Красные поворотники

Изменения цвета световых приборов, а равно и запрет того или иного цвета передних или задних поворотников в 2020 году регулируют сразу два нормативно-правовых акта: Правила дорожного движения и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Но наказание за красный, белый или другой цвет в поворотниках предусмотрены только за нарушения ПДД. Давайте выясним по порядку, какие цвета разрешены или запрещены.

Итак, как передние, так и задние поворотники, согласно обоим вышеуказанным правовым актам, на 2020 год относятся к внешним световым прибором. Цвет внешних световых приборов регулирует приложение к ПДД «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». Точнее, его раздел 3, запрещающий эксплуатацию автомобиля, если:

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, жёлтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, жёлтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Как видим, вроде бы, согласно ПДД, огни белого цвета можно устанавливать на автомобиль. Но есть одно «но». Технический регламент Таможенного союза, как мы отмечали выше, также регулирует цвет поворотников. И, согласно ему, поворотники должны быть только жёлтого цвета.

1.12. Цвета огней.
Огни, фары, указатели поворота, светоотражающие приспособления должны иметь цвета, указанные в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Наименование прибора Цвет огней
Указатель поворота, аварийный сигнал, боковое нетреугольное светоотражающее приспособление Жёлтый

Но вот незадача, оштрафовать Вас за нарушение цвета поворотников Техрегламента нельзя, потому как первая часть статьи 12.5, единственная предусматривающая штраф за нарушение Основных положений по части белых поворотников, ссылается именно на Основные положения. Это значит, что штрафа непосредственно за белый цвет поворотников не предусмотрено, хотя они и запрещены Техрегламентом. Но есть штраф за изменение конструкции автомобиля по той же части статьи 12.5 КоАП.

Мы уже объясняли в соответствующей статье, что есть компоненты автомобиля, предусмотренные производителем автомобилей, а есть те, что не предусмотрены. А сам производитель обязан руководствоваться тем же Техрегламентом при сборке автомобилей. Поэтому, согласно Техрегламенту по состоянию на 2020 год, такой компонент, как белая лампочка в указателях поворотов, не может быть компонентом, сертифицированным для установки на автомобиль любой модели и марки, производящийся для продажи в России.

Это, в свою очередь, означает, что вы вносите изменения в конструкцию транспортного средства, устанавливая лампу белого цвета в поворотник (без разницы, передний это или задний поворотник).

Пункт 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливает запрет на эксплуатацию ТС, если в его конструкцию внесены изменения без их регистрации в ГИБДД. Это значит, что теперь положен штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП. Но не только штраф может грозить за такое безобидное изменение — читайте ниже про аннулирование регистрации автомобиля за цвет поворотников.

А вот с красным цветом поворотников немного запутаннее:

  • Основными положениями ПДД красные поворотники запрещены спереди, но не запрещены сзади,
  • Техрегламентом красные огни запрещены как в передних, так и в задних поворотниках.

Наказание за красные поворотники сзади в 2020 году такое же, как и за белые поворотники по кругу — штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.

Но за красные поворотники спереди машины Кодексом об административных нарушениях предусмотрено отдельное наказание, предусматривающее лишение прав на достаточно немалый срок:

Статья 12.5
3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

И, если в случае с ксеноном лишение по этой статье незаконно, то в случае с запретными красными поворотниками оно вполне имеет место быть.

Пункт 50 Правил госрегистрации автомототранспортных средств предусматривает, что даже уже поставленные на учёт в ГИБДД автомобили подлежат прекращению (аннулированию) регистрации в случае, если обнаружены изменения в конструкции, не зарегистрированные должным образом. О том, как официально зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля, Вы можете ознакомиться в специальной статье. Но учтите, что процесс это трудоёмкий, долгий и недешёвый. Более того, при противоречии Техрегламенту такие изменения не пройдут экспертизу, которая требуется как один из этапов внесения изменений.

В пункте 3 тех же Правил регистрации говорится, что не подлежат регистрации транспортные средства, в конструкцию которых внесены несертифицированные изменения без разрешения ГАИ.

Суров закон, но это закон!

Кроме аннулирования регистрации, изредка на практике встречаются случаи, когда инспекторы ДПС выписывают требования о прекращении противоправных действий, как в случае с тонировкой. За невыполнение такого требования положен уже административный арест до 15 суток. Требование такое незаконно, но на практике судьи принимают и сажают водителей.

Полиция и суды разошлись во взглядах относительно того, какой цвет должны иметь указатели поворотов.

Большинство водителей раньше не обращали внимания на такую мелочь, как цвет указателей поворотов их авто. Так было много лет, но вдруг все изменилось. Полиция начала штрафовать за цвета габаритов, которые отличаются от желтого.

Читайте также: За красные указатели поворотов можно получить штраф

По словам правоохранителей, пунктом 6.1.5 Национального стандарта Украины «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности технического состояния и методы контроля» ДСТУ 3649: 2010 предусмотрены требования к цвету указателей поворотов, а именно и передние, и задние должны быть желтыми. Это требование было введено в действие с 2017 года.

Согласно п.п.9.1.а ПДД указатели поворотов являются предупредительными сигналами. При этом, согласно части 2 ст. 122 КУоАП за использование предупредительных сигналов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов предусмотрен штраф 425 грн.

Таким образом, использование красных указателей поворотов или их установки на авто полицейские считают основанием для остановки автомобиля и наложения штрафа. Но так ли это? Соответствуют ли действия полицейских требованиям закона?

Во-первых, надо учитывать что автомобили, которые прошли государственную регистрацию, одновременно прошли проверку на соблюдение всех правил и стандартов. Тем более, что импортируемые транспортные средства перед первоначальной государственной регистрации должны получить сертификат соответствия.

Судья Монастирищенского районного суда Черкасской области закрыл производство по делу №702/993/19, поскольку установил, что транспортное средство, оборудованное красными указателями поворота, прошло процедуру государственной регистрации транспортного средства, которая свидетельствует о соответствии данного транспортного средства действующим нормам и стандартам.

Такая же история случилась в деле №544/1223/19, истец предоставил к суд сертификаты о том, что транспортное средство может быть зарегистрировано и/или допущено к участию в дорожном движении без дальнейших процедур утверждения, установленные устройства освещения и мировой сигнализации соответствуют требованиям действующих в Украине нормативных документов.

Судья Королевского районного суда г. Житомира столкнулся с этим при рассмотрении дела №296/2752/20, когда выяснилось, что внешние световые приборы на верхней части кабины (фары/прожекторы), предусмотренные заводом-изготовителем, являются разрешенной заводской опцией, имеют заводские крепления, наличие установленных прожекторов предусмотрено в заводской книге транспортного средства.

Читайе также: Как в Украине штрафуют за красные поворотники: видео

Курьезная ситуация случилась в городе Кривой Рог. У истца на автомобиле AUDI S4 с государственным номерным знаком указатель поворота сзади автомобиля был красный. Автомобиль не был никоим образом переоборудован, сертифицирован в Украине (при регистрации автомобиля был подан соответствующий сертификат, оригинал которого хранится в ТСЦ) и пригоден к эксплуатации. С момента приобретения автомобиля изменения в его конструкции не вносились.

Полиция же уверена была в нарушении, поскольку согласно ДСТУ 3649-2010 п. 6.1.5 передние и задние указатели поворота должны быть желтого цвета. При этом ни одна из сторон не возражала факту установления заводом-изготовителем на автомобиль поворотов красного цвета.

Саксаганский районный суд. Кривого Рога Днепропетровской области по делу № 214/7148/19 даже отказался истребовать доказательства, поскольку обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию (истец подал ходатайство об истребовании доказательств, а именно просил истребовать у ООО «Порше Украина” документы или справку, которая сообщит информацию, устанавливались ли заводом-изготовителем указатели поворотов красного цвета сзади на этот автотранспортное средство).

Во-вторых, суды требуют от должностных лиц, составивших постановление о нарушении ПДД, объяснить конструкции какого именно транспортного средства согласно классификации не соответствуют габариты, которые другого цвета, а не желтого, и каким именно документом предусмотрена конструкция автомобиля.

В-третьих, в деле №536/1461/19 адвокат обосновал, что устанавливать боковые габаритные огни желтого цвета нужно не на любые транспортные средства, а только на те, которые имеют длину более 6 метров и годом выпуска от 2003 года и новее (речь не идет о легковом транспорте).

В протоколе об административном правонарушении, который фигурировал в этом деле, не указано, какую длину имело транспортное средство, которым управлял «нарушитель”.

Отдельно следует остановиться на позиции Седьмого апелляционного административного суда по делу №686/17585/19, который особое внимание обращает на то, что ответственность по ч. 2 ст. 122 КУоАП в контексте спорных правоотношений предусмотрена за нарушение правил пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов.

То есть из этого следует, что законодатель разделяет понятия «внешний осветительный прибор» и «предупредительный сигнал».

Не указываются световые указатели поворота и в разделе 19 «Пользование внешними осветительными приборами» Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ №1306 от 10 октября 2001 года, относящих световые указатели поворота к предупреждающим сигналам (Раздел 9 Правил).

Читайте также: Полиция начала штрафовать за красные «повортники»

Кроме того, словосочетание диспозиции ч. 2 ст. 122 КУоАП «использование этих приборов и их переоборудование с нарушением соответствующих стандартов» касается именно внешних осветительных приборов и не касается предупредительных сигналов. Ответственность за указанной нормой может наступать только в случае нарушений правил пользования предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления.

Напоследок надо помнить, что Украина подписала Женевскую конвенцию, ратифицировав ее действие на всей территории Украины, приложением к которой является, в частности, Правила ЕЭК ООН №48-02, которые допускают использование задних указателей поворота красного цвета.

Судебная практика свидетельствует о том, что полиция не составляет соответствующие акты проверки технического состояния автомобилей и присоединяет их к постановлению о привлечении к ответственности; не тратит время, чтобы доказать, что автомобиль переоборудовался с момента начала его эксплуатации. Более того, в одном деле правоохранители даже не пытались объяснить, почему они решили, что указанный ими цвет является именно красным, а не желтым и не назначили и не провели ни одной экспертизы по определению цвета. Это при том, что визуально не всегда возможно точно определить цвет.

Поэтому практика штрафов за подобные «нарушения” выглядит крайне сомнительной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *