КОГДА ОТМЕНЯТ ОСАГО

Содержание

Почти четырнадцать лет назад в России появился новый обязательный вид страховой защиты – ОСАГО. Законопроект стал ответом государства на ситуацию с «подставами» на дорогах, то есть отвечал интересам рядовых автолюбителей. Однако уже тогда было ясно, что этот закон на руку скорее страховым компаниям, чем собственникам транспорта.

И сегодня многие автовладельцы задаются вопросом, зачем «автогражданка» опытному водителю с многолетним стажем безаварийного вождения. Вторят им многочисленные правозащитные организации и объединения автовладельцев. Самые рьяные даже настаивают на отмене обязательной страховки из-за её противоречия Конституции РФ.

Но помимо противников у «автогражданки» немало союзников, в том числе из рядов автолюбителей. При всех недостатках этот вид страхования остаётся единственным эффективным способом разрешения денежных споров между участниками дорожных происшествий.

Отмена ОСАГО-2017: «за» и «против»

Какая польза в упразднении Федерального закона № 40-ФЗ? Это снимет необходимость решения массы проблемных вопросов. Среди многочисленных недостатков обязательной автостраховки больше всего нареканий вызывают следующие.

  1. Навязывание дополнительных услуг и безосновательные отказы в оформлении полиса.
  2. Возмещение ущерба с учётом износа деталей.
  3. Занижение скидки за безубыточное страхование.

Проблема номер один

В 2015-2016 годах самой острой проблемой в этой сфере стали отказы в страховании. Автовладелец обращался в страховую компанию для оформления полиса.

ОСАГО в 2019 году: изменения и инициативы

Менеджеры под надуманным предлогом отказывались оформлять страховку, например, ссылались на сбои в работе компьютера или отсутствие бланков.

Затем клиенту предлагали решить проблему с покупкой полиса ОСАГО , но только если он приобретёт ещё какую-нибудь страховку или услугу. Для решения проблемы государство ввело обязательные электронные продажи «автогражданки», но пока страховые компании успешно уклоняются и от этой своей обязанности.

Проблем номер два

Проблема выплат с учётом износа должна разрешиться после введения последних поправок в законодательство. Безальтернативное натуральное возмещение ущерба (путём ремонта) предусматривает установку исключительно новых запасных частей при восстановлении повреждённого транспорта. Соответственно, скоро сойдут на нет жалобы автовладельцев на выплаты с учётом износа, причём это произойдёт и без отмены «автогражданки».

Проблема номер три

С занижением скидки за безубыточное страхование дела обстоят не так радужно, но Центробанк работает над решением данной проблемы. По заверениям его представителей, количество жалоб на ошибки при определении Кбм неуклонно снижается, а восстановление утраченной скидки занимает всё меньше времени. Следовательно, проблему с коэффициентом бонус-малус также нельзя считать достаточной для отмены обязательного автострахования.

Вывод

Государство знает о проблемах в сфере ОСАГО и принимает меры для их скорейшего разрешения, потому ни один из существующих минусов нельзя рассматривать как достаточный для отмены Федерального закона № 40-ФЗ.

Есть и плюсы

Плюсы «автогражданки» не столь живо обсуждаются в обществе как минусы, но их тоже достаточно. Главное преимущество этого вида страхования в защите имущественных интересов как пострадавших в ДТП, так и виновника аварии. Последнему больше не нужно бояться крепких парней с собственными представлениями о справедливости.

Пострадавшие же безусловно выигрывают от существования обязательной автостраховки. Владельцам повреждённого имущества не нужно годами «трясти» с виновника ДТП деньги, околачивая пороги судов и отделов судебных приставов. Травмированным гражданам не придётся переживать о затратах на лечение.

Обязательное автострахование в России – необходимость, ведь не у всех граждан страны есть полисы страхования жизни, здоровья, имущества, транспорта. Не каждый человек сможет самостоятельно оплатить лечение серьёзной травмы или существенный ремонт автомобиля. А ведь у виновника ДТП может попросту не оказаться достаточной суммы денег.

Чем заменить «автогражданку»?

А что если вместо отмены заменить обязательную автостраховку на другой эффективный механизм регулирования денежных отношений между пострадавшими в ДТП? Чаще всего в качестве альтернативы предлагаются либо обязательное КАСКО , либо размещение банковского депозита на определённую сумму.

Первое выглядит абсурдным, так как затраты на КАСКО несопоставимы с расходами на «автогражданку». Добровольная страховка в среднем стоит около сорока тысяч рублей в год, тогда как обязательная в среднем обходится примерно в семь-восемь тысяч. Основная масса автовладельцев просто не осилит финансовые траты такого масштаба. Да и страховые компании готовы продать полис КАСКО далеко не каждому желающему.

Замена «автогражданки» на банковский депозит выглядит разумнее. Но и в этом случае есть подводные камни. Во-первых, непонятно, какую сумму денег должен разместить автовладелец в банке, ведь сегодня нет максимального порога выплаты по массовым ДТП.

Если виновник аварии «соберёт» пять легковых иномарок, то предельная сумма выплаты составит два миллиона рублей (по четыреста тысяч на каждую машину). И это без учёта выплат травмированным в ДТП гражданам. А ведь виновник происшествия может повредить и семь, и восемь, и десять автомобилей.

Даже если при определении размера депозита взять за основу максимальный лимит выплаты по «железу» – четыреста тысяч рублей, то опять же возникает вопрос, где подавляющее большинство автовладельцев возьмёт столь существенную сумму денег.

Так что, оба предложения по замене «автогражданки» лишены смысла, потому как большая часть россиян не осилит такие затраты. Кроме того, нечем будет заменить компенсационные выплаты Российского Союза Автостраховщиков.  Фонд компенсационных выплат формируется за счёт денег страховых компаний, он нужен в том числе для возмещения вреда здоровью травмированных в ДТП граждан в случае, когда виновник аварии не установлен.

Зарубежный опыт

За границей обязательное страхование ответственности автовладельцев существует дольше, чем в России, и сегодня вопрос отмены этого вида услуг не стоит ни в Европе, ни в США. Правда, в Соединённых Штатах Америки нет централизованной системы обязательного автострахования. Такие вопросы решаются на уровне законодательства отдельных штатов. Например, по пяти штатам до сих пор можно ездить без автостраховки.

В остальных регионах США размеры платежа и лимиты выплат устанавливаются в зависимости от специфики жизни. Любое изменение законодательства в данной сфере требует меньше времени, чем в Европе или в России, потому американская «автогражданка» почти всегда соответствует требованиям времени.

Например, в Бельгии за триста евро в год страховщик выплатит за виновника ДТП до ста миллионов евро при повреждении чужого имущества. Лимит по выплатам за вред здоровью отсутствует, то есть вне зависимости от тяжести травм и числа пострадавших затраты на лечение ложатся на страховую компанию.

В других странах Евросоюза лимиты страховых выплат более скромные, но всё равно они гораздо выше российских. Например, в Германии максимальная выплата по «железу» составляет пятьсот тысяч евро (примерно тридцать миллионов рублей).

Отменят ли ОСАГО в России в 2017 году?

10 марта в Госдуме предложили отменить ОСАГО. Предложение исходило от главы комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослава Нилова, представляющего ЛДПР. Депутат предложил упразднить «автогражданку» без каких-либо весомых аргументов в защиту своей позиции, потому его заявление представляется лишь попыткой пиара перед предстоящими в следующем году президентскими выборами.

Изменение законодательства должно решить часть актуальных проблем, среди которых возмещение ущерба с учётом износа и борьба с автоюристами. Парламентарии долго не могли решить, принимать или нет поправки к Федеральному закону № 40-ФЗ этой весной, но в итоге большинство депутатов всё же высказалось за изменения.

До последнего голосования по реформированию ОСАГО новости Госдумы пестрели заголовками о бесконечных совещаниях депутатов с Центробанком, сообществами автовладельцев и страховыми компаниями. Итогом прений стали переработанные поправки в законодательство, отвечающие, по мнению парламентариев, и интересам страховщиков, и интересам владельцев транспорта.

Кроме них отменить Федеральный закон № 40-ФЗ могут только Верховный или Конституционный суды. Последний не раз рассматривал жалобы граждан на противоречие обязательной автостраховки Конституции РФ, но ни разу не поддержал позицию заявителей. Следовательно, не приходится рассчитывать на отмену ОСАГО по инициативе представителей судебной системы России.

Навязывание услуг и отказы в продаже полисов создали патовую ситуацию, когда собственник транспорта по закону обязан купить страховку, но фактически лишён такой возможности.

Даже если у виновника аварии нет «автогражданки», то получившему травмы человеку всё равно возместят ущерб в рамках компенсационной выплаты Российского Союза Автостраховщиков.

Никто не примет на страхование десятилетний легковой автомобиль. Такой транспорт можно застраховать только как раритет.

Европейские автовладельцы, как и американцы, даже не думают протестовать против обязательной автостраховки. Сказываются дисциплинированность европейцев и максимальный размер страхового покрытия.

Предложение представителя ЛДПР выглядит нелепо на фоне недавно принятых в закон об ОСАГО поправок, касающихся ремонта вместо денежных выплат.

Учитывая этот факт абсурдно предполагать, что Госдума, Совет Федерации или президент России выступят за отмену «автогражданки» в 2017 году.

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва и область

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" № 40 ФЗ включает все изменения до 1 января 2018 г.

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей.

Полис ОСАГО отменят через месяц

Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Комментарии к закону об обязательном страховании гражданской ответственности

С 4 сентября 2018 года вступают в силу новые правила оформления электронных полисов ОСАГО.

Речь идет об указании Банка России от 15 февраля 2018 г. № 4723-У “О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оно вступает в силу 4 сентября 2018 года.

Указанным документом вносятся поправки в правила оформления ОСАГО онлайн. Портал Автостправочная.com разбирался, что же ждет российских водителей по новым правилам.

Требования к данным владельца полиса ОСАГО

Согласно поправкам, при заключении электронного полиса ОСАГО водитель указывает следующие сведения:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата рождения;
  • вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа;
  • номер телефона и (или) адрес электронной почты.

Страхователь вправе одновременно с сообщением сведений, предусмотренных настоящим пунктом, предоставить страховщику посредством загрузки на сайте страховщика электронную копию документа, удостоверяющего личность. В предыдущей версии правил не было пункта, касающегося даты рождения.

Требования к электронной подписи

Для подтверждения личности после указания номера телефона или адреса электронной почты покупателю полиса приходит СМС или e-mail сообщение с кодом, который является ключом простой электронной подписи.

Отмена ОСАГО

Эти сведения нужно ввести в систему, чтобы продолжить работу.

Согласно поправкам, символы, являющиеся ключом простой электронной подписи, направляемые страховщиком страхователю в текстовом сообщении, должны содержать только буквы латинского алфавита и арабские цифры в общем количестве не более 10 символов. Это направлено на исключение отказов оформления ОСАГО из-за  неверно введенного кода.

Ограничение на создание личного кабинета

С 4 сентября 2018 года указанные страхователем номер телефона и (или) адрес электронной почты используются для создания только одного личного кабинета страхователя ОСАГО на сайте одного страховщика.

Регистрация при помощи учетных данных ЕСИА

Документом вводится требования по указанию своих данных и их подтверждению по СМС или электронной почте при создании личного кабинета страхователя ОСАГО при первичном доступе к сайту страховщика даже с использованием ЕСИА. Проще говоря, теперь свои данные нужно заполнять и подтверждать даже при входе с помощью учетной записи на Госуслугах (ЕСИА).

Требования к сроку действия полисов онлайн ОСАГО

Согласно новым правилам, электронный полис ОСАГО вступает в силу не ранее, чем через 3 дня после оформления. Согласно тексту поправок, покупатель обязан указать  «дату начала срока действия договора, наступающую не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику». Также покупатель имеет право направить вместе с заявлением направить сканы документов, подтверждающих сведения, указанные им в заявлении.

Отказ в оформлении онлайн ОСАГО

В случае, если страховщиком получен отказ в подтверждении сведений от АИС ОСАГО, либо покупателем не направлены требуемые электронные копии и (или) электронные документы, страховщик должен направить на указанный покупателем адрес электронной почты сообщение в виде электронного документа, которое должно содержать:

  • указание на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО;
  • информацию о возможности взыскания со страхователя в порядке регресса суммы страховой выплаты в случае предоставления страхователем страховщику недостоверных сведений, приведших к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

Страховщик одновременно с направлением указанного сообщения должен разместить на своем сайте информацию, содержащуюся в сообщении, а также информацию о необходимости представления страхователем документов, подтверждающих сведения, указанные покупателем в заявлении и содержащие информацию, в отношении которой поступил отказ в подтверждении. Документы представляются страхователем в виде электронных копий или электронных документов.

Ограничение времени на загрузку сканов документов

В случае, если покупатель не представил описанные выше электронные копии или электронные документы в течение 3 часов с момента направления сообщения о необходимости их предоставления (в период функционирования сайта страховщика), страховщик должен проинформировать покупателя о невозможности продолжения процедуры заключения договора ОСАГО в связи с отсутствием документов, необходимых для заключения договора.

Требования к сканам документов для онлайн ОСАГО

Электронные копии документов, направляемые при оформлении ОСАГО, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • создаваться в электронной форме в графическом формате (pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif);
  • иметь размер не более чем 2 Мегабайта для каждого файла электронной копии документа;
  • содержать графическое изображение всех реквизитов оригинального документа;
  • быть доступны к просмотру и копированию неограниченным количеством лиц.

Хранение данных у страховщика

Страховщик обязан обеспечить хранение на своем сайте либо в информационной системе через РСА экземпляра страхового полиса, а также экземпляра сообщения о не предоставлении необходимых копий документов или сведений.

Взаимодействие сайтов страховщиков и РСА

Согласно новым правилам, страховщик в случаях невозможности продолжить оформление ОСАГО на своем сайте, перенаправляет покупателя на сайт РСА для оформления электронного полиса другой страховой компании.

В случае невозможности осуществления обмена информацией в электронной форме на сайте РСА в связи с нарушением бесперебойности и непрерывности его функционирования взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами страховщика не прекращается, покупатель продолжает обмен информацией, необходимой для заключения договора ОСАГО.

Рынок ОСАГО ждет либерализация, полный отказ от госрегулирования произойдет через пять лет, а пока условия «автогражданки» предлагается изменить, чтобы создать условия для индивидуализации тарифов.

Минфин разослал в заинтересованные ведомства свой проект поправок. И, надо сказать, они носят весьма радикальный характер. Так предлагается отказаться от сразу двух коэффициентов: территориального и коэффициента мощности автомобиля. По мнению Минфина, что место регистрации транспортного средства и собственника никак не влияют на риск причинения вреда. Коэффициент мощности в ведомстве и вовсе называют «дополнительным налогом на мощные автомобили».

Вместо этого в министерстве предлагают ввести два новых коэффициента. Первый будет учитывать манеру езды водителя: частоту перестроений, резкие торможения, длительность использования транспортных средства.

Когда отменят осаго в россии

Получать информацию планируется с телематических устройств, установленных в автомобилях. Правда, что делать с машинами, в которых нет «черных ящиков», а их владельцы не готовы тратить дополнительные деньги на их установку Минфин не уточняет.

Второй коэффициент учитывает злостные нарушения ПДД, такие как превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом состоянии, пишут «Ведомости», которые ознакомились с проектом поправок. При этом при расчете коэффициента не будут учитываться штрафы, полученные с автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД.

Не отказались в Минфине и от идеи трех вариантов полисов в зависимости от суммы возмещения. Помимо существующего с покрытием в 400 тыс. за ущерб имуществу и 500 тыс. за вред жизни и здоровью, предлагается ввести полисы с покрытием в один и два миллиона рублей. Но последние страховщики будут продавать на свое усмотрение. А вот возможность заключить договор ОСАГО сразу на три года в Минфине предлагают сделать обязательной.

Страховщики уже высказали свое негативное отношение к новому варианту поправок. По их мнению, из-за отмены территориального коэффициента компании начнут уходить из неблагополучных регионов. Не нравится им и идея продажи полисов сразу на несколько лет.

Официальной реакции на предложения пока не последовало: в ЦБ и Российском союзе автостраховщиков начали изучать новый проект поправок.
 

Вас заинтересует:

При написании новости использовалась информация:
Ведомости

Комментарии к новости

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *