Машина Юрия Гагарина

В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Мы не могли обойти эту знаменательную дату стороной: ведь Юрий Гагарин был не только профессиональным летчиком, но и заядлым автомобилистом

Владимир Маккавеев

У первого космонавта планеты автомобилей было не так уж много, однако историй, связанных с ними, – хоть отбавляй. Например, главной автомобильной тайной Космонавта №1 по сей день остается легенда о его первом авто. Отдельные историки до сих пор утверждают, что свой первый автомобиль, да еще какой – длиннобазный седан «ЗиМ» ГАЗ-12 с шестицилиндровым мотором – Гагарин приобрел еще до своего полета в космос. Но эта легенда кажется сомнительной сразу по нескольким причинам. Во-первых, цитируемые «свидетели» почему-то постоянно «путаются в показаниях», описывая «первый автомобиль Гагарина». Во-вторых, нигде в архивах ГАИ записей о регистрации этого автомобиля на Юрия Гагарина не сохранилось. Ну и, наконец, элементарный здравый смысл не позволяет представить, зачем скромному в душе старшему лейтенанту Юре Гагарину, на руках у которого молодая семья, а впереди – полная опасностей космическая бездна, тратить свою, пусть даже огромную по советским меркам, зарплату за два с лишним года (!) на гигантский «членовоз», да еще и не имея при этом водительских прав. Скорее всего, «тайна гагаринского лимузина» объяснялась куда проще: возможно, будущий космонавт учился водить за рулем чьей-то машины (или машин, отсюда и расхождения свидетелей в моделях и цветах). По крайней мере, когда уже после возвращения с орбиты пришла пора в придачу к «космическим правам» получать еще и автомобильные, Человек планеты без проблем сдал экзамен на общих основаниях. «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры, – вспоминал позднее принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин. – Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»

Поговаривают, что сразу после возвращения первого космонавта на Землю ему по разнарядке «дорогого Леонида Ильича», курировавшего в то время космическую программу, подарили небесно-голубой кабриолет «Чайка». Но судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер и осел где-то в гараже особого назначения.

Служебную «Чайку», правда уже классическую – черную, на которой Гагарин будет ездить вплоть до своей трагической гибели весной 1968 года, покорителю космоса партия и правительство действительно предоставят, но это будет позже. На первых же порах первому космонавту планеты выделили персонального служебного «козла» ГАЗ-69 с водителем-сержантом из соседней авиачасти. Впрочем, Юрий Алексеевич не роптал. Тем более что вскоре у него в гараже появились сразу две «Волги» ГАЗ-21 с «красивыми номерами»: бежевая 12-04 юаг («12.04, Юрий Алексеевич Гагарин»), которую космонавт, видимо, приобрел сам, и черная 78-78 МОД с небесно-голубой отделкой салона, подаренная Совмином.

Последняя, правда, несмотря на спецсборку, почему-то постоянно ломалась, по крайней мере, до тех пор, пока во время очередного официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане не поинтересовались у первого космонавта, доволен ли он машиной… Гагарин не стал разводить политес и честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы…» После этого всего за одну ночь горьковчане полностью перебрали гагаринскую «Волгу». И, судя по ежегодным поздравлениям от космонавта с Днем машиностроителя, которые приходили на ГАЗ вплоть до гибели Юрия Алексеевича, на этот раз Гагарин действительно остался доволен машиной. Сегодня этот автомобиль в стеклянном гараже входит в экспозицию Мемориального музея первого космонавта в г. Гагарине.

Но, пожалуй, самым знаменитым и скандальным автомобилем Юрия Алексеевича стала его первая и последняя иномарка – спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Машину эту Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA (Mécanique Avion Traction) на выставке 1965 года во Франции. Matra, которая ради открытия автомобильного подразделения годом ранее приобрела компанию Rene Bonnet, как раз только запускала производство гоночных и спортивных авто. Всего четыре года понадобится фирме, чтобы в 1969-м выиграть чемпионат мира «Формулы-1» (до наших дней этот титул так и остается единственным для машин Ф-1, построенных во Франции). На то же, чтобы покорить сердце первого космонавта планеты, Marta хватило нескольких минут. Заметив интерес Гагарина к своему спорткару, французы тотчас отправили автомобиль в Москву, и по возвращении на родину во дворе французского посольства на ул. Димитрова первого космонавта ждал подарок – небесно-голубая Matra-Bonnet.

Увы, в полной мере насладиться автомобилем Юрий Алексеевич не смог. На свою беду в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».

От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина тогда спас Николай Каманин. «Звонил Суслов, – значится в дневнике начальника первого отряда космонавтов от 5 октября 1965 г. – Он спросил, знаю ли я о статье. Я ответил, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная. Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов ему посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин. Суслов удовлетворился моим ответом, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран».

Естественно, о своем разговоре с Сусловым Каманин Гагарину рассказал. Неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой выволочки ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил. Несмотря на присущий ему природный такт, за рулем Гагарин, на тот момент знавший, что такое скорость, пожалуй, лучше всех на планете, порой позволял себе и полихачить. Несколько раз это приводило к авариям. Но Гагарин всегда вел себя достойно. К примеру, однажды в 1963-м он проскочил на красный, протаранив на перекрестке старенькую «Победу», но когда попытавшийся прикрыть космонавта инспектор ГАИ начал было составлять протокол на водителя «Победы», Гагарин сам признал свою вину и оплатил пострадавшему ремонт автомобиля. Впрочем, чему тут удивляться?! Вы же «знаете, каким он парнем был»!

Гонки по грунтовой дороге

Автомобильные гонки Legends — это стиль автогонок, созданный в первую очередь для продвижения захватывающих гонок и снижения затрат. В гоночном автомобиле каркасы кузов с обшивкой являются 5/8-масштабными копиями американских автомобилей с 1930 — х и 1940 — й лет, питание от Yamaha XJ1250, FJ1200 (оба с воздушным охлаждением), или , начиная с 2018 годом, FZ09 ( с водяным охлаждением) двигателя. Всемирным органом, санкционирующим гоночные гонки-легенды, является INEX.

Автомобили Legends — это серия «spec» , что означает, что все машины механически идентичны, за исключением трех стилей автомобилей (стандартное купе, 34 купе и седан), доступных с 10 типами кузова. (Новые автомобили в настоящее время предлагаются с семью стилями кузова, однако многие подержанные автомобили существуют с «старыми» стилями).

История

В 1992 году официальные лица Charlotte Motor Speedway заметили потребность в более дешевых гоночных автомобилях с минимальными затратами времени и средств на техническое обслуживание. Они обнаружили, что такая машина существует в облике карликового автомобиля с двигателем от мотоцикла, стального кузова без крыльев Ford Coupe 35-го года в масштабе 5/8, который производился Dwarf Car Company в Фениксе, штат Аризона. Поскольку концепция купе не совсем соответствовала тому, что они искали, и считая замену стального кузова слишком дорогостоящей, они адаптировали концепцию карликового автомобиля в соответствии со своими потребностями, создав автомобили, напоминающие автомобили 30-х и 40-х годов, которые конкурировали в ранние модифицированные гоночные гонки NASCAR . По сей день основное различие между двумя автомобилями заключается в том, что в легендах крылья над шинами, а у гномов крыльев нет. Первый легендарный автомобиль был представлен в апреле 1992 года президентом и генеральным менеджером трека Хампи Уилером и гонщиком Эллиоттом Форбс-Робинсоном . Автомобили Legends производятся компанией US Legend Cars International (ранее 600 Racing, Inc.) в Гаррисбурге, Северная Каролина. Они являются крупнейшим в мире производителем гоночных автомобилей.

Легенды автогонок по всему миру

Хотя автомобили родом из США, чемпионаты проводятся и в других странах, включая Канаду, Англию и Шотландию. Каждый ноябрь финал чемпионата мира проводится в США.

НАС

См. Также: Легендарные автомобили СШАЧемпион США по Dirt Nationals 2013 года среди молодых львов Трой Хофф

Водителей можно разделить на четыре категории. Дивизион Pro предназначен для опытных водителей. В Masters Division представлены водители от 40 лет и старше. Подразделение Semi-Pro предназначено для водителей с опытом участия в гонках менее двух лет, в нем представлены водители, которые плохо знакомы с автомобилем INEX legends или какое-то время не участвовали в других видах гонок. Наконец, есть дивизия «Молодые львы», предназначенная для водителей в возрасте от 12 до 16 лет. Есть отдельные национальные соревнования для грязных и асфальтовых автомобилей.

Легендарные водители автомобилей, участвовавшие в гонках NASCAR, включают Бреннана Пул , Райана Блейни , Рида Соренсона , Дэвида Рагана , Джои Логано , Кайла Буша и Курта Буша .

Великобритания

Legends Racing UK на трассе Croft

Начиная с конца 1990-х годов, Legends Racing UK посещает трассы по всей стране и провела чемпионат из 15 раундов, который привез в Великобританию легендарный музыкальный промоутер Фил Купер.

В одном раунде чемпионата проводятся три гонки — два заезда и финал, продолжительность заездов составляет от 7 до 12 кругов в зависимости от трассы, а финал — на несколько кругов дольше. Сетка для первой гонки составляется по жребию, с обратной для второй гонки, а в финале сетка формируется обратным количеством очков гонщиков в предыдущих двух гонках — это означает, что наиболее успешный гонщик будет стартовать позади. Однако в каждой гонке все новички стартуют в конце решетки.

В 2018 году Team 247, гоночная команда, созданная инженерной фирмой 24hr Solutions, с пилотом-новичком Филом Тернером (Хартфордшир) приняла участие в соревнованиях в поддержку Help for Heroes. С гонками и «датами событий» по всей стране бренд Team 247 был построен на гоночной платформе Legends.

Исторически сложилось так, что легендарные гонщики из Великобритании хорошо выступали на мировых финалах, выигрывая в дивизионах Semi-pro (Гленн Бертеншоу), Pro (Джон Джон Хиггинс) и Masters (Питер Мортон).

Шотландия

В Нокхилле стартуют гонки чемпионата Шотландии по легендам

Привезенный в Шотландию Али Хантером, и когда в апреле 2000 года в Нокхилле на стартовую площадку вышло всего шесть машин , сейчас нормой является около 20 автомобилей, участвующих в гонках, из которых 25 участвуют в гонках поддержки на встрече BTCC 2007 года . Все гонки в 2007 году проходили в Нокхилле, но в последние годы серия организовывала выездные раунды в Крофт , Оултон-Парк, Донингтон-Парк, Кадвелл-Парк и Англси . В этой серии соблюдаются те же правила формата гонок, что и в британских легендах, однако гонки длятся 8 и 10 кругов для заездов и финала соответственно.

Legends доступны для гонок или проката треков в Нокхилле.

Северная Европа

Легенды участвуют в гонках в Финляндии с 1999 года, а серия Legends Trophy существует с 2000 года. Первые автомобили прибыли в Финляндию из уже не существующей шведской серии. С тех пор в Финляндию было импортировано более 60 автомобилей. Legends в настоящее время является самым популярным гоночным классом в Финляндии, в котором регулярно участвует более 40 автомобилей. В 2010 году в стритрейсинге Seinäjoen Vauhtiajot были заявлены рекордные 54 легендарных автомобиля.

Самым успешным гонщиком Финляндии является Паси Матинтупа, который выигрывал трофей трижды в 2005–2007 годах. В 2007 году Рори Пенттинен выиграл финал легендарного автомобильного мира на Infineon Raceway в профессиональном классе.

В Финляндии также проводится серия ледовых гонок для легендарных автомобилей. Раньше ходили легенды о ралли-кроссе и ралли-спринте.

Legends Cars Baltic Racing проводит чемпионат FIA в Северной Европейской зоне, в котором принимают участие гонщики из Финляндии, Швеции, России и стран Балтии. В 2016 году серию выиграл Марко Килпия. В трех гонках приняли участие более 50 гонщиков. В 2017 году серия продолжится туром в Риге, Пярну и Ахвенисто.

Центральная Европа

Легенды гоняются во Франции с 2004 года и поддерживают Гран-при Франции в Маньи-Кур; также в Бельгии и Испании.

Мексика

В 2009 году в Мексике была объявлена ​​легендарная гоночная серия, объединяющая настоящую лестничную систему для серии NASCAR Corona . Эта серия открыта для водителей от 12 лет и старше и позиционируется как предшествующая серии NASCAR Mexico T4 .

Грузия

В 2012 году легендарный национальный чемпионат Грузии стартовал в недавно отстроенном Международном автопарке Рустави , в 10 км от столицы страны Тбилиси . Сезон 2012 года состоял из восьми гонок на первенство Грузии и одной международной гонки, в которой приняли участие 18 гонщиков из Грузии, России, Беларуси и Германии. На сезон 2015 года запланировано семь гонок с апреля по ноябрь.

Австралия

Основная статья: Aussie Racing Cars

В течение ряда лет легенды гонялись по австралийским овальным трекам, выживая в качестве второстепенной категории, поскольку популярность овальных гонок «вниз под» не такая, как в Соединенных Штатах. В основном Legends — это категория спидвея, гоночная по грунтовым и глиняным овалам, бегущая на карликах и спринтерских автомобилях , но также на короткое время стала категорией асфальта, гонками в качестве категории поддержки с австралийской серией NASCAR , в основном гонками на суперскоростной трассе Calder Park Thunderdome (что-то, что Legends Cars не участвуют в гонках, поскольку они обычно проходят по меньшим овалам и дорожным трассам). Фил Уорд, бывший гонщик туристических автомобилей, осознал потенциал этого типа экономичных гонщиков и разработал австралийский гоночный автомобиль с упором на шоссейные гонки. В австралийских гоночных автомобилях используются те же двигатели мотоциклов Yamaha. Классические формы кузова в стиле легенды старых Фордов и ранних Холденов постепенно вытесняются имитацией современных дорожных автомобилей коммерческого назначения. Категория посетила многие из крупных гонок чемпионата суперкаров по всей Австралии. В то время как высокие числа в сетке уже давно являются особенностью этого класса, календари сильно колеблются, поскольку управление категориями вступает в конфликт с организаторами мероприятий. Еще одна очень похожая категория Future Racers также появилась в 2000-х, технически очень схожая, хотя кузов по своей природе был больше спортивным.

Легенды Big Money 100 в Шарлотте

22 января 2010 года было объявлено, что US Legend Cars International проведет гонку на миллион долларов на гоночной трассе Charlotte Motor Speedway с 15 по 17 июля 2010 года. Триста один легендарный автомобиль присутствовал на первом мероприятии «Legends Million». мероприятие. Событие транслировалось в прямом эфире на Speed ​​Channel с Дэниелом Хемриком из Каннаполиса, Северная Каролина, который забрал домой главный приз в размере 250 000 долларов.

Мероприятие снова проводилось на трассе Charlotte Motor Speedway под названием «Legends Big Money 100» с 1 по 2 августа 2011 года. Победителем стал Кайл Плотт из Мариетты, штат Джорджия. Он удержал гонщика NASCAR Дэвида Рэгана, бывшего чемпиона легендарного автомобиля и бандолеро, чтобы выиграть гонку на 100 кругов в Шарлотте.

Третий ежегодный турнир Big Money 100 снова проводился на гоночной трассе Charlotte Motor Speedway 4 июля 2012 года. Тайлер Грин выиграл 100 кругов.

Технические характеристики автомобиля

У автомобилей очень жесткие спецификации, чтобы они были очень похожи друг на друга. Во всех автомобилях используются одни и те же детали, двигатель и шины. Единственный регулируемые области на автомобилях являются: угол развала колес , угол кастера , высота посадки, давление в шинах, весной ставки, колесная база, и зубчатая передача. Все эти корректировки также строго регулируются сводом правил INEX. Общее сходство машин гарантирует хорошие гонки при невысокой цене. Это также передает гонку в руки водителя и настройку гоночного автомобиля, а не о том, кто может потратить больше всего денег.

Доступные стили кузова

Легенды гонок на грязно-овальной трассе Beaver Dam Raceway — 1.9 MB

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

  • Chevrolet Coupé 1934 года
  • 1934 Форд Седан
  • 1934 Ford Coupé
  • 1937 Chevrolet Sedan
  • Dodge Coupé 1937 года
  • 1937 Форд Седан
  • 1937 Ford Coupé (больше не доступен для новых автомобилей)
  • 1937 Chevrolet Coupé (больше не доступен для новых автомобилей)
  • Dodge Sedan 1937 года
  • 1940 Ford Coupé (больше не доступен для новых автомобилей)

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с автогонками Legends .

  • US Legend Cars International — официальные производители Legends
  • Легенды Тачки Канада
  • Легенды гонок Великобритании
  • Легенды гонок Ирландия
  • Чемпионат Scottish Legends Cars Championship и прокат гонок
  • Legends Racing Южная Африка
  • Legends Cars Финляндия
  • Легенды русских сериалов
  • Legend Cars Дания
  • Кубок легенд автомобилей Франция
  • Кубок легенд Бенилюкса
  • Кубок голландских легенд
  • НЭЗ и легенды Балтии
  • Швейцарские легенды гонок

Памятник-машину в городе Гагарин Смоленской области найти достаточно легко. Черная «Волга» стоит через дорогу от памятника Анне Тимофеевне Гагариной, рядом с трехэтажным домом, который был построен для родителей космонавта после полета Гагарина в космос.

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» хранится в специальном стеклянном павильоне, который оборудован вытяжной вентиляцией, чтобы обеспечить комфортный для авто микроклимат. К празднованию 50-летия первого полета в космос прошла масштабная реставрация автомобиля, поэтому сейчас он сияет и радует туристов своим опрятным видом.

Знаменитая черная «Волга» Юрия Гагарина была подарком советского правительства за успешно выполненный полёт в космос. Это ГАЗ-21 номера «78-78 МОД» второй серии специальной сборки — черного цвета, с ярким голубым салоном и люксовым хромом. На этой машине Гагарин с семьей проездил около 7 лет, вплоть до момента своей гибели. Он неоднократно приезжал на нем к родителям в свой родной город. По приезду Юрий Алексеевич загонял «Волгу» во двор родительского дома и ставил, примерно, на то же самое место, где сейчас установлен павильон.

Позднее, осенью 1970 года, вдова первого космонавта Валентина Ивановна Гагарина передала данный автомобиль в музей на вечное хранение. С октября 1970 года Гагаринский автомобиль встал на вечную стоянку у мемориального Дома-музея Ю.А. Гагарина.

Адрес: Смоленская область, Гагарин, улица Гагарина, 74

Да, это действительно факт, на момент знаменитого полета 1961 года у Юрия Алексеевича не то что не было автомобиля, а даже прав не было. Но это не помешало ему успешно управлять космическим кораблем.
А доставил космонавта на стартовую площадку наш украинский автобус ЛАЗ-695Б «Львов». При этом сигарообразный ЛАЗ, служивший на Байконуре, серьезно отличался от своих серийных собратьев: техническая начинка осталась неизменной (рессорно-пружинная подвеска, 109-сильный бензиновый двигатель объемом 5,6 литра, механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато внутри появились огромное кресло, рассчитанное на космонавта в скафандре, а также комфортабельные сиденья для врачей и обслуживающего персонала. Кроме этого, машину оснастили телефоном, кондиционерами, аппаратурой для киносъёмок, медицинским и другим специализированным оборудованием. Особое внимание создатели «космического» автобуса уделили герметичности салона (чтобы на космонавта попадало как можно меньше опасной пыли) и антикоррозионной обработке кузова.
Требования к «космобусам» были очень серьезные. Автобус для доставки космонавта к стартовой площадке (основой которому послужил взятый непосредственно с конвейера ЛАЗ) создавали по наитию и советам сотрудников Байконура, поскольку никто не представлял, какой должна быть такая машина. Однако специальная государственная комиссия работу инженеров Львовского автобусного завода приняла, а следующие «космобусы» строили по образу и подобию того самого, гагаринского, ЛАЗ-695Б.
Заметим, что именно с этим ЛАЗом связана знаменитая традиция, когда члены космического отряда перед полетом выходят из автобуса и «увлажняют» переднее правое колесо. Этот обычай появился от безысходности: в 1961 году на стартовом комплексе попросту не предусмотрели «удобств», и первому космонавту пришлось справить естественную надобность возле машины. А последователи Гагарина, будучи людьми суеверными, стали повторять «хорошую примету» — выходит, не зря автобус надёжно защитили от ржавчины! Кстати, «гагаринский» ЛАЗ-695Б прослужил на космодроме до 1967 года, и проездил бы дольше. Но после гибели Владимира Комарова космонавты попросили заменить транспортное средство — новым «космовозом» стал ЛАЗ-695Е, который фактически полностью повторял байконурского первенца.
После приземления, Гагарина везли на обычном армейском грузовике ЗИС-151. Это уже потом появятся на Байконуре «Синие птицы» — специальные полноприводные автомобили для эвакуации космонавтов. А в первый раз Юрия Гагарина везли на базу на обычном 151-ом.
Первого космонавта планеты из Куйбышева самолетом отправили в Москву. И уже в столичном аэропорту Внуково, возле правительственного терминала стоял кабриолет ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета. На нем Юрий Алексеевич и проехал по улицам Москвы в сопровождении эскорта из мотоциклистов на киевских КМЗ.
Первый космонавт много путешествовал по городам СССР. ЗИЛ ему не выдали, а ограничившись… «газончиком», внедорожником ГАЗ-69, на которых тогда ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов. Причем возил Юрия Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского Гаража особого назначения, а простой сержант, приписанный из ближайшей авиачасти… Но первый космонавт не роптал и спокойно переносил поездки под брезентовым верхом «шестьдесят девятого», пока не поступила команда выделить покорителю космоса черную «Чайку» ГАЗ-13.
Гордость советского автопрома: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов. 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой, электрические стеклоподъемники, а главное — V-образная «восьмёрка» мощностью 195 л.с., ускорявшая почти 6-метровую махину до «сотни» за 20 секунд. Отличный показатель по тем временам. Этим автомобилем Гагарин пользовался до конца жизни.
Сдавал экзамены на водительские права Гагарин уже после космического полёта. На общих основаниях. Принимавший экзамен инспектор Амелин напишет об этом событии: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…».
А следом за правами появился и личный автомобиль: «Волга» ГАЗ-21, которую, космонавт то ли купил на «космическую» премию (она составила 15 тысяч рублей), то ли получил от «дорогого Леонида Ильича» (до 1964 года, когда Брежнев стал Генеральным секретарем, именно он отвечал за космическую программу и распределял подарки). На чёрную «двадцать первую», щеголявшую эксклюзивной небесно-синей отделкой внутри и большим количеством хрома снаружи, гаишники «повесили» номера «78-78 МОД».
Несмотря на спецсборку, черная «Волга» постоянно барахлила. Во время официального визита на Горьковский автозавод работники предприятия спросили героя, доволен ли он машиной. «Доволен, но возникают иногда проблемы», — честно ответил Юрий Алексеевич. За одну ночь автомобиль полностью проверили, заменили все сомнительные узлы и агрегаты, включая дефект крепления заднего моста. После этого космонавт стал ежегодно поздравлять заводчан с Днём машиностроителя.
Но не только советское правительство решило облагодетельствовать Гагарина машиной. По воспоминаниям современников, четырёхколёсные подарки пытались вручить сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался: где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле?
Только во время визитов в зарубежные страны (и то капиталистические) Гагарин использовал лимузины или кабриолеты ведущих компаний мира. На каких только авто не пришлось ездить Юрию Алексеевичу, Rolls-Royce, Buick, Lincoln, Cadillac, Citroen DS.
И только одной фирме — французскому авиационно-космическому концерну Mechanique-Aviation-Traction — удалось удивить «небесного первооткрывателя» своей продукцией, компактным купе Matra-Bonnet Jet VS. И было чему удивиться! Благодаря сверхлёгкому кузову из стеклопластика, весила машина всего 600 кг, поэтому скромный 95-сильный двигатель разгонял малышку до внушительных 200 км/ч. Заметив неподдельный интерес со стороны знаменитого лётчика («Матру» Гагарин увидел на авиасалоне), французы приняли единственно правильное решение — отправили машину в Москву. В качестве подарка. Так в гараже Юрия Алексеевича появилась еще и диковинная иномарка. Ее знала тогда вся Москва.
И тут случился скандал. Один из югославских журналов опубликовал снимки Гагарина, разглядывающего «Матру», прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «органов», в рабочем кабинете Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов, раздался звонок. Говорил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов: «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная, — вспоминал Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». Суслова ответ Каманина устроил, хотя «осадок остался», и выезды космонавта на иномарке можно буквально пересчитать по пальцам.
Поговаривали, что у Гагарина была еще одна «Волга». Часто Юрий Алексеевич появлялся на бежевой «двадцать первой» с «именными» номерами «12-04 юаг» — 12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин, — эти номера «12-04 юаг» нередко видели на Кутузовском проспекте». Также неизвестна судьба небесно-голубого кабриолета «Чайка», который космонавту торжественно передали работники Горьковского автозавода. Но надо отдать должное, что Юрий Алексеевич даже став знаменитым остался простым и добродушным человеком. Он любил свои автомобили и часто их ремонтировал сам. А однажды поразил всех присутствующих, когда помог девочке накачать шины ее велосипеда.
Служебная «Чайка», личные «Волга» и «Матра»… Но летать Гагарин любил несравнимо больше… На место своего последнего вылета 27 марта 1968 года первый космонавт поехал вместе со всеми на вахтовом автобусе ЛАЗ. Не успела «маршрутка» отъехать от Звездного городка, как Юрий Алексеевич попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском. Коллеги решительно возражали: «Возвращаться — плохая примета! Неужели дежурный не узнает знаменитого космонавта?». Но полковник (которому ко Дню космонавтики обещали присвоить звание генерала) отказался от привилегий и отправился домой за пропуском на аэродром… В 10:30 неподалёку от города Киржач Владимирской области самолёт МИГ-15, который пилотировали Герои Советского Союза Юрий Гагарин и Владимир Серёгин, потерпел крушение. Лётчики погибли.
Как продавали автомобили в СССР. Маркетинговые приемы. Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *