«Взгляните на фото — вам знакомо это лицо, вы его знаете? Думаете, это Mitsubishi ASX? Хм, действительно, в Европе его называют этим вымышленным именем. Но известно ли вам, что у себя на родине, в Японии, он зовётся не иначе как Mitsubishi RVR, а в США представляется как Mitsubishi Outlander Sport? И это ещё не всё, недавно этот тип получил французское гражданство и паспорта на имя Ситроена C4 Aircross и Peugeot 4008. Теперь его довольно трудно узнать, к тому же он продолжает менять внешность. Посмотрите на фото ещё раз. Разве вы не видите, что тот, кого вы называете «а-эс-иксом”, сделал пластическую операцию? Определённо ASX — не тот, за кого себя выдаёт! Вы по-прежнему уверены, что знаете его?»
Само собой, монолог частного сыщика, приведённый выше, выдуман. Но юная модель Mitsubishi и вправду способна заинтриговать исследователя — её жизнь полна перипетий. Начать с того, что родился ASX в неблагополучных условиях. Его мама, компания Mitsubishi Motors, незадолго до появления малыша на свет развелась с папой, концерном DaimlerChrysler. Благо что дети, Паджеро, Лансер и Аутлендер, уже выросли, к тому же родители успели вместе построить домик, платформу GS, для будущего потомства.
Но всё равно матери после развода пришлось несладко: с деньгами и так было туго, а тут ещё кризис. Неизвестно, чем бы закончилась для семейства Mitsubishi эта история, если б не соседский мальчишка — Nissan Qashqai. Паренёк с пелёнок показал себя очень смышлёным, рос не по дням, а по часам, и вскоре понёс деньги в дом. Неудивительно, что такого золотого сыночка захотел себе каждый. В 2007 году животик Mitsubishi округлился шоу-каром Concept-cX, и в марте 2010-го на мотор-шоу в Женеве мир увидел непоседливого (Active), физически развитого (Sport) подростка (X-over).
Для встречи по одёжке стоило бы пошить новый гардероб, но денег на него не было, хватило только на костюм. Поэтому юнца выпустили в люди, кое-где принарядив в вещи старших братьев, Лансера и Аутлендера. Секонд-хенд пришёлся впору, и более того — образ новоявленного компакта вышел самобытным, наделённым особым противоречивым обаянием. Истребительный нос и гневный прищур, поджарые бока, высокая поясная линия, лихой задок — внешность автомобиля зарядили агрессией зверя, которого, впрочем, нетрудно приручить, воспитать в нём защитника и ласково называть барсучком.
Свирепый дизайн, созданный Хироки Ямамото, — самая главная причина покупки «эй-эс-икса» в России. Чтобы убедиться в этом, достаточно, переодевшись сотрудником Mitsubishi, пробраться в офис и скачать информацию о гендерном профиле клиентов из базы NCBS (New Car Buyers Survey), в которой собраны данные договоров купли-продажи. За дизайн ASX приобрели 28% владельцев. Следующей причиной («модель подходит для наших дорог») руководствовались 20% покупателей. Прочие резоны в порядке убывания — стоимость за свои деньги (17%), технические характеристики (14%), репутация (13%), Япония как страна сборки (11%).
Однако после приобретения причина № 2, «подходящесть для дорог», становится в глазах хозяев самой сильной стороной кроссовера Mitsubishi ASX: 52% против 32% у дизайна. Далее следуют комфорт (24%), пространство салона (18%), экономичность (15%) и динамические характеристики (15%). Между прочим, что касается самих владельцев «эй-эс-икса», то 78% из них — мужчины (средний возраст 43 года). За рулём, однако, примерно с такой же 78-процентной вероятностью встретишь женщину, не так ли?
Стараниями наших женщин и мужчин в 2011 году ASX разошёлся по России тиражом 18 971 машина, в 2012-м прибавил 7% и достиг результата 20 211 единиц. Для сравнения, лидер сегмента Renault Duster в прошлом году был куплен 47 344 раза, Nissan Qashqai, за которым ASX гонится с момента своего появления, закончил 2012-й с показателем 31 418 автомобилей. Так что наш герой не в пятёрке самых продаваемых в сегменте, но в десятке, и обогнал Шкоду Yeti (16 958), SsangYong Actyon (16 021) и Мазду CX-5 (13 063).
Россию руководство Mitsubishi неизменно величает приоритетным рынком, и кроссовер ASX сегодня — вторая по популярности модель марки в нашей стране. На первом месте у нас красуется новый Outlander (21 405 проданных в 2012 году машин), на третьем топчется Lancer (11 705 реализованных автомобилей). Остальные продаются слабее в разы или на порядки. Дела у «эй-эс-икса», стало быть, идут неплохо, но конкуренты плодятся день ото дня, и японский кроссовер, не относящийся к числу технически безупречных, необходимо улучшать. Минувшей осенью случилась модернизация. Уже вторая по счёту.
Едва ASX начал продаваться в России, как на его несовершенство указали журналисты. Коллеги из Авторевю на кроссовере Mitsubishi съездили в Грузию и по возвращении сердито сровняли машину с землёй. Больше всего нареканий вызвали настройки шасси: раскачка, крены, слишком жёсткая отработка неровностей, стуки, пробои. К разносу подвески добавились упрёки за вялые отклики на газ, вой мотора из-за вариатора и неинформативный руль.
На разгромную критику не могли не отреагировать японцы, и весной 2011-го Mitsubishi командировала в Россию своих инженеров. Итогом их визита стал ASX 2012 модельного года. Автомобилю поменяли задние амортизаторы, заменили стойки переднего стабилизатора поперечной устойчивости, перенастроили блоки управления электроусилителя руля и системы стабилизации.
Любопытно, что уже проданных к тому моменту кроссоверов модернизация никак не коснулась — отзывной кампании или приглашений безвозмездно посетить сервисные центры не было. Для владельцев «эй-эс-иксов», оставшихся без доработанного шасси, это минус, но лично для меня данный факт обернулся плюсом. В ответ на просьбу прокатиться на дорестайлинговой машине компания «Рольф» одолжила мне не просто исконный ASX, избежавший всех изменений, а выдала тот самый голубой автомобиль, что ездил с Авторевю в Грузию.
Этот же ASX цвета морской волны Алексей Смирнов сталкивал лбами с Subaru Impreza XV, признав кроссовер Mitsubishi победителем дуэли.
Я получил ASX в тот самый февральский день, когда из-за снегопада самолёт премьер-министра не смог приземлиться во Внуково и общая протяжённость пробок в Москве достигла рекордных 3500 км. Моноприводные автомобили повсеместно буксовали на нечищеных дорогах, застревали или не могли забраться на заросшие сугробами парковки. Тем временем для нас с «эй-эс-иксом» сложились те самые условия, только из-за которых и имеет смысл владеть полноприводным паркетным кроссовером.
Окрашенный в бирюзовый «металлик», в едва ли не самый выигрышный цвет, ASX с двухлитровым мотором (150 л.с., 197 Нм) и вариатором стал ложкой, пришедшейся аккурат к обеду. От максимальной комплектации с панорамной крышей аппетит разыгрался ещё больше — даже заснеженная Москва показалась вкусной. И мы её не без успеха попытались съесть.
Главное — полноприводный ASX прибавляет уверенности, что в зимнем городе у тебя всё будет хорошо. Хозяйку барсучка, высоко сидящую и далеко глядящую, в целом я понял. Но к ней образовался ряд вопросов, и ни один из них не касается нарочито дешёвого исполнения бардачка. Положим, с педалью газа, которая нажимается как сдутый резиновый мяч, можно мириться. Но как быть с нагруженным вибрациями рулём, который поворачивает дорога? Крупная рельефная наледь буквально вырывает баранку из рук, автомобиль хочет прыгать в стороны и слоняется по колеям… Машина просто-напросто жёсткая (любые неровности передаются в салон) и шумная (слышится всё: и от дороги, и от ветра, и из моторного отсека; а в колёсных арках изоляции, похоже, нет вовсе).
Приводить здесь весь «грузинский список» вряд ли нужно. Тем более что я знаю, каким образом владелица «эй-эс-икса» может одним махом ответить на все мои вопросы, — ей достаточно сказать, что она ездит исключительно по городу и не превышает скоростные лимиты. Что ж, в таком случае всё нормально, и в игру вступают тихие радости.
Оранжевую подсветку потолка, яркость которой меняется аж в трёх режимах, жизненно необходимой не назовёшь. С передних сидений она не видна, а с задних незаметна при дневном свете.
Зато в темноте с заднего дивана смотрится здорово, как в рекламном буклете: гирлянды огоньков отражаются в стекле панорамной крыши, отсылая то ли к Новому году, то ли к взлётно-посадочной полосе.
Огромные наружные зеркала аэродинамически, быть может, и ошибочны, но дело своё делают — к обзорности никаких претензий. Даже в амбразуру сзади что-то просматривается. Вообще говоря, далеко глядеть в «эй-эс-иксе» получается замечательно, но вот высоко сидеть не слишком комфортно. Водительское кресло мизантропично. Спинку невозможно поставить правильно, то есть строго вертикально, а задний диван, наоборот, грешит недостаточной заваленностью сидений. Места для ног задних пассажиров хватает, но без избытка. Покидая второй ряд кресел, замечаешь, сколь узок дверной проём. Как ни крути, лучшие места в японском кроссовере — на первом ряду.
Слева от руля, в тени приятных на ощупь, холодных алюминиевых лепестков, находится кнопка Info (на фото слева), нажатием которой на дисплее сменяются показания бортового компьютера. Её почему-то принято критиковать (дескать, неудобно под руль лезть), но, на мой субъективный взгляд, это удачное решение: привыкнув, не промахнёшься.
Справа, над кнопкой запуска двигателя, примостился регулятор яркости шкал приборов. Он имеется во всех комплектациях, и эту заботу трудно переоценить — лучше бы подсветили все кнопки на дверях.
Кнопка подогрева сидений имеет три положения (вы видите её в самом центре сдвоенной иллюстрации): промежуточное — «Выкл.». В сдвоенный отсек рядом с ручником (этот по-японски остался справа) удобно затолкать шапку, а вот телефон не очень — его погружаешь вертикально в цилиндрическое отверстие под центральной консолью, в подстаканник, в который запрещено ставить стаканы.
Все впечатления от автомобиля за три непогожих дня выкристаллизовались в одно ёмкое «уютно». Ясно, что с таким резюме только в омут, но когда окружающий тебя город холоден, зол и опасен, а ты всё равно прёшь куда хошь в тёплой укомплектованной до краёв полноприводной машине с мощным мотором, да ещё под хорошо звучащую музыку, тогда тебе и тем, кто рядом, — уютно. Конечно, я отдавал себе отчёт, что если убрать или заменить хоть одно из слагаемых, результат будет совсем иным.
Эта перемена, собственно говоря, впоследствии и произошла. Позднее, потому что моё шапочное знакомство с бирюзовым кроссовером не было тест-драйвом. Я к нему только готовился, вникал в образ, составлял портрет подозреваемого. Ведь меня ожидало действо, в котором без портрета делать было нечего: в честь нового рестайлинга «эй-эс-икса» дистрибьютор устроил незаурядный автопробег с банальным названием «Штрихи к портрету».
Лицом обновлённый ASX похож на шлем имперского штурмовика из «Звёздных войн». Хромированный кант скруглил углы фальшрадиаторной решётки, чёрный прежде передний бампер окрасился в цвет кузова и зияет ладными прорезями для противотуманок. Сзади изменился только бампер — две горизонтальные полоски катафотов сжались в кружки и забились по нижним углам. Облик стал спокойнее, взрослее. Смягчая линии, дизайнеры сознательно ушли от джет-файтеровской атрибутики и, по-видимому, ещё не до конца знают, к чему этот отказ приведёт. Не станут же они делать ASX таким овальным, как Outlander?
В противовес переменам во внешности преобразования в интерьере не позволяют быстро отличить обновлённую машину от дореформенной. Полоска «под металл» внутри передних дверей была и раньше, но матовая, а теперь она блестит хромом, понимаете? Зато внутри ASX стало проще спутать с Аутлендером: количество одинаковых элементов у моделей заметно выросло.
Штриховать портрет Актива Спортыча Иксовера нам назначили на дорогах Владимирской, Рязанской и Московской областей. Такие трассы называют российскими, имея в виду не национальную принадлежность, не географическое положение, а критическое состояние. Выпустить на этот убитый асфальт ASX, поруганный как раз за шасси, было со стороны «Рольфа» мужественным решением. Но и от нас потребовалась определённая стойкость: нужно было проехать почти 400 км и не только не вытрясти из себя всю душу, но и нечто живописать на раздолбанном дорожном полотне. Не скрою, поначалу трясущаяся в руках кисть тянулась к чёрным краскам — на плохих дорогах трудно подобрать хорошие слова.
В автомобиле нас, как танкистов в песне, было трое. Мы так себя и ощущали — экипажем боевой машины, прорывающейся через вражеские противокроссоверные заграждения. Колея впереди была продрана не иначе как бронетранспортёрами, и держать курс приходилось между продавленных колёсами канав. Бабах! Не попадать в страшные ямы с острыми краями было невозможно. Бубух! Пассажир на заднем диване явно страдал: кажется, он был ранен, его стоны глохли в общем шуме.
Мы содрогались от ударов, говорили о жёсткости, жестокости. Нервный антураж соответствовал уходу от погони. Раненый пассажир оглянулся в амбразуру и замахал руками — нам на хвост сел чёрный автомобиль! Мгновение, и преследователь лихо обгоняет нас — ба, да ведь это полноприводный двухлитровый ASX. Наш чеботарь, с передним приводом и мотором 1.8 (140 л.с., 177 Н•м), так не едет…
Ещё одна примета свежего рестайлинга — переключатель режимов полноприводной трансмиссии, прежде исполненный в виде поворотной шайбы (на фото слева), стал на том же месте кнопкой 4WD. Режимы (передний привод 2WD, полный 4WD и блокировка муфты Lock) теперь сменяются последовательными нажатиями этой кнопки, перекочевавшей в ASX с Аутлендера.
В самой дорогой переднеприводной модификации (с двигателем 1.8 и вариатором; за 1 049 000 рублей) заглушки замещают не только ненужный здесь переключатель 4WD (фото слева), играя роль накопителя для монет, но и подменяют пригодившуюся бы кнопку запуска двигателя.
Жаль, на «Штрихах к портрету» не было «эй-эс-иксов» с мотором 1.6 и пятиступенчатой «механикой». Поговаривают, это едва ли не самый резвый тип. Но поскольку нам пришлось сравнивать кроссоверы только с вариатором и двигателями 1.8 и 2.0, то нужно без удивления констатировать победу последнего: двухлитровый агрегат в динамике ведёт себя не так сонно, хотя в порыве бодрости ревёт на высоких оборотах ошпаренным слоном, чем портит ощущения от разгона.
А меж тем технические изменения, внесённые в ASX с последним рестайлингом, были направлены именно на то, чтобы ускорение было понятнее, чувствовалось острее, и чтобы вариатор не упрекали в гудении, в котором он, конечно, не виноват. Бесступенчатой трансмиссии поменяли алгоритм, обновив блок управления, но результат всё равно оставляет желать лучшего.
От доработки шасси ASX не стал менее жёстким и шумным, однако былой опасности теперь точно нет. Дорога больше не вырывает у тебя из рук руль, не стаскивает в кювет. Конструкция не пугает пробоями, твёрдо переваривает дорожные профили и грубовато передаёт удары с вибрациями обитателям салона. Кстати, о второй раз подправленной задней подвеске сообщается, что у неё новые настройки, более жёсткие продольные рычаги с переработанными сайлентблоками. Но можно просто сказать, что ASX получил независимую многорычажку от всё того же Аутлендера.
Почётным донором для «эй-эс-икса» старший брат был изначально, и в ходе последней реформы он послушно продолжал делиться. Это Outlander недавно передарил младшему руль, новые аудиосистему и навигацию, читающую SD-карты. Это он пожертвовал новый механизм стояночного тормоза, который интегрирован в суппорт заднего колеса и весит на три кило меньше. В целом ASX разделяет с Аутом 70% компонентов, то есть классическая ситуация «яблочко от яблони» предстаёт в предельном значении: плод с дерева даже не падает, он на нём висит. А чего мы хотели, унификация — это экономия.
Не нужно прикидываться частным детективом и садиться ночью под настольную лампу с личным делом «эй-эс-икса», чтобы установить-таки личность нашего многоликого героя. Японское название RVR, по инерции перешедшее новичку от старых вэнов и иногда пишущееся с кириллической «я» (ЯVR), — это чистой воды недоразумение. Французские клоны «японца» пока никакого успеха не снискали: Peugeot 4008, доступный для заказа с апреля 2012-го, обрёл до конца года всего 1308 хозяев. Продающийся с мая Citroen C4 Aircross и того меньше — 1117. Что мы имеем в сухом остатке?
А то, что американское Mitsubishi Outlander Sport — настоящее имя нашего персонажа. Пересекая границу Соединённых Штатов, пронырливый ASX сказал правду, выдав себя. Признание — царица доказательств. Впрочем, менеджеры «Рольфа» утверждают, что покупателей, мечущихся между «эй-эс-иксом» и Аутом, не существует в природе. Потому что из-за разницы в габаритах и ценах Outlander и ASX, две стороны одной медали, покупают совершенно разные люди. Вот как порой идёт на пользу практически полное отсутствие портретного сходства!
Паспортные данные
Mitsubishi ASX | 1.8 2WD CVT | 2.0 4WD CVT |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4295 | 4295 |
Ширина, мм | 1770 | 1770 |
Высота, мм | 1625 | 1625 |
Колёсная база, мм | 2670 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1525/1525 | 1525/1525 |
Снаряжённая масса, кг | 1390 | 1455 |
Полная масса, кг | 1970 | 1970 |
Объём багажника, л | 415 | 384 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1798 | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/6000 | 150/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 177/4200 | 197/4200 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | вариатор | вариатор |
Привод | передний | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 215/65 R16 | 215/60 R17 |
Дорожный просвет, мм | 195 | 195 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 186 | 188 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 13,1 | 11,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 9,8 | 10,5 |
— загородный цикл | 6,4 | 6,8 |
— смешанный цикл | 7,6 | 8,1 |
Норма токсичности | Евро-4 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 63 | 60 |
Топливо | АИ-95 | АИ-92-95 |
Техника
Это платформа GS (стойки McPherson спереди, многорычажка сзади), далеко не новая и известная как Project Global. Её в начале 2000-х разработали Mitsubishi Motors и DaimlerChrysler, тесно сотрудничавшие в те времена. Чуть изменив GS, американцы построили на ней Доджи (Caliber, Avenger, Journey), Джипы (Compass, Patriot) и Крайслеры (Sebring, 200). А компания Mitsubishi создала на этой «тележке» Lancer, Outlander и ASX. Последние две модели были клонированы концерном PSA, так что платформу GS носят «близнецы» Аутлендера Citroen C-Crosser и Peugeot 4007, а также копии «эй-эс-икса» — Citroen C4 Aircross и Peugeot 4008.
Фирменная система Mitsubishi AWC (All Wheel Control) с полноприводной трансмиссией Multi-Select 4WD работает в трёх режимах. На дорестайлинговом «эй-эс-иксе» водитель менял их поворотом шайбы, на обновлённом — последовательным нажатием одной кнопки на центральном тоннеле. В режиме 2WD кроссовер едет только на переднем приводе, в положении 4WD на заднюю ось перебрасывается до 50% крутящего момента, а в варианте Lock блокируется фрикционная муфта.
Красными стрелками показаны детали, изменённые во время первой модернизации: на рисунке слева — передние стойки стабилизатора поперечной устойчивости, справа — амортизаторы задней подвески.
Недавно установленная на ASX задняя подвеска от «третьего» Аутлендера отличается от прежней «эй-эс-иксовской» более жёсткой конструкцией продольных рычагов (выделены голубым цветом) и втулками-сайлентблоками (фиолетовые детали на рычагах), которые призваны уменьшить вибрации.
Безопасность
Краш-тесты Euro NCAP кроссовер Mitsubishi ASX прошёл в начале 2011 года и заработал максимальные пять звёзд. Эксперты разбили переднеприводный дизельный автомобиль и оценили безопасность взрослых в машине на 86% (слабой признали защиту на уровне груди), а детей на 78% (недостаточно заметен статус отключаемой подушки переднего пассажира). Пешеходам насчитали 60% (опасен край капота), электронные помощники водителю собрали 71%.
За кадром
Сев в поезд «Сапсан» спозаранку в 6:45, через два часа мы были во Владимире. Утренний брифинг вышел на редкость бесшабашным и весёлым. Хохот продолжился при первой же остановке на маршруте — в усадьбе Храповицкого в Муромцеве. Там полноприводный ASX сел в снегу на брюхо, и его с шутками-прибаутками пришлось выдёргивать Аутлендером. Затем в городе Гусь-Хрустальный мы пробежались по музею хрусталя, который больше впечатлил не экспонатами, а тем, что базируется в храме. Потом, съехав с Егорьевского шоссе, посетили музей деревянного зодчества «Лесная крепость», не увидев ничего особенного. А финиш нашего 400-километрового путешествия состоялся в селе Верхнее Мячково, что в 16 км от МКАД. Тут каждый экипаж при помощи красок, кистей и трафаретов размалевал холсты, чтобы получились портрет кроссовера Mitsubishi ASX и штрихи к нему. Шесть замазулек были объединены в полотно а-ля Энди Уорхол, на чём этот бесконечный день, как ни странно, завершился.
pajero
—
— полноразмерный японский внедорожник, флагман модельного ряда компании Mitsubishi. В 2007 году стал 12-кратным чемпионом ралли «Дакар», шесть лет подряд выигрывал эту гонку по пересеченной местности. На сегодняшний день производится четвёртое поколение этих автомобилей. Впервые Pajero был представлен в 1976 году на Токийском автосалоне как концепт-кар пляжного автомобиля, созданный на базе Mitsubishi Jeep, выпускавшегося по лицензии.
Модель Pajero (pəˈhɛroʊ, pɑˈxɛroʊ, пахе́ро) (англ.) была названа так в честь пампасской кошки (Leopardus pajeros), обитающей на плато Патагония, в южной Аргентине. (англ.) Однако, так как слово pajero (пахе́ро) имеет в испанском языке сленговое значение «онанист» (англ.), на некоторых зарубежных рынках было принято иное название. Так, в Испании, Индии и Америке (кроме Бразилии) оно было заменено на Mitsubishi Montero (означающее «воин-горец»), а в Великобритании на Mitsubishi Shogun («сёгун»). В Японии слово Pajero произносят как «падзе́ро» (яп. パジェロ). В русском языке также закрепилось произношение «падже́ро», от которого образовалось множество различных сленговых прозвищ.
Слово «mitsubishi” переводится как «три бриллианта” и произошло от выбранной Ятаро для своей компании эмблемы. Эмблема же получилась таким образом: Ятаро соединил герб своего клана (три ромба один над другим) и герб клана Тоса (дубовые листья). Кстати, многие годы вызывал споры вопрос о том, почему Ятаро Ивасаки не использовал в названии компании своей собственной фамилии. Руководствовался он при этом явно не скромностью — о нем пишут как о самоуверенном, агрессивном руководителе; причиной скорее послужило то, что своими первоначальными достижениями он был обязан клану Тоса — без этой семьи он бы ничего не достиг. Так клан Тоса, точнее, его герб, послужил причиной того, что сейчас мы ездим на автомобилях марки Mitsubishi, а не Iwasaki. Эмблема имеет и смысловое наполнение: три бриллианта символизируют три принципа работы компании: ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества.
Mitsubishi, как и остальные самурайские концерны, в довоенное время придерживалась государственной политики. А так как в конце XIX века и в Первой мировой войне Япония придерживалась агрессивной военной стратегии, Mitsubishi принимала самое деятельное участие в строительстве армии, выпуская самолеты и военные суда. Автомобилестроение в то время не считалось прибыльным делом — немногие выпускавшиеся в Японии автомобили собирались вручную, на что уходило много времени и сил. Но в 1917 году Mitsubishi выпустила свой известный Model A, первый японский автомобиль, собранный на конвейере. Хотя он не пользовался спросом и в 1921 году был снят с производства, общество оценило его настолько высоко, что он стал экспонатом Выставки промышленности Японии в 1922 г.
Впрочем, легковые автомобили все же не представляли для Японии того времени такого интереса, как автобусы и грузовики. В 1918 году Mitsubishi выпустила свой первый грузовик — T1. Правительство Японии профинансировало его 1000-километровый тест на надежность, который он успешно прошел. В 1923 году Mitsubishi начала выпускать тяжелые грузовики, которые были востребованы японской армией и оказались незаменимыми при восстановлении Токио после землетрясения.
1930-е годы стали для Mitsubishi десятилетием успехов и внедрений новых идей и собственных разработок; в это время Mitsubishi все время создавала что-нибудь «первое в Японии”. Так, в 1931 году был создан первый японский дизельный двигатель с непосредственным впрыском — модель 450AD мощностью 70 л.с.; в 1932 году был выпущен первый автобус компании — B46, самый большой и мощный на то время (автобусы этой модели в 1930-х годах экспортировались в Китай); в 1934 году появился прототип полноприводного пассажирского автомобиля PX33, в 1935 году — дизельные автобусы BD46 и BD43, а также форкамерный дизель SHT6, а в 1936 году — грузовик с дизельным двигателем TD45. Дизельные двигатели все время совершенствовались, разрабатывались новые, улучшенные их версии. А в 1937 году началось экспериментальное производство грузовиков с полным приводом (4WD). Кроме этого, в 1934 году в результате слияния авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна Mitsubishi появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая поставщиком японской армии и выпускавшая боевые корабли и самолеты. Эта же группа выпускала дизельные автомобили. В 1930-е годы Mitsubishi стала вторым по величине концерном Японии (после Mitsui).
В конце Второй мировой войны, в 1945 году, предчувствуя поражение, Коята Ивасаки (четвертый президент Mitsubishi из семьи Ивасаки, возглавил концерн в 1916 году) продал около половины акций частным инвесторам и выступил с миролюбивыми заявлениями. Впрочем, это не помогло — семья Ивасаки утратила полный контроль над Mitsubishi, а после войны оккупационные власти в принудительном порядке начали дробить дзайбацу на мелкие компании — во избежание возрождения военно-промышленной мощи Японии. В 1946 году Mitsubishi была разбита на 44 независимые компании, а в 1950 году Mitsubishi Heavy Industries разделили на три региональные компании, участвовавшие в разработке и производстве автомобилей.
Экономика страны после войны лежала в руинах; главными требованиями к автомобилям были надежность и экономичность — топлива не хватало. В 1946 году Mitsubishi выпустила автомобиль, отвечающий этим требованиям — маленький трехколесный грузовик «Mizushima” грузоподъемностью 400 кг, недорогой, надежный, экономичный. В том же году был выпущен мотороллер «Silver Pigeon” и автобус B1, который мог работать как на бензине, так и на альтернативном топливе. Дальнейшее развитие производства автобусов и грузовиков продолжилось появлением в 1947 году первого троллейбуса Mitsubishi MB46 и в 1950 — первого в Японии заднемоторного автобуса R1.
По окончанию оккупации Японии в 1952 году экономическая политика союзных войск немного ослабла, что дало стимул для развития промышленности. Компании, на которые распался концерн Mitsubishi, снова стали использовать это название (что было ранее запрещено) и эмблему Mitsubishi. В 1954 году несколько предприятий вновь объединились в Mitsubishi Corporation, но многие продолжили развиваться самостоятельно, превратившись в настоящее время в крупные компании; около 20 из них сохранили в своих названиях слово Mitsubishi.
В области автомобилестроения (которая на то время продолжала ограничиваться грузовиками и автобусами) Mitsubishi продолжила свою первооткрывательскую традицию, в 1951 году выпустив Т31 — 8-тонный грузовик с оригинальным типом шасси, потом Т33 — первый японский грузовик с пневмоподвеской и Т380 — первый японский грузовик с откидной кабиной, без капота. В 1952 году вышел R2 — грузовик с задним расположением двигателя; тогда же Mitsubishi осуществила первую крупную экспортную поставку — автобусы B25 были отправлены в Таиланд. В следующем году 300 автобусов R32 были экспортированы в Чили и еще 300 — в 1956 году. Помимо выпуска автобусов и грузовиков, в 1959 году Mitsubishi выпустила Leo — маленький трехколесный грузовичок.
В 1960-х годах экономика Японии вступила в период своего бурного развития. Повысились доходы и общий уровень жизни населения и, как следствие, возник спрос на легковые автомобили. Mitsubishi в 1960 году выпустила на рынок автомобиль Mitsubishi 500 — экономичный седан, рассчитанный на массового потребителя и завоевавший большую популярность. В этом же году началось производство небольших автобусов серии Rosa с бензиновыми и дизельными двигателями, а в следующем, 1961, была выпущена модель Mitsubishi 360, ставшая основой для модели Minica (выпущенной в 1962 г.) — 4-местного автомобиля компактного класса. Minica хорошо продавалась, облагалась низким налогом (так как рабочий объем двигателя был всего 359 куб.см), была надежной и экономичной. В другом классе — более крупном и комфортабельном — дебютировал в том же 1962 году Colt 600, а Mitsubishi 500 победил в своем классе в Гран-при Макао — так Mitsubishi впервые выступила на арене мирового автоспорта. В то же время компания расширяет гамму коммерческих автомобилей — в 1963 году появилось семейство легких грузовиков Canter.
В 1964 году произошло слияние трех компаний, на которые была в свое время разбита Mitsubishi Heavy Industries. Тогда же Mitsubishi презентовала модель Debonair — представительский автомобиль с 6-цилиндровым двигателем. В 1965 году появилась модель Colt 800, а в 1966 году Colt F3-A выиграл гонку Japan Grand Prix Formula Car Race, появились модели Colt 1000F и Colt 1100, а также модель Minicab. В 1967 году Colt F2-A выигрывает Japan GP Formula Car Race, а в 1968 Colt F2-B выиграл Formula Car Race и Speed Cup Race в Пятом Гран-при Японии; Colt 1000F выиграл третье ралли Southern Cross. В том же 1968 началось производство 600-килограммового пикапа Delica, а также был выпущен самый быстрый на то время автобус — B906R, способный развить скорость 140 км/ч. В 1969 году Mitsubishi представила седан Colt Galant, ставший демонстрацией передовых на тот момент достижений техники и дизайна и родоначальником целого семейства популярных автомобилей. Расширялся и модельный ряд коммерческих автомобилей; было запущено в производство второе поколение модели Minica.
К концу 1960-х годов Mitsubishi завоевала репутацию производителя автомобилей высокого качества, автомобильное производство заняло настолько большое место, что назрела необходимость создания единой корпорации, объединяющей все операции, связанные с автомобилями. Ей стала созданная в 1970 году Mitsubishi Motors Corporation. В этом же году презентовали модель Colt Galant GTO и 2-дверный Galant Hardtop, а также Galant Station Wagon. В 1972 году Galant 16GLS победил в 7-ом Ралли Southern Cross, проходившем в Австралии. В дальнейшем автомобили Mitsubishi очень хорошо выступали в мировом автоспорте и продолжают выступать по сей день, завоевывая все новые и новые награды. Впрочем, помимо автоспорта, Mitsubishi развивала экологические проекты (например, двигатели серии MCA — Mitsubishi Clean Air), призванные уменьшить загрязнение окружающей среды, а также формировала международную дистрибьюторскую сеть. В 1973 году была запущена в серийное производство модель Lancer и второе поколение модели Galant. Тогда же разразился нефтяной кризис. Но, в отличие от сразу же повернувшихся в сторону экономии топлива автопроизводителей, Mitsubishi отказалась от идеи ухудшения динамических характеристик двигателей в угоду экономичности. Разработав в 1975 году технологию Silent Shaft (”бесшумный вал”) для своих двигателей серии Astron 80, Mitsubishi получила за нее приз за научные достижения от автомобильной технологической ассоциации Японии и продала лицензию на нее Porsche и Volvo. Это, как и прочие технологические достижения Mitsubishi, позволило ей завоевать мировое уважение к себе как к автопроизводителю и к японскому автомобилестроению в целом. Lancer 1600GSR в 1975 году продолжал выигрывать ралли, и тогда же впервые была показана модель Lancer Celeste. Начался экспорт автомобилей Mitsubishi в Европу. В следующем, 1976 году, началось производство третьего поколения Galant, второго Minicab и модели Galant Lambda (Mitsubishi Sapporo). Galant Sigma выигрывает приз журнала Motor Fan «Автомобиль года” в категории среднеразмерных легковых автомобилей, а в 1977 году он стал автомобилем года в Южной Африке. В 1978 году была презентована модель Mirage (Colt), а также пикап Forte (L200), и уже в 1979 году журнал Motor Fan присуждает модели Colt 1400 GLX звание автомобиля года в Японии, а L200 становится пикапом года в США согласно мнению журнала Pickup, Van — 4WD.
Следующее десятилетие — 1980-е годы — стало периодом, в который Mitsubishi стремилась расширить свое присутствие на мировом рынке. Ее развитие в эти годы подтверждает эту стратегию. Презентовав в 1980 году четвертое поколение Galant и полноприводную версию пикапа L200, учредив Mitsubishi Motors Australia и разработав тогда же первый в Японии турбодизельный двигатель для легковых двигателей Astron 2300, а в 1981 году учредив Mitsubishi Motor Sales of America, в 1982 году Mitsubishi представила новую модель — внедорожник Pajero (Montero). Pajero разительно отличался от внедорожников того времени удачным дизайном, комфортом и сочетанием лучших динамических и технических параметров. Кроме Pajero, в 1982 году началось производство модели Starion (оснащенной системой ABS), седана Tredia и хэтчбэка Cordia, а также полноприводного варианта Delica. В 1983 году вышла модель Chariot (Space Wagon), а Pajero выиграли ралли Париж-Дакар. Выиграли они его и в 1984 году. На Олимпийских играх 1984 года в Сараево и на Универсиаде 1987 г. в Загребе Mitsubishi стала официальным поставщиком автомобилей. Galant в 1984 году выиграл немецкий приз «Золотой руль” (”Das Goldene Lenkrad”), а Pajero выигрывает приз «4?4 of the Year” во Франции и Австралии в том же году и в следующем, 1985 году Pajero Long Wagon выигрывает тот же приз в Австралии. В ралли Париж-Дакар Pajero тогда же побеждает в абсолютном зачете и становится легендой среди внедорожников, завоевав большое количество наград и звания автомобиля года в 1986 и 1987 годах во многих странах одновременно. Модель Galant VR-4 стала автомобилем 1987-1988 года в Японии. Colt и Lancer в 1988 году, как и Galant ранее, выиграли приз «Золотой руль”, а Pajero стал обладателем «4?4 of the Year” в Австрии и получил «Auto-Oscar” от западногерманоского журнала Auto Zeitung. В Блумингтоне (Иллинойс, США) открылся завод совместного предприятия Mitsubishi и Chrysler — Diamond-Star Motors Corporation. Эта компания начала в 1989 году производство модели Eclipse, ориентированной в первую очередь на американский рынок. 1980-е годы прошли для Mitsubishi под знаком непрерывных спортивных побед и расширения сферы своего влияния в мире.
В 1990-е годы спортивные победы автомобилей под маркой Mitsubishi продолжились — Pajero выигрывал одно ралли за другим. В 1990 году появилась спортивная модель GTO (3000GT), ставшая очень популярной. В США она стала лучшим импортным автомобилем 1991 года по оценке журнала Motor Trend. Но, кроме достижений в спорте, компания занималась и технологическими разработками — на моделях Sigma и Diamante, запущенных в производство в 1990 году, была впервые установлена TRC — Traction Control System (противобуксовочная система). В этом же году началось производство модели Minica Toppo; по итогам того же года Mitsubishi стала крупнейшим мировым производителем грузовиков. Sigma и Diamante стали автомобилями года в Японии 1990-1991 года. 1991 год был отмечен появлением модели RVR (Space Runner), второго поколения Pajero, на котором установили новую технологию — Super Select 4WD и многорежимную систему ABS и пикапа Strada (L200). Mitsubishi установила патронаж над фестивалем в Брегенце (Австрия) и стала официальным автопоставщиком Универсиады в Саппоро.
В 1992 году началось производство модели Emeraude, 4-дверного хардтопа на базе Galant для внутрияпонского рынка, а также появилась модель Lancer Evolution. В том же году были разработаны системы MIVEC и INVECS, открылась Mitsubishi Motors Europe Design Studio, а Pajero и Galant VR-4 опять занимают пьедесталы почета на ралли-рейдах. Pajero снова удостаивается многочисленных призов, равно как RVR, автобусы Mitsubishi и технология INVECS, ставшая технологией года 1992-93 на японской исследовательской конференции. В 1993 году совет по охране окружающей среды Mitsubishi Motors решил принять и проводить в жизнь корпоративные принципы, направленные на сохранение экологического баланса; разрабатывается модель Libero EV, электромобиль на базе универсала Libero. Выходит модель Lancer Evolution II, Mitsubishi Motors становится официальным спонсором Азиатской футбольной конфедерации, Lancer Evolution дебютирует в WRC. 1994 год — начало выпуска таких моделей, как FTO, оснащенной системой INVECS-II и АКПП со спортивным режимом, Delica Space Gear (L400 / Space Gear), Pajero Mini — маленького полноприводного внедорожника с двигателем объемом 660 сс. В продажу также поступил ранее разработанный Libero EV. FTO становится автомобилем года в Японии, Lancer становится автомобилем года по мнению престижного журнала Car Information на Тайване, полноприводной L200 в Великобритании получает титул «Top Pickup 1994/1995? от журнала «What Van?”, а журнал «Which Car?” присваивает Pajero титул «4WD года 1994?. В 1995 году состоялось официальное открытие завода NedCar в Голландии — совместного предприятия Mitsubishi, Volvo и голландского правительства. На этом заводе Mitsubishi произвела свой первый автомобиль в Европе — им стала новая модель Carisma. Diamond-Star Motors Corporation, совместное предприятие Mitsubishi и Chrysler, переименовалась в Mitsubishi Motor Manufacturing of America Inc. после того, как Chrysler продал свою долю в предприятии. В Японии же дебютировал Pajero Jr — новый мини-внедорожник для внутреннего рынка. В том же году был разработан двигатель, оснащенный системой GDI (Gasoline Direct Injection) — непосредственного впрыска топлива. GDI позволяет двигателю обладать мощными динамическими характеристиками при улучшенных экологических показателях и экономичности. Технология GDI получила приз «Дизайн и технология” престижного английского автомобильного журнала Car в том же году и была удостоена многочисленных наград позднее. Lancer, Pajero и Lancer Evolution в 1995 году продолжали одерживать спортивные победы в ралли. В 1996 году была выпущена модель Challenger, Legnum, а также была завершена первая очередь строительства испытательного полигона Токачи на Хоккайдо. В 1998 году вышли такие модели, как Pajero iO (Montero iO / Pajero Pinin), Space Star, Dingo, а в 1999 — люксовый седан Proudia, призванный сменить флагмана модельного ряда — Debonair, Town Box (новое поколение модели Minicab). Двигатели с системой GDI были установлены на многие модели. 1990-е годы прошли для Mitsubishi под знаком огромного количества побед автомобилей компании в ралли, множества наград, которые получили ее автомобили и технологические разработки.
2000 год стал годом, когда Mitsubishi и DaimlerChrysler подписали соглашение о стратегическом альянсе, который позволил им войти в тройку лидирующих мировых автомобильных гигантов. Завод NedCar выпустил свой миллионный автомобиль. Началось производство моделей Pajero III и Dion. В 2001 году в Японии прошла презентация моделей eK-Wagon и Airtrek, а модель Lancer Evolution получила в своем названии цифру, уже равную 7 (в настоящее время уже выпущен Lancer Evolution VIII). Сегодня Mitsubishi — один из крупнейших мировых автопроизводителей, с широчайшим модельным рядом — от миниавтомобилей до тяжелых грузовиков и спецтехники. Победы автомобилей Mitsubishi в мировом ралли неоспоримы и многочисленны; ее модели удостоены огромного числа наград.
Mitsubishi Pajero
История японского автомобильного гиганта Мицубиси начиналась вовсе не с производства автомобилей. В далёком 1873 году тридцатипятилетний потомок самураев Ятаро Ивасаки основал собственную небольшую пароходную компанию Tsukumo Shokai, взяв в аренду три парохода у своих работодателей (самурайский клан Тоса). Несколько раз меняя название, он остановился на Mitsubishi Mail Steamship Company , что в переводе означает «Почтовая пароходная компания Mitsubishi». Интересно также история возникновения всемирно известного логотипа Мицубиси (три бриллианта). Пожелав увековечить благодарность своему бывшему работодателю, Ятаро Ивасаки в логотипе совместил герб своего клана, который состоит из трёх ромбов, расположенных друг над другом, и герб клана Тоса, на котором изображён дубовый трилистник.
Японские компании очень часто занимались различными сферами деятельности. Интересы компании «трёх бриллиантов» также не ограничились только лишь судостроением. В её активе до второй мировой войны значились и нефтепереработка, и тяжёлая промышленность, и торговля недвижимостью, даже пивоварение и многое, многое другое. Милитаристская политика Японии требовала производства военных самолётов и суден, которым также занималась компания Мицубиси. Автомобили в то время не входили в число приоритетов, они собирались вручную и не находили большого спроса.
Всё же, время диктовало свои правила, и появление первого автомобиля Мицубиси под названием Model A относится к 1917 году. Машина была очень похожа на знаменитую «жестянку Лиззи», автомобиль компании Форд. Но выпускался автомобильный первенец недолго, – до 1921 года, и из-за низкого спроса таких малосерийных машин, выпуск решили прекратить. Большую востребованность в то время получили автобусы и грузовики, и в 1918 году компанией был налажен выпуск грузовика, под названием «Модель Т1».
В 1934 году компания Mitsubishi Неаvу Industries по заказу квантунской армии разработала штабной автомобиль, который и был прототипом лёгкого внедорожника с полным приводом и дизельным мотором Mitsubishi РХ-33. Автомобиль, развивающий скорость до 80 км/час, существовал всего в четырёх экземплярах, а его появление предвосхитило время рождения лёгких внедорожников.
После оглушительного разгрома японской армии во второй мировой войне, страна преодолевала разруху, и производство автомобилей компанией Мицубиси было заморожено. Первое оживление на автомобильном рынке относится к 1953 году, когда отошли в прошлое экономические ограничения. Несколько раздробленных компаний, входящих в корпорацию Мицубиси, объединились под названием Mitsubishi Corporation, а многие другие решили продолжить самостоятельный путь развития.
Для восстанавливающегося хозяйства Японии, Mitsubishi Corporation в 1954 году наладила сборку так называемого гражданского джипа, «мирную» версию армейского образца Jeep CJ3. Этот автомобиль, с периодическими обновлениями, просуществовал вплоть до 1998 года и за это время около двухсот тысяч раз сходил с контейнера заводов Мицубиси.
В шестидесятых годах, вставшая с колен Япония, переживает настоящее возрождение и бурный рост экономики. В семидесятых годах прошлого столетия внедорожники начинают завоёвывать всё большую популярность среди автолюбителей. В 1976 году, на платформе, выпускающейся в Японии по лицензии компании Willys-Overland Motors машины Mitsubishi Jeep, была представлена пляжная модель под названием Pajero (от Leopardus pajeros – дикая пампасская кошка, обитающая в Южной Америке). Для того чтобы досконально изучить вкусы и желания потенциальных покупателей, компания Мицубиси на автосалонах в Токио в 1978 и 1979 году два шоукара (багги и внедорожник) под именем Mitsubishi Pajero. Внедорожник Pajero запускается в массовое производство в 1982 году. От армейских джипов его отличала большая комфортабельность в салоне и наличие независимой передней подвески. А уже с 1984 года новинка начала завоевание европейского рынка. Практически сразу после выхода в свет, Mitsubishi Pajero тесно связал свою судьбу с автоспортом. Так, в 1983 году он участвовал в знаменитых гонках Париж – Дакар, где победил в своём классе. А два года спустя, предварительно завоевав бронзовую медаль в 1984 году, стал триумфатором гонок, завоевав главную золотую ступень Дакара уже в 1985году. Это ралли – настоящее событие в мировом автоспорте, которого с нетерпением ждут и спортсмены, и зрители. Драйв, зрелищность, эмоции,- вот что такое ралли Париж – Дакар. В 1983 году трасса, пролегающая через пески пустыни Сахара и труднопроходимые каменистые участки, составляла десять тысяч километров. Японцы на соревнование выставили только что сошедший с конвейера новый автомобиль Mitsubishi Pajero. Лучшей рекламы трудно было себе представить, ведь новичок показал отличный результат. И именно Mitsubishi Pajero – является самым титулованным автомобилем этой гонки и единственным, который семь раз подряд (с 2001 по 2007 годы) завоёвывал первое место в трансконтинентальных гонках. На сегодняшний день в копилке Mitsubishi Pajero находится 12 высших наград ралли.
Ещё до войны компания Мицубиси славилась своими новаторскими идеями и часто была первооткрывателем в тех или иных областях. В послевоенное время и до наших дней инженеры и конструкторы Mitsubishi Corporation успешно продолжали свои технологические разработки, внедряя их в новые созданные модели автомобилей. Так, в 1975 году была отмечена новая технология Silent Shaft «бесшумный вал», в 1992 году японскими избретателями были представлены революционные системы MIVEC и INVECS (эта система была признана технологией года на исследовательской конференции в Японии).
В новое тысячелетие японский автомобильный гигант Мицубиси вступил, вооружённый всеми новейшими достижениями и до сих пор он является одним из лидеров машиностроения в мире. А автомобиль Mitsubishi Pajero, завоевывая всё новые и новые вершины, является визитной карточкой японской автоимперии.