ЛЕТОМ НА ЗИМНЕЙ РЕЗИНЕ

О том, что зимой управлять автомобилем с летней резиной как минимум опасно, знают все водители.

  1. Почему летом нужно менять резину?
  2. Штраф за зимнюю резину летом

А вот что летом ездить на зимних шинах рискованно не меньше, стоит узнать многим автолюбителям. Итак, что грозит при отказе от замены резины с наступлением теплого времени года?

Почему летом нужно менять резину?

Зимние и летние шины отличаются не только шипами, но другими характеристиками. Зимняя резина больше приспособлена для езды по льду и заснеженному асфальту.

Можно ли ездить летом на зимней резине

Летние виды хорошо себя ведут на сухом покрытии, во время дождя и при высоких температурах воздуха. Если поменять их местами, то на дороге будет подстерегать множество опасностей:

  • у шипованных шин плохое сцепление с мокрым асфальтом, поэтому на больших скоростях можно потерять контроль над автомобилем;

  • автомобиль медленнее реагирует на управление, поэтому придется забыть об экстремальных маневрах;

  • увеличивается тормозной путь, что является риском попадания в ДТП;

  • в дождь управляемость автомобиля будет снижена, возможен аквапланинг;

  • быстрый износ шин — комплект зимней резины будет изнашиваться быстрее, т.к не расчитан на теплую погоду.

Не стоит пренебрегать требованиями к использованию шин по сезону. В противном случае вы рискуете не только деньгами, но и своей безопасностью.

Штраф за зимнюю резину летом

До 2015 года ответственность для водителей, не поменявших резину, предусмотрена не была. Но в 2014 году был издан указ, регламентирующий наказание для тех, кто с нового года не меняет летнюю резину в зимний период и наоборот. Согласно регламенту, ездить на зимней резине запрещено только в летние месяцы: июнь, июль и август. Штрафовать водителей весной и осенью не имеют права. Связано это с неустойчивым климатом, нередко приносящим подарки в виде майского или октябрьского снега.

В этом положении также сказано, что региональное правительство может скорректировать правила в зависимости от погодных условий, характерных для каждого региона.

Размер штрафа, согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, составляет 500 рублей. Его придется уплатить тем, кто решил не менять зимнюю резину на летнюю с наступлением июня. Изначально предполагалось, что размер штрафа составит 5000 рублей, но данная инициатива не была поддержана.

Также стоит отметить, что с 2015 года не существует такого понятия, как "внесезонная резина". Раньше такие шины пользовались огромной популярностью за счет возможности использования круглый год. Сейчас все шины подразделяются на шипованные (или "липучка") и нешипованные, то есть летние.

Всем известно, чем опасна летняя резина в поездке по зимней дороге. Вождение автомобиля с летней резиной в зимний период крайне нежелательно и опасно ввиду твердости покрышки и недостаточной глубины протектора. А как обстоят дела с вождением автомобиля в летний период на зимней резине?

Среди обладателей зимней резины с липучками распространено заблуждение, что менять шины не обязательно, если они не лысые. Липучки не будут прилипать к дорожному покрытию. Но это не так. Даже осторожная поездка на близкое расстояние имеет ряд негативных последствий: большой риск опасности в экстренной ситуации, сильный износ, трудности с управлением автомобиля.

Основные отличия зимних шин — в свойствах резины, рисунке протектора и глубине канавок. Все эти качества обеспечивают надежное сцепление с покрытием с минимальным сопротивление качению.

Основные негативные последствия эксплуатации зимней резины в летний период:

• Быстрый износ. Структура сплава зимней резины более мягкая, и производители не дают никаких гарантий при эксплуатации выше 7-14 градусов тепла. Летом происходит более сильное плавление резины, увеличивается сопротивление качению, происходит еще больший нагрев шины. Известны случаи пропарывания зимней резины обычными камешками на дороге, которые абсолютно безвредны для летних шин. Сильный нагрев в условиях жаркой погоды может привести к ее взрыванию. Если же шина вышла из строя во время езды на скорости или в плотном потоке – последствия могут быть самыми печальными.

• Трудности с рулевым управлением. Даже умеренная температура в 11 градусов тепла критично влияет на автомобиль в дороге: рулевое управление затруднено, маневры на дороге приводят к вихлению, плохой разгон при прогазовке.

Если не поменять шины, всего несколько поездок выведут резину из строя.

• Длинный тормозной путь. Вождение автомобиля с зимним комплектом шин более опасно, чем лысая летняя резина летом. Недостаточное сцепление с дорожным полотном ведет к увеличению тормозного пути, который может увеличиться до двух длин корпуса авто. Причем опасно ездить на зимней резине в летние месяцы и для водителя, и для пешеходов. В случае внезапного появления на дороге пешехода, такое торможение может привести к смертельным исходам либо тяжким увечьям – такова печальная статистика судебной практики.

• Увеличение расхода топлива. Для того, чтобы произошла сцепка с полотном, зимней шине требуется больше усилий. Дополнительные усилия появляются благодаря работе двигателя, требующего больше топлива. Статистика показывает, что езда на резине с «липучками» жарким днем увеличивает расход бензина на 5-10%. Если подсчитать, сколько дополнительного топлива придется залить, экономия на нежелании менять комплект шин выглядит сомнительно.

Шипованная резина дополняет список неприятных последствий:

• Если ездить на шипованной резине могут вылететь опасные шипы.

• Шум на сухом асфальте лишит поездку всякого комфорта.

• Порча дорожного покрытия. Летом шипы с покрышек практически вырезают часть асфальта, а на дороге образуется колея.

И все же, стоит ли ездить на зимней шине летом?

Эксплуатация зимней резины не по назначению ведет к целому ряду пагубных для автомобиля и водителя последствий: высокий риск аварийности на дорогах, трудности с управлением, быстрый износ и выход из строя целого ряда систем автомобиля, увеличенный расход топлива и, наконец, штраф.

Вопрос, почему надо менять зимнюю резину на летнюю, имеет однозначный ответ – такие поездки по асфальту в жаркое время года не принесут ничего хорошего. Однако, многое зависит от того, где эксплуатируется автомобиль и в каких климатических условиях. На дорогах в северных широтах, в зоне «вечной мерзлоты» стоит придерживаться здравого смысла и установленных для конкретного региона правил.

С точки зрения законодательства

Одними неполадками с автомобилем езда на зимних шинах не закончится. Постоянно предпринимаются шаги ввести конкретные нормативы и штрафы за использование зимних шин летом. В 2014 году был подписан Технический регламент Таможенного союза, согласно которому с 2015 года водитель, использующий автомобиль с зимними шинами в летний период, будет оштрафован.

ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» помимо ограничения на эксплуатацию лысых шин, вводит запреты, касающиеся правил эксплуатации шин на дорогах:

• Запрет касается только автомобилей, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения.

• Штраф будет выписан в случаях использования шипованных шин в период с июня по август, т.е. только в календарные летние месяцы этого делать нельзя. При этом законодательно нет точного указания, на каких шинах ездить в осенний и весенний период и когда требуется смена комплекта. Однако есть положение, что правила эксплуатации сезонной резины могут определяться с учетом климатических и погодных условий конкретного региона. К примеру, в районах северных широт летняя резина не потребуется вообще.

• Требования к глубине протектора, запрещающее использование лысых шин.

Почему нельзя ездить на зимних шинах летом?

Для летнего комплекта нельзя использовать покрышки с глубиной менее 1,6 мм. Для зимнего комплекта глубина протектора должна быть от 4 мм.

• Повторное штрафование не приведет к увеличению налагаемой суммы.

Технический регламент Таможенного союза содержит нормы международного права, приравненные отечественному законодательству. В нем нет положений, касающихся правил и сроков эксплуатации других видов зимних шин. Поэтому владельцев автомобилей, укомплектованных шинами с «липучками», данный запрет пока не коснется.

Можно ли ездить летом на зимней резине? Да, но не нужно

Правда, что езда летом на зимней резине увеличивает устойчивость автомобиля? Насколько это соответствует действительности?

Опасны ли зимние шины летом?

Действительно, от состояния шин напрямую зависит уровень безопасности, управляемости транспортным средством, стабильность движения и длина тормозного пути. Российская Федерация, как и множество других стран, относятся к той категории, где существует четкое деление шин на государственном уровне в зависимости от температуры окружающей среды на зимние и летние.

Визуально эти два типа шин существенно отличаются только по рисунку протектора. У зимних он напоминает форму елочки с ответвлениями. Это сделано для того, чтобы протектор, надавливая на снег, расплескивал его, цеплялся за лед, тем самым обеспечивая постоянное сцепление с дорогой. Структура резины достаточно мягкая, несмотря на использование в критических минусовых температурах. Шина словно прилипает к зимнему дорожному покрытию, напоминая щупальца осьминога с присосками. Установленные металлические шипы только усиливают эффект сцепления.

Административная ответственность

Можно ли ездить летом на зимней резине? Поездки в летнюю пору на резине не по сезону теперь под запретом. Начиная с января текущего года Правительство РФ внесло изменения в Кодекс правил дорожного движения. Предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию покрышек не по сезону. Иными словами, штраф за установленные летние шины зимой, и наоборот.

Автомобиль в таких случаях будет задержан, доставлен на штрафплощадку, водителю выписан штраф. В итоге владелец потеряет массу времени, денег и нервов. А оно того стоит? Согласно правилам дорожного движения, на лобовое стекло должен быть наклеен белый треугольник с красным фоном и буквой «Ш», означающий шипованную резину. Это не обязательное правило, а рекомендательное, для предупреждения водителей. За его отсутствие водители не будут подвержены штрафу, а только профилактической беседе.

Характеристика шин летнего типа: Для летней резины ситуация немного иначе. Протектор существенно проще, представлен в виде двух канавок с множеством водоотводов от центра. В процессе движения, главная задача шины держать дорогу, поэтому соприкасающееся пятно должно быть максимально большим. В случае выпадения дождя в летнее время, водоотводные канавы способствуют удалению воды из пятна соприкосновения. Таким путем риск скольжения существенно уменьшается, а управляемость повышается. На ощупь летняя резина тверже зимней.


Зимние и вездеходные шины: Для любителей внедорожников и паркетных джипов будет полезной информация о том, что зимняя резина подвергается разрезам и вздутиям чаще внедорожной. Несмотря на большую стоимость, внедорожные шины наилучший вариант для активного отдыха в зимний период. Они способны выдерживать значительные нагрузки, повышенная прочность, проходимость авто становится лучше, устойчивость на сыпучих грунтах прочнее. Зимние шины отлично подойдут на джип только в условиях эксплуатации на бездорожье легкой категории, асфальтном и бетонном покрытии.

Экономическая составляющая: Если водитель думает, что он сможет сэкономить на покрышках, используя летом зимние, то он глубоко ошибается. Жесткое и твердое дорожное полотно летом, словно нож разрезает зимнюю мягкую резину. Даже при условии, что передвигаться не более 60 км/час. Как правило, всевозможные химические присыпки на дорогу, щебень мелкой фракции убивают зимние скаты меньше чем за 3 месяца.

А если водитель где-то буксовал, вследствие чего было повышенное трение об асфальт, протектора можно считать, что нет. Бетон или асфальт его скушали. Шипы вырваны, металлокорд оголился. Помните, что зимняя обувь легковой машины также вредна для дороги, как и вред от большого седельного тягача. Так, что с экономичностью можно еще поспорить.

Аспекты безопасности

Наверное, каждому понятен исход, когда проехаться зимой на летней резине. ДТП неизбежно. Так вот аналогично летом на зимних скатах да еще в дождь. Процент управляемости существенно снижается, риск аварии повышается. Главная причина: резина иного состава, отсутствие канавок для водоотвода. Зимняя резина боится больших скоростей, которые снижают сцепление с дорогой и машина становится неуправляемой. Возможен перегрев и прострел.

Рекомендуется использовать покрышки зимнего типа при температуре от +6 до +15°C. Статистика показывает, что при наступлении +11-12°C автомобиль теряет свое привычное управление, отзывчивость рулевого колеса уже недостаточна, маневренность слегка «заторможенна». Вряд ли водитель сможет полноценно и быстро остановить транспортное средство при экстренном торможении.

Статистические данные: Согласно проведенных исследований, зимние шины в летнюю погоду имеют тормозной путь в два раза больше чем летние в летнее время на скорости в 90 км/ч. Аквапланирование начинается уже от 75 км/ч., при положенных 110 км/ч. Вывод таков: использовать зимние в летнее время можно, но на короткие дистанции и в случае крайней необходимости.


Универсальный тип шин: Покрышки для ленивых, так прозвали универсальные в народе. Они очень хорошо подойдут для умеренных климатических условий с некритическими минусовыми температурами. Срок эксплуатации покрышек существенно ниже аналогов в виде сезонных. Стоимость также выше.

Потребление топлива: Каждый водитель знает, сколько кушает его верный конь. Теперь добавьте 9-11% к расходу за езду на зимних скатах летом или 3-4% на всесезонных в такую же пору года. В итоге цифра получается не маленькая.

Комфортность поездки: Водитель и пассажиры не будут испытывать комфорт при езде на зимних покрышках в летнюю погоду из-за повышенного шума, издаваемого протектором. Если установлены шипы металлические, то добавьте в салон машины еще несколько децибел шума. А теперь подытожив всю информацию, каждый водитель для себя может дать полноценный ответ по поводу поездок летом на зимней резине.

Тест — летних, всесезонных и зимних шин на льду

 

Как это часто бывает, при переходе с летнего периода на зимний (и наоборот), мы с запаздыванием меняем летние шины на зимние. Получается все «как-то не до этого», да и большие очереди в шиномонтажах заставляют откладывать смену шин «на потом». В результате первые заморозки и снегопады мы зачастую встречаем на летних шинах.

Многие автомобилисты идут другим путем и покупают сразу всесезонные шины. Казалось бы, теперь не нужно тратить время и деньги на «переобувание колес» и вместо двух комплектов летних и зимних колес, можно купить только одни всесезонные шины? Однако не все так просто и тут есть над чем задуматься.

Для начала хочется сказать, что всесезонные шины имеют не очень хорошие показатели — ни летом, ни в зимнее время. Т.е. они летом заметно хуже, чем нормальные летние шины, а зимой гораздо хуже хороших зимних шин. Кроме всего прочего, они сильнее изнашиваются, чем летние покрышки, поскольку состав резины более мягкий, чем у летних шин и экономии денег не получается.

А что же касается безопасности на зимних дорогах? Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Зимняя резина, от летней отличается не только более мягким составом, но и конструкцией шины и совершенно другим рисунком протектора. Зимние покрышки имеют более мягкую боковину и более глубокий протектор, на котором больше так называемых «ламелей». Т.е. шашки протектора имеют больше разрезов, которые делают их более мягкими и лучше отводят лишнюю воду из пятна контакта шины с дорогой.

Собственно именно подтаявшая вода делает лед таким скользким. Под действием давления и трения, когда колесо наезжает на лед, под ним мгновенно образуется водяная пленка из подтаявшего льда, которая создает микро эффект «аквапланировния». Т.е. шина начинает плыть по поверхности дороги практически без трения, и автомобиль становится неуправляемым.
Именно поэтому, так важно, как можно активнее выводить воду (или снежную кашу) из пятна контакта колеса с дорогой и именно поэтому зимние шины имеют глубокий протектор и множество разрезов на блоках протектора.

Но хватит теории, и давайте посмотрим, что же происходит на практике.

Почему нельзя ездить летом на зимней резине?

Специально для вас мы перевели на русский язык видеоролик теста летней, всесезонной и зимней резины на льду. Зимние шины, используемые в тесте — без шипов.
Этот тест шин, сделанный в компании «Tirerack», очень показательный, поскольку он проводился на настоящем льду на ледовой арене в закрытом помещении без дополнительных внешних воздействий.

Обратите внимание, какая огромная разница в поведении этих покрышек на льду. Автомобиль, оборудованный летними шинами, практически неуправляем на льду.
Посмотрев это видео, мы надеемся, что вы будете более серьезно относиться к своей безопасности на дороге и будете заранее находить время и менять летние шины на зимние.

Удачи вам на дорогах!

Материал подготовлен в Покрышка.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *