Незамерзающая жидкость без запаха

Ежегодно зима приходит внезапно. Кажется, и резину поменял вовремя, и поставил на видное место зимнюю жидкость омывателя стекла, а все равно — не успел. И приходится загонять автомобиль в теплое место и ждать, когда оттают трубопроводы и жидкость в бачке. Вместо приготовленной жидкости приходится покупать концентрат, чтобы не возиться с откачкой летней жидкости, а перемешать с концентратом прямо в бачке, чтобы получить незамерзающую жидкость омывателя с температурой замерзания около -20°С. Сегодня ее, родимую, и будем пить тестировать. В тесте примут участие зимние жидкости омывателей от 10 производителей. Надеюсь, что будет интересно и полезно.

Я не буду сейчас расписывать теорию и использовать химические термины. Попробуем обойтись обычным потребительским языком. При выборе зимней жидкости омывателя стекла мы, как правило, руководствуемся четырьмя правилами:

  1. Безопасность. Химия, которая используется при изготовлении зимней жидкости омывателя стекла, не всегда безвредна, а иногда заканчивается летальными случаями. Кому интересно, то гугилим по словам «метанол» или «этиленгликоль». Кстати в Украине производство и продажа автохимии с метанолом запрещена (постановление ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА УКРАИНЫ N 41 от 27.12.2007 «Про заборону виробництва та реалізації населенню засобів догляду за автотранспортом, що містять метиловий спирт (метанол)» http://www.moz.gov.ua/ua/portal/post_20071227_41.html). Кстати, пары метанола могут повлиять на показания алкотестера http://autonewsrussia.ru/obzory-avtokomponentov/1338-obzor-zimnix-zhidkostej-dlya-avtomobilej.html «Проведенные тесты показали, что после двух часов работы с включенным обдувом и частым омыванием метанолсодержащими жидкостями стекла стоящего автомобиля, концентрация метанола в салоне превысила предельно допустимую норму в 3,7(!) раза. Если после этого водитель пройдет контроль на алкотестере, лишение прав гарантировано.»
  2. Температура замерзания. Температура замерзания (по научному — температура начала кристаллизации) должна соответствовать заявленной. Как правило это температуры в диапазоне от -15°С до -30°С. Все, что ниже этой температуры (например -80°С) — условно считается «концентратом», который можно разбавлять обычной водой. Разбавлять можно и обычную зимнюю жидкость. Пропорции разбавления водой указывается на упаковке. ГРУБО! Можно считать, что зависимость линейная: при разбавлении жидкости омывателя один к одному температура замерзания поднимается в половину, т.е. при разбавлении -80°С мы получим температуру -40°С.
  3. Запах. Почему-то менее токсичные вещества оказались более зловонными. Поэтому производители зимних жидкостей омывателя используют ароматизаторы, которые у некоторых производителей мало чем помогают. Не смотря на то, что вроде бы мы моем стекло снаружи, но иногда бывает запах такой, что приходится открывать окна и вытирать слезы. Поэтому обращать внимание на запах так важно. По поводу запаха хотелось бы напомнить, что нельзя нюхать содержимое, засовывая нос в банку и глубоко вдыхая аромат — можно получить ожог дыхательных путей и отравление. Нужно, как учили в школе на уроках химии, открыть банку, и, махая рукой около горлышка, аккуратно подышать потоком воздуха.
  4. Цена. Прямой связи между качеством зимней жидкости омывателя и ценой нет, но это не мешает предложениям на рынке иметь весьма весомый разлет по цене в 2-5 раз! Да, вероятность купить откровенную гадость с ростом цены снижается, но, возможны варианты.

NB! Перед тем, как перейти к самой интересной части маленькое отступление. Вся продукция была куплена и протестирована зимой 2015 года. Сейчас у нас январь 2016 года. Я думаю, что картина с качеством сильно не изменилась. Однозначно изменилась — цена. Что могло еще измениться — форма и цвета упаковки. Поэтому актуальную цену смотрите у продавцов зимних жидкостей омывателя. Часть жидкостей передавалось в запечатанных однолитровых канистрах, часть — наливали в отдельную тару из более крупной фасовки, поэтому в некоторых продуктах не измерялся фактический объем незамерзайки.

А теперь перейдем непосредственно к практике, а точнее тестированию зимних жидкостей омывателя — незамерзаек. После опроса своих знакомых, а также после анализа продаж собственных продаж получился следующий список:

  1. Organika. Омыватель стекла «Adixol A-21 –21 °C»
  2. OSM™. Омыватель стекол «–21 °C»
  3. ОККО. «-22 °C»
  4. XADO. Жидкость зимняя, готовая к применению «-22 °С» «Красный пингвин»
  5. Liqui Moly. «Scheiben Frostschutz -23 °С»
  6. NISSAN. Жидкость зимняя, готовая к применению -30°C
  7. Sonax. Жидкость зимняя, готовая к применению -20°C
  8. VAG. Жидкость зимняя для омывателя стекла -21 °С
  9. Shell. «Winter Screenwash -21°С»
  10. Эпицентр. «AUTO Assistance -22°С»

Как принято перед тестированием, произносим заклинание: все протестированные экземпляры были куплены на собственные деньги, ни один из производителей не причастен к тестированию, в процессе тестирования ни одно живое существо не пострадало. Поехали.

С помощью испытательного центра горюче-смазочных материалов (ТОВ «ВЦ ППМ») была произведена проверка тестируемой продукции на содержание метанола. Проверка на другие вредные вещества не проводилась. В результате проверки в 7 экземплярах метанол не обнаружен, а в 3-х были выявлен метанол. Напомню, что метанола не должно быть в принципе.

С помощью все того же испытательного центра были произведены замеры температура начала кристаллизации. В результате: пять экземпляров замерзли при той температуре, что и обещали, четыре экземпляра замерзли при более высокой температуре, один — при более низкой (оказывается, что и так бывает!)

На вкус и цвет все фломастеры разные, но мы попытались оценить «вонючесть» запаха, которым благоухает незамерзайка. В итоге 7 человек без гайморита и насморка оценили букеты излучаемых ароматов. Разлет мнений по некоторым позициям оказался очень внушительным. Но все таки удалось выявить и «альпийский луг» и «дайте закусить шоколадкой!». Результаты ниже.

Моющие свойства также тестировали собственными силами. Набрали пыли, перемешали в воде, дали немного отстояться, немного отфильтровали от крупных фракций. Потом обильно распыляли грязную воды на лобовое стекло. Считали, за сколько взмахов дворников лобовое стекло станет полностью чистым. Все экземпляры показали практически одинаковый результат — 4-5 взмахов достаточно, чтобы стекло стало чистым.

Мы мало об этом задумываемся, но бывают случаи, когда зимняя жидкость омывателя содержит какие-то агрессивные компоненты, которые разрушают уплотнители стекла, резинки стеклоочистителей и пластик на фарах. Мы на несколько дней поместили резинки от дворников в емкости с незамерзайками и оставили их там на трое суток. Ни в одном испытываемом образце видимых изменений не обнаружили.

Я не буду подводить итогов и говорить о том, какой продукт самый лучший или самый плохой. Пусть выводы каждый сделает сам. Надеюсь предоставленной информации хватит, чтобы принять правильное для себя решение.

Все, что могу посоветовать. При прочих равных условиях — определяйте приятный для себя запах, запах можно немного можно регулировать моющими жидкостями-концентратами, которые добавляются в летние жидкости омывателя для борьбы с мошками. Эти концентраты имеют ароматы лимона, яблока, хвои, морского бриза, и практически не влияют на температуру замерзания, но при этом запах ароматизатора немного забивает химический запах зимней жидкости омывателя.

Удачных и осознанных покупок!

P.S. Раз уж тема зашла о потребительских тестах зимней продукции, то рекомендую к просмотру тестирование зимнего дизельного топлива сотрудникам «База автозвука» https://www.youtube.com/watch?v=38dKqmpGPSY

И под конец немного слайдов и краткие ТТХ каждого продукта.

Вот так выглядит заключение испытательного центра

Organika. Омыватель стекла «Adixol A-21 –21 °C»

OSM™. Омыватель стекол «–21 °C»

ОККО. «-22 °C»

XADO. Жидкость зимняя, готовая к применению «-22 °С» «Красный пингвин»

Liqui Moly. «Scheiben Frostschutz -23 °С»

NISSAN. Жидкость зимняя, готовая к применению -30°C

Sonax. Жидкость зимняя, готовая к применению -20°C

VAG. Жидкость зимняя для омывателя стекла -21 °С

Shell. «Winter Screenwash -21°С»

Эпицентр. «AUTO Assistance -22°С»

  1. Дарья:

    Добрый день! Информация весьма полезна будет и на конец 2016, единственная загвоздка — все таблицы и графики не отображаются корректно

  2. СТЕПАН:

    ХОТЬ ОДНО ТОЛКОВОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕЛИ С ТАБЛИЦАМИ

  3. ПЕТР ПЕРОВИЧ:

    Недавно покупал со склада в Туле партию незамерзайки — взял на с толпу из гаража позаказывали парни,я заказывал себе раньше опыт то есть вот и им прикупил http://xn--71-6kcaa1abocvltj1c.xn--p1ai/ думаю подойдет всем

Скоро холода, а значит – пора выбирать незамерзайку для автомобиля. И снова начнутся споры, что лучше брать – на ядовитом метаноле или пахучем изопропиловом спирте. Первый тип незамерзающей жидкости, кстати, запрещен законом, но частенько мы его встречаем у продавцов на обочине. Стоит он дешево, чистит неплохо, но чрезвычайно опасен для здоровья. Второй обойдется дороже, имеет резкий запах, но не так вреден. Какой все-таки выбрать и как можно сэкономить, расскажет корреспондент «Вестей FM” Андрей Хохлов.

Цена, запах, морозостойкость – основные критерии, которыми пользуются автомобилисты при выборе так называемой незамерзайки. На рынке распространены 2 типа такой жидкости: на ядовитом метиловом спирте и пахучем изопропиловом. Сразу надо сказать, что незамерзайка на метиловом спирте, или попросту метаноле, в России запрещена к продаже из-за опасности здоровью. Правда, уголовная ответственность за ее изготовление мало кого пугает: частенько зимой на обочине МКАД встречаешь человека с целой партией канистр. За пятилитровую с вас возьмут порой меньше 100 рублей. Жидкость не воняет, а главное – не замерзает даже в лютый мороз. Как правило, везде на этикетке стоит цифра «-30”. Из-за этого многие готовы с пеной у рта доказывать, что покупать нужно только такую. Например, вот как один автор видео на YouTube: «Если вы увидите историю о том, что человеку стало плохо, у него закружилась голова или он потерял сознание от метаноловой незамерзайки, помните: это – наглое вранье! Вы знаете, что если незамерзайка не воняет, значит она сделана из метанола. Во всем мире используется незамерзайка с метанолом, потому что у нее температура замерзания намного ниже, а вот незамерзайка с изопропилом замерзнет уже при минус 15 градусах. Так что если вы увидите, что на трассе продается метаноловая незамерзайка – она не будет пахнуть и не замерзнет зимой”.

Если токсин не ощущаешь, то это не значит, что его нет. Пары метанола не имеют запаха, поэтому водитель не видит необходимости даже проветривать салон. Токсин накапливается и попадает в организм. Тут главное – помнить: это – яд, который рано или поздно ударит по здоровью, говорит токсиколог Алексей Водовозов.

ВОДОВОЗОВ: Нам на самом деле достаточно 10 миллилитров чистого метанола, поступившего внутрь нашего организма, чтобы мы получили окончательную и бесповоротную слепоту. Разрушится зрительный нерв, и это одно из самых страшных, наверное, последствий для живого человека, потому что следующая по «страшности”, скажем так, – это летальный исход. При этом не так важно, как он будет поступать – будет человек пить некую жидкость либо он будет ее регулярно вдыхать.

Еще не исключены резкие головокружения и регулярные боли в голове.

Куда безопаснее приобрести незамерзайку на этиловом спирте. Он безопасен для здоровья, тоже не имеет запаха, чистит без пленки и разводов, не замерзает, да и продается в красивых пластиковых канистрах с леечкой.

Но найти его можно далеко не везде – в основном на крупных заправках, и стоит он дорого – в среднем 700 рублей за 5 литров. Высокая цена обусловлена тем, что этиловый спирт в России подлежит обязательному акцизу. При этом остановивший вас инспектор может попросить подышать в алкотестер, так как в салоне будет устойчивый запах спиртного.

Самой распространенный тип зимней омывающей жидкости – на изопропиловом спирте, рассказывает доктор химических наук Дмитрий Мустафин.

МУСТАФИН: Это вещество менее токсично, чем метанол. Токсичность его примерно такая же, как у этилового спирта.

Смывает грязь хорошо – лобовое стекло и фары не мутнеют, пары быстро выводятся из организма, есть градация по температуре – определенные не мерзнут и в минус 30. Цена таких колеблется между запрещенными метаноловыми и дорогими незамерзайками на этаноловом спирте: за 5 литров с вас возьмут 300 – 400 рублей – все зависит от «границы замерзания” и бренда. К минусам такой жидкости относят резкий химический запах, напоминающий тот, который исходит от ацетона: чем ниже температурный порог – тем он сильнее. Поэтому очень часто туда добавляют различные присадки – на форумах автолюбители пишут, что «вкус» жевательной резинки лучше всего скрывает неприятный токсичный запах. Но полностью убить «душок» пока ни у одного производителя не получается. Есть категория людей, у которых от него возникает тошнота. Опытные водители советуют: чтобы испарения вам не «били по носу” – не мыть стекло, пока стоишь в пробке, и грамотно использовать рециркуляцию воздуха в автомобиле.

Стоя у прилавка, не забывайте проверить этикетку. Если она криво наклеена, скорее всего, это – подделка. Среди изопропиловых незамерзаек такое встречается часто.

Экономить на незамерзайке можно, но только путем грамотного расхода жидкости. Делать самому зимнюю жидкость эксперты не советуют. Неумелыми действиями вы можете навредить автомобилю. Очень часто в роликах на YouTube советуют разводить водку с моющим средством и водой. Лучше так не поступать, говорит автоблогер Сергей Ефимов. Водка – это не чистый спирт, да еще разведенная в воде – она просто замерзнет уже при минус 10. А пена прилипнет к стеклу, как жвачка.

ЕФИМОВ: Да, может, до минус 5 это будет работать, но до минус 30 – это вообще никак работать. Да и попробуйте 30 граммов разбавить с тремя литрами воды и потом прыснуть на свое лобовое стекло, особенно в мороз – вы потом замучаетесь все это дело оттирать. У вас такая пена будет – это просто жесть. Бачок свой промывать потом замучаетесь. Я уже молчу о вот этих всех маленьких соплах.

А купить самому этиловый или изопропиловый спирт, а потом его разводить – экономически невыгодно. Например, 5-литровка этилового спирта вам обойдется в 1 000 рублей. За эти деньги можно купить сразу 2 канистры изопропиловой незамерзайки.

Лучше всего экономить жидкость в бачке. При исправной работе дворников не стоит устраивать целый «душ” своему стеклу – достаточно немного прыснуть. А во время остановки можно кинуть охапку-другую чистого белого снега и растереть дворниками.

UPD: Последние несколько жидкостей LIQUI MOLY приобретенных как и обычно, по артикулу в Autodoc.ru, обладают крайне резким и неприятным запахом. Дышать им крайне неприятно, даже проблематично. Пришлось слить и налить самую простую незамерзающую жидкость.
Суровая правда такова — безметанольных жидкостей без неприятного запаха нет!

Давно хотел сделать этот обзор в первую очередь для себя, чтобы раз и на всегда решить какое средство заливать в бачок омывателя стекла зимой. Да так, чтобы не задохнуться насмерть и чтобы эта жидкость не замерзла и не превратилась в кашу.

ВНИМАНИЕ! ПРОСЬБА НЕ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ТИПА
«А Я ВСЕГДА ЗАЛИВАЮ НЕЗАМЕРЗАЙКУ ПО 100 РУБЛЕЙ И НЕТ ПРОБЛЕМ» — их я удалю сразу же.
Это ВАШ выбор, но не мой. Я забочусь о здоровье своих пассажиров и не хочу убить их метанольными парами.

Два главных критерия для меня:
— отсутствие резкого и противного запаха;
— жидкость не должна превращаться в гель при -25.

Первый критерий — проверял лично на себе, поочередно заливая в бачок омывателя каждую жидкость.
Второй критерий — в пластиковой таре положил в морозильник на двое суток. Температура морозильной камеры: -25.
Итоги обзора

1. LIQUI MOLY Antifrost (-25)

LIQUI MOLY

Все тесты жидкость выдержала хорошо. Ее можно найти в крупных магазинах, заказать в магазине автозапчастей по артикулу. Минус — резковатый запах дыни.
Не замерзает при -25.

LIQUI MOLY

Артикул для заказа: 00369 — LIQUI MOLY -25

2. Nissan Screenwash

Nissan

Прекрасная жидкость. Пахнет крайне приятно, отлично очищает стекло, не замерзает. Но дороговата и ее крайне тяжело найти в продаже.

Nissan

3. Ravenol

Ravenol

Нормальная жидкость, на твердую тройку. Если легкий запах спирта не принципиален для вас — можно использовать ее. Для меня показалось слишком резко.

Ravenol

4. Shell

Shell

Отвратительная жидкость. Если у вас есть враг — подарите ему эту омывающую жидкость. Вы будете счастливы — он не сможет находиться в автомобиле после очередной очистки стекла.

Shell

Артикул для заказа: 5901060010105;
Изменения при -25: жидкость не замерзает;
Запах: резкий и отвратительный запах спирта;
Цена: 330 рублей;
Объем: 4 литра.

5. ABRO

ABRO

Жидкость имеет запах спирта. Превратилась в гель при -25, при условии, что это концентрат и должен выдерживать температуру -60.

ABRO

6. Windshield Washer

Надо нарвать и скомкать куски газет и распределить полученные комки по салону. Не мгновенно, но противные запахи будут уходить «в бумагу». Вообще, применение разного рода поглотителей запахов — основной путь в нашей борьбе с вонью «незамерзайки». В качестве таковых можно посоветовать следующее. В частности, можно использовать специальные устройства — поглотители запахов для холодильника. Они продаются в хозяйственных отделах супермаркетов и стоят немного. Имеет смысл распихать такие коробочки-адсорберы запахов под сиденья, закрепить на задней полке, если речь идет о седане. Можно хоть на переднюю панель «воткнуть», если не будет обзор перекрывать.

В качестве альтернативы покупному поглотителю запахов можно изготовить самодельный. В качестве вещества-адсорбента можно использовать, например, активированный уголь или наполнитель для кошачьего туалета. Потребуется также изготовить или раздобыть мешочки из материи или мелкой пластиковой сетки: чтобы наш адсорбент не рассыпался, но при этом ничто не затрудняло доступ к нему воздуха. Набиваем уголь или наполнитель в мешки и рассовываем последние по всяким закуткам машины. Благодаря адсорберам запах будет исчезать гораздо быстрее.

В этом году не успел полностью подготовить автомобиль к зиме. Не вовремя заболел, да и зима накатила как то очень резко и быстро — закупить нормальной незамерзающей жижки не успел, поэтому пришлось покупать первое попавшееся под руку — буквально на обочине несколько баклажек с синей жижкой.

Мои читатели помнят, что я как-то пробовал закупать дорогую Liqui Moly ( подробно писал об этом). Жижка дорогая, хорошая, на легальном и одобренном изопропиловом спирте (который имеет свои минусы, но об этом чуть позже). Но у «незамерзаек» на изопропиловом спирте есть огромный недостаток (о котором я так же рассказывал): при температуре воздуха, не доходящей примерно 10 градусов до заявленной температуры кристаллизации, незамерзайка теряет свою первоначальную текучесть и превращается в кисель. Такой кисель через многоструйные форсунки стеклоомывателей Mazda CX-5 прокачивается очень неохотно — бывает, что даже до щёток не доплёвывает, а если доплюнет — то растираются эти сопли очень плохо (с белёсыми, быстрозамерзающими на лобовом стекле полосами). Вроде не замерзает эта незамерзайка раньше заявленной температуры, но уже и не льет как надо. Безопасность страдает. Причем расстроила меня эта Liqui Moly в самый нужный момент — для поездок по трассе такая жижка не годится, т.к. бачок для омывающей жидкости в Mazda CX-5 не имеет подогрева (впрочем — форсунки и лобовое — тоже), а температура на лобовом стекле при высокой скорости сильно отличается от окружающей. Вот, по этой таблице можно предположить, что Liqui Moly — 27°С, на скорости 80 км/час закристаллизуется на лобовом уже при внешней температуре минус 13°С, а превратится в кисельные сопли — примерно при минус 5°С:

В городе, конечно, всё соответствует заявленному.

В поисках лучшего — пришлось изучить вопрос подробнее и вот что у нас получается.
Для использования в качестве основы для стеклоомывающих жидкостей применяется три типа спиртов: этиловый (он же этанол), изопропиловый (он же изопропанол) и метиловый (он же метанол).
Наилучший термомодификатор для приготовления незамерзающей жидкости это старый добрый так любимый многими — этиловый спирт. Он превосходит изопропиловый и метиловый по всем параметрам, но жидкости с содержанием этанола более 9% в России стали облагаться «водочным» акцизным сбором и использование его в качестве основы для стеклоомывающих жидкостей стало невыгодным — водку лить на лобовое нынче очень дорого.
Остаются два других: изопропиловый и метиловый. Метанол: не облагается акцизами (пока), очень дёшев, не имеет резкого специфичного запаха, имеет низкую (сравнимую с этанолом) температуру замерзания. Но, метанол вместо акцизов для производства стеклоомывающих жидкостей просто взяли и запретили. Запрет сей в нашей стране понятен: этот спирт не только смертельно опасно принимать внутрь (а в России, как известно, отдельные личности любят пить всё начиная от тормозной жижки), но даже находиться в его концентрированных парах (в условиях ограниченного пространства салона автомобиля) длительное время вредно. Так, предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 0,5-1 мг/куб.м (у изопропилового спирта 10 мг/куб. м, у этанола — 5 мг/куб. м). Таким образом, мы видим, что токсичность паров у метанола в 2 раза выше изопропила. Это к слову о том, какой из спиртов более вредный. Да, метанол вреден, но не настолько что бы очень, а по заключениям Минздрава — метанол не оказывает вредного воздействия на здоровье и запрет на него введён лишь ввиду низкого уровня культуры и гигиенического образования отдельных личностей. Вот тут мне подумалось — все мы проявляем озабоченность своим здоровьем: ставим трёхслойные автомобильные салонные фильтры, убиваем невидимых микробов на испарителях кондиционеров — и при этом врём сами себе и льём в бачки стеклоомывающей жидкости всякие растворители типа метанола или изопропила и дышим потом ими в салоне. На одном мы трепетно бережем своё здоровье, гоняясь за невидимыми микробами и частичками пыли, а на другом мы, экономя деньги на себе, бездарно всё перечёркиваем вдыхая невидимые пары растворителей. Что-то мне такой избирательный подход к здоровью совсем не нравится, где-то тут мы врём, в первую очередь — сами себе.
Для обочечных барыг, у кого сосед по гаражу химик из ЖКО и особо-упоротых, кивающих на некоторые северные страны ЕС, в которых продаётся метаноловая жижка (например, известная у нас «финская незамерзайка»): поясняю, что в той же Суоми государство имеет монополию на производство и продажу алкоголя и там действует «сухой закон», поэтому продажа метаноловой жижки — это их нищебродский выход из положения (как у нас — изопропил, но он хотя бы более безопасный). В «нормальных» европейских странах зимняя жидкость — только на этаноле. Тот же популярный немецкий Liqui Moly: в России производит в соответствии с местными законами зимнюю жижку на изопропиле, а в своей Германии — на этаноле (см. и на оригинальном сайте). Так же и другие известные производители, такие как Winns, Sonax, Valvolin и т.д. А метанол в ЕС — это участь безвестных нищебродов с «высокой» культурой алкогольного пития (они там вместо незамерзайки и настойки боярышника бухают сироп от кашля — в этом культура?). Метанол у них — это от того, что этанол очень дорогой, впрочем — как и у нас. Но у нас метанол запретили медики, у них медицина — это коммерция и статья дохода.

Но продолжим. Изопропил. Единственный легальный не обложенный акцизами и запретами. При этом, это худший из рассмотренных спиртов для производства незамерзаек. По всем параметрам. Незамерзающие жидкости на этиловом и метиловом спиртах проблеме превращения в кисель не подвержены, это свойство изопропила ввиду его температурных характеристик. Температура замерзания изопропила — самая высокая (для получения незамерзайки «-30°С» его концентрация в воде должна составлять 50%). Стоимость выше метила более чем в 5 раз. Резкий специфичный запах, который очень сложно заглушить ароматическими отдушками, в результате чего изопропиловая незамерзайка наполняет салон автомобиля удушливым запахом. Кстати, ничего неизвестно о безопасности для здоровья этих самых ароматических отдушек.

Это всё теория, на практике же (в магазине) мы имеем два типа незамерзаек, кардинально отличающихся друг от друга:
Первый тип — легальные незамерзайки на изопропиле, с резким запахом, заглушенным ароматическими отдушками, производятся известными и малоизвестными компаниями. Отличить такие незамерзайки легко — стоимость 1 литра готовой зимней жидкости составляет более 50 рублей за «-30°С». Жидкости «-30°С» большая редкость, чаще встречаются «-10°С» или «-20°С». Продаются как правило в качественных пластиковых ёмкостях.
Второй тип — нелегальные незамерзайки на метаноле, с легким приятным запахом бубль-гума (жвачки), производятся неизвестными зашифрованными барыгами. Отличить такие незамерзайки легко — стоимость 1 литра готовой зимней жидкости составляет от 5 рублей за «-30°С». Жидкости «-30°С» — наиболее ходовые, «-20°С» большая редкость. Продаются в стандартных прозрачных ПЭТ-бутылях по 4-5 литров, как правило эта бодяга с ярким зелёным или синим цветом, въедается раз и навсегда в пластик форсунок. Частое явление: в бутылях недолив порядка пол-литра, редко когда соответствуют заявленной температуре (т.е. экономят не только недоливая, но и на самом метаноле). Продаются как правило на обочинах дорог и в мелких магазинах. Зато невероятно дёшево!

Вот такую последнюю жижку я и купил совсем недавно «на обочине». Обычная баклашка с синей (как вариант — зеленой) жижкой, пахнет приятно жвачкой, запах не резкий, в обычных ПЭТ ёмкостях по 5 литров стоимостью 100 рублей за баклашку.

ZoomОстаток бодяги

На этикетке, естественно, минимум информации. Краситель (синий) потом с форсунок не смывается и не оттирается (ввиду того, что метил по сути — растворитель, и, при длительном применении этой бодяги — помутнение фар и ЛКП — скорее всего обеспечено).
Пока был не очень сильный «минус» на улице — всё было весьма неплохо: в салоне жидкостью не воняло, карман стоимостью не тянуло, брызгало бодро, купить можно было было на любой обочине. Но, однажды недавно ночью случилось резкое понижение температуры до минус 26°С. Утром, когда нужно было ехать, было минус 16°С и жижка эта вообще даже из форсунок не «плюнула». Запасная бутыль в багажнике была аки кирпич — синий кусок льда. Приехали. Первой мыслью было — я бы расстреливал этих уродов и начал бы расстрел с барыг-обочечников.
В общем, на дворе кризис, экономит на всём не только покупатель, но и производитель и тем более — барыги. И особенно — такой производитель, который не имеет ни имени, ни адреса, ни постоянной точки продажи. Например, продают у нас её без указания адреса, исключительно по звонку:

ZoomОдно из объявлений на Авито

В других регионах (по объявлениям на Авито) встречал стоимость даже порядка 25 рублей за 5 литров! Да, щас делают деньги даже на моче…

Решил поискать в интернете что это такое и ужаснулся.

Лаборатория полностью подтвердила мои практические наблюдения

Ввиду сего безобразия, как всегда, решил я найти что-то альтернативное, но гарантированно качественное — когда нужно ехать или речь идёт о безопасности — стоимость не так важна. Нет, она важна, конечно, но — не так, как безопасность, здоровье и время.

Сначала я покупал концентрат от проверенного производителя качественных продуктов — это была жидкость (-70°С) Liqui Moly Antifrost Scheiben-Frostschutz Konzentrat (Артикул: 01120, Объем: 1 л, стоимость 210 руб.).

Таким образом, с помощью такого концентрата, я мог либо оперативно превратить кисель в бачке в бодрую жидкость, либо разводить концентрат в соответствии с текущей (предстоящей) погодой. Т.е. с помощью концентрата можно добиться такого состояния жижки, что можно спокойно ехать по трассе практически с любой скоростью и не иметь проблем с замерзанием стекломывающей жидкости.

Разбавлять рекомендуется деминерализованной/дистиллированной водой (что бы не было в бачке отложений и не забивались налётом форсунки). В разбавленном виде безвредна для ЛКП, резинок уплотнителей и пластика фар, легко перевозится благодаря небольшой таре объемом 1 литр, не замерзнет в багажнике при любой температуре (что может также пригодиться для отмораживания механизмов и замков). Ввиду высокой концентрации, при открытии канистры имеет резкий специфичный запах изопропилового спирта (с некоторым количеством ароматической отдушки «дыня»), чем больше разбавлять концентрат — тем меньше чувствуется запах спирта и больше отдушка.
Цена около 200 руб. за литр концентрата -70°С (при умеренной зимней температуре обычно разбавляется водой до 3 литров готового раствора). В итоге по стоимости получаем тоже самое что и предыдущая покупаемая мной готовая зимняя жидкость Liqui Moly ANTIFROST Scheiben-Frostschutz -27°С. Но, в отличие от готовой жижки — можно сэкономить при умеренно-тёплой погоде, либо быстро адаптировать к предстоящей холодной погоде. Для собственного здоровья, здоровья жены, экономии времени и нерв, а так же — безопасности движения — не жалко. Хорошая жидкость, но имеет два существенных минуса: помимо высокой стоимости получается высокий расход жидкости (для придания ему не сопливо-кисельного, а реально жидкого состояния).

Что бы исключить хотя бы один «минус» — высокий расход при очень низкой температуре (а эту зиму обещают быть очень холодной), на эту зиму я решил поискать такие же концентраты, но на неядовитом и невонючем этиловом спирте.

Как известно, этиловый спирт (этанол) в разбавленным состоянии абсолютно не ядовит и незамерзайки на его основе безвредны для органов дыхания и зрения. Как я уже говорил выше — в России этаноловые незамерзайки практически не производятся (а то водка подешевеет). Но, если у нас можно купить не производимое в России качественное моторное масло типа Amsoil, то так же можно купить и качественные незамерзайки.

Стоит помнить, что производимый сейчас в России (в Черноголовке) Sonax (так же как и другие иностранные производители, имеющие производство в России типа Алексинско-Обнинского Liqui Moly) — изопропиловый.
Стоимость у всех этих концентратов примерна сравнимая при равном объёме.

В общем, я перешёл на этиловые концентраты: безопасно для здоровья и автомобиля, гарантированное качество и удобно варьировать температуру незамерзания омывающей жидкости согласно прогнозу погоды. По стоимости выходит примерно как концентрат на изопропиле от Liqui Moly. Например, в емех изопропиловый концентрат -70°С 1 литр Liqui Moly (изготовленный в Обнинске или Алексине) стоит 212 рублей, а аналогичный но этиловый концентрат Wynn’s W77396 -70°С 1 литр (в пересчёте на 1 литр) (изготовленный в Бельгии) стоит 180 рублей (901 руб за 5 литровую канистру), а немецкий Sonax 332505 -50 в пересчёте за 1 литр — 195 руб. (977 руб. за 5 литровую канистру концентрата).

На пробу сначала заказал себе Sonax (артикул 332505). Концентрат (минус 50С) в ёмкости объёмом 5 литров, на этиловом спирте, сделано в Германии, рекомендовано компанией Hella, содержит глицерин, в комплекте удобная лейка, стоимость на момент покупки была 927 руб.

ZoomСкан задней этикетки, ни слова по-русски, всё на собачьем — но понятно вроде Zoomвставляемая лейка с воздуховодом

Запах еле заметный, если сравнивать — то не такой «ядрёный» как у Liqui Moly и даже «слабее» чем бодяга на метаноле у обочечников. Напоминает легкий запах освежителя воздуха в салоне типа Eikosha. Причем, это лёгкий запах — не спирта, а отдушки, запах спирта вообще не ощущается! Я называю этот запах «лёгким», т.к. он через 10 секунд пропадает. Разведённый в пропорции 1:1 (по инструкции — это пропорция для -20) даже в минус 23 брызгает легко! При придельной температуре раствор не обмерзает на стекле (т.е. не «киселит» и не оставляет от мороза матовые белёсые следы, как это всегда бывает у изопропиловой Liqui Moly). Щетки по стеклу не скрипят. На канистре есть еле-заметные риски для разведения раствора. Лейка, вставляемая в отверстие канистры с воздуховодом, вставляется очень плотно, после использования удобно крепится в пазе под ручкой. Очень удобная канистра — такую надо оставить на будущее для разведения концентратов.

Далее, на пробу была прикуплена канистра 5 литров концентрата Wynn’s Super Concentrated Screen-Wash 21+ (артикул W77396) (-70С с запахом лимона) за 816 руб.:

Канистра по сравнению с Sonax — хуже, на швах облой пластика, лейки нет. Но мерные риски более заметны и под крышкой горловина запечатана фольгой (как это часто делают на канистрах с маслом). Если концентрат у Sonax на минус 50, то Wynns — минус 70. При разбавлении — это не существенно, т.к. например для пропорции 1:1 — у Sonax это будет для температуры минус 20, у Wynns — минус 23. Щётки так же не скрипят, но в аналогичной концентрации с Sonax — очищает стекло по-хуже (точнее — щётки скользят по стеклу по-хуже, наверное, ввиду отсутствия в составе глицерина), запах в салоне какой то лимонной бражки и держится очень долго (примерно по степени «ядрёности» и «стойкости» запаха соответствует таковому у Liqui Moly). На официальном сайте указано, что концентрат Wynns соответствует стандартам ASTM D1882 (не разрушает лакокрасочное покрытие автомобиля), не разрушает фары из поликарбоната (кислотостойкость Hella «стресс-тест на появление трещин»), эффективность очистки подтверждена немецким институтом Fresenius (CPR NR 101 TC 244519), не оставляет белых разводов на кузове автомобиля и не приводит к образованию «радужного» эффекта на стеклах. Возможно, всё это так, но по запаху эта жижка хуже Sonax.

В общем, я советую Sonax. Это самая идеальная этаноловая незамерзающая жидкость, которая по всем параметрам (кроме цены) лучше метаноловой «с обочины» и лучше даже по цене самой качественной изопропиловой от Liqui Moly. По стоимости получим следующее (на текущее время):
Wynn’s (W77396) минус 70 этанол — 901 руб за 5 литр (180 руб/литр концентрата);
Sonax (332505) минус 50 этанол — 977 руб за 5 литр (195 руб/литр концентрата);
Liqui Moly (01120) минус 70 изопропанол — 212 руб за 1 литр концентрата.

Конечно, если есть возможность найти этанол/этил, лучше самому изготовить незамерзающую жидкость. Примерная формула (до -25°С) приготовления 9 литров раствора:
— 3 л спирта + 6 л воды + 0,1 л концентрата 1:100 летней омывайки типа Sonax/Wynns/Liqui Moly (для улучшения моющих свойств, присадок и ПАВ, приятного запаха) + 0,1 л глицерина (для улучшения скольжения щеток стеклоочистителя, можно купить в аптеке).

В итоге от такой этаноловой незамерзайки (супротив аналогичной по стоимости, но изопропаноловой незамерзайки) я получил:
— нет специфичного резкого запаха изопропанола, практически не маскируемого отдушками;
— не болит голова после долгой поездки (для заглушения запаха применяются резкие ароматические отдушки);
— не так сильно загустевает в мороз (актуально для многоструйных форсунок омывателей лобового стекла и омывателей фар);
— не даёт долго испаряемую плёнку на стекле после прохождения щёток.
Про метаноловые жижки — я даже молчу, нет никакого желания их покупать даже несмотря на их стоимость — кому не жаль себя покупайте сами эту (и ей подобную) хрень —

А в свете последних событий в Иркутске, когда из-за жадности какого то барыги потравились люди — неизвестно, что эти барыги могут налить вам в обочинную запрещенную метаноловую незамерзайку.
ЗЫ: Наверное, это совпадение, но почти сразу после этой моей статьи наше местное Управление Роспотребнадзора по Тульской области выступило с обращением, в котором фигурирует данная метаноловая незамерзайка (на фото выше).

UPD на 12.12.2017:
Самый дешёвый вариант (из этаноловых незамерзаек) на данный момент — ChemiPro, поставляемые в Россию из Беларуси под акцизом антифриза компанией ArmTek. Я приобрёл концентрат (арт. CH002) 1 л стоимостью в емех 136 руб:

ZoomСейчас Sonax (332505) стоит 1050 руб за 5 л, а ChemiPro (CH002) — 680 руб за 5 л
Запах лимона. Под крышкой запечатано фольгой. Каталог продукции и артикулы .
ZoomПроизведено в Литве на площадке lesta.lt

ЗЫ: Уважаемые читатели! Спасибо, что осилили и дочитали эту статью до конца. Дабы избежать недоразумений, позвольте теперь акцентировать ваше внимание на то, что прочитанная вами статья не о изопропаноловой или метаноловой незамерзающей жидкости. Изо-и-мета — жидкости указаны мной в этой статье исключительно для придания ей выпуклости и контрастности дабы подчеркнуть основной лейтмотив статьи — незамерзающая жидкость на базе этанола. Обсуждение метаноловых и изопропаноловых жижек вы сможете найти и от всей души обсудить их в других интернет-ресурсах или в записях БЖ других пользователей.
Обсуждение полезности метаноловых эликсиров и изопропаноловых вонючек в данной теме будет считаться пустой болтовнёй и молча (без предупреждения) избирательно удаляться мной.
Спасибо за понимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *