Машина КГБ

На заброшенных складах по всему миру от пыли и влажности погибают уникальные автомобили, принадлежавшие ранее королям и кинозвездам. «Газета.Ru» вспомнила несколько случаев последних лет, когда коллекции ретроавтомобилей, стоимость которых измеряется миллионами долларов, неожиданно находили новых владельцев.

Реклама

Под навесом во французской провинции

closeautoweek.com
Несколько недель назад в небольшом провинциальном городе Мюлуз во Франции в сараях были обнаружены около сотни редких автомобилей. Среди забытых ретрокаров оказались экземпляры Ferrari, Maserati, Porsche и Bugatti. Стоимость коллекции исчисляется десятками миллионов долларов. Так, по мнению экспертов, только за одну Ferrari 250 GT SWB California Spider 1961 года выпуска сегодня можно выручить не менее $14 млн, а Maserati A6G Gran Sport Frua, сошедшая с конвейера в 1956 году, уйдет минимум за $3 млн.

Уже установлено, что на автомобиле «Тальбо-Лаго» из этой коллекции в середине прошлого века передвигался король Египта и Судана Фаруку І, а один из Ferrari 250 использовали в съемках фильма Los Felinos с участием Джейн Фонды и Алена Делона.

Как сообщали зарубежные СМИ, обнаруженной коллекцией ранее владел местный магнат Роджер Бэйлон. Известно, что автомобилей у него было намного больше, но когда в 1970-х годах его финансовое положение пошатнулось, он был вынужден распродать часть своей коллекции. По какой причине машины остались ржаветь под навесами, остается неизвестным.

Порядка 40 уникальных авто и вовсе были оставлены прежним хозяином под открытым небом и за долгие годы полностью проржавели. Но еще около 60 экземпляров сохранились хорошо. Все машины будут распроданы в феврале 2015 года на аукционе Retromobile Salon.

Склад в Нью-Йорке

closeautoweek.com
Заброшенных гаражей хватает не только в провинциальных городках и деревушках, но и в мегаполисах. Четверть века в одном из таких мест в Нью-Йорке пылилась любопытная коллекция автомобилей, состоящая преимущественно из моделей Chevrolet Corvette разных годов выпуска.

До недавнего времени машины принадлежали художнику из Германии по имени Питер Макс. Историю появления этой коллекции едва ли можно назвать обычной. В 1988 году музыкальный телеканал VH1 провел конкурс среди зрителей и подарил победителю 36 «Корветтов». Этот весьма странный приз достался плотнику Денни Амодео — он смог первым дозвониться в студию телеканала.

Практически сразу же коллекция перешла в руки Максу — он выкупил ее у работяги за $250 тыс. На сегодняшний день стоимость этих авто выросла уже в несколько раз.

Макс не собирался использовать купленные машины по назначению — они нужны были ему для некоего арт-проекта. Однако творческая задумка так и не была реализована, и спорткары в течение 25 лет просто стояли в гараже.

И только в этом году две американские семьи договорились с художником о приобретении его коллекции и сейчас занимаются реставрацией машин.

Ферма в Португалии

closeautoweek.com
Пожилой житель Нью-Йорка, выйдя на пенсию, решил вложить накопленные деньги в недвижимость. Его выбор пал на давно уже пустующее поместье в Португалии. Ранее земля и постройки принадлежали супружеской паре, а после их смерти за неимением наследников перешли государству. Через 15 лет земля вместе с домом и ангаром была выставлена на продажу. Американец, который приобрел недвижимость, не подозревал о содержимом ангара — массивные железные ворота были хорошо заварены, и заглянуть внутрь не представлялось возможным.

Любопытный новый хозяин, вскрыв ворота, обнаружил, что в ангаре яблоку упасть негде — он был буквально забит ретроавтомобилями.

В этой коллекции оказались такие модели, как Porsche 356, Lotus Seven, Alfa Berlina, Austin A40 Somerset, De Ville, Renault Dauphine, Opel Rekord, а также еще около 90 единиц ретротехники, включая уникальные боевые болиды «Формулы-1». Всю коллекцию эксперты оценили на глаз в $35 млн.

Подвал дома на окраине Брюсселя

closeautoweek.com
В подвале наполовину разрушенного дома на окраине Брюсселя около 40 лет простояли без дела ретроавтомобили итальянского бренда Alfa Romeo. Среди запылившихся экземпляров были модели Spider, 1300 Sprint, Clean Me и многие другие.

Хозяином особняка был бельгиец, занимавшийся прокатом автомобилей. В 1970-х годах мужчина отправился путешествовать по США, но по неизвестной причине не вернулся на родину. За право владения складом с машинами местные власти долгие годы судились с наследниками сгинувшего без вести предпринимателя. Но в результате в 2012 году родственникам все же удалось отстоять свои интересы и заполучить уникальную коллекцию.

О том, как наследники распорядились имуществом, неизвестно, но желание приобрести у них некоторые автомобили изъявляли крупнейшие музеи Европы.

Гараж в Техасе

closeautoweek.com
Несколько лет назад в одном из заброшенных ангаров в городе Нью-Гемпшир в штате Техас случайно были обнаружены три автомобиля стоимостью несколько миллионов долларов. Редчайшие Ferrari Dino 246 GTS 1974 года выпуска (с пробегом 4,5 тыс. км), Ferrari 365 GTB/4 Daytona 1972 года (15 тыс. км) и Maserati Bora Coupe 1977 года (1,5 тыс. км) простояли в гараже около 40 лет. Состояние спорткаров оказалось практически идеальным. Более того, Ferrari Dino, по словам экспертов, оказалась в лучшем состоянии в сравнении со всеми сохранившимися у коллекционеров автомобилями этой модели.

Как выяснилось, в 1970-х годах итальянские спорткары принадлежали другу итальянского автогонщика Луиджи Чинетти, который долгое время владел первой в Америке дилерской сетью Ferrari.

При каких обстоятельствах были найдены машины и кто стал их новым владельцем, не уточнялось. Да и о самой находке стало известно не сразу, а только летом 2011 года, когда все три авто были выставлены на продажу на eBay.

Заброшенный дилерский центр в Небраске

closeautoweek.com
В 2012 году в штате Небраска также при неизвестных обстоятельствах был обнаруженный заброшенный несколько десятилетий назад склад дилера марки Chevrolet.

Под толстым слоем пыли 50 штук новеньких Chevrolet простояли в помещении с середины прошлого века.

Среди найденных экземпляров Chevrolet Cameo 1956 года выпуска, Chevrolet Impala 1964 года, Chevrolet Corvette 1978 года, Chevrolet Corvair 1960 года. У всех машин пробег не превышал нескольких миль.

Сохранились и наклейки с ценами на стеклах машин, и даже целлофан на креслах. Кузова этих автомобилей практически не тронула коррозия, поэтому их успешно распродали на местном аукционе.

У советских автомобилей, о которых пойдёт речь, были совершенно неожиданные обязанности. Они должны были вести наблюдение за иностранцами и диссидентами, преследовать подозрительные авто и сопровождать машины высших и партийных советских работников. В эту же категорию входили и спецавтомобили для оказания медицинской экстренной помощи тем, для кого были предназначены правительственные кортежи.

ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)

Легковая «Победа» с 4-цилиндровым двигателем и 50 «лошадками» под капотом привлекала особое внимание и военных, и сотрудников КГБ. По заказу последнего в середине 1950-х на Горьковском автозаводе начали выпускать более мощный и быстроходный спец автомобиль М-20Г. Эта машина внешне ничем не отличалась от серийных автомобилей М-20 и М-20В. А вот над его начинкой поработали, установив 6 цилиндровый мотор мощностью 90 л.с., 100-литровый бензобак, задний мост от ГАЗ-12 и гидромеханическую трансмиссию. Автомобиль был оборудован специальными звуковыми сигналами и средствами радиосвязи.

Правда, М-20Г на дороге оказался плохо управляемым и чересчур тяжёлым. Но при этом его скорость увеличилась до 132 км/ч, а до «сотни» машина разгонялась всего за 30 секунд. Всего с конвейера сошло около 100 таких авто.

ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)

В 1962 году свет увидел ещё один спец автомобиль, созданный на Горьковском автозаводе. Базой для новинки стала серийная модель ГАЗ-21М Волга. На этот автомобиль установили автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13 и 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 л.с.

От обычной модели это авто отличалось усиленным кузовом и ходовой частью, литыми тормозными барабанами и тормозными накладками из жаропрочного материала. Кроме этого в спец автомобиле были использованы стекла из триплекса и устройство запирания капота из салона.

Конструкторы увеличили снаряжённую массу авто до 1780 кг, что повлекло повышение расхода топлива. Но при этом время разгона до 100 км/ч сократилось в 2 раза, а максимальная скорость возросла до 160 км/ч.

Спец автомобили ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)

Начало 1970-х ознаменовалось появлением нового семейства спец автомобилей, который были выпущены на базе серийных легковых автомобилей ГАЗ-24 Волга. Машины выпускались именно для КГБ СССР. ГАЗ-24-24 получил прозвище «наблюдала». Как правило, он выпускался в неярких цветах, благодаря чему авто терялось в автомобильном потоке. Модель ГАЗ-24-25 прозвали «догонялкой». Её отличительными особенностями был чёрный цвет кузова и улучшенная отделка салона. Предназначался автомобиль в первую очередь для сопровождения правительственных кортежей.

Спецмашина наблюдения ГАЗ-24-24, внешне не отличавшаяся от обычной Волги

Основные агрегаты машинам достались от первой «Чайки», но появились спецсигналы за радиаторной решеткой, сигнально-предупредительные фары на бампере и высокая антенна на крыле справа для мощного радиооборудования. До «сотни» автомобиль разгонялся всего за 15 секунд, а его максимальная скорость увеличилась до 190 км/ч. Всего с 1972 до 1988 года было собрано 1034 таких авто.

Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с мотором на 195 лошадей

На базе модернизированного седана ГАЗ-24-10 собирали спец автомобиль ГАЗ-24-34, на котором был установлен 8-цилиндровый мотор мощностью 220 л.с. На эти автомобили по заказу устанавливали кондиционер, монтировали дорогую обивку и даже механизм, позволяющих менять номерные знаки. В период с 1985 по 1993 годы было выпущено 245 таких авто.

Спецавтомобиль внешнего наблюдения ГАЗ-24-34 на шасси ГАЗ-24-10

В 1979 году среди спец автомобилей появилась опытная 120-сильная модель ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованная затем в ГАЗ-3102. На основе этого автомобиля собирали две спецмашины, укомплектованные в соответствии с требованиями КГБ, а потом и ФСБ. Одна из них — ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем — была самой обычной «наблюдалкой».

Прототип эскортного автомобиля на опытном шасси ГАЗ-3101

Вторая же модель была действительно интересной — совершенно секретная и особо прочная машина ГАЗ-31013. Этот автомобиль с низкой посадкой и сегодня считается самым надёжным советским авто. Из особенностей модели стоит отметить усиленный кузов с мощнейшей звукоизоляцией, телескопические антенны и дополнительные световые приборы.

Один из лучших автомобилей СССР, который шел на экспорт — ГАЗ-31013

Спец автомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)

Когда появился автомобиль ГАЗ- 13 с 8-цилиндровым двигателем мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой передач, то места ему в системе КГБ не нашлось. Несколько экземпляров таких машины были поставлены в страны соцлагеря – эскортные «Чайки» с поручнями вдоль крыши с люком и убиравшимися подножками.

Вместительная санитарная машина ГАЗ-13С-РАФ

Но в 1973 году по заказу 4-го ГУ Минздрава СССР на базе «Чайки» начали создавать вместительные скоростные машины для медслужбы. Они шли последними в правительственных кортежах, их использовали для доставки важных персон в медицинские учреждения.

Собирал ГАЗ-13 «скорая помощь» Рижский автобусный завод. Это были автомобили с полным комплектом медоборудования, с продольными носилками и застеклённым кузовом. Эти машины были окрашены в чёрный цвет, за что их окрестили «Черная докторша». Всего до 1982 года было собрано около двух десятков машин. Несколько из них использовались в качестве похоронных катафалков. Для «простых смертных» эти автомобили были признаны громоздкими и очень дорогими.

Санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-2920 на базе Чайки ГАЗ-14

ЗИЛ-114ЕА (1975–1979 гг.)

Московский автозавод имени И. А. Лихачева начал выпуск спецмашин для КГБ в 1970-х, а завершил свою деятельность широким модельным рядом спецтехники для охраны, сопровождения и оперативного медобслуживания, а также лимузинами для государственной и партийной верхушки СССР.

Медицинский автомобиль сопровождения ЗИЛ-114ЕА

ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)

Базой для спец автомобилей ЗИЛ стал 7-местный лимузин ЗИЛ-4104 мощностью 315 «лошадок», который собирался вручную с 1976 года. На этой базе появились ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047, и до 2000 ода было собрано 12 таких машин, среди которых были автомобили охраны, связи, сопровождения и медслужбы.

Санитарный автомобиль ЗИЛ-41042 на базе ЗИЛ-41047

Самым известным в этом семействе был ЗИЛ-4104, который называли «кремлёвская скорая». Его использовали для доставки первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ. Кстати, этот просторный автомобиль с носилками из натуральной кожи и местом для трёх врачей без проблем преобразовывался в катафалк.

Машина сопровождения ЗИЛ-41049 с системой правительственной связи

Уже в 1980-е это автосемейство пополнилось автомобилем спецсвязи ЗИЛ-41043 с параболической антенной и экранированной защитой. А две последние машины спецсвязи были выпущены в 2000 году.

ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)

В 1987 на ЗИЛе начали создание бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год появился ЗИЛ-4107. В 1987 году увидел свет пятиместный автомобиль сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его конструктором был А. Горчаков, а автомобиль сразу прозвали «телохранителе».
Эта машина могла выполнять на дороге роль так называемого «чистильщика». Авто замыкало или возглавляло кортежи важных персон. При необходимости, не сбавляя скорости, «Скорпион» мог отбрасывать в сторону препятствия или посторонние авто, создающие, по мнению охраны, опасность для сопровождаемых персон.

Скоростной автомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион, 315 л.с.

Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.

На машине были предусмотрены спецсигналы, несколько антенн, поручни на крыше и задние стойки, которые позволяли вести внешнее наблюдение, а в случае необходимости и оборону машины. Из выдвижного люка на крыше можно было вести обстрел. Заднее стекло откидывалось, если необходимо было усилить огневую мощь. Длина «Скорпиона» была 6,3 метра, а масса 5,5 тонн. Максимальная скорость машины – 190 км/ч.

Скоростной автомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион, 315 л.с.

Когда ЗИЛ пришёл в упадок, никто в РФ на производство спецтехники и правительственных авто не замахивался – их предпочитают покупать за рубежом.

На сайте унитарного предприятия «Белспецконтракт» выставлены на продажу несколько автомобилей, ранее принадлежавших КГБ. Все машины — 80−90-х годов выпуска с большими пробегами.

Хотите прикоснуться к романтике спецслужб? Пожалуйста. Бывшие кагэбэшные машины можно свободно купить. Давайте взглянем, на чем наши спецслужбы ездили много лет назад.

Самый старый из выставленных лотов — это Mercedes W123 1984 года выпуска с пробегом 476 тысяч км. Для такого экспоната — мелочь.

Годы берут свое, поэтому интерьер потерял былой лоск. Продают автомобиль за 2600 рублей.

Но этот Mercedes мало говорит о пристрастиях кагэбэшников. А вот несколько других лотов говорят о том, что они любили «погорячее».

Взять, к примеру, большой седан Peugeot 607 2000 года выпуска. Кстати, это самый «свежий» из продающихся автомобилей. Машина с пробегом 367 тысяч км продается за 9100 рублей.

Под капотом французского седана — самый мощный в гамме мотор — трехлитровый бензиновый V6 (207 л.с.). Коробка передач — автоматическая. Впрочем, несмотря на мощность, ракетой автомобиль не назовешь — разгон до сотни занимает около 10 секунд. Да и цена явно завышена.

А вот популярный у силовиков Opel Omega 1997 года выпуска. Сохранился, судя по фото, неплохо, разве что некоторые детали интерьера несут отпечаток времени.

На продажу выставлена версия с обозначением MV6 — с трехлитровым бензиновым V6 и механической коробкой передач. 8,5 секунды разгона до «сотни» — это уже было неплохо.

Если ржавчина на крышке багажника Volvo 850 не отвлекла ваше внимание, то вы наверняка заметили скромную надпись T-5 справа. Это означает, что под капотом автомобиля — 2,3-литровый турбомотор мощностью 225 лошадиных сил. А как вам 7,3 секунды разгона до 100 км/ч?

На десерт — BMW 750i (E38) с двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 326 лошадиных сил.

Правда, пробег у машины — 627 тысяч км, но салон, судя по фото, с честью выдержал это испытание. За образец немецкого инженерного искусства 1996 года выпуска просят 8 тысяч рублей.

Все автомобили доступны для осмотра, нужно только предварительно записаться. Никаких аукционов — пришел, увидел и купил. Но для начала стоит посмотреть рыночные цены на подобные автомобили. Некоторые нам кажутся слегка завышенными.

Во времена «холодной войны» в СССР автомобили были активными участниками между войны между КГБ и ЦРУ. Буквально каждая новая модель «Волги» либо «Победы» получала свою версию, созданную специально для нужд КГБ.
«Победа» спецсерии — один из спецавтомобилей для КГБ.
Внешний вид этих авто ничем не отличался от серийных машин, на которых ездили советские граждане, но при этом они имели невероятные для того времени технические возможности.
«Победа» спецсерии
«Победа» М 20Г
Такая машина называлась М 20Г и использовалась спецслужбами, как догонялка. Всего было выпущено всего 100 экземпляров. Авто имело механическую коробку и 6-ти цилидровую комплектацию двигателя, принципиально похожего на ЗИМ, мощностью 90л.с. с. Максимально возможная скорость – 130 км/ч. Если машины списывались, то все допоборудование с них снималось (включая двигатель). На сегодняшний день официально найден лишь один такой автомобиль, восстановление которого будет закончено в течение 1-2 лет.
Волга ГАЗ-23
Волга ГАЗ-23 — один из самых популярных автомобилей спецслужб.
У КГБ на эту модель имелся настоящий эксклюзив. За все время (с 1962г. по 1970г.) было выпущено 603 подобные машины. Они были оснащены самыми мощными советскими двигателями V-8 с алюминиевым блоком от «Чайки», объемом 5.5 литров и мощность которого 195 л.с. Под капот такой двигатель поместился с трудом (его даже пришлось наклонить на 2ᵒ).
И двигатель от Чайки.
Если на стандартной «Чайке» этот мотор имел 2 выхлопные трубы, то на «Волге» такие трубы могли выдать нестандартность комплектации по спецзаказу. Чтобы это скрыть, перед задним мостом трубы соединили в одну, которая выходила в том же месте, что и на стандартных авто ГАЗ-21. Изредка агенты ЦРУ могли распознать спецавтомобиль по звуку двигателя, но внешне он ничем не выделялся от обычных машин. С полной загрузкой эта машина разгонялась до сотни за 16с и демонстрировала максимальную скорость 170 км/ч.
В салоне Волга ГАЗ-23.
Еще одной особенностью спецавтомобилей была коробка: стандартная волговская механика была слишком слабой. Из-за этого пришлось устанавливать автомат. Фары авто могли включаться по отдельности (для каждой был свой тумблер), что помогало в темноте визуально изменять конфигурацию движущейся машины.
Специальная ГАЗ-24-24(25)Эта машина, по аналогии с предшественницей была оснащена тем же мотором V-8 с алюминиевым блоком от «Чайки», объемом 5.5 литров и мощностью 195 л.с.
Можно сказать, что автомобиль перед выездом на дорогу проживал две жизни, одна из которых была на заводе, где ее создавали, согласно требованиям спецзаказа, а вторая – непосредственно в секретных гаражах КГБ, где на авто устанавливалось дополнительное оборудование. При этом сам автомобиль и его документация засекречены не были, однако все, что касалось допоборудования, находилось под строгим секретом.
Хотя на машине был установлен автомат, но педалей все равно было три (одна из них – обманка).
В багажнике было установлено пеленгаторное оборудование и спутниковая связь, тогда, как в салоне была система беспроводной связи «Алтай».
В салоне ГАЗ-24-25.
Сейчас такие автомобили уже не являются средствами передвижения. Скорее они – предмет коллекционирования, часть истории и памятник советской эпохе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *