Компрессор автомобильный, что это?

Компрессором называют любое приспособление, которое предназначено для сжатия и подачи воздуха, а также других газов под давлением. Где используется это устройство?

Автомобильные инженеры, создатели гоночных авто и просто любители скорости все время работают над увеличением мощности двигателей. Одним из способов ее увеличения есть строительство мотора большого внутреннего объема, но большие двигатели много весят и кроме того затраты на их производство и содержание очень высоки.

Фото. ProCharger D1SC – центробежный компрессор

Второй способ увеличения интенсивности двигателя – это создание агрегата стандартного размера, но более эффективного в использовании. Более эффективной отдачи можно добиться при нагнетании большего объема воздуха в камеру сгорания, которое позволяет подать в цилиндр больше топлива, а значит достичь большей мощности за счет высокого давления и соответственно сильного выброса газа. Именно компрессор, который также называют нагнетателем, позволяет усилить подачу воздуха и увеличить мощность двигателя.

Кроме компрессора существует еще турбокомпрессор. Отличия между этими двумя устройствами состоят в способе извлечения энергии. Обычный компрессор приводится в действие энергией, которая передается от коленчатого вала мотора через ременный или цепной привод механическим путем. Что касается турбокомпрессора, то она работает благодаря сжатому потоку выхлопных газов, вращающих турбину.

Как работает компрессор

Для того чтобы понять как работает данный механизм, рассмотрим схему работы обычного четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. С движением вниз поршня создается разрежение воздуха, который под действием атмосферного давления поступает в камеру сгорания. После поступления воздуха в двигатель он объединяется с топливной смесью и создает заряд, который можно трансформировать в полезную кинетическую энергию в результате горения. Горение создает свеча зажигания. Как только происходит реакция окисления топлива, выбрасывается большой объем энергии. Сила этого взрыва приводит в движение поршень, а сила этого движения поступает на колеса, заставляя их вращаться.

Более плотный поток топливно-воздушной смеси в заряд будет создавать более сильные взрывы. Но стоит понимать, что для сжигания конкретного количества топлива требуется определенное количество кислорода. Правильным считается соотношение: 14 частей воздуха к 1 части атмосферного воздуха. Эта пропорция имеет очень большое значение для эффективной работы силового агрегата автомобиля и выражает собой правило: «для того чтобы сжечь больше топлива нужно подать больше воздуха”.

В этом и состоит работа компрессора. Он сжимает воздух на входе в двигатель, позволяя наполнять двигатель большому его количеству и создавать повышение давления. Вместе с этим в двигатель может поступать большее количество топлива, вызывая увеличение мощности. В среднем компрессор прибавляет 46% мощности и 31% крутящего момента.

Механический нагнетатель запускается с помощью приводного ремня, обернутого вокруг шкива, который подключен к ведущей шестерне. Ведущая шестерня привод в движение шестерню нагнетателя. Ротор компрессора впускает воздух, сжимает его и вбрасывает во впускной коллектор. Скорость вращения компрессора составляет 50 – 60 тысяч оборотов в минуту. В результате нагнетатель увеличивает подачу воздуха в двигатель машины примерно на 50%.

Так как горячий воздух сжимается, он теряет свою плотность и не может сильно расшириться во время взрыва. В этом случае он не может отдать столько же энергии, сколько производится при возгорании свечой зажигания более прохладной топливно-воздушной смеси. Можно сделать вывод, что для того чтобы нагнетатель работал с максимальной отдачей сжатый воздух на выходе из устройства должен быть охлажден. Процессом охлаждения воздуха занимается интеркулер. Горячий воздух охлаждается в трубках интеркулера с помощью холодного воздуха или холодной жидкости, в зависимости от вида механизма. Снижение температуры воздуха, увеличивая его плотность, делает сильнее заряд, который поступает в камеру сгорания.

Виды компрессоров

Компрессоры бывают трех видов: двухвинтовые, роторные и центробежные. Основное отличие между ними состоит в способе подачи воздуха во впускной коллектор автомобильного двигателя.

Двухвинтовой компрессор

Двухвинтовый нагнетатель состоит из двух роторов, внутри которых циркулирует воздух. Эта конструкция создает много шума в виде свиста сжатого воздуха, который приглушают специальными методами шумоизоляции двигателя.

Фото. Двухвинтовой компрессор

Роторный компрессор

Роторный нагнетатель расположен, как правило, в верхней части автомобильного двигателя и состоит из вращающихся кулачковых валов, которые перемещают атмосферный воздух во впускной коллектор. Он имеет большой вес и значительно утяжеляет вес транспортного средства. Кроме того, воздушный поток в данном виде компрессора имеет прерывистую структуру, что делает его наименее эффективным по сравнению с другими видами компрессоров.

Фото. Роторный компрессор

Центробежный компрессор

Центробежный нагнетатель – наиболее эффективен для принудительного повышения давления внутри двигателя машины. Он представляет собой крыльчатку, вращающуюся с огромной силой и нагнетающую воздух в небольшой корпус компрессора. Центробежная сила выталкивает воздух к краю крыльчатки, заставляя его с огромной скоростью покидать ее полость. Маленькие лопатки, расположенные вокруг крыльчатки преобразуют высокоскоростной поток воздуха с низким давлением в низкоскоростной поток с высоким давлением.

Фото. Центробежный компрессор

Достоинства компрессора

Основным достоинством компрессора является, естественно, увеличение мощности двигателя транспортного средства. Эксперты считают механические нагнетатели несколько лучше турбированных, потому что двигатели, оборудованные ими, не имеют задержки реакции в ответ на нажатие водителем педали газа, потому что механические компрессоры приводятся в движение непосредственно от коленчатого вала двигателя. Турбокомпрессоры в свою очередь подвержены отставанию, так как выхлопные газы набирают скорость нужную для раскручивания турбин лишь после истечения некоторого времени.

Недостатки двигателей

Так как компрессор запускается с помощью коленчатого вала мотора, это немного уменьшает мощность силового агрегата. Компрессор увеличивает нагрузку двигателя, поэтому последний должен быть крепким настолько, чтобы выдерживать сильные взрывы в камере сгорания. Современные автопроизводители учитывают это условие и создают более сильные узлы для моторов, предназначенных для работы в паре с компрессором, что повышает стоимость автомобиля, а также стоимость его технического обслуживания.

В целом нагнетатели – это наиболее эффективный способ добавить двигателю транспортного средства лошадиных сил или мощности другими словами. Компрессор может добавить от 50 до 100% мощности, поэтому его часто устанавливают на свои авто гонщики и приверженцы высокоскоростной езды.

При вопросе, какой лучше выбрать автомобильный компрессор для подкачки шин, автолюбитель сталкивается с многообразием автокомпрессоров на полках и витринах магазинов. Ведь если перечислять все то «барахло», которым вы могли бы заполнить драгоценные литры своего багажного отделения, то именно эта штуковина претендует на первое место.

При помощи автомобильного компрессора можно накачать и только что установленную запаску, и привести в порядок давление во всех четырех шинах, если по близости нет шиномонтажа или, на худой конец, автозаправки.

Мы расскажем о том, как выбрать хороший автомобильный компрессор, и на какие характеристики, прежде всего, стоит обращать внимание.

А внизу страницы смотрите видео-обзор лучших моделей электрических автокомпрессоров для накачки шин.

Также рекомендуем вам ознакомить с информацией о том, какое давление должно быть в шинах автомобиля, и к каким последствиям может привести слишком низкое или высокое давление – подробности по .

Типы автомобильных компрессоров для подкачки шин

Для начала предлагаем разобраться с существующими типами автомобильных компрессоров и их основными достоинствами и недостатками. Чаще всего в продаже встречаются два основных типа автомобильных компрессоров: поршневые и мембранные.

Поршневые автомобильные компрессоры работают по тому же принципу, что и обычные ручные насосы для подкачки шин. Нагнетание воздуха в них осуществляется при помощи поршня, совершающего возвратно-поступательные движения.

Главным преимуществом поршневых автокомпрессоров является их высокая производительность и долговечность. А к недостаткам можно отнести достаточно сильный нагрев (так как поршень интенсивно трётся о стенки цилиндра) и отсутствие фильтрации подаваемого воздуха, в результате чего частицы песка и пыли со временем изнашивают резиновый поршень.

Также существуют роторно-поршневые компрессоры, которые способны подавать большое количество воздуха. Но и у них есть свой недостаток – это низкое нагнетаемое давление. Конечно же, бывают модели подобных автокомпрессоров, у которых и с давлением все «хорошо», но и цена там будет значительно выше.

Мембранные автомобильные компрессоры. Нагнетание воздуха в компрессорах мембранного типа происходит за счет резинового полотна, совершающего возвратно-поступательные движения. Такие компрессоры иногда еще называют вибрационными.

Основным преимуществом таких автокомпрессоров является отсутствие в их конструкции трущихся деталей, ведь единственная деталь, которая может выйти из строя – это небольшой кусок резинового полотна, который в случае чего можно будет легко заменить.

Среди автомобильных компрессоров мембранного типа можно выделить два недостатка:

  1. Относительно низкая производительность.
  2. Сложность эксплуатации при очень низких температурах, так как на сильном морозе резиновая мембрана просто замерзает.

Зато мембранные автомобильные компрессоры выгодно отличаются от своих поршневых «собратьев» более низкой ценой.

Основные характеристики автомобильных компрессоров

После того как мы выяснили различия между основными типами автомобильных компрессоров для подкачки шин, следует понять, на что прежде всего необходимо обращать внимание при выборе данного устройства.

Из основных характеристик автокомпрессоров мы можем выделить наиболее важные, на наш взгляд:

  • Производительность компрессора;
  • Нагнетаемое давление;
  • Наличие и тип манометра;
  • Тип подключения.

Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Производительность компрессора

Первое на что нужно обращать внимание при выборе автомобильного компрессора – это его производительность. Именно от производительности зависит то, как быстро компрессор сможет накачать колесо.

В среднем, самые обычные автомобильные компрессоры способны нагнетать 25-30 литров воздуха в минуту. Такой автокомпрессор сможет накачать колесо размером R15 за 2-3 минуты. Шины большего радиуса будут накачиваться соответственно дольше. Принцип выбора тут прост – чем больше автомобильное колесо, тем производительнее должен быть компрессор.

Нагнетаемое давление

При выборе автомобильного компрессора на этом параметре можно особо не заострять внимание, так как даже самый простой и недорогой компрессор способен поднять давление в шине до необходимых большинству автовладельцев 2-4 атмосфер.

Но если у вас большегрузный автомобиль или настоящий внедорожник, тогда вам стоит посмотреть в сторону автокомпрессоров способных нагнетать давление 8-10 атмосфер.

Манометр

Это достаточно важная деталь любого компрессора для подкачки шин. Ориентируясь на показания манометра, вы без проблем сможете довести давление в шинах до рекомендованного уровня.

Наиболее часто устанавливаемые на автомобильных компрессорах манометры бывают аналоговыми или цифровыми. Модели автокомпрессоров с цифровыми манометрами будут, конечно, точнее. К тому же такой манометр не будет подвержен воздействию вибрации от самого компрессора.

Тип подключения компрессора

Большинство электрических автомобильных компрессоров, предназначенных для подкачки шин на легковых автомобилях, джипах и кроссоверах оснащаются стандартным разъемом питания для подключения к гнезду прикуривателя.

Кстати, тут следует обратить внимание на наличие предохранителя, который поможет защитить электропроводку автомобиля в случае перегрузки бортовой сети. Самые дешевые модели автокомпрессоров им, как правило, не комплектуются.

Более мощные варианты автомобильных компрессоров могут быть оснащены специальными клеммами-крокодилами, которые подключаются напрямую к аккумулятору машины – это сделано специально во избежание возможных перегрузок в бортовой электросети автомобиля.

Ниже мы предлагаем Вам посмотреть видео-обзор шести популярных моделей электрических компрессоров для автомобилей:

  • Coido 2108 (низкая ценовая категория);
  • Alca Turbo 232 000 (низкая ценовая категория);
  • Vitol КА-У12050 Ураган (средняя ценовая категория);
  • RichtekRCP-C20 (средняя ценовая категория);
  • HeynerDigiMatic 236 (высокая ценовая категория);
  • Ring Automotive RAC640 (высокая ценовая категория).

Из перечисленных устройств, по соотношению цены и функциональности, мы хотели бы выделить первые две модели – эти автомобильные компрессоры обладают следующими достоинствами:

  • Низкая цена (сопоставимая со стоимостью обычного насоса);
  • Хорошая производительность;
  • Точный манометр.

К тому же, купить такой компрессор можно практически в любом интернет-магазине.

Компрессор является просто незаменимым оборудованием для владельцев авто. Благодаря основной функции, которая направлена на сбор, сжатие и подачу воздуха, этот прибор способен оказать неоценимую помощь владельцам транспортных средств. Последняя заключается в накачке шин, которые так часто подводят. Раньше эту задачу призваны были решать ручные или ножные насосы, но сегодня накачка с помощью них не может похвастаться ни быстротой, ни эффективностью. Вот вам и востребованность компрессора.

Как работает этот прибор? – спросите вы. Очень даже просто. Автокомпрессор подключается к аккумулятору авто и, благодаря его энергии, выполняет свое предназначение. Привлекательности оборудованию добавляют и его небольшие размеры, которые позволяют всегда иметь его при себе. А это очень важно.

Что касается разновидностей подобных механизмов (не только автомобильных), то в зависимости от такой характеристики, как конструктивные особенности, можно выделить струйные, винтовые, осевые, мембранные, поршневые, центробежные и другие компрессоры. Для обслуживания авто используются лишь два вида – поршневые и мембранные. Устройство первого прибора предусматривает наличие поршня, цилиндра и кривошипно-шатунного механизма в конструкции. Именно последний, связывается с приводным двигателем (в случае с авто – это аккумулятор), благодаря чему происходит движение деталей, нужное для сжатия и подачи воздуха в шины. Поршневые компрессоры примечательны высокой износоустойчивостью и надежностью, что не может не отражаться на их стоимости. Если говорить про мембранные компрессоры, то задача сжатия и подачи воздуха достигается при помощи специальной мембраны, которая напрямую связывается с кривошипно-шатунным механизмом. Недостаток таких компрессоров – в низкой морозостойкости, среди преимуществ – отсутствие механической примеси и простота обслуживания.

Если говорить про другие возможности такого ценного прибора, как компрессор, то в их числе:

  • запуск пневматического инструментария и механического оборудования;
  • охлаждение деталей и механизмов;
  • продувка разного рода систем и механизмов;
  • мытье и очистка различных поверхностей и элементов;
  • управление производственными действиями и т.д.

Все это не только делает компрессоры применимыми в обслуживании транспортных средств, но и открывает широкие возможности использования подобных приборов в промышленности, строительстве, ремонте и других отраслях деятельности. Немало функций, как для одного механизма, не так ли?

Зачем нужен автокомпрессор?

10.10.2019.

Зачем нужен автокомпрессор?

Портативный автомобильный компрессор — востребованный аксессуар, который используется автомобилистами. До того, как эти приборы стали широко распространены, водителям приходилось использовать механические насосы для того, чтобы накачать шины. Но с течением времени и развитием техники, портативные автомобильные насосы от отечественных и зарубежных производителей можно встретить в любом автомагазине.
Автомобилисты не застрахованы от возникновения ситуаций, при которых обязательно требуется автокомпрессор, чтобы накачать шины. Чтобы осуществить накачивание спущенных колёс лучше всего использовать такие простые и эффективные приборы, как автокомпрессоры. Кроме возможности использования для накачивания шин, автокомпрессоры широко используются в различных сферах: для проведения покрасочных работ, работы пневматических инструментов и т.д. Но чаще всего водители используют компрессоры, предназначенные для использования в быту, которые способны быстро осуществить накачивание спущенных колёс.

Купить автомобильный компрессор или можно обойтись без него?

Некоторые автолюбители задумываются над тем, насколько целесообразна покупка автокомпрессора, ведь комплектация автомобилей чаще всего предусматривает наличие механического ножного насоса. Но приобретение автомобильного компрессора является целесообразным и принесёт выгоду автовладельцу, поскольку использовать такие приборы комфортно. Также неоспоримое преимущество автокомпрессоров, в отличие от механических насосов — наличие высокой степени производительности. Параметр производительности является особенно важным в случае, если Вы самостоятельно ремонтируете колеса и используете ремкомплекта. Кроме этого, он важен в процессах бортирования и посадки бескамерных шин. Благодаря использованию автомобильных компрессоров, происходит рост оперативности процесса накачки колёс, этот параметр тоже имеет значение. Вы можете приобрести, к примеру, автокомпрессор Winso 123000 в нашем магазине.
Компрессоры бывают различных видов. Самые распространенные — автокомпрессоры для накачивания шин. Такие приборы отличаются небольшими размерами, в качестве источника питания можно использовать прикуриватель. Их преимуществами являются небольшие размеры, легкость транспортировки и необходимые для бытовых задач показатели мощности. Недостаток таких приборов — невозможность использования компрессоров для накачивания шин для работы с краскопультами или пневмоинструментами.
Второй вид автокомпрессоров — промышленные компрессоры спецназначения. Источник их питания — бытовая электросеть 220В. Они могут использоваться как для потребностей водителей в гаражах, так и на автомобильных сервисах. Недостаток таких приборов — отсутствие компактности и произведение шумов в процессе работы. Целесообразно приобретать такие компрессоры для непромышленных целей, если планируется использование их для работ с пневмоинструментами либо для проведения покрасочных работ.

Интересно? Поделитесь с друзьями!

Пока нет отзывов, оставьте отзыв и Вы будете первым(ой)

Ручные и ножные насосы для подкачки шин транспортного средства уже давно успели стать пережитками прошлого. Большинство современных водителей предпочитают специальные автокомпрессоры, благодаря которым колеса любого автомобиля можно накачать быстро и без лишних усилий. Автомобильным компрессором является специальный электрический прибор компактного размера, работающий от аккумуляторной батареи или от прикуривателя, основная функция которого — с минимальными усилиями и максимально быстро накачать шины транспортного средства, что мы и рассмотрим в данной статье.

Компрессор автомобильный купить

В советские времена автомобильный компрессор являлся несбыточной мечтой для большинства автовладельцев. На сегодняшний же день, автомобильный рынок представляет огромное количество разнообразных автокомпрессоров. Однако, при покупке, необходимо выбирать лишь качественные устройства, так как фактически все приборы, стоящие подозрительно дешево, способны очень часто выходить из строя после одного или нескольких раз эксплуатации, что приносит автовладельцу лишь разочарование и дополнительные затраты. Поэтому, для множества автомобилистов, одним из наиболее актуальных является вопрос о правильном выборе автомобильного компрессора.

Лучший автомобильный компрессор

Чтобы правильно выбрать автокомпрессор, необходимо рассмотреть его основные характеристики:

  1. Максимальное давление (его измеряют в атмосферах), что обеспечивает автокомпрессор. Для практически всех легковых автомобилей хватает от трех атмосфер давления, однако для грузовиков и джипов данное значение должно быть выше.
  2. Производительность. При давлении в две атмосферы, измеряется в литрах за минуту. Чем показатель больше, тем колесо будет быстрее накачано. Важно найти «золотую середину», потому что, как правило, с ростом данного значения, растет и стоимость прибора.
  3. Градуировка шкалы манометра. Выбирайте манометры, не имеющие запредельных величин давления. Желательно, чтобы цена деления шкалы составляла 0.1 атм. Помимо этого, после приобретения, проверьте показания манометра, сверив с выставленными значениями после подкачки на СТО.
  4. Метод подключения. Можно подключать через клеммы аккумулятора напрямую либо через прикуриватель. Первый надежнее, а второй удобнее. К тому же, мощные компрессоры необходимо подключать только через аккумулятор, чтобы прикуриватель не вышел из строя.
  5. Длина шнура. Вы должны свободно доставать до каждого колеса. Есть модели компрессоров со встроенным аккумулятором, с которыми вообще не нужно думать об этом, однако тогда необходимо знать, насколько хватит заряда аккумулятора, да и не стоит забывать о его потере емкости со временем.
  6. Дополнительные опции. Наиболее распространенными являются встроенные фонарики. Помимо этого, возможны различные переходники для надувания чего-либо и так далее.

Автомобильный компрессор для подкачки шин

По конструктивным особенностям автокомпрессоры для шин можно поделить на поршневые и мембранные.

У автомобильных компрессоров мембранного вида есть некоторые отличия в конструкции по сравнению с поршневой вариацией устройства. Изначально речь идет о методе подачи воздуха, для чего здесь применяется мембранное полотно. В данном компрессоре принцип работы основан на осуществлении возвратно-поступательных движений устройства.

Преимущества. Поскольку количество трущихся элементов ограничено, вероятность выхода отдельно взятой части из строя сводится к минимуму. Активную работу выполняют только подшипники. Что касается применяемого полотна, то даже если возникнут проблемы, мембрану можно заменить. К тому же, данный вид компрессоров очень компактный и довольно простой в эксплуатации.

Минусы. В первую очередь необходимо отметить их маленькие производительные возможности. В этом плане компрессоры мембранного типа значительно уступают поршневым. Помимо этого, нужно обратить внимание на нелегкую эксплуатацию данных компрессоров в холодное время года. Это связано с понижением эластичных возможностей в результате невысоких температурных показателей.

Принцип работы поршневых компрессоров немного иной. В этой ситуации сжатие воздуха происходит благодаря использованию поршня. Этот элемент приводит в действие шатунный механизм. Это все работает с помощью электромотора постоянного тока, который оборудован редуктором.

Плюсы. Самым большим достоинством данного автомобильного компрессора является его высокая производительность. Поэтому, это устройство идеально подойдет для любого транспортного средства, а накачивание шин будет происходить с максимальной скоростью.

Недостатки. К минусам поршневых компрессоров можно отнести их слишком большие весовые показатели. Чтобы нагнетание воздуха осуществлялось максимально быстро, величина цилиндра также должна быть максимальной, в результате этого, они не совсем практичны.

К тому же, из-за отсутствия воздушного фильтра, в прибор попадает пыль, что отрицательно влияет на уровень его износа и нередко приводит к поломке всего оборудования. Как правило, такое устройство уже нельзя починить. Именно поэтому, при выборе поршневого автомобильного компрессора, следует быть очень внимательным. Нельзя покупать дешевые поршневые компрессоры, промежуточные детали которых сделаны из пластика.

Автомобильный компрессор какой лучше

При выборе автокомпрессора для своего автомобиля, обратите внимание на ряд факторов. Во-первых, наиболее оптимальным решением будет покупка устройства, производительность которого составляет не более сорок литров в минуту — более значительные цифры вряд ли будут вам нужны. Также, желательно, чтобы номинально потребляемая мощность не превышала 12 Ватт, так как такой прибор всегда можно подключить к прикуривателю, без его возможной поломки. Следует обратить внимание и на длину кабеля, которая должна быть не менее двух метров, для удобства в эксплуатации. Касательно материала, применяемого для изготовления корпуса, то идеалом является нержавеющая сталь. Помимо этого, немало зависит и от марки изготовителя. Большинство известных брендов дорожит своей репутацией, что практически сводит к нулю вероятность покупки низкокачественного товара.

автомобильный компрессор беркут

Автомобильные компрессоры Беркут подходят для автомобилей с различным диаметром колес. Их выпускают для колес со следующими диаметрами — 14, 15, 17, 20, 24 дюйма. У данных автокомпрессоров очень высокая производительность. Они способны создавать высокое давление благодаря использованию особенной конструкции поршневой группы. Относительно шатуна поршень автокомпрессора жестко закреплен.

Данную конструкцию можно встретить довольно часто. У поршня есть, как поступательное движение, так и отклонение от оси. Чтобы обеспечить необходимую компрессию, используются тефлоновые уплотнители, высоко устойчивые к стиранию. Из-за простоты конструкции, устройство не требует обслуживания, а работу компрессора делает весьма надежной.

Зависимо от модели, компрессоры Беркут подходят для легковых автомобилей и различных видов внедорожников.

компрессор автомобильный торнадо

Автомобильные компрессоры Торнадо пользуются большим спросом среди недорогих аппаратов для подкачки шин. Они снабжены производительным насосом, имеют высокий уровень создаваемого давления и укомплектованы длинным шлангом. К недостаткам данных компрессоров можно отнести недостаточную надежность, заторможенность манометра и коротковатый провод питания.

компрессор автомобильный airman

Данный тип компрессоров относится к мини-компрессорам и является довольно распространенным. Его считают лидером в своем классе по характеристикам. На манометре у него есть подсветка, которая обеспечивает удобное применение даже в ночное время суток. Автомобильные компрессоры airman более универсальны и менее требовательны к погодным условиям. Стоит отметить, что у них высокая производительность, небольшой вес и довольно длинный кабель питания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *