Маз ман

В. мамедов

Начав свою деятельность в прошлом году, фирма «МАЗ-MAN» по числу проданных автомобилей уже сумела превзойти многих сильных конкурентов. Главными факторами здесь несомненно стали имидж материнской компании в сочетании с доступной многим перевозчикам ценой и возможностью лизинга. С учетом снижения таможенных ввозных пошлин на импортные грузовики автомобили МАЗ-MAN на 30% дешевле западных аналогов. При таком раскладе МАЗ-MAN может стать одним из самых удачных бизнес-проектов конца века, и не исключено, что уже в ближайшем будущем крупнейшим европейским автостроителям придется последовать примеру MAN.

Тягач МАЗ-MAN 543268

Тягачи с маркой MAN на облицовке радиатора у нас на дорогах – не редкость. Однако российским перевозчикам, работающим на дальних рейсах, они пока знакомы мало. Дело в том, что встречающиеся в России автопоезда с такими тягачами принадлежат, в основном, зарубежным компаниям.

Широко известный в Европе машиностроительный концерн MAN долгое время не стремился к расширению географии сбыта своих грузовиков. Положение изменилось буквально в последние годы. Для успешного проникновения на рынок СНГ автомобильное отделение концерна выбрало оригинальный ход: организацию производства грузовиков на совместном предприятии со своим давним партнером, Минским автозаводом, уже более пятнадцати лет по заказу устанавливающим силовые агрегаты MAN на свои тягачи. Прежде чем мы познакомим вас с конструкцией первенца СП, уже доступного для автотранспортников с середины прошлого года, стоит рассказать немного о самом концерне MAN и его продукции.

Материнская и дочерняя компании

Концерн MAN (Машиностроительные предприятия Аугсбурга и Нюрнберга) предлагает покупателям кроме грузовых автомобилей и автобусов компрессоры и редукторы, химические реакторы и печатные машины, стационарные двигатели и комплексные проекты промышленных установок. Автомобильное отделение концерна, фирма MAN Nutzfahrzeuge AG, выпускает грузовики различного назначения полной массой от 6 до 48 тонн с мощностью двигателей от 75 до 600 л.с., а также автобусы и специальные машины, в том числе военные.

В основе высокой репутации автомобилей, отличающихся своей надежностью и долговечностью, – огромный опыт, накопленный специалистами фирмы с 1915 года. Именно тогда началось в Нюрнберге промышленное производство грузовых автомобилей. В 1923-м был создан автомобильный дизель с непосредственным впрыском топлива, через год появился первый дизельный грузовик. С 1951-го MAN выпускает дизели с турбонаддувом. К 1954 году разрабатывается так называемый М-процесс дизеля (пристенно-пленочное смесеобразование), позволивший решить проблему снижения шумности, многотопливности и определивший развитие моторов MAN на долгие годы.

В кабине тягача

В настоящее время MAN владеет двумя крупными австрийскими фирмами Steyr и OAF, имеет собственные филиалы в Турции, Южной Африке, Польше и Австралии. В Венгрии и Румынии грузовики MAN выпускаются по лицензии. Общее производство грузовых автомобилей полной массой более 6,0 тонн составило в 1997/98 финансовом году более 50 тысяч единиц.

Последняя акция по расширению зоны влияния концерна – организация ЗАО «МАЗ-MAН», являющегося немецким предприятием на территории Минского автозавода. В специально построенных цехах по фирменной технологии ведется сборка автомобилей под контролем специалистов MAN. Ключевые должности на этом предприятии занимают также немецкие менеджеры.

Из Германии в Минск поступают кабины, силовые агрегаты – двигатели с коробками передач, колеса, пневмоэлементы подвески, тормозные системы с АБС. Минский завод поставляет рамы, передний и задний мосты, гидроусилитель рулевого управления. Конструкция агрегатов, производимых МАЗом специально для машин МАЗ-МАN, отвечает требованиям MAN. Все они проходят строгий входной контроль и отличаются высоким качеством изготовления.

МАЗ-MAН выпускает две версии тягача с колесной формулой 4 х 2: мощностью 370 и 400 л.с., отвечающие требованиям Euro-1 и Euro-2. По уровню шума и токсичности выхлопа эти машины соответствуют нормам международных перевозок «Зеленый грузовик» (U) и «Особенно зеленый грузовик» (S) соответственно. Первые две сотни седельных тягачей, выпущенных с середины 1998 года, встречены автоперевозчиками положительно. Познакомимся с их конструкцией подробнее.

«Грузовик года» из Минска

В основе конструкции моделей, выпускаемых ЗАО «МАЗ-MAН», находится тягач серии F 2000, завоевавший почетный журналистский титул «Грузовик 1995 года». Модель, удовлетворяющая нормам Euro-1 в соответствии с российскими стандартами обозначается как тип 543265, а соответствующая нормам Euro-2 – как тип 543268. Седельные тягачи выпускаются с базой 3550 мм и рассчитаны на работу в составе автопоезда с полной массой до 44 000 кг.

Автомобили комплектуют кабиной большой вместимости шириной 2440 мм, с двумя откидными спальными полками, спойлером на крыше и солнцезащитным козырьком над ветровым стеклом. Кабина откидывается вперед на 600 ( с помощью ручного, гидравлического или электрогидравлического привода. Стандартная подвеска кабины на раме – 4-точечная, пружинная, по заказу устанавливается пневматическая.

Кабина отличается высокой коррозионной устойчивостью: она изготовлена из стали, оцинкованной горячим способом. Из дополнительных мер, обеспечивающих высокую долговечность, отметим катодную окраску методом погружения и защиту скрытых полостей антикоррозионными средствами. Удобство посадки облегчают двери, открывающиеся на 900 и подсветка ступеней, которая включается в темное время суток. Сиденье водителя оснащено пневмоподвеской Isringhausen, между сиденьями расположен ящик для ручной клади. Микроклимат обеспечивает отопитель Eberspacher DZL CC.

В стандартное оборудование входят: электрический тахоспидограф для двух водителей, аудиокомплект, электропривод стеклоподъемника правой двери, пневмосигнал, подогреваемые и электрически регулируемые зеркала заднего вида, отделение для одежды, трехточечные ремни безопасности. В качестве опций предусмотрена установка автоматического кондиционера и розетки 12 В/180 Bт.

Несмотря на то, что конструкция кабины не менялась в течение длительного времени, водители-дальнобойщики довольны как ее внутренним объемом, так и эргономикой. Обитый мягким пластиком щиток приборов достаточно современен. Приборы не бликуют при любом освещении. Удобно расположенные переключатели, рычаги и педали способствуют длительной работе без усталости. Рулевое колесо регулируется по высоте и углу наклона.

В зоне над лобовым стеклом предусмотрен целый ряд отделений для дорожных карт и документов. Для 1,5-литровых бутылок имеются держатели в дверных карманах, но настоящий багажник расположен под нижним спальным местом. Его вместимость – 400 литров.

Панель приборов

При взгляде на кабину, порой называемую в среде водителей «будкой локомотива», обращает на себя внимание двухсекционный бампер с упругой наружной частью, приспособленной к смягчению последствий столкновения автомобиля с пешеходом. Внутренняя часть бампера выполнена жесткой и представляет собой противоподкатный брус, при лобовом столкновении препятствующий попаданию легковой машины под тягач.

Автомобиль оборудован эффективной оптикой головного света: встроенные в бампер сдвоенные галогенные блок-фары с улучшенной формой рефлектора позволяют в 1,7 раза увеличить интенсивность дальнего света по сравнению с традиционными. Для очистки фар используются струйные омыватели высокого давления. Небольшие прямоугольные противотуманные фары встроены в нижней части бампера. Две ниши для прохода воздуха к радиатору выполняют роль ступенек, позволяющих водителю протереть лобовое стекло или проверить механизм стеклоочистителя.

Силовые агрегаты

ЗАО «МАЗ-MAН» устанавливает на тягач модели 543265 дизель MAN D 2866 LF 21 мощностью 370 л.с. (Euro-1), а на тягач 543268 дизель MAN D 2866 LF 20 (Euro-2), развивающий 400 л.с. Оба мотора рядные, шестицилиндровые с турбонаддувом и интеркулером. При рабочем объеме 11,97 л они сочетают такие качества, как высокая приспосабливаемость к изменению нагрузок, экономичность и долговечность. При правильном и своевременном обслуживании эти двигатели обеспечивают пробег 1 млн. км до капитального ремонта. Высокие мощностные параметры достигаются при небольших частотах вращения коленчатого вала: 370 л.с. при 2000 мин-1; 400 л.с. при 1800–2000 мин-1.

Сиденье водителя с пневмоподвеской

Электронное управление ТНВД на двигателе MAN D 2866 LF 20 позволило предельно снизить обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту. Так, мотор MAN D 2866 LF 21 развивает максимальный крутящий момент 1550 Н•м при 1200 -– 1400 мин-1, а пик кривой крутящего момента дизеля MAN D 2866 LF 20, соответствующий 1730 Н•м, достигается в диапазоне оборотов 1000 – 1500 мин-1. Водители называют этот мотор особенно «тяговитым». Дизели MAN оснащаются ограничителем оборотов, соответствующим кинематической скорости автопоезда, равной 85 км/ч.

Силовые агрегаты комплектуются однодисковым сцеплением фирмы F&S (Fichtel und Sachs) MFZ 430, c гидравлическим приводом и пневмоусилителем. В качестве коробки передач применяется 16-ступенчатая механическая ZF 16S151. Автомобили оснащаются противобуксовочной системой и круиз-контролем.

Ходовая часть

Тягачи собирают с мостами производства Минского автозавода, прошедшими жесткий селективный отбор и рассчитанными на максимальную нагрузку до 7,5 т для переднего и 11,5 т для заднего. При этом допустимая нагрузка на седло составляет 10,675 т. В переднем мосту шкворневой узел укомплектован игольчатыми подшипниками, а в заднем используется планетарная колесная передача в сочетании с принудительно блокируемым межколесным дифференциалом. Передаточное отношение главной передачи – 3,97.

Если передняя подвеска тягача – рессорная, то сзади мост опирается на пневмобаллоны, приобретаемые у фирмы WABCO. Пневмподвеска дополняется системой автоматического электронно-управляемого поддерживания постоянной высоты седельного устройства (ECAS). Автомобили комплектуют колесными дисками Kronprinz 22.5 х 9.00 и бескамерными шинами Continental размером 315/80 – 22,5.

Тормозную систему в комплекте с АБС для установки на тягачи поставляет фирма WABCO. Она – двухконтурная пневматическая с подогреваемым воздухоосушителем. Тормозные механизмы колес – барабанные. В качестве тормоза-замедлителя используется моторный тормоз.

Приспособленность к российским условиям эксплуатации

Двигатель MAN D 2866 LF 20

Испытания автомобилей ЗАО «МАЗ-MAН», проведенные перед началом производства, показали их пригодность для работы в российских дорожно-климатических условиях. Конструкторы предусмотрели ряд мер, делающих работу тягачей более эффективной. Так, соответствие характеристик подвески (упругих элементов и телескопических амортизаторов) обеспечивается опытом применения подобных элементов на тягачах МАЗ. Топливный бак (вместимостью 500 л) оборудован подогреваемым топливным фильтром. Кроме того, в систему топливоподачи встроен дополнительный фильтр-водоотделитель «СЕПАР 20002» (опция: возможна установка обогреваемого водоотделителя).

Отсутствие в автомобиле сложных электронных систем, простота конструкции тягача и его высокая ремонтопригодность повышают конкурентоспособность на российском рынке. Очень важно, что сервисное и гарантийное обслуживание, а также все виды ремонта машин осуществляются через сеть станций технического обслуживания дилеров и сервисную сеть MAN в СНГ, а также через сеть сервисных станций MAN в Западной Европе.

По поводу приобретения автомобиля МАЗ–МАН Вы можете обратиться:

ООО «МАЗ–MAN Трак Трейдинг», 121170, Москва, ул. Кульнева, д. 3

На 5-ом Московском международном автомобильном салоне Минский автомобильный завод представил четыре новинки автомобильной и автобусной техники с маркой МАЗ. В этом году в «Автосалоне-2001» представлены 600 участников из 30 стран мира.
5-ый юбилейный салон в этом году знаменателен тем, что впервые на нем проводится целый ряд конкурсов, итоги которых подводит профессиональное жюри.
Журнал «Коммерческий транспорт» совместно с ОАО «АСМ-Холдинг» провели конкурс «Гран При журнала «Коммерческий транспорт» по двум номинациям «Лучший ГРУЗОВИК Автосалона-2001» и «Лучший ФУРГОН Автосалона-2001». Целью конкурса было выявить среди экспонатов Автосалона-2001 самый достойный по новизне, дизайну, техническим характеристикам, безопасности, экологичности, приспособленности к российским условиям эксплуатации и финансовым условиям приобретения. Конкурс поддержали Министерство транспорта РФ, ГИБДД МВД России, Российский Автотранспортный Союз, АСМАП, НАМИ, НИЦИАМТ, Мосавтотранс. Возглавил жюри первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Насонов А.П.
В номинации «Лучший грузовик автосалона-2001» первое место занял седельный тягач МАЗ-МАН 543268 с двигателем Евро-3, высокой кабиной, пониженной высотой седла (1050 мм), второе место (с отрывом в один балл) занял седельный тягач МАЗ-544020-320-021 (Евро-3). Минский дуэт опередил более чем на 10 баллов своих ближайших соперников.
27 августа были оглашены итоги еще одного конкурса – «Автобус Автосалона-2001». Этот конкурс проводился организаторами Автосалона-2001 совместно с журналом «Автоперевозчик» при поддержке Министерства транспорта России. Первое место в номинации «Приз посетителей автосалона» досталось новому автобусу МАЗ-107. МАЗ-107 – первый отечественный 15-ти метровый автобус, расчетной вместимостью 148 пассажиров. Первое место среди одиннадцати претендентов со всего мира.
ИА «ЭКОПРЕСС»

Об «альтернативном» минском производителе тяжелых грузовиков, компании МАЗ-МАН, многие позабыли. Некоторые думают, что марка и вовсе уже не существует. Однако МАЗ-МАН не только существует, но и успешно развивается.

Напомним, что договор о создании совместного производства был подписан в декабре далекого 1997 года, сборка началась в 1998-м. Самые первые машины МАЗ-MAN представляли собой двухосное мазовское шасси с двигателем MAN и кабиной MAN F2000. Естественно, отличий там было гораздо больше, но внешне все выглядело именно так. Собственно, по надписи «МАЗ-MAN» на решетке радиатора их только и можно было отличить от седельников MAN F2000.

В 2005 году поставки кабины MAN F2000 прекратились. Перед СП остро встал вопрос о том, что делать дальше и какую кабину использовать. Конечно, наиболее приемлемым вариантом в этой ситуации оказалась кабина Минского автозавода. Так появились грузовики МАЗ-MAN второго поколения. От МАНа здесь остался только двигатель, а внешне это был вылитый МАЗ, но с другой эмблемой. К этим машинам довольно быстро прилепилось прозвище МАЗ-МАЗ.

Выпуск автомобилей МАЗ-МАЗ продлился несколько лет, но был временной мерой. А новое «лицо компании» широкой публике впервые показали на выставке СТТ-2011. Стеклопластиковая передняя маска — плод совместной работы специалистов компании МАЗ-MAN и дизайнерского центра академии наук Белоруссии.

Что касается дня сегодняшнего, то завод МАЗ-МАН не только работает над своими традиционными моделями, но и осваивает новые сегменты грузового рынка. Так, теперь здесь строят и трассовые автомобили, и настоящие внедорожники. При этом MAN давно вышел из состава учредителей СП. Сейчас у предприятия совсем другие владельцы.

Так что же такое современный грузовик МАЗ-MAN? Улучшенный МАЗ? Упрощенный MAN? Пожалуй, ни то и не другое. МАЗ-MAN — это самостоятельная торговая марка и собственные идеи. Любопытно, что, начавшись как сборочное производство классических магистральных «дальнобойных» тягачей, МАЗ-MAN в итоге стал производителем нестандартных грузовиков для специализированных задач — вроде финской Sisu.

Главными двигателями для всех машин МАЗ-МАН сейчас являются мановские моторы серий D20 и D08. Коробки передач — немецкие ZF. Рамы предприятие делает самостоятельно, но основа для них — болванки лонжеронов из Китая. Оттуда же можно заказать мосты HanDe — впрочем, стандартно на заводе устанавливаются мосты МАЗ или MAN.

Кабины до сих пор поставляются с МАЗа. Но их основательно дорабатывают. Например, перебирают и заново перекладывают всю электрику. А еще интересно, что помимо собственно грузовиков на заводе организовано и производство собственных самосвальных кузовов.

У компании сейчас много заказчиков в «ресурсных» сферах, таких, к примеру, как Сургутнефтегаз. Но самое, пожалуй, главное, что грузовики МАЗ-MAN теперь внешне не похожи ни на МАЗ, ни на MAN. Они наконец-то обрели свое собственное, узнаваемое лицо — как и подобает самостоятельному автопроизводителю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *