МЕТАН ТОПЛИВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Газета «Уральский рабочий» г. Екатеринбург.

Метан — это основной компонент природного газа. Его используют в качестве моторного топлива в сжатом виде. Заправляться природным газом начали еще в Советском Союзе.

Метан как топливо для автомобиля

В это же время было построено большинство существующих сегодня газовых заправочных станций. Однако в период Перестройки развивать применение перспективного топлива прекратили. Сегодня о метане, как о лучшей альтернативе бензину и дизельному топливу заговорили вновь. За последние 10 лет численность метановых автомобилей увеличилась в 7,5 раз. Сегодня в мире природным газом заправляются 18 миллионов машин! Метан и в России все увереннее вступает в конкуренцию с бензином и дизельным топливом. И на это есть как минимум пять причин, о которых и пойдет речь в статье.

Причина №1. Выгодно

Главное преимущество метана перед традиционными нефтепродуктами, бензином и дизельным топливом,  – это выгодная цена. Как известно, Россия является мировым лидером по запасам природного газа, а для того, чтобы превратить его в топливо требуются минимальные затраты. Метану не нужны ни перерабатывающие заводы, ни дорогостоящее оборудование. Добытый газ нужно сжать в компрессоре, закачать в автомобильный баллон  и все – можно ехать. Кроме того, стоимость метана регулируется законодательно и не может превышать 50% от цены бензина А-80. Традиционные виды топлива  стоят в 2-3 раза дороже природного газа и стабильно  растут в цене. Эксперты топливного рынка утверждают, что и  в долгосрочной перспективе метан не потеряет своей экономической привлекательности.  Сегодня 1м3 этого топлива стоит всего 9-12 рублей.

Причина №2. Экологично

Выхлопные газы – бич современных городов. До 90% загрязняющих веществ в воздухе мегаполисов — вредные выбросы транспорта, работающего   на нефтяном топливе, при сгорании которого   образуется большое количество сажи, дыма, токсичных соединений тяжелых металлов.

Доказано, что метан – наиболее экологичное топливо из существующих. Оно сгорает практически полностью, поэтому  объем вредных выбросов по сравнению с тем же бензином сокращается многократно. В отработавших газах двигателя на метане  содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода и в 2 раза меньше окиси азота. При этом задымленность снижается в 9 раз, а вредные соединения серы и свинца отсутствуют вовсе. Конкурентом в данном случае могут служить только электромобили, но если учесть экологические проблемы производства и утилизации аккумуляторов, то по показателям экологичности снова побеждает метан.

Все эти факторы подтверждение тому, что сделать воздух городов чище, не отказываясь при этом от транспорта, вполне реально.

Причина №3. Практично

По своим эксплуатационным характеристикам метан не уступает бензину и дизельному топливу.  Автолюбители, которые уже успели оценить  преимущества  природного газа, как моторного топлива, подтвердят: времена, когда двигатель при переходе на газ терял мощность, давно прошли. Метан – идеальное топливо для современных машин. В камере сгорания газ образует оптимальную смесь топлива и воздуха. Двигатель на метане работает ровнее, тише, а главное – дольше, чем на обычном топливе. Природный газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что снижает трение и уменьшает износ деталей. Метан сгорает без образования золы, которая обычно оседает на цилиндрах. Практика показывает, что при работе на природном газе двигатель служит в 1,5-2 раза дольше.

Мировые лидеры автопрома прекрасно понимают все преимущества применения метана. Volkswagen, Opel, Ford, Audi, Mercedes-Benz уже налаживают серийный выпуск автомобилей с двигателями на природном газе. Отечественные автопроизводители стараются не отставать: АвтоВАЗ выпустил газовый легковой автомобиль Lada Priora и уже представил проект двухтопливной Lada Granta. Всего в мире на сегодняшний день выпущено более 180 моделей автомобилей, работающих на природном газе. Результаты многочисленных тест-драйвов показывают: заводской автомобиль на метане не уступает в мощности своим бензиновым конкурентам.

Причина №4. Безопасно

Классификатор горючих веществ, которым пользуется МЧС России, относит метан к самому безопасному, четвертому классу. Бензин  в данном классификаторе относится к третьему классу (среднечувствительные вещества), а пропан-бутан  и вовсе ко второму (чувствительные). Это означает, что в чрезвычайных ситуациях можно не опасаться возгорания природного газа – его порог воспламенения гораздо выше по сравнению с нефтяными видами топлива.

Высокая безопасность метана также обусловлена и его физическими свойствами. Природный газ легче воздуха, при разгерметизации он улетучивается. Метан не может скопиться, к примеру, в полостях автомобиля и образовать взрывоопасную концентрацию. Что касается баллонов для газа, то современные емкости изготавливают из легких и прочных композитных материалов. Поэтому баллоны имеют высокий запас прочности, рассчитанный на рабочее давление  200 атмосфер и способный выдержать любое внешнее воздействие. Резервуары для метана оснащаются системой безопасности. Например, в случае повреждения газопровода, отводящего газ к двигателю, автоматический мультиклапан моментально прекращает подачу газа.

Причина №5. Современно

В странах, где уже давно используется транспорт на природном газе, существует широкий ряд стимулирующих мер. Например, в Италии и Германии при переводе автомобиля на природный газ выплачивается единовременная премия. Во многих странах для машин на метане действует пониженная ставка транспортного налога. В России тоже задумались о создании системы мотивации повсеместного перехода на метан. Всерьез обсуждаются возможности предоставления преференций для владельцев транспорта, использующего природный газ. Министерство энергетики выступило с инициативой ввода пониженной ставки транспортного налога для обладателей техники на метане. Уже готовится соответствующий законопроект.

Первые лица страны курируют вопрос по расширению применения метана в качестве топлива; эксперты обсуждают развитие региональных программ в данном направлении – все говорит о грядущих переменах на топливном рынке. В России уже развернулось масштабное строительство газозаправочной инфраструктуры. Уже через год заправиться природным газом можно будет также легко, как и бензином. Самое время подсчитать выгоду и подумать о переходе на метан.

20.07.2016

Газомоторная техника – ключ к снижению себестоимости

Обширная программа Всероссийского дня поля — 2016, состоявшегося с 14 по 16 июля в Алтайском крае, предусматривала проведение не только выставок техники и животных, семян и препаратов, сырья и готовой продукции. Важной частью форума стали конференции, совещания, круглые столы по наиболее актуальным вопросам развития агропромышленного комплекса России. К их числу относится и семинар на тему «Использование техники на газомоторном топливе в сельском хозяйстве, как мера снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции».

Организаторами семинара в рамках аграрного форума выступили ООО «Агромашхолдинг» и Комитет по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, дорожно-строительному и коммунальному машиностроению Союза машиностроителей России. Содействие проведению мероприятия оказали ООО «Газпром газомоторное топливо» и Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства России.

Участниками семинара стали представители агропредприятий, органов государственной и муниципальной власти из разных регионов России, руководители и специалисты заводов-изготовителей сельхозтехники, конструкторских организаций из России, Белоруссии, Казахстана, а также поставщики альтернативных видов топлива.

Как и ожидалось, деловой тон обсуждению вопросов применения в АПК техники, использующей в качестве топлива компримированный природный газ – метан, задал исполнительный директор «Агромашхолдинга» Мурад КАРАДЖАЕВ. Руководимая им компания вместе с Алтайским моторным заводом, исполнительный директор которого Александр КАМЕНЕВ также участвовал в работе семинара, на Всероссийском дне поля представляли Концерн «Тракторные заводы». Концерн, пожалуй, единственная российская структура, добивающаяся реальных практических результатов в конструкторско-технологической разработке, производстве и сбыте сельскохозяйственных колесных тракторов с двигателям, работающими на компримированном природном газе (метан).

Тракторные двигатели на метане – бесспорное российское ноу-хау. Они разработаны и производятся во Владимире, на производственной площадке Концерна «Тракторные заводы». Как сообщил на семинаре Мурад Караджаев, демонстрирующийся на Всероссийском дне поля и вызвавший большой интерес посетителей АГРОМАШ 85ТК МЕТАН с двигателем мощностью 85 л.с. является флагманом линейки отечественных колесных сельхозмашин на метане. Из ответов на вопросы участники семинара узнали, что флагман апробирован в работе в разных режимах на Владимирской машиноиспытательной станции в соответствии с установленным порядком испытаний. Он, как и тракторы АГРОМАШ 30ТК МЕТАН, АГРОМАШ 50ТК МЕТАН, АГРОМАШ 60ТК МЕТАН, имеет соответствующие сертификаты и иные допуски к эксплуатации.

Преимуществ использования газомоторных тракторов много. Это и экологичность – метан является самым чистым видом моторного топлива. Применение двигателя на природном газе позволяет добиваться высоких экологических норм. При использовании газа вместо жидкого топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается в 2-3 раза по углекислому газу и в 10 раз – по угарному газу. Это также безопасность – согласно классификации горючих веществ по степени чувствительности МЧС России относит метан к самому безопасному, четвертому, классу. Для сравнения, у бензина – третий класс, а у пропан-бутана – второй.

Однако на семинаре, как и заявлено в его теме, в основном речь шла об экономичности применения на селе техники, работающей на компримированном природном газе и позволяющей значительно снижать себестоимость сельхозпродукции. Именно на это преимущество газомоторного топлива и обратил первоочередное внимание директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства России Петр ЧЕКМАРЕВ. Отметив, что Концерн «Тракторные заводы», его сервисно-сбытовая компания «Агромашхолдинг» – пионеры производства российской газомоторной сельхозтехники – заслуживают похвалы, а еще больше поддержки. Глава департамента аграрного министерства страны предложил организовать на предстоящем форуме «Золотая осень-2016» в Москве с приглашением производителей газомоторной техники применяемой в сельском хозяйстве и «Газпром газомоторное топливо» более детальное обсуждение поднятых на семинаре проблем. «Прошу Вас, Мурад Халикович, обобщить прозвучавшие мнения и внести предложения», – обратился он к руководителю «Агромашхолдинга» и пообещал содействие в развитии перспективного, очень важного для экономики АПК России, направления.

Из доклада заместителя директора Томского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Петра ЕВСЕЙКИНА получился такой цифровой расклад. Средняя розничная цена одного кубометра метана в регионах России в зависимости от газодоступности и поставщика составляет 9-15 рублей. Это в 2-3 раза дешевле бензина или дизельного топлива. По своим энергетическим свойствам один кубометр метана равен одному литру бензина. Значит, газовая техника, не теряя в мощности, потребляет столько же топлива, сколько обычная машина.

Метан как газ и моторное топливо для автомобилей

Выходит, за счет выгодной цены затраты на топливо сокращаются в 2-3 раза.

«Применение для заправки трактора АГРОМАШ бытовой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (мини АГНКС) позволяет достичь экономии в 5-6 раз, что в условиях нехватки стационарных заправок очень актуально для Газомоторная техника – ключ к снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции сельхозтоваропроизводителей и коммунальных служб, – дополнил выступление партнера Мурад Караджаев. – Да еще в связи с отсутствием эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров двигателя, что характерно для применения жидкого топлива, ресурс метанового двигателя увеличивается в 1,5 — 2,0 раза. Это опять же экономия. Одна заправка позволяет трактору работать без перерыва в течение 8-10 часов в зависимости от вида навесного оборудования. Ну и убедительный аргумент в пользу газомоторных машин в том, что тракторы АГРОМАШ доступны к приобретению с использованием государственных субсидий, причем ими могут воспользоваться как сельхозтоваропроизводители, в рамках постановления Правительства РФ № 1432, так и предприятия сферы ЖКХ – в рамках постановления № 1027. При обычной эксплуатации трактор АГРОМАШ позволяет ежедневно экономить до 2,5 тыс. рублей, техника окупается за два года».

Изюминкой газомоторных тракторов АГРОМАШ является наличие рационализирующей возможности подачи топлива. Применение газомоторного топлива на технике с микропроцессорной системой управления многократно повышает топливную экономичность двигателя, обеспечивает сокращение эксплуатационных расходов.

Газомоторная техника – ключ к снижению себестоимости сельскохозяйственной продукцииЧто касается доступности газозаправочных станций, то и эта инфраструктура при решительной поддержке высшего руководства страны в последние годы интенсивно расширяется. Пока в этом отношении лидируют Приволжский, Центральный, Южный федеральный округа. Петр ЕВСЕЙКИН, представляющий обслуживающий Сибирский и Дальневосточный округа филиал «Газпрома газомоторного топлива», подробно рассказал о ходе и перспективах строительства в регионах АГНКС.

Концерн «Тракторные заводы» продолжает активно работать над новыми разработками, расширяющими направления применения газомоторной техники. Уже созданы или создаются – что-то пока в чертежах и макетах, а что-то уже в виде реально работающих опытных машин – новые модели моторов и силовых газовых двигателей, а также тракторов и прочих газотранспортных средств. Безусловный интерес у участников семинара вызвало сообщение ведущего конструктора Алтайского моторного завода Алексея ЛЮБИМОВА о некоторых новинках. Он подробно остановился на устройстве, функциональных возможностях газопоршневых агрегатов различного предназначения, которые также могли бы быть весьма востребованными на сельхозпредприятиях и способствовали бы снижению себестоимости растениеводческой, животноводческой и другой продукции.

Как видно, стратегическая политика государства по ускоренному переводу техники на газомоторное топливо начинает давать первые плоды, постепенно охватывая не только города, но и села. Но все сделанное – пока только начало огромной, трудной работы, которая непременно проложит дорогу газомоторной технике к полям и животноводческим комплексам.

Возврат к списку

Карты метановых заправок

Отправляясь в новый неизвестный регион на метановом автомобиле, полезно иметь под рукой карту метановых заправок.

Метан как перспективное топливо

Ведь, в отличие от бензиновых АЗС, АГНКС пока не так распространены.

Ниже представлены ссылки на сайты с метановыми заправками в некоторых европейских странах. Карты могли составлять обычные водители. Есть такие, для которых метан и пропан это одно и то же. Изредка, на картах могут быть несоответствия.

Ссылки на карты с метановыми заправками

Также, может оказаться полезной установка контрольных точек с метановыми заправками в России для навигаторов Navitel. Ссылка на архивный файл: agnks_metan_1_3_navitel.zip.

В последние годы наше государство в лице Газпрома активно развивает газовую отрасль. Ежегодно проходят газовые форумы посвященные проблемам газификации регионов, построения сети АГНКС и т.п. И действительно, за прошедшие 5 лет очень сильно поменялась карта с метановыми заправками, прибавилось большое количество АГНКС. Более того, сейчас гигантскими шагами вводят в эксплуатацию мобильные ПАГЗы.

Примечательно, что дочерние компании Газпрома за рубежом получили разрешение на строительство нескольких метановых заправок в Германии и Чехии. Обе страны бурно развивают свои газомоторные рынки.

Китайские друзья тоже очень активно покоряют мировой рынок своей газовой продукцией. Жители Поднебесной производят и заправки и сами автомобили на метане. Помимо собственной газификации внутри страны Китай устремил взор на богатую ископаемыми Африку и, как следствие, стремительное развитие газовой сети, например в Египте.

Даже в соседней Украине значительно больше метановых заправок, чем в России. Правда, на Украине цена на бензин почти в два раза выше, чем в РФ, поэтому, метановые автомобили стали более популярны, чем у нас. Да и исторически в России более популярна пропан-бутановая смесь, чем метан.

По количеству метановых автомобилей Россия занимает примерно 20 место. В нашей стране сейчас приблизительно 90 тысяч автомобилей на метане. Для сравнения, в США около 115 тыс, а на Украине приблизительно 200 тыс метановых машин.

Россия — мировой лидер по экспорту голубого топлива и очень странно, что по количеству газовых заправок мы значительно отстаем от других государств. Сейчас мы стали тоже производить автомобили на метане. Надеюсь, в скором будущем перестанем беспокоиться из-за поиска метановых заправок на карте в интернете и что АГНКС будет так же много, как и бензиновых заправок.

Обратите внимание, если Вы планируете путешествие в Европу, Вам может понадобиться специальный евро переходник для заправки метаном. В Европе заправочные пистолеты стандарта NGV1 и NGV2. Переходник можно подобрать здесь либо свяжитесь с нами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *