Камеры за страховку

Удивительно (и подозрительно!) быстро запущенная ГИБДД система «карантин» для проверки цифровых пропусков с помощью дорожных камер впоследствии будет использована для проверки наличия полисов ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил, что его информационные системы готовы к такой работе.

В Москве РСА совместно с МВД и ЦОДД уже провел тестовый прогон системы. Как заявлено, испытания показали высокий уровень чистоты базы данных АИС ОСАГО, а на 1 июля запланировано серьезное обновление этой базы, что сделает процесс еще более эффективным. По задумке, система позволит инспекторам ГИБДД подключиться к ближайшей стационарной камере и в режиме реального времени проверять проезжающие автомобили по госномеру, чтобы остановить машину без полиса и прямо на месте выписать штраф.

Кроме того, в планах расширение сервисов для автовладельцев. На сайте РСА можно будет проверить подлинность полиса ОСАГО, его принадлежность к той или иной страховой компании, а также марку и модель транспортного средства, на которое выписан полис. По оценкам РСА, в России сейчас примерно 2—3 млн автомобилей без полиса ОСАГО. Штраф за езду без официально оформленного полиса сейчас составляет 800 рублей, хотя еще два года назад его планировали повысить до 5000 рублей.

Проект по отслеживанию наличия ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения рассматривается уже давно. Планируется объединить систему камер с базами данных ГИБДД и РСА, после чего автоматически определять у водителей наличие или отсутствие полисов. Однако, ввод этой системы постоянно откладывается. О том, фиксируют ли камеры отсутствие ОСАГО в 2019 году, и какие штрафы будут установлены для водителей, вы узнаете далее.

Как должна работать система

Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:

  • Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
  • В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
  • По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
  • Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД

Если полис в базе будет найден, то водителю ничего не будет грозить. В противном случае ему будет выписан стандартный штраф за отсутствие ОСАГО. Если автомобиль зафиксирует несколько камер, то водитель может получить несколько штрафов. Водители будут получать соответствующие уведомления по почте. Также они смогут обжаловать штраф через РСА, если при его выдаче произошла ошибка.

Весь процесс определения ОСАГО будет полностью автоматизирован. В некоторых случаях поиск информации о страховке может быть переведен в ручной режим.

Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО на 2020 год

Запустить автоматическую систему определения отсутствия ОСАГО у автомобилей через видеокамеры планировалось еще в 2016 году. Из-за технических сложностей и разногласий между ГИБДД и ОСАГО запуск несколько раз откладывался. Сейчас система фиксации полностью настроена и готова к работе — осталось протестировать ее и выявить возможные проблемы.

Весной 2019 года система отслеживания ОСАГО по камерам была запущена в тестовом режиме в Москве — об этом сообщила газета Коммерсантъ. За несколько месяцев тестирования было выявлено более 730 000 нарушителей — вместо штрафов им пока высылаются предупреждения. После перепроверки было установлено, что только единицы из них оформили страховку после предупреждений.

Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки

Разработка системы определения наличия ОСАГО с помощью камер началась еще в 2016 году. Примерные сроки запуска системы были установлены на 1 сентября 2018 года. Позже запуск был перенесен на 1 ноября того же года, затем — на 1 февраля 2019 года. Задержки были вызваны техническими проблемами при запуске системы и спорными моментами, в которых ГИБДД и РСА не могло прийти к соглашению.

С весны 2019 года система проверки ОСАГО по камерам заработала в тестовом режиме в Москве. В случае успеха эксперимент продолжится и в других регионах. Конкретных сроков перехода в следующую фазу ГИБДД и РСА пока не сообщают.

Возможные размеры штрафов

Пока штрафы за отсутствие ОСАГО остаются неизменными. Они составляют 800 рублей независимо от количества нарушений. Проверить наличие уже оформленного полиса у водителя при себе система не сможет, поэтому получить штраф в 500 рублей не получится.

Планируется впоследствии ввести новые наказания за отсутствие ОСАГО, как мягкие, так и более жесткие. Так, РСА предлагает при первом нарушении вместо штрафа ограничиться предупреждением. А парламент Кабардино-Балкарии предложил ужесточить наказания за повторные нарушения, вплоть до лишения водительских прав. Будут ли введены эти санкции, и когда это произойдет — пока неизвестно.

Как избежать штрафов в будущем

Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.

Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.

Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.

В каких городах будет запущена система

По состоянию на август 2019 года, тестирование системы отслеживания ОСАГО с помощью камер работает только в Москве. В случае успеха эксперимент планируется расширить на Санкт-Петербург и Казань. Если и в этих городах система будет работать стабильно, то ее постепенно введут и в других регионах страны.

Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, о готовности к участию в эксперименте сообщили еще более 10 городов — среди них есть Великий Новгород, Челябинск, Нижний Новгород и другие. О том, когда они присоединятся к системе, пока не известно.

Последние новости

7 августа 2019 года ГИБДД, РСА и Центр организации дорожного движения в Москве отчитались о промежуточных итогах тестирования. За три месяца им удалось выявить более 700 000 нарушений. Но при повторной проверке только небольшая часть водителей из нарушивших требования оформили страховку.

Работа системы затрудняется из-за большого количества ручной проверки данных. Сервис автоматического обмена данными между ГИБДД, РСА и ЦОДД требует серьезных доработок. После исправления проблемы система сможет заработать на полную мощность, и ее начнут внедрять в других регионах.

Вопрос-ответ

? Будет ли опубликован список адресов, где установлены камеры, которые подключены к системе видеофиксации отсутствия полиса ОСАГО?

Нет, эта информация не будет в общем доступе. На дорогах устанавливаются камеры-муляжи, камеры, не подключенные к этой системе. Цель – сделать движение более безопасным.

? Есть ли максимальное количество штрафов, которое может быть выписано по одному автомобилю?

Нет, количество штрафов не ограничено. Если один и тот же нарушитель попадется нескольким камерам, то он получит несколько штрафов.

? Что делать если штраф система сформировала ошибочно, а у водителя со страховкой все в порядке?

Если штраф был выписан по ошибке, то вы имеете право оспорить его через суд. Для этого вам потребуются документы, подтверждающие наличие ошибки, в первую очередь — действующий полис ОСАГО. Если вы купили фальшивую страховку, то оспорить штраф вы не сможете.

С начала этой осени российских автомобилистов начнут штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД. Об этом «Газете.Ru» сообщили источники в страховых компаниях. По словам собеседников,

сейчас завершаются все подготовительные мероприятия и система фиксации заработает практически одновременно с вступлением в силу поправок в ОСАГО в начале сентября 2020 года.

Страховщики пытаются наладить фото- и видеофиксацию наличия ОСАГО у водителей с 2015 года. С августа 2019 года Российский союз автостраховщиков (РСА), ГИБДД и московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) проводили в тестовом режиме проверку полисов с помощью камер у московских водителей. Водителям, у которых не было «автогражданки», в рамках испытаний системы высылались письма с просьбой ее оформить. Всего за три пилотных месяца было выявлено около 700 тыс. нарушений.

Реклама

Впрочем, запустить полноценную работу системы фото- и видеофиксации наличия полиса ОСАГО так и не удалось из-за проблемы на стороне страховщиков, сообщал «Коммерсант».

Информационная база страховщиков не могла синхронизироваться с базами ГИБДД и ЦОДД. В Москве камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД эксплуатирует ЦОДД, он посылает в Госавтоинспекцию только номерной знак, последние запрашивали у страховщиков информацию по этому номеру о наличии полисов. С учетом дорожного трафика (в день под одной камерой проезжает около 40 тыс. машин) поток запросов от ЦОДД перегружал систему страховщиков.

Сейчас эту проблему удалось решить с помощью новой единой автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО,

рассказали «Газета.Ru» источники в страховой компании.

«Собственно сейчас появилась фактически новая IT-платформа, где есть вся необходимая информация по автомобилю. ГИБДД, ну, или в зависимости от того, кто этим занимается, самостоятельно делают в нее запрос», — рассказал собеседник.

Ранее исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сообщал, что «технически и организационно союз готов к взаимодействию с ГИБДД, «как по части получения информации по грубым нарушениям ПДД, которые с 24 августа должны учитываться при определении цены полиса ОСАГО, так и по части проверок наличия у автовладельцев полиса ОСАГО».

Страховщики сообщили, что через систему АИС ОСАГО и ГИБДД уже прошло по 3 миллиона запросов «в одну и другую сторону». В тоже время собеседники «Газеты.Ru» отмечают, что развертывание этого опыта на регионы затруднено из-за того, что во многих областях камер фиксации нарушений ПДД эксплуатируются частными компаниями, работающими на основании государственно-частного партнерства.

Эту же проблему обозначили в РСА, по словам Уфимцева, даже внутри ГИБДД нет единого технического решения, какое есть в Москве.

«В регионах совершенно по-разному организованы фиксация нарушений и составление протоколов. Необходим единый для всех региональных подразделений ГИБДД сервис», — приводит слова Уфимцева пресс-служба РСА.

Страховое сообщество, заставляя автомобилистов покупать ОСАГО, в который раз пытается идти по пути палки, вместо того, чтобы предложить нормальную услугу, которая сама себя бы рекламировала, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Выплаты, которые страховщики осуществляют в рамках договора «автогражданки», совершенно неадекватны реальному ущербу, именно это во многом способствует оттоку страхователей, полагает он.

Представитель НАС убежден, что новый заход страховщиков на штрафование водителей без ОСАГО снова даст сбой.

«Я думаю, что в который раз МВД отобьется и не допустит никого в собственные базы, потому что если министерство чего-то не хочет, то оно находит способ этого не делать», — убежден Шапарин.

Если система фиксации наличия полиса заработает, то многие законопослушные граждане получат штрафы по вине страховщиков, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«В России, по словам, самих страховщиков, уже около 3 млн водителей систематически не покупают ОСАГО. За это нарушение предусмотрен штраф, и такой массовый демарш уже много говорит об этой услуге. Но хуже всего, что базу АИС ОСАГО заполняют страховые агенты, а это зачастую крайне неквалифицированные люди, особенно в регионах. В результате ошибок в этой базе — море», — отмечает Ифанов.

По мнению правозащитника, огромный массив жалоб на ошибочные штрафы в итоге приведет к отмене фиксации наличия полисов «автогражданки» с помощью камер.

Страховщики утратят контроль над АИС ОСАГО — информационной базой о всех договорах, когда либо заключавшихся за 17-летнюю историю «автогражданки». АИС будет передана в ведение Центробанка. Об этом «Газета.Ru» сообщили в пресс-службе регулятора. В банке отмечают, что нынешняя реформа ОСАГО требует «существенного изменения и подходов к его IT-составляющей».

Реклама

«Сегодня значительно возросли требования к данной системе (АИС ОСАГО — «Газета.Ru»). Они связаны не только со страховым законодательством, но и с необходимостью реализации общественных функций. Например, речь идет о контроле наличия полисов ОСАГО у водителей с помощью средств фото- видеофиксации, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Центробанка. — Такая система должна обеспечивать возможность получения в цифровом формате всего комплекса страховых услуг, начиная от заключения договора и заканчивая получением возмещения».

Страховщики намеревались внедрить систему автоматического взимания штрафов за отсутствия полисов ОСАГО еще с 2015 года.

Осенью прошлого года в пилотном режиме в Москве камеры ЦОДД фиксировали автомобили без полисов, но в итоге от теста пришлось отказаться — АИС ОСАГО Российского союза автостраховщиков (РСА) не смогла обрабатывать огромный массив информации: около 50 млн проездов фиксировавшихся 1,5 тыс. камер фото- видеофиксации.

В ЦБ также отметили, что база договоров ОСАГО «должна являться источником достоверной информации для потребителей страховых услуг в части личной страховой истории». Согласно статистике ведомства Эльвиры Набиуллиной, самые распространенные жалобы на страховщиков, поступающие в ЦБ, как раз относятся к утрате компаниями истории страхования клиента. Из-за этого страховщики отказывают гражданам в предоставлении гарантированных законом скидок в рамках системы понижающих коэффициентов «бонус-малус».

Кроме того, в ЦБ подчеркнули, что наличие этой базы поможет банку правильно «рассчитывать экономически обоснованные тарифы по обязательным видам страхования».

Сейчас решения о повышении тарифов принимаются исключительно на той статистике, которую сами страховщики предоставляют органам в той или иной степени влияющим на этот рынок

— Госдуме, Совету Федерации, Минфину и Центробанку. Наличие этой базы также не позволит страховщикам необъективно оценивать риски, связанные с заключением конкретного договора.

«Таким образом, текущий функционал АИС ОСАГО требует существенной переработки и он далеко выходит за рамки функционала РСА (Российского союза автостраховщиков). Поэтому, на наш взгляд, эта важная общественная функция должна быть передана государственному органу или иному специализированному субъекту», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

В РСА к идее изъятия у них базы отнеслись критично, и пообещали уже с 28 июня запустить новую IT-систему АИС ОСАГО. Глава РСА Игорь Юргенс настаивает, что база данных должна в дальнейшем остаться в ведении союза. По его словам, «страховое сообщество предприняло беспрецедентные усилия по ее запуску, портатив за счёт средств своих членов на этот проект более 2 млрд рублей», сообщает пресс-служба союза страховщиков.

Автомобильные эксперты положительно оценили инициативу ЦБ по изъятию базы у страховщиков.

«Давно пора было эту базу централизовать. Очень часто люди, когда меняют страховую компанию или водительское удостоверение, потом узнают, что страховая история у них утрачена. Соответственно и скидка тоже (доходит до 50% — «Газета.Ru»), а ее восстановление — чрезвычайно долгий и утомительный процесс», — рассказал адвокат движения «Свобода Выбора» Сергей Радько.

У автоюриста вызвали опасения идеи ЦБ наладить систему автоматической фиксации дорожными камерами отсутствия страховок. Проблема в том, что вносящие в базу сведения агенты страховщиков зачастую делают это несвоевременно и допускают ошибки. Это в свою очередь может привести к тому, что законопослушные граждане будут несправедливо оштрафованы, заключил Радько.

Страховщики всегда манипулировали статистикой ОСАГО в свою пользу, Центробанк обязан сделать эти данные достоянием общественности, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«Россиянам нужны честные данные об убыточности ОСАГО. Страховщики 17 лет говорят, что оно им приносит убытки, но не отказываются от него, а только продавливают антинародные реформы. Страховые тарифы необходимо пересмотреть в строну кардинального снижения либо полной отмены обязательности этого полиса», — убежден Ифанов.

Речь о том, что водителей без «автогражданки» должны выявлять дорожные камеры, зашла ещё в 2015 году. С тех пор систему несколько раз обещали запустить, но долгое время не получалось: то возникали технические проблемы, то страховщики и МВД не могли договориться о том, сколько раз в день штрафовать нарушителей. В итоге тестовый период всё-таки начался, об этом мы сообщали в начале текущего месяца.

Систему автоматической проверки наличия полисов «автогражданки» тестируют в столице России, испытания должны завершиться в конце 2019 – начале 2020-го. На этом этапе автовладельцы без ОСАГО получают не постановления о штрафе, а лишь информационные письма от УГИБДД по Москве с рекомендациями оформить страховку.

Уже в начале следующего года (в первом квартале) столичным водителям без страховки начнут приходить традиционные «письма счастья» с требованием уплатить штраф. На сегодняшний день размер взыскания для нарушителей составляет 800 рублей (или 400 рублей со скидкой, если заплатить в течение первых 20 дней).

Могут возникнуть случаи, когда письмо от ГИБДД придёт водителю, у которого есть действующий полис ОСАГО. В этой ситуации ему следует позвонить на горячую линию РСА (Российского союза автостраховщиков) и выяснить, почему у них в базе нет информации о его страховке. Может быть, это технический сбой либо автомобилисту продали поддельную «автогражданку».

О сроках окончания тестового периода рассказал вице-премьер Максим Акимов. По его словам, на которые ссылается ТАСС, на сегодняшний день уже более 5,5 тыс. автовладельцев получили уведомления о том, что им нужно купить страховку. В испытаниях участвуют все комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Москве.

Сейчас камеры ловят водителей без ОСАГО только раз в день (так как рассматриваются только «уникальные» проезды). При этом учитывается 10-дневный период, в течение которого водители по закону имеют право ездить без полиса.

Ранее мы сообщали о том, что цену «автогражданки» могут привязать в том числе и к штрафам с камер. Предполагается, что уже в скором будущем комплексы фиксации нарушений ПДД будут не только отслеживать автовладельцев без действующих полисов, но и начнут делиться информацией о штрафах со страховщиками.
Согласно российскому законодательству, сейчас нет отдельной санкции за повторную езду без ОСАГО. Возможность введения нового наказания – штрафа в размере 5 тыс. рублей или лишения водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев – Госдума РФ планирует рассмотреть в ходе осенней сессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *