Машины загрязняют окружающую среду

Тема загрязнения окружающей среды автомобильными выхлопами не нова и существует с момента выпуска первого массового автомобиля. Изначально это мало интересовало общественность, особенно жителей крупных городов, для которых задымленность, низкое качество воздуха и постоянный смог были постоянными спутниками в жизни.

Однако время шло, и люди все тщательнее стали относиться к качеству своей жизни, было доказано, что именно вредные выбросы промышленных предприятий и растущего числа автомобилей, являются главными виновниками в загрязнении окружающей среды.

Городской автомобильный трафик с пробками

Статистически было подсчитано, сколько за год выбрасывает в атмосферу автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем. Цифры мягко говоря впечатляют:

  • угарный газ – 140 кг;
  • углеводородные соединения – 20-25 кг;
  • сернистый газ – 3-5 кг;
  • производные азота – 30-40 кг.

Авария на буровой платформе British Petroleum и последующая катастрофа

Для того чтобы понять масштабы просто умножьте показатели хотя бы одного пункта на 900 миллионов (приблизительное количество активных автомобилей в мире) и вы поймете всю глобальность проблемы. Не стоит забывать о том, что производство, добыча и транспортировка самого топлива также мягко не самый экологичный процесс. Достаточно вспомнить аварию на буровой платформе British Petroleum в Мексиканском заливе и последующую за ней гуманитарную катастрофу, масштабы которой не помог ликвидировать даже штраф в десятки миллиардов долларов выплаченный фирмой в качестве компенсации.

Так чем же страшны выбросы автомобиля для здоровья человека?

Если говорить о непосредственном влиянии, то абсолютную связь негативного воздействия автомобильных выхлопов на человека доказать очень сложно. Долгое время этим умело пользовались и манипулировали руководители мировых автоконцернов, стараясь, как можно дольше отсрочить внедрением суровых экологических стандартов на выхлопы автомобилей.

Тем не менее, статистика упрямая вещь, а цифры, как известно не лгут. Возрастающее количество заболеваний дыхательных путей у людей, а особенно детей проживающих в зонах с повышенным автотрафиком прямая связь с негативными последствиями автомобильных выхлопов. Очень часто, подобные заболевания, являются приобретенными, когда, к примеру, абсолютно здоровый при рождении ребенок, не имея даже генетической предрасположенности, заболевает астмой. Или взрослый человек сменивший место проживание на указанную зону повышенного трафика, до этого не имевший проблем со здоровьем, приобретаем симптомы заболевания.

Выбросы автомобиля

Если рассматривать данные случаи по отдельности они не вызывают тревоги, мало ли какой человек болеет. Но вот, если присмотреться к проблеме в планетарных масштабах, это покажется катастрофой.
К примеру, заболевания астмой (самой распространенной болезнью дыхательных путей), возросло за последние десятилетия в геометрической прогрессии, и Всемирная Организация Здравоохранения напрямую связывает это с возрастающим числом автотранспорта в мире.
Тоже самое касается и других заболеваний включая онкологические. Доказано, что рак это прямой результат воздействия плохой экологической обстановки на организм человека. Больше всего им болеют люди, проживающие в городах или урбанизациях, где уровень загрязненности воздуха превышает допустимые нормы, а одним из главных виновников загрязненности, как раз и является автомобиль.

Не в пользу эксплуатации автомобилей, говорит и статистика сердечно-сосудистых заболеваний, которые, как известно, стоят на первом месте по смертности. Доказано, что плохая экология способна влиять на качественный образ жизни человека, даже если он не имеет вредных привычек и заботится о своем здоровье. Есть подробные результаты исследований английских ученых, указывающих на то что, ежегодно около 30000 англичан ежегодно умирают от инфарктов только по причине плохой экологической обстановки в местах их проживания. И это мы говорим об Англии, благополучном британском государстве с высоким уровнем жизни, что говорить о странах с менее развитой экономикой и медициной.

Кто же виноват и что делать?

Вредные выбросы в атмосферу

Виновных в проблемах загрязнения окружающей среды, к сожалению, нет. Мы все в той или иной мере ответственны за состояние планеты. Надеемся, что мир вовремя спохватился заботой об окружающем мире и ситуация еще поправима.

Разумеется, единовременно мы не можем остановить все вредные предприятия и отказать от услуг автотранспорта, поэтому предпринимаются другие шаги, направленные на восстановление природного баланса.

Первым шагом в этом направлении стало подписание знаменитого «Киотского протокола» – документа обязывающего крупнейшие экономики мира сократить число вредных выбросов в атмосферу.
Как результат подписания этого документа, мы видим ужесточение экологичных стандартов вредных выбросов в автомобилях, это известные в Украине стандарты Евро-4 и Евро-5. Для понимания эти стандарты запрещают выпуск на рынок автомобилей с выбросом вредных веществ выше определенной нормы, к примеру стандарт Евро-5 ограничен выбросом углекислого газа в атмосферу на отметке 0,8 грамма на километр пробега. И это не предел, с каждым годом стандарты становятся еще жестче, поэтому многие автопроизводители стараются найти альтернативный путь развития, главным из которых на сегодня служит производство электромобилей.

Электромобиль не панацея, но огромный шаг на пути к восстановлению экологии

Альтернативные источники энергии

Поиск альтернативного топлива толерантного к окружающей среде, происходит постоянно. На сегодняшний день, самая эффективная альтернатива бензину, газу и дизелю это электричество. Единственный вид энергии практически не имеющий вредных выбросов.

Несмотря на это, его также можно критиковать, поскольку производство электроэнергии сегодня, происходит не на самых экологически чистых атомных и тепловых электростанциях, которые по своей опасности не лучше миллионов автомобилей. Отчасти в этом есть доля правды, однако электроэнергию можно производить и от возобновляемых источников, к примеру, солнца, ветра, силы приливов, потоков рек. Развитие альтернативной энергетики, столь же стремительно, как и развитие производства электромобилей.

Поэтому, по мнению экологов, электромобили и производство альтернативной энергии самое перспективное направление по восстановлению природного баланса в мире.

Если говорить коротко, то с экологической точки зрения электромобили полезны по нескольким причинам:

  • не производят вредных выхлопов с угрожающим для экологии объемом;
  • могут работать на электроэнергии выработанной экологически чистыми источниками;
  • аккумуляторные батареи электрокаров подвергаются переработке с возможностью повторного использования в производстве.

Электрический «зеленый» автомобиль Nissan Leaf

Да и в целом, электромобиль изначально рассматривался как альтернатива автомобилю с ДВС с позиции – экономия + экология. То есть этот вид транспорта, напрямую разрабатывался с конкретной целью и все дальнейшие разработки в этом сегменте будут направлены на увеличение именно экологичности автомобиля.

Если говорить откровенно, электромобиль пока единственный успешный и уже реализуемый проекта человечества, направленный в сторону сохранения экологии от последствий жизнедеятельности человека. Поэтому подобные начинания, должны встречать только поддержку и понимание.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ситдикова А.А. 1 Святова Н.В. 1 Царева И.В. 1 1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Урбанизация – одна из важнейших демографических тенденций нашего времени. С ростом числа и размеров городов стремительно нарастают экологические проблемы, которые определяют жизнь среднестатистического жителя города. Несмотря на то что все крупные города России отличаются друг от друга по своему экологическому статусу, тем не менее, основные проблемы экологии крупных городов, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. В настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. 135 KB автотранспорт атмосферный воздух экология города 1. Авалиани С.Л. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды / Авалиани С.Л., Ревич Б.А., Захаров В.М. – М.; 2010. – 165 с. 2. Атапина И. Г. Чистый воздух – основа благоприятной окружающей среды / И.Г. Атапина, Г. М. Аксенцова // Санитарный врач. – 2007. — №1. – С. 27-30. 3. Государственный доклад Министерства экологии и природных ресурсов РТ «О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды республики Татарстан». – Казань, 2004-2012. 4. Государственный доклад. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан. – Казань, 2005-2012. 5. Степанова Н.В., Святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Фундаментальные исследования. – 2014. — № 10-6. – С. 1185-1190. 6. Хамитова Р.Я. Тяжелые металлы и город: некоторые аспекты контроля и оценки воздействия. / Хамитова Р.Я., Степанова Н.В. – Казань, 2004. – 256 с. 7. Pattenden S. Methodological approaches to the analysis of hierarchical studies of air pollution and respiratory health – examples from the CESAR study / S.Pattenden, B.G.Armstrong, D.Houthuijs et al. // J.Exposure Analysis and Enviromental Epidemiology. – 2000. — № 10. – P. 420-426. Урбанизация — одна из важнейших демографических тенденций нашего времени. С ростом числа и размеров городов стремительно нарастают экологические проблемы, которые определяют жизнь среднестатистического жителя города. Анализ данных литературы показывает, что в основе экологических проблем мегаполисов лежат несколько объективных причин: во-первых, высокая концентрация населения на весьма ограниченной территории; во-вторых, население, чтобы обеспечить себя материально должно работать, что предполагает концентрацию огромного промышленного потенциала на определенной территории; и, в-третьих, мегаполис должен иметь мощную автотранспортную индустрию, без чего не может быть обеспечена нормальная жизнь города .

Концентрация промышленного потенциала и автотранспорта неминуемо приводит к загрязнению городской среды и ухудшению условий жизнедеятельности и безопасности здоровья горожан. Достаточно сказать, что в Москве на каждого жителя приходится по 46 кг вредных веществ в год, а в Казани в 2012 г. этот показатель составил в 2012г. 52,1 кг/год . Несмотря на то что все крупные города России отличаются друг от друга по своему экологическому статусу, тем не менее, основные проблемы экологии крупных городов, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

В настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.

Сегодня мировой автомобильный парк превышает 600 млн. единиц, из которых 83-85% составляют легковые, 15-17% — грузовые автомобили и автобусы. Если их поставить бампер к бамперу, то получилась бы лента длиной 4 млн. км, которой можно было бы 100 раз опоясать земной шар по экватору. Доля транспортных средств в загрязнении воздуха в городах достигает 70-90%, что создает достаточно устойчивые и обширные зоны, внутри которых санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха превышены в несколько раз .

Специфика подвижных источников загрязнения (автотранспорта) проявляется в низком расположении (на уровне дыхания детей), распределении на неопределенные территории, часто в непосредственной близости к жилым районам.

К числу приоритетных загрязнителей атмосферы, поступающих в городскую атмосферу с отработавшими газами автомобилей, относятся свинец (80% выбросов), оксид углерода (59%), оксиды азота (32%), бенз(а)пирен, летучие углеводороды. На долю свинца приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы автотранспортом .

Состав выхлопных газов автотранспорта зависит от типа двигателя, режима работы, технического состояния и качества топлива. В настоящее время изучено более 200 компонентов, входящих в состав отработанных газов автотранспорта. По объему наибольший удельный вес имеют оксид углерода (0,5-10%), оксиды азота (до 0,8%), несгоревшие углеводороды (0,2-3,0%), альдегиды (до 0,2%) и сажа. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и оксидов азота, а дизельных двигателей — оксидов азота и сажи .

Таблица 1

Доля выбросов автотранспорта в выбросах вредных веществ в крупных городах мира

Город

Доля выбросов автотранспорта (%)

от общего количества выбрасываемых веществ

Углерода оксид

Углеводороды

Азота оксиды

Санкт-Петербург

Лос-Анджелес

Мадрид

Нью-Йорк

Стокгольм

Токио

Торонто

В среднем, автомобиль потребляет в год 2 т бензина и выбрасывает в воздух 20-25 тыс. м3продуктов сгорания, в которых содержится 700 кг СО, 40 кг NО, 230 кг углеводородов и 2-5 кг твердых частиц .

Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта зависит также от режима его работы, от скорости движения транспорта, от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов.

Качество топлива тоже обусловливает состав отработанных газов автотранспорта. Состав и свойства токсичных веществ, поступающих в атмосферу города с выхлопными газами, существенно зависят не только от вида топлива, но и от типа, модели, технических параметров автомашин, в том числе от степени их изношенности.

Исходя из этого целью данной работы является анализ экологической обстановки в крупном промышленном городе (на примере г. Казань) связанной с состоянием загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

Казань является крупным промышленным городом Российской Федерации с населением более одного миллиона жителей. Город располагается на обширной территории и располагает обширной сетью автомобильных дорог. Тема актуальна тем, что в городе насчитывается более 800 тысяч единиц автотехники. В большинстве своем эта техника, более 80% исчерпала свой ресурс или находится в стадии выработки своего ресурса. Автотехника представлена легковым и грузовым транспортом, работающим на дизельном или бензиновом топливе.

Доля транспортных средств в загрязнении воздуха в городах достигает 70-90%, что создает достаточно устойчивые и обширные зоны, внутри которых санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха превышены в несколько раз. Расчет валовых выбросов автотранспорта, проведенный по методике разработанной Госкомитетом РФ по охране окружающей среды (приказ Госкомэкологии России № 66 от 16.02.1999г.) для оксида углерода, оксидов серы и азота, углеводородов, сажи, диоксида серы, формальдегида и бенз(а)пирена, позволил установить, что концентрации перечисленных токсикантов сильно связаны между собой и для оценки автотранспортной нагрузки достаточно выбрать один из них.

По данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан за 2002 — 2012 гг.», государственного доклада Министерства экологии и природных ресурсов РТ и данных социально-гигиенического мониторинга (форма №18 статистической отчетности) за указанный период, доля промышленных выбросов в общем загрязнении — порядка 27- 30 % . Среди примесей, ухудшающих качество воздуха в городе, — токсичные вещества первого и второго классов опасности (хром, бензол, фенол, акролеин, формальдегид) и вещества, обладающие низким порогом раздражающего действия (сероводород, аммиак, едкий натр и т.п.). Более 67,5 % всех выбросов стационарных источников формирует ОАО «Казаньоргсинтез», порядка 10 % — ТЭЦ-1. Существенное загрязнение создают ТЭЦ-2, МУП ПО «Казэнерго», ООО «Казанский комбинат силикатных стеновых материалов» и т.п. Город слабо зонирован. Жилая застройка в ряде случае примыкает к промышленным площадкам. При общем числе зарегистрированных автотранспортных единиц в городе около 277 тысяч, транспортная нагрузка основных магистралей города достигает 3500-6000 физических единиц в час. Состояние среды обитания свидетельствует о наличии угроз и опасностей для здоровья населения . По результатам лабораторных исследований атмосферного воздуха городских поселений за последние годы в РТ отмечается стабилизация и снижение доли проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, с 2,8 % в 2010г. до 2,2 % в 2012г. Однако указанные показатели превышают значения по Российской Федерации (1,5%) и Приволжскому федеральному округу (1,1-1,3%).

На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа автомашин физических и юридических лиц, в связи с чем, основной рост выбросов связан с автотранспортом. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы крупных городов составляет. В 2008 году по предварительным данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий по Республике Татарстан составило ориентировочно около 270 тыс. тонн, от автотранспортных средств увеличилось и составило — около 349,5 тыс. тонн.

Общий валовый выброс загрязняющих веществ от транспортных средств юридических и физических лиц, находящихся в государственных формах собственности, составляет в среднем 54,8% от общего объема выбросов по Республике Татарстан 40% и более от общего валового выброса в городах (табл. 2, 3)

Таблица 2

Данные о количестве транспортных средств в Республике Татарстан за 2000-2011 годы

Годы

Количество транспортных средств

Всего (авто-мотоприцепы)

В том числе

Легковые

Грузовые

Автобусы

Мотоциклы

Таблица 3

Данные о количестве транспортных средств в г. Казань за 2002-2011 годы

Год

Всего

Автотранспорт

юридических лиц

Автотранспорт

физических лиц

72,3

72,5

72,8

76,5

76,4

Примечание: — * до 2007г. показано количество автотранспорта принадлежащие предприятиям и организациям (юридические лица), с 2009г. показаны суммарные количество автотранспорта, автотранспорт юридических и физических лиц.

В 2012 году по предварительным данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий по Республике Татарстан составило ориентировочно около 270 тыс. тонн, от автотранспортных средств увеличилось и составило — около 349,5 тыс. тонн.

Общий валовый выброс загрязняющих веществ от транспортных средств юридических и физических лиц, находящихся в государственных формах собственности, составляет в среднем 54,8% от общего объема выбросов по Республике Татарстан. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы крупных городов составляет 40% и более от общего валового выброса (табл. 4).

Таблица 4

Динамика валовых выбросов химических веществ в атмосферный воздух г. Казань (тыс. тонн)

Анализ динамики выбросов загрязняющих веществ за период с 2002г. по 2012 г. демонстрирует устойчивый рост валовых выбросов в атмосферный воздух г. Казань на протяжении 2002-2009 г.г. с 111 т/год до 136 т/год, в основном за счет увеличения выбросов от автотранспорта. Данная тенденция объясняется общим спадом производства в этот период, и с увеличением количества автомашин физических и юридических лиц, в связи, с чем на долю выбросов от автотранспорта приходится 65,1% — 77,3% от общих валовых выбросов.

На протяжении последних лет отмечается обратная тенденция — снижение валовых выбросов, в основном за счет уменьшения выбросов от автотранспорта. Количество выбросов от автомашин с 2009 года снизилось на 30-40 тыс. тонн и составило 73,5 тыс. тонны в 2012 году. Не смотря на это, вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы в Казани в последние годы остается высоким и составляет 69,4% — 71,5% (табл. 5 и 6).

Анализ данных с 2002 г. по РТ демонстрирует устойчивый рост валовых выбросов загрязняющих веществ с 487, 4 до 605, 4 тыс. тонн. На 1 месте по количеству общих выбросов располагается г. Казань, на 2-ом — Нижнекамск, на 3-ем — Альметьевск и Набережные Челны. Доля выбросов в остальных городах РТ значительно ниже.

Таким образом, экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Полученные результаты предполагают разработку комплекса оздоровительных, природоохранных, градостроительных мероприятий и ряд архитектурно-планировочных решений, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в жилых районах города:

— по совершенствованию автомобиля и его технического состояния;

— рациональной организации перевозок и движения, снижение загруженности дорог, строительство объездных путей;

— озеленение дорог, дворов и скверов.

Рецензенты:

Шайхелисламова М.В., д.б.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека КФУ Институт физической культуры и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;

Вахитов И.Х., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры ИФКиС КФУ Институт физической культуры и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета , г. Казань.

Библиографическая ссылка

Ситдикова А.А., Святова Н.В., Царева И.В. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19623 (дата обращения: 30.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Ташкенте за прошлый год составил 426 тысяч тонн. При этом на долю автотранспорта пришлось 395 тысяч тонн, или более 90% выбросов, сообщили «Газете.uz» в Ташкентском городском управлении по экологии и охране окружающей среды.

В масштабах Узбекистана общий объем выбросов в 2018 году составил 2 миллиона 449 тысяч тонн, из них на автотранспорт приходится 60%, что более чем в 3 раза превышает стандарты, установленные в развитых и развивающихся странах (об этом говорилось на конференции, посвященной Всемирному дню окружающей среды, 4 июня).

Уровень загрязнения городского атмосферного воздуха измеряется индексом загрязнения атмосферы (ИЗА). Значения ИЗА менее 5 баллов соответствуют пониженному уровню загрязнения. ИЗА рассчитывается путем сравнения наблюдаемых концентраций загрязняющих веществ с установленными для них предельно допустимыми концентрациями (ПДК), значения которых выше 1,0 потенциально опасны для здоровья населения.

За последние 10 лет уровень загрязнения атмосферы во всех городах Узбекистана был пониженным, сообщили в Центре гидрометеорологической службы. Самые низкие значения ИЗА — 1,10−2,63 характерны для таких городов как Денау, Коканд, Гулистан, Самарканд, Сариасия. Более высокие значения ИЗА — 4,30−5,30 наблюдаются в Алмалыке, Ангрене, Бухаре. В остальных городах ИЗА в диапазоне 3,20−3,97.

Воздух в Ташкенте

С 2006 года показатели ИЗА в Ташкенте колеблются на уровне 3,32−4,96 балла.

Согласно замерам Узгидромета, за последние 10 лет для Ташкента характерно фоновое загрязнение пылью, превышающее среднесуточные ПДК в 1,3−2,7 раза, диоксидом азота — в 1,3−2 раза. Превышение ПДК в течение года в 10,4−42,7% случаев фиксируется в жаркий засушливый безветренный летне-осенний период.

«Съеденный» автотранспортом

Основным мобильным источником загрязняющих веществ, в частности, диоксидом азота, является городской транспорт. В стране зарегистрировано свыше 2 миллионов единиц автотранспорта, из них в Ташкенте — 450 тысяч. Город ежедневно принимает еще около 50 тысяч автомобилей из других регионов и государств.

Около 75% зарегистрированного в столице автотранспорта работает на бензиновых и дизельных двигателях и 25% — на газе. При работе на дизельном топливе с тонны горючего выбрасывается 208 кг загрязняющих веществ, при работе на газе — в 3 раза меньше, сообщили в Ташгорэкологии.

Автотранспорт выбрасывает в воздух 200 загрязняющих веществ, среди которых окись углерода, альдегиды, сажа, окислы азота. Накапливаясь в приземном слое (зоне дыхания людей), эти вещества под воздействием ультрафиолетовых лучей вступают в реакции, становясь исходными продуктами для образования новых, порой еще более токсичных соединений, говорится в ответе столичного управления по экологии на запрос «Газеты.uz».

По сравнению с 1991 годом (393 тысячи тонн) объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в Ташкенте почти не изменился, хотя показатель выбросов на единицу автотранспорта снизился в разы с 2,62 тонны до 0,88 тонны в год. Добиться этого удалось в немалой степени за счет обновления автобусов и грузового транспорта.

Зелень в городе

В последние годы ситуация с загрязнением атмосферного воздуха остается стабильной в связи с перепрофилированием или перемещением производственных мощностей за черту города, отсутствием крупных стационарных загрязняющих промышленных источников, а также мероприятиями по озеленению территории, рассказали в Узгидромете.

По данным городского управления по экологии, 43,6% от общей территории Ташкента находится под зелеными насаждениями. На одного человека приходится 69 кв. м зеленых насаждений при норме 50 кв м. Ежегодно в городе высаживают тысячи саженцев. В марте в Ташкента была проведена акция «Зеленая инициатива», посадили 400 тысяч саженцев.

Токсичность двигателей автотранспорта

В 2018—2019 годах в рамках операции «Чистый воздух», проведенной Ташгорэкологии, выяснилось, что около 6% столичного автотранспорта выпускают выхлопы с повышенной токсичностью и дымностью.

С 1 марта 2007 года Узбекистан запретил ввоз бывших в эксплуатации транспортных средств для перевозки пассажиров и грузовой транспорт средней грузоподъемности, а с 1 января 2010 года — весь автотранспорт, уровень токсичности двигателей которых не соответствует экологическому классу Евро-3, напомнили в агентстве «Узстандарт».

По данным «Тошшахартрансхизмат», сегодня автобусный парк столицы состоит из 622 автобусов экостандарта Евро-2. Автобусов стандарта Евро-3 — 572, Евро-5 — 131.

В четвертом квартале текущего года планируется приобрести 190 новых автобусов, работающих на сжатом газе, выбросы которых в 10 раз ниже в сравнении с выбросами автобусов на дизельном топливе. Сроки списания дизельных автобусов не оглашаются.

На период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), в частности, безветрия и высокой температуры, городские предприятия в зависимости от класса опасности переходят на сниженный режим работы. В город не допускаются большегрузные машины.

По данным столичного управления по охране окружающей среды, за последние два года положение НМУ не объявлялось. Раньше все предприятия, годовой выброс загрязняющих веществ которых превышает 50 тонн, составляли график работы на период НМУ. Сейчас большинство этих предприятий перенесены за город.

Источник «Газеты.uz» в Ташгорэкологии отметил, что необходимо ввести ограничения на движение большегрузного автотранспорта на строительных площадках. К примеру, у грузовиков китайского производства на третий год эксплуатации увеличивается дымность.

В Узгидромете сообщили, что синоптики ежедневно делают прогноз по НМУ. В соответствии с ним каждая отрасль самостоятельно принимает меры по недопуску некоторых категорий транспорта или снижению промышленных выбросов.

«Возвращать трамвай дорого»

В Управлении транспорта при хокимияте Ташкента (ныне перешло под ведомство Министерства транспорта) на запрос корреспондента «Газеты.uz» сообщили, что «возвращать трамвай нецелесообразно дорого».

При этом, отмечают создатели мобильного приложения для мониторинга пассажирского транспорта 3ТМ, возводимая сейчас эстакадная линия метро повторяет некоторые маршруты ликвидированного трамвая и стоит в разы дороже.

Выбросы промышленности

По данным Госкомэкологии, 36,2% общенационального объема выбросов в 2018 году пришлось на промышленные предприятия. Большинство промышленных объектов — основных загрязнителей воздуха — сконцентрировано в Ташкентской области (37,9%). О превышении ПДК промышленными предприятиями в столице и республике «Газета.uz» писала ранее.

«Газете.uz» не удалось получить ответ Министерства строительства о противопылевых мероприятиях, которые необходимо соблюдать на строительных объектах. Согласно санитарным нормам, утвержденным Министерством здравоохранения, «все работы, при производстве которых выделяется пыль, должны проводиться в условиях, исключающих или максимально ограничивающих выделение и распространение пыли… Все работы с поверхностями из асбестосодержащих материалов надлежит выполнять только после увлажнения с предварительным проколом герметичного покрытия».

Влияние загрязненного воздуха на здоровье человека

95% населения в мире дышат небезопасным для здоровья воздухом. По данным ООН, в 2012 году более 7 миллионов человек скончались от болезней, вызванных загрязнением воздуха. По оценкам ВОЗ, в 2016 году загрязнение воздуха стало причиной более 4 миллионов преждевременных смертей. Вдыхаемые вещества и частицы загрязненного воздуха оказывают негативное влияние на дыхательную, сердечно-сосудистую, иммунную систему.

Об этом рассказала глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Попова. Она отметила, что ранее атмосферу загрязняли в основном предприятия, а на сегодняшний день до 80% приходится именно на автотранспорт. В ведомстве причиной этому называют увеличение количества машин в городах РФ.

Как сообщает «Коммерсант», при этом в Роспотребнадзоре отметили общую тенденцию улучшения качества воздуха, в том числе вблизи автомагистралей. Оказалось, что доля проб с превышением гигиенических нормативов загрязняющих веществ уменьшилась на 0,46% (в докладе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указаны данные за 2015 год).

Согласно этому документу, «выбросы стационарных источников загрязнения на многих предприятиях достигли установленных предельно допустимых уровней, в том числе в результате перехода на более современные технологии; ряд источников загрязнения прекратил существование или снизил мощность».

В Министерстве природных ресурсов и экологии РФ согласились с тем, что причина усиления роли машин в загрязнении атмосферы связана с увеличением количества автомобилей в крупных городах. «Среди субъектов Российской Федерации по объёмам выбросов от автотранспорта лидирует, естественно, Москва», — отмечается в докладе ведомства «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году».

Министр природы Сергей Донской рассказал о том, что в столице России специалисты проводят эффективную работу по снижению экологического воздействия автотранспорта. «В том числе это строительство дорожной инфраструктуры, улучшение дорожного движения и развитие общественного транспорта, — комментирует он. — Всё это имеет положительное влияние на качество атмосферного воздуха».

«В целом за счёт ввода требований к экологическому классу топлива и двигателей, ряда мер по развитию дорожной инфраструктуры, общественного транспорта в дальнейшем удастся нивелировать эффект от роста парка автомобилей», — отметили в ведомстве. Недавно портал «Колёса.ру» публиковал ТОП-10 регионов РФ по продажам новых машин в 2016 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *