КПГ НА МАРШРУТКАХ

Содержание

Использование природного газа метан в качестве моторного топлива на об-щественном автомобильном транспорте позволит не только улучшить экологию городов, а также уменьшить эксплуатационные затраты. Определена эффектив-ность использования автобусов на метане на одном из городских маршрутов.

До настоящего времени в автомобильной отрасли широко применяется сжиженный газ пропан-бутан. Недостатком сжиженного газа является большое содержание оксида углерода в выхлопных газах автомобилей. Его применение в автомобилях ухудшает экологию городов.

Распоряжением Правительства РФ № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива», органам исполнительной власти поручено разработать мероприятия по увеличению к 2020 году доли общественного транспорта в городах, работающего на газомоторном топливе, до 50%. Развитие рынка газомоторного топлива в России вновь становится программой государственного значения. Процесс перевода транспорта на метан стартовал во многих регионах России. В 2013-2015 гг. соглашения о сотрудничестве с Газпромом подписаны с 26 субъектами РФ, в том числе и Волгоградская область.

Важным этапом развития рынка КПГ в России является расширение его использования в сегментах общественного, коммерческого и личного автотранспорта. В условиях роста стоимости бензина и дизельного топлива, ухудшения экологической ситуации, особенно в крупных городах, такая мера является эффективной в экономическом и экологическом направлении.

Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива — одно из стратегических направлений деятельности ОАО «Газпром». С этой целью создана специализированная компания ООО «Газпром газомоторное топливо», которая определена единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в Российской Федерации.

Эффективность использования метана в качестве моторного топлива заключается в следующем:

Экономичность – немаловажный фактор при принятии решения об установке метанового ГБО. При одинаковом расходе на 100 км пути, бензина и метана, стоимость последнего в 2-3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. Чем интенсивнее эксплуатируется автомобиль – тем выше экономический эффект.

Безопасность – метан — наиболее безопасный вид топлива (по сравнению с бензином или пропан — бутаном), метан легче воздуха и при утечке быстро улетучивается, не образуя взрывоопасной смеси. Кроме того, нижний предел воспламенения смеси метана с воздухом — 5%, в отличие сжиженного газа, где он составляет примерно 2%.

Экологичность – при использовании метана полностью отсутствуют выбросы токсичных соединений свинца и ароматических соединений, в разы сокращаются выбросы СО, СН, окислов азота, в три раза снижается дымность выхлопных газов. Автомобили с установленным метановым ГБО при прохождении техосмотра освобождены от прохождения экологического контроля.

Единственным недостатком применения сжатого газа является увеличение трудоемкости технического обслуживания и ремонта двигателя и дополнительное обучение персонала, но за счёт низкой цены газа, затраты окупаются за 2 -3 года.

Обеспечение безопасности автобусов при установке ГБО достигается за счёт особенностей установки. Установка газовых баллонов с метаном возможна в двух вариантах.

Первый вариант. На автобусах средней и большой вместимости баллоны для хранения компримированного природного газа (КПГ) устанавливаются в нишах, которые образованы на крыше и утоплены частично в салон автобуса, полость ниш герметизирована от салона (рис. 1). В зоне размещения ложементов для баллонов выполнены шпангоуты для передачи нагрузки на раму шасси через стойки в стенках кузова и вертикальные стойки поручней, соединенных через пол салона с силовой рамой автобуса.

Рис.1. Общий вид автобуса с газобаллонной установкой на КПГ с расположением ниш на крыше.

На кожухах выполнены лючки для доступа снаружи и из салона к газовой арматуре, размещенной на баллонах. Существуют варианты продольного и поперечного крепления баллонов в зависимости от типа и размера автобусов. Технический результат заключается в достижении эффективных характеристик массовых, центровочных, аэродинамических, экономических, эксплуатационных, увеличения ресурса и повышения безопасности при эксплуатации автобуса с газобаллонной установкой на КПГ. Такая установка может применяться в автобусах различных классов, в том числе для сочлененных, а также для специального транспорта.

Второй вариант. Баллоны для хранения компримированного природного газа (КПГ) устанавливаются под полом автобуса (рис. 2).

Рис.

Компримированный природный газ

2. Пример установки метановых баллонов под полом автобуса.

Основные места установки баллонов на автобусах: на раме, в грузовом отсеке (вдоль внутренних стенок или вдоль поперечной перегородки), под днищем. Объем баллона и место его установки зависит от модели и модификации автобуса. На автобусах устанавливаются в основном цилиндрические баллоны. Объем может быть разный: 80, 87 (спарка), 90, 100, 130, 175 и 200 литров.

Поэтому актуальным является перевод всего общественного транспорта в городе Волжском на моторное топливо КПГ метан. По данным ГИБДД г. Волжского в городе зарегистрировано 84 тыс. автомобилей, из них 533 маршрутное городское такси, 339 маршрутное пригородное такси, 90 автобусов МУП ВАК 1732. Стратегия города — это перевод прежде всего, автобусов и коммунально-дорожных, строительных транспортных средств, специальной техники на КПГ метан. Сеть АГНКС, где есть возможность заправлять автобусы и автомобили, расположена только в районе ТЭЦ-2.

Среднесуточная заправка автотранспорта на данной заправочной станции составляет 550-600 автомобилей. Запас хода на установленных газовых баллонах составляет до 400 км, и общественному транспорту, работающему с 6 утра до 22 часов необходима заправка газовых баллонов 1 раз в сутки. Поэтому мощности одной АГЗС на существующий общественный транспорт города Волжского не хватит.

По проекту федеральной программы МУП ВАК № 1732 передано в августе 2015 году 18 автобусов на моторном топливе метан. ГАЗПРОМ планирует строительство новых АГЗС, это является стратегической программой города.

Планируется, что в городе соотношение транспорта, работающего на КПГ, относительно транспорта, работающего на традиционных видах топлива, к 2020 году будет следующим: — общественный транспорт и коммунальная техника — 50%; — грузовой транспорт для внутригородских перевозок и легкий коммерческий транспорт — 30%; — личный транспорт — 10%; — сельскохозяйственная техника — 20%. При переводе данной техники на КПГ необходимо расширить сеть АГНКС до трёх заправочных станций.

На основании на регулярных маршрутах должен работать экологически чистый транспорт; автобусы должны обеспечивать перевозку пассажиров-инвалидов и пассажиров с колясками . Этим условия соответствуют автобусы большого класса с низким полом, оборудованные аппарелями.

Обследование пассажиропотоков показало, что на маршруте №1 должен быть автобус средней вместимости от 50 до 60 человек.

На маршруте № 1 автобус возможно использование автобусов отечественного и импортного производства на моторном топливе метан: «Волжанин — 4298G8-0000010» с пассажировместимостью 56 пассажиров, ПАЗ 320412-10 с пассажировместимостью 57 пассажиров, Yutong ZK6852HG с пассажировместимостью до 60 пассажиров, Bravis КПГ общей вместимостью 50 пассажиров.

С целью поддержки ОАО «Волгабас» предлагается использовать на маршруте №1 автобусы «Волжанин — 4298G8-0000010» в количестве 18 единиц. Производственные площади МУП ВАК №1732 позволяют организовать техническое обслуживание и ремонт автобусов с ГБО.

Экономическая эффективность использования автобусов Волжанин 4298G8-0000010» достаточно высокая. Затраты на внедрение проекта составят 12959261,3 на 1 автобус, рентабельность проекта составляет 27,9%, срок окупаемости – 3,67 лет. В рамках Федеральной программы планируется помощь предприятиям, эксплуатирующим автобусы на моторном топливе метан, поэтому затраты предприятия уменьшатся и в результате предприятия дополнительные средства направят на развитие производственной базы.

Лидеры российского и зарубежного рынка автомобилестроения производят и серийно выпускают газомоторную технику. На сегодняшний день главной целью основных мировых автопроизводителей является расширение ассортимента транспортных средств, использующих в качестве моторного топлива компримированный природный газ (КПГ). 

Совместно с Правительством РФ разрабатываются программы создания, испытаний и производства газомоторной техники для ее применения в различных сферах: 

  • Пассажироперевозки
  • Грузоперевозки
  • Строительство
  • Коммунальное хозяйство
  • Сельское хозяйство

Производство газомоторной техники 

  • Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) – один из крупнейших в России производителей автобусов большого и особо большого классов. Расположен в городе Ликино-Дулево Московской области, выпускает автобусы с 1959 года. С 2005 года завод входит в состав «Группы ГАЗ».  

  • Компания выпускает полный спектр современных газомоторных автобусов, работающих на компримированном природном газе: автобусы малого и среднего класса, пригородные, междугородние и туристические, а также модели специального назначения для перевозки школьников, людей с ограниченными возможностями, спортивных команд.

  • Группа компаний «КАМАЗ» —  крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Одним из перспективных направлений развития ОАО «КАМАЗ» является разработка и производство автомобилей на газовом топливе. Модельный ряд КАМАЗ состоит из 40 автомобилей и автобусов НЕФАЗ использующих в качестве моторного топлива компримированный природный газ.

  • Управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — один из крупнейших производителей грузовой, пассажирской, специальной, а также прицепной техники стран единого экономического пространства.

    Виды газомоторного топлива, их преимущества и недостатки

    В рамках диверсификации продуктовой линейки, компания разработала и серийно изготавливает газовый городской и пригородный низкопольный автобус большого класса.

  • «Группа ГАЗ», крупнейший в России производитель коммерческого транспорта, рассматривает развитие модельного ряда газовой техники как одно из приоритетных направлений в связи с тем, что газовое топливо является наиболее экономичным и доступным из используемых в настоящее время видов топлива. В 2010 году ГАЗ первым в России начал серийно выпускать легкие коммерческие автомобили с битопливными двигателями, работающими на компримированном природном газе.

  • Начальник отдела продаж ( в т.ч. газомоторной техники) – Алехин Максим Олегович 8-915-047-06-58.
    Компания занимается продажей широкой гаммы коммерческих автомобилей Iveco, обеспечивает их послепродажное обслуживание. Партнерская сеть компании в России насчитывает 24 дилера и 28 сервисных станций. Среди европейских автопроизводителей Iveco — несомненный лидер в сфере разработки и производства автомобилей, работающих на компримированном природном газе.

  • Начальник отдела продаж ( в т.ч. газомоторной техники) —  Харитонов Олег Борисович: 8-980-328-74-21. Scania является одной из ведущих автомобильных компаний на мировом рынке, производителем тяжелого грузового транспорта, автобусов, индустриальных и морских двигателей.

    В 2014 году компания Scania выводит на Российский рынок новую линейку грузовых автомобилей, использующих в качестве топлива биогаз и природный газ. Они предназначены специально для развозных грузовиков, различных видов коммунальной техники, а также городских автобусов.

Перевод ПАЗ на КПГ

10 апреля 2015

Решение о создании газобаллонного автобуса «ПАЗ 3205» созревало давно. С середины 90-х гг. прошлого века в большинстве городов России и ближнего зарубежья почти полностью амортизированный парк автобусов «ЛиаЗов», «ЛАЗов» и «Икарусов» постепенно заменили Павловские автобусы. Не очень удобные, но достаточно мобильные маршрутки «ПАЗики» обеспечивают и по сей день городские пассажиропе-ревозки.

Выполняя пробег ежегодно более 80 тыс. км, автобусы этого типа потребляют около 30 т бензина А-76, на что тратится 420 тыс. руб. в год. Используя КПГ в качестве моторного топлива на «ПАЗ 3205», можно сэкономить около половины этих средств.

За 3,5 года эксплуатации газобаллонного автобуса «ПАЗ» экономия денежных средств превысит стоимость нового автобуса, а использование газовых баллонов вторично позволяет экономить до 3/4 денежных средств на последующий монтаж газобаллонной установки на автомобиль.

Для экономии денежных средств необходимо, чтобы автобус соответствовал определённым техническим требованиям по безопасности применения КПГ и удобству эксплуатации, что определяет размер экономического эффекта.

Вспомним, как начинался перевод автобусов «ПАЗ» на КПГ. В начале баллоны устанавливались сверху кузова автобуса двумя способами:

  • раму для баллонов крепили на стойках (которые проходили через весь салон) к несущим лонжеронам («рязанская схема»);

  • ставили раму, опираясь «лапами» на боковую часть крыши (стык крыши и стенки кузова), укрепляя крышу дополнительно ребрами жесткости. Недостатками такой схемы являются:

  • при верхней компоновке баллонов центр тяжести перемещается вверх, что повышает вероятность опрокидывания автобуса;

  • при схеме с верхним расположением баллонов приходится применять облегчённые металлоплас-тиковые баллоны, требуется также изготовление более прочной рамы под баллоны и укрепление конструкции крыши, что приводит к удорожанию оборудования автомобиля;

  • неудобство постановки автобуса в гараж (в большинстве случаев автобус с баллонами наверху не входит в гаражные ворота по высоте);

  • частое переосвидетельствование (один раз в три года) согласно требованиям Р 3112199-1095-03 — отсюда неудобство по снятию и постановке баллонов.

  • Данная схема компоновки была распространена из-за дороговизны установки ГБО на автобусах, принадлежащих преимущественно только ОАО «Газпром».

    Для удешевления ГБО и устранения указанных выше недостатков, связанных с перемещением центра тяжести вверх, повышенным износом кузова и крыши, фирмой ЗАО «Автосистема» было предложено установить четыре легированных металлических баллона в салоне под сидением в задней части автобуса.

    Сравнительная характеристика монтажных схем баллонов для КПГ на «ПАЗ 3205» в процессе их усовершенствования:

    Разработчик схемы Изгогтовитель баллонов Масса баллонов Стоимость баллонов Физический объём, л. Объём КПГ, куб. м. Пробег на 
    1 заправке
    при расхо-
    де газа 34 л/100 км.
    Срок пере
    освидетель
    ствования
    Кол-во баллонов Гарантии
    ЗАО «Автосистема» ПНЗ 260 21200 200 52 153 5 лет 4 на ГБО
    НПФ «САГА» ОМЗ 178 60400 272 70.6 207 3 года 6 на ГБО
    ООО «АРГО» ОМЗ 281 46600 331 86 253 4 — через 7 лет,
    1 — через 3 года
    5 Заводская гарантия

    Таблица № 1

    Характеристики баллонов, применяемых для установки на «ПАЗ-3205»

    Наименование предприятий-изготовителей Диаметр, мм Длина, мм Масса, кг Объём, л
    ОАО «Орский машиностроительный завод» 251
    254
    254
    1652
    882
    1262
    62.1
    23.7
    32.7
    69
    34
    51
    ОАО Казанское ОКБ «Союз» 514 2090 238 315
    Первоуральский новотрубный завод 219 1660 63 50

    Таблица № 2

    Данное решение снимало все проблемы, кроме одной — маленький пробег на одной заправке.Газобралонное оборудование — ПАЗ — ГБО Но прогресс не стоял на месте, и вскоре НПФ «САГА» совместно с ООО «Мобильгаз» после соответствующих испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой получили сертификат на дооборудование «ПАЗ 3205» и «ПАЗ 3206» газобаллонной аппаратурой с расположением баллонов также под сидением в задней части автобуса, но с иной компоновкой — четыре баллона по 51 л и два баллона по 34 л производства ОАО «Орский машиностроительный завод».

    Все используемые баллоны — метал-лопластиковые. Физический объём баллонов составил 272 л, что составляет по объёму 70,6 м3 КПГ при 1 = 20°С (табл. 1,2).

    Данное расположение баллонов обеспечивает запас хода на одной заправке 207 км из расчёта 34 л/100 км. Сертификат также позволяет использовать баллоны ОАО Казанское ОКБ «Союз» объёмом 315л каждый. При использовании таких баллонов автобус может проехать 240 км при заполнении баллонов на 82 м3 газа, но очень уж «кусается» цена на данный баллон — 74 тыс. руб.

    Данное решение снимало все проблемы, кроме одной — маленький пробег на одной заправке.Газобралонное оборудование — ПАЗ — ГБО Но прогресс не стоял на месте, и вскоре НПФ «САГА» совместно с ООО «Мобильгаз» после соответствующих испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой получили сертификат на дооборудование «ПАЗ 3205» и «ПАЗ 3206» газобаллонной аппаратурой с расположением баллонов также под сидением в задней части автобуса, но с иной компоновкой — четыре баллона по 51 л и два баллона по 34 л производства ОАО «Орский машиностроительный завод». Все используемые баллоны — метал-лопластиковые. Физический объём баллонов составил 272 л, что составляет по объёму 70,6 м3 КПГ при 1 = 20°С (табл. 1,2).

    Данное расположение баллонов обеспечивает запас хода на одной заправке 207 км из расчёта 34 л/100 км.

    Перевод ПАЗ на КПГ

    Сертификат также позволяет использовать баллоны ОАО Казанское ОКБ «Союз» объёмом 315л каждый. При использовании таких баллонов автобус может проехать 240 км при заполнении баллонов на 82 м3 газа, но очень уж «кусается» цена на данный баллон — 74 тыс. руб.

      Ранее автомобили приходили на переоборудование, находясь уже в эксплуатации, и, как правило, это были единичные заказы. Установщику ГБО при этом приходилось покупать баллоны и газовое оборудование мелким оптом или в розницу, поэтому цена на ГБО была высокой, а гарантия распространялась только на ГБО. Для того, чтобы исключить все слабые стороны предыдущих схем и учесть современные требования удобной и эффективной эксплуатации, были сформулированы основные технические характеристики газобаллонного «ПАЗ 3205»:

    1. Пробег на одной заправке более 250 км (с отсутствием дозаправки в течение смены).

    2. Удобное размещение баллонов, отвечающее нормам безопасной эксплуатации ГБА.

    3. Сохранение гарантии завода-изготовителя.

    4. Приемлемая стоимость ГБА.

    5. Минимизация затрат при эксплуатации.

    В настоящее время фирма «Арго» (г. Нижний Новгород) предлагает разновидность комплектации павловского автобуса баллонами, которая отвечает всем вышеуказанным требованиям. Это вариант с ранее сертифицированной схемой расположения баллонов под сидением в задней части автобуса, но в отличие от неё для крепления баллонов было использовано место в ступеньке импровизированного подиума-каркаса, в которое поместили дополнительно металлопластиковый баллон на 51 л. А вместо шести металлоплас-тиковых баллонов (газовая схема фирмы «САГА») поставили четыре баллона по 70 л каждый из легированной стали. Новая конструкция позволяет увеличить ёмкость кассеты для хранения КПГ на 59 л или 15,3 м3 в отличие от компоновки 4×51 л и 2×34 л. Суммарная ёмкость баллонов позволяет вместить 86 м3 газа, что обеспечивает пробег до 250 км. Пробег на одной заправке соответствует потребностям пасса-жироперевозчиков — одна заправка в смену без дозаправки.

    Безопасность размещения баллонов в салоне автобуса обеспечивается установкой на горловины баллонов, вентили и соединения газопроводов герметичного (газонепроницаемого) кожуха. Данные условия регламентированы п. 4.7 ОСТ 37.001.653-99. При соблюдении требований этого документа безопасность находится на должном уровне и даже выше, чем у бензиновой системы питания. При установке баллонов в салоне нельзя допускать установки баллонных тройников, соединительных переходников в магистрали и несертифицированной продукции. На каждом баллоне должно быть по вентилю, оснащённому предохранительным скоростным пожарным клапаном.

    Устанавливать баллоны для КПГ в салоне разрешается только при выполнении условий ОСТ 37.001.653-99 п. 4.7 «При размещении газовых баллонов внутри кузова ТС газовые баллоны совместно с арматурой и присоединительными элементами должны быть заключены в герметичный (газонепроницаемый) отсек, либо горловины баллонов, вентили и соединения газопроводов должны быть заключены в местный герметичный (газонепроницаемый кожух).

    Конкурентные преимущества данной схемы расположения баллонов и обоснованность выбора:

    1. Пробег на одной заправке — 250 км.

    2. Объём перевозимого газа — 86 м3.

    3. Гарантия завода-изготовителя на газобаллонный «ПАЗ» сохраняется, так как заказ выдаёт официальный продавец Павловского завода «Русские автобусы».

    4. Минимизацией затрат на обслуживание — баллоны объёмом 70 л, изготовленные из легированной стали, проходят освидетельствование первый раз через семь лет (по ТУ завода-изготовителя), то есть увеличился срок очередного освидетельствования в 2,5 раза.

    5. Отсюда уменьшаются эксплуатационные затраты на обслуживание ГБО.

    6. Сокращено количество баллонов, а соответственно и вероятность утечек газа из соединений. В этом отношении вне конкуренции будет схема установки с одним баллоном на 315 л, изготовитель ОАО Казанское ОКБ «Союз». Недостатком его является необходимость переосвидетельствования один раз в три года на специализированном оборудовании, которое имеется только у изготовителя баллонов, а также более высокая (в 1,6 раза) цена.

      Данную схему впервые применило ООО «Арго» при переоборудовании «ПАЗ 3205» по заказу ООО «Русские Автобусы». На газобаллонные автобусы распространяется заводская гарантия. И первые 55 новых автобусов «ПАЗ» на КПГ отправились в пробег в январе 2006 г. в Армению, где наиболее остро стояли проблемы замены традиционных топлив на КПГ. Заказ данной партии курировала администрация Еревана.

      Стоимость автобусов на сжатом газе незначительно превышает стоимость автобуса базовой комплектации. Поэтому окупаемость при загрузке автобусов в городском цикле составит всего пять-семь месяцев. Ежегодная экономия от эксплуатации 55 автобусов составила около 8,5 млн. руб. За время эксплуатации (семь лет) доход от эксплуатации газобаллонных автобусов превысит 50 млн. руб.

      Соседи из ближнего зарубежья умеют считать деньги и заботятся об экологии. Когда же мы научимся аналогично мыслить и на деле внедрять энергосберегающие технологии? В настоящее время транспортники и установщики ГБО сделали первый шаг навстречу развитию цивилизованного подхода к газификации транспорта. Следующий шаг по развитию и совершенствованию существующей сети газозаправок (АГНКС) для повышения спроса на экологически чистый и дешёвый вид топлива — природный газ — за ОАО «Газпром».

    Природный газ — моторное топливо

    Природный газ, основную часть которого составляет метан (92-98%), на сегодняшний день является самым перспективным альтернативным топливом для автомобилей. Природный газ может быть использован в виде топлива как в сжатом (компримированном), так и в сжиженном виде. 

                                                                                      

    Метан — простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула — CH4. Малорастворим в воде, легче воздуха. При использовании в быту, промышленности в метан обычно добавляют одоранты (обычно тиолы) со специфическим «запахом газа». Метан нетоксичен и неопасен для здоровья человека.

    Добыча и транспортировка

    Газ находится в недрах Земли на глубине от одного до нескольких километров. Перед началом добычи газа необходимо провести геологоразведочные работы, которые позволяют установить местонахождение залежей. Добывается газ с помощью скважин, специально для этого пробуренных одним из возможных способов. Транспортируют газ чаще всего по газопроводам. Общая протяженность газораспределительных газопроводов в России составляет более 632 тысячи километров – это расстояние почти в 20 раз больше окружности Земли. Длина магистральных газопроводов на территории России – 162 тысячи километров. 

    Подробнее о добыче и транспортировке газа можно прочитать в Информатории «Газпрома».

    Использование природного газа

    Область применения природного газа достаточно широка: его используют для отопления помещений, приготовления пищи, подогрева воды, производства красок, клея, уксусной кислоты и удобрений. Помимо этого природный газ в сжатом или сжиженном виде может использоваться в качестве моторного топлива на автотранспорте, специальной и сельскохозяйственной технике, железнодорожном и водном транспорте.

    Природный газ – экологичное моторное топливо

    90% загрязнения атмосферы приходится на долю транспортных средств. 

    Перевод транспорта на экологически чистое моторное топливо – природный газ – позволяет сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических углеводородов, окиси углерода, непредельных углеводородов и окислов азота.

    При сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 180-300 кг оксида углерода, 20-40 кг углеводородов, 25-45 кг окислов азота.

    Такси в России предложили перейти с бензина на газ&nbsp

    При использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота – в 2 раза, по углеводородам – в 3 раза, по задымленности – в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует.

    Природный газ — экономичное моторное топливо 

    Природный газ  — самое экономичное моторное топливо. Для его переработки требуются минимальные затраты. По сути, все что нужно сделать с газом перед заправкой автомобиль — это сжать в компрессоре. Сегодня средняя розничная цена 1 куб.м метана (который по своим энергетическим свойситвам равен 1 литру бензина) – 13 рублей. Это в 2-3 раза дешевле бензина или дизельного топлива.

    Природный газ — безопасное моторное топливо 

    Концентрационные* и температурные** пределы воспламенения природного газа значительно выше, чем у бензина и дизельного топлива. Метан в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере.

    Согласно «Классификации горючих веществ по степени чувствительности» МЧС России,компримированный природный газ отнесен к самому безопасному, четвертому классу, а пропан-бутан – ко второму.

    * Образование взрывоопасной концентрации происходит при содержании паров газа в воздухе от 5 % до 15 %. В открытом пространстве образование взрывоопасной смеси не происходит.
    ** Нижний предел самовоспламенения метана – 650°C.

    Природный газ — технологичное моторное топливо 

    Природный газ не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая
    износ двигателя.

    При сгорании природного газа не образуется твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя

    Таким образом использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5-2 раза.

      В таблице ниже приведено несколько фактов о КПГ и СПГ:

    Распечатать

    Транспорт на газомоторном топливе

    Транспорт на газомоторном топливе

    Перевод транспорта на газомоторное топливо отвечает следующим основным приоритетам современной политики государства в социально-экономической сфере: снижению темпов инфляции, одним из важнейших факторов которой является рост цен на моторное топливо; рациональному использованию природных ресурсов и, в том числе, углеводородного сырья; повышению уровня жизни населения (газ – сравнительно дешевый вид топлива, доступный населению с низким уровнем доходов); развитию малого бизнеса (в том числе на автотранспорте); росту эффективности использования средств бюджетов, сокращению расходов бюджетов.

    Тем не менее вплоть до настоящего времени использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным, и эффект от их применения в масштабах всей экономики малозаметен. Среди основных причин – «слабость» законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива, неразвитость сети АГНКС, слабые стимулы для перевода транспорта на газомоторное топливо.

    Европейское соглашение ВОПОГ

    В целом же действующие в России нормативные акты недостаточно стимулируют широкое распространение газомоторного топлива. Необходима реализация комплексного подхода, учитывающего интересы всех сторон, включая поставщиков газа, собственников АГНКС, потребителей моторного топлива, прежде всего населения. Необходимо создать условия, позволяющие увеличивать парк автотранспорта, работающего на альтернативных видах моторного топлива, развивать сеть заправочных станций, сопутствующую инфраструктуру.

    Важно также соотношение цены на газ и бензин. Если в нашей стране, в соответствии с Постановлением Правительства от 1993 года, стоимость КПГ не превышает 50% от стоимости бензина А-80 – забегая вперед, скажем, что это единственная у нас льгота для газового транспорта, – то например, в Пакистане, который лидирует в мире по количеству газовых автомобилей и заправочных станций для них (АГНКС), газ дешевле бензина в три раза.

    Видео ролик «Метан – топливо будущего»

     

    Автобусы с газовым оборудованием: история, реалии и перспективы

    В 2009 году на рассмотрение Госдумы России был внесен законопроект «Об использовании альтернативных видов моторного топлива». Текст документа умещается на двух страницах, причем полторы из них, перечисление статей и законов, в которые предлагается внести всего три предложения, суть которых сводится к тому, что на заправки с альтернативным топливом должны распространяться те же законодательные нормы по техническому состоянию, обслуживанию и торговле, что и на обычные АЗС, но сами заправки должны получать льготы. Руководством страны принято решение перевести автопарк перевозчиков на газобаллонное оборудование. Постановление Дмитрия Медведева предполагает, что в состав машин будет введено от 10 до 50% техники, работающей на углеводородах.

    Преимущества перехода на газ:

    • Дешевизна – почти в два раза, чем бензин.
    • Большие запасы природного ископаемого в стране.
    • Экологичность транспорта.
    • Государственные льготы на приобретение техники.
    • Развитая сеть добычи и хранения.

    Всё бы хорошо, но есть трудности, связанные с внедрением технологии. Прежде всего, стоимость самой техники. Автобусы на газовом топливе стоят на 10 – 15% дороже бензиновой или дизельной версии.

    К другим сложностям внедрения относится инфраструктура. Малочисленность заправок, а постройка одной, рассчитанной на 300 автобусов обходится в 300 млн рублей. Для решения этой проблемы «Газпром» взял на себя обязательства по строительству газонаполнительных точек, в местах, где это невозможно по каким-либо причинам принимаются меры по снабжению автозаправщиками.

    К тому же для обеспечения безопасности перевозок нужно будет оборудовать дополнительные объекты, такие как посты проверки герметичности баллонов и оборудования перед выпуском на маршрут.

    Бензин, пропан-бутан и метан

    Различия этих видов топлива существенны. Известный всем бензин разных марок представлен на заправках городов. Пропан-бутан, получаемый из нефти можно без трудностей залить, именно так поскольку он имеет жидкую форму. А вот с метаном всё намного сложнее, так как природный газ не сжижается даже при высоком давлении, да и заправок для него почти нет.

    Это значит, что 50 литров пропан-бутана равняются по объёму 12 м.куб. метана. Автобус на природном топливе с таким объёмом пройдёт путь 150 км, а на производной бензина до 400 км.

    Эффективность применения автобусов на моторном топливе метан на маршруте №1 г. Волжского

    Соответственно транспорт на газу должен иметь хороший запас прочности, чтобы выдерживать дополнительную нагрузку от баллонов.

    История с метаном

    Использование углеводородов для заправки авто в России не нова. Ещё 50 лет назад советский завод «Компрессор» производил газобаллонное оборудование, а некоторые автомобили заправлялись газом. Только метановых заправок было около 6. По какой-то причине данное направление не продолжило развитие и на сегодняшний день газовые установки преимущественно импортного производства.

    Современный автобус на газу

    Активная поддержка со стороны государства и ОАО «Газпром» дали старт к развитию собственного газомоторного производства, в рамках которого заключены договора на выпуск моделей с ведущими производителями автобусной техники.

    «Волгабас» ещё в 2011 году начала разрабатывать автобус на газу, которые уже сейчас запущены в серийное производство. В ассортименте компании транспорт для городских перевозок и пригорода Волжанин Ритмикс, рассчитан на 30 пассажирских кресел, с двигателем 178 л.с.

    ОАО «Павловский автобус» в январе 2009 года разработал газовую модификацию серийного ПАЗ-3204. Новые версии транспорта разработаны к 2014 году. Это машины с маркировкой ПАЗ-320302-11-CNG и ПАЗ-32053-11-CNG. На предприятии преимущественно выпускаются машины среднего и малого класса, например, ПАЗ 320302-11 вмещает до 39 пассажиров, мотор – 122 л.с.

    На отечественном рынке много машин из ближнего зарубежья, в частности Украины. Свои газобаллонные модели представляет корпорация «Богдан». Isuzu Богдан Long – городская модификация с вместимостью до 42 пассажиров. Также имеются модели известных мировых марок: IVECO, Golden Dragon, Yutong.

    Экономичность двигателя и дешёвое топливо в разы повышают рентабельность перевозок. При активном содействии государства приобретение газового подвижного состава будет экономически выгодным. 

    Наша компания представляет к продаже пассажирский транспорт мировых производителей, которые производят автобусы с газовыми оборудованием. Если необходима установка газового оборудования на автобус, то  мастерами сертифицированного сервисного центра производится и данная процедура. На все работы предоставляется гарантия. Для получения подробной информации Вы можете оставить запрос на сайте или связаться по бесплатному телефону 8 (800) 250-28-26.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *