Магистраль, что это?

Парламент России собирается принять федеральный закон о магистральном трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть принят как можно скорее, т.к. заместитель председателя по энергии Шакиров, сказал, что состояние системы магистральных трубопроводов приближается к той критической черте, за которой реально возникает угроза национальной безопасности.

Система магистральных трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты. В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км. В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).

Технико-эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода

Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).

Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 70-90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году. Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность — 12 км. Шухов построил трубопровод Баку-Батуми и нефть начала уходить на экспорт.

Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества:

  1. трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград
  2. первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью
  3. эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е. не зависит от климата и времени года
  4. герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и автомобильной дорогой
  5. полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания, а отсюда большая производительность труда
  6. низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).

Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть, так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на промыслах.

Нефте и продуктопроводы

Они бывают:

— магистральные

— промысловые

— разводящие

— базовые

Магистральные: длина >1000 км; диаметр – 1020 мм, 1400 мм до 2500 мм; давление – 50-60 атмосфер.

Под влиянием сопротивления движению давление в трубе падает. Величину напора можно определить из следующей формулы: ;

k – коэффициент трения; L – длина участка трубопровода; d – диаметр трубы.

Скорость движения нефти – 1-1,5 м/сек.

Для снижения сопротивления внутри трубы укладывают пластики, эпоксидную смолу. Трубы укладывают в траншею до 2,5 м глубиной. Для защиты от коррозии делают изоляцию от блуждающих токов, строят станции катодной защиты (они дорогостоящие). На повышенных местах трубопроводы имеют устройства для выпуска скапливающихся воздуха, а в пониженных местах – осадочные колодцы для песка и грязи. На станциях перекачки находится насосное и машинное отделение, резервуары, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика, ремонтные хозяйства и дома для жилья.

Станции перекачки бывают:

— головными

— промежуточными (через 100 и более км)

— конечные (нефтебазы).

Хранилища бывают:

— стальными

— бетонными

— стекловолоконными.

Американцы имеют резервуары из пластика, который они затопляют в океане.

Применяются телесистемы дистанционного наблюдения.

Магистральные газопроводы бывают:

— подземные

— надземные (на опорах).

Давление бывает до 100 атмосфер, трубы многослойные, напор, как правило, естественный.

Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха). Существуют газохранилища надземные, подземные, подводные.

Классификация и категория автомобильных дорог.

1. Классификация автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом № 257 от 8.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации»:

1. 1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

а) автомобильные дороги федерального значения;

б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

в) автомобильные дороги местного значения;

г) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

1.2. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

— соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

— включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

1.3. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

— соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

1.4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

1.5. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

1.6. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

1.7. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

1.8. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

1.9. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

1.10. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

1.11. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

а) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

б) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

в) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

г) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

д) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

1.12. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

1.13. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в пунктах 1.11 – 1.12 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

2. Категории автомобильных дорог.

2.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

2.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

2.3. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.

2.4. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

2.5. Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.

2.6. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения;
б) ширины полосы движения;
в) ширины обочины;
г) наличия и ширины разделительной полосы;
д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

2.7. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к данному постановлению Правительства РФ (таблица 1).

Таблица 1.

Параметры элементов
автодороги
Класс автомобильной дороги
авто-
маги-
страль
скоро-
стная автодорога
обычная автодорога (нескоростная автодорога)
Категории
II III IV V
Общее число полос движения, штук 4 и более 4 и более 4 и более 4 или 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,5 – 3,75 3,5 – 3,75 3,25 – 3,5 3,0 – 3,25 3,5 – 4,5
Ширина обочины
(не менее), м
3,75 3,75 3,25 – 3,75 2,5 – 3,0 2,0 – 2,5 1,5 – 2,0 1,0 – 1,75
Ширина разделитель ной полосы, м 6 5 5
Пересечение с автодорогами в разных уровнях в разных уровнях Допускается
в одном уровне с авто дорогами со светофорами не чаще чем через 5 км
в одном уровне в одном уровне в одном уровне в одном уровне
Пересечение с железными дорогами в разных уровнях в разных уровнях в разных уровнях в разных уровнях в разных уровнях в одном уровне в одном уровне
Доступ к дороге с примыкаю щей дороги в одном уровне не допус-
кается
допуска ется не чаще
чем через 5 км
допускается не чаще чем через 5 км допус кается допус кается допус кается допус кается
Максимальный уровень загрузки дороги движением 0,6 0,65 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

3. Автомобильные дороги в зависимости от расчетной интенсивности движения по СНиП 2.05.02 – 85 по состоянию на 1 июля 2013 года подразделяются на следующие категории:

Категория автомобильной дороги Расчетная интенсивность движения, приведенных ед./сут.

(автомагистраль)
Св. 14000

(скоростная дорога)
Св. 14000
Обычные дороги (нескоростные дороги) Св. 14000
II Св. 6000
III Св. 2000 до 6000
IV Св. 200 до 2000
V До 200

Примечание: коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковому автомобилю, значение для которого принято за 1, указаны в гост 2.05.02-85 в редакции на 1 июля 2013 года.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы начнем рассматривать очередную группу дорожных знаков — знаки особых предписаний.

Сегодня речь пойдет про знаки: автомагистраль, конец автомагистрали, дорога для автомобилей, конец дороги для автомобилей, дорога с односторонним движением, конец дороги с односторонним движением, выезд на дорогу с односторонним движением.

Что касается прочих знаков особых предписаний, то о них поговорим в следующих статьях серии «Знаки дорожного движения».

Перечень ранее опубликованных статей серии:

  • Предупреждающие дорожные знаки.
  • Знаки пешеходный переход, осторожно дети, скользкая дорога, лежачий полицейский.
  • Знаки дорожные работы, дикие животные, затор, прочие опасности.
  • Знаки приоритета: главная дорога, уступите дорогу, движение без остановки запрещено.
  • Запрещающие знаки дорожного движения: движение запрещено, въезд запрещен.
  • Знаки движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запрещено, движение с прицепом запрещено.
  • Знаки ограничение высоты, ограничение массы, ограничение длины.
  • Знаки разворот запрещен, поворот налево запрещен, поворот направо запрещен.
  • Знаки обгон запрещен, подача звукового сигнала запрещена, ограничение максимальной скорости.
  • Знаки стоянка запрещена, стоянка запрещена по нечетным числам месяца, стоянка запрещена по четным числам месяца.
  • Предписывающие знаки: движение прямо, движение направо, движение налево.
  • Знаки пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, ограничение минимальной скорости.

Знак автомагистраль

Дорожный знак автомагистраль, устанавливается в начале автомагистрали, а также на всех въездах на эту дорогу:

Напомню, что при движении по автомагистрали водитель должен соблюдать требования раздела 16 ПДД, который в ближайшее время будет рассмотрен в отдельной статье.

Здесь лишь напомню об основных особенностях правил для автомагистралей:

  • Максимальная скорость движения — 110 км/ч.
  • Запрещено движение транспортных средств, скорость которых не превышает 40 км/ч, а также велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин.
  • Запрещен въезд в технологические разрывы, а также остановка для стоянки вне специально обозначенных мест.
  • Автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн не могут двигаться далее второй полосы.
  • Запрещено движение задним ходом и учебная езда.

Естественно, все эти запреты в первую очередь сделаны для того, чтобы обеспечить безопасное передвижение автомобилей на высокой скорости.

За нарушение правил движения по автомагистрали на водителя может быть наложено предупреждение или штраф в размере 1 000 рублей. Единственное исключение — разворот в разрыве разделительной полосы. Это нарушение наказывается штрафом в размере 2 500 рублей.

На практике, в России сейчас работает лишь несколько магистралей и мне пока что не доводилось ездить ни по одной из них.

Знак конец автомагистрали

Дорожный знак «Конец автомагистрали» устанавливается для того, чтобы ограничить зону действия предыдущего знака:

Отмечу, что иные условия (например, перекресток или начало населенного пункта), не могут отменить действие знака «Автомагистраль».

Из особенностей знака 5.2 следует отметить, что в соответствии с ГОСТ он также устанавливается за 1000 и за 400 метров до конца автомагистрали совместно с табличкой 8.1.1:

Если вовремя не заметить знак «Конец автомагистрали» и не снизить скорость, можно получить штраф за превышение скорости, зависящий от того, на сколько километров в час скорость превышена.

Знак дорога для автомобилей

Знак дорога для автомобилей устанавливается на дорогах, предназначенных для движения мотоциклов, автомобилей и автобусов:

На дороге для автомобилей действуют те же ограничения, которые выше приведены для автомагистрали. Существенное отличие автомагистрали и дороги для автомобилей состоит в том, что на автомагистрали максимальная скорость составляет 110 км/ч, а на дороге для автомобилей она зависит от того, находитесь Вы в населенном пункте (60 км/ч) или вне его (90 км/ч).

Этот знак устанавливается перед каждым въездом на дорогу для автомобилей.

Знак конец дороги для автомобилей

Дорожный знак «Конец дороги для автомобилей» указывает, что заканчивается дорога, обозначенная знаком 5.3:

Знак дорога с односторонним движением

Дорожный знак «Дорога с односторонним движением» используется для обозначения дороги или проезжей части, на которой транспортные средства могут двигаться лишь в одном направлении:

В серии статей «Одностороннее движение» были подробно рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к подобным дорогам.

Здесь лишь отдельно отмечу, что нарушить требования самого знака «Дорога с односторонним движением» не представляется возможным. Тем не менее въезжая на подобную дорогу следует четко помнить, где Вы находитесь. Например, если Вы сначала заедете во двор, а через некоторое время попытаетесь выехать из него навстречу транспортному потоку, то сотрудники ГИБДД вполне правомерно смогут лишить Вас прав.

Знак конец дороги с односторонним движением

Дорожный знак «Конец дороги с односторонним движением» показывает водителю, что действие рассмотренного ранее знака 5.5 заканчивается:

Если проигнорировать данный знак, то можно оказаться на полосе встречного движения, за что, в свою очередь, подвергнуться лишению водительских прав.

Знак выезд на дорогу с односторонним движением

Дорожный знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» устанавливается на боковых въездах на дорогу с односторонним движением:

При этом направление стрелки на знаке указывает, в каком направлении можно двигаться по пересекаемой дороге.

Игнорирование требований этого знака, как и знаков предыдущих, может привести к лишению прав на 4-6 месяцев.

В следующей статье серии «Знаки дорожного движения» речь вновь пойдет про знаки особых предписаний.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 7 ноября 2015 Раздел: Правила Дорожного Движения Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

С документом удалось ознакомится «Коммерсанту». Как сообщили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, этот проект был утвержден на одном из технических комитетов Росстандарта. Чтобы он стал действующим ГОСТом, необходимо его утвердить соответствующим приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Надо сказать, что Госавтоинспекция не принимала участие в обсуждении и подготовке этого документа.

В связи с обсуждением возможности понижения нештрафуемого лимита скорости, который сегодня составляет 20 км/ч, возникла необходимость пересмотреть установленные ограничения скорости.

Напомним, что сейчас у нас на автомагистралях установлены ограничения 110 км/ч для легковых автомобилей и мотоциклов. При этом владельцы дорог могут повышать скорость на участках дорог первой категории до 130 км/ч. Это прописано в правилах дорожного движения. К сожалению, таких дорог у нас всего 12 процентов, общая протяженность которых — 6 тысяч км. При этом движение со скоростью 130 км/ч сейчас разрешено только на семи участках платных дорог.

В проекте нового стандарта для повышения скорости до 130 км/ч необходимо, чтобы на соответствующем участке не было очагов аварийности. То есть количество ДТП с пострадавшими не должно превышать трех на один километр. Также на таком участке колейность не должна превышать 15 мм глубины. При этом скорость на таких участках должна ограничиваться в зависимости от погодных условий. То есть такие участки должны быть оборудованы динамическими знаками. Проще говоря, электронными табло, на которых можно менять значения ограничения скорости.

При этом на таком участке на расстоянии от 3 до 5 км должны быть организованы места для остановки транспорта.

Вдоль участков трасс с ограничением скорости 130 км/ч через каждые 3-5 км должны быть организованы места для остановки транспорта

Лимит 130 км/ч действует во многих европейских странах. Однако идет тенденция к его снижению. Во Франции скорость на загородных дорогах снизили с 90 до 80 км/ч. В Германии, где на автобанах скорость вообще не ограничена, также уже несколько лет обсуждение об установке ограничений. Кстати, количество участков без ограничений там сокращается.

Надо сказать, что на автобанах Германии при неограниченом скоростном режиме действуют другие ограничения, которые строго фиксируются камерами фотовидеофиксации нарушений. Например, строго запрещено двигаться по левой полосе. Ее можно занимать только для обгона. Строго контролируется дистанция между автомобилями. Для этого на трассе нанесена специальная разметка. Также на автобанах установлены динамические знаки. Причем автобан сам принимает решение об ограничениях. Например, он может понизить скорость, если впереди произошла авария, или запретить обгон грузовикам, если их много скопилось. Это и есть интеллектуальная транспортная система.

Однако даже не все платные участки российских дорог оборудованы такой техникой. Поэтому новый ГОСТ попросту поставит запрет для повышения скорости на большинстве автомагистралей. Вряд ли собственники дорог захотят лишний раз тратиться на инфраструктуру, если дешевле просто снизить скорость.

Кстати, из-за большого количества ограничений скоростного режима среднесуточный пробег в России в два раза ниже, чем в Европе. Он не превышает 500 км.

Возрождение «Шелкового пути»

О начале работ по строительству трассы М12 Москва — Казань в июле 2020 года заявил Премьер-министр России Михаил Мишустин во время посещения особой зоны «Алабуга». По его словам, в ближайшие 3-4 года это будет самый масштабный дорожный проект во всей России. И хотя точный маршрут прокладки трассы пока не утвержден, по мнению Михаила Блинкина, проигравших от этого проекта в Татарстане не будет.

«Экономический эффект от строительства трассы М12 прежде всего получит Татарстан, поскольку он станет центральной точкой маршрута Европа — Западный Китай. Это даст серьезный импульс для развития экономики республики и в целом России. Эффект будет исчисляться в триллионах рублей. Я участвовал во всех дискуссиях, изучал расчёты, эффект действительно очень высок: все, что касается грузоперевозок, умножается на два, а по времени доставки делится на два. Плюс к этому возникает возможность выхода на западные и восточные рынки с любой промышленной продукцией», — сказал профессор.

Автодороги — это кровеносные сосуды экономики. Чем быстрее происходит перемещение грузов и пассажиров, тем быстрее развиваются территории, повышается качество жизни. Плотность автодорог в России не превышает 7 километров на 100 квадратных километров площади. Для сравнения: в Великобритании — 172 километра на ту же площадь, во Франции — 191 километр.

Михаил Блинкин убежден, что существующая трасса М7 «Волга» не отвечает темпам развития России и модернизировать ее невозможно. «Автотрасса М7 сегодня совмещает несовместимое. С одной стороны, это часть крупного транспортного коридора. С другой стороны, старинная дорога, которая имеет 1,5 тысячи точек доступа на 700 километров. Такая высокая плотность точек выезда на трассу объясняется тем, что дорога идет по населенным пунктам. А это существенно сдерживает международный и российский грузовой трафик. Ведь по населенному пункту водители едут со скоростью 60 километров в час и останавливаются на светофоры. Перевозка грузов получается медленной и неэффективной», — пояснил директор института.

Татарстан исторически расположен в центре крупных транспортных коридоров. В древности и в Средние века современную территорию республики связывал с государствами Восточной Азии один из коридоров Великого шелкового пути. Караваны с товарами шли в Поволжье через земли современного Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Конечной целью были регионы Северного и Балтийского морей. По мнению Блинкина, автотрасса М12 может стать ключевой транспортной артерией на Евразийском континенте и забрать часть международных грузов, которые сейчас идут через Казахстан.

«На территории Китая уже построено около 3 тыс. километров автотрассы, еще 2,5 тыс. километров построил Казахстан. А вот российский кусок не построен, поскольку мы очень долго дискутируем. А ведь альтернатива нашей трассе уже сейчас есть. Товары из Китая идут через Казахстан в порт Актау. А там через Каспий — в Европу. Если не будет автотрассы М12, Россия может оказаться на обочине грузового транзита. Если дальше заниматься дискуссиями, транспортный коридор может пройти мимо»Михаил Блинкин

Дорога к процветающей экономики

Не секрет, что в России дорог высшей технической категории очень мало. Сегодня ключевой опыт в этой области принадлежит Китаю, где ежегодно вводят 5-6 тыс. километров таких автотрасс. По данным на 1 января 2020 года, в Китае дорог высшей технической категории в полтора раза больше, чем в США. Чтобы построить такую автотрассу, необходима качественная дорожная техника, технологии, высокопрофессиональные рабочие кадры.

В России в последние годы велось строительство автотрасс М11 и М4. Каждая из этих дорог давала импульс к развитию новых технологий, машиностроению, подготовке квалифицированных специалистов.

Строительство новой автотрассы обеспечит предприятия Татарстана заказами, а самих татарстанцев — рабочими местами. Причем независимо от того, кто выиграет тендер на строительные работы. Не бывает генподрядчиков, которые не использовали бы мощности местных производств, потому что это прямая выгода. Никто рабочих из Владивостока в Татарстан не повезет, тем более что в республике достаточно квалифицированного персонала

Для Татарстана новая автотрасса нужна и по другим причинам. В Камском промышленном кластере Татарстана расположены десятки предприятий мирового уровня, которые вынуждены использовать в своих логистических цепочках трассу М7. Среди них автогигант «КАМАЗ», нефтехимические комплексы «ТАНЕКО» и «Нижнекамскнефтехим», многочисленные заводы особой экономической зоны «Алабуга». Предприятия вынуждены мириться с тем, что трасса М7 «Волга» тормозит отправку грузов и доставку необходимого оборудования. Нет сомнения, что новая автомагистраль М12 даст толчок развитию бюджетообразующих предприятий, а значит в республике продолжится реализация жизненно-важных программ по строительству школ и детсадов, спортивных объектов и поликлиник. Появятся новые парки и скверы, благоустроенные дворы.

Будут ли минусы при строительстве автомагистрали? Безусловно, прокладка любой автотрассы предполагает вырубку лесов, но это, по словам Михаила Блинкина, будет компенсировано новыми посадками леса. «В мировой практике дорожного строительства предусмотрены компенсационные посадки, устройство путей для миграции диких животных: проходы в насыпи, эстакады и другие инженерные сооружения. В серьезно проработанном проекте будут объекты экологической инженерии. Это всегда учитывается, тем более, когда речь идет о автодороге высшей технической категории 1А», — рассказал Михаил Блинкин. Для защиты от шума вдоль трассы будут устанавливаться экраны.

Любопытно, что в какой-то мере М12 будет как раз способствовать восстановлению экологии, причем в самом сердце Татарстана — в Казани. Южный обход столицы Татарстана со строительством моста нового моста через Волгу даст возможность доставлять грузы в логистические центры у казанского аэропорта и вывозить их оттуда.

«Это огромное преимущество, поскольку авиационные грузы — самые высокомаржинальные. Сейчас их приходится везти в контейнере через Казань, что создает экологическую нагрузку на город, на его дорожную сеть и снижает экономический эффект от доставки груза. Южный обход даст возможность отправлять высокомаржинальные грузы по скоростной автотрассе, а это даст огромный эффект бизнесу. В Татарстане логистическая инфраструктура уже хорошо развита: есть железная дорога, волжский судоходный путь, авиаперевозки. Если в эту схему включить скоростную автомагистраль, можно будет строить мультимодальные схемы с высоким экономическим эффектом. В Татарстане уже сегодня бизнесмены могут просчитать выгоду от нового транспортного маршрута», — поделился мнением Блинкин. Он уточнил, что на трассе М12 будет допустимая скорость в 130 км/ч. Соответственно, средняя скорость для грузовых фур будет за 100 км/ч.

Закон пяти букв

В мировой практике строительства автодорог еще не было случая, чтобы трассировка не вызывала возмущения в обществе. В английском языке даже есть специальный термин, который называет это явление, — NIMBY. Эти пять букв образованы фразой «Not in my backyard» («Не на моём заднем дворе»). По словам Михаила Блинкина, это стандартная психология жителя любого города мира, который говорит: «Дорога мне нужна, у меня автомобиль есть. Давайте ее строить, но только подальше от моего дома».

«Этот эффект широко описан в литературе, поэтому проектировщики всегда стараются искать какие-то компромиссы. В окрестностях Москвы строили две дороги, одна из которых называлась «Головной участок М11», а вторая — «Обход Одинцово». Так вот, скандал с прокладкой первой трассы через Химкинский лес дошёл до Президента России, Еврокомиссии и лично Папы Римского. А во втором случае скандала вообще не было, просто тихо ленточку разрезали. Организаторы проекта просто объясняли населению, для чего необходима дорога и какие экозащитные мероприятия будут проводиться. В том числе проводились локальные компромиссы по трассировке. Договориться с населением о разумных компромиссах и компенсационных мероприятиях оказалось и проще, и дешевле, чем идти напролом со скандалом», — рассказал профессор.

Как будет проходить автодорога по территории Татарстана, точно пока не известно. Скорее всего, предстоят обсуждения по безопасности автотрассы для местных жителей, поскольку скорости на ней будут высокими. Впрочем, по словам Михаила Блинкина, в этой части вопросов, скорее всего, будет меньше всего.

«По поводу дорожных транспортных происшествий на автотрассе М12 я могу сказать следующее. Дорога М7 «Волга» в расчете на 100 км убивает втрое больше людей, чем вся федеральная сеть дорог России. Эти цифры я опубликовал в прошлом году. Почему это происходит? Потому что почти треть трассы М7 проходит через населенные пункты. Почему дороги высшей технической категории считаются безопасными? Потому, что там не бывает лобовых столкновений автомашин, — полосы разделены ограждениями. Еще здесь не случается гибели людей на пешеходных переходах, поскольку здесь переходов просто нет. На дорогах высшей технической категории аварийность, разумеется, присутствует, но она невелика», — подчеркнул эксперт.

Стоит отметь, что после строительства новой автодороги трасса М7 «Волга» так и останется федеральной, статус ее будет неизменным. Единственно, на ней станет меньше грузовиков и люди из разных регионов смогут более комфортно ездить друг к другу в гости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *