ЛИАЗ 677 АКПП

Содержание

Автобус ЛиАЗ-677 — ретротест под «звон бутылок»

Впадаем в детство с автобусом ЛиАЗ-677, которому исполняется 50 лет.

Когда из-за поворота показался знакомый силуэт, сердце застучало чаще. Подъехавший к нам ЛиАЗ‑677М, в народе «луноход», мигом перенес меня на двадцать лет назад — и вот уже я восьмиклассник, стою с рюкзаком на Воронежской улице. В сумерках на меня неспешно плывут две круглые фары и три секции маршрутных указателей над лобовым стеклом… Складные двери распахиваются, и я ступаю в наполненный теплым желтым светом салон. Всё как тогда, в беззаботные юные годы!

Вечерний звон

Этот звон у них песней зовется? ЛиАЗ‑677М нельзя не узнать на слух — легендарный «звон бутылок» надо бы запатентовать! Поднимаюсь по ступеням, держась за рифленые поручни. И шагаю к дивану у водительской перегородки. Это самое козырное сиденье: можно и на дорогу смотреть, и на водителя. Кто в детстве не мечтал оказаться на его месте?

В свое время ЛиАЗ считался невероятно комфортабельным. Помимо мягкой пневмоподвески, сохраняющей постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки, пассажирам нравился теплый даже в лютые морозы салон. Зимой 677‑е нередко уезжали в парк с заснувшими пассажирами.

Водителям 677‑й тоже очень нравился, ведь это первый в СССР автобус с автоматической коробкой передач. Даже на появившихся в 1970‑е годы Икарусах двухсотой серии стояла механическая, и за смену водитель дергал рычаг до двух тысяч раз. И именно трансмиссии ГМП Львов‑2 обязан этот ЛиАЗ своим фирменным бутылочным бряканьем. Заправленная коробка передач весит почти 200 кг, потому ее пристроили не сразу за двигателем (иначе передняя ось была бы перегружена), а ближе к центру автобуса. Между маховиком и коробкой появился промежуточный карданный вал. Вот все эти фланцы, шлицы и кре­стовины и породили букет звуков, ставший своеобразной визитной карточкой ЛиАЗа.

Автобусу достался так называемый ураловский двигатель ЗИЛ‑375. Но даже увеличенного до семи литров объема (у базового мотора ЗИЛ‑130 он был на литр меньше) и 180 «лошадей» тяжелой машине не хватало. ЛиАЗ‑677 в часы пик увозил до полутора сотен пассажиров, а по некоторым сведениям, и до ста восьмидесяти! При такой загрузке автобуса, да еще и с автоматической коробкой, карбюраторный V‑образный мотор шокировал топливным аппетитом, за что его прозвали «слоном». В городе расход достигал фантастических 60 л/100 км. На день водителям выдавали талоны на 250–280 литров. Разумеется, они быстро нашли решение для экономии — ведь всё, что не съедал автобус, доставалось им. Помните домашний выключатель света около руля? Его врезáли в цепь «контроллер — коробка», и автомат при размыкании цепи «думал», что селектор — в «нейтрали». Так можно было катиться накатом на спусках и экономить до 10% бензина. Для водителей это было золотое время. Те, кто имел свои машины, заправляли их исключительно казенным бензином. Социализм!

Автобус времени

У этого красно-белого автобуса такого выключателя нет. Плюхаюсь на место водителя — удобно! Сиденье с подвеской, обзор хорош. Салон как на ладони — в зеркало виден буквально каждый закуток, и видеокамеры не нужны! А поле моторного щита — не только отличный склад личных вещей, но и классное спальное место на стоянке.

Двери закрываются. Выдержав театра­льную паузу, автобус трогается. Двигатель набрал обороты, весело «зазвенели бутылки», им надрывно подвыл компрессор. Почему «луноход» казался таким мягким в детстве? Его ощутимо потряхивает на кочках. Впрочем, это ничуть не умаляет очарования и волшебной ностальгии.

Всё хорошее рано или поздно заканчивается, пора выйти из автобуса прошлого на остановке настоящего. Провожая взглядом «луноход», невольно вопрошаю сам себя: почему ЛиАЗ‑677 вызывает теплые чувства, как никакой другой автобус? Может, дело в добродушной внешности? Или в неповторимых звуках и запахах? Думаю, разгадка в том, что он стал родным для нескольких поколений жителей нашей страны. Мало того, ЛиАЗ‑677 продолжает нести вахту по сей день. Например, в Арзамасе исправно курсируют два десятка «шестьсот семьдесят седьмых». Купить билет в детство еще не поздно!


Почти с рождения я живу через дорогу от 16-го автобусного парка столицы, потому пользовался, как правило, именно его маршрутами. Особенно часто ЛиАЗ попадался мне на 694, 711 и 755-м маршрутах. А любимое место, помимо дивана у кабины водителя, — закуток около задней двери. В час пик там было очень комфортно.


В детстве всегда хотел занять лучшее место — переднее боковое. Отсюда здóрово разглядывать коробочку с мелочью на обитом дерматином кожухе мотора или, если повезет, наклейки с полуголыми девицами. Наш пригородный маршрут пролегал от съемной дачи в Жуковке до Одинцова. В одном месте рельеф сформировал такую горку, что автобус карабкался наверх еле-еле. Мой детский страх: не дай бог покатимся назад и упадем в Барвихинское озеро!.. Однажды мотор ЛиАЗа действительно захлебнулся — и авто­бус попятился. Я замер, вцепившись в бабушкину руку, и зажмурился. А когда открыл глаза, мы были уже внизу. Водитель высадил всех пассажиров и штурмом взял высоту.


Есть вещи из детства, любовь к которым бережно проносишь сквозь года. Для меня одна из таких — ­ЛиАЗ-677 желтого цвета. Он всегда был уютным и теплым, у него, в отличие от Икаруса-280, нижняя линия остекления низкая, и я видел всё, что происходит за окном. Разумеется, я хотел работать водителем автобуса — ездить по 687-му маршруту (Строгино — Щукино) и приезжать домой обедать, паркуя автобус под окнами.


Чаще всего я ездил на 42, 187 и 260‑м маршрутах. Отлично помню кассовые аппараты: кидаешь пятак, крутишь ручку и получаешь билетик. В детстве любил стоять у водительской перегородки и наблюдать за работой водителя.

ЗАВОДИМ ЛиАЗ 677м. БУДЕТ ЛИ ЗВОН БУТЫЛОК????????

Для меня всегда был загадкой размещенный у руля комнатный выключатель, которым водители работали постоянно. Теперь этот секрет для меня раскрыт.

Редакция выражает благодарность Алексею Никитину и Сергею Жлобо за предоставленный автобус.

comments powered by HyperCommentsРекомендуем ознакомиться с похожими записями:

Ездил в Крыму в 2004 г. на автобусах ЛиАЗ-677. Коробка имеет две передачи — высшую (шестерни 11 и 16) и низшую (шестерни 7 к 18). Передачи включаются синхронизатором 17, таким же по конструкции, как и устанавливаемые в коробке передач. Сейчас в Москву поставляются абсолютно все новые автобусы с автоматическими коробками, и это правильно. Панычев, А. П. Устройство и принцип работы гидромеханической коробки передач автобуса ЛиАЗ-677 : метод.

В 1967 году на Ли­кин­ском ав­то­бус­ном за­воде было на­ла­жено се­рий­ное про­из­вод­ство ав­то­бу­сов ЛиАЗ-677. С при­хо­дом эпохи ры­ноч­ных от­но­ше­ний мно­гие пред­при­я­тия, в том числе и транс­порт­ные, ока­за­лись «за бор­том». ЛиАЗ-677, со­став­ляв­шие ос­нову прак­ти­че­ски лю­бого ав­то­бус­ного парка ста­рели и при­хо­дили в не­год­ность, а вза­мен ни­чего не по­ку­па­лось.

Но не­ко­то­рые пред­при­я­тия про­дол­жали экс­плу­а­ти­ро­вать ма­шины ЛиАЗ-677 и про­во­дили им ка­пи­таль­ный ре­монт. Ку­зов­ные ра­боты и от­делка са­лона были вы­пол­нены с вы­со­ким ка­че­ством. Ее ку­пили в одном ав­то­бус­ном парке Ниж­него Нов­го­рода и от­правли на ка­пи­таль­ный ре­монт на Бор­ский ав­то­рем­за­вод.

Коробка передач городского автобуса ЛиАЗ-677

Ма­шина вышла из кап­ре­монта в 2002-м и по сей день успешно тру­дится на за­гру­жен­ном при­го­род­ном марш­руте. Жаль, что сейчас повсеместно 677-я модель замещается Лиазом-5256. В 677-м было тепло, уютно, и сидячих мест раза в 3 больше, не то, что в 5256! В 5256 мест, отсилы на 5 больше чем в ПаЗ-3205, и вибрации в салоне постоянно, особенно сзади и во время остановок!

При этом все три сцепления выключены, зубчатая муфта ведомого вала находится в левом положении, цепи электромагнитов системы управления разомкнуты. При установке рукоятки пульта управления в положение А (автомат) замыкается цепь электромагнита, включающего первую передачу. Последующее переключение передач происходит автоматически без участия водителя в зависимости от скорости движения автобуса и открытия дросселей карбюратора.

Вторая жизнь ЛиАЗ-677

Но она сложнее и дороже в изготовлении, требует весьма квалифицированного технического обслуживания. В нижней части согласующего редуктора находятся валы отбора мощности на привод насоса подъемного механизма самосвального кузова и насоса гидроусилителя рулевого управления. Крутящий момент с турбинного колеса передается на ведущий вал 29 коробки передач, на котором расположены сцепления 16 первой и 20 второй передач и ведущие шестерни.

Включение передач осуществляется под давлением масла путем соединения шестерен с валами при помощи сцеплений. При включении сцепления масло под давлением поступает в подпоршневое пространство, перемещает поршень сцепления и через нажимные рычаги сжимает пакет дисков. Для управления коробкой передач предназначен рычажок, установленный на рулевой колонке в направляющем секторе.

Движение автомобиля по хорошим дорогам с включенным передним мостом не допускается, так как при этом увеличивается износ трансмиссии и шин, а также повышается расход топлива. При включении любой из передач крутящий момент передается к межосевому дифференциалу 13, распределяющему момент на валы 22 и 23 привода среднего и заднего ведущих мостов.

Мною с автобуса снята родная коробка (ГМП), установлена от ЛАЗ 699 «ТУРИСТ». Двигатель работает ровнее чем на 92 бензине (применял для заводки и прогрева, и, чтоб доехать до заправки ГАЗС, когда кончался газ). Выброс СО на моём автобусе был 0.2 (экологически чистый).

Современная автоматическая коробка передач позволяет не только уменьшить утомляемость водителей, но и за счет электронной обратной связи с двигателем экономить топливо.

Попробуем справиться с ним в очередном выпуске «Технической среды». В Испании французы провели первую ездовую презентацию своего компактного кроссовера Peugeot 2008. На нее пригласили и российских журналистов. Девушка за рулем троллейбуса выглядит естественно и привычно, а вот представительница прекрасного пола за баранкой автобуса до сих пор вызывает удивление.

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!

У нас эксплуатируются автобусы разных моделей, и их прямое сравнение не совсем корректно, но разница получается очень существенная. На китайских автобусах Higer или Golden Dragon с механическими коробками передач сцепление приходится менять чуть ли не каждые 3–5 тыс. км. Помимо этого происходит повышенный износ тормозных колодок.

Присмотримся внимательнее и к роботизированным механическим коробкам.

катится автобус

Этот тип КП появился сравнительно недавно, а его главными козырями является высокая степень унификации с ручными коробками передач и высокий КПД, характерный для механических коробок.

Друзья!Комментирование статей временно приостановлено в связи с реорганизацией сайта.Приносим свои извинения.

В общем и целом следует признать, что роботизированная механика может хорошо подойти для магистральных тягачей и даже автобусов, но только туристических и междугородных. Современные коробки с ГМП целесообразно рассмотреть на примере продукции компании Allison. Для тех автобусов, которым волею судьбы предназначено бороздить каменные джунгли, Allison предлагает две серии коробок передач — серию 1000/2000 и Torqmatic. Первая серия для легких машин, а вот вторая придется впору всем городским автобусам: от большой вместимости до особо большой.

То есть по своим динамическим показателям двухсотсильный автобус с ГМП вполне может соперничать с 250-сильным, у которого коробка «ручная». Остановимся на них подробнее, так как именно эти системы и отличают современные ГМП. Система RELS призвана экономить топливо при остановках с включенной передачей (режим D коробки). Система LBSS более сложная, ее действие основано на опросе большого количества датчиков и направлено на оптимизацию момента переключения передач в зависимости от нагрузки.

У этой фирмы богатый опыт в разработке автоматических коробок передач и масса идей по повышению эффективности городских автобусов. Из нашего опыта эксплуатации городских автобусов в Казани можем сказать, что автоматические коробки передач не только удобнее для водителей, но и дают существенную экономию.

Читайте также:

Подробности Категория: Достижения СССР Опубликовано: 24.05.2017

 ЛиАЗ 677

ЛиАЗ 677 — Легендарный автобус советских времен и начала российского периода. Невозможно представить городские дороги и загородные магистрали конца прошлого столетия без этой модели общественного транспорта.

ЛиАЗ 677 — звон бутылок

Эксплуатировался практически во всех городах страны и в 16-ти государствах мира. За годы производства на родном Ликинском автозаводе и некоторых других предприятиях с 1967 по 2004 год было выпущено 194 183 единицы. Был «честным трудягой», перевезшем не одно поколение советских граждан. Народная любовь к нему выразилась в неофициальном названии «луноход».

История создания

Предшественником был автобус московского завода имени Лихачева ЗИЛ – 158. Устаревший внешний вид, отсутствие комфорта, ряд технических недоработок заставило задуматься руководство Министерства автотранспорта СССР о его замене. В начале шестидесятых производство автобусов было переведено из столицы на подмосковный завод в Ликино. Там же началась разработка новой модели общественного транспорта.

Зил 158

Работа по созданию велась основательно. Несмотря на то, что опытный образец был готов в 1962 году, одобрение Госкомиссии получено в следующем, первая экспериментальная партия после различных испытаний и доработок была выпущена только в 1967. Но и это еще не все. Были проведены усовершенствования в модели. Только в 1972 году ЛиАЗ- 677 появился в серийном производстве в привычном для нас виде.

Описание модели

ЛиАЗ – 677 по сравнению с предыдущими поколениями транспортировал большее количество народа. Высокопольный автобус с пониженной задней накопительной площадкой мог перевести 25 сидящих пассажиров, а общая вместимость составляла 110 человек. Сколько убиралось в нем в реальности в часы пик – никто не подсчитывал. Кстати, в нем перевозили не только людей, но и скотину. На дружественной Советскому Союзу Кубе его использовали для перевозки коров, учитывая удобство низкой ступеньки на задней площадки. Для улучшения комфортных условий для скота, срезали крышу автобуса, благо тамошний климат позволял это делать.

Новый ЛиАЗ — 677 приобрел симпатичный, по тем временам, экстерьер. Большую обзорность, в том числе и для водителя, придавали увеличенные размеры окон. Просторная кабина шофера, отгороженная от салона перегородкой, позволяла полностью сосредоточиться на процессе вождения. Автобус отличался простотой в управлении и неприхотливостью в обслуживании.

Технические характеристики

Приведем некоторые параметры ЛиАЗ – 677.

  • Габариты двухдверного автобуса ликинского производства: 10 565 х 2 500 х 3 033 мм,
  • Колесная база 5 150 мм,
  • Величина дорожного просвета 350 мм.
  • Масса транспортного средства без пассажиров 8,4 т.
  • Кузов типа «вагон».
  • Двигатель – ЗИЛ 375 Я7, с 8-ю цилиндрами мощностью 180 л. с., работал на бензине А-92 и А-76.
  • Максимальная скорость движения – 70 км/час.
  • Подвеска пневматического типа. На задней оси – четыре амортизатора, на передней – два.
  • Расход топлива – 54 л на 100 км в смешанном цикле.

Ряд недостатков: большой расход горючего, недостаточно комфортные условия в перевозке пассажиров, технические недоработки заставили производителей провести в середине семидесятых модернизацию ЛиАЗ – 677. В результате увеличили жесткость платформы, установили люки вентиляции на крыше, была улучшена работа тормозной системы. Для снижения веса и уменьшения расхода бензина стали использовать облегченные материалы: решетки радиаторов были сделаны из пластмассы, для створок дверей применили алюминий. Заметно улучшились шумоизоляционные качества: установили новые резиновые уплотнители. В 1984 году в соответствии с международными требованиями установили новые оптические приборы, изменились оба бампера.

Однако не все нововведения прижились в модернизированном ЛиАЗе с литерой М. Применение пластиковых решеток было признано нерентабельным.

Модификации ЛиАЗ – 677

За время производства было выпущено несколько вариантов популярного автобуса. Вот некоторые их них.

  • ЛиАЗ – 677Б. Использовался на пригородных маршрутах. Отличался четырехрядным расположением сидений и отсутствием накопительной площадки в корме салона.
  • Модификация 677А – версия для северных районов. Автобус имел дополнительную теплоизоляцию, двойные стекла и четырехрядное обустройство кресел.
  • ЛиАЗ – 677Г – газовая модификация с тремя баллонами на крыше.
  • Выпускались и другие варианты «лунохода»: модель на шасси ЛиАЗ677 в качестве передвижной станции телевидения, автопоезд, модификация для туристов и др.

Причины популярности лиикинского автобуса

Населению нравился ЛиАЗ. Хотя вариантов для сравнения было немного в то время: венгерский «Икарус», львовский ЛАЗ, павловский ПАЗик и, пожалуй, все. Плюсами подмосковного автобуса были:

  • Большая вместимость.
  • Доступность запчастей для ремонта.
  • Простота в эксплуатации и обслуживании.
  • Приспособленность к отечественным дорогам.

Конечно, можно припомнить, что летом в нем было жарко даже с открытыми форточками и люками, а зимой пассажиры прижимались друг к другу в поисках тепла. Руководители автопарков и водители могли посетовать на запредельный расход бензина, но лучших вариантов не было. Поэтому остались только положительные эмоции при воспоминании о «народном» автобусе ЛиАЗ – 677.

Ромзес 3223: Кто его красил???пожарники?

Александр Сароваров: Красавец

Андрей Новиков: автобус реально крутой
но есть одна проблема либо смените оператора либо научите снимать

WILD WOLF: Ну хоёсё отемантиёвали ну пёсто зашибись .

חיפוש אחר האמת: Мой родной мой любимый старичок луноход!! Как же я Богу благодарен за это великое время!!!! За то что я покатался на них дай Бог и помню до-сих пор то время когда они были везде и по всюду!!! эти родные и любимые наши автобусы!!!!!

Александр Великий: Снимал явно дигенират!

provocator: Где звон бутылок?

hi: а полеты в невесомости на задней площадке вот кайф был, блин как же мало нам надо было тогда😄

Илья Минаев: когда был молодым ,тоже на таких работал!!!!))))))))))

Aleks Profi: Чудо машина!4 кардана,рессоры,пневмо!Стаканый звук на холостых!АКПп 2х ступенчатая с блокировкой гидротранформатора типа прямая 3.В гору с перегрузом в час пик на ПП,и пёр как танк,а какой накат с горки,легкий шелест!

Вспомни 90-е Автобус, в котором катались под звон бутылок, какой?

Зимой в мороз ташкент,люди после Экарусов выходить ,из салона не хотели еслибы на работу не надо.А работа была у всех,и зарплата была у всех и бензином это чудо заправляли АИ 93 по 40 коппек!А сейчас бензина не хватает,Каены ,Лексусы,Крузеры ,Гелены!И Евро стандарты, А92 евро из Германии чтоли привезли ,тото цены такие!Рыба гниёт с головы!!!А нам подскажут ,где голова,а где хвост…Ну или сами решим?!…

Mystar Grimmag: Такой автобус… настольгия.Сразу вспоминаю как я был маленький мы с бабушкой ездили на таком красном,почти как этот автобус. Меня еще бабушка учила что нужно уступать пожилым и я сидел на коленках,а потом как то в момент это автобус пропал с нашего города, вместо него пошли уже ПАЗики или поновее Лиазы..

Bad Robot: "ТУ ЛА" "TO L.A." Ага, автобус в Лос Анжелес едет.

Savily Genervald: Посмотрел и как будто прокатился.Вспомнил как на дачу ездил на таком.Ходили лазы, икурусы и вот такой.Родители всегда его недолюбливали, погремушкой называли, больше лазы по душе были, ну и я конечно поначалу также был такого мнения, каким то уродцем он мне казался, а как иначе если родители говорят.Но потом влюбился в него.

Dirt 2: говновидео

Станислав Цуркан: А где фирменный звук стеклянных банок?

Sky Full: Жесть он пиздит как старик с троской в перевалку!

Android: движок не радной чтоль? звук не тот да и охлаждения там было воздушное

Василий Петров: водитель ваш конечно полный атас

Alex S: Всегда было интересно: у него по отдельности можно было дворники включать или правый был постоянно сломан? Или его просто не включали по какой-то причине?

oiuytrq: Сколько времени занимает заполнение пневмомагистрали с нуля до 4,5 атм? Реально ли достать промежуточную опору, передающую вращение на вентилятор?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *