КАМАЗ 4911 ЭКСТРИМ

Что ни говорите, а экстремальные условия для гонок, практически на выживание, любят российские автомобили.

Помнится, в свое время исключительно на российской “Ниве” победоносно шествовали по африканским пустыням – трассам ралли “Париж — Даккар” – финские гонщики.

Монстр из Набережных Челнов — КАМАЗ 4911

Правда то, что творил на этих гонках «серийный» монстр из Набережных Челнов КАМАЗ 4911 не идет ни в какое сравнение даже с победоносным шествием тольяттинского автомобиля.

Согласно регламенту FIA в ралли могут участвовать только серийные модели

Представьте себе одиннадцатитонную махину, несущуюся со скоростью в более чем сто восемьдесят километров в час. Представьте, как она разгоняется до “сотни” всего за десять секунд. Представьте ее летящей по воздуху (спортсмены мастерски используют в качестве трамплина любое естественное возвышение) и приземляющейся на все четыре колеса без “пробоя” подвески и это при одиннадцати то тоннах снаряженного веса.

Купить гражданский вариант этого монстра может любой желающий — ценник начинается от $250 000

Если сможете представить такое хотя бы приблизительно, то считайте – имеете примерное представление о том, что же это такое – гордость и слава отечественного автомобилестроения КАМАЗ 4911 Экстрим. Плюс – допустимый режим эксплуатации в “температурном диапазоне” от минус тридцати до плюс пятидесяти градусов по Цельсию.

Ни волшебства, ни фантастики

Обычно, рассказывая об этой легендарной машине, сбиваются на восторженный тон описывают ее возможности с сопровождением множества восклицательных знаков. Словно очевидец столкнулся с явным проявлением либо технического чуда, либо встретил пришельцев, владеющих явно неземными технологиями.

На самом же деле никакого волшебства здесь нет, равно как и научной фантастики. И всем уникальным возможностям монстра из Набережных Челнов существует четкое и научно – обоснованное объяснение — технические характеристики КАМАЗ 4911.

Двигатель ЯМЗ-7Э846 — сердце КАМАЗ 4911

А выглядят они следующим образом. V — образная “восьмерка” производства Ярославского машиностроительного завода (ЯМЗ) имеет в объеме более чем семнадцать тысяч кубических сантиметров и развивает мощность порядка восьмисот лошадиных сил.

Кстати, основой для мотора послужил двигатель для серийных “СуперМАЗ”.

Кроме того, дополнительную резвость добавляют два турбокомпрессора производства Borg Warner и по четыре клапана, два впускных и два выпускных, на каждый цилиндр. Итого, на этом двигателе – тридцать два).

Летать так летать

А еще быстрый КАМАЗ снабжен гидропневматическими амортизаторами от армейской БРДМ, которые рассчитаны на парашютное десантирование многотонной бронированной гусеничной техники, отсюда и фантастическая “летучесть” многотонного грузовика. Да к тому же, для обеспечения плавности хода в подвесках использованы удлиненные почти до двух метров рессоры, поэтому огромные прыжки во время ралли не наносят вреда ни машине, ни экипажу.

Колесная формула 4х 4 в сопровождении шестнадцатиступенчатой механической коробки ZF и “раздатки” Steyr с блокировкой межосевого дифференциала придают грузовику фантастическую проходимость. Начиная с 2003 года КАМАЗ поднимался на пьедестал практически на всех мировых гонках большегрузов по пересеченной местности.

Все – в превосходной степени

Если к вышеперечисленному добавить облегченную несущую раму, снабженную вставками из композитных материалов, чтобы не пострадали жесткость и прочность рамной конструкции, и количество рессорных листов — четырнадцать спереди и десять — сзади, то получается примерное описание автомобиля, с завидной постоянностью побеждающего на престижнейших мировых ралли.

Правда, в “боевом”, спортивном режиме расход монструазного 800 – сильного двигателя колеблется где то в пределах сотни литров на сотню, но для большого спорта это, согласитесь, частности. Не зря же машина снабжена спаренным топливным баком общей емкостью в одну тысячу литров.

Славное спортивное прошлое и настоящее команды “Мастер — Камаз” неразрывно связано с периодически улучшающимися и перерабатываемыми моделями производства автозавода, расположенного в Набережных Челнах, и КАМАЗ 4911 Экстрим – яркий представитель семейства автомобилей, которые буквально вознесли российскую команду раллистов в недосягаемые для соперников эмпиреи мирового спорта.

Гражданская версия гоночного варианта  — КАМАЗ 4911 Экстрим

Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века российские грузовые автомобили КАМАЗ – в числе неоспоримых мировых лидеров на самых престижных и именитых гонках. А напоследок анекдот (говорят, что его очень любят на полном серьезе рассказывать посетителям сотрудники “Мастер Камаза”): при проведении краш – тестов КАМАЗа 4911 Экстрим бетонная стенка, о которую планировалось разбить передок автомобиля, стала тихо отползать подальше от испытательного стенда.

Технические характеристики КАМАЗ 4911

ДАЖЕ далеким от автоспорта людям, скорее всего, доводилось видеть в теленовостях эпизоды ралли Париж—Дакар. Там, преодолевая крутые барханы и поднимая фонтаны песка, лихо мчатся бело-голубые КамАЗы. Прямо скажем, они не очень похожи на те, что сходят с конвейера…

КАМАЗ 4911 — летучий грузовик

Так вот: теперь гоночные КамАЗы стали серийными. Их можно даже купить!

НЕМНОГО ИСТОРИИ

До 1988 года в ралли-марафонах за победу могли бороться только такие грузовики-монстры, как, например, DAF TurboTwin, оборудованный двумя двигателями. Но катастрофа с одной из этих машин, унесшая человеческую жизнь, инициировала запрет на участие подобной техники в соревнованиях — и гонщики пересели за руль «почти серийных» автомобилей.

Как раз в это время команда КамАЗ-Мастер появилась на международной арене. Один из первых серьезных ралли-марафонов, в котором камазовцы приняли участие, проходил в 1989 году по Северной Африке. А через два года стартовало сразу пять КамАЗов — и все они пришли к финишу, заняв 2-е, 3-е, 5-е, 7-е и 8-е места.

Но постепенно правила становились менее строгими, а машины участников — вновь все более «навороченными». Команду начала преследовать череда неудач: на трехосных, практически серийных грузовиках не удавалось догнать лидеров.

Поэтому в середине девяностых был построен специальный болид — двухосный, с очень мощным двигателем, расположенным по центру машины (это позволяет добиться идеальной развесовки и совершать головокружительные прыжки, не снижая скорости). На этом грузовике камазовцы выиграли очередной марафон — и с того момента стали главными претендентами на победу во всех серьезных ралли-рейдах.

Но времена меняются — и не всегда к лучшему. В прошлом году организаторы ралли Дакар запретили участвовать в соревнованиях грузовикам с центральным расположением двигателя (а это, в первую очередь, КамАЗы и их конкурент, чешская Tatra).

Дальнейшие события выглядят так. Камазовские спортсмены в спешном порядке разрабатывают новую модель КамАЗ-49256: внешне она не сильно отличается от предыдущей машины, но уже отвечает предъявленным требованиям. На этом автомобиле заводская команда снова привозит победу с очередного Дакара.

Но международная федерация автомобильного спорта (FIA) вновь ужесточает условия! Отныне от грузовых автомобилей, участвующих в ралли-марафонах, требуется наличие абсолютно аналогичной серийной (да-да!) продукции. Правда, серия может быть небольшой — всего 15 единиц.

Именно тогда было решено начать изготовление серийных «близнецов» «дакаровского» КамАЗа, сверхмощных грузовиков с индексом 4911. Раз это надо для победы — значит, будем строить такие машины! А потом, раз уж они существуют, и продавать…

УНИКАЛЬНЫЙ? СЕРИЙНЫЙ!

Из тех 15 образцов, что требовались для омологации, три «боевых» экземпляра гонщики собрали в своих боксах, а остальные машины были изготовлены на стационарных постах — в корпусе, где собирают автобусные шасси.

По утверждению заводчан, отличия серийных болидов от «боевых», гоночных, минимальны. На товарных автомобилях, предназначенных для продажи, стоит бортовая платформа — либо кузов отсутствует вовсе, чтобы покупатель мог установить свою надстройку. Топливные баки — не алюминиевые, как у «спортсменов», а стальные — два бака по 450 л каждый. Иначе установлены аккумуляторные батареи. Кроме того, в кабине — обычные, а не спортивные, руль и сиденья, да и окраска — не «дакаровская».

Под кабинами болидов — и гоночных, и серийных — стоит высокофорсированная «восьмерка» ЯМЗ, которая развивает сумасшедшие мощность и крутящий момент — 730 л.с. и 2700 Нм!

Кстати, на спортивные КамАЗы пробовали ставить и двигатель Cummins — но американцы не форсируют свои моторы до такой мощности. К тому же 17-литровый «ярославец» оказался ненамного тяжелее 14-литрового «американца», да и характеристика крутящего момента у него получилась удачной. А за счет большого литража мотор отлично «вытягивает» машину на низких оборотах.

Большинство остальных агрегатов — импортные. Рулевой механизм, насос гидроусилителя руля и 16-ступенчатая КПП носят марку ZF, сцепление — Sachs, раздаточная коробка — Steyr. Только конструкция главных редукторов «кразовская» — правда, с соответствующими доработками. Шины носят марку Michelin, колеса — алюминиевые; к тому же их конструкция позволяет менять шину, не снимая колесо со ступицы.

В придачу к листовым рессорам подвески здесь стоят так называемые гидропневматические рессоры — со встроенными клапанами амортизаторов. (Стойки такой подвески позаимствованы у БМД — боевой машины десанта.) Кстати, «настройка» подвески спортивных и «коммерческих» автомобилей — тоже одинаковая, а уж ей-то гонщики всегда уделяли особое внимание!

Как известно, от настройки зависит не только скорость, но и работоспособность экипажа в многодневном марафоне. Подвеска влияет на плавность хода и на управляемость: она должна быть не слишком жесткой (конечно, по спортивным меркам) и в тоже время не допускать пробоев; а еще надо исключить эффект галопирования задней оси… Все это я и почувствовал в полной мере — за рулем и на месте штурмана одной из «боевых» машин.

ПОЛЕТ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ

Первое, на что я обратил внимание, усевшись в гоночный грузовик, — маленькое расстояние между рычагом КПП и передней панелью. Как бы не отбить руку при переключении! Но опасения были напрасны: расстояния выверены, люфты отсутствуют.

Да и зеркальное расположение передач (низшие — справа, высшие — слева) тоже не вызвало проблем. Это даже удобней: мотор настолько мощный, что коробка работает в основном на верхнем ряду передач, — и он при такой схеме расположен ближе к водителю. Кстати, даже на песке с нижнего ряда достаточно только тронуться, а затем можно смело переключаться в верхний — мотор вытянет!

Правда, первая попытка оказалась неудачной. Анатомические сиденья, спортивный руль, интерьер с толстыми дугами безопасности — все настраивало на боевой лад и быстрый разгон. Но — не тут-то было, и виной тому оказалась… все та же коробка!

При переключении с нижнего ряда на верхний КПП оказалась не по-спортивному «задумчивой»: если в этот момент начинаешь манипулировать рычагом слишком быстро, исполнительный механизм не успевает переключить ряд и передача попросту не «втыкается». Что и произошло: машина быстро остановилась в песке — и все пришлось начинать сначала.

Зато какой здесь разгон — просто чумовой аппарат! Правда, когда стрелка спидометра начала подбираться к отметке «100», а под колесами проносилось то, что обычно называют пересеченной местностью, машину затрясло, как отбойный молоток. (Впрочем, пробоев подвески действительно нет — да и задняя ось, похоже, не галопирует.)

Плохо застегнутый шлем вскоре начал сползать на глаза, позвонки — «стучать» друг о друга… А разговаривать по внутренней связи, установленной в шлеме, приходилось так, чтобы случайно не прикусить язык, — поэтому собственная речь казалась чужой. В этот момент я понял, что поступил правильно, оставив сумку с фотоаппаратом «на земле»!

Словом, из кабины болида ралли выглядит несколько иначе, чем на экране телевизора. Но какой кайф, когда «под педалью» больше 700 «лошадей»: машина просто рвется из-под тебя. Только держись в седле!

***

А теперь — с небес на землю. Такой аппарат действительно можно купить. Плати деньги — и 730-сильный «камазик» твой. Хочешь — сайгаков в степи пугай, хочешь — автомобилистов на трассе… Правда, стоит машина больше четырех миллионов рублей!

Впрочем, один автомобиль уже уехал в Арабские Эмираты (не иначе, как к шейху, на соколиную охоту), другой отправился к нефтяникам. Машиной стали интересоваться различные организации, в том числе МЧС; а авиаторы посматривают на «супер-грузовик» как на скоростной пожарный автомобиль для аэродромов.

…И НЕМНОГО О ЗАВОДЕ

Вот, собственно, пока и все. Напоследок — несколько цифр. Сегодня на автомобильном заводе (так в объединении КамАЗ, которое состоит из нескольких предприятий, называется автосборочное производство) работает 8400 человек. На двух конвейерах за сутки собирают от 70 до 120 автомобилей 22 модификаций. Весь процесс от закладки рамы до выхода готового автомобиля занимает 8 часов. Средняя зарплата рабочих — около 5000 руб. в месяц. Пообедать в заводской столовой можно за 15 руб. (конечно, без излишеств).

А после визита на КамАЗ президента России в сборочном цеху появилась своя достопримечательность. На «маршруте Путина» (так здесь окрестили путь, по которому проходил президент) по распоряжению охраны вырезали здоровенный кусок ограждения конвейера. Иначе через него пришлось бы перешагивать всей делегации! Визит закончился — а дыра осталась. Впрочем, ходить действительно стало удобней…

Кстати…

Один «серийный болид», оснащенный 730-сильным двигателем, нынешней весной принял участие в выставке-демонстрации военной техники IDEX-2003, которая проходила в Объединенных Арабских Эмиратах. Вот что рассказывает пилот машины, известный гонщик Владимир Чагин:

«Площадка была маловата, чтобы набрать максимальную скорость, но и ста километров в час хватило. Я разогнал машину перед самым большим холмом и начал считать секунды полета: раз, два, три… Шквал аплодисментов я не слышал: об этом мне рассказали уже позже.

Белорусский экипаж тоже пытался перелететь этот трамплин — но их машина «клюнула» носом и со сломанным торсионом выбыла из демонстрации. На бугорочке поменьше этот номер повторил еще один джип — и тоже разбил подвеску. После этого никто уже не рисковал.

У четырехосного КамАЗа-63501 тоже были серьезные соперники — Tatra и трехосный американский грузовик с независимой подвеской всех колес. Наша машина прошла через буераки, кочки и танковые рвы ничуть не хуже них — а водный канал преодолела не только вдоль, но и поперек.

Соперничество было самое бескомпромиссное, вплоть до ударов «ниже пояса». Откатав 90-секундную программу в первый день, мы, ничего не подозревая, оставили абсолютно исправные грузовики на стенде. А когда через некоторое время вернулись к ним, обнаружили, что из «двухосника» течет тосол! Его радиатор проткнули чем-то острым с внутренней стороны — там, куда может добраться только человеческая рука… Но мы нашли выход — защемили плоскогубцами все повреждения, да так герметично, что оставшиеся дни машина отработала «без сучка, без задоринки».

КамАЗ-4911 (данные производителя)

Колесная формула

4х4

Полная масса, кг

Двигатель

ЯМЗ-7Э846

Тип

4-тактный, дизельный, с турбонаддувом и пром. охлаждением

Число и расположение цилиндров

Рабочий объем, л.

17,24

Диаметр цилиндра/ход поршня, мм

Число клапанов

Максимальная мощность, л.с./об/мин

Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин

2700/1300—1400

Коробка передач

ZF 16S 251, механическая, 16-ступенчатая

Раздаточная коробка

Steyr, 2-ступенчатая

Главные передачи

центральные, двойные

Передаточное число главных передач

3,55

Дифференциал

конический, с принудительной блокировкой

Шины

бескамерные, 14.00 R20, Michelin

Максимальная скорость, км/ч

Время разгона снаряженного автомобиля, с

0—60 км/ч

6,8

0—100 км/ч

на пути 400 м

20,6

на пути 1000 м

36

Расход топлива, л/100 км

контрольный (с полной нагрузкой при скорости 60 км/ч)

расчетный (в экстремальных условиях)

Генадий Борисов
Фото автора
"Грузовики и Автобусы" © 2001, ООО "
" 2003 год

Гоночная команда «Камаз-Мастер» представила новый грузовик для ралли-рейдов. В отличие от других гоночных «КамАЗов» новая машина имеет капотную компоновку.

Идея пересадить гонщиков на капотный грузовик появилась в команде «Камаз-Мастер» в 2013 году, после того, как был изучен опыт других производителей (Tatra, IVECO), успешно участвующих в соревнованиях на автомобилях такой компоновки. Основные преимущества капотной машины — лучшая развесовка по осям и смещение центра тяжести назад. В итоге автомобиль лучше управляется и становится чуть более комфортным на ходу.

Руководитель команды Владимир Чагин — «Проект новой машины капотной компоновки от команды «КАМАЗ-мастер» давно напрашивался и был ожидаем»

За основу при создании новой машины, пока не имеющей собственного индекса, было взято двухосное полноприводное шасси от гоночного бескапотного грузовика КамАЗ-4326, однако с изменение компоновки в конструкцию машины пришлось внести множество изменений.

Так как КамАЗ не выпускает капотные грузовики, кабину позаимствовали у модели Mercedes-Benz Zetros. Выглядит машина эффектно, но теперь она совсем не похожа на обычные КамАЗы, а ведь участие в гонках — это еще и реклама серийной продукции завода.

На грузовике КамАЗ-4326 VK Айрат Мардеев победил в ралли «Дакар» этого года

Пришлось заменять и силовой агрегат машины: прежний двигатель Liebherr V8 просто не помещался под смещенной назад кабиной, поэтому в «Камаз-Мастере» решили использовать рядный шестицилиндровый дизель Caterpillar, подготовленный чешской гоночной командой Buggyra.

КамАЗ-55111 040-02

Этот мотор имеет объем 12,5 литров и развивает до 980 л. с. Переработке подверглись и система охлаждения двигателя.

В перспективе капотный КамАЗ вновь может получить дизели Liebherr: сейчас камский завод совместно с швейцарской фирмой разрабатывают новое семейство шестицилиндровых двигателей для серийных грузовиков.

Естественно, новая конструкцию еще придется дорабатывать и избавлять от неизбежных в таких случаях недостатков, поэтому об участии капотных КамАЗов в «Дакаре-2016» представители команды пока говорят с осторожностью. А первый старт новой машины состоится совсем скоро — первого июля на ралли-рейде «Великая степь» в Калмыкии.

Темы: КамАЗКамаз-МастерРалли-РейдыАвтоспорт

Комментарии

Популярное на сайте

Спортивные грузовики КамАЗ для ралли "Дакар"

Благодаря победам грузовых автомобилей КамАЗ на ралли "Дакар" они стали узнаваемы во многих странах мира. В данной статье поговорим о технических характеристиках спортивных автомобилей КамАЗ для ралли "Дакар".

Какие автомобили КамАЗ участвуют в Дакар?

Специально для ралли-рейда "Дакар" грузовые автомобили проходят жестокую модернизацию, чтобы выстоять в тяжелых гонках по пустыне. Автомобиль должен быть крепким, чтобы не развалиться от очередного прыжка с трамплина и выносливым, чтобы проходить в день по 500-700 километров по знойным пескам "Дакара". Весь ремонт происходит собственными силами, из-за этого экипаж боевой машины включает помимо водителя и штурмана еще механика.

Разберем техническое устройство КамАЗ «4911-EXTREME», который является прообразом гоночного автомобиля для ралли "Дакар". В качестве двигателя используется агрегат Ярославского Моторного Завода, который оснащен двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения поддаваемого воздуха в мотор. Максимальная мощность составляет 730 л.с.

и "нереальные" 2700 "ньютонов" крутящего момента.

Те, кто думает, что такие технические параметры двигателя нужны для придания большой максимальной скорости — ошибается. Ведь в ралли-рейдах "Дакар" максимальная скорость автомобилей-участников имеет малое значение, а на некоторых участках вовсе ограничена 150 км/ч. Самое главное — крутящий момент, который необходим для преодоления зыбучих песков и чтобы автомобиль не застрял в них.

Еще одной интересной особенность КамАЗ «4911-EXTREME», является то, что к раме жестко крепится кузов, а к кузову жестко крепятся кресла. Комфорта от такого решения мало, но эта особенность помогает чувствовать пилоту все нюансы поведения гоночного автомобиля и соответственно оперативно реагировать на любые изменения. Кроме этого, гоночные машины отличаются наличием дополнительных фар освещения, спортивными креслами, наличием лебедки с электроприводом.

В настоящее время команда "КамАЗ-Мастер" использует прототип автомобиля КАМАЗ 4326 (4х4), который участвует ралли-рейдах "Дакар" по сегодняшний день.

Поводом для создания КАМАЗ 4326 послужили очередные изменения требований со стороны FIA, которые позволяли омологировать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Он имеет восьмицилиндровый двигатель мощностью 830 л.с. Двигатель перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика.

За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес грузовика удалось снизить, хотя до разрешенного минимального предела в 8,5 тонн дойти не получилось.

Кроме основного гоночного КамАЗа, есть "техничка", целью которой является оказание помощи основной машине. В кузове "технички" есть различные запчасти и запасные комплекты шин. Именно «технички» и механики проделывают невидимый фронт роботы, благодаря которому команда "КамАЗ-Мастер" одерживает победу из года в год.

Что ещё можно почитать

↑ НАВЕРХ

КамАЗ — легендарная марка, под которой выпускаются мощные грузовики с отличными эксплуатационными характеристиками. Эти автомобили популярны не только в России, за рубежом они тоже отлично зарекомендовали себя. Их ценят за надежность, высокую проходимость, выносливость, неприхотливость и ремонтопригодность. Они легко справляются с высокими нагрузками в любых условиях, поэтому и получили такое широкое распространение (от строительной сферы, сельского хозяйства до грузоперевозок).

КамАЗ 4911 Extreme — востребованная спецтехника, которая не подведет в сложной ситуации. Ее покупка — это выгодное вложение денежных средств, которое непременно себя оправдает. Модель оснащена колесной базой 4х4, осевая нагрузка составляет 78 кН, что обуславливает солидную грузоподъемность. Продуманная конструкция и оптимальные массогабаритные показатели обеспечивают технике хорошую маневренность.

Основные характеристики и геометрические параметры
Колесная формула 4х4
Максимальная скорость, км/ч 180
Габаритная длина, мм 7300
Габаритная высота, мм 3590
Габаритная ширина, мм 2550
Колея, мм 2155
Колесная база, мм 4200
Весовые параметры
Снаряженная масса а/м без топлива, кг 10 300
Полная масса а/м, кг 11 500
Двигатель
Модель ЯМЗ-7Э846.10
Тип Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность, кВт (л. с.) / при об/мин 625 (850) / 2500
Максимальный крутящий момент, Н*м(кгсм)/при оборотах, мин-1 2700 (275) / 1500
Число и расположение цилиндров 8, V-образно
Рабочий объём, л 17,24
Вместимость топливного бака, л 1000
Трансмиссия
Сцепление ZF-SАСНS MFZ430
Тип Фрикционное, сухое, однодисковое
Коробка передач ZF 16S-251
Привод Тросовый, дистанционный
Тип Механическая, синхронизированная, 16-ступенчатая
Раздаточная коробка ZF VG2000/300
Тип Механическая, 2-ступенчатая
Подвеска
Тип Рессорная, зависимая
Тип применяемых элементов Многолистовая рессора, гидропневморессора «ВгТЗ»
Тормозная система
Привод Пневматический
Тип применяемых элементов Барабанные
Колеса и шины
Тип колес Дисковые, алюминиевые с системой регулирования давления
Шины Бескамерные MICHELIN, XZL 14R20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *