Метановые заправки

Если вы читаете этот материал, то вопрос, стоит ли устанавливать на автомобиль газобаллонное оборудование, уже не стоит, и вам, уже не нужно рассказывать, насколько экономически оправдана установка ГБО (особенно ГБО 4-го поколения), поскольку принципиальное решение вами принято.

Сейчас следующий этап – надо определиться, для какого именно газа ставить приборы, т. е. что предпочесть — Метан VS Пропан.

Тема действительно не простая, как и сам выбор. Забегая вперед скажем, что корректное решение зависит не от свойств того или иного вида газомоторного топлива, а от способа его использования вами (типа и принципа эксплуатации ТС). В одном случае будет предпочтительнее Метан, в другом, вероятно, стоит принять решение в пользу Пропана. Постараемся достаточно подробно изложить свою точку зрения на «проблему».

Итак, метан! Его критики сразу приводят несколько причин (или условных недостатков), по причине которых не стоит использовать этот газ в качестве топлива. Перечислим самые частые «страшилки» от апологетов пропана:

1. Оборудование для дооснащения двигателя метаном стоит дороже пропанового на 50-60%

2. Двигатель автомобиля при использовании метана теряет в мощности 18-20%

3. Для хранения метана (он используется в газообразном виде и закачивается в баллоны давлением свыше 250КПа) требуются очень прочные баллоны. Они тяжелые, их требуется больше, чем пропановых, ваша машина «устанет их возить» и вообще «места для них нет».

4. Метановых заправок пока недостаточно на трассах

5. Сложность установки ГБО на метане.

Все это правда или неправда? И да, и нет, все дело в некоторых деталях, а, как известно, именно в деталях и кроется дьявол. Про то, что есть такая ключевая «деталь» (или «детали», если будет угодно) мы упомянули чуть выше. Выбирать, что использовать, метан или пропан следует ни в коем случае не абстрактно, а только в применении к типу и способу использования (сфере применения) автомобиля.

Мы будем говорить в первую очередь об установке ГБО 4 поколения на дизельные ТС, предназначенные для коммерческого использования с повышенными нагрузками (междугородние и международные грузо- и пассажирские перевозки). Есть ли разница с прочими ТС? Да, и принципиальная.

Итак, позиция противников метана:

1. Дороговизна. Экономика правит очень многим, поэтому давайте считать. Формально – да, ГБО на метане стоит дороже, чем пропановое, но в этом вопросе линейная оценка «дешевле – дороже» категорически неверна. Важно ведь не то, сколько оборудование и его установка стоят сегодня, а то, насколько все это окажется оправданным в перспективе. Иными словами, потратив сегодня рубль не получим ли мы завтра два, а то и три?

Вот смотрите, метан дешевле пропана примерно на 35% (в ценах конца 2019 года, перерасчет за 1 кубометр газа). Всего два года назад разница не превышала 30%. Выходит, что имеется не только значительная разница в цене топлива (однозначно в пользу метана), но и тенденция к дальнейшему росту этой разницы (сжиженный газ дорожает быстрее природного). Кстати, это вполне закономерная ситуация, поскольку цены на сжиженный газ, как продукт переработки нефти формируются схожим образом, а цены на метан – определяются законодательно и контролируются государством. Дальше – смотрим на годовые пробеги. Так вот, при интенсивной эксплуатации транспорта «дельта» в цене оборудования нивелируется максимум за год, а потом же пойдет чистая выгода. Получается, что на активно используемом транспорте метановое ГБО оправдывает не когда-то «потом», а быстро или в очень близкой перспективе.

Это мы учли только цены на виды газомоторного топлива, но есть и другие финансовые аспекты, о которых будет упомянуто чуть ниже.

Есть еще один способ установить метановое ГБО 4 поколения почти (или условно) бесплатно. «Условно» потому, что в конечном итоге вы за него рассчитаетесь, но так, что сами этого не заметите и ваш текущий бюджет не будет «напрягаться». Речь идет о льготных программах по переоборудованию транспортных средств от ООО «Газпром газомоторное топливо». Это очень интересные, можно сказать уникальные финансовые решения (ГБО можно установить даже за 50 000 рублей), но получить их можно только через аккредитованные сервисные центры. Например, через «ЭВЭН-ГАЗ»))).

Аргумент про дороговизну метанового оборудования не имеет ничего общего с экономической реальностью. ГБО на метане экономически эффективно и быстро окупаемо при активном использовании транспортных средств.

2. Потеря мощности. Это просто устарело. Во-первых, при установке ГБО 4-го поколения потери мощности в 18-20% у двигателя уже нет. Эти современные газомоторные комплексы системы нивелировали проблему и снижение мощности составит не более 5-7%.

Во-вторых, даже для бензина цифра 5-7 % не столь критична, а для газодизельной установки (мы условились говорить о ней) такие потери вообще не значимы. Эффективность дизеля (газодизеля) при транспортировке грузов (или перевозке большого числа людей) определяет крутящий момент двигателя и он сохраняется.

Аргумент о чрезмерном снижении производственной эффективности из-за потери мощности для газодизельных установок на метане не верен.

3. Тяжелые емкости и их большое количество. Да, все именно так. Для метана баллоны получаются весьма тяжелые, что объясняется спецификой топлива – оно газообразное и закачивается под очень высоким давлением, поэтому прочностные характеристики нужны серьезные, что требует толстостенных (тяжелых) конструкций. Кроме того, чтобы обеспечить достаточный запас газа для больших пробегов, метановых баллонов приходится устанавливать больше, чем пропановых.

Плохо? Нет, просто специфично. Конечно, для какого-нибудь бензинового хотхетча это окажется критично, но для дизельного большегруза или междугороднего автобуса вовсе нет – там и места достаточно, и тяговитость мотора не заметит этого добавочного веса.

Аргумент о тяжести и количестве баллонов неприменим для большегрузного коммерческого транспорта.

4. Метановых заправок недостаточно на трассах. Совершенно некорректный посыл. Их пока действительно несколько меньше, чем пропановых, но ситуация стремительно меняется и относительный дефицит заправочных станций с метаном имеется лишь в отдельных регионах, в чем можно убедиться, изучив соответствующую карту на нашем сайте. Кроме того, поскольку метан и есть «обычный бытовой газ», то уже давно существует простейшее решение для собственников автопарков – широкий ассортимент компактных заправочных станций от домашних до промышленных. Заправляйтесь сами, заправляйте заказчиков. И еще нюанс – мы предлагаем в первую очередь газодизельные решения, а не переоборудование на 100%-ое использование метана, поэтому и локальное отсутствие метанового источника не критично – проедете часть участка просто на дизеле.

Аргумент о редкости заправок на метане «притянут за уши».

5. Сложность установки. Честно говоря, даже комментировать смешно. Если бы сложность конструкции или монтажа чего-либо являлась определяющим аргументом, то прогресс был бы невозможен, а человечество до сих пор жило бы в пещерах. В применении к автомобильному транспорту – на лошадях и телегах передвигались. Хорошими техническими навыками для установки ГБО на метане нужно обладать и в любой «гаражный сервис» обращаться не стоит, но ничего сверхъестественного в этом процессе нет. Мы ставим давно и успешно. Все на потоке, устанавливаем за 1-2 дня и гарантию на 150 000 верст (или 2 года эксплуатации) даем.

Аргумент о сложности установки ГБО на метане не состоятелен.

А теперь, когда мы подробно рассказали, почему мы считаем упреки в низкой эффективности метана не состоятельными во всем, что касается газомоторных установок для коммерческих авто с большими пробегами и постарались показать, что дело обстоит с точностью до «наоборот», поговорим о вполне очевидных достоинствах метана.

Дополнительная экономическая эффективность. Базовые выкладки мы уже дали раньше и, как нам кажется, с полной очевидностью (исходя из цен на топливо) обосновали быструю окупаемость метановых ГБО 4-го поколения. Однако, кроме цены газа есть и другие ощутимые выгоды.

Октановое число метана – 110, у пропана – 100. В общем, все очевидно, но уточним – газомоторное топливо с метаном менее склонно к детонации (детонирование вообще болезненная тема для дизелей) и двигательные установки работают с меньшими ударными нагрузками. Сгораемость метана лучше, следовательно, нагара и иных отложений в выпускном тракте меньше. В итоге – ресурс двигателя возрастает, а это, простите, тоже деньги и не малые.

Далее. Метан газообразен, таковым остается и при отрицательных температурах. Пропан… Пробовали на хорошем морозе воспользоваться газовой зажигалкой? Если баллоны и редукторы пропанового ГБО установлены снаружи (а у грузового транспорта так и есть), то в сильные морозы вы им просто не воспользуетесь. Подогрев? Можно, но это лишние расходы. Вот и еще копеечка в «копилку метана».

Безопасность эксплуатации. Взрывоопасность метана вдвое ниже, чем у пропана (взрывоопасная смесь у метана 4% в атмосфере, у пропана всего 2%), но на практике (при утечке метана) он моментально уносится движением воздуха и практически никогда не достигает такой критической концентрации. Жидкий пропан «вытекает» и начинает медленно испаряться. Учитывая, что нужно для взрыва его в атмосфере совсем немного, вероятность опасного развития событий при утечке возрастает в разы.

Метан менее токсичен, чем пропан. Им почти невозможно отравиться, поскольку нужно значительно более высокая концентрация, чем у пропана, а она не формируется (почему – чуть раньше сказали).

А вот теперь давайте-ка припомним те самые «толстые баллоны», за которые критикуют метановые ГБО. В случае серьезного ДТП этот условный недостаток превращается в палочку-выручалочку – эти баллоны с метаном просто так не повредишь, но уж если и случилось такое, то выходящий газ унесет ветром без неприятных последствий.

Да, в серьезную аварию никто из нас попадать не хочет, но все мы под Богом ходим и учесть подобные риски будет вовсе не лишним. Скорее даже – жизненно важным.

Экологичность. Не будет преувеличением сказать, что метан на сегодня самое экологичное топливо (после водорода, но там совсем другая история). Мы постоянно говорим и пишем об этом и в данном случае просим лишь учесть, что газодизельные установки на метане соответствуют нормам ЕВРО-5, а это отличная экономия на экологических сборах, которых если еще где-то и нет, то скоро обязательно будут.

Резюме:

Обращаем внимание умножадных, умных и просто жадных: переоборудовать дизельные двигатели, применяя ГБО 4 поколения на метане не только можно, но и должно!

Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Хасавюрте проведена очередная проверка фактов, изложенных в коллективной жалобе. Жители поселка «Восточный» в своем заявлении сообщили о неправомерном использовании территории жилого массива автозаправочной станцией «Метан».
«Во время работы АГЗС, а в особенности ночью, до наших домов отчетливо доносится звук работающего компрессора. Помимо неприятного запаха и шума, большое неудобство также создает непрерывающийся поток заправляемого газом автотранспорта, перекрывающий въезд в поселок», – говорится в жалобе.
«В ходе проведенной проверки факты, указанные в заявлении, подтвердились. Заправочная станция «Метан» общей площадью 300 квадратных метров располагается на территории жилых домов, что является нарушением СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно требованиям санитарного законодательства, санитарно-защитная зона автозаправочных станций должна быть не менее 100 метров. На деле же расстояние от заправки до ближайшего дома составляет всего 1 метр, что грубым образом нарушает права граждан на благоприятную среду обитания. Помимо этого, в атмосферный воздух систематически производятся выбросы газа с нестерпимым запахом», – сообщили в Роспотребнадзоре.
За выявленные нарушения специалистами Роспотребнадзора Дагестана в Хасавюртовский городской суд направлено исковое заявление «О признании незаконными бездействия и понуждении к действиям по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства». Решением суда от 16 декабря 2016 года требования Роспотребнадзора удовлетворены. Суд признал действия индивидуального предпринимателя незаконными и обязал его в двухмесячный срок ликвидировать АГЗС «Метан».

Пропан (С3Н8) — это газ получаемый нефтедобычи и различных нефтяных производств, который можно хранить и транспортировать в сжиженном виде при достаточно не высоком давлении в5 атмосфер и при стандартной уличной или комнатной температуре. Чаще всего используют для хранения и транспортировки пропановые баллоны 50 литров. Пропан, не владеющий цветом и ароматом газ, мало токсичен но имеет небольшой эффект наркотического опьянения и крайне взрыво и пожароопасен, значительно тяжелее воздуха.

Сравнение метана и пропана:

В чем же различия меж метаном и пропаном? Ключевое различие этих газов на практике состоит в том, что метан имеет в 2,5 раза наименьшей теплотой горения, чем пропан. В следствии этого пропан, как горючее, значительно эффективнее, чаще всего пропан применяют для сварочных работ, отопления жилища и как топливо в транспортных средствах.

С3Н8 тяжелее воздуха, чего не заявишь о СН4. При нехороший изоляции труб в системе происходить утечка, метан растворяется и повисает в воздухе. Любое мельчайшее веяние воздуха посодействует его движению на большие расстояния. Метан крайне взрывоопасен, более чем в 2 раза опаснее пропана. В следствии этого он больше небезопасен для человека чем пропан. Именно по этой причине всегда проходят проверки техники безопасности и качества стыковых соединений в домах и помещениях где проходят газовые трубы.

Пропану свойственно слабенькое наркотическое действие на организм. Метан владеет кратчайшей хим энергичностью. Метан трудно конденсируется, что идет в плюс, тк не требуется сливать конденсата и смол отработки в процессе работы с ним. Для сжижевания метана требуется температура -160С градусов, а пропан просто сжижается прохладной водой при соответственном давлении. Для метана по сравнению с пропаном свойственна кратчайшая обскурантистская дееспособность.

Различие метана и пропана:

1.Пропан как горючего больше эффективен, чем метан тк он выделяет больше тепла при сгорании.Пропан больше пригоден для сварочных работ и роизводственных целей.

2.Метан более инертен. Пропан деятельнее вступает в различные хим реакции.

3.Пропан владеет наркотическим действием, а метан больше взрывоопасен

4.Разное давление при транспортировке для пропана требуются обычные стальные баллоны толщиной стенки всего 4-5 мм, а для метана в разы толще именно по этому для транспортировки метана используют баллоны из комбинированных материалов для уменьшения веса баллона.

5. Заправка пропаном удобнее и в некоторых случаях дешевле, особенно если брать во внимание стоимость баллонов под метан. А обменом метановых баллонов вообще никто не занимается только обмен пропановых баллонов из-за простого хранения и транспортировки.

«Не надо электро, дайте газ!» Водители ежедневно проводят по два часа на заправках в Минске, и быстро их мучения не закончатся

На прошлой неделе потенциальные покупатели электромобилей получили заверения, что не останутся без поддержки. Если у вас есть деньги на такую машину, вам помогут сэкономить — это обнадеживает. В эти же дни в Минске серьезные затруднения испытывают те, кто пытается хоть как-то сэкономить, не помышляя о покупке дорогого авто. На каждой газовой заправке — в столице их всего четыре, причем только три находятся в рабочем состоянии — нет конца очередям. Главным образом таксисты, а также те, кого случайно намотало на этот газовый маховик, простаивают часами, чтобы просто заправить машину.

Четыре заправки на весь город. Теперь даже три

  • Очередь. Стоим 5 минут
  • 10 минут. О машинах на газу
  • 20 минут в очереди. О чем говорят таксисты
  • Полчаса, полчаса — не вопрос
  • 45 минут в очереди. Уже видно колонку
  • Прошел час, мы у цели
  • 1 час 15 минут. Миссия выполнена
  • Комментарий «Газпром трансгаз Беларусь»
  • Постскриптум

Очередь. Стоим 5 минут

АГНКС — это автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. В Минске таких станций четыре, и везде ситуация одинаковая — огромная очередь автомобилей практически в любое время. Мы приехали на заправку в Масюковщине, стали в хвост. Трудно сосчитать, сколько машин впереди. В лучшем случае пятьдесят.

— Вы не смотрите, что колонок вроде как шесть: первая нам не подходит, там только евроразъем. Третья давно не работает, и чтобы ее починить, потребуется остановить всю заправку — на это никто не пойдет. И, я отсюда уже вижу, что-то приключилось на шестой колонке: очередь отправляют на пятую. Так что из шести колонок остаются три — туда, по сути, все и стоят.

Об очередях на газовых заправках нам рассказали читатели. Один из них, Евгений, согласился на собственном примере продемонстрировать, через что ежедневно вынуждены проходить владельцы авто на газу в Минске. У Жени Lada Vesta, он не таксист, но машина нужна ему для работы — много ездит по Беларуси.

— Все стало хуже в начале месяца, когда на ремонт закрылась одна из четырех газовых заправок — та, что на улице Бабушкина. Осталось три. Сами видите, какие очереди, а в выходные дни станет только хуже — подтянутся таксисты из регионов. Живут здесь на съемных квартирах, а кто и прямо в машине, выходят заправляться в тапочках, представляешь? Зарабатывают.

Станция на Бабушкина закрылась третьего марта. Планировали открыть вроде как шестого, но что-то пошло не так, дату перенесли на десятое число. Десятого тоже не вышло, пообещали четырнадцатого, но уже точно. А потом снова перенесли открытие, вроде как на семнадцатое марта. Посмотрим. Заранее праздновать не будем, плохая примета уже срабатывала несколько раз.

10 минут. О машинах на газу

— У меня был когда-то Volkswagen Touran с заводским газовым оборудованием, — рассказывает Женя, пока стоим в очереди. — Потом купил Vesta: 20 тысяч поездил на бензине, чтобы обкатать мотор, и поставил метан. Не рассчитывал, что с заправками произойдет такая история.

На метан переходят ради экономии. Литр 92-го бензина стоит сейчас 1 рубль 73 копейки. Стоимость метана — 75 копеек за 1 кубический метр, причем подорожал он на 5 копеек совсем недавно. Дооснащение автомобиля необходимым оборудованием и наладка программного обеспечения обойдутся в 1000—1200 долларов. После этого машина может работать как на бензине, так и на газу — водитель тумблером включает удобный для него режим.

— На пропан переоборудоваться было бы дешевле, и с заправками попроще: им заправляют на многих обычных АЗС по всей стране. Но от пропана нет смысла. Во-первых, он дороже метана (стоит 96 копеек), и расход при этом у него выше на 15—20 процентов. Во-вторых, если уж гробить двигатель, то хоть со смыслом.

Владельцы таких переоборудованных на газ автомобилей признают: ресурс падает ощутимо.

— Когда газ предусмотрен с завода, то все рассчитано. А тот, кто переделывает машины, должен смириться с повышенным износом двигателя. Поэтому чаще всего на это идут таксопарки либо те владельцы, кому автомобиль нужен для работы, — метан позволяет существенно сэкономить, учитывая стоимость бензина.

Женя рассказал, что в багажнике его Vesta установлен баллон на 20 кубов.

— В плохую погоду пробег падает до 160—170 км, по трассе проеду, наверное, 220—230 км. Баллоны большего объема мало кто ставит — они занимают очень много места. У меня съел две трети всего багажника, так у меня универсал. В каком-нибудь Logan места вообще не остается. У заводских машин, того же Touran, баллоны расположены снизу, они меньше, но их там три-четыре. И запас хода в разы больше, и багажник свободен.

20 минут в очереди. О чем говорят таксисты

— А вы откуда? Onliner? Молодцы, что приехали. Видите, какой бардак творится — и так каждый божий день! — говорят нам водители такси по всей очереди.

Им можно посочувствовать. Смена — 12 часов, пробег соответствующий. На заправку заезжают по два, а то и по три раза за смену — нужно и напарнику оставить полный баллон. Каждый раз по полтора часа простоя, и альтернативного варианта нет.

— У меня было, что и три часа в очереди стоял. Баллона хватает километров на 250—270, в зависимости от того, как ездить, — рассказывает Артем на Renault Logan. — На газу машина сильно теряет в динамике — на треть точно. Если нужно динамично проехать перекресток, то я переключаюсь на бензин. На метане можно в неловкую ситуацию попасть: жмешь на педаль, а она не тянет. Поэтому литров 15—20 желательно в баке иметь тоже.

Просим его открыть багажник, чтобы взглянуть, сколько там свободного места. Ну что сказать — как у лоукоста: ручная кладь влезет, а вот большой чемодан уже нет. Хорошо хоть запаска помещается в свою нишу под баллоном.

— Пассажиры не жалуются?

— А чего ожидать с такими тарифами на такси? Пассажиры все понимают.

Артем говорит, что газ для любого такси — это значительная выгода.

— Установка стоила 1200 долларов. Подсчитывали, что, если работать самому, то месяца за три-четыре окупается.

Как думаете, сколько водитель такси тратит на топливо в месяц?

— У меня на газ уходит более 1000 рублей, — констатирует Артем.

Впечатлены?

У Вадима Nissan Almera. В багажнике после установки баллона осталось чуть больше места, чем у Logan, хотя любой пассажир до аэропорта — и приходится разгадывать ребус.

— Как-то на переднем сиденье чемодан вез, — говорит водитель. — А что делать? В такси метан реально выручает. Если бензин — это работа ради работы с такими расценками.

— Сколько раз в день заезжаете на заправку?

— Два это минимум. Самому заправиться и напарника заправить, чтобы он выезжал на полном. Каждый раз по часу-полтора здесь торчишь — это в лучшем случае. Бывает и по два. Я прошлую неделю ездил на пропане, а сейчас снова сел на метан и уже не рад, что сел. Вот интересное дело: все говорят, что автомобили должны быть экологичными. Очень хорошо: метан — экологичное топливо. Почему тогда не строят больше газовых заправок? В Молодечно новую отгрохали, в Мозыре, вроде в Бресте есть. А в Минске до нас никому нет дела. Одну из четырех станций закрыли — сами видите, что происходит.

— Смотрю, процентов 95 автомобилей в очереди — такси?

— Да больше, все 98!

Полчаса, полчаса — не вопрос

Удручает то, что конца очереди не видно. Все это напоминает паспортный контроль на курорте в летний сезон: толпа впереди, и не ясно даже, кто в какое окошко стоит.

— Вот что им стоило нормально обозначить, какие колонки не работают, чтобы люди нормально занимали очередь? Потом из-за такой сумятицы возникают конфликты, до драки уже доходило, — мы вернулись в Vesta к Евгению. За то время, что мы болтали с таксистами, он проехал вперед максимум на два корпуса авто.

Ситуацию на газовых заправках в Минске коренным образом изменили именно такси. Произошло это в 2019 году, когда многие автопарки стали активно переходить на газ ради экономии. Теперь в столице по одним оценкам чуть более 10 тысяч машин на газу, по другим — все 20 тысяч.

— И вот представь, на такое количество — всего четыре заправки, в лучшем случае 25 раздаточных колонок, — говорит Женя. — И ситуация не меняется. Сейчас работает три станции — мы потратим на заправку час-полтора, вот увидишь. Когда работали все четыре, на все уходило минут 40. Но это ведь тоже ненормально! Я уже жаловался много раз, мне говорят: приезжайте ночью, тогда очереди меньше. Но почему для того, чтобы просто заправить свою машину, я должен вставать в три часа ночи и куда-то ехать? У меня нормальный график, семья, я сплю по ночам.

Каждый водитель в очереди болезненно реагирует на тему развития электротранспорта, потому что почти никому не понятно, кто может себе такой транспорт позволить.

— Для кого строят все эти зарядки, кому обещают льготы? Разве у нас люди могут, даже с учетом обнуления пошлин, пригнать себе Tesla за 50 тысяч долларов? А Nissan Leaf никто не станет покупать — там запас хода 100 км, куда на нем ездить? — подмечает собеседник. — В то же время никто не развивает сеть газовых заправок, хотя — ты же сам видишь — спрос здесь огромный. И он никуда не денется: такси меньше не становится, плюс транзитный транспорт. Говорят, газовые заправки убыточные. Как они могут быть убыточными, если поток здесь не прекращается? Смотри, за нами в очереди один Mercedes, другой — у них заводское оборудование. И заводятся от газа в любую погоду, и пробег километров 500 — никаких проблем. Я часто вижу здесь иностранцев на таких машинах. Интересно, что они о нас думают, увидев такую заправку?

Вопрос, что экологичнее — электромобиль или машина на газу, по мнению Евгения, также весьма спорный:

— Представляешь, как сложно утилизировать батареи электромобиля, какой это удар по экологии? А у газовой машины тоже никаких выбросов в атмосферу, с ней вообще никаких проблем. И главное, что такие авто доступнее, наши люди могут себе их позволить, в отличие от электромобилей. Конечно, при условии, что появятся нормальные заправки, а не вот это вот…

45 минут в очереди. Уже видно колонку

В будний день в рабочее время мы стоим здесь уже 45 минут и еще даже не первые в очереди. И даже не вторые.

— Ты думаешь, это большая очередь? Бывало и хуже. Поверь, сегодня нам повезло, — смеется Женя.

Да уж, везунчики, чего и говорить. Зато теперь есть возможность вблизи разглядеть заправку, куда мы так долго пытаемся прорваться. Шесть колонок, разделенных перегородками, — это, очевидно, для безопасности. Чуть поодаль будка с окошком — касса. На этом все — больше нет ничего, что стоило бы описывать.

— Все это строилось еще во времена Советского Союза, в 1980-х, когда таких нагрузок, как сейчас, никто не видел. Все станции в Минске выглядят так же. Нет даже элементарного навеса. По технике безопасности водитель во время заправки авто должен отойти на безопасное расстояние. Идешь и стоишь под дождем — никого это не интересует. Кофе, продукты — о чем вы говорите? Туалета нормального и то нет.

Евгений предлагает возможное решение проблемы на ближайшую перспективу:

— Вот смотри: здесь две колонки не работают, а в Минске есть станции на восемь постов, из которых оборудование установлено только на четырех. При этом в Барановичах, например, на станции восемь колонок и почти нет машин. Почему бы не снять оттуда невостребованное оборудование и не установить его в Минске? С совместимостью, уверен, проблем не будет, оно везде такое же старое. Это бы хоть как-то улучшило ситуацию.

В регионах, кажется, поспокойнее

Прошел час, мы у цели

— Ровно час. Ну не так плохо, — говорит Женя, глядя на часы.

Процедура заправки баллона несложная и не занимает много времени. Нужно открыть капот, подключить шланг, повернуть кран. И смотреть за происходящим с безопасного расстояния.

— На заправку уходит минут 5—10 от силы. Это же компрессорная станция, газ здесь подается под давлением. И вот от этого давления все может рвануть, если что-то сделать неправильно. Когда заправка заканчивается, оператор сообщает об этом по громкоговорителю. Можно вернуться к машине, закрыть кран, отсоединить шланг и затем пройти к окошку для оплаты. Многие оставляют авто возле колонки и идут оплачивать, хотя это тормозит всю очередь. Водители из регионов часто так делают — им непривычно видеть такие очереди. Хотя сейчас в Минске уже все привыкли — отъезжают, уступая место, и только затем идут к окошку.

Свежий Mercedes из очереди поехал на первую колонку — евро. Там система другая, более безопасная, но переоборудование на нее, как говорит Евгений, стоило бы на 100 евро дороже. Основная масса автомобилей распределяется между тремя оставшимися колонками старого образца.

— Еще один момент: перед тем как начать заправку, нужно предоставить оператору документы, в том числе поверку баллона. Оборудование проверяется, должны стоять печати, иначе в заправке будет отказано.

Черный кот с невозмутимым видом прошел через всю заправку, равнодушно рассматривая толпящиеся машины. Затем вспрыгнул на подоконник и с приветственным «мяу!» вошел в открывшееся специально для него окошко

1 час 15 минут. Миссия выполнена

Подводим итог. Подача документов, подключение оборудования, ожидание, оплата — все это заняло не больше 15 минут. Еще час мы простояли в очереди, и это был не час пик. В чеке сумма — 12 рублей. Топлива Евгению хватит на 200 км, после чего снова придется ехать на заправку.

— Вот и справились? Быстро, а?

Женя не издевается. Больше похоже, что издеваются над ним, так же, как и над остальными водителями, которые вынуждены снова и снова проходить эту процедуру.

— На улице Скорины есть заправка, там помимо прочего заправляют маршрутные автобусы. Так вот они едут без очереди. Раз основной поток на газовых заправках — это такси, почему бы всем остальным водителям не позволить точно так же заправляться через отдельную колонку, чтобы не стоять в таких очередях? Мне ответили, что нельзя, что таксисты тоже люди, такие же, как и все. Хорошо, я согласен. Почему тогда водителям автобусов можно без очереди, они не такие же люди?

Столица остро нуждается в решении проблемы, и лучше бы оно было найдено поскорее. Рано или поздно четвертая заправка вернется в строй, но с учетом состояния оборудования нет никакой гарантии, что внезапный ремонт не потребуется где-то еще.

— В регионах есть много мобильных пунктов заправки: тягач привозит цистерну с газом. Но, во-первых, это же не компрессорная станция, там все происходит очень медленно. Во-вторых, оплату они принимают только по безналу. Не знаю, юрлицам, может, так и удобнее, можно контролировать расходы водителей. Но я обычный человек, у меня наличные. Выходит, заправить машину я уже не могу?

Комментарий «Газпром трансгаз Беларусь»

Мы обратились в компанию «Газпром трансгаз Беларусь» с просьбой дать оценку той ситуации, которая сложилась в Минске.

— Действительно, потребление газа резко возросло примерно с 2019 года. Это связано с тем, что многие операторы такси стали использовать метан в качестве автомобильного топлива. Отчасти это стало неожиданностью, — сообщил корреспонденту Onliner начальник службы по связям с общественностью и средствами массовой информации «Газпром трансгаз Беларусь» Дмитрий Костин.

В настоящее время по оценкам специалистов загрузка действующих станций в Минске превышает проектную мощность в три-четыре раза. Компрессоры, которые под давлением закачивают газ, пока выдерживают.

— Нужно отметить, что автомобильные компрессорные газозаправочные станции достаточно дорогие. Мы развиваем заправочную сеть, около года назад открылась новая станция в Молодечно. Были планы и в 2021—2022 годах развивать сеть заправок в регионах. Но сейчас мы видим взрывной рост именно в Минске, поэтому стараемся решить возникшую проблему, справиться с очередями, — пояснили в «Газпром трансгаз Беларусь».

Один из возможных вариантов — подогнать временные газовые заправщики. Но по действующим нормам им нужна безопасная площадка, сравнимая по площади с магазинной парковкой.

— Наши подразделения ведут переговоры с городскими властями для того, чтобы найти какое-то решение. Этот вопрос в процессе, — отметил Дмитрий Костин.

Инициирован ускоренный ремонт заправки на улице Бабушкина. Работы были начаты в связи с износом оборудования, в компании говорят, что это вынужденная мера для того, чтобы обеспечить должный уровень безопасности. После того как ремонт завершится, в Минске снова станет четыре работоспособные станции. В «Газпром трансгаз Беларусь» согласны, что этого недостаточно.

— Большинство станций, кроме той, что находится в Масюковщине, достаточно старые, появились еще в 1980-х. Модернизация была, но давно, и по сути о каком-то современном состоянии говорить не приходится, — признают в компании. — Инициировано строительство новой газовой заправочной станции в Минске — пятой. Пока, к сожалению, это все, чему можно порадоваться в этой ситуации.

При этом необходимо время на подготовку и оформление документов, в том числе для землеотвода, на согласование и само строительство.

— Если традиционную АЗС можно построить достаточно быстро, то в нашем случае требуются технические условия и допуски, которые растягивают строительство практически на год, — поясняют в «Газпром трансгаз Беларусь».

Это означает, что пятая заправка, вероятнее всего, появится в городе не ранее 2021—2022 года. Закрывать на ремонт другие станции пока не планируют — все видят, к чему это приводит.

— Рост потребления вызвал очереди, и, к сожалению, некоторое время придется потерпеть. Технически пять-шесть передвижных заправщиков пригнать в Минск можно, но им нужны площадки.

— Может быть, это подходящий вариант для таксопарков, раз они больше всех заинтересованы в этом виде топлива?

— Нужно отметить, что чаще всего заправщики используют как раз в хозяйствах, где большие парки техники, работающей на газу.

— Мы стараемся максимально быстро решить эту проблему. Нам неприятно понимать, что наши клиенты испытывают негатив от того, что выбрали такой вид топлива. К слову, наши водители, использующие корпоративный газомоторный транспорт, точно так же, наравне со всеми, стоят в очередях.

Постскриптум

Очередь как ничто другое на свете сближает людей, но пришло время попрощаться с Евгением.

— Сами видите, что ситуация печальная. И ведь ничего не изменится в ближайшее время, по крайней мере пока не построят пятую заправку и не наведут порядок на остальных четырех, — говорит он с горечью. — Обидно, что такое вообще происходит в XXI веке. Почему я должен страдать от того, что выбрал экономичный и экологичный вариант транспорта? Я переоборудовал машину, чтобы тратить меньше денег, а в итоге только теряю их, проводя время в бесконечных очередях.

Скучно в машине? Портативные телевизоры в Каталоге Onliner

переносной телевизор, размер экрана: 10» (1024 x 600) переносной телевизор, размер экрана: 10.1» (1024 x 600)

16 мая на автодороге государственного значения A6, в Екабпилсе, открылась первая в Латвии станция заправки автомобилей сжатым природным газом (СПГ). В целях дальнейшего развития инфраструктуры СПГ-станций в Латвии АО «Virši-A» планирует открыть в Риге в течение этого года еще двe СПГ-станции.

АО «Virši-A» вложило в строительство СПГ-станции в Екабпилсе более одного миллиона евро. На станции можно будет заправить автомобиль не только сжатым природным газом, но и классическими видами топлива, а также приобрести и другие продукты, предлагаемые «Virši». СПГ-станция в Екабпилсе – это также первая автозаправочная станция «Virši», в которой отображена полностью обновленная визуальная идентичность компании.

СПГ (CNG, Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ, который в основном состоит из метана. СПГ имеет более высокую энергоотдачу, чем бензин или дизельное топливо, а также является более экономичным и экологичным альтернативным видом топлива. Инфраструктура СПГ-станций в настоящее время развивается и в соседних странах. Так, в Эстонии публично доступны 15, а в Литве пять станций заправки сжатым природным газом.

«Реализуемая Европейским Союзом климатическая политика в последние годы целенаправленно способствует использованию альтернативных видов топлива, в результате чего рынок СПГ в Европе испытывает существенное развитие. При введении в Латвии использования СПГ важное значение для нас имеют не только экологические свойства этого вида топлива, но также экономическая выгода, которую получат наши клиенты. Хочу поблагодарить наших партнеров АО «Latvijas gāze» и АО «Gaso» за совместную работу по реализации в Латвии столь масштабного проекта, имеющего экономическое значение», – сказал исполнительный директор АО «Virši-A» Янис Виба.

Также Я. Виба отметил, что, судя по опыту введения на рынок других стран такого вида топлива, как СПГ, первоначально этот экологичный продукт используют муниципальные автопарки, а затем – предприниматели и частные лица. В настоящее время количество автомобилей в Латвии, использующих СПГ, невелико, но ожидается, что с развитием инфраструктуры их число в ближайшие годы значительно возрастет.

Преимущества СПГ:

  • Помогает увеличить пробег: 10 евро, потраченные на бензин, дизельное топливо или СПГ, обеспечивают пробег равный соответственно 178 км, 208 и 277 км.* Автомобиль заправляется СПГ так же легко и быстро, как и бензином или дизельным топливом.
  • Снижает загрязнение воздуха: выбросы двуокиси углерода (СО2) при использовании СПГ на 35% меньше, чем при использовании бензина, и на 23% меньше, чем при использовании дизельного топлива; выбросы диоксида азота (NOx) при использовании СПГ на 87% меньше, чем при использовании бензина и на 90% меньше, чем при использовании дизельного топлива. Кроме того, сжатый природный газ создает на 98% меньше выбросов твердых частиц, чем бензин и дизельное топливо.**
  • Экономически более выгодный вид топлива: для преодоления автомобилем расстояния в 100 км потребуется количество бензина на сумму в 5,60 евро, дизельного топлива – на сумму в 4,80 евро, СПГ – на сумму в 3,50 евро.*

* Расчет произведен при сравнении комбинированного расхода топлива (в цикле WLTP) тремя равноценными моделями автомобилей Škoda: Octavia Combi 1,6 TDI 85 KW DSG; Octavia Combi 1,0 TSI 85 KW DSG; Octavia Combi 1,5 TGI 95 KW DSG. В примере применены цены на топливо: E95 1,22 EUR; ДД 1,20 EUR; СПГ 0,98 ЕВРО/кг.
**Источник: www.erdgas.info

Дополнительная информация:
Элина Креса,
специалист по общественным отношения АО «Virši-A»
Тел. 27178255
Эл. почта: elina.kresa@vilands.lv

АО «Virši-A» – самая крупная и стремительно развивающаяся латвийская компания на внутреннем рынке транспортного топлива. Компания имеет более чем 20-летний опыт торговли транспортным топливом в Латвии. В настоящее время «Virši-A» имеет 58 АЗС, из которых 55 – полносервисные. Они расположены во всех регионах Латвии и насчитывают около 500 работников. В 2018 году нетто-прибыль компании составила 3,8 миллиона евро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *