Нива или УАЗ что лучше?

Ассортимент недорогих кроссоверов на российском рынке кажется довольно внушительным. Но действительно качественных и надёжных машин при низкой цене на самом деле не так много.

УАЗ Патриот и Chevrolet Niva

Да, доступен огромный список китайских SUV. Но подавляющее большинство из них лишь условные кроссоверы, больше напоминающие паркетники или даже универсалы с увеличенным дорожным просветом. Поголовное отсутствие полного привода у машин из Поднебесной не позволяют эксплуатировать их в откровенно непростых условиях.

Если требуется максимальная проходимость, надёжный полный привод и уверенное поведение на бездорожье, тогда стоит присмотреться к автомобилям Chevrolet Niva и УАЗ Патриот. Они предельно недорогие, оптимально подходят для рыбалки, охоты, выездов на дикую природу. При этом многих закономерно интересует вопрос о том, какая из машин лучше, и кому стоит отдать предпочтение. Чтобы определиться с выбором, нужно сравнить эти кроссоверы, сопоставить их технические возможности и прочие параметры, которые играют не последнюю роль при покупке авто.

Общие сведения

УАЗ Патриот относится к категории среднеразмерных внедорожников с рамной конструкцией и полным приводом. Машина обладает брутальным внешним видом, отличными показателями практичности и повышенной проходимостью.

После своего официального дебюта, модель не меняла поколения, зато переживала несколько рестайлингов. Сначала УАЗ показал обновлённую версию в октябре 2016 года. В рамках модернизации немного изменили внешность, но существенно переработали интерьер и технические компоненты. Через 2 года состоялось очередное обновление, которое едва затронуло экстерьер и интерьер, но зато существенно поменяли наполнение подкапотного пространства. В итоге Патриот получил новый мотор и модернизированную коробку передач. Также перебрали подвеску и улучшили работу переднего моста.

УАЗ Патриот использует рамное шасси с зависимой подвеской впереди и сзади. Причём впереди стоит пружинная конструкция, а сзади предусмотрено несколько продольных рессор полуэллиптического типа. Рулевой механизм реечный с гидроусилителем. Передние тормоза дисковые, а сзади стоят классические барабаны.

Несмотря на многочисленные обещания и заявления, второе поколение Chevrolet Niva так и не появилось на свет. Причины можно называть разные, но факт остаётся фактом. Потому актуальным до сих пор остаётся первое поколение Chevrolet Niva.

Впервые о Niva под брендом Chevrolet узнали в 2002 году. Хотя в 1998 году АвтоВАЗ презентовал проект ВАЗ 2123, который должен был стать сменщиком для старой Niva 2121. Проект получился интересным, но на серийное производство банально не хватило денег. Потому в 2001 году АвтоВАЗ продал компании Genertal Motors лицензию на проект, и уже через год началось производство Chevrolet Niva. По сравнению с проектом ВАЗ 2123, американский концерн внёс свыше 1000 изменений.

Последний актуальный рестайлинг состоялся в 2014 году. Chevrolet обновили внешность, а также переработали салон и техническую начинку. Одним из главных нововведений стала установка новых сидений.

Chevrolet Niva является полноприводным кроссовером, который построен на базе несущего кузова с передней пружинной независимой подвеской и пары поперечных рычагов, а также задней пружинной подвеской, состоящей из 5 штанг. Впереди поставили дисковые тормоза, а сзади расположились барабаны. Рулевое управление реечное, дополненное гидроусилителем.

Внешний вид

Вряд ли Chevrolet Niva можно назвать невероятно красивым внедорожником. Внешность у модели скорее кроссоверная, хотя возможности и проходимость полностью соответствуют понятию полноценного внедорожника.

Мягкие линии, отсутствие острых и тупых углов, аккуратная оптика, поджарый передний и задний бампер, солидное остекление, рейлинги на крыше и высокие колёсные арки позволяют говорить о довольно правильных и рациональных решениях дизайнеров.

Внешность УАЗ Патриот брутальная, монументальная и местами грубая. Тут сразу видны черты рамного внедорожника, причём образца 80-90х годов. Было бы опрометчиво сказать, что Патриот имеет некоторые общие черты с Гелендвагеном, но квадратичность кузова всё же наталкивает на такие мысли.

Не лишним будет сравнить два автомобиля по габаритам.

Chevrolet Niva предлагает такие параметры:

Клиренс уменьшается при условии полной загрузки, но всё равно не опускается ниже отметки 200 мм.

Что же касается Патриота, то он отвечает следующими цифрами (габариты зависят от комплектации):

  • длина от 4750 до 4785мм.;
  • высота от 1910 до 2005 мм.;
  • ширина 1900 мм. (без зеркал);
  • колёсная база 2760 мм.;
  • клиренс 210 мм.

Трудно выявить фаворита в борьбе между моделями Niva и Патриот, отталкиваясь только от внешности. Если вас привлекает более городская и кроссоверная вариация кузова, тогда берите Niva. Если же хотите получить брутальный и агрессивный дизайн, приоритетным вариантом станет Патриот.

Интерьер и багажный отсек

Если сравнивать с внедорожником до модернизации, то обновлённый салон Патриота преобразился очень существенно. Раньше было много нареканий на низкое качество отделочных материалов и прочие недоработки. Производитель сделал выводы и постарался исправить ранее допущенные ошибки.

Салон УАЗ Патриот

У водителя в распоряжении появился трёхспицевый мультируль, приборная панель стала более удобно читаемой и информативной. Центральная консоль выполнена в стиле минимализм, щеголяя при этом мультимедийным сенсорным дисплеем на 7 дюймов. Плюс имеется однозонный климат контроль. Переднюю панель удалось сделать в духе современных кроссоверов. Но важно добавить, что почти всё это отсутствует в базовой комплектации.

Интерьер Патриота выполнен преимущественно из недорогих материалов и не самого дорогого пластика. Зато на сиденья натянули очень приятную на ощупь ткань. Если раскошелиться на топовую версию, покупатель и вовсе получит кожаный салон.

Компоновка салона осталась прежней. Тут с комфортом разместятся 5 взрослых человек. При этом доступен багажный отсек. В походном состоянии он вмещает 650 литров груза, а при сложенных задних креслах увеличивается до 2415 литров.

Изучив интерьер, который предлагает Патриот, нужно взглянуть на что, что может предложить Chevrolet Niva.

Салон Chevrolet Niva

Интерьер Niva сложно назвать современным и просторным. Здесь ощущается острая нехватка пространства в ногах задних пассажиров. Особенно ярко этот недостаток проявляется на фоне Патриота.

Водителя обеспечили довольно эргономичным креслом, обычным, но удобным рулём, эргономичным внутренним пространством. Обширное остекление даёт важное преимущество в виде великолепной обзорности. В 2014 году в Chevrolet Niva появились новые сиденья с улучшенной боковой поддержкой и подголовниками.

Багажник здесь неплохой, учитывая габариты машины. Но вот в сравнении с конкурентом выглядит откровенно маленьким. В штатном положении заднего дивана доступно 320 литров. А если спинки заднего ряда опустить, получится 650 литров. В багажнике нет порога, дверной проём очень широкий, благодаря чему процедура погрузки и выгрузки заметно облегчается.

Учитывая тот факт, что габариты у машин совершенно разные, говорить о превосходстве Патриота по вместительности багажного отсека и салона будет несправедливо. Но внутреннее оформление всё равно лучше у продукта завода УАЗ. Более частые обновления, а также стремление навязать борьбу зарубежным автомобилям заставляет проводить активную модернизацию. Chevrolet Niva не входит в число ключевых проектов, потому тут вопросу обновлений уделяют минимум времени и сил. Что и говорить, если последние новшества, причём незначительные, вносились ещё 5 лет назад, а Патриот получил порцию обновок буквально в минувшем 2018 году.

Если вы ищите машину с современной начинкой в интерьере и огромным запасом багажного пространства, тогда выбирайте УАЗ Патриот. Если требования к заднему ряду не являются ключевым параметром, а также в машине не потребуется постоянно перевозить большой объём багажа, вам вполне хватит возможностей, которые предлагает Chevrolet Niva.

Моторы, коробки передач и их возможности

При покупке нового автомобиля рассчитывать на широкое разнообразие моторов и коробок передач в случае с автомобилем Chevrolet Niva не приходится.

Двигатель Chevrolet Niva

В настоящее время эта машина продаётся только с одним безальтернативным силовым агрегатом. Но это весьма надёжный атмосферный бензиновый мотор объёмом 1,7 литра с 4 цилиндрами, 16 клапанами и распределённым впрыском. Мотор соответствует экостандарту Евро 4. Он выдаёт 80 лошадиных сил и 127,4 Нм крутящего момента.

В качестве коробки передач идёт также безальтернативная 5-ступенчатая механика. В таком сочетании Niva разгоняется до 140 километров в час. При этом на разгон с нуля до сотни уходит аж 19 секунд. Цифры действительно ужасающие. Расход топлива также солидный. В городе Chevrolet Niva нужно около 14 литров на 100 километров, а на трассе аппетиты падают примерно до 9 литров.

Стоит добавить, что в период с 2006 по 2008 год Chevrolet Niva выпускалась в специальной версии FAM1 или GLX. Её комплектовали мотором от Opel мощностью 122 л. с. и 5-ступенчатой коробкой МКПП от Aisin. Но машина не получила должного спроса, в результате чего за 2 года реализовали всего 1000 экземпляров. Потом производство свернули.

Дабы понять, что лучше между Chevrolet Niva и УАЗ Патриот, обязательно нужно взглянуть на технические параметры последнего.

Двигатель УАЗ Патриот

Патриот предлагается в настоящее время с 2 силовыми агрегатами.

  1. Младший 4-цилиндровый двигатель имеет рабочий объём 2,7 литра. Он выдаёт 135 лошадиных сил мощности и 217 Нм крутящего момента. Работает на бензине АИ-92. Мотор комплектуется 5-ступенчатой механической коробкой передач. В городе машина потребляет около 14 литров на 100 километров в пути, а в загородном цикле на проезд такой же дистанции потребуется 11,5 литров. При этом максимальная скорость составляет 150 километров в час.
  2. Старший двигатель имеет тот же объём 2,7 литра и те же 4 цилиндра. Но мощность увеличена до 150 лошадиных сил, а крутящий момент подняли до отметки 235 Нм. Работает на бензине АИ-92 и 95. Как и младший мотор, работает в тандеме с 5-ступенчатой коробкой передач. В плане расхода топлива в различных условиях производитель даёт аналогичные цифры.

Очередное сравнение, на сей раз по техническим параметрам, динамике и экономичности, позволяет выбрать более приоритетный вариант между автомобилями Chevrolet Niva и УАЗ Патриот.

Модернизация двигателей в случае с Patriot даёт о себе знать. Да, ни одна из машин не может похвастаться солидной динамикой или малым расходом топлива. Но при своих 80 лошадках, Niva потребляет заметно больше топлива, нежели конкурент. Плюс Патриот разгоняется до сотни примерно за 14 секунд, что сразу за 5 сек быстрее в сравнении с условным конкурентом.

Управляемость и проходимость

Выбрать то, что лучше для конкретного покупателя, можно с учётом требований, предъявляемых к автомобилям Chevrolet Niva и УАЗ Патриот, также условий их эксплуатации.

Если вы хотите получить уверенный, максимально прочный и надёжный автомобиль для бездорожья, тут лучшим вариантом станет рамный УАЗ Патриот. Он преодолевает более глубокий брод, имеет солидный клиренс и адаптированную ко сложным условиям подвеску.

При этом Chevrolet Niva не особо уступает. Дорожный просвет от 200 до 240 мм. даёт свои плоды. Плюс, как оказалось, углы въезда и съезда у Chevrolet оказались больше. Тут получились цифры 37 и 35 у Chevrolet против 35 и 30 у Патриота.

Но проблема полностью отечественного внедорожника производства УАЗ в том, что эта машина крайне неуверенно ведёт себя в городских условиях. Покупать Патриот в качестве городского авто для очень редких выездов на сложные дороги бессмысленно. Вы существенно потеряете в плане комфорта, будете постоянно жаловаться на жёсткость подвески и её плохое поведение на асфальте. Управление далеко не образцовое.

При своих неплохих внедорожных характеристиках, Chevrolet Niva является более городским автомобилем. А потому на нём одинаково комфортно можно ездить по ровным асфальтированным участкам, выезжать на природу, преодолевать сложные препятствия бездорожья.

Потому предварительно чётко определите цели и задачи, стоящие перед машиной. При доминировании городской эксплуатации точно стоит взять Chevrolet. Если же машина покупается для рыбалки, охоты, регулярных выездов на плохие дороги, тогда УАЗ Патриот станет оптимальным выбором для такой ситуации.

Безопасность

Ни от одного отечественного внедорожника или кроссовера ожидать повышенного уровня безопасности не стоит. УАЗ Патриот не сумел получить высокие баллы по результатам оценки безопасности, даже в дорогих комплектациях. В условиях скользких дорог, за счёт работы привода, машина передвигается за счёт задних ведущих колёс. Плюс сам кузов обладает далеко не оптимальными параметрами.

На фоне Патриота, Chevrolet Niva выглядит как более сбалансированный автомобиль. Здесь лучше просчитаны системы безопасности. Также продуман вопрос деформации кузова в случае серьёзных аварий, что более надёжно защищает водителя и пассажиров.

Стоимость обслуживания

Если сложить все факторы воедино, то получится, что УАЗ Патриот заметно дороже в компоненте содержания и обслуживания. Расход топлива достаточно внушительный, плюс надёжность далеко не идеальная. Поломки случаются не регулярно, но порой автовладельцам приходится посещать автосервис или зависать на несколько часов в гараже для их устранения.

Определённой проблемой, как ни странно, стали частые модернизации УАЗ Патриот. Это усложняет поиски подходящих запасных частей, которые то и дело меняются. А чем более редкой является деталь, тем она в итоге дороже.

Chevrolet Niva имеет куда меньше серьёзных модернизаций. Особенно в компоненте технической начинки. Запчасти на неё можно с лёгкостью найти на рынках и на авторазборках. Плюс машина оказалась достаточно надёжной, проблем с самостоятельным обслуживанием нет.

Тут выигрывает Chevrolet Niva. Во многом сказывается непосредственное участие в разработке компании General Motors.

Несмотря на кажущуюся разницу и несколько различное назначение, Chevrolet Niva и УАЗ Патриот довольно часто сравнивают друг с другом. А если сравнить все компоненты и ключевые характеристики, то определить явного фаворита оказывается не так уж и просто.

Комплектации и стоимость

Chevrolet Niva продаётся в России в 6 различных вариантах оснащения.

Стандартная комплектация стоит от 590 тысяч рублей. За такие деньги можно получить:

  • гидроусилитель рулевого управления;
  • передние электрические стеклоподъёмники;
  • иммобилайзер;
  • стальные диски на 15 дюймов;
  • центральный замок;
  • изотермические стёкла;
  • аудиоподготовка на 2 колонки;
  • обогрев ног для задних пассажиров;
  • наружные обогреваемые зеркала;
  • электропривод наружных зеркал и пр.

Заплатив от 740 тысяч рублей и выше, вы получаете куда более широкий перечень оборудования. А именно:

  • 2 передние подушки безопасности;
  • комбинированная отделка салона;
  • кондиционер;
  • противотуманки;
  • подогрев кресел впереди;
  • аудиосистема на 4 колонки;
  • легкосплавные колёсные диски на 16;
  • рейлинги на крыше;
  • сигнализация;
  • ABS и пр.

Патриот образца 2020 года стоит от 805 тысяч рублей. Прошлогодние версии можно найти примерно по цене от 760 тысяч рублей. При этом по комплектации они существенно не отличаются.

Штатно УАЗ Патриот оснащается таким оборудованием:

  • одна подушка безопасности;
  • ABS;
  • наружные зеркала с обогревом;
  • электропривод наружных зеркал;
  • стальные колёсные диски на 16 дюймов;
  • атермальное остекление;
  • усилитель руля;
  • бортовой компьютер;
  • электростеклоподъёмники впереди и пр.

Если брать самую топовую комплектацию, то за неё официальные дилеры попросят от 1,18 миллиона рублей. Зато здесь есть:

  • 2 подушки безопасности;
  • ESP;
  • противотуманки;
  • легкосплавные колёсные диски на 18 дюймов;
  • бардачок с системой охлаждения;
  • рейлинги;
  • мультимедийный центр с сенсорным дисплеем;
  • однозонный климат контроль;
  • система помощи старта в гору;
  • аудиосистема на 6 динамиков;
  • камера заднего вида;
  • круиз-контроль;
  • навигационная система;
  • передний и задний парктроник;
  • подогрев передних кресел;
  • подогрев руля и пр.

Комплектация действительно внушительная, но и цена за неё соответствующая.

Что в итоге лучше выбрать

Актуальным остаётся вопрос касательно того, что лучше выбрать — УАЗ Патриот или Chevrolet Niva.

Если вам нужна максимально универсальная машина, которая сможет с достаточно неплохим уровнем комфорта возить вас по городу, а при необходимости или желании покорять бездорожье, тогда однозначно берите Chevrolet Niva. Главным минусом этого автомобиля является откровенно слабый силовой агрегат, из-за которого требуется большое количество топлива.

Если вы хотите получить настоящего проходимца и покорителя бездорожья, без привязки к городской эксплуатации, то тут безоговорочным фаворитом будет УАЗ Патриот. Машина крупная, вместительная, брутальная. Но приготовьтесь к тому, что Патриот будет ломаться чаще и дороже Chevrolet Niva обойдётся в компоненте содержания. Но это во многом уникальная машина, которую покупают, даже несмотря на очевидные и всем известные недостатки.

Давно задумываюсь о смене Шнивы и часто поглядываю на сторону УАЗа патриота пикапа . И вот моё состояние не определенности, не даёт мне покоя .
Вроде Нива Шевроле, очень достойный автомобиль . Проходимость, по крайне мере для меня, хорошая . Выглядит хорошо, в городе удобен . Да, движок не айс . Да, всегда есть, что делать и много разных минусов. А как без этого ?
Но хочется мне расти дальше, хочется 35 колес, хочется быть ещё выше, хочется иметь рамный внедорожник . И моим запросом соответствует УАЗ патриот пикап . Конечно есть еще американцы, японцы . но как то не патриотично, на американце ездить . на японце куда не шло. Хотя может они и лучше . ( ИМХО )
Согласен, Можно на Шниву поставить 35 колеса, но какой ценой ? Так же можно сделать ее очень высокой, луноход получится. Да и согласитесь на дорогах патриот пикап выглядит на много, так сказать, мужественней, чем Шнива.

Ну давайте приступим сравнивать!

Zoom

Габариты УАЗа и Шнивы

Привод на Шниве постоянный полный, а на УАЗе подключаемый передний и то, только на мягкой поверхности ( грязь, грунт, снег и т.д.)

Сравниваем двигатели

Ну по двигателям примерно так . Как я знаю двигатели ЗМЗ, которые на УАЗах, ставят на ГАЗели.

Основное я сравнил, дальше по внешнему виду)

Zoom

Уаз — ШниваПикап — ШниваУАЗ — Шеви нива

Целюсь на УАЗа года 2010 — 2013 . Уговорите меня или отговорите, на покупку пикапа . Нужен ли мне грузовик ?
Я строю дом. Живу на даче . Люблю ездить по горам, часто выезжаю на природу . Но и так же много времени провожу в городе . В пробках тоже. ~3 раза в месяц езжу в Ростов на Дону или Краснодар .
По поломкам, думаю, что нива и УАЗ одинаково . Ну примерно так . Жду ваших советов. Спасибо.

П.С. Очень интересно мнение тех, кто с Шнивы пересел на патриота, даже не на пикап.

«Нива» и УАЗ «Буханка» — легенды автомобилестроения

К счастью, мы живем в современном мире, где не нужно каждый день отправляться на охоту с целью обеспечить себя и свою семь пропитанием. Теперь охота стала, скорее, хобби, нежели основным занятием. Хотя, естественно, существуют и исключения. Есть люди, которые на этом зарабатывают, а есть те, кто просто не представляет себе жизни без этого процесса. Конечно, в большинстве своем, охотники – это мужчины. Многие говорят, что таким образом они пытаются вернуть себе роль хозяина жизни, но в этом материале мы не будем говорить о психологических проблемах современности. Здесь вы прочитаете о том, какое авто для охоты необходимо выбрать.
Подбор автомобиля для такого серьезного мероприятия – дело не шуточное, и требует ответственности. Необходимо выбрать такой вариант, который идеально будет подходить для охоты. Это должна быть надежная машина, которая в буквальном смысле не боится грязи. Автомобиль в охоте порой так же важен, как и оружие. К тому же, недостаточно просто подобрать хорошую и надежную модель. Очень часто приходится делать дополнительный тюнинг, который облегчит процесс передвижения по охотничьим угодьям.
Автомобиль для охоты предназначен для езды не по асфальтированным дорогам, а по неровным лесным дорогам, просекам и степям. Зачастую, охотничий автомобиль – это рамный внедорожник, обязательно с полным приводом. На таком агрегате не страшно отправиться в путь по настоящему бездорожью. Из основных плюсов этих машин можно отметить высокую посадку по отношению к дороге, большие углы съезда и выезда, а также весьма внушительный дорожный просвет.

Лучший выбор – отечественные автомобили?

Многие начнут утверждать, что отечественный автопром оставляет желать лучшего. И поэтому подбирать себе автомобиль следует среди заграничных представителей. Это может быть и так, но есть модели отечественных авто, которые идеально подпадают под категорию «охотничий автомобиль». Российские автомобили имеют одно неоспоримое преимущество – дешевизна. За относительно небольшую сумму вы станете владельцем весьма приличного внедорожника, который станет надежным помощником во время охоты. Другими словами, такую машину не жалко и помять, и в грязи испачкать. К тому же, на ее ремонт снова же уйдет гораздо меньше денег, чем на импортную модель высокого класса. Для охоты отлично подойдут Нива или УАЗ в разных модификациях. Обычно, охотники дают моделям определенные названия, чтобы лучше охарактеризовать. Не обошла эта участь модели УАЗ-452 и ВАЗ 2121. В народе они также получили свои прозвища: УАЗ называют «уазик», «буханка», «пилюля», а ВАЗ 2121 получил и официальное название «Нива». Об этих двух моделях хотелось бы поговорить более основательно.


УАЗ-452.

История создания автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».

ВАЗ 2121 известный также как Нива или Лада 4х4, появился более 40 лет назад и за это время практически не изменил своего внешнего вида. Еще в 70-х годах этот автомобиль завоевал всемирное признание. Он стал популярным не только на просторах России, огромный спрос на Ниву появился в Германии, а также других странах не только Европы, но и мира. И до сегодняшнего дня Нива остается самым экспортируемым автомобилем. По сути – это был первый джип, доступный в СССР и получивший всемирное признание. Этот «вездеход» из Тольятти, как его часто называли, не зря стал таким популярным и покупаемым. Нива стала автомобилем нового класса с повышенной проходимостью и относительно высокой комфортностью.
Историю автомобиля ВАЗ 2121 можно, для удобства, разделить на этапы:

I. Начальный этап.

Отсчет можно вести с 1970 года, когда А. Косыгин, занимающий должность председателя в Совете министров СССР, поставил перед руководителями заводов ВАЗ, Ижмаш и АЗЛК определенную цель. Требовалась разработка нового транспортного средства с высокой проходимостью и одновременно комфортом. За два года заводы представили прототипы, и только Волжский автомобильный завод представил достойный образец. Тогдашний прототип Нивы имел много общего с Жигулями. В 1973 году началась подготовка к серийному выпуску автомобиля, а через год появляются первые предсерийные образцы. Тогда же проходят полномасштабные испытания, которые должны были протестировать внедорожные и легковые параметры.
Официальное разрешение на серийное производство выходит в 1975 году, а официальным днем рождения считается дата 5 апреля 1977 года. Именно в тот день с конвейера Волжского завода сошел первый образец модели ВАЗ-2121 Нива. Что касается технических характеристик, то это был автомобиль с постоянным, полным приводом и высокой проходимостью. Он относился к компактным легковым автомобилям, а в раздаточной коробке был понижающий ряд. Нива имела бензиновый, карбюраторный двигатель с объемом 1,6 литров. Огромное количество узлов, некоторые элементы кузова и детали салона Нива позаимствовала у ранее выпушенной модели ВАЗ-2106.
В советское время машины не были оснащены «легковым» салоном, не характерным был также закрытый несущий кузов и независимая передняя подвеска. Все это обеспечивало высокий комфорт автомобиля, за что он, собственно, и получил народную любовь и признание. К тому же, Нива обладает целым рядом других важных внедорожных характеристик и отличной геометрической проходимостью. Автомобильная промышленность СССР сразу приобрела высокую оценку среди экспертов, ведь Нива стала настоящей мировой сенсацией.

II. Этап развития.

Кроме народной любви ВАЗ-2121 получал и всевозможные премии, которые стали официальным подтверждением высокого качества модели. В 1978 году в городе Брно (на тот момент – город в Чехословакии) на международной выставке внедорожник ВАЗ-2121 получает главный приз. В Советском Союзе также наградили Ниву – выдали знак качества СССР в 1979 году. В следующем году советский внедорожник оценили и в Польше. На международной ярмарке в Познанье Ладу признают победителем. В этот период модель активно экспортируется за границу. Нива успешно продается по всему миру. Особенно Лада приглянулась жителям Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Для экспорта в Великобританию и Японию производились специальные модификации с правым рулем, а также с особым двигателем.
Через 13 лет, в 1993 году, классическая модель Нивы подверглась модификации. Приступают к выпуску модели ВАЗ-21213 «Тайга». Трансформации подверглись задняя дверь, фонари и двигатель. Дополнительно Нива получает карбюратор «Солекс» и не только. Также была добавлена бесконтактная система зажигания, алюминиевый радиатор и и др.
Следующая модификация – ВАЗ-21214 предполагает появление двигателя с центральным впрыском топлива. На этом эксперименты не завершаются. АвтоВАЗ приступает к выпуску Нивы ВАЗ-2131 с 5-ю дверьми. С помощью центральной вставки длину автомобиля увеличили на 50 сантиметров.

III. Этап последующей модернизации.

Длительный период с 1996 по 2011 год продолжались эксперименты и всевозможные доработки Нивы. К примеру, был выпущен ВАЗ-21218 «Фора», который удлинили на 30 сантиметров и сделали его трехдверным. Автомобиль выпускали ограниченной серией и только на дочернем предприятии АвтоВАЗа. Эта модель имела преимущество – дополнительный комфорт для пассажиров на задних сидениях.
В период 1999-2007 гг. специально для экспорта производились модификации Нивы с дизельным двигателем Пежо. В 2002 году как раз основной упор делался на изменения параметров двигателя под нормы и стандарты Евро, а в 2006 году – под Евро 2. В это время происходит официальное переименование внедорожника на LADA 4х4. Но привычное название Нива так и не ушло из общего употребления, при чем, как у нас, так и за границей. В 2008 году двигатель подгоняют под нормы Евро 3. Доработка двигателя под нормы Евро 4 и Евро 5 происходит в 2011 году.
Выпускались также специальные модификации Нивы, при чем, как самим автозаводом, так и другими фирмами. Среди удачных экспериментов и модернизаций можно выделить следующие примеры:
• бронированные автомобили для инкассаторов;
• джипы пляжного типа;
• коммерческие пикапы;
• автомобили для санитарной службы;
• кабриолеты;
• пожарные машины;
• раллийные Нивы – гоночный вариант;
• модели для прохождения болота и снежной местности.

Конечно, в этот перечень можно добавить и охотничий вариант, но это скорее классическая модель Нивы с дополнительным тюнингом, изготавливается в ограниченных сериях и называется Нива-Рысь.


Нива-Рысь.

Для охоты сегодня достаточно просто дополнительно оборудовать автомобиль, для этого сейчас есть все необходимое в магазинах и в специализированных автосервисах — где вам не только все продадут, но и установят «под ключ». Неотъемлемым атрибутом хорошего тюнинга авто является установка лебедки. Для начала стоит подобрать подходящую примочку, лебедка на Ниву должна подходить идеально, что может обеспечить специальный силовой бампер, сделав все необходимые замеры передней части автомобиля, лебедки, можно приступать к изготовлению силового бампера и последующей установке лебедки.

Довольно часто на машины устанавливают такое приспособление, как лебедка, но толку от нее мало, если делать все несерьезно и пытаться сэкономить. Дело в том, что многие автолюбители устанавливают устройство просто так, чтоб добавить автомобилю грозности, никакой функциональной нагрузки здесь не предполагают. Но если говорить об охотничьем авто, то здесь качественная и мощная лебедка просто необходима. Для того чтобы устройство, действительно было полезным, нужно сделать следующее:
• покупайте качественное и надежное изделие. Это не тот вариант, когда можно сэкономить;
• устанавливать лебедку лучше и спереди, и сзади. Таким образом, вы сможете при необходимости подтягивать автомобиль, а также вытягивать его;
• крепить лебедку нужно качественно, чтоб в самый ответственный момент она вас не подвела просто отвалившись от нагрузки.


УАЗ-3962 с установленной лебедкой.

История появления автомобиля УАЗ «Буханка».

Еще одна отличная модель, которая подойдет для бездорожья, а значит и для охоты – это УАЗ-452, которую в народе прозвали «буханка». Такое прозвище машина получила из-за своего внешнего вида, который, действительно, напоминает буханку хлеба.
Совсем скоро модель УАЗ-452 будет отмечать свой 50-ый юбилей. Уже прошло полстолетия, а машина по сей день, популярна и в больших городах, и в сельской местности. Даже военные иногда используют «буханку» для грузовых перевозок. Автомобиль спокойно может следовать по танковой колее и при этом перевозить груз не более 800 килограмм.
Все началось весной далекого 1955 года, когда на Ульяновском автомобильном заводе представили два варианта машины. Первый вариант – грузовик с бортом из дерева, второй – цельный фургон из металла с двустворчатой задней дверью. Дополнительную схожесть с нарезанным батоном фургону добавляли поперечные ребра жесткости, которые установили на крыше фургона.
В период с 1958 по 1965 года семейство УАЗ-450 имело три модификации – бортовой грузовик, санитарный автомобиль и фургон. Все три автомобиля были полноприводными, а также оборудованы 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. Двигатель – форсированный, нижнеклапанный, тип ГАЗ-69. С 1961 года началось производство заднеприводных машин, а с 1965 года в автомобилях УАЗ установили 4-ступенчатую коробку передач и верхнеклапанный двигатель ГАЗ-21.
На сегодняшний момент в машинах такого типа установлены впрысковые двигатели УМЗ-4213, которые отвечают нормам Евро 3. Всевозможные модели семейства УАЗ в начале 2000-х годов значительно сократились. Сегодня «буханки» очень популярны у охотников, рыболовов и путешественников и представлены моделями с индексами УАЗ-3909, УАЗ-3962, УАЗ-2206. Но для полноценной возможности преодолевать сложные препятствия вам потребуется качественный тюнинг внедорожников типа УАЗ.
Все изменения и доработки призваны обеспечить максимальную проходимость автомобиля, а также повысить его комфортабельность. В первую очередь вам потребуется лебедка на УАЗ, которую лучше закрепить и спереди и сзади на силовом бампере. Это позволит обезопасить автомобиль от незапланированных остановок, с помощью лебедки всегда можно будет подтянуть или наоборот оттянуть УАЗ. Кроме этого передний силовой бампер существенно повысит безопасность ваших ног в случае, не дай Бог, лобового удара при ДТП. Как известно, слабый низ передка УАЗика всегда был его слабым местом и дополнительная страховка никогда не помешает.
В доработке также нуждаются ходовые элементы, кабина водителя и пассажирский салон. Устанавливаются стальные проставки высотой в 50 сантиметров для выполнения кузовной лифтовки. Дополнительно монтируется верхний багажник с лестницей и местом для запаски. Желательно также обработать днище кузова антикором. Ну, и конечно же подходящие по размерам грязевые шины, чем больше высота и «злостность» протектора — тем лучше.


УАЗ-452 в деле.

Краткое сравнение УАЗа и Нивы.

Конечно, сравнение этих двух автомобилей не совсем корректно. Нива считается более комфортабельным автомобилем, но при этом она менее вместительна и более сложна и дорога в тюнинге ввиду отсутствия рамы и особенностей трансмиссии. Но благодаря относительной легкости Нивы способны преодолевать мокрую и вязкую почву, в то время, как тяжелые УАЗы начинают буксовать в грязи. По лесным тропинкам старые и проверенные УАЗы с военными мостами передвигаются превосходно, также они характеризуются большим полезным пространством. Но для дальних поездок лучше выбрать Ниву, потому что УАЗ достаточно «прожорлив» в плане топлива, не очень скоростной и менее комфортен. Так или иначе у того и другого автомобиля есть свои приверженцы и они никогда и ни за что не поменяют свою любимую технику.
Еще раз акцентируем внимание на том, что для охотничьего автомобиля необходима дополнительная доработка или, другими словами, тюнинг. Правильно оборудовав машину, вы можете смело отправляться на охоту.

А какой автомобиль для охоты выбрали вы? Предлагаем поделиться вашим опытом на нашем форуме в теме: Автомобиль для охоты

Что лучше Нива или УАЗ Хантер?

Не первый год владельцы Нивы и УАЗ Хантер спорят, какой вездеход обладает лучшими характеристиками. Эти автомобили пользуются неизменной популярностью благодаря сравнительно невысокой цене и отличным ходовым качествам. Нива, как и УАЗ Хантер оснащены полным приводом, и способны преодолеть бездорожье. Автомобили подходят для езды по асфальту, болоту и горным склонам. Хантер – автомобиль с истинным мужским характером, а Нива – более спокойный легковой автомобиль.

Споры о том, какой автомобиль лучше, УАЗ Хантер или Нива, ведутся уже не первый год. Оба вездехода пользуются спросом благодаря непревзойденным качествам, позволяющим за приемлемую цену познакомиться с захватывающим миром бездорожья. Чтобы сравнить эти полноприводные автомобили, проведем тест-драйв по разным видам дорог. Это позволит сделать окончательный выбор между Хантером и Нивой.

Нива против УАЗ Хантер: тест на шоссе

Если говорить о передвижении по асфальтной дороге, Хантер явно проигрывает лучше управляемой, более динамичной, комфортной и экономичной Ниве. УАЗ слишком долго разгоняется и так же лениво тормозит. Гул от шин перекрывает шум от работы трансмиссии и дребезжания рычагов в салоне. Чтобы переключить передачу на Хантере, водителю потребуются годы тренировки. Объезд ям на дорогах требует усилия, так как руль автомобиля сложно управляемый. Даже разгоняясь до девяноста километров в час, от езды на Хантере по асфальту особого удовольствия не получить.

По сравнению с Хантером, Нива, даже с учетом шумности шин и гула раздаточной коробки, представляет собой комфортабельный агрегат, предназначенный не только для водителей, постоянно выезжающих на бездорожье, но и для владельцев, ежедневно катающихся по шоссе.

Выезд на грунтовку

На территории нашей страны грунтовые дороги встречаются повсеместно, поэтому вездеходы пользуются постоянным спросом среди автолюбителей. Выезжая на бездорожье, на котором остались следы от ранее проезжавших машин, Хантер, как и Нива, ведет себя примерно одинаково. Однако с усложнением дорожного покрытия Нива быстро садиться на «брюхо».

Хантер, в свою очередь, лучше справляется с таким покрытием благодаря строению мостов. Нивой управлять в таких условиях легче, так автомобиль маневреннее из-за меньшего веса. Это позволяет автомобилю справляться с горками лучше. При достаточном дорожном просвете, Нива имеет преимущество перед Хантером.

Тест-драйв по грязи

Справиться с болотом Ниве сложнее из-за низко расположенных элементов подвески. Поперек автомобиля находится балка подвески, защищающая двигатель. Хантер имеет повышенную проходимость, так как усложняют движение автомобиля только черкающие по земле картеры мостов. Если выехать Нивой и Хантером на раскисшее поле, автомобили застрянут почти одновременно.

Нива, оснащенная классическими зубастыми шинами, ложится на «брюхо» и закапывается так, что автомобиль приходится буксировать. УАЗ, обладающий высокой посадкой, способен заехать дальше.

Гонки по склону

Проверяя вездеходные качества Нивы и Хантера на наклонной местности, можно говорить о явном преимуществе ВАЗа. Нива энергично взбирается на горку на второй пониженной. Если динамичная Нива справляется со склоном с легкостью, тяжеловесному Хантеру преодолеть подъем сложнее из-за недостаточно мощного двигателя и сложно управляемой коробки передач.

После тест-драйвов по разным местностям, однозначного лидера между автомобилями выделись нелегко. УАЗ Хантер – скорее внедорожник, чем автомобиль, предназначенный для езды по асфальту. Нива доказала универсальность: автомобиль одинаково хорошо справляется с трассой и бездорожьем, однако, для городской жизни авто подходит больше.

Как и АвтоВАЗ, Ульяновский автомобильный завод — это не просто предприятие по выпуску транспортных средств, а целая эпоха отечественного автопрома со сложнейшей, как и у всего нашего народа, судьбой. Правда, если сравнивать жизненные неурядицы двух отечественных автопроизводителей, выяснится, что почти все экономические и политические невзгоды значительно легче переживал именно УАЗ. Почему? Ответ прост: госконтракты и оборонзаказ. УАЗ — главный отечественный производитель легкой техники для армии, полиции и прочих силовых структур, а потому над заводом куда в меньшей степени висела угроза банкротства и закрытия в любой из кризисов.

Однако очевидна и обратная сторона такого надежного тыла — слабая приспособленность продукции УАЗа к открытой рыночной конкуренции, да и к розничной реализации в целом. Фактически на сегодняшний день предприятие производит три глубокомодернизированных модели… из советского прошлого: одной, страшно сказать, 52 года, второй 46 лет, ну а самой молодой модели — нынешнему «Патриоту» — формально стукнул 21 год, хотя разработка ее началась еще в начале 1980-х годов прошлого века.

Но перестройка, уничтожение СССР и последующая разруха растянули процесс выпуска новой модели на долгих 17 лет. Лишь в 1997 году свет увидел серийный УАЗ-3160, который устарел еще до своего рождения. Однако руководству автозавода к тому моменту уже стало очевидно, что за иномарочной сменой модельного ряда каждые 5-7 лет УАЗу никогда не угнаться, а потому было принято волевое решение — шлифовать кирпич до полной бриллиантовости. Так УАЗ-3160 образца 1997 года превратился в UAZ Patriot 2016-го, пережив шесть глобальных модернизаций и рестайлингов, а также бесчисленное количество доработок.

Собственно именно как «Патриот» УАЗ под номером 3163 предстал перед покупателями в 2005 году и продержался в таком виде семь лет, после чего обновления последовали как залпы установки «Катюша»: в 2012, в 2014 и в 2016-ом. В 2018-ом выходит версия со 150-сильным двигателем, в 2019-ом готовится модификация с автоматической коробкой передач, а к 2020 году вообще обещано новое поколение!

Как не сложно догадаться, самые первые экземпляры 2005-2006 годов выпуска находятся в сильно потрепанном состоянии с припиской «требуется приложение рук и средств», но и цена соответствующая — около 200 000 рублей за экземпляр на хорошем ходу. Имея 300 000-350 000 рублей можно рассчитывать на рестайлинговый вариант с обновленным салоном. А располагая суммой в 400 000-500 000 рублей можно смело выбирать свежие 3-х летние образцы в предпоследнем обновлении с светодиодными ходовыми огнями, мультимедийной станцией, современной «шайбой» управления раздаткой и максимальным количеством импортных комплектующих.

Признаться, цены на вторичном рынке на УАЗ «Патриот» можно признать привлекательными. При стоимости нового внедорожника от 750 000 до 1 100 000 рублей, сэкономить можно до половины цены. Нет ли подвоха?

Двигатели

Львиная доля «Патриотов» продается с бензиновым двигателем ЗМЗ 409-ой серии объемом 2,7 литра и мощностью 128-143 лошадиные силы в зависимости от модификации. Только официально этих модификаций на автомобили УАЗ устанавливалось пять штук, так что какая именно версия двигателя стоит на конкретной машине лучше всего смотреть по VIN-номеру. Мотор снискал славу тяговитого и ремонтопригодного, но очень неторопливого и очень прожорливого агрегата. Расход в 15-18 литров бензина — нормальный показатель.

Двигатель с чугунным блоком и алюминиевой головкой блока, с цепным приводом ГРМ. Увы, изначально более ресурсный цепной механизм оказался ненадежным, как из-за самих цепей, так и из-за их гидронатяжителей. Беда в том, что предсказать, что и когда сломается почти невозможно, поскольку цепей на «Патриот» устанавливалось не менее четырех вариантов с разной степенью живучести — предел самых выносливых около 90-100 тыс. км. Посторонние шумы и металлический призвук работы мотора — однозначный сигнал к замене механизма в сборе. Одна хорошая новость: обрыв цепи ГРМ не приводит к загибу клапанов.

Еще одна распространенная проблема бензиновых «Патриотов» — перегрев. Проверяется получасовой работой нагретого мотора на холостых оборотах: стрелка температуры пошла вверх — готовьтесь менять радиатор и помпу, а заодно расширительный бачок и сопутствующие шланги — откровенно слабые детали.

Нестабильная работа мотора, провалы в мощности, еще больший расход топлива и масла, скорее всего, говорят о необходимости проверить топливную систему, систему смазки и систему зажигания, а также внимательно послушать двигатель на предмет металлических шумов и вибраций. Источников проблем может быть масса — от забитого топливного фильтра и проблемного масляного насоса до дисбаланса коленвала и прогорания поршней двигателя.

Около 10% «Патриотов» — с дизельным двигателем. Такое малое количество предложений объясняется изначально высокой стоимостью подобных модификаций, однако на вторичном рынке ситуация с ценами выровнялась. Причем дизелей на УАЗе было два: с 2008 по 2012 год устанавливался итальянский мотор F1A от IVECO объемом 2.3 литра и мощностью 116 лошадиных сил, а с 2012 года «Патриот» получил отечественный дизель ЗМЗ-51432 объемом 2.2 литра и мощностью 114 «лошадей».

Начнем с последнего, так как его проблемы во многом пересекаются с проблемами бензинового двигателя того же отечественного завода. Опять же, главная беда — слабый цепной привод ГРМ, который регулярно приводил в лучшем случае к перескакиванию цепи, в худшем — к ее обрыву. Лечится заменой комплектующих на качественный неоригинал.

На модификациях под Евро-3 актуальна проблема выхода из строя масляного насоса. Слаб клапан системы рециркуляции отработавших газов и ремень привода топливного насоса — зимой он замерзает и обрывается. Исправляется заменой на механизм с поликлиновым ремнем. Обрывало и трубопровод высокого давления. Проблема самоустранилась с переходом от механического ТНВД на впрысковую систему Bosch.

Лучшим по характеристикам и самым надежным агрегатом оказался 2.3-литровый дизель IVECO с ременным приводом ГРМ. Однако ввиду своего европейского происхождения мотор наиболее критичен к качеству топлива и регулярности замены хорошего масла. Замена форсунок, как и ремонт других поломок, может обойтись в круглую сумму. Внимательно стоит следить за уровнем антифриза, так как он регулярно протекает через плохо зажатые патрубки. В зависимости от режима эксплуатации может начать задавать вопросы турбина: ее посвистывания — первые признаки неисправности. Частенько встречаются проблемы по моторной электрике и глюки «датчиков».

Коробка передач и трансмиссия

УАЗ «Патриот» оснащается исключительно 5-ступенчатой «механикой», которая производится в Китае по лицензии южнокорейской компании Dymos, входящей в концерн Hyundai. Собственно, поэтому коробка — один из наименее проблемных узлов внедорожника. Но есть нюансы. В частности, подтекает сальник вторичного вала, который меняется вместе с подшипником, что требует разбора всей коробки передач. Тут же стоит проверить износ вообще всех возможных подшипников на каждой передаче, поскольку повышенный шум работы коробки говорит об их износе или же о недостатке масла. Самопроизвольное выключение передач может говорить о заедании привода, износе фиксирующих шайб или вилки переключения.

В зависимости от версии на «Патриоте» использовались механизмы сцепления разных брендов, самым надежным из которых оказалось сцепление немецкой фирмы LuK. Остальные выносливостью не отличаются.

До 2014 года на «Патриот» устанавливалась отечественная раздатка, доставшаяся от УАЗ-3153, то есть модернизированного 469-го образца 1972 года. Устаревший механизм имел целую серию проблем, главными из которых являлись повышенный шум работы, плохое включение передач и их самостоятельное выключение, а также постоянная течь масла. Врожденный шум можно попробовать исправить протяжкой всех болтов и гаек, использованием более качественного масла и контролем его уровня, а также заменой большинства используемых подшипников.

Железная рекомендация — замена в раздатке и карданах всех прокладок, сальников и уплотнительных колец, качество которых не выдерживало критики.

Плохое включение передач в раздатке чаще всего связано частым использованием коробки не по назначению, то есть подключением переднего моста и долгой ездой так по ровным поверхностям. Заедает муфта на шлицах ступицы, корпусе дифференциала и валах привода переднего моста. Самопроизвольное выключение — чаще всего следствие износа зубьев шестерен.

С 2014 года УАЗ перешел на раздаточную коробку с электромеханическим управлением той же фирмы Dymos, которая поставляет заводу коробку передач. Количество проблем резко сократилось, а характеристики улучшились, однако некоторые недостатки не ушли. В частности, сохранились протечки масла из-за тех же дубовых уплотнителей и сальников. На новой раздатке передачи могут произвольно включаться из-за постоянных повышенных вибраций, действующих на селектор выбора режимов. Кроме того, в коробке быстрее обычного растягивается цепь. Кстати, применение новой раздатки привело к многим изменениям в других механизмах — стал цельным кардан заднего моста, из-за чего исчезли вибрации, цепной привод избавил от многих шумов, ручник «Патриота» стал блокировать колеса, а не кардан. Раздатка поднялась выше от земли, из-за чего пришлось увеличить тоннель.

Подвеска и тормоза

Неразрезные мосты и задние рессоры УАЗа, конечно, дают определенный запас прочности, однако от проблем со всем остальным, увы, не избавляют. В первую очередь, болезнь внедорожника — слабые шкворни, которые не выдерживают и 30 тыс. км, после чего колеса начинают болтаться, а машина терять устойчивость. Быстро сдаются и СААЗовские амортизаторы. Рулевые тяги и крышка переднего моста при езде по бездорожью подвержены частым повреждениям.

Тормозная система на «Патриоте» изначально слабовата по своим свойствам, а уж неисправная по причине регулярной езды по суровому бездорожью и подавно. Опять же, нужно внимательно следить за уровнем жидкости: западание педали — первый признак утечки. Заедание и подклинивание тормозов из-за повреждений механизма приводит к перегреву и ведению дисков, однако раньше появятся вибрации и посторонние шумы при торможении. Если машину начинает заносить при торможении — проблема в задних барабанах. После езды по бездорожью всю систему лучше всего проверять и чистить.

Кузов и салон

Железо на «Патриоте» коррозийной стойкостью не отличается. Чем старше машина, тем это очевиднее. В зоне риска края всех дверей, крышка капота, крылья и пороги. Учитывая, что большая часть покупателей подразумевала жесткую эксплуатацию, многие делали дополнительный антикор, однако он бывает разного качества.

Так что необходимо взглянуть на кузов изнутри. Еще одна проблема всех «Патриотов» — провисание петлей всех дверей. До последнего обновления не отличалось качеством и лакокрасочное покрытие, учитывая, что машина подвержена выездам на бездорожье. Особо преданные владельцы или заядлые джиперы порой покрывали весь кузов составом Line-X или пленкой.

Салон, увы, качеством исполнения тоже не отличается. Сверчки, жучки и дребезжания, отваливающиеся панели, перекошенные пластиковые детали, кривые кресла, поголовно потертый и поцарапанный жесткий пластик — типичный вид салона подержанного «Патриота» 7-10 летней давности, связанной, в том числе, с суровой эксплуатацией.

Вывод

Сразу можно сказать одно: УАЗ — это не автомобиль, это состояние души. Поэтому, если вы думаете, что «Патриот» — это такой «Ленд Круйзер», только отечественного производства, то это будет самым большим заблуждением в вашей жизни. Не пройдет и аналогия с подержанным Renault Duster. Если французский кроссовер после покупки озадачит вас прохождением ТО и заменой расходников, после чего с большой вероятностью отстанет от вас на ближайший год, то с УАЗом вас ждут ежемесячные приключения с исправлением всего, что не успел исправить завод и предыдущий владелец. Как говорится, если из УАЗа нигде не течет масло, значит оно уже все вытекло — шутка, появившаяся неспроста.

Главная беда — посредственное качество комплектующих и их порой скверная установка. Завод попытался исправить это максимальным применением импортных аналогов, которые сами по себе довольно надежны, однако их сопряжение друг с другом, помноженное на суровую эксплуатацию, увы, не избавляют от проблем.

Вы должны понимать, зачем вам УАЗ, поскольку это суровая полувоенная техника для того, чтобы рубить пни по лесам и болотам. Приложение рук и средств к этому автомобилю превращают его в источник путешествий и приключений, к которым правда нужно быть готовым. Если вы четко отдаете себе отчет, что УАЗ вам необходим, то покупайте максимально молодую версию, в которой будет максимальное число импортных комплектующих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *