Lynx army

ТТМ-1901 Беркут – лыжно-гусеничный снегоход с отапливаемой кабиной, предназначен для перемещения по пересеченной местности в условиях снежного покрова и крайне низких температур. Снегомобиль был выпущен заводом транспортно-технологических машин «Транспорт» в Нижнем Новгороде по заказу Министерства обороны России. В 2020 году модификация снегохода Беркут-2 принята на вооружение Пограничных войск РФ.


Снегоход ТТМ 1901 Беркут

Благодаря металлическим экранам, которые закрывают двигатель и радиатор, техника невидима для тепловизоров. Снежный автомобиль проходил испытание в климатической камере в экстремальных температурах до -50⁰C. За счет необычной компоновки узлов мотор снегохода находится за кабиной, вследствие чего удельное давление на грунт (снег) низкое и машина легко движется по поверхности.

Основные направления предназначения «Беркута»:

  • Доставка личного состава в регионы Арктики;
  • Перевозка медицинских служб и МЧС при возникновении чрезвычайных происшествий;
  • Транспортировка сотрудников служб связи, охраны, электроснабжения для обслуживания и ремонта соответствующих сооружений;

Технические характеристики

На полуметровых в ширину резиновых гусеницах снегоход ТТМ 1901 едет по снегу легко, как человек на лыжах, при этом развивая скорость до 40 км/ч на целине и до 60 км/ч на дороге.

Модель 2005 года выпуска создавалась на базе трехдверного легкового автомобиля ВАЗ-1111 «Ока» с цельнометаллическим кузовным вариантом. Технические свойства снегомобиля Беркут-1 следующие:

  • Грузоподъемность – 250 кг;
  • Максимальная скорость – 60 км/ч;
  • Мощность – 59 кВт (80 л. с.);
  • Объем двигателя – 1,7 дм3;
  • Охлаждение — жидкостное;
  • Коробка передач – механическая 5-ступенчастая;
  • Запас хода – 300 км.

Беркут 2 – усовершенствованная модель ТТМ-1901-01 начала производится в 2013 году. Изменения и преимущества этой модификации такие:


Снегомобиль Беркут-2

  • Открывающаяся на 180⁰ пластиковая закрытая кабина;
  • Обновленная грузовая платформа;
  • Дополнительная фара ночного видения;
  • Соединение ходовой части и кузова с помощью сайлентблоков, что создает более комфортные условия для езды;
  • Двигатель от автомашины ВАЗ 21213 «Нива»;
  • Установлена панель приборов от Приоры и гидроусилитель руля от Шевроле-Нива;
  • Система отопления состоит из двух печек вместо одной.

Другие характеристики нового снегохода изменились не значительно. По заявлениям производителя владельцу ТС доступно для покупки дополнительное оборудование и произвести тюнинг своими руками либо на производстве.

Снегоход с закрытой кабиной ТТМ-1901 «Беркут 2»

Т — это российский снегоход (также встречается название «снегомобиль»), который выпускается заводом транспортно-технологических машин «Транспорт» из Нижнего Новгорода. Это единственная в нашей стране машина кабинного типа среди всех лыжно-гусеничных снегоходов. Производство ведется с 2007 года, при этом сегодня осуществляется выпуск обновленного варианта, получившего обозначение «Беркут-2». Заказчиками данного снегохода являются представители МЧС, армии и пограничной службы. При этом машина интересна и для гражданского рынка, она может приглянуться любителям зимней рыбалки, охоты и туризма.

Начало истории создания современного российского снегохода «Беркут» своими корнями уходит в 1962 год, когда при Горьковском политехническом институте под руководством С. В. Рукавишникова была создана научно-исследовательская лаборатория вездеходных машин (НИЛВМ). На протяжении 20 лет небольшая группа энтузиастов занималась проектированием новой техники, создав за это время порядка двух десятков гусеничных снегоболотоходов и снегоходов для нужд советского сельского и лесного хозяйства, геологов, нефтяников и военных. Среди прочего здесь в 1975 году был создан лыжно-гусеничный снегоход ГПИ-1910, обладавший закрытой кабиной и созданный на основе агрегатов легкового автомобиля ЗАЗ-968 «Запорожец». Данный снегоход был создан для нужд поисково-спасательных служб в рамках реализации совместного советско-американского космического проекта «Союз-Аполлон». Данный снегоход, который сумел успешно пройти испытания и был рекомендован для принятия на снабжение ВВС, можно теперь назвать дальним родственником сегодняшнего «Беркута».

В 1991 году из состава НИЛМВ было выделено специальное конструкторское и технологическое бюро транспортных и технологических машин, сокращенно СКТБ ТТМ, его возглавил доцент Н. Б. Веселов. В последствие бюро было преобразовано в ЗАО «Транспорт», реорганизованное в 2020 году в ООО НПО «Транспорт». Новое предприятие продолжало заниматься разработкой разнообразных легких лыжно-гусеничных вездеходов. В 2005 году здесь начали выпускать новую модель — Т, которая была создана на базе компонентов легкового автомобиля ВАЗ-1111 «Ока». Военный вариант данного вездехода прошел армейские испытания в 2006 году.

Созданный в Нижнем Новгороде лыжно-гусеничный вездеход Т был предназначен для контроля за состоянием трубопроводов, линий связи и ЛЭП, а также других коммуникаций, патрулирования пересеченной местности, охраны разнообразных объектов, рыбалки, охоты и других видов активного зимнего отдыха. В данной модели была использована двухместная подогреваемая кабина от легкового автомобиля «Ока» с багажником, расположенным впереди и грузовой платформой в задней части вездехода. На снегоходе был установлен карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 мощностью 80 л.с., работающий в паре с механической 5-ступенчатой коробкой переключения передач.

Ходовая часть вездехода включает в себя две лыжи, а также две гусеничные тележки от снегохода «Тайга» с армированными резиной гусеницами, ширина гусениц — 500 мм. Для перевозки на большие расстояния снегоход можно помещать в кузов автомобиля «Газель», при этом он может заезжать туда сам при наличии специального наклонного трапа. Длительное время производство «Беркута» шло недостаточно активно. До 2011 года было собрано всего порядка 20 экземпляров данного снегохода. К недостаткам первой машины относили высокую шумность работы, недостаточную комфортабельность и невысокую маневренность.

Именно поэтому на предприятии «Транспорт» не прекращались работы над модернизацией лыжно-гусеничного снегохода с закрытой отапливаемой кабиной ТТМ-1901, получившего обозначение «Беркут-2», который в настоящее время проходит испытания и готовится к серийному производству. Обновленная модель была представлена в 2012 году. По сравнению с «Беркутом», выпускавшимся с 2005 года, она имеет следующие изменения:

1. Кабина и капот двигателя производятся из композитных материалов на металлическом каркасе, что позволило снизить массу модели.

2. Кабина и моторно-трансмиссионный блок снегохода были выполнены раздельными, они соединяются между собой сайлентблоками с ограничителями ходов. Данное конструкционное решение позволяет:

— увеличить взаимные хода подвески заднего гусеничного движителя и передних лыж. Благодаря этому значительно повышаются возможности адаптации подвески снегохода к полотну пути, тем самым снимая существенную часть пиковых нагрузок на снежный покров;

— нагрузка на управляемые лыжи остается почти постоянной, она не зависит от характера неровностей дороги. Это позволяет повысить стабильность управления лыжно-гусеничным вездеходом; — доработанная рулевая трапеция и гидроусилитель руля повышают точность управления снегоходом и уменьшают усилие на рулевом колесе, облегчая управление.

3. Соединение кабины снегохода и моторно-трансмиссионного блока через сайлентблоки значительно уменьшает уровень шума в кабине.

4. Отделенная от моторно-трансмиссионного блока кабина и доработанная система охлаждения исключают возникновение загазованности внутреннего объема кабины.

5. Забор воздуха, необходимого для охлаждения двигателя, с крыши кабины и выброс горячего воздуха через задний борт исключают забивание воздухопритоков и воздухоотводов снегом.

6. Более комфортабельный и эргономичный салон.

Актуальность такой техники, как «Беркут-2», в последние годы возросла. В настоящее время Россия переходит к активному хозяйственному освоению обширных северных территорий. Сегодня на защиту российских интересов в Арктике правительством направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера. Такие действия представляются оправданными в свете возрастающего в мире напряжения и повышенного внимания к данному региону, в том числе и со стороны стран-членов НАТО. В этой связи российские военные рассматривают варианты оснащения арктических подразделений ВС РФ разнообразными специализированными транспортными средствами. Одним из них вполне может стать обновленный лыжно-гусеничный снегоход Т.

«Сегодня это единственное транспортное средство, которое в состоянии двигаться по целине с любой толщиной снежного покрова со скоростью 35-40 километров в час», — отметил изобретатель снегохода, директор завода Николай Веселов. При этом российские снегоходы ТТМ обладают целым рядом отличительных особенностей, которые выделяют их на фоне других серийно производимых моделей: наличие отапливаемой кабины, которая обеспечивает экипажу комфортные условия (на уровне легкового автомобиля) при низких температурах окружающего воздуха и неблагоприятных погодных условиях; высокая маневренность и управляемость; высокая устойчивость при движении снегохода по пересеченной местности и проходимость по снежной целине без ограничения глубины снежного покрова.

Снегоход «Беркут-2» получил закрытую двухместную кабину, обладающую эффективной отопительной системой. Даже при температуре окружающего воздуха за бортом -50°C внутри салона сохраняются вполне комфортные +18°C. Любопытной особенностью является то, что двери кабины вездехода открываются на 180° и могут фиксироваться вдоль бортов. Также у модели прибавилась возможность перевозить двух бойцов на внешнем ограждении в закабинном пространстве. Здесь же может быть расположено место для стрелка-пулеметчика, который может вести огонь прямо на ходу.

В настоящее время снегоход «Беркут-2» оснащают обыкновенным бензиновым двигателем с «Жигулей». Двигатель легко заводится даже при температурах до -50°C. Но масло и бензин в условиях Арктики используют специальные. Расход топлива составляет порядка 18 литров на 100 км, что вполне устраивает армейское руководство. Еще одним важным плюсом современного снегохода является то, что управлять этой техникой в состоянии любой среднестатистический автолюбитель. В его кабине расположены привычный руль, три педали (газ, сцепление и тормоз) и механическая коробка переключения передач — все то, что есть в любом легковом автомобиле. Поэтому на обучение новичка не требуется более 15 минут времени.

Проведенная модернизация, которая привела к появлению «Беркута-2», позволила предприятию «Транспорт» вернуть интерес заказчиков и возобновить серийное производство довольно интересной машины. В частности, в 2020 году, снегоход был официально принят на вооружение Пограничной службы ФСБ России. Существенный интерес к нижегородской разработке проявляют и в МЧС России. Именно это министерство может стать в перспективе главным заказчиком лыжно-гусеничных вездеходов «Беркут-2». Также сообщается, что в 2016 году Минобороны России разместило заказ на 40 снегоходов «Беркут-2», которые предназначены для действий в условиях Арктики.

Военная модификация данного вездехода ТТМ-1901-40 отличается от гражданского варианта установкой более мощного двигателя, прибором ночного видения на месте водителя, фарой-прожектором, установленной на крыше, и наличием за кабиной турели для установки единого 7,62-мм пулемета ПКП «Печенег». Основное предназначение военной версии — транспортировка личного состава и различных грузов, буксировка прицепов (саней) массой до 300 кг по заснеженной пересеченной местности и снежной целине.

Обновленная версия «Беркута», получившая новую эргономичную кабину из композитных материалов, может похвастаться приборной панелью от автомобиля LADA Priora и гидроусилителем руля от Chevrolet Niva. «Беркут-2» стал удобнее, комфортнее, легче и маневренней. В дальнейших планах нижегородского предприятия «Транспорт» установка на снегоход автоматической коробки передач и дизельного двигателя. При этом производитель постарается удержать стоимость своей машины в пределах 600-700 тысяч рублей.

Тактико-технические характеристики Т: Габаритные размеры: длина — 3870 мм, ширина — 1730 мм, высота — 1970 мм. Ширина гусениц — 500 мм. Снаряженная масса — 1200 кг. Полная масса — 1500 кг. Масса буксируемого прицепа (саней) — 300 кг. Количество мест — 2 (4) человека. Силовая установка — бензиновый двигатель мощностью 86,9 л.с. Максимальная скорость — 65 км/ч. Запас хода — до 500 км. Преодолеваемые препятствия: — подъем (спуск): 30° (без саней), 20° (с санями); — косогор: 20°.

Цена

Официально снегоход Беркут нужно купить только у производителя по заявке. В зависимости от комплектации цена новой техники варьируется от 500 до 700 тысяч рублей. Бывший в употреблении вездеход стоит порядка 250000 руб.

За дополнительную стоимость заказчик может заказать установку вспомогательных и/или более совершенных узлов: гидроусилитель фирмы Toyota, прицепные сани, кабина с увеличенной пасажироемкостью и др.

Отзывы владельцев «Беркута» преимущественно положительные: техника идеально подходит для рыбалки и отдыха на природе в зимнее время. Поломки случаются, но недорогие запчасти и интуитивно понятная сборка позволяют производить ремонт своими руками.

На видео – обзор ТТМ-1901.

Отзывы

  • Ярослав, Смоленск. Машина пока особых проблем не доставляет, пользуюсь два года. Снегоход достаточно резвый, не смотря на небольшую мощность. Правда, на высоких оборотах мотор сильно шумит и издает вибрации – видимо, это у всех малолитражек. Порадовал запас крутящего момента, благодаря которому динамика и разгонные возможности остаются на одном уровне. Это не зависит от грузоподъемности, пассажиров и т. д. Даже в полностью груженном состоянии (два человека и груз) машина уверенно трогается и разгоняется. Даже втроем можно ездить. Аппарат словно не чувствует нагрузки, и при этом он достаточно экономичный. Подвеска достаточно прочная, проем почти не чувствуется. Порадовало, что снегоход можно запустить с первой попытки даже при минус 30 градусах. А вот минусы можно заметить уже сразу, то есть перед покупкой. Речь идет о высокой стоимости. Но если средства позволяют, надо однозначно брать эту модель.
  • Николай, Казань. Понятное дело, что любой быстрый и экстремальный аппарат от престижного бренда – удовольствие не из дешевых. Как раз таким является снегоход BRP Lynx Yeti Pro Army V-800. Естественно, новую такую машину я бы никогда не купил. Поэтому пошел на поддержанный рынок и нашел подходящий экземпляр. Решил сэкономить и при этом получить качественный аппарат от финских разработчиков. Машина в эксплуатации с 2020 года, пользуюсь второй сезон. Техника идеально подходит для езды по глубоким снежным сугробам. Мы регулярно ездим с братом, и при этом берем с собой еще сани с грузом массой 200 кг. В таком груженном состоянии снегоход едет уверенно, без каких-либо перегревов. Отмечу хорошую курсовую устойчивость, хотя иногда случаются случаи, когда аппарат проваливался – вероятно, это из-за высокого центра тяжести и большой массы. Имею ввиду, что бывают проблемы с проходимостью в глубоком снегу – например, если долго не чистить подвеску. Расход топлива не превышает 15 литров на 100 км. В целом, я сделал правильный выбор и еще больше убедился в том, что можно присматриваться и к поддержанной технике. Расходы на обслуживание – минимальные, и это очень здорово.
  • Константин, Иркутск. Снегоход BRP Lynx Yeti Pro Army V-800 приобретен в прошлом году. Машина поступила в пользование практически сразу. Я быстро привык к управляемости и поведению снегохода. В целом, машина вполне устойчива на высокой скорости, хотя в таких экстремальных режимах ощущается вибрация на рулевой колонке. Даже не пойму, откуда идет вибрация – я в этот момент больше сосредоточен на дороге, ведь иногда приходиться объезжать сложные препятствия – деревья, камни, бугры и т. д. Заметил недочет в подвеске – она не слишком энергоемкая и достаточно жесткая, но с другой стороны, это благоприятно сказалось на острой управляемости. Первое время уставали руки, но потом я привык. Бывали случаи (по крайней мере два раза), когда я чудом удержал снегоход в глубоком сугробе – дело могло дойти до опрокидывания. На пониженной передаче снегоход отлично тянет и вывозит абсолютно любой груз. Понравился вместительный багажник. Могу сказать, что снегоход получился неоднозначным. Он в меру практичный и спортивный, но скорее подходит для неспешной езды – из-за проблем с устойчивостью на неровной дороге. Если бы он стоил дешевле, тогда бы вопросов не было.
  • Владимир, Новосибирск. Подходит к концу вторая зима, и за два сезона я накатал на «Армейце» более семи тысяч километров. Машина экономична в плане расхода топлива, причем даже при максимальной нагрузке. По моим замерам, с двумя пассажирами (третий – водитель) и грузом массой 300 кг снегоход BRP Lynx Yeti Pro Army V-800 Армеец потребляет порядка 24 литров на сотню. Безусловно, есть и недостатки, хотя это несколько странно для такой именитой машины, да еще и со слабоватым мотором. Проходимости у снегохода хватает, да и при минус 42 градусах аппарат запускается без проблем. Но из-за тяжелой массы снегоход медленно разгоняется, и еще он неповоротливый. У меня подвеска с мягкими настройками, и не настроена на агрессивную езду. В качестве перевозчика грузов или пассажиров этот снегоход – отличный вариант, но для экстремальных приключений он явно не подходит.

«Беркут-2»

Обновлённая модель ТТМ-1901 получила новую пластиковую кабину с открывающимися на 180° и фиксируемыми вдоль бортов дверями. Салон и панель приборов заимствованы от Приоры. Двигатель и ходовая часть остались прежними. Была применена виброакустическая изоляция кабины от моторно-трансмиссионного агрегата с использованием сайлент-блоков, что позволило улучшить стабильность управления машиной, а также серьёзно уменьшить шум в салоне. Был установлен гидроусилитель рулевого управления от Шевроле-Нивы. В кабине улучшена система отопления — благодаря двум печкам температура в салоне сохраняется +18 °C даже при −50 °C за бортом.

Заводом-изготовителем прорабатывается вопрос установки автоматической коробки передач и подходящего по характеристикам дизельного двигателя.

На вооружении

Парад 9 мая 2018
Благодаря уникальным качествам снегохода, а также применению комплектующих только российского производства, в 2020 году «Беркут-2» поставлен на вооружение в Пограничные войска РФ. Военная модификация снегохода отличается возможностью установки в закабинной части на турели пулемёта Печенег. Также на месте водителя появился прибор ночного видения, а на крышу вынесена фара-прожектор.

В 2020 году «Беркут-2» участвовал в параде Победы в Москве.

Характеристики элементов:

Ходовая часть:

  • тип передней подвески – телескопическая (LTS);
  • амортизаторы передней подвески – HPG 30;
  • ход передней подвески – 150 мм;
  • тип задней подвески – XWLS;
  • амортизаторы задней подвески – HPG 36;
  • ход задней подвески – 210 мм;
  • тип лыж – ADJ (пластиковые накладки).

Трансмиссия:

  • ведущий шкив вариатора – TRA IV;
  • ведомый шкив вариатора – NDT 6K VSA;
  • реверс – механический.

Отзывы владельцев

  • Кевин: BRP Lynx Yeti Pro Army V-800 приобрел в начале года. Успел выехать на нем всего несколько раз. Понравилось, что двигатель очень тихий при любых режимах и оборотах, при этом крутящий момент и динамика остаются всегда на одном уровне независимо от количества груза и пассажиров (ездили на снежике даже втроем). Нагрузки аппарат не чувствует, подвеска при полной загрузке признаков пробивания не выказывает. Расход меньше 15 л на 100 км, что очень хорошо. При температуре в -30 градусов снегоход завелся с первого раза. Минусов у техники не нашел за исключением одного – цены. Вывод по Yeti Pro Army V-800 такой – если есть деньги, то данный аппарат надо брать.
  • Федор, Казань: Любая экстремальная и мощная техника – удовольствие не из дешевых. Когда выбирал себе снегоход, думал довольно долго. Денег было жалко, но все же решил купить BRP Lynx Yeti Pro Army V-800. Брал подержанную модель, потому удалось немного сэкономить. Аппарат подойдет, если нужно таскать сани с большим грузом. По глубокому снегу он вез меня с братом и сани с поклажей в 200 кг без напряжения. Бывали случаи, когда аппарат проваливался (виной тому большая масса и высокий центр тяжести), но случалось это не часто. Порадовал расход – примерно 12,2 л на сотню. В плане надежности и экономичности лучше Yeti Pro Army V-800 пока не встречал.
  • Константин, Красноярск: Купил BRP Lynx Yeti Pro Army V-800 в прошлом году и сразу начал использовать. При обкатке снегоход очень понравился, но когда двигаюсь на большой скорости, ощущается вибрация. Пока непонятно откуда, в сервис не обращался. Также часто включается вентилятор, лампочка перегрева ни разу не загоралась. Рулевое управление у снегохода очень удобное, но тяжелое. Первое время руки очень уставали, потом привык. В плане устойчивости есть вопросы, 2 раза чуть не опрокидывал технику. Нравится тяга на пониженной передачи, аппарат везет абсолютно любой груз. Багажник огромный. Снегоходом доволен.
  • Валентин_1992: За 2 неполных зимы накатал на «Армейце Йети» почти 7000 км. По расходу горючего все устраивает. Даже при полной загрузке выходит не больше 20-24 л/100 км. У снегохода свои плюсы и минусы. В морозы двигатель запускается отлично (даже в -42 градуса). Проходимость достаточно хорошая, сам снежик – настоящая «рабочая лошадка», которую можно эксплуатировать каждый день. Аппарат тяжеловат, говорят, с двигателем бывают проблемы, но пока эти недостатки мне особо не мешают.

Двигатель

Снегоход BRP Lynx Yeti Pro Army V-800 комплектуется современным 4-тактным V-образным мотором Rotax V-810 с 1 распределительным валом верхнего расположения.

Характеристики агрегата:

Особенности двигателя:

  • система охлаждения – жидкостная;
  • система смазки – мокрый картер (в качестве масляного фильтра используется сменный бумажный фильтр BRP Rotax);
  • система выпуска отработавших газов – искрогаситель (сертификат USDA);
  • воздушный фильтр – синтетический (поролон и бумага);
  • число клапанов – 8 (механические толкатели).

Новшества, появившиеся в моторе Rotax V-810:

  • Long Block для агрегата (модернизирована направляющая цепи распределительного вала);
  • новая направляющая натяжителя цепи. Благодаря улучшенной конструкции и материалам износ элемента снижается. Направляющая сделана из стали и покрыта резиной. При нагреве деформации не происходит, потому растяжение цепи ГРМ сокращается, а ресурс работы становится больше. Направляющая устанавливается лишь со стороны натяжителя цепи.

Топливный бак снегохода рассчитан на 42 л, масляный бак – на 2,8 л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *