Китайцы купили вольво

Российские продажи Volvo в этом году, как и у других автобрендов, пока оставляют желать лучшего: вслед за обвалом рынка покупателей в автосалонах стало значительно меньше. Продажи новой флагманской модели XC90, которые должны были начаться еще в марте, в итоге были отложены и стартуют только сейчас (точные сроки до сих пор неизвестны). Вместе с заметным снижением цен на модельный ряд, объявленным в конце апреля, это должно поправить дела компании в России. Вместе с тем несмотря на локальные проблемы Volvo, перейдя в китайские руки, демонстрирует в последние годы более чем приличные результаты, сумев сохранить старых клиентов и привлечь новых.

Реклама

В 2010 году китайцы не просто приобрели первый попавшийся под руку европейский бренд. Они купили компанию, известную прежде всего технологиями безопасности. Именно с этим у китайских автокомпаний с самого начала существовали (да и сегодня остаются) серьезные проблемы: многие машины были абсолютно неконкурентоспособными с точки зрения европейских или американских стандартов.

Пять лет назад мировой экономический кризис вынудил американский концерн Ford избавляться от лишних активов, одним из которых и стало легковое подразделение компании Volvo.

Шведский производитель приносил убытки, и Ford в условиях кризиса не хотел инвестировать в компанию. В итоге американцы продали Volvo китайскому автогиганту Geely за $1,8 млрд. При этом в 1999 году американцам Volvo обошлась в 3,5 раза дороже — $6,5 млрд.

Когда Volvo перешла в руки китайцев, многие автоэксперты и поклонники бренда всерьез высказывали опасения, что Volvo растеряет имидж и что китайцы, воспользовавшись шведскими технологиями, не станут вкладывать в него серьезные средства.

Но новый владелец Volvo поспешил заверить, что бренду предоставят независимость в стратегической перспективе и возможность работать по собственному бизнес-плану.

«Сотрудничество со шведской маркой — это прежде всего технологии безопасности. У Volvo очень уверенные позиции в этом аспекте автомобилестроения, — заявил в конце апреля глава Geely Ли Шуфу. — Кроме того, сейчас мы сосредоточены на исследовательских и конструкторских работах по созданию новой модульной платформы CMA (для производства автомобилей C-класса). Седан С-класса пойдет в серию в 2017 году и станет первым автомобилем на новой платформе для малогабаритных моделей CMA, общей для Geely и Volvo. Эту же платформу получит преемник Volvo V40».

«На основе этой модульной архитектуры Volvo разрабатывает одни продукты, а Geely — другие, свои собственные,

— уточняет Шуфу. — У них разные направления и совершенно разные характеристики, соответствующие позиционированию в своих сегментах».

Впрочем, тут стоит признать, что в Volvo изначально не рассчитывали на такой формат сотрудничества. Вскоре после сделки тогдашний гендиректор Volvo Стефан Джейкоби четко заявлял, что ни о каком техническом сотрудничестве с Geely не может быть и речи.

«Мы понимаем себя как часть финансового, а не промышленного холдинга, поэтому сохраняем независимость, которая для нас очень важна. Мы с Geely работаем в совершенно разных областях автомобильной индустрии, что делает сотрудничество по широкому кругу вопросов практически бессмысленным», — заявлял он.

Что ж, спустя несколько лет ситуация изменилась, и нетрудно догадаться, что китайцам все же удалось навязать шведам свое видение взаимного сотрудничества.

Для не хватающего звезд с неба Geely покупка Volvo открыла доступ к уникальным технологиям безопасности и другим разработкам. Но вместе с тем сделка позволила стать Geely первой китайской автомобильной компанией, развернувшейся не только на рынке Европы и США, но и в развивающихся странах, став глобальным брендом.

По крайней мере такие планы декларирует Ли Шуфу, которого называют «китайским Генри Фордом». В ближайших планах Geely — начать экспорт автомобилей шведской марки с заводов в Китае в другие страны. Среди направлений экспорта помимо США эксперты называют и Россию. Отгрузки будут производиться с завода в Чэнду на юго-западе Китая.

Шведская компания также не скрывает, что вполне довольна сотрудничеством. Главный критерий — растущий объем мировых продаж.

По признанию главы Volvo в Китае Ларса Даниэльсона, 2014 год был одним из лучших для Volvo Cars. «Продано более 466 тыс. автомобилей, всех моделей, — приводит данные Ларсон. —

Успешно шли дела и в Западной Европе — тоже важный для нас рынок. В США продано 56 тыс. автомобилей. В целом продажи были неплохими, наша прибыль повысилась на 17% и достигла 2,2 млн.

Однако маржа по-прежнему остается низкой.

Здесь нужно иметь в виду контекст. Мы очень много инвестируем, вкладываем в новую продукцию. Делать то же самое, что делает вся индустрия, было бы гораздо проще, и прибыли были бы иными. Но план такой, какой есть».

Китайский рынок для Volvo сегодня является самым крупным — его доля достигла в прошлом году 17% от общемирового объема продаж. На втором месте идет Швеция, США с 12% — на третьем. Далее идут Великобритания (около 9%) и остальные европейские страны — 7%.

«Я не думаю, что компания Volvo, став собственностью Geele, что-то могла потерять, — считает гендиректор радио «Страна», известный автоэксперт Игорь Моржаретто. — Скорее наоборот: бренд сохранил все свои позиции.

Да, у них были большие планы по развитию марки на китайском рынке, но заметных результатов пока на самом деле добиться не удалось.

Тем не менее тот факт, что шведский бренд присутствует и в Китае, и в Европе, и в США, уже хорошо. Тут можно привести в пример судьбу другого шведского производителя — Saab, который попросту обанкротился и перестал существовать».

По мнению эксперта, когда обе компании заявляют о совместных технических разработках, они носят весьма специфический характер.

«Для Geely покупка Volvo — это был кратчайший путь к получению современных технологий автомобилестроения. Своих наработок у них, по сути, не было. Поэтому говоря о совместных разработках двух марок, надо понимать, что всю техническую базу предоставляют только европейцы, а китайская сторона обеспечивает финансирование. Поэтому вполне логично, что объединенный технический центр двух компаний находится именно в Швеции», — отметил он.

Как отмечает гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, восприятие марки российскими потребителями не изменилось с того момента, как она перешла под крыло китайской компании. «Если не меняется качество сборки автомобилей, дизайн и позиционирование марки в целом, то потребитель вообще не задумывается над тем, кто владеет брендом, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Еременко. — Покупка китайцами Volvo — как раз такой случай, поэтому на спросе со стороны российских покупателей это обстоятельство никак не отразилось».

Пример Volvo — не единственный. На счету китайцев — покупка компанией Dongfeng Motor Group 14% акций переживающего трудные времена французского концерна PSA, приобретение BAIC у General Motors технологий Saab. Нельзя не вспомнить и сорвавшуюся сделку по продаже китайцам бренда Hummer. Кроме того, недавно стало известно о том, что китайская государственная химическая корпорация ChemChina планирует приобрести шинную марку Pirelli за 7,1 млрд евро.

Но такую же тактику используют не только китайцы. Индийская Tata Motors уже не первый год владеет британским Jaguar Land Rover и делает все, чтобы никак не ассоциироваться с легендарной премиум-маркой у рядовых покупателей.

Geely и Ford достигли соглашения о продаже Volvo в воскресенье, сообщили топ-менеджеры компаний. Китайская компания заплатит $1,8 млрд.: $1,6 млрд. — деньгами, остальное — долговыми обязательствами, сказал финансовый директор Ford Льюис Бут. Но Ford получит намного меньше, отметил он: значительная часть денег пойдет на выплату долгов Volvo, выполнение пенсионных обязательств перед ее сотрудниками и т. д. Точные цифры он не назвал. Стороны намерены закрыть сделку в III квартале 2010 г., добавил предправления Geely Ли Шуфу.

Соглашение о продаже Volvo касается в том числе и прав на интеллектуальную собственность компании, заявил Ли Шуфу. Ford продолжит снабжать бывшую «дочку» двигателями, штамповкой и некоторыми компонентами, а также будет помогать ей с разработкой новых автомобилей и технологий.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Соглашение о покупке Volvo — первая серьезная удача Китая в попытках купить западный автоконцерн. Китайские компании претендовали почти на все активы, выставляемые на продажу в кризис американскими производителями, но до сих пор безуспешно. Например, Beijing Automotive Industry Holding в прошлом году хотела купить 51% Opel у General Motors за 660 млн. евро, интересовалась Volvo и вместе с Koenigsegg претендовала на Saab. Но в результате компании за $200 млн. удалось получить лишь права на выпуск Saab 9-3 и 9-5 первого поколения, а также оборудование для сборки этих машин. Sichuan Tengzhong хотела купить у GM марку Hummer за $150 млн., но в феврале соглашение было расторгнуто. Geely же смогла получить крупный актив. Сделка по продаже Volvo станет второй по величине в ходе распродажи активов американских автопроизводителей (в 2008 г. Ford продал Jaguar Land Rover индийской Tata Motors за $2 млрд.).

Сам Ford купил Volvo в 1999 г. за $6,5 млрд. А продажа актива была продиктована стратегией гендиректора Ford Алана Малалли, который намерен сосредоточиться на развитии бренда Ford. Кроме того, в 2009 г. Volvo стала самым убыточным подразделением Ford: при выручке в $12,4 млрд. ее операционный убыток составил $653 млн. (весь концерн получил $454 млрд. операционной прибыли при выручке $118,3 млрд.). Вместе с тем автомобили Volvo регулярно становятся победителями рейтингов безопасности: так, в 2009 г. три модели компании получили высший рейтинг надежности EuroNCAP.

Сделка должна помочь Volvo занять заметное место на быстро растущем китайском рынке, рассчитывает Geely. К 2015 г. ее продажи здесь должны вырасти до 200 000 по сравнению с 22 405 машинами, проданными в прошлом году, заявил Ли Шуфу. Поскольку сделка была поддержана китайским правительством, Volvo даже могут заменить Audi A6 в качестве официального автомобиля китайского правительства, предполагает Reuters. Volvo также построит в Китае собственный завод, сказал Ли Шуфу, но при этом компания намерена сохранить позиции на европейском рынке. Уже в этом году Volvo намерена продать 390 000 автомобилей по сравнению с 330 000 в прошлом году, отметил гендиректор шведской компании Стефан Оделл.

Ford Motor наконец-то пристроил последнего щенка из своей премиум-корзины: в воскресенье породистого шведа Volvo за 1,8 млрд долларов забрал гость с Дальнего Востока. Для нового хозяина, китайского заводчика Ли Шуфу, это первый шаг к международному признанию, и многие специалисты уверены, что не последний: некоторые уже сравнивают основателя компании Geely с самим Генри Фордом.
Биографии китайского бизнесмена и основателя современного автопрома имеют множество похожих деталей – начиная от детства на ферме до создания автомобильного гиганта из ничего. Без сомнения, автомобильное детище Ли Шуфу после покупки Volvo уже можно считать крупным игроком на мировом автомобильном рынке. Недаром Geely переводится с китайского как «удачливый” или «успешный”.
«Сегодня знаменательная веха в истории Geely”, – заявил Ли на пресс-конференции, посвященной покупке Volvo. Правда, сразу поспешил добавить, что шведская компания остается независимым автопроизводителем с собственным менеджментом. Все равно для Ли это огромный прорыв, особенно если сопоставить размеры компаний – в 2009 году оборот Geely составлял всего 16% от общего оборота Volvo, а численность персонала была вдвое меньше.
Китайскому Генри Форду 47 лет, он родом из из южной провинции Чженцзян, которая имеет репутацию родины самых успешных бизнесменов, и по образованию он инженер-механик. Путь к богатству у Ли Шуфу больше похож на творческий путь любого российского «миллиардера из кооператива”. Первые деньги он получил, купив на стипендию фотокамеру и организовав фотостудию в своей деревне. Полученные деньги он направил на переработку бытовых приборов и извлечение из них крупиц драгметаллов, а затем занялся холодильными установками. В автобизнесе Ли всего-то лет пятнадцать, и сначала он занимался мотоциклами, сделав из чахлого государственного заводика самый известный на местном рынке бренд. Лишь затем пришло время автомобилей, и сейчас Geely – крупнейший китайский частный автопроизводитель с продажами около 400 000 автомобилей в год.
Как Генри Форд, Ли Шуфу сделал состояние на массовом сегменте авторынка, прославившись в Китае моделями Free Cruiser и Geely Kingkong, которые расходились как газетные таблоиды по цене не более 40 000 юаней (примерно 5860 долларов). Это особенно забавно, если учесть, что флагман нового приобретения Ли – Volvo XC 90 – продается в Китае по 205 000 долларов.
Акции Geely, торгующиеся на Гонконгской бирже, с 2006 года подорожали в 12 раз, при этом только в прошлом году это был шестикратный рост, вызванный слухами о покупке Volvo, ростом местного авторынка и инвестициями инвестбанка Goldman Sachs.
Если раньше Ли не занимался политикой, то теперь он активный участник общественных организаций, создаваемых под патронажем компартии Китая. У него появилось политическое лобби, что выразилось, например, в быстром положительном решении по покупке Volvo (в Китае все приобретения китайских бизнесменов за рубежом должны быть одобрены партией), при том что несколькими неделями ранее другой китайский автопроизводитель – Tengzhong – не смог получить разрешения на приобретение Hummer.
Покупка шведской компании за 1,8 млрд долларов кажется очень выгодной сделкой, даже если производство в основном останется в Европе. Зато китайцы получают доступ к технологиям и инжинирингу. Не стоит забывать также, что в 1999 году Ford покупал Volvo за 6,5 млрд долларов.
Volvo же получает привилегированный доступ на крупнейший авторынок в мире. Не исключено, что Volvo китайской сборки в ближайшем будущем станет главным автомобилем для китайской номенклатуры, во всяком случае у китайского Audi А6 появится серьезный конкурент. На заводе в Пекине планируется ежегодно производить до 330 тысяч автомобилей Volvo. Как знать, может, с помощью Volvo Ли Шуфу наладит производство своей Tin Lizzy.
Алексей Лаврухин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *