КПП 2126

Ремонт КПП ИЖ 2126

Регулярно читая в ленте отсчеты о замене омской КПП 2126 на Ваз КПП, понимал что проблема с ненадежностью ОКПП не обойдет и меня стороной, с этим надо что то решать, либо покупать замену в виде ВКПП, либо искать решения повышения надежности ОКПП.

► Омская коробка передач или вазовская?

Рассматривая вариант приобретения ВКПП решил убедиться, а так ли хороша вазовская коробка. Полистав форум нивоводов пришел к выводу, распространенная в продаже Б/У КПП — 21074 С/О тот еще хлам, ее надежность лишь миф. Выбирать следует 4-х ступку или 5-ти — КПП нового образца с разорванным пакетом. Из них первая не устроила отсутствием 5-ой скорости, а вторая тем, что внешне ее не отличить от кпп старого образца и пришлось бы покупать «кота в мешке». Стал думать дальше.

Далее сравнивая тех. характеристики ОКПП и ВКПП увидел, что ВКПП имеет не оптимальные передаточные числа для ДВС 2106, исправить которые возможно спортивным рядом R1, который к сожалению так же не отличается качеством. В итоге финансовый вопрос поставил точку в выборе, на одной чаше весов — ОКПП, которые уже были у меня в наличии в количестве 2-х штук, перевесили другую чашу с ВКПП с R1, из за с совсем не гуманного ценника.

Итак, ОКПП с доработками повышающими как надежность, так и снижение шумности — мой выбор. Сказано — сделано, что и как читайте далее.

► Запчасти для ремонта ОКПП

Раз взялся делать, то решил не ограничиваться мелким ремонтом и сделать полную капиталку КПП, для чего были закуплены следующие запчасти:

Подшипники КПП для ИЖ 2126
Пружинное кольцо КПП первичного вала нового образца

• Ступица кпп 2126 1/2 скорости – 1500руб. и 2 шпонки за 200руб, нашел на местном рынке. Понятно что без них ремонт не возможен, б/у брать не рискнул из за возможного скрытого повреждения.
• Синхронизаторы 1, 2 скоростей – 400руб. за оба, были заказаны в магазинчике В.В на форуме 2126.ru.
• Синхронизаторы 3, 4, 5 — 400руб. за все, приобрел в интернет магазине «avtoall.ru».
• Закрытые подшипники первичного и втор. валов от КПП ШевиНива – 700руб. за оба. Выбраны с целью снизить шум, за счет ограничения поступления трансмиссионного масла содержащего продукты износа.
• Подшипник промежуточного вала КПП ИЖ-2126 передний — 70 руб., подшипник КПП ВАЗ-2101-21 — 300руб. и игольчатый подшипник вторвала КПП ВАЗ-2101-21 — 30 руб. Заменены по причине видимого износа на старых.
• Кольцо ВАЗ-2101 подшипника КПП первичного вала нового образца — 50 руб. Кольцо старого образца вероятно знакомо вам, оно имеет конусную форму, еще называется — пружинное, новое же имеет плоский вид, что гарантирует то, что оно не лопнет в процессе эксплуатации, что случается очень часто.

► 3-х шпоночный вал на коленке

Не открою Америку, сообщив что проблемным местом ОКПП является ступица 1/2 скорости, что и произошло в моем случае. Разобрав ОКПП обнаружил что хоть коробка ранее никак не проявляла признаков поломки, ступица в ней оказалась с трещиной. Этому узлу и решено было уделить основное внимание.

Ступица омской КПП с трещиной

Анализируя характер трещины ступицы, понятно что повреждение возникло из за повышенной и неравномерной нагрузки в соединении вала и ступицы через шпонку. Решил что максимально эффективным будет использование в соединении 3 — х шпонок, которые равномерно распределят нагрузку меж собой.

Маленькие абразивные круги с AliExpress

Данную доработку провел своими силами, для чего были заказаны на сайте AliExpress небольшие абразивные круги диаметром 20мм. и толщиной 3мм. по цене 150 руб за 10 штук. В дополнение в местном хозмаге приобрел 5 надфилей по 30руб. каждый и приступил к работе.

Zoom

Дополнительный паз под шпонку вторвала

Зажав с помощью тонкого болта диск в шуруповерт, выточил пазы под шпонку. Вытачивать пазы оказалось просто, только верхний слой вторвала имеет закаленный слой, далее точится влегкую. На пазы я потратил около 5-ти часов свободного времени.

Zoom

Выточенные пазы в ступице

Далее, надев на вал ступицу отметил места где необходимы прорези по шпонки. Здесь сначала полотном по металлу сделал пропилы меньше толщины шпонки и в дальнейшем расширил прорези с помощью надфилей. Проточка прорезей так же не вызвала сложностей и не заняло длительного времени.

Zoom3-х шпоночный вал своими руками
ZoomРешенный вопрос ненадежности ступицы 1/2 скорости

Весь процесс не описываю так как там нет большого секрета, но если заинтересовал данный кустарный метод изготовления 3-х шпоночного вала ОКПП своими руками, смотрите на видео.

В итоге я решил основную проблему ОКПП, из за отсутствия концентрации напряжений в шпоночном соединении, ступица должна прослужить длительное время.

► Решение проблемы 5-ой скорости КПП 2126

Следующим шагом доработок, стало ограничение хода муфты 5-ой скорости КПП. Проблема 5-ой скорости проявлялась по причине того, что муфта при использовании, «надеваясь» на шестерню уходила далеко и в итоге между муфтой и ступицей находились зубья синхронизатора, которые мешали выключить 5-ую скорость. К тому же по умолчанию муфта висела на кончиках зубьев ступицы, что так же снижало надежность.

Доработка по ограничению хода вилки 5-ой скорости

Используя известное решение озвученное на форуме 2126.ru, вкрутил в пробку, используемую для извлечения штока, болт М6, шляпка которого послужила ограничителем хода вилки 5-ой скорости. Паз под стопорящий шарик, был немного подточен.

Результат доработки, муфта 5-ой скорости не выходит за пределы ступицы

В результате доработки, решена еще одна проблема ОКПП, использовании 5-ой скорости, муфта остается на основных зубцах ступицы.

► Восстановление вилок КПП

При разборке коробки обнаружил, что вилки имеют некоторый износ в местах соединения с муфтами. В связи с немалой стоимостью новых вилок, начал искать варианты. Проверив надфилем что металл вилок легко точится и не имеет закалки, решил восстановить старые, наварив изношенные электросваркой. Варил, не перегревая металл, чтобы вилки не повело, после обточил и вилки стали не хуже новых.

Восстанавливаю с помощью электросварки

► Снижение шума ОКПП

Для снижения шума омской коробки, я заменил подшипники, причем использовал основные — закрытого типа, так как при смазке подшипников трансмиссионным маслом, содержащиеся в нем продукты износа вдавливаются в дорожки, что в дальнейшем вызывает шум.

Так выглядит дорожка б/у подшипника, микронеровности вызывающие дополнительный шум

Чтобы продлить срок службы закрытых подшипников, заменил заложенную в них смазку типа литол, на смазку Chevron SRI Grease NLGI 2 на основе полимочевинного комплекса, обладающей высоким сроком службы — «смазка на всю жизнь».

Замена смазки подшипников, на более качественную

▼ Есть еще одна причина шума ОКПП — продольный люфт шестерен, особенно первой скорости, решить который к сожалению я не смог. Чтобы убрать люфт необходимо подобрать тонкие стальные шайбы имеющие высокую прочность, которые я не нашел. Пришлось оставлять как есть.

► Сборка ОКПП

Сборка коробки передач прошла без отступлений от мануала, кроме некоторых нюансов. Обратил внимание что при использовании прокладки задней крышки, задние подшипники вторвала и промвала получают свободный ход, поэтому крышка прикручена без прокладки на герметик.

Сборка КПП без прокладок на герметик

Перед прикручиванием КПП к картеру сцепления, подточил новое кольцо переднего подшипника, так как оно немного толще и между КПП и картером остается зазор не компенсируемый прокладкой.

Примерка плоского кольца первичного вала

Так как используются закрытые подшипники, поступление смазки к сальникам будет затруднено, в КПП 2123 для этого имеется желобок подающий масло, поэтому сальники были обильно смазаны пластичной смазкой. Передний сальник кстати использовал японский от привода Subaru, подробности .

При запрессовке подшипников, при завинчивании гаек и болтов и напрессовке фланца эластичной муфты везде использовал фиксатор резьбы Permatex сильной фиксации, чтобы быть уверенным что ничего на ходу не открутится и не разобьет шлицы на фланце.

Фиксатор резьбы поможет надежно закрепить фланец

► Болтающийся рычаг переключения передач

Уж «пакостная» проблема болтающего рычага переключения передач из за обрыва пружины, знакома всем. Кто то «забивает» на данную проблему, ну а самые стойкие даже меняют пружину на новую, но не надолго, она все равно ломается со временем, причем иногда блокируя обломками механизм переключения.

Надежная пружина избавит от болтающегося рычага переключения передач

Я не стал испытывать сколько пройдет времени пока новая пружина опять порвется и заменил ее более надежной, только расположил ее прямо на рычаге. Одним концом она цепляется к рычагу, а втрое крепление для нее сделаю близ напольного воздуходува. Такая пружина не подведет.

► Трансмиссионное масло для КПП 2126

Предпочтительное масло для КПП 2126

Использовать решил трансмиссионное масло GL-4, которое обеспечит более без проблемное переключение передач, а характеристика масла по SAE 75W-90 обладающей более стабильной вязкостью и низкой температурой застывания, позволит увеличить ресурс и возможно хоть немного, но снизит расход топлива.

Отремонтированная и доработанная КПП 2126

≡ На этом все, КПП собрана и ждет установки вместе с собранным двигателем 2106 с характером, о котором писал в своем бортжунале.≡

Так же рекомендую к просмотру мои статьи:
• Установка маслофорсунок на классический двигатель ВАЗ
• Как влияют характеристики распредвала на характер двигателя
• Легкий способ выставить перекрытие клапанов в классическом двигателе ВАЗ
• Электроуправление дозатором газа ГБО хенд мейд

Снимаем коробку передач с автомобиля (см. «Снятие и установка коробки передач на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Если коробка передач снята с автомобиля вместе с картером сцепления, разъединяем их (см. «Снятие и установка коробки передач на автомобиле с двигателем УМПО-331») или отсоединяем проставку от картера коробки передач (см. «Замена сальника первичного вала коробки передач на автомобиле с двигателем ВАЗ-2106» ). Очищаем коробку передач от масла и грязи и устанавливаем на верстак.

Снимаем привод спидометра (см. «Снятие привода спидометра» ).

Снимаем выключатель фонарей заднего хода (см. «Замена выключателя фонарей заднего хода» ).

Снимаем фланец эластичной муфты (см. «Замена сальника вторичного вала» ).

Головкой «на 12» отворачиваем два болта крепления задней опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач.

Снимаем поперечину в сборе с задней опорой силового агрегата.

Головкой «на 14» отворачиваем два болта крепления кронштейна к задней крышки коробки передач.

Снимаем кронштейн.

Накидным ключом «на 12» отворачиваем шесть болтов М8 крепления верхней крышки к картеру коробки передач.

Задний левый болт — короче других.

Накидным ключом «на 13» отворачиваем еще два болта М10, центрирующих верхнюю крышку относительно картера коробки передач.

Снимаем верхнюю крышку вместе с механизмом переключения передач…

…и прокладку.

Для снятия задней крышки коробки передач…

…накидным ключом «на 17» отворачиваем четыре гайки крепления крышки к картеру коробки передач.

Снимаем крышку…

…и прокладку.

Снимаем со шлицов вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра…

…и конусную распорную втулку.

Чтобы вторичный и промежуточный валы не проворачивались друг относительно друга,…

…перемещением муфт включаем две передачи (на фото показано включение I и IV передач).

На автомобиле с двигателем ВАЗ 2106 упорные кольца заднего подшипника первичного вала и переднего подшипника промежуточного вала зафиксированы специальным болтом с шайбой (в коробке передач автомобиля с двигателем УМПО-331 этот болт не устанавливается).

Этот болт отворачиваем головкой «на 12» с наружным диаметром не более 17 мм…

…и вынимаем болт вместе с шайбой.

Головкой «на 22» отворачиваем болт переднего роликового подшипника промежуточного вала коробки передач.

Вынимаем болт и шайбу.

Болт заднего подшипника промежуточного вала коробки передач имеет левую резьбу,…

…поэтому головкой «на 22» отворачиваем его по часовой стрелке.

Вынимаем болт и шайбу.

Перемещением муфт выключаем передачи.

Снимаем переднюю упорную шайбу переднего подшипника промежуточного вала.

Поддев двумя отвертками за упорное кольцо передний подшипник промежуточного вала,…

…вынимаем наружное кольцо подшипника.

Вынимаем сепаратор с роликами.

Поддев отверткой, сдвигаем внутреннее кольцо подшипника по валу…

…и вынимаем его.

Пинцетом снимаем с вала заднюю упорную шайбу подшипника.

Поддев двумя отвертками за упорное кольцо задний двухрядный шариковый подшипник промежуточного вала,…

…вынимаем из картера коробки передач подшипник без его внутреннего переднего кольца.

Поддев отверткой, сдвигаем внутреннее кольцо подшипника по валу…

…и вынимаем его.

Для снятая упорного кольца подшипника…

…щипцами разжимаем упорное кольцо…

…и снимаем его.

Поддеваем двумя отвертками за упорное кольцо задний подшипник первичного вала…

…и, придерживая промежуточный вал, вынимаем первичный вал вместе с подшипником из картера коробки передач.

Для замены заднего подшипника первичного вала зажимаем хвостовик вала в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Двумя отвертками разжимаем стопорное кольцо…

…и вынимаем его из проточки вала.

Съемником спрессовываем подшипник с первичного вала…

…и снимаем подшипник.

Круглогубцами разжимаем упорное кольцо подшипника…

…и снимаем его.

Двумя монтажными лопатками поддеваем за упорное кольцо задний подшипник вторичного вала.

В образовавшийся зазор между торцом упорного кольца и плоскостью картера коробки передач вставляем лапы съемника…

…и съемником спрессовываем подшипник со вторичного вала.

Снимаем подшипник.

Сдвинув вторичный вал назад,…

…выводим передний конец вала из картера коробки передач…

…и вынимаем вторичный вал.

Сдвинув промежуточный вал назад,…

…вынимаем его из картера коробки передач.

Для выпрессовки оси промежуточной шестерни заднего хода…

…выворачиваем шпильку крепления задней крышки коробки передач, расположенную рядом с осью.

В резьбовое отверстие оси вворачиваем болт М10 (можно использовать болт крепления верхней крышки коробки передач), продетый в отверстие чашечного съемника.

Заворачивая болт, частично выпрессовываем ось промежуточной шестерни…

…и вынимаем из бокового отверстия оси фиксатор (чашечный съемник для наглядности снят).

Окончательно выпрессовываем ось промежуточной шестерни, ударяя чашкой съемника по головке болта (при этом придерживаем промежуточную шестерню заднего хода).

Вынимаем ось…

…и промежуточную шестерню.

Снимаем с оси рычаг включения заднего хода.

Снимаем с рычага сухарь.

Для замены игольчатого подшипника промежуточной шестерни слегка зажимаем шестерню в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Поддев отверткой, вынимаем стопорное кольцо подшипника из кольцевой проточки шестерни.

Вынимаем подшипник.

При разборке вторичного вала помечаем снятые детали с тем. чтобы при последующей сборке неотбракованные детали поставить на место. С переднего конуса вторичного вала снимаем…

…передний игольчатый подшипник…

…и блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи.

С заднего конца вторичного вала снимаем…

…упорную шайбу,…

…ведомую шестерню I передачи,…

…подшипник шестерни I передачи,…

…блокирующее кольцо синхронизатора I передачи,…

…муфту-шестерню заднего хода,…

…разрезное пружинное кольцо синхронизатора I передачи.

Разжимая двумя отвертками, выводим из проточки вала и снимаем заднее стопорное кольцо ступицы синхронизатора I — II передач.

Снимаем ступицу синхронизатора I — II передач,…

…пружинное кольцо синхронизатора II передачи,…

…блокирующее кольцо синхронизатора II передачи…

…и ведомую шестерню II передачи.

Из шпоночного паза вала вынимаем сегментную шпонку ступицы синхронизатора I — II передач.

Разжимая двумя отвертками переднее стопорное кольцо ступицы синхронизатора I — II передач, выводим из проточки вала кольцо…

…и снимаем его.

Снимаем подшипник шестерни II передачи.

С переднего конца вторичного вала снимаем…

…пружинное кольцо синхронизатора IV передачи…

…и муфту синхронизатора III — IV передач.

Двумя отвертками разжимаем переднее стопорное кольцо ступицы синхронизатора III-IV передач…

…и снимаем кольцо.

Снимаем ступицу синхронизатора III-IV передач вместе с пружинным кольцом синхронизатора III передачи.

Вынимаем пружинное кольцо из ступицы.

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора III передачи.

Двумя отвертками разжимаем заднее стопорное кольцо ступицы синхронизатора III-IV передач,…

…снимаем кольцо…

…и ведомую шестерню III передачи.

Снимаем муфту синхронизатора V передачи.

Двумя отвертками разжимаем переднее стопорное кольцо ступицы синхронизатора V передачи,…

…снимаем кольцо…

…и ступицу синхронизатора V передачи с пружинным кольцом.

Вынимаем из ступицы пружинное кольцо.

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора V передачи.

Двумя отвертками разжимаем заднее стопорное кольцо ступицы синхронизатора V передачи….

…снимаем кольцо…

…и ведомую шестерню V передачи.

Для разборки механизма и привода переключения передач…

…шлицевои отверткой отворачиваем четыре винта крепления защитной крышки к верхней крышке коробки передач.

Снимаем защитную крышку…

…и прокладку.

Рычагом переключения передач устанавливаем штоки в нейтральное положение.

Вынимаем скобу оттяжной пружины рычага переключения передач из отверстия в верхней крышке (с правой стороны) и отсоединяем пружину от скобы.

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки шпилек крепления шаровой опоры рычага переключения передач…

…и вынимаем рычаг в сборе с чехлом, фланцем, шаровой опорой и оттяжной пружиной из верхней крышки коробки передач.

Снимаем оттяжную пружину…

…и чехол рычага с фланцем.

Отделяем чехол от фланца.

Снимаем прокладки фланца и опоры.

Надавив на опорную шайбу, сжимаем пружину рычага и щипцами разжимаем стопорное кольцо.

Снимаем с рычага стопорное кольцо,…

…опорную шайбу пружины,…

…и пружину рычага…

…и сферическую шайбу.

Снимаем направляющую чашку,…

…прокладку…

…и шаровую опору.

Шлицевой отверткой отворачиваем четыре пробки штоков включения передач на задней стенке верхней крышки…

…и вынимаем пробки.

Накидным ключом «на 10» отворачиваем четыре стопорных болта головок штоков включения передач.

Болты стопорятся пружинными шайбами.

Накидным ключом «на 10» отворачиваем четыре стопорных болта вилок включения передач (эти болты не отличаются от стопорных болтов головок).

Снимаем со штока вилку включения III-IV передач.

Шлицевой отверткой отворачиваем пробку фиксатора штока включения III-IV передач,…

…вынимаем ее…

…и извлекаем из канала крышки пружину и шарик.

Аналогично отворачиваем пробки и вынимаем фиксаторы штоков включения I — II, V передач и заднего хода.

Сдвинув вперед шток включения III-IV передач, снимаем головку штока.

Через отверстие в задней стенке крышки вынимаем шток включения III-IV передач.

Из отверстия в штоке вынимаем толкатель блокировочного устройства.

Сдвинув штоки включения I-II и V передач,…

…из гнезда штока включения III-IV передач извлекаем два шарика блокировочного устройства.

Снимаем головку штока включения I — II передач.

Вынимаем шток включения I-II передач…

…и снимаем вилку.

Снимаем головку штока включения V передачи.

Вынимаем шток включения V передачи и снимаем вилку.

Сдвинув шток включения передачи заднего хода,…

…из гнезда штока включения V передачи извлекаем третий шарик блокировочного устройства.

Из отверстия штока включения V передачи вынимаем второй толкатель блокировочного устройства.

Снимаем со штока включения передачи заднего хода головку штока.

Вынимаем шток включения передачи заднего хода и снимаем вилку.

Перед осмотром детали коробки тщательно промываем бензином или керосином.

На картере и в крышках коробки передач не должно быть трещин, в гнездах под подшипники и штоки — повреждений и следов износа. На рабочих поверхностях вторичного вала, оси промежуточной шестерни заднего хода, в проточке первичного вала под игольчатый подшипник не должно быть повреждений, шероховатостей, задиров и следов износа.

На промежуточном валу не допускаются повреждения и чрезмерный износ зубьев и поверхностей под подшипники.

Небольшие повреждения устраняем мелкой наждачной шкуркой или бархатным напильником.

На шестернях и венцах синхронизаторов не должно быть повреждений или чрезмерного износа зубьев.

Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев венцов синхронизаторов. Пятно контакта в зацеплении зубьев шестерен должно располагаться по всей поверхности зубьев. Монтажный осевой зазор между буртиком вторичного вала и торцами шестерен III и V передач должен быть в пределах 0,05-0,10 мм (предельно допустимый — 0,15 мм).

Шариковые, роликовый и игольчатые подшипники валов не должны иметь следов задиров и износа.

Штоки включения передач должны свободно скользить в гнездах верхней крышки. Деформация вилок переключения передач не допускается. Толкатели и шарики блокировочного устройства не должны заедать в каналах верхней крышки. Пружины фиксаторов при потере упругости заменяем новыми.

На поверхностях скольжения ступиц и муфт синхронизаторов включения передач не должно быть задиров. Торцы зубьев муфт и блокирующих колец, а также рабочие конические поверхности блокирующих колец не должны иметь повреждений и чрезмерного износа.

Собираем коробку передач в обратной последовательности. При сборке смазываем детали коробки трансмиссионным маслом.

При сборке механизма переключения передач необходимо следить за тем, чтобы при установке штоков включения передан толкатели блокировочного устройства не выпадали из штоков, а шарики — из каналов крышки. Вилки включения I — II, III — IV и V передач взаимозаменяемы. Но при сборке устанавливаем их на свои места. Четыре пробки штоков включения передач на задней стенке верхней крышки заворачиваем, предварительно смазав их резьбовую часть герметиком. Шаровую опору рычага переключения передач и пазы головок штоков смазываем смазкой Литол-24.

При сборке вторичного вала устанавливаем ступицы в сборе с разрезными пружинными кольцами. Три загнутых выступа каждого кольца должны быть направлены в сторону ведомой шестерни соответствующей передачи и проходить через пазы в ступице. При установке муфт синхронизаторов на ступицы выступы пружинных колец должны совпасть со срезанными зубьями муфт. Деформированные стопорные кольца ступиц заменяем новыми.

Подходящим отрезком трубы напрессовываем задний подшипник первичного вала.

Таким же образом после установки в картер коробки передач промежуточного и вторичного валов напрессовываем на валы передний и задний подшипники промежуточного вала, задний подшипник вторичного вала.

Болты подшипников промежуточного вала затягиваем предписанным моментом (см. «Приложения» ).

При установке первичного вала в сборе с подшипником в картер коробки передач необходимо следить за тем,…

…чтобы упорное кольцо подшипника первичного вала не на-ложилось на упорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала внахлест, а вошло в прорезь кольца.

На автомобиле с двигателем ВАЗ-2106 упорные кольца подшипников дополнительно фиксируем болтом, показанным на фото 16 и 17.

На все уплотнительные прокладки желательно нанести тонкий слой силиконового герметика.

При установке верхней крышки в сборе с механизмом переключения передач все вилки включения передних передач должны войти в пазы муфт синхронизаторов, а прорезь вилки задней передачи — в палец рычага включения заднего хода.

После сборки проверяем легкость вращения валов и четкость включения передач.

» предыдущая страница
11.9. Замена переднего подшипника первичного вала коробки передач
^ следующая страница «
12. Коробка передач ВАЗ-21074

Коробка передач Иж-2126:1 — первичный вал; 2 — картер сцепления; 3 — задний подшипник первичного вала; 4 — болт крепления верхней крышки; 5 — верхняя крышка; 6 — передний подшипник вторичного вала; 7 — блокирующее кольцо синхронизатора включения передачи; 8 — ступица III-IV передач; 9 — муфта III-IV передач; 10 — шестерня III передачи; 11 -стопорное кольцо; 12- ступица V передачи; 13- муфта V передачи; 14-шестерня V передачи; 15- шестерня II передачи; 16 — роликовый подшипник; 17 — шпонка: 18 — муфта-шестерня заднего хода; 19 — блокирующее кольцо синхронизатора включения II передачи; 20 — ступица I-II передач; 21 — шестерня I передачи; 22 — стержень рычага переключения передач; 23 — чехол рычага; 24 — рычаг переключения передач; 25 — задний подшипник вторичного вала; 26 — фланец эластичной муфты карданной передачи; 27 — ведущая шестерня привода спидометра; 28 — сальник вторичного вала; 29 — гайка фланца эластичной муфты; 30 — центрирующее кольцо; 31 — вторичный вал; 32 — уплотнитель; 33 — грязеотражатель; 34 — шайба; 35 — задний болт промежуточного вала; 36 — болт крепления кронштейна задней опоры силового агрегата; 37 — гайка шпильки крепления задней крышки; 38 — задний подшипник промежуточного вала; 39 — задняя крышка коробки передач; 40 — прокладка задней крышки; 41 — игольчатый подшипник; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — промежуточный вал; 45 — картер коробки передач; 46 — передний подшипник промежуточного вала; 47 — болт переднего подшипника промежуточного вала.

Описание конструкции

Коробка передач Иж-2126 может агрегатироваться как с двигателем УМПО-331, так я с двигателем ВАЗ-2106. Коробка передач, предназначенная для установки в комплекте с двигателем УМПО-331, в сравнении с коробкой передач, устанавливаемой с двигателем ВАЗ-2106, имеет более короткий первичный вал и крупные шлицы под ступииу ведомого лиска сцепления.

К картеру сцепления двигателя УМПО-331 коробка передач крепится непосредственно, а к картеру сцепления двигателя ВАЗ-2106 — через проставку (устройство узла показано в подразделе «Замена сальника первичного вала» ). Стык проставки с картером коробки передач уплотнен прокладкой, а стык проставки с картером сцепления прокладки не имеет. В отверстии проставки под первичный вал коробки передач установлены сальник и пружинное кольцо. Упорные кольца переднего подшипника промежуточного и заднего подшипника первичного валов коробки передач, агрегатируемой с двигателем ВАЗ, дополнительно зафиксированы болтом с шайбой. В связи с этим коробки передач для разных модификаций автомобиля Иж-2126 не взаимозаменяемы. При необходимости установки одной коробки вместо другой придется полностью разбирать ее для замены первичного вала. В остальном конструкции коробок передач аналогичны.

Коробка передач — механическая, трехвальная, пятиступенчатая (имеет пять передач переднего хода и одну — заднего). Все передачи переднего хода синхронизированы. Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки передач. Корпусные детали коробки — картер, задняя и верхняя крышки — отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой болтами и шпильками с гайками. Соединения уплотнены прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена.

Для обеспечения соосности коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач картеры сцепления двигателей УМПО-331 и ВАЗ-2106 центрируются относительно блока цилиндров двумя втулками (под них выполнены проточки в двух нижних крепежных отверстиях блока цилиндров и картера сцепления).

Картер сцепления двигателя ВАЗ-2106 также сцентрирован с коробкой передач через цилиндрический выступ проставки, соосный с первичным валом и входяший в проточку картера сцепления

На задней крышке коробки передач установлена задняя опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а поперечина — к кронштейнам пола кузова.

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, а внизу — сливное. Отверстия закрыты пробками с конической резьбой. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровеньдолжен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Выходы первичного и вторичного валов уплотнены сальниками. Сальник первичного вала установлен в картере сцепления (коробка с двигателем УЗАМ-331) или в проставив (коробка с двигателем ВАЗ-2106), а вторичного — в задней крышке коробки передач.

Для вентиляции коробки передач служит отверстие в первичном валу.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.

Первичный вал опирается на два шариковых подшипника — в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В отверстии заднего торца первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Другим концом вторичный вал опирается на шариковый подшипник, установленный в задней стенке картера коробки передач.

Промежуточный вал вращается в двух подшипниках, расположенных в стенках картера коробки передач: передний — роликовый, задний — двухрядный шариковый. Внутренние кольца подшипников закреплены на валу болтами с шайбами. Болт заднего подшипника имеет левую резьбу.

Ось промежуточной шестерни заднего хода запрессована передним конпом в приливе нижней части картера коробки передач, задним — в стенке картера. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на двухрядном игольчатом подшипнике.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венеи находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала яапяется венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из пяти косозубых шестерен и одной прямозубой заднего хода. При включении любой передачи переднего хода, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Для включения передачи заднего хода нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с муфтой-шестерне и заднего хода на вторичном валу и с ведущей шестерней промежуточного вала. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (со стороны передней части): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, V, II, заднего хода и I передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III. V, II передач, муфта-шестерня заднего хода, ведомая шестерня I передачи и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода свободно вращаются на валу и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни I и II передач врашаются на двухрядных игольчатых подшипниках, шестерни III и V передач — на шейках вала. Шестерня заднего хода выполнена заодно с муфтой синхронизатора I и II передач, ступица которого жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов — прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V — вперед. II — назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, пружинного разрезного кольца и блокирующего кольца. Ступицы синхронизаторов III-IV и V передач входят тремя внутренними выступами в продольные пазы на вторичном валу, а ступица синхронизаторов I—II передач удерживается шпонкой. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. На ступице выполнены три выступа, входящие в пазы зубчатого венца блокирующего кольца. Между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора устанавливается пружинное разрезное кольцо. Тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, кольцо взаимодействует со скользящей муфтой.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач и шаровой опоры.

Механизм переключения передач расположен в верхней крышке коробки передач и состоит из четырех штоков с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в палец рычага, который своим сухарем входит в выточку на промежуточной шестерне.

В каналах верхней крышки коробки передач расположены фиксаторы, состоящие из шариков и пружин. Под действием пружин шарики входят в лунки штоков, предотвращая самопроизвольное выключение передач. Блокировочное устройство, предохраняющее коробку передач от одновременного включения двух передач, состоит из двух толкателей и трех шариков. Толкатели находятся в отверстиях штоков включения III-IV и V передач, а шарики — в каналах крышки между гнездами под штоки.

В левой задней части верхней крышки коробки передач ввернут выключатель фонарей заднего хода.

» предыдущая страница
10.12. Советы бывалых
^ следующая страница «
11.1. Описание конструкции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *