Мотокроссмены СССР

В 1885 году в Германии известный инженер-конструктор Готтлиб Даймлер создал первый в мире мотоцикл. Это событие потрясло транспортную индустрию и стало первым толчком к зарождению мотоциклетной культуры и, как следствие, мотоспорта.

Мотоцикл Готтлиба Даймлера, 1885 г.
Но некоторым людям было скучно просто кататься по дороге. Да и хороших дорог тогда было не много. Так в начале XX века зародилась новая дисциплина внедорожного спорта – классический мотокросс.

Первой вехой в зарождении данной дисциплины считаются соревнования, проведенные в Великобритании на военном плацу вблизи Лондона в 1908 году.

Мероприятие получило название «гонка за лисой», а в числе участников были 13 мотоциклистов и 16 кавалеристов. Цель соревнований была проста – мотоциклисты должны были наглядно продемонстрировать превосходство нового вида транспорта над лошадьми, как в скорости, так и в проходимости по пересеченной местности. Однако, до финиша из 13-ти райдеров добрались только двое и в итоге — победа осталась за кавалерией.
Позднее, в течение нескольких лет на территориях Франции и Великобритании продолжали проводиться соревнования по внедорожной езде на мотоциклах, однако, в силу неопределенности формата мероприятий и малой популярности мотоциклов у публики такие «соревнования» не вызывали никакого интереса. Наиболее распространенным типом состязаний считался «подъем на холм», который впоследствии вошел в формат многодневных гонок, как один из обязательных элементов.

Условия гонки были не для слабаков: стартовали поодиночке, а маршрут трассы выбирался таким образом, чтобы никто из участников не смог добраться до финиша. Побеждал спортсмен, сумевший преодолеть наибольшее расстояние.

Лишь после Первой Мировой организаторы соревнований смогли найти наиболее приемлемый формат проведения гонок, который и лёг в основу современного мотокросса. Гонки стали проходить на открытой местности с травяным, песчаным или грязевым покрытием (но без каменистых участков), а старт стал общим, и все райдеры начинали гонку одновременно. В многочисленных спорах о наиболее оптимальной продолжительности круга в Европе одержали верх любители коротких трасс длиной от 1,5 до 3 км. Такие треки были признаны, как достаточно безопасные для участников гонки, так и наиболее зрелищные для публики.

Однако в тоже время в СССР и США проводились гонки с длиной круга более 30 км. Почему так? Различие обусловлено стремительным развитием мотоспорта и его массовостью.

Гонщиков было так много, что они не могли безопасно проходить небольшую трассу и мешали друг другу, из-за чего увеличивался риск получения серьезных травм. Отсюда и стало нормой, что кроссовые трассы в СССР и Штатах были гигантскими по сравнению с европейскими треками.

Принято считать, что в Советском Союзе мотокросс был официально признан спортивной дисциплиной во время проведения Первой Рабочей Спартакиады. Дело было в 1928 году. В программу входила кроссовая гонка с продолжительностью круга в 100 км. Уже позднее – в 1936 году в Киеве – состоялось первенство СССР по мотоспорту. А вот на короткой трассе с длиной круга в 1,3 км мотокросс провели только в 1957 году в Расторгуево. Гонка включала в себя 3 заезда по 10 кругов каждый.

1938 год.
В то время мотокросс по праву являлся самой популярной дисциплиной мотоспорта. Гонки проводились повсеместно в больших количествах, начиная с городских и областных центров, заканчивая всесоюзным выявлением победителей. Зачастую гонки посвящались известным персонам и историческим датам – «памяти Юрия Гагарина» в Саратове или «памяти Циолковского» в Калуге.
Первые международные соревнования по мотокроссу среди соцстран прошли в Подмосковье в 1954 году. В них участвовали райдеры из Польши, ГДР и Чехословакии. Позже интернациональные первенства стали проходить ежегодно. А в 1956 году Центральный автомотоклуб СССР стал частью Международной Мотоциклетной Федерации, благодаря чему советские гонщики начали участвовать в чемпионатах мира по мотокроссу. В 1963 году Игорь Григорьев занимает 3-е место в классе 250 куб. см и становится первым советским спортсменом, награжденным бронзой FIM.

А в 1965-м Виктор Арбеков стал первым советским мотогонщиком, завоевавшим титул Чемпиона мира по мотокроссу, при этом Виктор одержал победу над 6-кратным чемпионом в классе 250 куб. см из Бельгии – Жоэлем Робером.

Но соревновались не только индивидуально. В 1968 году проходит «Мотокросс Наций» – командная гонка на мотоциклах 500 куб. см.

Гонщики из СССР занимают почетное первое место, следом приходят райдеры из ГДР, третьими – из Франции.

Геннадий Моисеев, 3-х кратный чемпион мира в классе машин до 250 см. куб, многократный Чемпион СССР.

Интересный факт произошел с Геннадием Моисеевым на ЧМ в 1973 году. По идеологическим причинам советским спортсменам запрещалось ездить на технике производства западных стран, а для участия в соревнованиях использовались «дружественные» мотоциклы CZ и Jawa. На одном из этапов чемпионата мира 1973 года мотоцикл Моисеева марки CZ не смогли вовремя доставить на место проведения гонок, и тогда австрийские коллеги предложили Моисееву пройти участок на байке KTM. Геннадий согласился и… закончил гонку победителем.

Благодаря своему мастерству и мотоциклам KTM, Моисеев три раза становился чемпионом – в 1974, 1977 и 1978 годах. Однако уже в 1979 году правительством был наложен новый запрет на использование зарубежной техники, что негативно отразилось на результатах наших гонщиков.

Продолжение: Мотокросс в современной России

Мотокросс (иногда сокращают как MX или MotoX) — стиль катания на мотоцикле или квадроцикле по бездорожью или специальным закольцованым трассам. Мотокросс считается самым популярным мото-спортом в мире.

Он начал набирать популярность из Франции, где раньше назывался Скрэмблинг, однако изобретен был в Великобритании. Первая в мире гонка по мотокроссу прошла в Кэмберли в 1924 г. Название «Мотокросс» сложилось из слов «Motorcycle» (англ. «мотоцикл») и «Cross Country» (англ. «пресеченная местность»). Постепенно название стали сокращать до MX.

Трассы мотокросса обычно довольно длинные (1.5-3 км) и включают природные препятствия с различными вариациями специально созданных трамплинов и прочих рукотворных элементов. В истории еще не встречались трассы, которые состояли бы из холмов и поворотов, без единого трамплина. Суперкросс, как разновидность мотокросса — это целиком рукотворная трасса, обычно небольшой длины с большим количеством трамплинов и поворотов, построеная на стадионах (иногда в закрытых помещениях).

Из-за размера трассы, в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25.

Гонки бывают различные по длительности, обычно измеряются по времени плюс 1-2 круга. Гран При (GP) или Чемпиоант Америки (Pro AMA) проходят обычно в течении 30 минут + 2 круга. Любительские же гонки обычно занимают намного меньше, около 10 минут. Когда назначеное время наступает, человек на финише сигналит гонщикам что остался один (или два) круга, и потом гонка заканчивается взмахом клетчатого флага. Другие внедорожные разновидности, такие как Эндуро (почти то же самое что и мотокросс, только гонки проходят по большой природной трассе, и проходят намного дольше и на более высоких скоростях). Там устанавливается определенное количество кругов или просто максимальный лимит времени.

Гонки проходят по заездам. Обычно гонка включает два заезда по итогам которых составляется финал.

Место соревнований пестрело флагами стран-участниц. Транспаранты, лозунги, стройные ряды палаточного лагеря, красивая и четкая разметка трассы — везде чувствовалась атмосфера настоящего праздника. Чемпионат мира вошел в свою заключительную фазу, и теперь каждый заезд имел огромное значение для распределения мест в турнирной таблице. Но судьба первых двух мест была уже решена — Жоэль Робер приехал на советский этап уже в звание чемпиона мира, которое он завоевал досрочно, а Торстэн Хальман расположился на второй позиции. Но кому достанется бронза? К 11-му этапу у Григорьева и Бикерса по 20 очков, и они делили третье и четвертое места, а Виктор Арбеков был пятый с 18-ю очками. Не потеряны были шансы и у Властемила Валека и Укке Юнсона. Сложившаяся ситуация и предопределила характер борьбы на трассе.

Золотая ЭРА СОВЕТСКОГО мотокросса — 1964 год

Наконец, гонщики вызвались в закрытый парк, а затем и на линию старта. Еще не успели последние участники выбрать себе место на старте, как самые нетерпеливые уже устремились на трассу — массовый фальстарт. Судьи остановили гонку и вернули всех участников в зону старта — и снова фальстарт. В третий раз старт дан успешно, и концу первого круга лидерство захватил новоиспеченный чемпион мира — Робер. На втором месте швед Юнсон, советские гонщики Арбеков и Григорьев шли соответственно на третьей и четвертых позициях. В шестерке сильнейших Дейв Бикерс и Валек. Седьмым на финише был Олле Петтерсон из Швеции. В таком порядке гонщики и заканчивают первый заезд. Только первой семерке и удалось пройти всю дистанцию полностью, остальные отстали на круг и более. Первую половину заезда неплохо прошли советские гонщики Гунар Драугс, Виталий Тюрин и Владислав Горулько, но из-за неисправностей мотоциклов им пришлось сойти с дистанции.

Несмотря на то, что разведка боем была уже закончена, второй заезд начался опять с фальстарта. С первых же метров лидерство захватил Виктор Арбеков, Г ригорьев — второй, Укке Юнсон — третий. Но шведа уже на втором круге подводит мотоцикл, и наши ребята все дальше и дальше уходят вперед. Но где же Робер? Неудачно взяв старт, он после первого круга был лишь двадцатым, но продемонстрировав все свое мастерство, на финише он оказался на втором месте, уступив лишь Арбекову. Игорь Григорьев финишировал третьим. Когда судьи подвели итоги этапа, шестерка сильнейших выглядела так: первый Робер, за ним с разрывом в два очка Арбеков, третий Григорьев, Бикерс, Петтерсон и Валек. Таким образом, Арбеков и Григорьев после 11-го этапа закрепились на 3-й и 4-й позициях, так и не уступив их никому до самого конца чемпионата. Это был настоящий успех советских гонщиков на домашнем этапе, ведь две ступени подиума были наши. А вот успехи советских кроссменов в чемпионате мира класса 500сс были куда скромнее. Лишь на домашнем этапе во Львове заслуженный мастер спорта Николай Соколов смог показать высокий результат на протяжении всего чемпионата — четвертое место на этапе и шестнадцатое в общем зачете. Антонин Клавинш и Александр Лебедев выше пятого места на этапах подняться не смогли и в итоге поделили 18-ю позицию в общем зачете. А Сигур Калкис был лишь двадцать четвертым.

Теперь давайте посмотрим, что происходило на трассах всесоюзных первенств. Сразу хотелось бы отметить серьезные изменения, которые произошли в порядке проведения первенства СССР В двух классах мотоциклов — 250 и 500сс (в которых разыгрывается чемпионат мира) — гонщикам предстояло оспаривать золотые медали на шести этапах, а не на одном, как это было раньше. Таким образом, впервые в истории первенства страны по мотокроссу была введена система чемпионата. Ее значение трудно переоценить, ведь многоэтапные соревнования ускорили процесс совершенствования мастерства и сыграли важную роль в популяризации спорта — ведь в этом году уже десять городов принимали у себя главные события всесоюзного чемпионата. Первые три этапа Чемпионата СССР в классах 250 и 500сс прошли в конце марта на трассах Тбилиси, Рустави и Сухуми. Три города, три различные трассы. Каменистая с жестким покрытием на Делисских холмах, окраине Тбилиси, сильно пересеченная, с множеством поворотов и крутых подъемов и спусков в Рустави и, наконец, скоростная в столице Абхазии — Сухуми. Что же принесли первые этапы? Скажем сразу, что на грузинских трассах никаких сюрпризов не произошло. Как и в предыдущие годы, в числе победителей и призеров хорошо знакомые имена: Игорь Григорьев, Виктор Арбеков, Борис Динобург (класс 250сс), Зигурд Калькис, Николай Соколов и Сергей Кадушкин (класс 500сс). Эти гонщики, в основном, и вели борьбу за победу. Также вместе с лидерами стартовали и молодые гонщики из Грузии, Армении и Азербайжана, но они серьезной конкуренции составить конечно же не смогли.

Класс машин 250сс, безусловно, был в центре внимания. Во-первых, именно этим классом наиболее широко представлен советский мотокросс на мировой арене, а, во-вторых, своеобразный экзамен сдавали ковровские спортсмены на новых отечественных мотоциклах К-250. Испытание они выдержали успешно, и на трудных грузинских трассах новые мотоциклы неплохо себя зарекомендовали. Об этом свидетельствуют результаты гонщиков Бориса Динобурга, Игоря Королева и Виталия Тюрина, занимающих после трех этапов соответственно третье, пятое и шестое места. К приятным событиям минувших этапов можно отнести и успешные выступления молодых гонщиков — москвича Юрия Сухова, Эдуарда Борисенко из Московской области, а также рижанина Гунара Драугса. Определенный интерес вызвало выступление Владимира Бессонова, стартовавшего на серпуховском мотоцикле ЦКЭБ-500. Шестое место на втором этапе — неплохой результат на машине, которая требует еще внесения конструкторских поправок. Кстати, на таком же мотоцикле мастер спорта Виталий Кепский из Луги занял четвертое место в Сухуми. Ну и напоследок хотелось бы отметить еще один важный момент: на всех трех этапах доходы, полученные от продажи билетов, полностью компенсировали все затраты на организацию соревнований.
Три последующих этапа проходили в разные сроки во Львове (250сс), Ленинграде (500сс), Коврове и Бельцах (оба класса вместе). Решение провести заключительный этап в Молдавии было вынужденным, так как Московская организация ДОСААФ сорвала запланированные соревнования и «досаафовцы» города Бельцы взяли на себя проведение финальной гонки сезона. Успех шестого этапа превзошел все ожидания. Так же, как и в Г рузии, к основному составу участников чемпионата присоединились и местные гонщики, а зрителей было больше, чем жителей в городе.

Вторая половина чемпионата выявила еще одно преимущество новой системы проведения соревнований — выявление талантливой молодежи: Драугс, Ковалев, Лебедев, Саар — вряд ли можно бы было назвать столько новых имен одаренных кроссменов, если бы не чемпионат. Появление новых сильных гонщиков дало возможность в разгар сезона влить в сборную свежие силы. Выступление в классе 250сс Драугса на последних этапах чемпионата мира, где он занял призовые места, и Лебедева на заключительном этапе первенства мира в классе 500сс, позволило надеяться, что в будущем сезоне наши мастера мотокросса получат серьезное подкрепление.

В первой половине турнира шло острое соперничество между лидерами, но чем ближе к финишу, тем борьба становилась менее интересной. В особенности это касается класса 500сс. К заключительному этапу из-за травм выбыли многие претенденты на золотые медали — Калькис, Соколов, Клявиньш. Ленинградцу Сергею Кадушкину, уверенно лидировавшему на протяжении всего чемпионата, на последнем этапе было уже обеспечено чемпионское звание. Серебряным призером стал молодой Александр Лебедев, а бронзовым — Зигмунд Калькис. В классе 250сс борьба шла, в основном, только между двумя претендентами: Григорьевым и Арбековым. После уверенных побед в Грузии Григорьев полагал, что золотая медаль ему обеспечена, но по итогам следующих этапов, вынужден был уступить чемпионское звание Виктору Арбекову, показавшему в этом сезоне высокий класс. Третье место досталось ленинградцу Андрею Дежинову.

Мы упоминали о том, что на первых и заключительном этапах вместе с участниками чемпионата выступали и местные гонщики. Гораздо меньше их было во Львове, Ленинграде и Коврове. И порой, борьба в заездах представляла весьма скучное зрелище: 10-12 гонщиков — это слишком мало для всесоюзного первенства. Обсуждая итоги чемпионата СССР 1964 года, комиссия мотокросса внесла некоторые коррективы в розыгрыш первенства страны на 1965-й год. Теперь он стал включать не шесть, а только четыре этапа и к участию в соревнованиях стало допущено больше спортсменов. Чемпионат уже в этом сезоне прошел первую проверку, и можно было смело утверждать, что за многоэтапным первенством большое будущее.

Ну, а сейчас настал момент подвести итоги прошедших лично-командных первенств в Кировограде и Белгороде, а также чемпионата страны на мотоциклах с колясками. В Кировограде по традиции проходило первенство СССР в четырех классах: мужчины (класс 125сс) и юноши (125 и 175сс), плюс женский чемпионат в классе 125сс. Сорок тысяч кировоградцев пришло на трассу посмотреть на состязания 135 участников в четырех классах мотоциклов. Соревнования начались заездом 23-х лучших гонщиц страны. Как и в прошлом году, лучше всех подготовлена была ростовчанка В. Лукина, которая, уверенно победив в двух заездах, сохранила чемпионское звание. На редкость упорной была борьба среди юношей — только третий заезд определил победителей первенства в обоих юношеских классах. На мотоциклах класса 125сс тон в гонке задавали жители Украины. Продемонстрировав отличную езду, победителем стал, несомненно, талантливый юный гонщик В.Погребняк. Сильный состав собрался в заездах класса 175сс. Глядя на молодых Юрия Варабина и Вячеслава Краснощекова из ковровского «Труда», москвича Бориса Иванова, трудно было поверить, что это всего лишь юниоры. Основная борьба разгорелась между Варабиным и Ивановым, у них было по одному первому и второму месту перед третьим заездом. Отлично взяв старт в третьем заезде, ковровский спортсмен уверенно выиграл первенство СССР С нетерпением ожидали зрители заездов мужчин в классе 125сс. На старт выехали чемпионы прошлых лет Савельев, Долгодворов, Лаврентьев и Агеев. Но ни одному из них не суждено было стать обладателем золотой медали. Мастер спорта Л.Черный впервые стал чемпионом СССР.

В Белгороде интерес болельщиков, а их было, по меньшей мере, 50 тысяч, к соревнованиям был исключительный — здесь разыгрывались медали чемпионата страны в классах 175 и 350сс. Не будем утомлять читателя описанием гонки, скажем лишь, что Виктор Арбеков, выиграв первые два заезда в классе 175сс, обеспечил себе звание чемпиона. Во всех трех заездах ковровчанин Александр Яковлев был вторым, обеспечив себе в итоге звание серебряного призера. Бронзовым призером стал Юрий Романов из Москвы. Спортивный спор в классе 350сс решали не менее именитые гонщики. Основная борьба развернулась между заслуженным мастером спорта Игорем Григорьевым, впервые выступающем в этом классе и растущим в своем мастерстве от гонки к гонке, и Гуннаром Драугсом. Победил опыт, и многократный победитель первенств Игорь Григорьев впервые удостоился звания Чемпиона СССР и в этом классе. За последнее время в стране появилось немало новых центров мотоспорта — Львов, Киров, Кировоград, Кемерово. Теперь с полным основанием к ним можно было отнести и Белгород, где популярность мотокросса росла год от года, и организаторы со всей ответственностью относились к проведению соревнований.

Вот уже третий год первенство страны на мотоциклах с колясками проводится самостоятельно. Поначалу были опасения, что соревнования будут малоинтересны и не соберут достаточное количество зрителей. Но прошедшие сначала в Ирбите, затем в Риге и в Серпухове гонки развеяли все сомнения. «Коляски» класса 350сс получили признание среди болельщиков, но отсутствие специальных кроссовых машин не позволяет этому классу стать по- настоящему массовым. На заключительном этапе в Серпухове большинство спортсменов стартовало на ижевских мотоциклах, и чемпионы определились уже после первых двух заездов — ими стали неоднократные победители первенств мастера спорта Анатолий Раутенфельд и его колясочник Александр Портягин. В классе до 750сс стартовали лучшие спортсмены Советского Союза, но в упорной борьбе на верхнюю ступень пьедестала поднялись прошлогодние победители Александр Лешков и Евгений Королев.

Ну, и в завершении, немного о прошедшем в Голландии «Трофее Наций» (250сс), где наши гонщики с капитаном сборной команды Виктором Арбековым выступали впервые и среди десяти команд и пятидесяти гонщиков смогли занять четвертое место. Вот так закончился еще один год, год перемен в советском мотокроссе. В следующем выпуске вы узнаете, кому из наших спортсменов досталось золото на чемпионате мира, а также узнаем имена победителей всесоюзных первенств. Оставайтесь с нами….

Итоги ЧЕМПИОНАТА Мира 1964 ГОДА В КЛАССЕ 250СС (С УЧАСТИЕМ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *