Машина военная

Модели танков

Какие модели можно приобрести? Мы реализуем все самые популярные советские модели средних и тяжелых танков, стоявших на вооружении. Это может быть: Легендарный Т-34, ставший танком Победы. Он выпускался с начала 40 до 58 года. Средний танк Т-54, выпускавшийся до 1979 года. Отличный и красивый танк, стоимость которого начинается от 10 миллионов рублей. Т- 62. Основной советский танк, который выпускался по 75 год включительно. Это первый в мире танк с гладкоствольным орудием. Танк Т-64. Самый технологический советский танк, разработанный в Харьковском КБ. В нем было воплощено множество уникальных разработок, опередивших время и задавших тон на десятилетия развития танкостроения. Т-72. Еще одна разработка Харьковского КБ на основе Т-62. Отличный, мощный и красивый танк с великолепными ходовыми качествами. Один из самых современных советских и российских танков, выпускавшихся вплоть до 1998 года. Первая в мире боевая техника с газотурбинной установкой. У нас бывают и другие модели танков кто ищет, тот всегда найдет. Звоните, и мы подберем для вас оптимальный танк стоимость которого будет лучшей в соотношении цены и качества.

Цены на танк

Сколько стоит танк? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Все зависит от того, что вы хотите получить. Если просто корпус для памятника – цена будет одна. Если технику, на которой можно ездить, то вторая. Если вам нужен надежный и качественный танк, готовый в любую минуту пустится в путь, с легкостью преодолевая болота, пески, грязь и снега, имеющий при этом несколько дополнительных опций и легальные документы – то цена будет третьей. У нас вы можете купить различные модели танков по справедливым ценам. Вы покупаете не кота в мешке, а полноценную, качественную, обслуженную военную технику. Эта покупка просто не может быть дешевой. Вся техника проходит процесс демилитаризации и не может быть использована по прямому назначению.

Военные автомобили России: топ-7 моделей, их характеристики и важные особенности. В конце — видео об истории военных автомобилей.

Содержание статьи:

  • Современный автомобильный парк Вооружённых Сил
  • Наиболее популярные военные автомобили РФ
  • Видео об истории военных автомобилей

Автомобили – наиболее массово используемый вид транспорта во всех видах вооружённых сил Российской Федерации. Если сравнить численность различных категорий технических средств, окажется, что автомобилей в армии гораздо больше, чем всех остальных видов техники. Но какие автомобили для армии России – самые-самые?

Современный автомобильный парк Вооружённых Сил

Современный автопарк Вооружённых Сил Российской Федерации – это более чем 430 тысяч автомобилей различного функционала и характеристик. Все эти транспортные средства распределяются по своему назначению следующим образом:

  • 90 % – для выполнения монтажных работ техники и разных видов вооружения;
  • 10 % – для буксирования различных комплексов вооружения, доставки личного состава и использования техники «с колёс».

Основным требованием к современному армейскому автомобилю выступает обеспечение защищённости экипажа боевой машины и установленного на ней оборудования.
В целях определения моделей военных автомобилей, максимально отвечающих данным требованиям, Министерством обороны Российской Федерации в рамках повышения оборонного и наступательного потенциала всех родов войск планируются и проводятся ежегодные научно-исследовательские и испытательные работы новейших моделей военных авто.
По результатам этих работ определяются самые надёжные, отвечающие требованиям модели, которые в дальнейшем закупаются войсковыми частями.
Приведём ТОП-10 наиболее популярных военных авто, находящихся на вооружении в частях и подразделениях армии России. Данный рейтинг не имеет строгой иерархии, поскольку в нём приведены модели различной функциональности и направленности. Общее в них лишь одно — это «идеальные автомобили» современной армии, отвечающие актуальным требованиям отечественных военных и положительно зарекомендовавшие себя не только в процессе лабораторных испытаний, но и в ходе реальных боевых действий.

Наиболее популярные военные автомобили РФ

Семейство автомобилей «Тайфун»


На фото: Тайфун-К
Эти автомобили – не новички на показах военной техники. Впервые «Тайфуны» были продемонстрированы на Бронницком военном полигоне в 2011 году, где их скромно назвали «автомобилями повышенного уровня защищённости».
Все модели данного семейства оснащены независимыми подвесками гидропневматического типа. Двигатели абсолютного нового типа в тандеме с автоматической коробкой передач обеспечивают отличную динамику и управляемость.
Из данного семейства выделим отдельно две модели.
Бронированный автомобиль «Тайфун-К». Используется в Сухопутных войсках и Военно-Морском Флоте. В основе этого броневика – шасси КамАЗа. Машина рассчитана на транспортировку 16 человек, её основное предназначение – доставка живой силы к месту ведения боевых действий.
«Тайфун-К» развивает наибольшую скорость 80 км/ч, без проблем может форсировать водный брод глубиной до 175 см.
К слову сказать, такие характеристики многое говорят о двигателе машины: глубина 175 см – это вода примерно по пояс сидящему за рулём «Тайфуна» водителю. При этом автомобиль будет спокойно продолжать движение. Также броневик спокойно форсирует склоны крутизной до 23 градусов.
Машина оснащена противоминной бронёй, обеспечивающей защиту как водителя, так и бойцов, и предохраняющей от повреждений главные технические узлы конструкции.
Броня у «Тайфуна» комбинированная: на металлическую базу крепятся съёмные бронепластины, изготовленные на базе специальных керамических соединений. Днище машины обеспечено защитой от мин массой до 8 кг (данные приводятся в тротиловом эквиваленте).
«В лобовую» с этой машиной тоже непросто справиться: усиленная броня в состоянии защитить от боевых снарядов диаметров до 30 мм.

На фото: Тайфун-У
Бронированный автомобиль «Тайфун-У». Может использоваться как штабной автомобиль, разведывательная, связная, санитарная техника. Машина уже не раз применялась в реальных боевых действиях и учениях для перевозки грузов, ведения различных видов разведки: химической, радиационной, биологической или инженерной.
В «Тайфуне-У» использована подвеска гидропневматического типа, которая, подобно новейшим моделям Range Rover, при прохождении по неровному грунту может «поджимать» колёса.
Автомобиль оснащён гидромеханической коробкой-автоматом, созданной в Беларуси. Она имеет функцию кнопочного переключения блокирования дифференциала.
Разработчики этого автомобиля хорошо поработали над его защитой. Обстрелы из автомата Калашникова и снайперского оружия машина выдерживает легко.
Днище автомобиля выполнено с V-образным профилем, который может рассеивать взрывную волну, если машина подорвётся на мине. Места для экипажа прикреплены не к полу, а к потолку, что способствует минимизированию травм при взрыве.
Для тех сидений, которые невозможно прикрепить иначе, нежели к полу кабины, использованы специализированные противоминные опоры.

Бронированный автомобиль «Булат» СБА-60-К2


Создатели этой модели ставили перед собой конкретную цель: обеспечить безотказную перевозку армейского личного состава в различных погодных и климатических условиях.
Машина рассчитана на экипаж из десяти человек. Автомобиль спроектирован таким образом, что без проблем может применяться в широком климатическом диапазоне – от минус 45 до плюс 50 градусов по Цельсию.
Машина разработана на базе двигателя КамАЗа, имеет шесть ведущих колёс (так называемая формула «6 на 6»).
В кабине автомобиля расположены места водителя и командира, с двух сторон – двери распашного типа. В задней части транспорта и на крыше – для десантников двери распашного типа и шесть люков соответственно.
Кресла десантников подвесные, оснащены амортизационными системами, позволяющими минимизировать травмы при возможном срабатывании мины под колесом или днищем авто.
Также внутри автомобиль оборудован системами защиты против осколков и рикошета. Мины до 1 кг (приведены данные в тротиловом эквиваленте) и гранаты типа Ф-1, использованные в процессе испытаний и демонстрации возможностей автомобиля, не причиняют ему критичного вреда.

Бронированный автомобиль «Выстрел» КамАЗ-43269


Как и «Булат», данная модель в основном выступает в качестве командирского транспорта, медицинского, пограничного, а также развед-автомобиля. При этом проходимость «Выстрела» ничем не уступает проходимости танка Т-80 УК.
Машины отлично зарекомендовали себя в ходе проведения крупных учений с участием разных видов вооружённых сил.
Автомобиль прошёл испытание в горной местности, на плоскогорьях высотой до 4,5 км, отлично ведёт себя в разбросе температур от минус 45 до плюс 50 градусов Цельсия, успешно противостоит высокой, до 98 %, влажности и скорости ветра до 30 метров в секунду.
Экипаж защищён от обстрела благодаря полной локальной броне корпуса.
Год назад, согласно открытым источниками пресс-службы Министерства обороны РФ, на вооружении в российских частях находилось свыше 100 единиц этой модели, и в планах министерства – ближайшее увеличение закупок.

Грузовой транспорт «Урал-4320»


Переходим от броневиков к грузовикам.
«Урал» – детище Уральского автозавода, созданное для использования на всех типах дорог, от «бетонок» до «грунтовок». «Урал-4320» даже среди автомобилей своего класса славится повышенной проходимостью: для этого грузовика полутораметровые броды, двухметровые канавы и шестидесятиградусные подъёмы – не проблема.
Под капотом у этого грузовика – дизельный двигатель мощностью от 230 до 312 л.с. Примечательно, что экологический класс силового агрегата довольно высок – «Евро-4».
Конечно, это не совсем современный стандарт для городского транспорта, но разработчики армейской боевой техники ставят перед собой несколько иные задачи, нежели первостепенная забота об экологическом состоянии окружающей среды.
Выпускаются «Уралы» с 1977 года, модель 4320 – потомок первых автомобилей этой линейки, существенно улучшенная и модернизированная.

Модульный бронированный автомобиль «Волк»


Это уже не грузовик и не броневик в исконном понимании данных терминов. «Волк» – модульная колёсная платформа с полным приводом. На её основе могут быть созданы грузовики, бронетранспортёры, тягачи, командирские, медицинские, дозорные и развед-автомобили.
По сравнению с приведёнными выше броневиками, «Волк» многофункционален. Машина может взять на борт до 18 человек, транспортировать грузы, буксировать прицепы до двух с половиной тонн.
Отсутствие цельного сварного корпуса – основа для монтирования разнообразных транспортных платформ. Такая унификация существенно облегчает решение вопросов взаимозаменяемости отдельных агрегатов и технических узлов, упрощает процедуру ремонта и обеспечения поставок комплектующих.
Без сомнения, модульный подход к разработке армейских транспортов – очень и очень перспективное направление развития военного автомобилестроения.
Характерной особенностью модели является её возможность варьировать клиренс от 25 до 55 см, что обеспечивает отличную проходимость практически по любым дорогам и пересечённой местности.
Традиционно безупречными характеристиками славится броня модуля: полностью обеспечена защита от атак всех типов огнестрельного оружия, вплоть до снарядов осколочного типа и бронебойных пуль из СВД.

Бронированный автомобиль «Тигр»


Это детище Арзамасского и Горьковского машиностроения часто сравнивают с описанным выше «Волком».
«Тигры» были спроектированы для выполнения патрульных функций, огневой поддержки пехотных подразделений, охранных и разведывательных действий. Машина берёт на борт до десяти человек экипажа, может транспортировать грузы по различным дорогам и бездорожью.
«Тигр» – это внедорожник российского производства, созданный специально для армии. Мощный силовой агрегат и независимая подвеска торсионного типа позволяет развивать на шоссе скорость до 140 км/ч, форсировать броды глубиной до 120 см.
Выпускаются обычная и бронированная модификации модели. Вариант с бронированием тяжелее не бронированного автомобиля на 700 кг.
Всего выпускается более двадцати модификаций модели, включая варианты с противотанковой системой, различными боевыми системами и модулями.
В зависимости от того, в каком климате планируется использовать автомобиль, он может комплектоваться кондиционером или дополнительным отопителем.
Три года назад создатели «Тигра» приступили к разработке нового автомобиля на базе данной модели. Цель инженеров-разработчиков – получить принципиально новый корпус, но сохранить «Тигриное» шасси, которое оказалось очень удачным техническим решением, отлично зарекомендовавшим себя в ходе эксплуатации автомобиля.

Многоцелевой автомобиль «Водник»

Второе название модели – «ГАЗ-3937». Транспорт разрабатывался на специализированном заводе Арзамаса как многоцелевой армейский транспорт.
Двухосная бронированная машина «4х4» успешно применяется для транспортирования личного состава, монтажных работ, перевозки прицепов с грузами и оборудованием.
«Водник» в состоянии перемещаться по любым дорогам или бездорожью на дистанции до 1 тыс. км без дозаправки, что крайне важно в условиях ведения боевых действий или спасательных работ.
В архитектуре транспорта широко применяются агрегаты и узлы БТР-80, известные своей надёжностью и функциональностью.
Название «Водник» говорит само за себя – помимо передвижения по суше и вброд, эта модель может преодолевать водные препятствия на плаву за счёт водоизмещающего герметичного корпуса и колёсного движения.
В целом, эта модель используется как гибрид вездехода и маневренного авто, отлично сочетая в себе качества этих видов техники.

Заключение

Военные автомобили всегда привлекают к себе внимание используемыми технологиями и, конечно, секретностью. Несмотря на то, что большая часть моделей, применяемых в армии, недоступна для покупки на гражданском рынке, интерес автолюбителей к военному транспорту устойчиво растёт.
Многие находки инженеров-конструкторов со временем находят своё место и в гражданском транспорте, поэтому такой интерес – совсем не праздный: он может показать, какие интересные особенности и технические решения могут ждать не только армейских, но и гражданских водителей. Со временем, конечно…
Видео об истории военных автомобилей:

Российский бронетранспортер с военными полицейскими подорвался на трассе М4 в Идлибе, сообщил официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. По его словам, никто из военнослужащих не пострадал, БТР получил незначительные повреждения.

Инцидент произошел в ходе совместного патрулирования на маршруте движения между населенными пунктами Эриха и Урум-эль-Джауза. Конашенков отметил, что техника и военнослужащие вернулись в пункт дислокации.

Подобный инцидент произошел 9 июня, когда на пути патруля российской военной полиции на севере Сирии сработало взрывное устройство. При взрыве также никто не пострадал, писал «Интерфакс» со ссылкой на Центр примирения враждующих сторон в Сирии. После случившегося все военнослужащие благополучно вернулись в пункт базирования.

Реклама

Аналогичный подрыв произошел в начале декабря прошлого года. На маршруте российской военной полиции в Сирии сдетонировало взрывное устройство, трое российских военных получили легкие травмы, сообщали в пресс-службе Минобороны России. Инцидент имел место в ходе рекогносцировки маршрута совместного российско-турецкого патрулирования в 1,5 км от населенного пункта Коран в районе Кобани.

В ноябре 2019 года одна из колонн российско-турецкого патруля на севере Сирии была забросана камнями и бутылками с зажигательной смесью. На этот раз ответственность несли курды. Впоследствии курдские Силы внутренней безопасности Асайиш записали видеобращение, в котором извинились за нападение. Ролик разместили на YouTube. Курдские военные выразили сожаление в связи с инцидентом, который произошел в Кобани 18 ноября.

«Будут приняты соответствующие меры, которые гарантируют неповторение подобного в будущем», — подчеркнули в заявлении. Курдские лидеры выразили надежду на то, что российские силы, находящиеся в регионе, смогут гарантировать безопасность местного населения, как это предусматривает Сочинский меморандум.

Российские и турецкие военные начали патрулировать курдские районы на севере Арабской Республики 1 ноября.

Военная полиция контролировала два участка на западе и востоке зоны, где Турция проводила военную операцию против курдских формирований. Вскоре после этого российско-турецкие патрули несколько раз подвергались нападению. Уже 6 ноября военных забросали камнями в районе Кобани, а два дня спустя — в городе Дерик.

Патрулирование предусмотрено октябрьским меморандумом о взаимопонимании между Москвой и Анкарой, который был принят по итогам переговоров президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Этот документ был подписан для прекращения в регионе турецкой военной операции против сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК), которых Анкара считает террористами.

Позже, 5 марта 2020 года, Путин и Эрдоган провели переговоры в Москве, на которых согласовали введение режима прекращения огня и ряд других мер, которые призваны способствовать урегулированию ситуации в сирийской провинции Идлиб. Это единственный на данный момент район, который контролируется боевиками. Достигнутые Москвой и Анкарой договоренности предусматривают, что боевые действия в этом регионе прекратятся вдоль всей линии соприкосновения 6 марта, когда в силу вступит режим перемирия.

В соответствии с договоренностями российские и турецкие военные проводят совместное патрулирование трассы М4 в Идлибе.

Первый патруль прошел по маршруту 15 марта. Российская сторона ранее уже не раз обращала внимание на угрозу безопасности для этих патрулей со стороны боевиков. В частности, по этой причине, как отмечали в Минобороны РФ, протяженность первого патрулирования была сокращена.

Турецкая сторона в ответ на это заявила, что примет дополнительные меры по повышению безопасности. Как утверждает Анкара, это позволит увеличить длину маршрута движения военных двух стран.

23.12.2019 Танк Т-90А из состава сухопутных войск Российской армии перед проведением праздничного парада в Москве

Главной ударной силой российских сухопутных войск сегодня являются танки Т-72 и Т-90 сравнение которых с современными западными боевыми машинами на протяжении последних десятилетий считалось заведомо проигрышным для отечественных образцов бронетехники. Говорилось даже о безнадежном технологическом отставании России от лидеров мирового танкостроения. Тем не менее первый же опыт практического применения Т-90 показал, что столь пессимистические оценки были явно преждевременными – боевой потенциал этой машины достаточно высок и позволяет решать любые задачи в условиях современного боя.

История создания

В середине 80-х годов прошлого века военная промышленность СССР выпускала танки трёх моделей – Т-64, Т-72 и Т-80. Такое положение дел едва ли можно было считать нормальным. В конце концов, сама концепция основного боевого танка предполагает его универсальность и отсутствие необходимости одновременного изготовления и использования нескольких разных по своей конструкции машин. Чрезмерное модельное изобилие усложняло обучение войск и перенапрягало советскую экономику, которая и без того переживала в те годы серьезнейший кризис.

Следует отметить, что Министерство обороны СССР первоначально считало Т-64 и Т-80 машинами, подходящими для вооружения наиболее боеспособной части армии, в то время как Т-72 был создан в качестве «мобилизационного танка», приспособленного для массового производства в условиях военного времени. Именно поэтому на нём не было новейшего электронного оборудования, а в качестве силовой установки использовался «заурядный» дизельный двигатель, наследник мотора В-2, использовавшегося еще на Т-34.

Танки Т-72Б – непосредственные предшественники Т-90

В армии Т-64 и Т-80 показали себя довольно сложными в эксплуатации машинами. Экипажам и техническому составу требовалось немало времени для их освоения, но самым неприятной особенностью стала недостаточная надежность обоих танков. Нарекания вызывала как ходовая часть, так и двигатели этих боевых машин – двухтактный пятицилиндровый мотор Т-64 и газотурбинная силовая установка Т-80. На этом фоне куда более простой для обслуживания и в то же время надежный Т-72 со временем стал выглядеть довольно выигрышно.

По своим боевым возможностям «мобилизационный танк» поначалу уступал своим конкурентам, однако после создания модификации Т-72Б, у которой уже имелась динамическая броня и управляемое ракетное вооружение, этот разрыв существенно сократился. Кроме того, имелась возможность устранить его полностью – требовалось только установить на машину современное электронное оборудование.

В июне 1986 года советское правительство издало постановление об усовершенствовании Т-72Б. Выполняя полученное задание, конструкторы «Уралвагонзавода» первым делом установили на танк «Контакт-V», встроенную динамическую защиту нового образца. Получившаяся таким образом модификация боевой машины часто обозначается как Т-72БМ, но в документах используется другое наименование – «Т-72Б образца 1989 года».

В этом новом варианте танк всё еще отставал от Т-80, поскольку у последнего имелся комплекс управления оружием 1А45 («Иртыш»). Это оборудование нельзя было просто взять и перенести на Т-72, поскольку оно было несовместимым с автоматом заряжания. Пришлось провести целый ряд доработок, результатом которых стало создание комплекса 1А45Т.

«Объект 187» — опытный танк, разрабатывавшийся параллельно с будущим Т-90

Опытная машина, созданная на основе Т-72БМ и оснащенная переделанным КУО «Иртыш», получила заводское название «Объект 188». Параллельно создавался еще и «Объект 187» с улучшенной схемой бронирования, измененным корпусом и новым орудием 2А66. Этот проект выглядел еще более многообещающим, но в силу различных причин (в основном, видимо, финансовых) дальнейшего развития не получил.

Государственные испытания «объекта 188» начались в 1989 году. Они проводились одновременно в различных климатических условиях – в Подмосковье, в южной части Казахстана и близ Кемерово. Проверка была довольно жесткой, с длительным использованием техники на предельном режиме эксплуатации. В конце марта 1989 года машину рекомендовали принять на вооружение под обозначением Т-72БУ («усовершенствованный»).

Началу серийного производства нового танка помешали несколько событий. Первым из них стала война в Персидском заливе, после которой стало ясно, что советская бронетехника нуждается в усилении защиты от управляемых средств поражения. Для этого на «объект 188» решили установить ТШУ-1 «Штора» — комплекс, создающий активные помехи для противотанковых ракет в оптическом и электронном диапазоне.

Работы продвигались довольно успешно, но тут произошло следующее неприятное событие – распался СССР, вместе с которым прекратила свое существование и Советская армия. Острейший экономический кризис и нарастающий хаос, разумеется, не способствовали успешному завершению проекта «объект 188». В этих сложных условиях определенную роль сыграло вмешательство Б.Н. Ельцина, первого российского президента.

Т-90 образца 1992 года после прямого попадания ПТУР. Повреждения машины оказались минимальными

Модернизация боевой машины стала для этого политика своеобразным элементом саморекламы. «Новой России» требовалось каким-то образом доказать свою «дееспособность», умение не просто эксплуатировать наследство, доставшееся от СССР, но и создавать нечто новое, такое, чего еще не было. Отсюда, видимо, и возникла идея о превращении «объекта 188» в «первый российский танк». Неудивительно, что вместо прежнего названия Т-72БУ машина получила наименование Т-90, что позволяло считать её не модернизированной, а полностью новой.

На вооружение этот танк был принят 5 октября 1992 года, спустя всего шесть дней после того, как на «Уралвагонзаводе» подготовили к повторным испытаниям первый экземпляр улучшенного «объекта 188». До конца 1992 года успели изготовить 13 боевых машин – первую «установочную» серию. После этого выпуск Т 90 продолжался вплоть до 1998 года, но весьма вялыми темпами. Нужный «политический эффект» был получен, а вопросы обеспечения армии современной техникой тогдашнее руководство России практически не интересовали.

Роковым событием в судьбе Т-90 мог стать печально знаменитый «дефолт» в августе 1998 года, из-за которого серийное производство танка пришлось остановить – и без того крайне скудное финансирование почти полностью прекратилось. К этому моменту на вооружении армии имелось всего только 120 таких машин – ничтожно мало по сравнению с потребностями.

Планы по возобновлению выпуска Т-90, по всей видимости, у правительства всё же имелись. На это косвенно указывает последовавшее в 1999-м решение о присвоении танку дополнительного наименования «Владимир» — в память о Владимире Ивановиче Поткине, конструкторе, внесшем наибольший вклад в создание машины.

Владимир Иванович Поткин, главный конструктор танка Т-90

Спасла «первый российский танк» Индия, подписав в феврале 2001 года контракт на поставку крупной партии Т-90 для нужд своих вооруженных сил. Следует отметить, что возможность экспорта танка предусматривалась изначально – именно с этой целью была создана модификация Т-90С. Представители Индии «присматривались» к новой машине практически с момента её появления, так что подписание контракта являлось не случайной удачей, а результатом многолетних переговоров и консультаций.

Улучшение экономической обстановки в стране и финансовые средства, полученные от экспортных поставок, позволили «Уралвагонзаводу» в 2004 году возобновить серийное производство танков для Российской армии, на этот раз в модификации Т-90А. Выпуск этих боевых машин продолжался вплоть до 2011 года, но о «вытеснении» из сухопутных войск старых, созданных еще в СССР, танков Т-72 и Т-80 по-прежнему не приходится.

После того, как в 2015 году во время парада на Красной площади был показан новейший танк Т-14 «Армата», могло показаться, что в истории «Владимира» поставлена завершающая точка, однако этого не произошло. Недавнее появление новых модификаций Т-90АМ и Т-90СМ указывает на то, что потенциал модернизации машины не исчерпан.

Конструкция боевой машины

Т-90 является основным боевым танком. Это обозначает, что он мог бы стать единой универсальной моделью, пригодной для оснащения всех подразделений, входящих в Сухопутные войска. Конструкция машины и её вооружение позволяют применять танк Т 90 в любой климатической зоне и успешно решать все поставленные командованием задачи.

Компоновка

Место механика-водителя танка Т-90С ранней серии. На переднем плане – рычаги управления поворотами

В передней части Т-90 размещено отделение управления, где находится рабочее место механика-водителя танка. Первоначально поворачивать машину приходилось при помощи «традиционных» рычагов. Начиная с модификации Т-90М, в отделении управления появился намного более удобный штурвал.

Средняя часть танка отведена под боевое отделение. Здесь находится вращающаяся башня, в правой части которой установлено место командира экипажа, а в левой – кресло наводчика. Кроме того, внутри боевого отделения размещается основное вооружение танка и почти весь боекомплект.

Задняя часть Т-90 занята моторно-трансмиссионным отделением. Здесь находится дизельный двигатель и гидромеханическая коробка переключения передач.

Таким образом, компоновка Т-90 – классическая. От танков западного производства её отличает в основном доведенный до минимума внутренний объём, составляющий всего 11 кубических метров. Чтобы достичь такого результата, конструкторам пришлось существенно увеличить плотность размещения различных агрегатов и узлов. В итоге Т-90 стал намного более компактным, чем танки стран НАТО или Израиля.

Бронирование

Корпус танка Т-90 изготовлен из высокопрочной стали особой марки, все элементы соединены между собой при помощи сварки. Толщина брони неравномерна, наиболее защищенной является передняя проекция. Башня, начиная с модификации Т-90А, также сделана сварной, однако на танках экспортных серий Т-90С она была литой.

Верхняя лобовая бронеплита наклонена под углом в 68 градусов (такой же особенностью отличаются и другие танки, разработанные в послевоенные годы в СССР).

Размещение элементов защиты на башне танка Т-90А

Следует отметить, что на Т-90 применено многослойное комбинированное бронирование передней части корпуса и башни. Бортовые проекции и крыша защищены несколько слабее. Они лишь частично состоят из комбинированной брони.

Уровень защиты лобовой проекции Т-90 при попадании бронебойного подкалиберного снаряда эквивалентен тому, который обеспечивала бы гомогенная стальная плита толщиной в 830 миллиметров. Это далеко не так много, как, например, на танке М1 Abrams, однако у «Владимира» есть еще и дополнительная динамическая защита. Её элементы устанавливаются на верхней лобовой детали корпуса, верхней части башни и на бортовых экранах. Динамическая защита предотвращает поражение танка как кумулятивными боевыми частями современных гранатометов и противотанковых управляемых ракет, так и бронебойными подкалиберными снарядами.

Силовая установка

«Исходный» двигатель танка Т 90 — это В-84С. Его максимальная мощность которого составляла 840 лошадиных сил. Появившийся в 2004 году Т-90А получил более современный мотор В-92С2. Использование турбонагнетателя и ряд других усовершенствований позволили довести мощность силовой установки до 1000 л.с.

В 2011 году на Т-90СМ впервые был установлен опытный двигатель В-92С2Ф (исходное название – В-93). Мощность мотора составила 1130 л.с. «Доводка» этой силовой установки закончилась в 2017 году. По всей видимости, таким же двигателем (или его еще более новым вариантом В-99) будут оснащаться танки Т-90АМ для Российской армии.

Все эти моторы многотопливные. Они 12-цилиндровые и четырехтактные, с V-образной конструктивной схемой и непосредственным впрыском.

Двигатель В-92С2

Трансмиссия и ходовая часть

Ранние танки Т-90 оборудовались гидромеханической коробкой переключения передач. На Т-90МС, как сообщается, вместо этого устанавливается «коробка-робот» — более передовое устройство, автоматически подбирающее оптимальный режим работы трансмиссии. При этом сохранен прежний набор передач – семь вперед и одна назад.

Ходовая часть Т-90 была скопирована с танков Т-72Б без изменений. Усовершенствования выполнялись, начиная с модификации Т-90А. Подвеска – индивидуальная торсионная. На трёх её узлах имеются гидравлические амортизаторы, обеспечивающие плавность движения даже при поездке по сильно пересеченной местности. Компоновка ведущих колес – задняя (как и у Т-72).

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за окружающим пространством командир экипажа может использовать прицельно-наблюдательный комплекс Т01-К04, представляющий собой часть системы управления огнём. Механик-водитель располагает прибором ТНПО-168, при помощи которого обеспечивается довольно широкий угол обзора, что облегчает управление танком. Допускается замена ТНПО-168 на ТВН-5 – активно-пассивный прибор ночного видения.

Поздние модификации Т-90 оборудовались телевизионной системой, предназначенной для обзора задней полусферы. Она позволяет механику-водителю двигаться задним ходом без посторонней помощи, в то время как другие члены экипажа получили возможность своевременно заметить угрозу, исходящую из непосредственного «тыла».

Радиостанция «Арбалет-50К» для командирских вариантов танка Т-90

Связь на обычном танке осуществляется при помощи ультракоротковолновой радиостанции (Р-163-50У). Максимальная дистанция – 20 километров. Командирские машины комплектуются коротковолновой радиостанцией «Арбалет-50К» с дальностью действия в 50 км.

Комплекс вооружения

Для выполнения поставленных командованием задач танк Т-90 может использовать обычные снаряды, управляемые ракеты и пулеметы. Кроме того, на борту имеется небольшой комплект вспомогательного вооружения. Применять его следует уже после того, как экипаж покинет выведенную из строя боевую машину.

Артиллерийское оружие

Основным вооружением танка Т-90 является 2А46М, пушка с гладким стволом, использующаяся также в качестве пусковой установки для управляемых ракет. У этого орудия со временем появлялись новые модификации. В частности, на Т-90А устанавливалась пушка 2А46М-5, а на Т-90МС допускается использование 2А46М-6.

Баллистические характеристики этого орудия позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами на расстояние до 10 километров, однако при этом не обеспечивается прицеливание. Поэтому стрельба обычно осуществляется на следующие дальности:

  • Осколочно-фугасными снарядами – до 4000 метров;
  • Бронебойными подкалиберными снарядами – до 3000 метров;
  • Кумулятивными снарядами – до 3000 метров.

Орудие стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести огонь в движении. Имеется система, определяющая изгиб ствола из-за нагрева при выстрелах и вносящая соответствующие поправки в ходе прицеливания. Пушка сопряжена с автоматом заряжания, которым управляет командир экипажа.

Ранняя модификация танкового орудия 2А46М

Боекомплект к орудию состоит из сорока двух выстрелов. Часть из них — это управляемые ракеты. Сколько именно их берется на борт, определяет командир экипажа. Двадцать два выстрела помещаются в карусель автомата заряжания, остальные хранятся в различных боеукладках, находящихся внутри корпуса и башни.

Управляемые ракеты

В боекомплект Т-90 входят противотанковые ракеты «Инвар-М», запуск которых выполняется через ствол пушки. Наведение – полуавтоматическое, с необходимостью удержания лазерного луча непосредственно на цели. Характеристики комплекса позволяют запускать ракеты во время движения (скорость – не более 30 км/ч). Скорость перемещения цели может достигать семидесяти километров в час.

Дальность поражения достигает пяти километров, то есть намного больше, чем при ведении огня обычными снарядами. Вероятность попадания почти стопроцентная.

Дополнительное оружие

Танки Т-90 оснащаются двумя пулеметами. Один из них – это ПКТМ, спаренный с гладкоствольной пушкой. Калибр пулемета – 7,62 мм, питание – ленточное. Боекомплект достигает двух тысяч патронов (восемь лент).

Второй пулемет – крупнокалиберный (12,7 мм). Вначале это был «Утёс» (НСВТ), впоследствии Т-90 получил более новый пулемет «Корд» (6П49). Основное предназначение этого оружия – защита от вертолетов и штурмовиков противника. Наведение на цель – дистанционное, с использованием электромеханического привода. Количество патронов – до трёхсот (две ленты).

Вспомогательное вооружение – это десять гранат Ф-1, укороченный вариант автомата Калашникова и ракетница для подачи сигналов при неисправной связи.

Система управления огнём

Схема системы управления огнем танка Т-90

Первоначально танки Т-90 оборудовались комплексом управления огнем «Иртыш» 1А45Т. Наряду с телевизионной системой, обеспечивающей задний обзор, командирской «панорамой» и прицелом ночного видения в этот комплекс входила система управления огнем 1А42. С её помощью осуществлялся поиск целей, передача данных от командира к наводчику, прицеливание, внесение необходимых поправок и ведение стрельбы.

Программное обеспечение и электронное оборудование позволяют учитывать не только скорость движения самого танка и цели, но и крен в момент выстрела, воздействие влажности воздуха, ветра и других внешних факторов. При этом обеспечивается точное наведение на цель не только орудия, но и спаренного пулемета – такой возможности у танков Т-64 и Т-80 не имелось.

Т-90МС и Т-90АМ оснащаются еще более совершенной системой управления огнём «Калина», позволяющей реализовать самую оптимальную на сегодняшний день схему ведения боя «охотник- стрелок». Кроме того, танки с такой СУО могут использоваться в рамках реализации концепции «сетецентрической войны», обеспечивающей хорошее взаимодействие отдельных машин и целых танковых соединений на поле боя.

Средства защиты и маскировки

С целью предотвращения поражения танка управляемыми ракетами с лазерным наведением Т-90 оснащается комплексом «Штора-1». Главной частью этого комплекса является станция оптико-электронного подавления. Она создаёт ложную подсветку, уводящую ракету, выпущенную по танку, в сторону от цели.

Один из элементов комплекса «Штора» на Т-90С

Если атакующий управляемый боеприпас использует наведение по отраженному лучу, можно воспользоваться системой постановки завес. Она фиксирует факт облучения танка лазером и может, действуя в автоматическом режиме, выпустить в опасном направлении специальную аэрозольную гранату 3Д17, создающую маскировочное «облако». При использовании полуавтоматического режима решение о применении 3Д17 принимает командир экипажа.

Тактико-технические характеристики

Танк Т-90 с годами становился всё более совершенным, и его технические характеристики улучшались. Тем не менее основные показатели оставались более или менее постоянными:

Боевая масса 46,5 тонны
Длина танка 6,86 м по корпусу, 9,53 м с учетом пушки
Ширина 3,78 м
Высота 2,23 м
Клиренс 0,404-0,467 м на Т-90А, 0,426-0,492 м на Т-90С
Ширина колеи 2,79 м
База 4,27 м
Скорость по шоссе До 70 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 50 км/ч
Запас хода по пересеченной местности От 345 до 520 км
Запас хода по шоссе 550 км (с внешними баками – до 650 км)
Максимальный угол наклона при подъеме 30 градусов
Глубина преодолеваемого брода 1,2 м
Ширина преодолеваемого рва До 2,8 м
Преодолеваемая стена До 0,85 м

Максимальная скорость, приведенная в таблице, достигается на модификации Т-90АМ, у более ранних танков она составляла до 65 км/ч по шоссе и до 40 км по пересеченной местности. Цена экспортных танков Т-90С составляла около 2,5 млн. долларов, в то время как у наиболее новой модификации Т-90МС этот показатель вырос до 4,5 млн. долларов (примерно 288 млн. рублей). Для сравнения можно отметить, что французские «Леклерки» могут стоить до 10 млн. евро.

Модификации танка Т-90

Т-90МС – одна из последних модификаций российского танка

Серийное производство Т-90 начиналось с базовой модификации («объект 188»). Такие машины выпускались в следующих вариантах:

  1. Т-90К. Командирский танк с расширенным радиооборудованием (добавлена коротковолновая станция «Арбалет-К»);
  2. Т-90С. Первый экспортный вариант танка. Основное отличие от базовой модели – замена комплекса «Штора-1» на дополнительные модули активной защиты. Для Индии выпускался под обозначением Bhishma;
  3. Т-90СК – экспортный командирский вариант.

Следующая модификация танка получила обозначение Т-90А. Её серийное производство началось в 2004 году. Выпуск боевой машины осуществлялся в следующих вариантах:

  1. Т-90АК. Командирский танк на основе Т-90А. Одно из главных отличий от Т-90К – наличие системы тактического управления;
  2. Т-90СА. Экспортный вариант Т-90А. Строился для вооруженных сил Алжира;
  3. Т-90СКА. Командирский экспортный вариант.

Модификация Т-90АМ была создана в рамках реализации программы «Прорыв-2».Эти боевые машины получили новую систему управления огнем и модернизированное орудие 2А46М-5. Кроме того, на крыше башни была размещена установка «УДП Т05БВ-1» для ведения огня по воздушному противнику. На Т-90АМ уже имелась «коробка автомат» и штурвал вместо привычных рычагов управления. Экспортный вариант Т-90АМ получил обозначение Т-90СМ.

Танк Т-90М с элементами дополнительной защиты и новым орудием

Дальнейшее развитие программы «Прорыв» позволило конструкторам «Уралвагонзавода» создать новейшую модификацию танка Т-90М и её экспортный вариант Т-90МС. Главным отличием Т-90М от своих непосредственных предшественников стал обновленная конструкция башни с пушкой 2А82-1М. Такое же орудие устанавливается на танк Т-14 «Армата». Следует, впрочем, отметить, что экспортный вариант комплектовался прежней пушкой – 2А46М-5.

Сравнение с иностранными аналогами

Главное, что отличает Т-90 от большинства иностранных танков – это сравнительно небольшие габариты и вес. Боевая масса одной из последних модификаций российской боевой машины, Т-90МС, не превышает 48 тонн, в то время как его главный «потенциальный противник», американский M1 Abrams, весит более 63 тонн.

Примерно такой же массой обладают и два других широко известных западных танка, немецкий «Леопард 2» и английский «Челленджер». Своего рода «чемпионом» выглядит израильская «Меркава» — 70 тонн.

Основная причина столь значительного разрыва в весе – это отсутствие у иностранных танков автомата заряжания орудия. Из-за этого приходится включать в состав экипажа еще одного человека и существенно увеличивать забронированный объем.

Исключением на этом фоне выглядит французский танк «Леклерк» — он также оснащается автоматом заряжания, и поэтому весит намного меньше, чем его «собратья по НАТО» — 54,6 тонны (поздние модификации – до 57 тонн).

Огромная масса и большие габариты могут, конечно, производить сильное внешнее впечатление на плохо подготовленного противника, но в действительности подобные качества никак нельзя считать положительными.

Израильский танк «Меркава 4». Боевая масса – свыше 70 тонн

Западные танки намного сложнее перевозить по любым дорогам, перебрасывая их вдоль фронта или с одного театра военных действий на другой. Неудивительно, что специалисты по логистике из стран НАТО, прекрасно зная, сколько весит танк Т 90, могут разве только позавидовать подобным показателям.

Большие размеры иностранных машин, особенно в боковой проекции – это настоящий подарок для партизанских формирований, вооруженных гранатометами и ПТУР – необходимо учитывать, что именно с таким противником приходится воевать современным армиям.

Вообще говоря, традиционные для западной прессы заявления о сокрушительном технологическом перевесе американского или немецкого танкостроения над российским плохо сочетаются с необходимостью ручного перезаряжания пушки. В скором будущем, когда на поле боя появятся машины с необитаемой башней или полностью беспилотные танки, отсутствие автомата и вовсе нельзя будет выдать за преимущество, как это делается сегодня в пропагандистских целях.

На Западе по непонятным причинам распространено мнение о том, что их танки обладают более высокой огневой мощью по сравнению с Т-90. В действительности баллистические характеристики иностранных пушек калибра 120 мм практически никак не отличаются от показателей 125-мм орудия 2А46М-5. Единственным реальным преимуществом можно считать наличие в боекомплекте американских «Абрамсов» подкалиберных снарядов с сердечниками из обедненного урана.

Еще одно характерное отличие Т-90 (как и других российских ОБТ) – это возможность запуска управляемых ракет через ствол орудия. Ничего подобного на серийных западных машинах нет и сегодня. Совершенно очевидно, что это обеспечивает Т-90 определенный перевес в бою на дальней дистанции.

Французский «Леклерк» — самый лёгкий и при этом самый дорогой западный танк

Практическое применение Т-90

Несмотря на то, что первые танки Т-90 были изготовлены еще в 1992-м году, на протяжении двух с лишним десятилетий эти машины не участвовали в каких-либо реальных боевых действиях. Видимо, их было просто слишком мало. В «нулевые» годы сотнями Т-90 располагала только Индия (к сегодняшнему дню счет идет уже на тысячи), однако крупномасштабного конфликта между этой страной и соседним Пакистаном, к счастью, удалось избежать.

Правда, в этом «индийском» случае можно было наблюдать бесконтактное противостояние между Т-90С и украинскими танками Т-80УД, которые приобрело правительство Пакистана. Сообщения об эксплуатации обеих боевых машин довольно противоречивы. Известно, в частности, что Т-90 продемонстрировали несколько более высокую техническую надежность в ходе эксплуатации.

Вопреки многочисленным сообщениям в социальных сетях, в ходе военного конфликта на востоке Украины, начавшегося в 2014 году, Т-90 не использовался и в поединки с Т-64 не вступал.

На поле боя «Владимир» впервые появился в Сирии. Начиная с 2015 года в эту страну, где всё ещё продолжается гражданская война, были направлены до 30 Т-90А. Использовались они, как правило, во вторых эшелонах правительственных войск, выступая, таким образом, в качестве САУ. Эта тактика позволила не подпускать к танкам вражеских гранатометчиков.

Тем не менее иногда террористам удавалось выпустить по Т-90 противотанковые управляемые ракеты. Чаще всего они не достигали цели – комплекс «Штора» оказался весьма эффективным средством защиты. В ряде случаев ракеты всё же попадали в танк – и тут хорошо показала себя динамическая защита. Известен лишь один достоверно подтвержденный эпизод, в ходе которого попадание ПТУР в Т-90 привело к гибели члена экипажа (механика-водителя).

Один из танков Т-90, применявшихся в Сирии

В течение периода с 2015 по 2020 год в Сирии, по данным западной прессы, было потеряно 6 танков Т-90. Один из них (по другим данным, два) захватили террористы из-за оплошности правительственных войск. По версии сирийского командования, реальных потерь было вдвое меньше, просто несколько боевых машин получили повреждения и после их устранения вернулись в строй.

В целом информации о применении Т-90 очень немного. Во всяком случае, этот танк оказался намного более защищенным от ПТУР, чем использовавшиеся на севере Сирии немецкие «Леопарды 2» или американские «Абрамсы».

Изображения этих бронемашин достаточно редко появляются в Сети. Например, один такой БТР летом текущего года принимал участие в проводившихся в вооруженных силах ПМР командно-штабных учениях на местности.

Первая информация о существовании такой техники была обнародована два года назад. Как раз именно тогда, по некоторым данным, эти гусеничные средства доставки пехоты стали поступать в мотострелковые подразделения.

От базового ГМЗ этот БТР отличается наличием люка в корме и прорезанными в бортах бойницами для применения стрелкового оружия. В качестве достоинства конструкции отмечается также лобовая броня толщиной в 30 мм.

Имеется также открытая сверху бронированная башня с пулеметным вооружением.

Вес — около 28 т. Мощность двигателя — 400 л.с. Запас хода — 500 км.

Военные эксперты отмечают, что по своей конструкции детище военных умельцев из ПМР очень напоминает разработанный еще в конце 40-х гг. советский БТР-112 «Таракан». Машина прошла испытания, но на вооружение не была принята. Однако на ее базе создали целую линейку бронетехники, в том числе и упомянутые выше ГМЗ различных модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *