Малозольное масло

Сульфатная зольность моторного масла

  • система, на которую возложена нейтрализация отработанных газов, должна сжигать сажу;
  • смазочные материалы должны обладать моюще-диспергирующими свойствами.
  • Задача по очистке рабочих поверхностей осложняется тем, что в образованной золе имеются твердые несгораемые частички. Накопление их ведет к засорению каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.

    При этом указанные элементы уже не в состоянии справляться с возложенными на них задачами.

    Моюще-диспергирующие свойства способны обеспечить силовому агрегату чистоту поверхностей деталей и зазоров.

    Продукты окисления за счет моюще-диспергирующих качеств не выпадают в осадок, а находятся во взвешенном состоянии.

    Высокий показатель моющей способности смазочного материала указывает на способность удержания большого количества нерастворимых веществ во взвешенном состоянии.

    Справочники и многочисленные сетевые источники дают стандартное определение этого параметра. Суть его такова: сульфатная зольность (шлаки) — индикатор присадок в смазочной жидкости.

    Такие присадки характеризуются содержанием металлов органического характера. С их помощью при сгорании масла образуется зола. Она подвергается обработке серной кислотой для того, чтобы предупредить окислительные процессы и образование сульфатов.

    Говоря более простым языком, зольность — это содержания в базе набора присадок.

    Какими бы качествами не обладал пакет присадок, на определенном этапе они вырабатывают свой ресурс и сгорают. В результате этого процесса образуется зола, которую можно наблюдать впоследствии на кольцах, поршнях и клапанах.

    Зольность способствует ограничению скопления осадочных веществ. При работе силового агрегата происходит выгорание добавок и накопление органических веществ. Показатель зольности моторного масла для производителя регулируется специальной документацией, и он не может быть выше нормативных требований (максимальное значение — 2% от общего количества смазки).

    Производители моторных масел вынуждены строго дозировать присадки в собственных продуктах. Сульфатная зольность — это как раз тот показатель, который укажет на наличие добавок. Чем он выше, тем больше полезных свойств в смазочном материале.

    Изменение этого показателя в любую из сторон (выше или ниже стандартных значений) ведет к изменению температуры вспышки. Скопление золы может вызывать преждевременное возгорание или барьер для нормальной работы двигателя.

    Зольность базы (без введенных присадок) равна 0.005%. В масле с добавками она равна 0.5-1.5%. Значение верхнего предела для каждого двигателя разное. Оно зависит от нескольких факторов:

    • условий эксплуатации;
    • конструкции мотора;
    • расхода смазки;
    • вида используемого топлива.

    металлосодержащих моющих присадок в незначительном количестве не справляется с задачей очистки в полной мере. Слишком высокий показатель также имеет минусы. Зола образуется внутри камеры сгорания, вызывает абразивное изнашивание как результат оседания золы на стенки цилиндра и смешивания ее со смолистыми веществами.

    Моторные жидкости разделяются на три вида по параметрам зольности: малозольные, полнозольные и среднезольные.

    Полнозольные масла (1-1.1%) оказывают негативное воздействие на фильтры DPF и трехступенчатые катализаторы. В допусках моторных масел обозначение АСEA A3 указывает на возможность применять полнозольные смазки.

    В четырехтактных двигателях на газовом топливе с турбонаддувом рекомендуется использовать среднезольные продукты (0.6-0.9%,в допусках указывается ACEA C3 и С2). Обладая оптимальными эксплуатационными свойствами, эти масла позволяют увеличить период замены смазки.

    В малозольных жидкостях зольность не превышает 0.5% от общего количества. На сегодняшний день это лучший вариант для автотранспорта с системой нейтрализации выхлопных газов. Допуски обозначают данный продукт: С1, С2, С3, С4.

    Металлосодержащие добавки применяются в качестве моющих присадок.

    При правильном балансе каждого элемента максимально снижается уровень загрязнений масляных фильтров, и снижается уровень низкотемпературных шлаков в силовом агрегате.

    С другой стороны металлосодержащие добавки стимулируют отложения золы в камере сгорания. Именно поэтому был принят верхний предел, ограничивающий параметр.

    Общепринятыми условиями использования масел считается:

    • для бензиновых моторов сульфатная зольность не выше 1.5%;
    • для дизельных — не более 1.8%;
    • для дизелей высокой мощности не выше 2%.

    В отработанных газах могут содержаться фосфор, зола и сера. Они негативно воздействуют на фильтры и нейтрализаторы.

    Решением проблемы стала линейка масел SAPS, в которых до минимума снижено количество вредных веществ. Каждый автовладелец знает, что замена катализатора — процедура достаточно затратная.

    Использование смазочных материалов SAPS позволяет значительно увеличить срок службы дорогостоящих деталей.

    Сульфатная зольность — показатель присадок в масле. Многие автомобилисты предпочитают приобретать низкозольные смазки. Считая их действие более мягким. Выбор зависит от типа двигателя, условий работы и особенностей автомобиля.

    Что такое зольность моторного масла, как определяется показатель

    Зольность представляет собой массовую долю содержания золы при сгорании топлива. Этот показатель увеличивается в смазочном продукте после добавления присадки с металлическими и органическими компонентами. Согласно нормативным документациям, зольность моторной жидкости должна составлять не более 2% от количества автомасла.

    Показатели вязкости масел

    ДВС, работающие на природном газе, должны иметь зольность не более 0,03-0,085. Если в ММ добавить какие-либо присадки, изменяющие массовую долю золы, то в результате можно получить моторную или трансмиссионную жидкость.

    Полнозольные масла

    Подобные автомасла принято обозначать по классификации ACEA A5/B5, A4/B4, A3B3. Они могут негативно сказываться на фильтрах DPF и трехступенчатых катализаторов. Эти фильтры относятся к системе прожига выхлопных газов EGR.

    Значение зольности составляет 1-1,1%, от общего количества моторной смазки. Полнозольные масла не рекомендованы для использования в двигателях с экологической системой Euro.

    Среднезольные смазки

    Автомасла со средними показателями зольности применяются для газовых двигателей с турбированной системой. Обладают антикоррозийными свойствами и позволяют увеличить интервал замены.

    Также стоит отметить тот факт, что среднезольные масла контролируют уровень загрязнений, появляющихся при сгорании топлива. Таким образом, они стабилизируют содержание галогенидов и сероводорода. Массовая доля золы составляет от 0,6% до 0,9%.

    Еще по теме: Делаем Mazda 6 неповторимой

    Малозольные

    По сравнению с вышерассмотренными, доля содержания золы в таком ММ значительно снижена. Малозольные составы применяются для ДВС, работающих на бензине.

    Отметим, что масло проходит процесс очищения и содержит пакет моющих и диспергирующих присадок. В ММ с низким содержанием зольности снижен объем фосфора, серы и золы до 0,5%.

    Как показали результаты испытаний, они способны очищать моторную систему, предохраняя детали от износа в результате неполного сгорания твердых частиц.

    Как правило, микротрещины и царапины в системе двигателя возникают по причине несгораемых частиц, содержащихся в моторных смазках.

    Отметит тот факт, что в отличие от масел с полными и средними показателями зольности, аналоги с низким содержанием фосфора и серы подходят для легковых автомобилей, на которых установлена система нейтрализации выхлопных газов.

    Поэтому малозольные ММ рекомендованы для применения в дизельных моторах. Но если использовать топливо с низким содержанием октанового числа и примесями, то малозольное ММ не окажет положительного воздействия на моторную систему.

    Как определяется зольность

    Чтобы определиться с этим показателем, рекомендуется обратить внимание на допуск ММ:

    1. ACEA A5 – полнозольные масла;
    2. ACEA C2, C3 – среднезольные;
    3. C4, C2, C3, C1 – малозольные.

    Что касается незагущенных универсальных смазок, то их относят к группе D/SE. Обычно сульфатная зольность в таких жидкостях не превышает 1%, а содержание добавок составляет от 10,3% до 11,5%.

    Еще по теме: Замена масла в рефрижераторе

    Для тех, кому нужно использовать полнозольную жидкость, но кто не знает, как ее определить, рекомендуется использовать рекомендации опытных автолюбителей. Например, моторные смазки с классом вязкости SAE 0w40, 5w40 относятся к полнозольным составам.

    Низкозольные масла в основном применяются для двухтактных моторных систем, работающих на бензине и газовых агрегатов. Количество содержания золы в смазке напрямую зависит от уровня ее очистки. То есть чем он выше, тем ниже показатели зольности.

    Кроме того, масса золы в смазочном продукте изменяется, если в нем содержатся присадки с металлорганическими компонентами. По этой причине в требованиях по ГОСТУ должна указываться доля золы на начальном этапе и после введения присадок.

    Этот показатель выявляет объем металлосодержащих добавок в ММ: чем выше содержание присадок, тем больше уровень зольности.

    Однако стоит запомнить, что избыток или низкое содержание металлических компонентов негативно сказывается на работе двигателя, поскольку в ДВС формируется низкотемпературный шлам.

    Из-за этого изготовители масел стараются уменьшать вхождение сульфатных шлаков ниже 1,5%.

    Температурная вспышка

    При нагревании в автомасле формируются пары, которые, смешиваясь с воздухом, приводят к возгоранию ММ. Это явление называется «температурной вспышкой» масла. Для исправных двигателей рекомендуют масла с высокой ТВ. Однако если моторная система имеет дефект и масло разжижается топливом, то t° вспышки будет уменьшаться.

    Еще по теме: Из чего состоит автомобиль

    Снижение вязкости и температуры вспышки смазки говорит о том, что есть проблемы, связанные с работой карбюратора, топливной системой или зажиганием. Поэтому специалисты не рекомендуют использовать присадки для ММ.

    При эксплуатации транспортного средства они формируют большие накопления золы на поршнях, цилиндрах и кольцах двигателя.

    При учете того факта, что отложения нейтрализуют щелочные показатели автомасла, а сульфатная зольность отвечает за уменьшение накоплений массовой доли серы и фосфора.

    С течением времени зола начнет воздействовать на температуру вспышки масла, поскольку ее количество будет увеличиваться и в последствие приведет к тому, что ММ начнет воспламеняться или же это скажется на работе топливной системы и зажигании. Поэтому изготовители смазочных продуктов стараются уменьшать количество присадок.

    Если речь идет о популярности, то наиболее востребованными считаются масла Лукойл с высоким значением сульфатной зольности. Для легковых автомобилей оно должно составлять 1,3%. Смазочный продукт от компании Лукойл имеет долю золы 1,15%, поэтому рекомендован для использования на автомобилях с бензиновыми двигателями.

    На, что влияет зольность моторного масла

    Зольность представляет собой шлаковый показатель, содержащихся в момент сгорания топлива. Примечательно, что самоочищающиеся системы справляются с сажей, однако, не могут противостоять золе.

    Зольность – это то количество различных присадок (антикоррозийных, моющих, антиокислительных и некоторых других), органического происхождения, которые влияют на функционирование транспортного средства.

    Далее мы попробуем разобраться, какие разновидности бывают у масла, на что влияет зольность моторного масла и некоторые другие вопросы.

    Какие разновидности бывают

    Исходя из наличия золы, выделяются 3 основных вида: полнозольные, среднезолные и малозольные. Рассмотрим каждую разновидность…

    Полнозольные масла могут иметь маркировку A4/B4, ACEA A5/B5 или A3B3. Одним из главных недостатков этой разновидности является негативное воздействие масла на DPF-фильтр. Другим недостатком является возможный урон трехступенчатых катализаторов.

    Зольность таких масел в процентах составляет от 1 до 1,1%. Такой показатель не рекомендован к применению в моторах EURO 4/5/6, но может использоваться в авто с выхлопом EGR.

    Среднезольные масла могут быть использованы в четырехтактных агрегатах на газе, оснащенные турбонаддувом. Могут иметь маркировку C4 или ACEA C3.

    Такие смазки отлично контролируют коррозийные процессы, а также возможны загрязнения, которые могут содержаться в биогазах. Зольность в процентах составляет от 0,6 до 0,9%.

    Благодаря им увеличивается промежуток в эксплуатации от замены до замены. Смазка имеет отличные эксплуатационные качества.

    Полезно знать: Масло моторное Фанфаро | Обзор, характеристики

    Малозольные масла имеют специфический состав, который уникально влияет на мотор транспортного средства.

    Смазка содержит минимально содержание таких элементов, как: фосфор, зола и сера. При этом добавки идеально сбалансированы. Масла могут иметь маркировки C1/C2/C3. В процентном соотношении зольность будет не более 0,5%.

    Данные смазки прекрасно очищают силовой агрегат автомобиля и могут использоваться в дизельных и бензиновых агрегатах.

    На что влияет зольность моторного масла

    Теперь давайте ответим более детально на вопрос, на что влияет зольность моторного масла… При повышенной зольности происходят высокотемпературные отложения. Данные отложения имеют вполне конкретные дегенеративные свойства.

    А именно, они загрязняют силовой агрегат и имеют влияние на функционирование других автомобильных систем. Главной характеристикой автомобильного масла смывать отложения. Сначала важно грамотно размельчить, нейтрализовать и смыть полностью отложения.

    Чтобы придать деталям двигателя чистоту следует применять моюще-диспергирующие свойства. В результате работа двигателя будет налажена. При слишком больших количествах отложений будут спровоцированы повышения температур, качество работы будет заметно уменьшено.

    Эти моменты приведут к возможным неисправностям. Больше всего зольность влияет непосредственно на масляные фильтры. Эти элементы просто забиваются.

    Возможные проблемы:

    1. Позднее воспламенение смеси в двигателе;
    2. Проблемы с свечными электродами;
    3. Прогорают выпускные моторные клапана;
    4. Появление отложений золы в системе внутреннего сгорания.

    Как видите, есть немало компонентов, на что влияет зольность моторного масла. При рациональном содержании присадок можно гарантировать то, что высокотемпературные отложения уменьшатся.

    Как дополнительные компоненты могут быть использованы: алкилсалицилаты, сульфонаты либо фосфаты магния.

    Если в автомобиле используется топливо, содержащее большое количество серы либо топливо, которое способствует появлению азотной кислоты, лучше использовать масло, которое будет иметь присадки, направленные на уменьшение коррозийных износов цилиндров и поршневых колец.

    Полезно знать: Чем обработать автомобиль от коррозии своими руками?

    Выбирать зольность масла нужно максимально грамотно. Учитывайте состояние Вашего автомобиля и рекомендации производителей.

    Сульфатная зольность масла. На что влияет этот параметр?

    Большинство автомобилистов ориентируется в базовых маркировках моторных масел, таких как вязкость по SAE, класс по API или ACEA.

    Однако по поводу такого показателя, как сульфатная зольность, помимо часто встречающихся правильных предположений, встречается и несколько ошибочных мнений.

    О том, что такое зольность масла и на что влияет этот показатель, расскажем ниже.

    Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру

    Сульфатная зольность – это содержание в процентах от общей массы смазочного материала различных твёрдых органических и неорганических соединений, образующихся после сжигания масла. Именно этот параметр учитывается сегодня чаще всего, хотя существуют и другие разновидности зольности, рассматриваемые при исследовании смазок.

    Сульфат – это по определению соль серной кислоты, химическое соединение, имеющее в своём составе анион –SO4. Эта часть названия пошла от метода подсчёта золы в моторном масле.

    Исследуемую на зольность смазку в лабораторных условиях сжигают при высоких температурах (около 775 °C) до образования твёрдой однородной массы, а затем обрабатывают серной кислотой.

    Полученное многокомпонентное вещество снова прокаливают до тех пор, пока его масса не перестанет уменьшаться. Этот остаток и будет той золой, которая является несжигаемой и будет оседать в двигателе или системе выпуска.

    Её массу соотносят с изначальной массой опытного образца и подсчитывают процентное соотношение, которое и является единицей измерения сульфатной зольности.

    Сульфатная зольность масла – это в общем случае показатель количества противоизносных, противозадирных и других присадок. Изначально зольность чистой масляной базы, в зависимости от природы её происхождения, обычно не превышает 0,005%. То есть на один литр масла приходится всего 1 мг золы.

    После обогащения присадками, содержащими кальций, цинк, фосфор, магний, молибден и другие химические элементы, сульфатная зольность масла значительно возрастает. Повышается его способность при термическом разложении создавать твёрдые, несгораемые частицы золы.

    Сегодня классификация по ACEA предусматривает три категории смазочных материалов по показателю зольности:

    • Full Saps (полнозольные смазки) – содержание сульфатной золы 1-1,1% от общей массы масла.
    • Mid Saps (среднезольные масла) – для продуктов с этой формулировкой процент золы находится на уровне от 0,6 до 0,9%.
    • Low Saps (малозольные смазочные материалы) – золы меньше 0,5%.

    Существует международная договорённость, согласно которой содержание золы в современных маслах не должно превышать 2%.

    На что влияет сульфатная зольность?

    Высокая сульфатная зольность говорит о богатом пакете присадок.

    Как минимум, в маслах с высокой зольностью большое содержание моющих (кальциевых), противоизносных и противозадирных присадок (цинково-фосфорных).

    Это означает, что более обогащённое присадками масло при прочих равных (одинаковой базе, сходных условиях эксплуатации, равных интервалах замены) будет надёжнее защищать мотор при высоких нагрузках на него.

    Сульфатная зольность напрямую определяет количество образовывающихся в двигателе несгораемых, твёрдых частиц золы. Не путать с сажевыми отложениями. Сажа, в отличие от золы, способна выгорать при высоких температурах. Зола – нет.

    Зольность в большей мере влияет на защитные и моюще-диспергирующие свойства моторного масла. Эта характеристика косвенно связана с другим важным оценочным критерием моторных масел: щелочным числом.

    Какая зольность масла лучше для двигателя?

    Сульфатная зольность – это неоднозначная характеристика моторного масла. И воспринимать её как только положительную или только отрицательную нельзя.

    Повышенное содержание сульфатной золы приведёт к следующим негативным последствиям.

    1. Повышенный выброс твёрдой, несгораемой золы в выпускной коллектор, что негативно скажется на ресурсе сажевого фильтра или катализатора. Сажевый фильтр способен пережечь с образованием окисей углерода, воды и некоторых других компонентов лишь углеродистую сажу. Твёрдая органическая зола нередко оседает на стенках сажевого фильтра и прочно там закрепляется. Полезная площадь работы основания фильтра уменьшается. И однажды он попросту выйдет из строя, если систематически лить в двигатель масло с высоким содержанием золы. Похожая ситуация наблюдается и с катализатором. Однако скорость его засорения будет ниже, чем для сажевого фильтра.
    2. Ускоренное образование нагара на поршнях, кольцах и свечах. Закоксовка колец и поршней напрямую связана с высоким содержанием золы в масле. Низкозольные смазки после выгорания оставляют в несколько раз меньше золы. Образование твёрдых зольных нагаров на свечах приводит к калильному зажиганию (несвоевременному поджиганию топлива в цилиндрах не от искры свечи, а от раскалённой золы).
    1. Ускоренный износ двигателя. Зола обладает абразивным действием. В обычных условиях это фактически никак не сказывается на ресурсе мотора: она почти полностью вылетает в выхлопную трубу без ущерба для поршневой группы. Однако в ситуациях, когда двигатель берёт масло на угар, и при этом работает система ЕГР – абразивная зола будет циркулировать между камерами сгорания. Медленно, но уверенно снимая металл с цилиндров и поршневых колец.

    Подводя итог, можно сказать так: повышенная зольность масла для простых двигателей, без катализаторов и сажевых фильтров, – это скорее хорошо, чем плохо.

    Но для современных моторов классов ЕВРО-5 и ЕВРО-6, оснащённых сажевыми фильтрами и катализаторами, высокая зольность приведёт к ускоренному износу этих дорогих агрегатов авто.

    Для экологии тенденция такая: чем ниже зольность, тем меньше загрязняеться окружающая среда.

    Сульфатная зольность масла. На что влияет этот параметр? — АвтоЖидкость

    Большинство автомобилистов ориентируется в базовых маркировках моторных масел, таких как вязкость по SAE, класс по API или ACEA.

    Однако по поводу такого показателя, как сульфатная зольность, помимо часто встречающихся правильных предположений, встречается и несколько ошибочных мнений.

    О том, что такое зольность масла и на что влияет этот показатель, расскажем ниже.

    Что такое вязкость?

    Вязкость является важнейшим свойством, регулирующим функции жидкости, и физической единицой, выражающей оптимальный уровень для текучести «свойства липкости»

    Вязкость определяется внутренним сопротивлением текучести среды. Как показано на рисунке ниже, если верхняя плита перемещается в правую сторону, когда жидкость заполнена между двумя плитами, величина силы, необходимой для перемещения плиты, отличается в зависимости от типа жидкости. Другими словами, жидкость с высокой вязкостью требует гораздо больше сил.

    Абсолютная вязкость выражает абсолютную величину степени липкости, которая сопротивляется направлению движения вещества в состоянии текучести. Кинематическая вязкость является относительным показателем оптимальной степени текучести, которая указывает насколько хорошо вещество течет, поэтому чем меньше его значение, тем лучше показатель текучести.

    Вязкость смазочного базового масла определяется молекулярным размером, как показано на рисунке ниже; чем больше молекулярный размер, тем выше вязкость. Размер и структура минеральных базовых масел очень разнообразна. Вязкость определяется средним размером молекул, а синтетические базовые масла имеют одинаковую молекулярную структуру и размер.

    В случае минеральных базовых масел, размер и структуры молекул измененяются под воздействием внешних факторов в зависимости от срока использования, которое в конце концов приводит к изменению вязкости. А синтетические базовые масла являются относительно устойчивыми (больше энергии связи) к внешним факторам, поскольку они имеют одинаковые размеры и структуру, что приводит к замедлению скорости изменения вязкости.


    Обычно вязкость смазочных материалов выражает кинематическую вязкость, которая измеряется в сСт, вязкости, которые измеряются не сСт, выглядят слудеющим образом:

    ​①сСт (Кинематическая вязкость)

    Стоки относятся к кинематической вязкости, выраженной системой единиц С.Г.С., 1/100 выражается в сантитоксах (сСт). Для измерения по всему миру применяются температуры 40 ℃ и 100 ℃ в соответствии с ISO (Международная организация стандарт), в зависимости от классификации вязкости.

    ②°E (Вязкость по Энглеру)

    Измеряется путем деления времени потока пробы масла 200cc на соотношение времени потока воды при 20 ℃. Для измерения используюся температуры 20 ℃, 50 ℃, 100 ℃, в основном используется в Европе.

    ③ SUS или SSU (Вязкость в универсальных секундах Сейболта)

    Измеряется путем деления времени потока пробы масла 60 мл. Для измерения импользуются температуры 100 ℉, 130 ℉, 210 ℉, в основном используется для определения вязкости базовых масел (в США).

    Для автомобильных смазочных материалов применяются эмпирическая классификация вязкости SAE (стандарт SAE J300). Причина названия вязкости, таких как SAE SAE 10W-30 или SAE 40, заключается в том, что значения вязкости, которые раньше измеряли вискозиметром Сейболта, используется и в настоящее время.

    Тогда, давайте внимательно узнаем о SUS вязкости, которая обычно указывает вязкость базовых масел. Для вязкости, нижеуказанным устройством измеряется SUS и перед буквой N отображаются секунды.


    Например, если SUS 150 секунд — 150N; если SUS 500 секунд, -500N. Обычно, если N ставится после числа, то это означает, что испытание было проведено при 40 ℃; а если после числа ставится BS (Высовязкое цилиндрове масло), то это означает, что испытание было проведено при 100 ℃.

    Если измеренное время (секунды) вторично расчитать по нижеприведенной таблице, оно будет выражено единицой кинематической вязкости сСт (сантистоках). Преобразованное значение, соответствующее 500 секундам по нижеуказанной конверсионной таблице, будет равно примерно к 100 сСт.

    2. Изменение вязкости в зависимости от температуры

    Как правило, вязкость жидкости изменяется в зависимости от температуры. В особенности, в случае смазочных масел (углеводородных), вязкость значительно отличается в зависимости от изменения температуры.

    Индекс вязкости представляет собой соотношение между вязкостью масла и температуры. Чем выше температура, тем ниже вязкость. В противоположность этому, чем ниже температура, тем выше вязкость. Высокий индекс вязкости означает, что вязкость незначительно изменяется в зависимости от изменения температуры.

    Вязкость выражает стабильность масла против изменения температуры, ее способ измерения устанавливается на основе опыта. Часто используется для определения или различия базовых масел (парафиновые базовые масла имеют высокий индекс вязкости, а нафтеновые базовые масла имеют низкий индекс вязкости). Такой итог стал результатом сравнения и преобразования исходя из предположения, что индекс вязкости базовых масел, полученных из сырой нефти в Пенсильвании с отличными вязкостно-температурными характеристиками составляет VI=100, а индекс базовых масел, полученных из сырой нефти побережья Мексиканского залива с плохими вязкостно-температурными характеристиками равен VI=0.


    При выборе конкретного авто для покупки я, среди прочего, искал машину с честным пробегом и вменяемой историей обслуживания. В итоге я нашел свой Ситроен, который прежним владельцем был куплен в салоне в Украине и проходил обслуживание на официальном СТО.
    Соответственно, я знаю (с большой долей вероятности), что в машине менялось масло каждые 10 тыс. километров. Об этом есть отметки в сервисной книге с номерами заказ-нарядов. Перед покупкой я через свои контакты в сервисной сети Пежо-Ситроен проверил, что такая машина действительно проходила регулярное обслуживание у официалов.
    Так вот, первые 80 тыс. на СТО в двигатель каждые 10 тыс. заливали масло Total 5w-40. Судя по тому, что в сервисной книге рекомендованы для данного двигателя с сажевым фильтром масла Total Quartz 9000 5W-40 и Total Quartz Ineo ECS 5W-30, можно сделать вывод, что лили туда именно Total Quartz 9000.

    Но Total Quartz 9000 5W-40 соответствует нормам Peugeot Citroen B71 2296, а производитель рекомендует использовать для оптимальной работы сажевого фильтра низкозольные моторные масла стандарта PSA B71 2290. Таким в линейке Total является Total Quartz Ineo ECS 5W-30. Да и вообще, почти все масла стандарта PSA B71 2290 идут с вязкостью 5W-30.
    Почему официалы в новый автомобиль лили полнозольное масло стандарта PSA B71 2296 для меня остается загадкой. Скорее всего – это те еще специалисты.
    Скажу честно, за всю историю своего владения автомобилями я не особо заморачивался всеми нюансами выбора масла для двигателя. Обычно брал Motul 5W-40 и заливал его в свою предыдущую Ауди 80 с атмосферным 2-х литровым неубиваемым мотором и менял его каждые 10 тыс. Машина прошла больше 250 тыс. Масло не брала (грамм 200 на долив между заменами), компрессия была в норме.

    Поставщику масла я доверял, поэтому после покупки Ситроена в мае 2019 года взял тот же Motul 8100 X-Cess 5W-40 с допуском PSA B71 2296 и спокойно залил в дизельный двигатель француза, который на тот момент прошел 185 тыс. с регулярными заменами Total через каждые 10 тысяч.
    После замены машина прошла уже 6 тыс. в смешанном цикле и за этот период я долил грамм 200 на глаз. Тоесть масло она не ест. Единственное – подрос где-то на пол литра расход топлива.
    И вот во время общения со знакомым владельцем C5 с дизелем 2.2 и сажевиком, он мне сказал, что я зря лью полнозольный Motul и нужно лить Total Quartz Ineo ECS 5W-30, которое имеет допуск PSA B71 2290, является низкозольным и рекомендовано для наших двигателей и выхлопных систем. Да и дешевле в 2 раза.

    После этого я на свою голову окунулся в изучение вопроса. Большим подспорьем стал форум www.oil-club.ru. Должен сказать, что в результате лабораторных тестов некоторые цифры довольно существенно разнятся от официальных в TDS масел. Основных конкурентов я объединил в таблицу, добавив туда пару Total Quartz 9000 5W-40, которое «рекомендует» производитель и Motul 8100 X-Cess 5W-40, которое залил я, так как оба они имеют допуск PSA B71 2296.

    ZoomНебольшая таблица по основным характеристикам масел

    И вот недавно я натолкнулся на сайт www.lubrico.md и статью про масла и их влияние на сажевые фильтры. Она довольно интересная и познавательная. Только нужно учитывать, что автор является дистрибютором торговой марки Xenum и обращать внимание на фактаж, опуская рекламную подоплеку в конце.
    В результате выяснил для себя, что низкозольное Total Quartz Ineo ECS 5W-30 (да и многие другие масла) идет с немного урезанным пакетом присадок и существенно пониженным щелочным числом, а оно отвечает за очистку двигателя. Так же низкозольники отличаются и пониженной вязкостью масла при 100 градусах.
    Поэтому замена в условиях городской езды и не европейского топлива требуется раз в 5-6 тыс. пробега. Это, если вы любите свой автомобиль и не ведетесь на рассказы Total, что можно менять масло раз в 20 тысяч. Соответственно, несмотря на немного меньшую стоимость Тоталя у нас в Киеве, — экономия здесь сомнительная. А в некоторых торговых точках разница в цене довольно не существенна.
    Особенно меня удивили параметры специального масла Motul specific 2290 5W-30. Оно имеет очень низкую зольность (0,49), но и температура вспышки у него меньше 230 С, вязкость кинематическая при 100 С всего 9,7, а HTHS (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) при 150 градусах равна 3,0.

    Если предположить, что за время эксплуатации это масло просядет по своим параметрам, то оно превратиться просто в водичку. Например, система контроля смазочных материалов компании Shell — Shell Lube Analyst — трактует изменение вязкости в отработке так: Если масло SAE 30 (или например 5W-30) просело в вязкости ниже значения 9,3 cst — оно рекомендуется к смене — желтый цвет опасности. Если это же масло просело в вязкости еще ниже 8,3 cst — критический, красный уровень опасности. Дополнительно комментируется еще один момент — когда вязкость достигает значения около 8.3 cst, такой важный параметр как HTHS (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига), находится ниже критичного минимума.
    Пока, что для себя решил залить Mobil 1 ESP Formula 5W-30. У него сбалансированные параметры и пакет присадок хороший. Посмотрю, что изменится.
    Сейчас Mobil обновил это масло и ему на смену пришло Mobil 1 ESP 5W-30 без слова Formula. Но… Результаты тестов показывают, что, на фоне улучшений по всем параметрам, у него выросла зольность до 0,89%. А это уже не Low SAPS, а Mid SAPS масло.

    Так же довольно интересным есть масло от Liqui Moly – Synthoil High Tech 5W-30. Но здесь уже на первое место выходит цена. Немецкие масла у нас дороже. И пока оно официально в Украину не поставляется.

    Завершая пост, в голове возник вопрос «А зачем, собственно, я его написал?». Скорее как справочную информацию для тех, кто впервые, как и я, задастся вопросом какое масло лить в свое авто и чем они, все-таки отличаются. На форумах полно людей, которые пишут, что на протяжение сотен тысяч километров льют Total Quartz Ineo ECS 5W-30 и с двигателями все в порядке. Другие утверждают, что масло должно отрабатывать свое назначение и не быть урезанным. Я же попытался найти так называемую «золотую середину».
    Всем добра.

    Согласно современным требованиям, каждая система нейтрализации отработанных газов должна уметь самоочищаться, то есть сжигать сажу. Однако справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. В конечном счете, каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры засоряются золой и не могут справляться с возложенными на них функциями, а приобретение новых деталей – дорогое удовольствие. Чтобы избежать лишних материальных трат, автопроизводители настоятельно советуют использовать только малозольные масла, не оставляющие твердых элементов после отработки. Но что значит полнозольное, малозольное или среднезольное масло? Давайте разбираться.

    Что такое сульфатная зольность масла

    Одним из важных параметров моторного масла является его сульфатная зольность (или шлаки). Говоря простым языком, это показатель, который помогает определить присадки, включающие органические соединения металлов. Зола, остающаяся после сжигания масла с присадками, специально обрабатывается серной кислотой, что позволяет избежать окислов металлов в сульфаты, прокалывающиеся при температуре в 775 °С, вплоть до образования сульфатной золы. То есть, сульфатная зольность масла – это показатель наличия присадок в масле.

    Интересно! Базовая смазочная жидкость практически беззольная, а для мощного грузового дизеля этот показатель ограничивается нормативными документами в размере 2% от количества масла.

    Виды масел по содержанию золы

    Исходя из количества золы в составе смазочной жидкости выделяют три вида масел: малозольные, среднезольные и полнозольные масла. Но как определиться какое из них лучше заливать в свой автомобиль?

    Для начала попытаемся разобраться, что такое полнозольное масло. Во-первых, необходимо знать, что такие жидкости маркируются как ACEA A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5 и могут оказывать крайне отрицательное влияние на фильтры DPF, являющиеся частью системы дожига выхлопных газов EGR, а также на трехступенчатые катализаторы. Зольность полнозольных масел составляет 1-1,1% от общей массы и такие жидкости не рекомендуется использовать в моторах, оборудованных экологическими системами Euro 4, Euro 5 и Euro 6.

    Среднезольные масла

    Среднезольное масло предназначено и используется в четырехтактных газовых моторах, оборудованных турбонаддувом. Хорошее качество указанной смазочной жидкости помогает увеличить промежуток между заменами смазки и препятствует коррозийным процессам. Кроме того, именно среднезольное масло помогает контролировать загрязнения, периодически появляющиеся в биогазах и содержащие в себе большое количество сероводорода и галогенидов. Зольность «среднезольников» находится в пределах 0,6-0,9%.

    Малозольные масла

    Малозольные моторные масла для бензиновых двигателей отличаются от остальных видов низким содержанием золы и ее специфическим составом. Базовое масло, для производства этого вида жидкостей, проходит очень тщательную очистку и дополняется присадками, нехарактерными для вышеописанных продуктов. В частности, в малозольных маслах, существенно уменьшено количество составляющих, содержащих золу, фосфор и серу, а зольность не превышает 0,5%.

    Проводимые испытания малозольных смазочных жидкостей доказали, что они способны отлично очищать двигатель, тем самым предотвращая его преждевременный износ, который обусловлен попаданием в механизм твердых, несгораемых частиц. К слову, царапины на моторе появляются именно в результате воздействия металлических несгораемых остатков классических масел.

    Можно сказать, что малозольный вариант смазочных жидкостей — это отличная смазка для транспортных средств с современными системами нейтрализации выхлопных газов, что особенно актуально для дизельных моторов.

    Обратите внимание! Самым большим недостатком малозольного масла является то, что одна заправка паленным топливом способна «убить» все его полезные свойства.

    Как узнать какая зольность масла

    Если вы не знаете, масло с какой зольностью используется на вашем транспортном средстве, то узнать это можно исходя из его допуска. АСEA A3 — это полнозольные смазочные жидкости, ACEA C3 и С2 — среднезольные, а С1, С2, С3, С4 — относят в категорию «малозольников».

    Универсальные, незагущенные масла, которые относятся к группе SE/ D, обычно имеют сульфатную зольность около 1,0% Общее содержание присадок в таких жидкостях составляют примерно 10,3-11,5%.

    Если вам нужно, к примеру, полнозольное масло, но вы не знаете, как его определить, тогда можете прислушаться к советам бывалых автолюбителей. Согласно их утверждениям, масло, которое по SAE принадлежит к 0-40, 5-40 или даже выше, практически никак не может оказаться малозольным составом.

    Самые низкозольные масла используются для смазывания деталей в двухтактных бензиновых двигателях, а также силовых агрегатах работающих на газе. Минимальное содержание золы в масле, во многом зависит от качества очистки жидкости: чем она лучше очищена, тем меньшей будет ее зольность. Кроме того, указанный показатель может меняться с введением в масло присадок, содержащих в себе металлорганические соединения. Из-за этого в некоторых ГОСТахт отмечено значение зональности до их добавления и после смешивания с присадками.

    Интересный факт! Зольность масла ограничивается нормативными документами только на производстве в Европе (классификация АСЕА). Сульфатная зольность и температура вспышки

    Сульфатная зольность — это именно тот показатель, который определяет количество металлсодержащих присадок в смазке для мотора. Чем их больше, тем высшим будет уровень зольности. Но нужно понимать, что как избыток, так и недостаточное количество подобных присадок, могут нанести вред моторному маслу, поскольку становятся источником низкотемпературных отложений на элементах силового агрегата. Наверное, именно этот факт стал причиной появления тенденции к уменьшению сульфатной зольности (даже ниже 1,5%).

    Если моторное масло нагреть, то его пары будут образовывать с воздухом некую смесь, а при достижении определенной температуры, происходит ее возгорание. Такое температурное значение называют «температурой вспышки». Прежде всего, ее появление связано с фракционным составом масла и структурой молекулярных частиц базовых компонентов.

    В большинстве случаев, предпочтительнее все-таки высокая температура вспышки, но если масло будет разжижаться топливом из-за неисправности мотора, то она будет существенно снижаться. Вместе со снижением вязкостных показателей, понижение температуры вспышки должно послужить сигналом для поиска неполадок в карбюраторе, системе подачи топлива или системе зажигания. Нельзя постоянно добавлять в масло различные присадки, поскольку все они вырабатываются при эксплуатации автомобиля и образуют золу, которую несложно заметить на клапанах, кольцах и поршнях силового агрегата. Если учитывать, что за нейтрализацию всей этой «грязи» отвечает щелочное число масла, то сульфатная зольность смазочной жидкости будет ограничивать способность к накоплению зольных соединений.

    Со временем (рано или поздно), большое количество золы начнет изменять температуру упомянутой вспышки масла, поскольку сама собравшаяся зола начнет поджигать горючую смесь раньше положенного времени, или же наоборот, мешать качественной роботе свечей зажигания и других элементов. Именно по этой причине производители стараются ограничить наличие присадок в масле, что и освещает сульфатная зольность. Что касается всех остальных характеристик, то среди всех видов масла, выигрывают жидкости с большим сульфатным числом (указывает на большую «навороченность» смазки).

    Какая зольность лучше для масла

    В качестве моющих присадок, добавляемых в моторное масло, используются сульфонаты, фосфонаты кальция или магния, алкилсалицилаты и алкилфеноляты. Правильное сочетание между собой всех зольных присадок, и их взаимодействие с беззольными дисперсантами-присадками, способствует снижению низкотемпературных отложений в силовом агрегате. Кроме того, это положительно сказывается на скорости загрязнения масляных фильтров.

    Модифицированные варианты беззольных дисперсантов способствуют снижению образования нагара на поршнях и кольцах, а металлсодержащие присадки повышают зольность масла, что нередко приводит к образованию зольных отложений в камере сгорания, преждевременному возгоранию топливной смеси, появлению замыкания в электродах свечей зажигания, прогару выпускных клапанов и снижению стойкости топлива к детонации. Поэтому, сульфатная зольность моторных масел ограничивается верхним пределом, а ее допустимое значение будет зависеть от конструкционных особенностей мотора, его эксплуатационных условий (в том числе и от вида применяемого топлива) и расхода масла на угар.

    Важно! В смазочных жидкостях, предназначенных для бензиновых силовых агрегатов, показатель сульфатной зольности не должен превышать 1,5%, для дизельных моторов с малой мощностью — 1,8%, а для дизелей большой мощности — 2,0%.

    Зола, а также фосфор и сера, которые содержаться в отработанных газах, крайне отрицательно сказываются на работе нейтрализатора, в конечном счете приводя его в негодность. Также страдают и ячейки сажевых фильтров, забывающиеся всеми загрязняющими отложениями. Для того чтобы как-то решить эту проблему были разработаны масла SAPS, где уже сами буквы названия указывают на ограниченное содержание сульфатной зольности (Sulphated Ash), серы (Sulphur), фосфора (Phosphorus). Использование смазочных жидкостей SAPS дает возможность увеличить срок службы очистительной системы до 100 000 километров пробега, что очень важно, особенно если учесть, что катализатор, который содержит дорогие металлы — достаточно дорогое удовольствие.

    Итак, теперь вы знаете какие существуют масла по типу зольности, и наверняка сможете определиться нужен вам полнозольный или малозольный вариант. Многие автовладельцы больше склоняются к малозольным маслам, но хорошо это или плохо, зависит только от типа вашего двигателя и его конструкционных особенностей, о которых нельзя забывать.

    Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

    А помните было время, когда бензин стоил дешево и лился рекой, американские моторы были большого объема, а не как сейчас «одноразовые» ecoboost … Машин немного, трассы широкие…

    Понятное дело, что так не могло долго продолжаться. Когда люди поняли прямую зависимость больше автомобилей – больше выбросов вредных веществ в атмосферу, началась деградация промышленности, по-другому не скажешь. Производители начали думать об экологии, о снижении вредных выбросов – двигатели стали намного экологичнее, более компактными, в обиходе инженеров стали появляться новые материалы, а к автомобилям стали проявлять всё более жесткие требования. Так мы докатились до евро-6.

    Производители смазочных материалов не стояли в стороне. На рынке ГСМ всё чаще стали появляться аббревиатуры FE (fuel economy), EC (energy concerving)… в общем одно сплошное ЭКО.
    По заверениям производителей такие масла обеспечивают от 1.5 до 2.5% топлива. К концу срока службы, а он примерно равняется рекомендуемым интервалам замены, этот процент снижается до 0.5%.

    Действительно это так и что мы сможем сэкономить?! Для этого сначала надо разобрать суть процесса, за счет чего достигается эта столь желаемая экономия топлива.

    Обычно энергосберегающие масла для легкового транспорта по SAE имеют обозначение 0W-20; 0W-30; 5W-20; 5W-30. Простыми словами чем меньше эти цифры, тем ниже высокотемпературная вязкость. Чем ниже вязкость, тем меньше внутреннее трение, тем меньше потерь работы двигателя.
    Но данные масла подходят ТОЛЬКО для новых двигателей. Если двигатель сильно изношен, зазоры между сопрягающимися частями становятся больше (естественный износ), то энергосберегающее масло не сможет создать достаточной масляной пленки, что в свою очередь приведет к масляному голоданию и повышенному износу деталей двигателя.

    Зачастую энергосберегающие масла с маленькой вязкостью не рекомендуют заливать в двигатели старше 3-х лет или с пробегом выше 60000 км.

    Идем дальше. Интервал замены.

    Одна очень известная компания утверждает, что в обычных условиях движения их энергосберегающее масло имеет интервал замены 40000 км, в чем я очень сильно сомневаюсь.
    Перейдем к параметру «Щелочное число» масла. Чем оно больше, тем дольше масло будет нейтрализовать кислоты, появляющиеся при работе двигателя. У обычных масел этот параметр находится в пределах 10 мг КОН/г и если этот параметр в процессе работы может снижаться до 5 мг, представьте, что будет со средним 7мг для энергосберегающих масел.
    Отсюда можно сделать вывод, что рекомендуемый производителем автомобиля интервал замены масло, возможно, сможет выдержать, но всё-таки стоит это масло периодически проверять.

    Расчет экономии.
    Возьмем два энергосберегающих масла Liqui Moly.
    1. Special Tec AA 5W-20 – цена 4 л канистры 2 605.00 рублей
    2. Special Tec AA 5W-30 – цена 4 л канистры 2 370.00 рублей
    Оба продукта заявлены на снижение расхода топлива в размере 1.5-2.5%. Я взял стандартный интервал замены масла для KIA RIO – 15000 км. Средний расход топлива для упрощения расчетов возьмем 10 литров на 100 км пробега.

    При цене 1 литра топлива 35 рублей, экономия в денежном эквиваленте составит от 393.75 до 656.25 рублей. Много это или мало в пределах одной легковой машины, с учетом приличных цен на данные масла – решать вам.

    Могу сказать прямо, у меня нет уверенности, что данное масло сможет проехать в условиях 50% город – 50% трасса 15.000 км. Есть вероятность, что такое масло придется поменять за этот интервал два раза. 2605*2 = 5210 – 656 = 4554 рубля вместо 2370.

    Значительную экономию можно получить, если у вас в распоряжении большой парк автомобилей с большими ежедневными пробегами. Чем больше ездишь, тем больше экономия.

    Принимать решение исключительно вам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *