ОБГОН ЧЕРЕЗ СПЛОШНУЮ

Содержание

Завершение обгона через сплошную линию разметки

6 февраля 2017

Завершении обгона через сплошную линию разметки это достаточно спорная ситуация с точки зрения законодательства. Интересно, что проблема известна уже много лет, но законодатель не спешит её устранять.

Противоречие ПДД и Коап

По ПДД обгон состоит из нескольких действий. Это выезд на встречную полосу, опережение одного или нескольких транспортных средств и возвращение на ранее занимаемую полосу.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

"Обгон" — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

В Коап мы видим ответственность только за выезд.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4.

Можно ли завершать обгон через сплошную в 2018 году

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Можно предположить, что законодатель под выездом подразумевал любое движение по встречной полосе в нарушение ПДД, но это не так. Например, в части 3 статьи 12.16 явным образом указано движение, а не выезд.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

То есть можно сделать вывод, что в части 4 статьи 12.15 законодатель указал ответственность именно за выезд, а не за движение по встречной полосе в нарушение ПДД.

Сплошная линия разметки и запрет обгона

Сама по себе сплошная линия разметки 1.1 обгон не запрещает и движение по встречной полосе при наличии разметки 1.1 также не запрещено Правилами. Запрещено такую разметку лишь пересекать.

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3пересекать запрещается.

Запрещают обгон и движение по встречной полосе некоторые пункты ПДД и знаки. Все приводить в не буду, вот только некоторые для примера и понимания сути.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Сплошная линия разметки наносится, в том числе, в тех местах, где запрещён обгон, а также выезд или движение по встречной полосе. Такие места перечислены в ГОСТ Р 52289-2004. Все места перечислять не буду, так как они соответствуют запретам на обгон в ПДД.

6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

1) Для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях:

— на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой перекрывают друг друга;

— перед железнодорожными переездами — на протяжении 100 м от ближнего рельса;

— на участках дорог с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Протяженность участков дороги с соотношением числа полос движения во встречных направлениях (2:1 или 1:2) определяют с учетом продольного и поперечного профилей дороги, организации левых поворотов на перекрестках, с учетом возможности опережения попутных транспортных средств;

Если сопоставить запреты из ПДД и применение разметки 1.1 из ГОСТ, то становится понятным, что начало разметки 1.1 совпадает с началом опасного участка дороги, где нахождение транспортного средства на встречной полосе движения по ПДД запрещено.

Например, если водитель завершает обгон через сплошную линию разметки перед переездом, то он завершает обгон ближе, чем 100 метров до переезда, а такой обгон запрещён пунктом 11.4 ПДД.

11.4. Обгон запрещен:

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

То есть вы должны понимать, что завершение обгона (возвращение на ранее занимаемую полосу) это не отдельное действие по ПДД, а всё тот же обгон.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что обгон в зоне действия сплошной линии разметки 1.1, если она разделяет транспортные потоки противоположных направлений, запрещён.

Единственное исключение

Пункт 11.4 ПДД не запрещает обгон на нерегулируемых перекрёстках при движении по главной дороге.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

Снова обратимся к ГОСТ Р 52289-2004.

6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

— перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут.

Разметку наносят на протяжении не менее чем за 20 (40) м от края пересекающей проезжей части.

То есть, в данном случае, обгон по ПДД не запрещён. Запрещено пересекать сплошную линию разметку 1.1. Если пересечение произошло при выезде на встречную полосу движения, то наступает ответственность по части 4 или 5 статьи 12.15 Коап, а вот при возвращении на ранее занимаемую полосу через сплошную линию разметки 1.1 наступает ответственность по части 1 статьи 12.16 Коап.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Венская Конвенция о дорожных знаках и сигналах

Двигаться слева от сплошной линии разметки, если она разделяет транспортные потоки противоположных направлений, нельзя.

Статья 26

Продольная разметка, состоящая из сплошной линии, проведенной по проезжей части, означает, что всем транспортным средствам запрещается переезжать через нее или наезжать на нее; равным образом, когда разметка разделяет оба направления движения, она означает, что ни одно транспортное средство не должно следовать с той стороны разметки, которая является для водителя противоположной краю проезжей части, соответствующей направлению движения. Продольная разметка, состоящая из двух сплошных линий, имеет аналогичное значение.

Наши ПДД не противоречат этой Конвенции, но при этом такое движение не запрещают.

Зная, что существуют подобные проблемы в законодательстве, я предпочитаю избегать подобных ситуаций, тем более они в большинстве случае угадываются заранее. И всем советую. Можно применять аргументы, изложенные в статье, если вы попали в такую ситуацию, но исход дела зачастую не в пользу водителя, хотя бывают исключения.

Дорожная разметка РФ

1. Горизонтальная дорожная разметка

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.

Горизонтальная разметка:

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

* Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.

1.2 — обозначает край проезжей части;

1.3 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами — при ширине полос более 3,75 м;

1.4 (цвет — желтый) — обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств;

1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

1.6 — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.7 — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

1.8 — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части;

1.9 — обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

1.10 (цвет — желтый) — обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств;

1.11 — разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории);

1.12 — указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора(регулировщика);

1.13 — указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

1.14.1, 1.14.2 — обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

1.15 — обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;

1.16.1 — обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений;

1.16.2 — обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления;

1.16.3 — обозначает островки в местах слияния транспортных потоков;

1.17 (цвет — желтый) — обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.

Завершение обгона через сплошную линию разметки

Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

1.19 — предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

1.20 — предупреждает о приближении к разметке 1.13;

1.21 — предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;

1.22 — обозначает номер дороги;

1.23.1 — обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;

1.23.2 — обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов;

1.23.3 — обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы;

1.24.1 — дублирование предупреждающих дорожных знаков;

1.24.2 — дублирование запрещающих дорожных знаков;

1.24.3 — дублирование дорожного знака "Инвалиды";

1.24.4 — дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;

1.24.5 — дублирование таблички 8.4.3.1; разметка 1.24.5 может применяться самостоятельно;

1.25 — обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.

1.26 — (цвет — желтый) — обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Линии 1.5 — 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии, а также и со стороны сплошной линии, но только при завершении обгона или объезда.

В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

2. Вертикальная дорожная разметка

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

2.1.1 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.1.2 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.1.3 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.2 – обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;

2.3 – обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;

2.4 – обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;

2.5 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;

2.6 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;

2.7 – обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

О запрете, а вернее о штрафе или лишении прав за пересечение сплошной линии разметки разделяющей полосы движения встречного направления, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Надо заметить, что штраф в этом случае существенный. Кроме того, возможно даже и лишение прав, на срок от 4 до 6 месяцев. Наказание вполне в соответствии с правонарушением. Здесь как бы все понятно и ясно, нарушители рискующие не только своей жизнью, но и жизнями других людей должны быть наказаны без сожаления и компромиссов. Другое дело, — а судьи кто!? Но это уже вопрос не для простых смертных, и решение этого вопроса не прерогатива «серой» массы большинства, как считают наши парламентарии… Не смотря на то, что ситуации могут быть и очень опасными и по факту безобидными.

Итак, пересечение сплошной линии разметки идущей в разделе ПДД "Горизонтальная разметка" под номером 1.1 или , предписывает лишение прав. Однако бывают и не столь однозначные ситуации, по крайней мере как нам кажется. Вот, например, так. Выехал через пунктирную линию разметки 1.5 на полосу предназначенную для встречного движения, то есть не нарушая правила ПДД, а затем перестроился на "свою" полосу, но уже через сплошную 1.1 или 1.3 (см выше).

Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона

Как же быть в этом случае!? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Аргументация к рассмотрению в случае завершения обгона через сплошную линию разметки

Попавшиеся на таком правонарушении водители готовы приводить следующие факты и аргументы во время своей апологии перед инспектором, а после и перед судом, —
фактически совершался обгон ТС, при котором был совершен выезд на полосу встречного движения, а когда началась сплошная линия то:

— во-первых, машина уже была на полосе встречного движения, а не выезжала на нее;
— во-вторых, ПДД требуют вернуться в свою полосу после обгона.

То есть вроде как все шито-крыто. Однако здесь надо сказать, что выездом на встречную полосу в нарушение ПДД можно считать и случай с прямолинейным движением по той же самой полосе, когда меняется разметка со штриховой на сплошную, а смены полосы движения нет. В общем здесь игра слов, игра разума, амбиций и желаний. В статье 12.15 КоАП РФ сказано о выезде на встречную полосу, а не о пересечении какой-либо разметки.
Однако более полезным будет знать то, как к этому отнесутся в суде. Так Конституционный суд трактует такую ситуацию следующим образом.

Определение Конституционного суда о завершения обгона через сплошную линию разметки

Приведем выдержку из Определений Конституционного суда РФ от 07.12.2010 N 1570-О-О и от 18.01.2011 N 6-О-О:

…Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения…

Проще говоря суд решил этот вопрос не в пользу водителя, когда обгон начат через прерывистую, а завершается через сплошную линию разметки. Здесь надо акцентировать внимание и на том, что это не районный суд, а Конституционный — высшая инстанция! Поэтому все нарушение можно квалифицировать по статье 12.15 часть 4 без каких-либо отступлений.

Штраф или лишение прав за завершения обгона через сплошную линию разметки

Хотя мы уже ссылались на статью 12.15 КоАП РФ в самом начале нашей статьи, и меры наказания по ней уже известны, но чтобы логически завершить статью все же резюмируем, чем грозит ситуация водителю при завершении обгона через сплошную, даже если он начинал обгон через прерывистую. Обратимся к все к той же статье 12.15 КоАП РФ, часть 4.

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Существует и дополнение к ней, в виде части 5, все той же статьи 12.15 КоАП РФ. Это для тех, кто склонен к рецидиву или в случае фото- видео- фиксации нарушения.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

То есть по сути ситуация с завершением обгона через сплошную абсолютна идентична по ответственности, что и в случае с пересечением сплошной.

Есть ли возможность избежать наказание за завершение обгона через сплошную линию разметки

Единственным вариантом будет поиск «ахиллесовой пяты» в дорожной разметке, действиях инспектора, ошибка тех, кто хочет спросить с водителя. Именно такие уловки станут для водителя единственным вариантом. Так, например, сплошной линии разметки по ГОСТу должна предшествовать пунктирная линия приближения за городом 100 метров и 50 метровая в городе. Неверное нанесение линии или отсутствие таковой вовсе, не установка знака обгон запрещен без разметки, все это на руку водителю при рассмотрении его дела в суде.
 Если же альтернатив с вынесением решения не в пользу водителя нет, здесь если дороги водительские права, необходимо склонять ситуацию к штрафу, а не лишению водительских прав.

В каком случае вместо лишения выписывают штраф за завершение обгона через сплошную линию разметки

Здесь необходимо обратится к статье 23.1. КоАП РФ "Судьи", часть 1

 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями…

…12.15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи)…

Из процитированного нами следует, что если правонарушение было зафиксировано на камеры фото- или видео- наблюдения, то при вынесении постановления инспекцией ГИБДД, к вам может быть применен ТОЛЬКО штраф. Лишение специального права быть применено не может быть, об этом же также  говорит и стать 3.8 КоАП РФ, которая указывает, что лишение специального права, может произойти только по решению суда.
 Кроме того, вопрос о назначении штрафа может быть вынесен и в самом суде, если до этого все же дойдет.

Можно ли заплатить штраф за завершение обгона через сплошную со скидкой в 50 процентов

 С 2016 года у нарушителей по статье 12.15 КоАП РФ появилась возможность оплатить штраф, если такая мера административного наказания к ним применена, со скидкой в 50 процентов. Такая оговорка есть в статье 32.2 КоАП РФ. Основным требованием в этом случае будет соблюдение сроков оплаты штрафа. Он должен быть оплачен не позднее 20 дней с дня вынесения постановления. Однако не стоит его платить и ранее, чем он появиться в базе ГИБДД. Более подробно о всем этом в нашей статье "Как оплатить штраф ГИБДД со скидкой".

Вопрос-ответ по теме «Завершения обгона через сплошную линию разметки»

Вопрос: Какое наказание предусмотрено при завершении обгона через сплошную линию разметки (1.1 или 1.3.)?
Ответ: Такой же как и при пересечении сплошной линии, в случае обгона. Лишение водительских прав до 6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Видео о выезде на встречную

Правила обгона через сплошную линию разметки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *