Квадроцикл из планеты 5


После долгих мечтаний о таком транспорте, который подошел бы и для покатушек по бездорожью, в снегу и грязи, и для чистки дорог от снега, решил заполучить квадроцикл – других вариантов не наблюдалось. Новые заводские модели – слишком дорогое удовольствие, поэтому было принято решение собрать квадроцикл своими руками.
Этот вездеход состоит из таких элементов:
1. Двигатель:
• Иж Юпитер 5;
• бесконтактная система зажигания (коммутатор ВАЗ 2108, датчик холла ВАЗ 2108, катушка зажигания Газель 406);
• электростартер ВАЗ 2112, подсоединение посредством шестеренчатой передачи;
• воздушное охлаждение через два вентилятора печки ВАЗ 2101;
• датчики температуры и включения вентилятора.
2. Подвеска:
• передняя независимая (А-образные ступицы ВАЗ 2108, амортизаторы мотоцикла Минск);
• задняя независимая (нижние рычаги ВАЗ 2101, ступицы ВАЗ 2108, амортизаторы Иж Юпитер 5);
3. Коробка переключения передач:
• четырехступенчатая (4 передачи передние, 4 – задние);
• раздатка СЗД;
• редуктора от Муравья, задний заваренный дифференциал;
• приводы ВАЗ 2108;
• цепная передача.

Поэтапная сборка квадроцикла

Редуктор и его крепление для полного привода

После решения сборки полного привода нашел объявление, в котором продавали редуктор, и сразу его купил – он продавался по заманчивой цене в 1500 рублей. Редуктор был отмыт, сальники заменены, подшипники – идеальное состояние. Гранаты ВАЗ 2109 были переделаны под шлицы Муравья, сварены новые крепления редукторов. Все будет установлено на новую раму.


Задний мост

Он был полностью собран, осталось набросить на новую раму.

Передний мост

Этот мост был собран почти до конца, автор вторую стойку не ставил.

Передняя подвеска

Передняя подвеска была собрана на А-образных параллельных рычагах. Осталось поработать над кронштейном крепления амортизатора.


Передние А-образные рычаги
С передней подвеской принято решение использования А-образных параллельных рычагов. Для этого автор использовал профильную трубу, нижние сайлентблоки 2101. Изготовлена новая ось рычага и пластины с коническим отверстием под шаровую, толщина 10 мм. Использована аргоновая сварка.

Рама и крепление задних амортизаторов

Швеллер 65 мм на раму был куплен всего за 1170 рублей. Для изготовления крепления амортизаторов взята квадратная труба и косынки.

Раздаточная коробка

Для раздатки применен редуктор СЗД. Вместо сателлит изготовлен новый цельный шлицевой. К звездочкам автор приварил втулки со шлицами, для уменьшения вероятности среза шлицов, а цепи надел пока без натяжителей.

Система охлаждения двигателя

Датчик включения вентилятора ВАЗ 2101;
Датчик температуры двигателя ВАЗ 2101;
Температурный указатель ВАЗ 2106;
В тоннельных кольцах установлены моторчики с печки классики.

Электростартер на шестернях

Нужно признаться, электростартер с ременным приводом – это неудачное решение. Из-за постоянной натяжки ремня бронзовая втулка на стартере постоянно изнашивалась, и от шкива на валу оставалась выработка. В итоге автор принял решение использовать решение с шестеренчатым приводом. С помощью лазера из листа вырезаны 4 мм стенки корпуса, выточены требуемые стойки и валы. Шестерни взяты те, которые стояли на старых ручных дрелях. Средняя шестерня входит в зацепление с помощью втягивающего.

Несмотря на всеобщее развитие технологий, есть то, что не трансформируется столетиями. Например, основная схема расположения узлов мотоцикла, придуманная Готлибом Даймлером, остается неизменной, благодаря чему можно делать оригинальные кастомы на основе даже самых старых мото. Основу этой универсальной схемы составляет рама, на которую в строгой очередности собираются все остальные узлы.

Задача рамы стойко переносить ложащиеся на нее нагрузки, вес деталей, узлов и агрегатов, а также самого пилота и перевозимого груза. Кроме этого, на остов мотоцикла воздействуют динамические нагрузки, тяговые усилия, инерция при торможении. Иногда рама не выдерживает и ее приходится заменять.

Конструкция рамы и крепления руля ИЖ

Многих интересует вопрос, можно ли на раму от Иж Планеты установить двигатель от Юпитера или другого мотоцикла. Ответ на него зависит от того, будут ли соответствовать эти детали и узлы по классу и уровню нагрузки. Конструктивно рамы для любых мотоциклов подразделяются на виды:

  • одинарные;

  • двойные;

  • закрытые;

  • открытые;

  • трубчатые;

  • штампованные.

Для мотоциклов Иж Планета большую часть их истории использовались одинарные закрытые рамы. Для более тяжелых Уралов — двойные. Переставить силовой агрегат можно с одинарной рамы на такую же, иначе геометрия конструктивного элемента будет нарушена из-за превышающих запас прочности нагрузок. То есть, переставить элементы от Юпитера получится, а вот от Урала — не имеет смысла. После 1985 года крепление руля Иж стало эластичным и эту особенность надо учитывать при тюнинге раритетов более ранних лет выпуска.

Визуально отличить одинарную раму от двойной очень просто. В первом случае от рулевой колонки вниз направлена всего одна труба переднего подкоса. Если этот элемент раздваивается (как на Урале) — рама двойная. Чаще всего на старых советских мотоциклах рамы делали именно из труб, реже — из листовой стали методом штамповки. На первых сериях Ижей были штампованные рамы, но они не получили распространения. Позже стали устанавливать трубчатые рамы.

Элементы одинарных рам для мотоцикла Иж

Занимаясь ремонтом или переделкой Ижей, надо хорошо разбираться в конструкции рамы. На моделях, выпускавшихся с 1951 года, появилась более удобная телескопическая вилка и мотоциклы приблизились к классическому виду. Они получили:

  • одинарную закрытую раму с рулевой колонкой;

  • современного вида передний откос;

  • центральную трубу, соединенную с подкосом в головной части.

Именно на этот узел конструкции при движении ложится основная нагрузка, поэтому соединение подкоса и рамы усилено боковыми косынками. Передняя вилка устанавливалась в рулевой колонке мотоцикла при помощи 2 упорных шарикоподшипников. Они также на старых мотоциклах нуждаются в замене.

В непосредственной близости от вилки расположены колени глушителя Иж Юпитер. Они не защищены щитками и заметно страдают от всего, на что мотоцикл может натолкнуться передней частью при резкой остановке. Глушители на Иж Юпитер Спорт, который разработан также в середине 50-х годов, страдают такими же «болезнями», хоть и расположены немного выше и щитки на этом мотоцикле имеются.

В нижней части рамы нашлось место для крепления:

  • подножки для водителя;

  • центральной подставки, на которую поднимают мотоцикл по время стоянки;

  • подножки пассажира.

Все эти элементы также время от времени требуется укреплять. Без центральной подножки можно ездить, а вот остановиться будет проблематично.

Оригинальные особенности мотоциклов ИЖ

В первых сериях мотоциклов ИЖ размещение выхлопной трубы было решено очень оригинальным образов. Она оказалась продолжением рамы, из-за чего получила загнутую форму. Переработанный позднее глушитель отделился и обрел самостоятельность, но долгое время имел скругленную часть. Именно благодаря этой особенности колени глушителя ИЖ Юпитер — ходовой товар на рынке запчастей. Меняют как само колено, так и соединительные элементы.

Также из-за особенностей конструкции и солидного возраста большинства представленных на рынке моделей под замену часто идет комплект кронштейнов крепления руля. Этим страдают мотоциклы Иж Планета 5, равно как и Иж Юпитер 5. У более ранних версий, где крепление руля Иж еще не было эластичным, поломок в этом узле меньше.

На мотоциклах Планета и Юпитер часто требуется заменить уплотнитель в месте соединения колено-глушитель. Не удивительно, что на более технологически совершенных мотоциклах глушители стали делать прямыми. Обратите внимание на то, что колени глушителя Иж Планета не всегда подходят для Юпитера, так же и в обратную сторону, поэтому здесь необходимо соблюдать комплектность согласно модели.

Элементы оснащения Ижей

Приятным бонусом для владельцев Ижей всегда были боковые бардачки для инструментов и мелочей, выгодно отличавшие их от других мотоциклов. Однако в раритетах именно эти элементы часто нуждаются в замене из-за сильного износа. Замок бардачка Иж подходит ко всем моделям и сериям выпуска, так как изготавливался по единому стандарту.

Более внимательно надо относится к подбору крышек. Нередко можно встретить в интернете «правая крышка бардачка Иж», которая почему-то страдала при падении чаще, чем левая крышка бардачка Иж. Обидно, но просто поменять местами эти детали не получится, надо искать именно право-/левосторонний вариант.

Еще один элемент, который ищут мастера кастома — крыло на мотоцикл:

  • переднее;

  • заднее.

В частности, крыло заднее на Иж сегодня можно купить хромированное с брызговиком, в заводской упаковке. Некоторые ради сохранения аутентичности ищут старые крылья с разбора, но на них часто отсутствуют именно брызговики — резина от времени рассыхается и крошится. Крыло может продаваться отдельно и в комплекте.

Вывод

Решившись стать владельцем раритетного советского мотоцикла Иж, помните о важности деталей и мелочей. Замена узлов одной модели на аналогичные с другого Ижа (с Юпитера на Планету или Спорт) получается далеко не всегда. Эти мотоциклы различались между собой не только мощностью двигателя, но и габаритами, конструктивными элементами.

Ради собственной безопасности лучше использовать детали с завода, а не с рук. Неизвестно, не поведет ли раму, снятую со старого мотоцикла, в самый опасный момент на дороге. Купить с рук или б/у допустимо такие элементы оснащения, как замок бардачка или его крышка — эта деталь не влияет на конструктив и несущие элементы мото.

Белорусские деревни такие: за неказистыми с виду заборами порой можно отыскать настоящий клад. Казалось бы, ну чем может привлечь небольшой поселок между Витебском и границей с Россией, транзит через который не прекращается круглые сутки? Так и герой нашего материала Сергей не видит больших заслуг в собственноручно созданном квадроцикле, который вполне можно принять за заводскую модель.

«Идея родилась благодаря Интернету: насмотрелся — захотелось сделать самому. К тому же я байкер, у меня много запчастей от своих мотоциклов. Похожие модели есть уже давно, хватает китайских квадроциклов, причем более-менее красивых».

Самодельный квадроцикл безоговорочно стоит отнести к «более» красивым. Да, при ближайшем рассмотрении видны некоторые огрехи, но ведь и разработка пока не закончена! А что еще было подсмотрено у китайских моделей?

«Планы и чертежи нарабатывал самостоятельно, а разработку начал с покупки четырех красивых колес с дисками R16. Обошлись они в 700 долларов. Вначале сварил каркас — это была самая приятная для меня часть. Потом занялся подвеской. Спереди — ступицы BMW 3-series, сзади — от Passat B3, проточены на диски на 5 болтов. Шаровую опору от BMW переделал под рычаги от Audi 80».

BMW, Audi, Volkswagen — бессменная белорусская тройка лидеров спроса и в разобранном виде. Как и советские мотоциклы, не желающие уходить на заслуженный покой.

«Сзади решил установить амортизаторы. От «Иж Юпитер» оказались совсем «никакими», поэтому поставил покрепче от «Днепра». Хотелось бы от нормального заводского квадроцикла, но цены на них заоблачные. Тормоза — простой цилиндр от УАЗа. До него стоял вакуумный усилитель, но он оказался не нужен: квадроцикл сразу в юз срывается».

Рассказывая об амортизаторах, Сергей указывает на стоящий неподалеку мотовездеход Yamaha Grizzly, на фоне которого шоссейный квадроцикл выглядит как игрушка. Но именно в этом и вся задумка: зачем мастерить еще один?

«По проекту квадроцикл должен был быстро ездить, поэтому и двигатель изначально планировал установить от мотоцикла. Но с ним эксплуатация на дорогах запрещена. Конечно, все на усмотрение инспектора, но чтобы не поставили квадроцикл «за сетку», решил установить двигатель попроще, как у мотоблока. Туда-сюда по деревне ездить хватает и этого Lifan. Обошелся он в 12.000 россиских рублей. Расход не замерял: сколько надо — столько налью».

«После первого выезда понял, что с вариатором трогаться с места квадроциклу трудно, да и задней передачи не хватало. Поставил КПП от «Днепра», цепь прикрыл металлическим кожухом. Чтобы и штаны туда не попали, и как защита при разрыве цепи, а то может быть очень неприятно. «Звездочка» с цепью от Иж оказалась гремучей. Неужели «звезды» сейчас такие, что зуб попасть нормально не может? Планирую переделать на зубчатый ремень. Сейчас для движения доступны 4 передачи и одна задняя. Я только до третьей передачи разгонялся, негде особо».

«Корпус делал из стеклопластика. Взял колесо, изготовил по нему лекало и долго и упорно трудился над обвесом. Покрасил, правда, немного с разводами, но это предварительная версия. Потом буду все разбирать и приводить к окончательному внешнему виду. Сзади добавятся сигналы как у автомобиля. Передняя часть еще не доделана. Хотелось бы красивый бампер, но не хватает идей. Подкинул бы кто! Фары от Toyota Celica».

На вопрос, будет бампер силовым или обычным, Сергей скромно усмехается: подобные излишества в виде лишнего железа явно ни к чему, прикрыть бы переднюю часть от пыли.

«Боковые ящики — из водозащищенной фанеры: один лист такого материала стоит 90 долларов. Опоры — мебельные газ-лифты. Нашлись дома, но со своими функциями справляются. «Музыка» от квадроцикла, водонепроницаемая, с переключателем на руле, который тоже достался от Иж. А вот с динамиками немного промахнулся: надо было водонепроницаемые, а купил просто влагозащищенные».

«Жил бы в России, можно было бы ездить с работы и на работу (это около 4 км хорошего асфальта с широкой обочиной. — Прим. авт.). Но у нас запрещена эксплуатация, а по полям на нем не поездишь. Вот и получается, что для скорости у меня хороший мотоцикл есть, для бездорожья — квадроцикл. А это так, игрушка. Хотя и вложил в нее за все время порядка 3000 долларов».

На этой слегка грустной ноте мы расстаемся. Уделом практически готового квадроцикла остаются сельские дороги и редкие выезды на хороший асфальт под страхом остановки сотрудниками ГАИ. Но Сергей не унывает и собирается оборудовать прицеп для перевозки аппарата. Кто знает, возможно, когда-то квадроцикл и покроется пылью, но хорошо бы, чтобы это была пыль дорог, а не от бесконечной стоянки.

Андрей ГОРЕЛИК
Фото автора и героя материала
ABW.BY

Народная переделка: как пенсионер своими руками собрал конкурента для МТЗ

А не поставить ли ее на четыре колеса (думал я в 10 классе))))

Вобщем была когда то у отца ИЖ Планета 5.

Вот такая
7 лет поездил и поставил на 10 лет в контейнер. Подарил ее мне в идеальном состонии и тут началось… в общем за пару лет убил ее в хлам и в итоге пропала 2-я скорость(((( С кем только не перебирали, ну нет ее и все.
Еще в 10-м классе, знакомый собрал из Юпитера квадроцикл. Было не плохо, но не особо.
Прошло 8 с половиной лет и тут наконец решил воплотить идею в жизнь. Пригнал планету свою запылившуюся и с отсутствием второй.
Покопался в интернете в поисках одномышленников, которые уже проделывали подобный опыт. Взяв опыт частями от разных людей, решил что проект мой и делать надо все самому, благо опыт был работы с разным инструментом, руки выросли от туда, от куда надо) ну и пытливый русский ум)
Немного посидев, вспомнил, что видел у одного сварщика (он мне крепления заднего амортизатора на ДЖИМКЕ варил) Квадроцикл 250 кубовый. На следующий день решил поехать разузнать…и… о чудо, он готов отдать его за 9000 рублей, но я забрал его через ас за 7000 рублей)))

лежал на боку пару лет

пару раз перевернули и бросили

диски вообще отдельная история(
Разобрав свою Планету на все возможные части, решил делать все на совесть. Первым пошел двигатель. разполовинил. почистил. обточил. расходники. собрал. из четырех коробок собрал одну ИИИИИИ она работает, теперь она без замечаний и нареканий, мягкая и со всеми скоростями. Перебрал, прочистил карбюратор. Накрыл, обматал и поставил ждать своего часа)
Начал разбирать квадроцикл на части, точнее раздирать). Проводка — туда, пластик — сюда. Отметил те части которые ныжны и запустил турбинку) Двигатель так и стоит кстати навешаннй на остатки рамы китайца. Получился очень хороший донор)
Пришло время сварочным работам. отмерил, отреза, отмерил, отрезал подравнял, обточил, приварил, обточил и ВОТ:

Китайцы я скажу вообще не знают по ходу что такое ГРУНТОВКА. Краска слетала прям пластами, а под ней как всегда ржавчина((( все было зачищено до блеска, загрунтованно по старой схеме (3 слоя грунта акрилового, 3 краски). Заднийрычаг изначально был поставлен с китайца, правда обрезанный и обточенный, но в последствии я его удленил (сварил из двух один). Для аммортизатора заднего, сварил крепление вехнее. Задняя богажная часть была подогнана для сварки с задней части рамы планеты, в стыки загнал арматурину по 29 см с каждой стороны. Передняя нижняя часть была преварена с усиленными косынками, а вот с верхней пришлось повозиться. Верхняя часть рамы (под баком) была выпилина и опущенна, но так чтобы влез двигатель, да и кстати с декомпресором пришлось проститься( туда встала свеча, иначе двигатель не вставал. По ходу процесса перебрал рулевой блок, покрасил, смазал где надо, обновил резиночки, резьбу и поставил уже на новую раму будующей квадропланеты)
С колесами повезло на половину, резина еще хорошая, а вот диски… два ровных, один овальный и один квадратный, причем не просто квадратный, а КВАДРАТНЫЙ! заехал к знакомому на шинку, тот снял резину, оценил диски и сказал надо выравнивать или на утиль. В утиль пустить не смог, так как проект был задуман бюджетным. Сделав колодку (как деды косы клепали, пару молотков и вперед и только вперед. Пару часов мата и баночек кофе и вуаля- диск ровный и тот овальный тоже. Далее зачистил всю ржавчину, а она была на всей поверхности дисков, решил красить… но вот чем? Порошковой у нас не было никогда в городе, тут на помощь пришли сузуководы с форума. Решил красить акриловой. В общем все по старой схеме: три слоя грунта акрилового, три краски акриловой темно-бюрюзовой и три слоя лака. Когда привез обратно на шинку для сочленения новеньких литых дисков и резины, тип на шинке был в шоке))) аж гордость взяла)
Попутно кстати перебрал генератор, рэлюшку, обновил всю проводку,

Пришло время двигателя. Отмытый почти как новый движок отлично встал в старые крепления . Начал вести проводку, габариты, свет, поворотники, ходовые, нейтраль, прерыватель, чтобы глушить. Всю проводку проложил грамотно, с фишками в нужных местах, предах (все от китайского донора). Для цепи было выпилинно дополнительное пространство в правом картере, из двух цепей сделал одну, установил. Бак (китайский) был установлен на зад, за спину, шланги, фильтр, краник и топливная система готова.
И вот настало время первого пуска) подкачал, и со второго разу запустилась))))
Теперь выхлоп. РОдное колено не входило, но взяв турбину и сварочный аппарат и хорошего сварщика получилось ТАК:

бочка супер) звук планеты не изменился)
Первые ходовые испытания, настройка подачи топлива, регулировка сцепления, развал-схождение передних колес и вот Планета наварачивает круги с легким накрутом гашетки и отжатием цепления. Получившимся результатом был очень доволен. Ходовые обрадовали)
Накинул пластик (тоже от китайца, хорошо что даже после переворота на нем бывшего владельца он почти весь целый), затянул пластиковыми хомутами( кстати отличная вещь) и вид сразу улучшился.

Хотя позже пожалел, так как задний пластик я умудрился сломать и потерять приличный кусок(. Как говорится: поспешишь, людей насмешишь) так оно и вышло. На помощь пришел опыт работы со стекловолокном и шпатлевкой)))))
Сегодня докрасил задний пластик)

Мотоциклы ИЖ в настоящее время можно приобрести за весьма условную цену. Чудо-умельцы в просторы интернета выложили уже не один чертёж и видео по перестройке ИЖ в современный квадроцикл. Перед тем как браться за инженерию и строительство, необходимо понять какую именно модель наиболее рационально использовать.

Мотоциклы Иж

История Ижей началась в начале 20 века, когда за два года – 1928-1929 завод выпустил сразу пять полновесных и отличающихся руг от друга моделей, которые получили название «иж-1», «иж-2», «иж-3», «иж-4» и «иж-5». Своеобразными хэдлайнерами этой линейки были Иж-1 и Иж-2, с мощностью V-образного двигателя 24 лошадиных силы, рабочим объёмом 1200 кубических сантиметров. Это одни из первых моделей советского производства с продольным расположением коленчатого вала двигателя и трёхступенчатой коробкой передач, от которой передавался крутящий момент на заднее колесо. В нижней части рамы располагался корпус глушителя. Во втором Иже был воздушный вентилятор и привод на колесо коляски.

В последующее десятилетие массово мотоциклы не выпускались, но велись дополнительные работы по совершенствованию как внутренней составляющей ижей, так и эстетического направления. К 1946 года завод получил множество чертежей, вывезенных из Германии, после чего в производстве мотоциклов был зафиксирован существенный технический скачок. В 1948 году была выпущена модель «Иж-350С», в которой была уже телескопическая передняя вилка, свечная подвеска с пружинно-гидравлическими амортизаторами у заднего колеса и двигатель мощностью 14 лошадиных сил.

На фотографии квадроцикл из Ижа, scooterok.info

Особую известность и любовь получили дорожные мотоциклы «Иж-Юпитер-5», которые выпускались с 1985 года. Эта модель сочетала в себе надежность и удобство, но по сравнению с предыдущей моделью была снижена мощность двигателя – с 28 лошадиных сил до 24, именно в «Юпитере» впервые появилась кнопка аварийного запуска.

Сборка

Сборка квароцикла на базе Иж ничем принципиально не отличается от любой другой сборки. Первый этап – это неоднократный просмотр необходимых чертежей – это позволит не только ознакомиться с тонкостями предстоящего дела, но и здраво оценить свои силы, ведь сборка квадроцикла – это не только инженерное решение, но и сноровка сварщика, токаря, эстетика и вкус дизайнера.

Рама

Раму из-под Ижа придётся немного переделать – подседельные стойки необходимо отодвинуть на 40-45 мм, а задние подседельные стойки отрезаются и из них делаются скосы. Задняя вилка также отрезается. Важным этапом сборки является прикрепление двигателя к раме – после того, как Вы прикрутите двигатель необходимо соединить вал двигателя с шестеренкой обычной цепочной передачей. После этого нехитрого действия необходимо будет вывести всё управление на руль и закрепить педали и рычаги на раме.

Подвеска

Далее необходимо заняться подвесками. Подвески, как правило, выполняют на базе «классики» ВАЗ или Оки, существенное отличие заключается в том, что задние подвески необходимо выполнить с «кулаками» и желательно использовать запчасти бу, так как они уже разношены и не такие жёсткие. Внешний обвес квадроцикла можно использовать от моделей старых ВАЗ и Оки, от самого Ижа. Управление, как правило, многие предпочитают рулевое, а не мотоциклетное, и для воплощения этой идеи необходимо также позаботиться о приобретении механизма заранее.

Руль

Если же Вы решили остановить свой выбор на мотоциклетном рулевом управлении, то подойдут запчасти от Ижа. Одним из самых важных вопросов безопасности – это тормозная система, которую лучше всего приобрести отдельно или взять от автомобиля с небольшим пробегом. Необычным решением, которое можно использовать при тюнинге получившегося квадроцикла – это использование колес разного диаметра. Обшивать транспортное средство рекомендуется металлическим прокатным листом, при желании квадроцикл можно будет покрасить.

Характеристики

Точные габариты и потребление бензина получившегося квадроцикла зависят от модели Ижа, которую Вы будете использовать на основу и дополнительных материалов. Приблизительные габариты квадроцикла на базе Ижа – 1680*1030*1100мм, колёсная база – 1000 – 1100 мм, вес около 190 килограмм, потребление бензина 4-7 литров в час.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *