, то тут, к сожалению, обгонять нельзя. В таких случаях водители перегруженных фур (они чаще всего стопорят движение) должны принять как можно правее или вовсе остановиться, чтобы пропустить других водителей. Но, как показывает опыт, происходит это нечасто.

Если сплошная линия разметки сочетается со знаком 3.20, то обгонять тихоходные транспортные средства можно.

Тут хочу обратить ваше внимание на случаи, когда знак, запрещающий обгон, отсутствует, но на дороге есть сплошная линия разметки (1.1 или 1.11). Так вот, при таких обстоятельствах обгонять тихоходные транспортные средства нельзя.

Наказание

Если вы обогнали грузовик, который не является тихоходным, в зоне действия знака 3.20, то наказание будет достаточно серьезным — штраф 5 тысяч рублей или лишение права управления на 4–6 месяцев.

Но есть ответственность и для водителей медленных машин. Речь идет о случаях, когда водитель тихоходного средства, или перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, не пропускает другие автомобили. Для таких установлено наказание в виде штрафа от одной до полутора тысяч рублей.

Поскольку на дорогах присутствуют не только автомобили и общественный транспорт, но и достаточное количество производственного ТС, который может быть обязан двигаться медленно, существуют правила что бы произвести обгон тихоходного транспортного средства.

К последним могут относиться дорожно-ремонтная техника, сельский транспорт, грузовики, транспортирующие груз, к которому необходимо особое отношение, в том числе в плане скорости.

Общая информация о поправках

Изменения и поправки по поводу обгона тихоходов были приняты сначала в 2010, потом в 2012 году.

Одним из примеров таких изменений можно назвать разрешение на обгон с допусканием пересечения сплошной линии, но это допускалось только в том случае, если присутствует дорожный знак о запрещении обгона.

В обычных ситуациях обгон запрещается в тех местах дорожного полотна, на которых подобный маневр может создать аварийную ситуацию. Риск ПДД может возрасти, если водитель обгоняемого транспорта по каким-либо причинам не заметит того, кто совершает обгон, и начнет ускорение.

Неприятные для простых водителей ситуации создает медленный автотранспорт, следующий по дорогам с малой нагрузкой, поскольку в этом случае можно потерять слишком много времени. Специально для таких случаев и были внесены соответствующие поправки.

Когда разрешено совершить обгон тихохода

Поправки, внесенные в правила обгона, касаются лишь знака «Обгон запрещен». Его действие применимо ко всем типам транспортных средств, за исключением мотоциклов без колясок, мопедов, велосипедов, гужевых поводок и тихоходов.

При отсутствии данного ограничителя на движение по двухполосной трассе со сплошными линиями разметки 1.1 или 1.11 действует тот же свод и редакция правил, что и ранее.

Выделяют четыре основных случая, при которых можно говорить о разрешении или запрете на обгон тихоходного ТС:

  • Если движение совместно с тихоходом происходит в зоне знака «Обгон запрещен», то, в соответствии с изменениями, обгон тихоходного ТС разрешен через сплошную.
  • На дороге есть разметка 1.1 или 1.11, но нет знака, касающегося обгона. Это означает, что поправки не действуют, и движущимся позади тихохода водителям не разрешается проводить обгон тихоходного транспортного средства через сплошную.
  • Имеется знак 3.20, а также присутствует разметка 1.1 или 1.11. Здесь, также как и в первом пункте, разрешается обгон тихоходного транспортного средства через сплошную линию разметки.
  • В случае, когда обгон транспорта запрещается любым способом, кроме знака 3.20, запрещается проводить обгон тихохода и любого прочего ТС. Здесь поправки и исключения не применимы.

Обгон тихоходного транспортного средства может быть запрещен, если, например, имеются тоннели, мосты и другие места с плохой видимостью. Либо в ситуации, когда перед автомобилем, желающим произвести обгон, и тихоходным ТС имеется еще как минимум один автотранспорт, не совершающий обгон.

Изменения, проводимые в ПДД в 2015 году, никак не относились к вопросу обгона тихоходов, поэтому на данный момент актуальны именно поправки 2012 года.

Параметры тихоходного транспортного средства

Официальное определение тихоходного ТС подразумевает, что, в соответствии с данными из техпаспорта, последнее может двигаться со скоростью, не выходящей за отметку в 30 км/ч, при этом не идет учета дополнительных ограничений и модификаторов. В случае, когда автотранспорт просто не может или не имеет права превышать вышеуказанную скорость, его нельзя считать тихоходом.

Тихоходы обозначаются особым знаком «Тихоходное ТС», которое представляет собой треугольник красного цвета с такой же красной или желтой каймой, возвращающей свет. Внутри треугольника присутствует флуоресцирующее покрытие. К тихоходам можно отнести следующие ТС:

  • Трактор с прицепом, скорость которого достигает, максимум, 15 км/ч, который не имеет технической возможности для резкого ускорения. Но, поскольку максимальная скорость, указанная в техпаспорте, переваливает за границу в 30 км/ч (33,4 км/ч), его по Закону нельзя считать тихоходным транспортом. Следовательно, обгонять его запрещено.

  • Каток для укладывания асфальта. Его скорость при движении не превышает 15 км/ч, но нет отличительной отметки тихоходного транспорта, поскольку его скорость по техпаспорту превышает разрешенную для обгона другим транспортом скорость.

Из этих примеров следует, что для полной уверенности в том, что непосредственно перед вами движется тихоход, который можно обогнать, следует ориентироваться на наличие или отсутствие знака о тихоходном ТС.

Наказание за неправомерный обгон

Если вы находитесь в ситуации, когда очень хочется обогнать медленно движущийся транспорт, стоит внимательно приглядеться, поскольку далеко не всегда это будет тихоход. Однако, если вы точно знаете, что идущее перед вами ТС обладает максимальной скоростью, не выходящей за рамки 30 км/ч, то такое ТС можно обгонять.

Но с этим следует быть осторожным, иначе можно заработать штраф в размере 5000 рублей регламентируемый статьей 12.15 КоАП ч. 4 за обгон с пересечением сплошной линии с возможным лишением водительских прав.

В ноябре 2010, а затем в феврале 2012 года в ПДД был включен ряд изменений и поправок, регулирующих правила обгона. В частности, был разрешён обгон тихоходного транспортного средства через сплошную, но только при наличии знака «Обгон запрещен». Цель данного исключения – решить известную проблему, возникающую на небольших дорогах, по которым движется много сельской, дорожно-ремонтной и прочей медленной техники.

Обычно обгон запрещается на тех участках, где может возникнуть аварийная ситуация, если обгоняемый водитель не заметит обгоняющего и неожиданно ускорится. На ненагруженных пригородных и сельских дорогах серьезные неудобства создают медленные транспортные средства, оказавшись за которыми можно потерять достаточно много времени. Именно для этих случаев введены поправки к ПДД, позволяющие обгон в определенных ситуациях.

Правила обгона

Данные поправки относятся только к знаку 3.20 «Обгон запрещен». Если он отсутствует, при движении по двухполосной дороге, имеющей сплошную разметку 1.1 или 1.11, действует старая редакция правил. Чтобы однозначно понять, можно ли обгонять тихоход в тех или иных ситуациях, выделим четыре основных случая:

  1. Вы движетесь в зоне действия знака «Обгон запрещен». В этом случае тихоходное ТС можно обгонять.
  2. Имеется сплошная разметка 1.1 или 1.11, но отсутствует знак 3.20. В этом случае исключение не действует – запрещён любой обгон через сплошную.
  3. Установлен знак 3.20, а дорога размечена сплошной разметкой 1.1 или 1.11. Обгон тихоходного транспортного средства разрешен.
  4. Если на участке дороги обгон запрещён по любому другому пункту ПДД, исключение не действует.

На данный момент описанные правила являются актуальными, поскольку последние обновления ПДД года не коснулись тихоходных транспортных средств и правил их обгона.

Какие транспортные средства относятся к тихоходным

Согласно определению тихоходным можно считать транспортное средство, паспортная скорость которого не превышает 30 км/ч. При этом дополнительные модификаторы и ограничения не учитываются. Даже если в определенных условиях ТС не может (или не имеет права) превышать эту скорость, оно всё равно не является тихоходным.

Для обозначения тихоходов применяется знак «Тихоходное транспортное средство». Он представляет собой красный равносторонний треугольник с желтой или красной световозвращающей каймой. Внутренняя часть треугольника имеет флуоресцирующее покрытие.

Рассмотрим пару примеров:

  1. Трактор МТЗ-80 (известный как «Беларусь») с груженым прицепом движется со скоростью 15 км/ч. Совершенно очевидно, что резко ускориться он не может. Однако паспортное ограничение скорости составляет 33,4 км/ч, поэтому тихоходом данный трактор не является, и обгонять его запрещено.
  2. Асфальтоукладочный каток движется со скоростью 5 км/ч, но наклейка «Тихоходное транспортное средство» отсутствует. Поскольку это и есть паспортная максимальная скорость, каток можно однозначно классифицировать как тихоход и обгонять под знаком «Обгон запрещён».

Таким образом, определить, является ли транспортное средство тихоходным, можно лишь по соответствующему знаку (наклейке), или же точно зная его заводские технические характеристики. При однозначной уверенности, что перед вами тихоход, в определенных ситуациях его можно обгонять.

Если соответствующий знак на ТС не установлен, и инспектор ДПС по этой причине вменяет вам правонарушение, обязательно требуйте, чтобы в протокол была внесена марка и модель обогнанного транспортного средства. Это может стать решающим аргументом в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *