МАШИНЫ В СССР

Автомобили СССР

Самые известные машины советской эпохи

&nbspСегодня на дорогах нашей страны встречается множество различных автомобилей. Это и шикарные иномарки, и скромные представители отечественного автопрома, также среди них все еще находятся машины, выпущенные в Советском Союзе. А ведь какие-то тридцать лет назад все было совершенно иначе, всюду сновали «копейки» и «шестерки», лучшим джипом заслуженно считался «бобик», а самым престижным седаном для простого гражданина была «Волга». Разумеется, не стоит забывать о том, что в серийном производстве находилась «Чайка», однако эта машина представительского класса редко встречалась на дорогах, потому что делалась только для обслуживания верхушки партийной элиты. Советская автомобильная промышленность крепко держала под контролем внутренний рынок страны, «Жигули» и «Москвичи» не имели зарубежных конкурентов, поэтому стали самыми популярными автомобилями того времени.
Следует отметить, что из-за отсутствия конкуренции автомобили модернизировались крайне редко, один и тот же двигатель нередко ставился на различные модели кузовов. В то же время за рубежом активно шла работа над усовершенствованием каждой детали, каждого соединения, каждой мелочи. По сравнению с иномаркой советский автомобиль выглядел на порядок хуже, однако это вовсе не означает, что он плохо ездил. Советские инженеры часто покупали готовые решения своих колег из Европы, применяя их на новых моделях. Правда, это были устаревшие данные, которые уже не ставились в серийное производство на Западе, зато они широко применялись в отечественной автомобильной промышленности. Отметим справедливости ради, что отечественные машины начали уступать зарубежным с начала 70-х годов, до этого они составляли иномаркам достойную конкуренцию на внешнем рынке. Например, «Москвич 408» пользовался большим спросом в западных странах из-за отличного дизайна, надежных агрегатов и сравнительно низкой цены, он достойно представлял автомобильную промышленность советского Союза за рубежом.
Каждая новая модель машины быстро становилась популярной, ведь гражданин того времени не был разбалован обилием различных автомобильных марок.

Легковые автомобили в СССР: шедевры советского автопрома

Легковые машины фактически выпускались четырьмя заводами. Волжский автомобильный завод (ВАЗ) выпускал «Жигули», которые составили основу автомобильного парка страны. Автомобильный завод ленинского комсомола (АЗЛК) отставал от него в количестве машин, но все равно являлся гигантом автомобильной промышленности. «Москвич 2140» с низкооборотистым двигателем уступал знаменитой «копейке» (ВАЗ 2101) в резвости, зато превосходил ее на бездорожье. Ижевский завод, где происходила сборка автомобиля «ИЖ 412», получил репутацию надежности и качества, ведь являясь оборонным предприятием, он очень серьезно следил за соответствием машин всем принятым нормам. Машины, выпущеные Ижевским заводом пользовались большим спросом по всей стране, ведь отказ какого-либо агрегата раньше времени на них случался крайне редко. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) специализировался на выпуске самой комфортной машины того времени – «Волги», далеко не каждый человек мог позволить себе большой красивый седан, сделанный этим предприятием. Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) прославился знаменитым «Запорожцем» (ЗАЗ 968М), который имел заднее расположение двигателя и был самым дешевым авто в СССР. «Запорожец» преимущественно покупали жители сельской местности, ведь короткая база и двигатель над ведущими колесами сделали его самой лучшей машиной для грунтовых дорог, которая имеет привод только на одну ось.
История отечественного автопрома длилась несколько десятилетий, за это время предприятиями были выпущены сотни тысяч автомобилей различных марок. Некоторые машины получили популярность и за рубежом. Например, «УАЗ 468», прозванный в народе «бобиком» длительное время экспортировался в латинскую америку, составляя достойную конкуренцию своим западным «собратьям», а «ВАЗ 2121» вообще произвел революцию на рынке и оказался единственным автомобилем, который экспортировался в Японию — страну, которая очень редко импортирует чужую продукцию, а тем более машины. Для своего времени «Нива» оказалась единственным внедорожником с пружинной подвеской, она стоила гораздо дешевле конкурентов, что позволило ей завоевать сердца автолюбителей всего мира.
Разумеется, из-за полной монополизации рынка отечественными автомобильными заводами качество их продукци не шло ни в какое сравнение с зарубежными аналогами, это начало проявляться в начале 70-х годов и сильно бросалось в глаза перед развалом СССР. Мы не говорим о гигантах типа «Audi» или «BMW», даже машины более скромных производителей в 90-е годы были лучше по всем параметрам. Экономичные двигатели, комфортные салоны, высокая надежность каждого агрегата – все это чуждо для машины поздней советской эпохи. Практически каждый владелей машины невольно становился хорошим механиком, потому что некоторые узлы авто требовали постоянного ухода и ремонта. Набор отверток и гаечных ключей стал неприменным атрибутом багажника любой машины. И с каждым годом ситуация только ухудшалась, качество комплектующих оставляло желать лучшего, в то время как внешний вид также требовал доработок.
Собственно, если бы советские конструкторы поставили в «ГАЗ 24» чуть более мощный двигатель и улучшили комфортабельность, надежность, он смог бы стать полноценным конкурентом на международном рынке. Для этого у них под рукой находились все необходимые ресурсы, достаточно было отдать команду и уровень машины сразу же вплотную приблизили бы к мировому.
Но история советского автопрома развивалась по-другому, тогда о комфорте не слишком заботились, сам факт обладания автомобилем должен был сделать человека счастливым. Автолюбители не имели альтернативы, поэтому продукция «ВАЗа» и «АЗЛК» имела огромную популярность. «ВАЗ 2101», знаменитая «копейка», длительное время считался лучшим автомобилем СССР, пока ему на смену не пришел «ВАЗ 2106». «ИЖ 2715», прозванный в народе «пирожок», не имел себе равных в классе небольших фургонов, а «Нива» до сих пор пользуется популярностью в сельской местности.
С развалом СССР в автопроме произошли изменения, «АЗЛК» из-за ошибок руководства обанкротился, «ГАЗ» переключился с выпуска легковых машин на микроавтобусы (хотя «Волги» и сегодня занимают определенный сегмент рынка), лишь «ВАЗ» пережил сложные времена и смог развиться в гиганта легковой автомобильной промышленности. Конечно, как и в советском прошлом, «Лада» не может конкурировать по качеству с западными конкурентами, но автомобили постоянно улучшаются, а сравнительно низкая цена позволяет уверенно держаться на современном рынке. Правда, в последние годы серьезно активизировались китайские производители, их машины конкурентоспособны по цене, превосходят «Ладу» по количеству опций, но низкое качество металла и сборки пока не позволяет им доминировать. Однако это означает, что отечественному автопрому нужно серьезнее подходить к разработкам всех моделей, иначе любым проколом сразу воспользуются китайские конкуренты.
…Но не будем говорить о сегодняшнем дне. Наш сайт посвящен автомобилям ушедшей эпохи. Они были разными: какая-то модель мгновенно становилась популярной, а какую-то не очень хотели покупать. Качественные машины отправляли на экспорт, населению же предлагали более дешевый вариант, с простой отделкой салона и менее мощными двигателями. Фактически качественные машины делали только на Горьковском заводе, но «Волги» в большинстве случаев не поступали в свободную продажу, они предназначались для партийных деятелей, а не для простого советского работяги. Тем не менее, это наша история. Здесь собраны все легковые автомобили, произведенные серийно в советском Союзе. Редкие варианты мы не включаем в список, потому что они не получили большого спроса и не производились в больших количествах. Лишь массовые модели, которые стали легендами своей эпохи. Ну и машины представительского класса, они не были доступны большинству граждан, зато постоянно звучали у всех на устах.
В меню справа «ТОП» популярных машин, их покупали массово благодаря нововведениям в конструкции как кузова, так и силовых агрегатов. Либо можете найти любую интересующую Вас модель в соответствующем разделе. Мы рады, если информация на нашем сайте окажется для Вас полезной. 

Почти все детали машин изготавливались вручную. Балки передних осей ковали ручными молотами. Стальные листы облицовки кабины, капот, крылья выколачивали примерно так, как жестянщики делали ведра. Обработка досок платформы производилась рубанками, стамесками, долотами. От одной операции к другой, из цеха в цех детали путешествовали на плечах рабочих или на конных подводах. Красили автомобили кистями масляной, долго не высыхающей краской. Несмотря на такие условия производства, автомобиль был надежен, непритязателен в обслуживании, пригодным для тяжелых условий работы, что было крайне необходимо после разрухи Гражданской войны.
Через год было выпущено уже сто АМО-Ф-15, а еще через год на базе грузовика был начат выпуск автобусов, почтовых фургонов, пожарных насосов. АМО-Ф-15 выпускались до начало тридцатых годов и позднее служили еще долго, так что отдельные экземпляры сохранились до наших дней в работоспособном состоянии.

В 20-х годах ХХ века одной из любимых уличными мальчишками игр было угадывание марок машин на слух.

КЛАССИКА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Гудки авто были самые разнообразные: крякающие, блеющие, рычащие, завывающие сиреной и даже наигрывающие простенькие мелодии. Скрипели на все лады рессоры и деревянные части кузова, скрежетали шестерни, дребезжали стекла при езде по тряской булыжной мостовой. В 1927 году «звуковая коллекция» московских мальчишек пополнилась новым звуком. Они безошибочно узнавали «Примус». Такое прозвище получил первый легковой автомобиль советского производства НАМИ-1 (НАМИ – Научный автомоторный институт) благодаря шипящему звуку, который издавал двигатель и был очень похож на шипение примуса. Его выпускали за московском авторемонтном заводе «Спартак». И опять, НАМИ-1 не явился полностью уникальной разработкой советских инженеров. За основу был взят небольшой чешский автомобиль «татра».

За три года выпустили пятьсот машин НАМИ-1. Автомобиль отличался исключительной плавностью хода благодаря независимой подвеске колес и большим шинам. Двигатель развивал 22 лошадиных силы, а сочетание мощного двигателя с малой массой автомобиля и низким давлением воздуха в шинах давал машине хорошую проходимость по грунтовым и неровным дорогам.
Конструкторы начали работать над моделью, которая должна была заменить «примус», но дальше образцов дело не пошло, так как в 1932 году с конвейера нового автомобильного завода-гиганта в Нижнем Новгороде сошел первый «советский форд» — НАЗ (Нижегородский автомобильный завод). Это был грузовой автомобиль. В октябре 1932 года Нижний переименовали в Горький, и уже в декабре того же года с конвейера завода вышел первый легковой ГАЗ. Началась история массового автомобильного строения.

Ю.Долматовский. Знакомые и незнакомые.- Москва, "Детская литература", 1976.

Советская мощь

Настоятель Кентерберийского собора Х. Джонсон об истоках силы Советского Союза: "За мощью России в войне стоит ее мощь в деле мира".

Данный материал взят из книги "Величие подвига советского народа". В ней приведены зарубежные отклики и высказывания 1941-1945 годов о Великой Отечественной войне. Мне представляется, что это очень важно знать, особенно молодому поколению. Ведь сейчас подвиг Советского Союза принижают все, кому не лень. Этот и другие материалы Х. Джонсон написал и опубликовал в первой половине 1943 года под заголовком "Советская мощь".

Алексей Павлович ЧУМАКОВ. Сторонник КПРФ. г. Белгород.

РОССИЯ ПОРАЗИЛА ВЕСЬ МИР, когда 22 июня сумела противостоять неожиданному и варварскому нападению Гитлера и развеяла миф о "блицкриге".

Двадцать лет назад Россия была страной неграмотного крестьянства и сохи, страной с чрезвычайно отсталой промышленностью. Германия же двадцать лет назад была в зените своей промышленной мощи, уступая в этом только Соединенным Штатам Америки.

Все последующие годы Германия расходовала время, деньги и силы на усовершенствование самой разрушительной военной машины, которую когда-либо видел мир, и была готова в любой момент бросить ее против народа, восставшего из тьмы средневековой спячки.

Но, напав на Россию, Германия столкнулась с противником, который не уступал ей в силе. Двадцатилетняя антисоветская пропаганда была развеяна в прах событиями нескольких недель. Нельзя больше говорить о России как о стране, где машины "связывают веревками и проволокой", где духовный мир человека подавлен, а хозяйство находится на грани развала. Сейчас знают цену таким высказываниям. И мы не устаем изумляться количеству и качеству русского оборудования, искусству русского руководства, изобретательности русской стратегии и тактики, храбрости, единству и самоотверженности всего русского народа…

Россия выстояла.

Почему она выстояла?

Экспериментальные авторазработки в СССР

Откуда берется у нее сила для ответных ударов?..

Россия сильна своей армией. Это мы видели и видим. Теперь нам важна причина.

За мощью России в войне стоит ее мощь в деле мира. Россия сильна в искусстве войны, потому что сильна в искусстве мира. Она сильна в бою, ибо сильна в промышленности, сельском хозяйстве, науке и здравоохранении, сильна школами и вузами.

Она сильна в защите жизни, потому что сильна в заботе о жизни, будь то жизнь грудного младенца или ребенка, мальчика или девочки, юноши или девушки, мужчины или женщины. Сильна против массированных атак живой силы и техники, потому что сильна в развитии скрытых способностей, в завоевании сочувствия и доверия тех 150 национальностей, которые составляют ее Союз. В годы войны всходят семена, посеянные в мирное время.

Если говорить в двух словах, то сила России заключается в ее духовных и научных успехах. В основу своей созидательной жизни Россия положила моральный принцип и научный метод. Такова первая причина ее силы…

Наряду с новой моральной основой в России создана новая научная основа.

Наука в России приобретает большой размах. Значение науки начинает овладевать сознанием народных масс. Применение науки становится повседневным явлением во всех отраслях жизни.

Наука в Советском Союзе более смела и целеустремленна, чем у нас… Разница между отношением к науке в России и у нас велика и говорит не в нашу пользу. Наши лидеры игнорировали науку, наша армия ею пренебрегала. Последствия сказываются в войне.

Советский Союз имеет одно величайшее преимущество перед большинством других стран: он может рассчитывать на ум и знания всего народа, а не только той его части, которая обладает богатством…

Первые два года войны окончательно подтвердили, что советская система выдержала испытание. Россия стоит твердо. Она несет гигантские и ужасные потери, но она стоит твердо. Всё прогрессивное человечество в долгу перед Россией. Если бы не социалистический строй в Советском Союзе, Великобритания была бы в очень опасном положении и, возможно, уже не существовала, а положение Соединенных Штатов в 1943 году было бы таким же отчаянным, как наше положение в 1940 году.

БЕЗ АВТОРА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *