Необычные автомобили СССР

Те граждане СССР, которым посчастливилось стать автовладельцами, не были сильно избалованы. Им на выбор представлялись «Жигули» либо «Москвич», особо везучие имели честь посидеть за рулем «Волги», а инвалиды иногда получали «Запорожец». Однако не стоит судить об отечественном автопроме строго — на все были свои причины, и при этом временами появлялись воистину оригинальные и любопытные модели. 27 сентября 2019 15:33

Иллюстрация — Данияр Кдыров,

Внимательный читатель сразу нас упрекнет, мол ассортимент был гораздо больше: «Иж», ЗАЗ, ЛуАЗ, внедорожники УАЗ и «Нива». Справедливо, но если выбросить из списка идентичные практически на 100% модели разных заводов, останется лишь пара-тройка экземпляров. А с «козлами», «бобиками» и «буханками» регулярно имели дело только военные, до простых граждан эти машины доходили со скрипом (во всех смыслах). Список ниже начинается с наиболее массово производившихся, но все равно почти неизвестных машин.

Автомобиль дачника — «Иж-Ода»

Настоящий «Франкенштейн» советской разработки: Иж-2126 был сборной солянкой из агрегатов от разных машин. Пятидверный хэтчбек с колесной формулой 4х4, полноценной раздаточной коробкой и довольно комфортным салоном. Казалось бы, как о нем забыть? Это наиболее современный из описанных в данной статье автомобилей. Его производство началось в 1990 году, однако история разработки уходит корнями аж в 1970-е. Мелкосерийность и скромная популярность обусловлены целым рядом факторов. Среди них и финансовые трудности завода, появление одновременно с этой моделью множества альтернатив, а также выход на отечественный рынок иномарок. По сути, у «Оды» сложилась репутация «Девятки с полным приводом», которая оказалась не только мало кому нужна, но и не отличалась качеством изготовления и надежностью даже на фоне других советских и российских машин.

Советский «Мерседес» — ГАЗ-3101

«Директорская Волга» или ГАЗ-3102 была недостижимой мечтой почти каждого советского автолюбителя в 1970—1980-е. Это был наиболее крутой из массово доступных автомобилей, однако на этапе разработки ему предшествовала модель на единичку в индексе «младше». И вот она была еще более фантастической: шестицилиндровый V-образный двигатель, автоматическая трансмиссия, пассивная безопасность на уровне зарубежных аналогов, продвинутая подвеска и впечатляющий дизайн. К сожалению, большинство новшеств было жестоко «зарезано» и концепт полностью переработали исходя из экономических соображений. Более того, завод так и не смог вовремя освоить производство многих деталей, поэтому единственным действительно инновационным в 3102 был только двигатель, а подвеска и трансмиссия остались архаичными.

Восьмерка-кабриолет — ВАЗ-2108 «Тарга»

Европейская мода на автомобили без крыши медленно но верно дошла и до советских граждан: «восьмерки» и «девятки» переделывались в кабриолеты своими силами в гаражах. Не обошли вниманием эту тему и на заводе. Однако решили быть оригинальным, да и безопасностью не жертвовать — выбрали типа кузова «тарга». Крыша была жесткой, но съемной, заднее стекло сохранилось, а в конструкцию была добавлена дуга безопасности, связывающая средние стойки. Пожалуй, наиболее жизнеспособный концепт из всех подобных, но после представления в 1988 году, его забросили, а в 1992 распилили на металл.

Первый оригинальный Иж — ЗИМА

В середине 1960-х началось строительство нового завода в Ижевске, который должен был производить «Москвичи». Молодой коллектив без энтузиазма принял эту перспективу и занялся разработкой собственного изделия. «Москвич-408» претерпел существенную модернизацию всех агрегатов за исключением двигателя, а также полноценный рестайлинг кузова. Прототип получил название «ЗИМА» и был всесторонне испытан создателями, после которых его еще раз модернизировали. В итоге от «Москвича» практически ничего не осталось. В серию «ЗИМА-2» так и не пошел — энтузиастам сказали не страдать фигней, а заниматься наладкой производства московских изделий, как уже освоенных промышленностью.

Первый полностью советский автомобиль — НАМИ-1

Ни для кого не секрет, что отечественный автопром очень часто либо полностью заимствовал, либо творчески переосмысливал технические решения с зарубежных машин. Но еще в середине 1920-х Евгений Чудаков смог скрестить простоту мотоцикла с комфортом и возможностями четырехместного автомобиля полностью своими силами. Получился «НАМИ-1»: простая, функциональная машина общей массой около 700 килограммов с двухцилиндровым двигателем, хребтовой рамой и несколькими вариантами кузова. В период с 1925 по 1932 годы на Московском заводе «Спартак» было произведено порядка 400 экземпляров. Однако на подходе был «ГАЗ-А», который представлял из себя советскую копию проверенного временем Ford-A и первый оригинальный отечественный автомобиль был забыт. До наших дней сохранились всего пара комплектных экземпляров.

Дизельные «Жигули» — ВАЗ-21045Д

АвтоВАЗ озаботился установкой дизельных двигателей в свои изделия в самом начале 1980-х. Это было обусловлено и недавним топливным кризисом и желанием освоить перспективные технологии. Разработка мотора была очень занимательной: блок двигателя взяли от VW Golf 1976 года, адаптировали его к «Жигулевским» поршням и клапанам для унификации, а топливную аппаратуру взяли Bosch. Получился довольно интересный агрегат, вполне отвечающий требованиям того времени, однако обладающий рядом «детских болезней» — первые несколько лет выпуска каждый второй мотор требовал капитального ремонта уже через 50 тысяч километров пробега. Развал Советского Союза и низкий интерес государства к теме дизельных автомобилей затормозили ввод нового двигателя в серию почти на 10 лет. Дизельные ВАЗ-21045 производились с 1999 по 2005 годы и популярностью не пользовались: всего было выпущено чуть более 6 тысяч машин.

Все модели ВАЗ кузов пикап 2020 года: модельный ряд автомобилей Lada, цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев ВАЗ, история марки Lada, обзор моделей ВАЗ, архив моделей Lada. Также здесь вы можете найти «горячие» предложения от дилеров марки ВАЗ.
В нашем каталоге указаны ориентировочные цены на автомобили ВАЗ. Если Вы хотите приобрести определенную модель Lada из числа представленных на сайте — обращайтесь к официальным дилерам ВАЗ в вашем городе или регионе. 
Все Седан Хэтчбек Универсал Внедорожник Минивэн Купе Пикап Фургон


Архив моделей марки Lada

ВАЗ 2328
1995 года

ВАЗ 2329
1995 года

История АвтоВАЗ

В 1967 году в СССР приступили к строительству Волжского автомобильного завода в г. Тольятти. Первым генеральным директором завода был Поляков В.Н. В 1971 году завод вступил в строй, его первая очередь была рассчитана на выпуск 220000 легковых автомобилей в год. Легендарная «копейка» ВАЗ-2101 была разработана на базе итальянского ФИАТ-124. С этого времени появилась слабая тенденция уменьшения острого дефицита советского рынка автомобилей. Пятиместная малолитражка ВАЗ-2101 снабжалась четырехцилиндровым двигателем с мощностью в 60 л.с. и развивала скорость до 140 км/час. Руководство СССР считало, что «Жигули» из-за низкой цены и массовости станут народным автомобилем. Но этого не произошло, так как цена росла при выпуске каждой новой модели. В 1977 году с конвейера завода сошла «Нива» — ВАЗ-2121, которая имела полный привод и могла с успехом преодолевать сельское бездорожье. При советской власти в Тольятти был разработан и выпущен ряд из 9-ти моделей, особой популярностью среди которых пользовались «копейка», 6-я и 9-я модели. «Девятка», как и 8-ая модель, впервые имела привод на передние колеса.
Производство «шестерки» ВАЗ-2106 было начато в 1976 году, за базовую модель был взят FIAT 124 Speciale. Внедорожник «Нива» ВАЗ-2121 из-за высокой цены не был распространен в СССР, но на ярмарке в Познани получил золотую медаль. Приз «Золотой Меркурий» завод получил в 1987 году за большой вклад в международное сотрудничество. В 1995 году стартовала сборка нового семейства автомобилей – ВАЗ 2110. Модель выпускалась в 4-х вариантах кузова – седан, универсал, хэтчбек и купе. В 1997-м публике представлен новый ВАЗ 2115 – рестайлинговая версия ВАЗ 21099. В ноябре 2004 года компания АвтоВАЗ начала выпуск принципиально новой модели Lada Kalina, которая по данным Ассоциации европейского бизнеса (2009 год) заняла 4-е место в рейтинге самых популярных автомобилей России. В 2007-м году модельный ряд компании пополнила Lada Priora – автомобиль, призванный полностью вытеснить с производства устаревшую «десятку». Весной 2008 года в списке основных акционеров российской автокомпании появилась фирма Renault, которая приобрела 25% акций АвтоВАЗ. В 2009 году предприятие переживает кризис и несет огромные убытки. Финансовая поддержка от государства, а также программа субсидирования потребительских автокредитов оказали положительное влияние на сложившуюся ситуацию. Для спасения АвтоВАЗ также были предприняты решительные действия, в частности, крупные сокращения персонала.
В 2010-м году АвтоВАЗ впервые после кризиса выходит на прибыль. В октябре 2011 года на конвейере АвтоВАЗ стартовало производство Lada Granta — удешевленной версии Lada Kalina, призванной занять стартовую нишу в модельной линейке. В этом же году должность главного дизайнера российской компании получил Стив Маттин – именно ему удалось создать фирменный образ новых Lada Vesta и Lada XRAY. Усиливается партнерство АвтоВАЗ с альянсом Renault-Nissan – последнему с 2013 года принадлежит контрольный пакет акций российского предприятия. В 2013 году кресло главы АвтоВАЗ занимает Бу Андерссон, который до этого возглавлял ГАЗ. Этому человеку удалось запустить в серию две модели Vesta и XRAY, но, несмотря на положительные тенденции развития компании и оптимизацию работы завода АвтоВАЗ в 2014-2015 так и не сумел выйти на прибыль. В 2016 году главой АвтоВАЗ стал директор российской Dacia Николя Мор. Согласно информации официального сайта АвтоВАЗ, приоритетами компании на будущее являются повышение эффективности производства, улучшение качества автомобилей и выход на операционную прибыль.

Отечественные автомобили, с которыми вы не знакомы.

Как вы думаете, какие автомобили помимо популярных «Жигулей», «Волг», «Запорожцев», «Москвичей», «КамАЗов» и т. п. производила наша страна еще при СССР? Естественно, что кроме массово выпускаемых на авторынок моделей машин существовали и сотни других малосерийных транспортных средств, которые сегодня практически нашей публике не известны. Мы решили этот пробел в истории отечественной автопромышленности устранить и вместе с вами попытаться вспомнить, о тех самых странных и необычных автомобилях когда-то сходивших с конвейеров наших автозаводов.

МАЗ-7907 24×24

Перед вами уважаемые читатели единственное в мире транспортное средство с 24-мя ведущими колесами. Причем 16 из 24-х колес управлялись рулевой системой. Не поворачивалась только следующая пара колес, именно 5, 6, 7 и 8-я.

Колеса питались электрогенераторами, которые приводились в действие газотурбинным танковым двигателем.

Мощность специально разработанного для МАЗ-7907 газотурбинного двигателя составляла 1250 л. с.

Этот спецтранспорт был сконструирован нашими автомобилестроителями в советские годы и предназначался для перевозки межконтинентальных баллистических ракет.

Первый опытный образец этого 24-х колесного монстра был создан в 1985 году.

ГАЗ-16: Автомобиль на воздушной подушке

Экспериментальный отечественный автомобиль, который был создан на Горьковском автомобильном заводе еще в 1960 году. Этот прототип ГАЗ-16 стал невероятной попыткой наших инженеров а также и конструкторов создать универсальное наземное транспортное средство, которое бы сочетало в себе качества судна на воздушной подушке и одновременно обычного автомобиля.

Специалисты автозавода «ГАЗ» оснастили автомобиль ГАЗ-16 подвеской, которая была схожа по своей конструкции с подвеской авто ГАЗ-21 («Волга»). Также, помимо основного двигателя машина получила гидравлическую систему, которая в случае выезда автотранспортного средства на бездорожье начинала убирать шасси, а после чего в действие приводилась воздушная подушка, которая надувалась за счет двух мощных вентиляторов установленных под самим автомобилем. В результате их работы, автомобиль приподнимался над поверхностью дорожного полотна на воздушной подушке на 155 мм.

Дом на колесах: Атомная гусеничная электростанция ТЭС-3

Перед вами друзья, удивительный продукт российских инженеров, которые в советские годы смогли создать на базе четырех танковых шасси атомную передвижную электростанцию, получившей свое кодовое название,- ТЭС-3.

Сама электростанция была разработана в институте Обнинска, шасси – в Кирове. Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, который был установлен на двух самоходах, равна 8,8 МВт ( а электрическая, непосредственно с генераторов – 1,5 МВт).

Кстате, ТЭС-3 могла также использоваться для перевозок и на железнодорожных платформах. Эта атомная передвижная электростанция начала использоваться в стране в 1961 году.

«Лада 21109-Консул»

Этот автомобиль серийно не выпускался, изготавливался на автозаводе в Тольятти в качестве штучной продукции только на заказ. Производство лимузина началось в 1997 году и продолжалось до 2006 года.

«Лада-Консул» создана на базе шасси автомобиля Волга-2110.

Что интересно, крыша у этого лимузина 21109 была стеклянная.

Салон отличался своей роскошной отделкой и имел все необходимые атрибуты автомобиля данного класса, в том числе и бар с откидным столиком.

Единственным минусом данной машины был маломощный ВАЗовский двигатель, который имел мощность 92 л. с.

ЗИЛ САК

Как вы думаете, для чего была создана эта машина? Сейчас расскажем. Этот автомобиль, как видно из Сети, многих автомобилистов уже озадачил. Но на самом деле надо понять, что это не серийный автомобиль и создавался он не для широких масс потребителей. Перед вами уважаемые автолюбители,– опытная модель, которая появилась на свет и была произведена на автозаводе «ЗИЛ». Машина предназначалась для конкретной работы на аэродромах.

Было выпущено всего 2 экземпляра. Долгое время данный автомобиль использовался на одном из подмосковных аэродромов в порядке испытательной техники.

Автомобиль ЗИЛ САК был оснащен электро-двигателем и мог перевозить до 1000 кг груза.

ГАЗ-62 с заниженной кабиной

Перед вами друзья,- настоящий военный грузовик предназначенный для десантных войск. Особенность этой машины состоит в ее заниженной кабине. Подобная конструкция была необходима для того, чтобы грузовик мог спокойно заехать в грузовой отсек десантного самолета. К большому сожалению в то время, из-за размеров грузового отсека военных самолетов, такая перевозка высоких грузовых машин была просто невозможна.

МАЗ-541

Если не знать, для чего создан такой автомобиль, то большинство из автолюбителей на вряд ли смогут догадаться о предназначении этой необычной машины. Перед вами господа и граждане,– тягач МАЗ-541, который был создан на Минском автозаводе. Автомобиль предназначался конкретно для транспортировки самолетов.

Всего было выпущено три единицы-экземпляра этой техники. Обратите ваше внимание на небольшую высоту тягача. Это сделано специально, для того, чтобы он мог подъехать под самый нос самолета для его сцепки. Примечательно, что машина была оснащена двумя водительскими креслами и двумя пультами управления, расположенными напротив друг друга.

Автомобиль был оснащен 12-цилиндровым дизельным двигателем. Расход топлива тягача составлял 130 литров на 100 километров. Хотя для работ на аэродроме обычно применяется совсем иная система расчета потребления топлива, обычно расчет ведется по часам. Так можно сказать, что тягач МАЗ-541 расходовал в среднем 45 литров за час работы.

СМЗ С-1Л

Продолжает наш рейтинг самых необычных отечественных автомобилей,- модель СМЗ С-1Л, которая была создана еще в советские годы. Это трехколесный автомобиль, или точнее будет сказать,- мотоколяска. Этот шедевр советской автопромышленности выпускался на заводе мотоциклов, т.е. в городе Серпухове Московской области.

Машина-мотоколяска предназначалась конкретно для инвалидов. Подробнее об этом можете прочитать .

ГАЗ-ГЛ1

А как вам этот шедевр автоискусства времен СССР? Эта гоночная машина построенная на базе автомобиля ГАЗ-М1, который в те годы являлся самым быстрым советским гоночным автомобилем.

ГАЗ-ГЛ1 получил 65-сильный мотор увеличенной мощности от своего предшественника, автомобиля ГАЗ-М1. Позже инженеры оснастили этот автомобиль новым 6-цилиндровым двигателем мощностью в 100 л. с. (мотор был взят от ГАЗ-11).

Максимальная скорость 65-сильного гоночного автомобиля составляла 148 км/час. Версия с шестицилиндровым мотором мощностью в 100 л. с. могла разгоняться уже до 162 км/час.

«Москвич ПТ» (ВНИИТЭ-ПТ)

В 1960-х годах наша страна решила попробовать создать один из самых перспективных автомобилей-такси. Разработку такого автомобиля поручили Всесоюзному научно-исследовательскому институту технической эстетики (ВНИИТЭ). В итоге его конструкторам удалось спроектировать минивэн-такси, который в последующем должен был перевернуть представление о самих таксомоторных перевозках не только в одной нашей стране, но и на всем мировом уровне.

В 1964 году был создан первый полноценный прототип автомобиля, который в дальнейшем должен был стать серийной моделью. Примечательно то, что уже в те годы в автомоду входил такой материал, как пластик. Именно этот материал казался многим инженерам одним из самых перспективных в мире. Планировалось, что в конечном итоге пластик полностью сможет заменить металл, который использовался в мировой автопромышленности.

Так, «Москвич ПТ» (ВНИИТЭ-ПТ) оснащался пластиковыми кузовными панелями, которые крепились к металлическому каркасу кузова. Правда позднее, от использования пластика для массового серийного производства автомобилей тех лет, решено было отказаться, ввиду непригодности данного материала для этих целей.

Изюминка этого минивэна-такси кроется в его футуристичном дизайне. Да никто и не спорит о том, что в этой машине было много минусов, но в те советские годы на них мало кто обращал внимание.

Минивэн-такси было основано и создано на различных компонентах автомобилей марки «Москвич». Так например, данный автомобиль получил для себя двигатель, коробку передач, задний мост, переднюю подвеску и т.п. компоненты деталей от различных моделей «Москвича».

Кстате, несколько опытных образцов этого автомобиля прошли реальные испытания на дорогах Москвы в таксомоторном парке. По итогам тестирования комиссия приняла решение, что автомобиль подходит для серийного производства. Но к большому сожалению для всех, этот перспективный проект (как и многие другие потрясающие отечественные разработки) так и остался лишь проектом. Дело тут вот в чем. Из-за ненадежности самой конструкции и несогласованности между собой различных министерских служб, автомобиль не смог поступить в серийное производство.

Можно сколько угодно ругать советский автопром за то, что одни и те же машины выпускались десятилетиями, но вот только вины конструкторов в этом нет. Они постоянно фонтанировали идеями и не боялись внутренней конкуренции. «Мотор» вспомнил необычные модификации хорошо известных моделей, которым так и не дали зеленый свет.

ГАЗ-21

~ 1936 ~

Создать автомобиль невероятной проходимости, успешно пройти с ним все государственные испытания, дождаться принятия модели на вооружение, а потом… добиться отмены всех этих решений. Это безумие? Это ГАЗ!
Всю свою жизнь один из величайших автомобильных конструкторов Виталий Андреевич Грачев посвятил созданию автомобиля абсолютной проходимости. Сначала на ГАЗе, потом на ЗИЛе. Одним из этапов этого пути и стал экспериментальный ГАЗ-21. Шесть колес, четыре из которых были ведущими, дополнительные колесики на днище, помогавшие перекатываться через неровности, запасные колеса, позволявшие съезжать с вертикальных стен, – нужно ли говорить, что «двадцать первая» поражала воображение своей проходимостью? Военные ликовали, ведь им был нужен именно такой автомобиль. Но Грачев уже создал полноприводную четырехколесную «Эмку», проходимость которой была еще выше: именно она и пошла в армию.

ГАЗ-12А Фаэтон

~ 1949 ~

Как вы уже поняли, мы любим ЗИМ. Потому что он большой, красивый и инновационный. Но до конвейера, увы, не дошла самая красивая версия ГАЗ-12 – фаэтон. Пусть его массивный верх нужно было поднимать вручную, пусть лишенный крыши несущий кузов трещал по швам, а мощности 90-сильного мотора отчаянно не хватало потяжелевшей машине. Зато фаэтон был чертовски привлекателен!
Открытые машины демонстрировались Сталину наряду с закрытыми и получили одобрение вождя. Но испытания, которые проходили и в Москве, и в Крыму, оказались куда беспощаднее Иосифа Виссарионовича – автомобиль в серию не пошел.

ГАЗ-12В и ГАЗ-12Г «Чайка»

~ 1956 ~

Нет, мы не ошиблись цифрой, когда печатали название модели. Просто в 1950-е в Горьком создавали новые модели так же быстро, как и в Детройте. В советской автопромышленности не принято было распылять ресурсы: ты или занят улучшением существующей модели, или работаешь над перспективной. Но неутомимые «газовцы» будто об этом не знали.
Неважно, что в 1956-м вовсю кипела работа над ГАЗ-13, а уже в 1957-м были построены первые ездовые прототипы. Инженеры разработали еще и вариант рестайлинга ЗИМа! Обновленный седан получил форсированный до 110 сил двигатель, иное оформление передней и задней части, новые задние крылья, АКПП от перспективной в то время «Волги» и новое имя «Чайка». Однако в министерстве не поняли, зачем одной стране на одном заводе два автомобиля одного класса. В итоге в серию пошло только новое имя, но к проекту шестицилиндрового седана на ступень ниже ГАЗ-13 в Горьком еще вернутся.

ГАЗ-22А

~ 1958 ~

На загнивающем капиталистическом Западе вслед за седаном гамму автомобиля бизнес-класса пополнили бы купе и кабриолет, но у советских заводов, как известно, собственная гордость. Поэтому очередной модификацией «Волги» стал фургон.
Впрочем, «21-ю» сложно было чем-то испортить, поэтому выглядел фургон великолепно. Двухцветная окраска, хром, олень на капоте — такой и в качестве личного транспорта не грех использовать! Как это часто бывает, интересный автомобиль так и остался лишь проектом. Во многом потому, что построен он был не на самом ГАЗе, а на Горьковском автобусном заводе. Между тем, спрос на подобные автомобили был. Недаром многие автотранспортные предприятия в ходе капремонта переделывали ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в фургоны и даже пикапы. Получалось это у них, правда, не так элегантно.

ГАЗ-34

~ 1964 ~

Вы спрашивали, почему в наших обзорах нет «шишиги»? Потому что в Горьком построили грузовик, который был еще круче!
С 1930-х годов за тяжелые грузовики отвечал ЗИС, а ГАЗ занимался машинами на ступеньку ниже. Вот только в Горьком с этим мириться не собирались, поэтому, как только сверху спустили директиву о создании трехосного полноприводного грузовика нового поколения, построили собственную версию. И плевать, что подобные машины уже разрабатывал ЗИЛ (модель 131) и «Урал» (375). Грузовик с берегов Волги получил имя ГАЗ-34 и в целом базировался на агрегатах «шишиги».
При той же грузоподъемности, что у ЗИЛа, «тридцать четвертый» был на 1,3 тонны легче, на полметра короче, обладал большей грузовой платформой и потреблял меньше топлива. Но в 1967 году на ЗИЛе наконец-то развернули серийное производство своего грузовика-вездехода, а так как конкуренция в СССР могла быть лишь в случае покровительства со стороны кого-то из министров, то ГАЗ-34 на конвейер так и не попал. Хотя и был рекомендован военными к принятию на вооружение.

ИЖ ЗИМА

~ 1965 ~

Такого 408-го «Москвича» вы точно не видели! Впрочем, это не совсем «Москвич». В 1965 году при активном лоббировании со стороны будущего министра обороны Дмитрия Устинова, в начале 60-х курировавшего все народное хозяйство, в Ижевске началось строительство автомобильного завода. Причем оригинального автомобиля у нового завода не было: вместо этого планировалось наладить производство новейшего «Москвича-408».
Однако коллектив конструкторов молодого предприятия такое развитие событий не совсем устраивало. Вместо того чтобы выезжать на московском багаже, в Удмуртии разработали собственный автомобиль, получивший имя ЗИМА-1. Компактное купе получило рамную конструкцию и кузовные панели, изготовленные методом гибки и проката. От 408-го остались лишь двигатель, двери, капот и стекла.
Вскоре за первым прототипом последовал и второй – четырехдверный седан получил иную решетку радиатора и имя ЗИМА-2. Но никакие доводы не смогли перевесить устаревшую конструкцию, поэтому руководство отраслью приказало ижевчанам не заниматься ерундой, а работать над развитием московского седана.

ГАЗ-3101

~ 1973 ~

«Директорская Волга» ГАЗ-3102 долгие 26 лет была самым крутым советским автомобилем, который мог купить обычный человек. Между тем, до конвейера дошла лишь малая часть конструкторских задумок. Двигатели V6, автоматическая трансмиссия, пружинная задняя и бесшкворневая передняя подвески, новая передняя панель – всего этого на серийной 3102 покупатели не увидели.
Топливный кризис 1970-х, застой в советской экономике, отказ от производства «Москвичей» серии 3-5, с которыми новая «Волга» должна была разделить АКПП, и, главное, приоритетное финансирование ВАЗа в ущерб другим заводам вынудили горьковских инженеров заметно упростить изначальный проект. В итоге ГАЗ-3102 получил лишь форсированную версию старого мотора, дисковые тормоза спереди и новый дизайн интерьера и экстерьера. И снова во всем виноват «АвтоВАЗ»…

ГАЗ-24-95

~ 1974 ~

Легенда гласит, что благодарить за рождение полноприводной «двадцать-четвертой» мы должны лично Леонида Ильича Брежнева. В действительности же причину путают со следствием. Эксперименты с созданием легковых автомобилей повышенной проходимости велись в Горьком с 1930-х годов, но серийной стала лишь полноприводная «Победа» ГАЗ-М72.
Творческий поиск не обошел стороной и «Волгу» второго поколения. Рецепт приготовления менять не стали: кузов и двигатель «Волги» «поженили» с элементами шасси УАЗ-469. Всего было построено пять автомобилей, один из которых и подарили Брежневу. Еще одну машину оставили на заводе для нужд директора предприятия. Эти машины и дожили до наших дней. Остальные машины разобрали министерство обороны и Горьковский обком партии. Причем разобрали, похоже, не фигурально – след этих машин теряется.
Несмотря на, казалось бы, неплохие перспективы, производство 24-95 так и не началось. Очевидно, застой, как и разруха, возникает в головах, ведь в 1950-е годы упрашивать заводчан наладить производство новой модификации не приходилось.

ВАЗ-2103 Porsche

~ 1976 ~

Немцы не ограничились изменениями дизайна. Была улучшена шумоизоляция, изменены настройки подвески, повышена антикоррозионная защита кузова, а двигатель доведен до самых строгих экологических норм.

В Цуффенхаузене еще задолго до разработки «восьмерки» присматривались к советскому автопрому как к источнику заказов. Не прошло и трех лет с начала производства ВАЗ-2103, как на Porsche по заказу советской компании «Внештехника» уже разработали проект рестайлинга самых спортивных «Жигулей». С автомобиля убрали весь хром, а стальные бамперы заменили пластиковыми, окрашенными в цвет кузова .
Проект был отвергнут тольяттинскими конструкторами, так как к тому времени уже был готов собственный, более дешевый проект рестайлинга – ВАЗ-2106. Но инициативных немцев запомнили, и уже через пару лет вернулись к ним с проектом переднеприводного хэтчбека.

ВАЗ-2104

~ 1976 ~

Изначально флагманом ВАЗа должна была стать копия FIAT-125, но в процессе переговоров о покупке лицензии советская сторона потребовала от итальянцев создать люксовую модификацию на основе FIAT-124, чтобы унификация двух версий «Жигулей» была максимальной. Итальянцам пришлось создавать более дорогую версию 124-го с нуля. В ходе работы советской стороне были предложены и седан, ставший впоследствии ВАЗ-2103, и универсал с аналогичным оформлением передка. Тогда руководство Тольяттинского завода отказалось, но идею запомнили. И в 1976 году в Тольятти построили три универсала с четырехфарной системой освещения, которые получили индекс 2104.
Один автомобиль передали на Дмитровский полигон, второй – подразделению «АвтоВАЗтехобслуживание», а третий оставили заводскому Центру стиля (подразделению, занимавшемуся обликом автомобилей «Лада»). Но дальше прототипов дело не пошло, а индекс в итоге получил универсал на базе «пятерки». Любопытно, что итальянцы также обошлись лишь четырехдверной модификацией своего 124 Special.

ВАЗ-2106 «Турист»

~ Год неизвестен ~

Нравятся Chevrolet El Camino и Holden Commodore Ute? А ведь нечто подобное могло быть и у нас!
В конце 1970-х по заданию технической дирекции завода в Тольятти был построен экспериментальный пикап на базе новейшей по тем временам «шестерки». Пикапы, созданные кустарным способом из серийных седанов для внутризаводских нужд, строились на всех предприятиях страны, но только на ВАЗе решились на постройку машины, которую сейчас бы назвали SUT – Sport Utility Truck. Ведь она была призвана не возить промасленные жестянки, а помогать своему владельцу наслаждаться жизнью.
Серебристый металлик, палатка в кузове, элегантный силуэт и мощный мотор – места такому автомобилю в Советском Союзе, увы, не было. Поэтому нет ничего удивительного в том, что головная дирекция завода проект отвергла. Палатку удалили, сам пикап перекрасили в красный и отправили возить те самые промасленные жестянки. Когда автомобиль выработал свой ресурс, его тихо отправили на свалку.

ВАЗ-2108 «Тарга»

~ 1988 ~

Европейские дистрибьюторы отечественных машин с завидной регулярностью требовали от наших заводов модификаций с кузовом кабриолет. И если в 1960-е удавалось обходиться и без них, то в 1980-е кабриолеты на базе ВАЗ-2108 многие стали строить своими силами. Так появились Lada San Remo и Lada Natacha.
Не сидели сложа руки и на самом заводе. Только вот вместо банального отрезания крыши в Тольятти решили создать что-нибудь эдакое. Так родилась ВАЗ-2108 Тарга. Единственный экземпляр «восьмерки-ти-топ» изготовили в «вазовском» Центре стиля в 1988 году, а уже в 1992 уничтожили. Жаль, ведь это, пожалуй, самая красивая, и уж точно — самая необычная модификация «Самары».

Москвич-2142

~ 1990 ~

В начале 1980-х, когда базовая модель четвертого поколения «Москвичей» хэтчбек 2141 уже была готова к производству, на АЗЛК занялись разработкой следующего автомобиля семейства – седана 2142. Причем отличия от хэтчбека сводились не только в появлении отдельного багажника. Седан получил новые крылья, бамперы, решетку радиатора, задние фонари, улучшенный интерьер, ходовую часть и двигатель перспективного семейства АЗЛК-21414 – словом, речь шла о полноценном рестайлинге.
Планировалось, что седан встанет на конвейер уже в 1992 году, но развал СССР, невозможность завершить строительство нового завода двигателей и ухудшение экономического положения АЗЛК сделало эти планы несбыточными. Лишь в 1997 году на конвейер встала растянутая версия седана, получившая имя собственное – «Князь Владимир». В отличие от оригинального 2142, стретч получил старый салон, а оформление передка полностью повторяло оное у хэтчбека «Святогор». Впоследствии на основе «Владимира» появился стретч-седан бизнес-класса «Иван Калита», внешность которого приводила в восторг лишь китайских дизайнеров.

СИМФЕРОПОЛЬ, 9 сен – РИА Новости Крым. В России устойчиво растет спрос на автомобили сегмента SUV (спортивно-утилитарный автомобиль) с пробегом. Об этом сообщает «Автостат Инфо» со ссылкой на проведенные исследования авторынка.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко «Вторичный рынок автомобилей сегмента SUV показал в августе самый большой прирост по отношению к другим сегментам подержанных авто, – сообщает издание. – За отчетный период было перепродано 125 877 ед. подержанных SUV, что на 20,4% превысило перепродажи за август прошлого года – 104 534 ед».

Наиболее востребованным кроссовером с пробегом стала Lada 2121 – 8234 перепроданных машины. Этот показатель превышает прошлогодние значения на 3,6% (7946 ед.).

На второй позиции Chevrolet Niva – 7039 перепроданных машин, что на 7,3% больше, чем в августе 2019 года – 6559 единиц.

На третьем месте Toyota RAV4, который вырос в перепродажах на 37% – с 3633 до 4988 единиц. На четвертой строчке списка кроссовер Nissan Qashqai – 4272 перепроданных авто, что на 28% выше продаж в аналогичном периоде прошлого года (3332 единиц).

© Фото: пресс-служба ФКУ Упрдор «Тамань»

Пятерку лидеров замыкает KIA Sportage, перепродажи этой модели выросли на 21,8% к прошлогоднему значению – с 3474 до 4231 единиц.

С начала года в России продано 752 724 подержанных SUV, этот показатель выше аналогичного периода прошлого года на 2,6%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *