Калининградский завод автотор

КАЛИНИНГРАД, 3 дек — ПРАЙМ. Калининградский завод «Автотор» выпустил пробную партию автомобилей Audi Q7, решение о дальнейшем сотрудничестве будет принимать автоконцерн, сказал журналистам председатель совета директоров «Автотор-Холдинг» Валерий Горбунов.

«Про Audi ничего не могу сказать – мы продемонстрировали им, что мы можем произвести не только BMW, но и Audi. Взяли пилотную партию, на ней вместе с ними поработали в режиме достаточно интенсивном, эти машины уже ушли на рынок. Но Audi должно решить», — сказал Горбунов, отметив, что в пробной партии было выпущено 250 автомобилей Audi Q7.

«Они обсуждают, считают, просчитывают риски. Они понимают, что мы живем в условиях санкций. Мы показали, что мы можем, они приняли машины», — добавил Горбунов.

Компания «Автотор» основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведётся с мая 1997 года. На сегодняшний день завод выпускает автомобили под марками BMW, KIA, Hyundai. Общий объем производства превысил 2 миллиона автомобилей.

Компания «Автотор» представила годовой отчёт о своей работе в 2019 году: предприятия, участвующие в производстве автомобилей в Калининградской области, составляют основу региональной экономики, гарантируя около 30 тысяч рабочих мест на своих площадках и у смежников.

Как отметил председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов в своём обращении к акционерам, предваряющем отчёт, прошедший год стал важнейшим этапом в реализации стратегического курса компании в русле приоритетных направлений государственной политики в области развития отечественного автомобилестроения.

Основные показатели

Вклад «Автотор» в общий объём товарной продукции, выпускаемой в Калининградской области, составил в 2019 году 53,3%. Более 50% железнодорожных перевозок и более 70% морских контейнерных перевозок в портах региона обеспечиваются за счёт деятельности калининградского автомобилепроизводителя.

«Автотор» уплачивает 65,8% всего НДС в регионе и 47% собираемых в регионе акцизов. На его долю таким образом приходится добрая половина всех налогов и сборов в Калининградской области — 48,2%. При этом «Автотор» значительно увеличил свой вклад в поддержку бюджетной системы за минувшие 12 месяцев: в 2018 году эта доля составляла 42,1% — 67,2 млрд рублей.

За годы своей работы с момента основания в 1994 году и выпуска первого автомобиля в 1997 году компания вложила в организацию полнопрофильного автомобильного производства в регионе более 650 млн евро.

В 2019 году с конвейеров «Автотор» сошли 213 153 автомобиля, в сравнении с 2018 годом рост составил +4,9% (годом ранее были выпущены 203 218 единиц). Объём товарной продукции составил 351,9 млрд рублей, значительно – на 14,5% — превысив показатель 2018 года (307,4 млрд).

Доли мировых автомобильных брендов, сходящих с конвейеров на «Автоторе», распределились в 2019 году следующим образом:
  • KIA – 65,5% (139 665);
  • Hyundai – 23,3% (49 593);
  • BMW – 8,1% (17 200);
  • Коммерческие автомобили Hyundai – 0,7% (1 510);
  • Китайские бренды — 2,2% (4 690);
  • Ford Cargo и другие коммерческие автомобили — 0,1% (295);
  • Прочие легковые автомобили — 0,1% (200).
  • Бизнес-модель «Автотор» связана с ограниченностью российского рынка и, как указано в годовом отчёте, серийность калининградского производства составляет от 500 до 5-7 тысяч автомобилей одной модели в год. В 2019 году компания производила 50 моделей легковых автомобилей, и, как подчеркнул генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин, «является единственным автомобилестроительным предприятием в мире, выпускающим такое количество моделей одновременно на одном производстве». Особенностью компании является и скорость, с которой происходит запуск новых моделей. 15 из 50 выпускавшихся в 2019 году моделей пришлись на новые, поставленные на конвейер в течение года, в том числе, и по полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку.

    «Автотор» обладает экспертизой для производства не только моделей повседневного спроса, но и эксклюзивных, сочетающих в себе последнее слово в автомобилестроении единиц. В январе 2019 года с конвейера сошёл флагман модельного ряда KIA – седан К900. Он сменил выпускавшегося с 2013 года предшественника – седан Quoris. И та, и другая модели входят в премиум-сегмент.

    С июня 2019 года на обновлённой производственной площадке сошёл с конвейера первый флагманский кроссовер BMW – Х7. «Автотор» сотрудничает с немецким автоконцерном с 1998 года. Нарастив свои компетенции, компания сейчас выступает экспертным центром по производству всего ряда кроссоверов BMW, обеспечивая превосходное качество.

    СПИК

    28 июня 2019 года «Автотор» подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) по реализации инвестиционного проекта модернизации действующего и создании нового промышленного производства для расширения и углубления технологических процессов. Сторонами контракты выступили Российская Федерация в лице министра промышленности и торговли Денисам Мантурова, правительство Калининградской области в лице губернатора Антона Алиханова и ещё десять компаний в статусе «Привлечённых лиц».

    Существо СПИК состоит в переводе в течение 10 лет подавляющего количества моделей на полный технологический цикл – со сваркой и окраской кузовов. Контракт предусматривает запуск одной модели по полному циклу в год. В 2019 году «Автотор» запустил сразу две модели, значительно опередив исполнение обязательств, рассчитанное на период до 2029 года.

    Во исполнение СПИК в 2019 году компания подписала контракт на создание нового завода с мировым лидером в сфере проектирования интегрированных сборочных и окрасочных систем, немецкой компанией Dürr. Мощности нового производства составят 50 тысяч автомобилей год. При этом в Калининградской области будут созданы десятки и сотни высококвалифицированных, а, значит, высокооплачиваемых рабочих мест.

    «Автотор» намерен создать с нуля в Калининградской области целую отрасль по производству автомобильных компонентов. Уже сейчас предприятие прикладывает беспрецедентные усилия по поиску и поддержке отечественных производителей компонентов для своих производств. В 2019 году, как сообщил в отчёте о работе за 2019 года генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин, закупки на внутреннем рынке Евразийского экономического сообщества превысили 2,2 миллиарда рублей, обозначив рост на величину более 30% по сравнению с 2018 годом.

    Компании, которые «Автотор» привлёк в рамках программы локализации, вложили со своей стороны в экономику Калининградской области более 6,2 млн евро за 2018 и 2019 годы.

    Резидент ОЭЗ в Калининградской области «Мотрекс КЛД» освоил производство мультимедийных систем для автомобилей, систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

    Калининградская компания «Гефест» выпускает надстройки для шасси коммерческих автомобилей Hyundai, адаптируя их под коммунальные нужды муниципальных предприятий. Общий объём локализации только в этом сегменте составил в 2019 года около 400 млн рублей.

    Другая калининградская компания «Енгсан КЛД» в 2019 году инвестировала в локализацию производства для выпуска бамперов, помимо этого партнёр «Автотор» уже выпускает электропроводку, сидения для автомобилей KIA Sorento и Cerato, а также выхлопные системы.

    В рамках реализации СПИК, как указал в отчёте Валерий Горбунов, председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг», компания намерена значительно превысить минимальный объём инвестиций в 12 млрд рублей. По оценке, «Автотор» вложит более 20 млрд в гарантированное исполнение своих обязательств перед правительствами Российской Федерации и Калининградской области.

    В 2019 году для решения стратегической задачи смены вектора развития «Автотор» создал инжиниринговый центр, центр локализации и IT центр. Согласно отчёту, новые шаги были необходимы для подготовки платформы беспрерывного внедрения инноваций на предприятиях с учётом перехода на новый технологический уклад в мировом автомобилестроении.

    Социальная ответственность

    Непосредственно на своих производственных площадках компания довела численность сотрудников до 3,4 тыс. Рост количества занятых составил в абсолютном выражении более 500 рабочих мест.

    В региональном сравнении «Автотор» создал самые высокооплачиваемые места в обрабатывающем секторе. Средняя зарплата на производствах компании составила в 2019 году 48,8 тысяч рублей, увеличившись на 3% по сравнению с 2018 годом. В среднем в обрабатывающей промышленности зарплата в регионе составила 33,9 тыс. рублей. «Автотор» превысил медиану на 44%.

    В ознаменование 25-летия со дня основания решением акционеров и Совета директоров были поощрены все сотрудники компании, проработавшие более года. Сотрудники, которые участвовали в выпуске автомобилей в 1997 – 1998 годах, получили дополнительно премии в размере 100 000 рублей.

    Кроме того, как и в предыдущие годы, компания выплатила по итогам 2019 года 13-ю зарплату в качестве оценки за выдающиеся показатели работы.

    Свыше 700 работников предприятий получили также нематериальное поощрение: корпоративную медаль «25 лет основанию компании».

    В мае 2019 года «Автотор» на конференции трудового коллектива принял новый коллективный договор, закрепляющий и гарантирующие исполнение обязательств работодателя перед своими работниками. Его выработке предшествовала работа согласительной комиссии, которая учла 12 предложений. Со 2-го полугодия в компании выплачиваются новые доплаты и надбавки к зарплате за профессиональное мастерство, наставничество, руководство звеном и другие.

    Большое внимание «Автотор» традиционно уделяет питанию своих сотрудников, получающих компенсацию в 83% от стоимости обеда. На площадке №2 введена в эксплуатацию после капитального ремонта новая столовая площадью 913 квадратных метров, рассчитанная на одновременное нахождение 320 сотрудников.

    Новым в 2019 году стало также утверждение Концепции жилищной политики «Автотор». Компания направит на её осуществление треть средств, выделяемых на социально ориентированные мероприятия. Это означает, что сотрудники смогут получить от предприятия жильё на различных основаниях, в том числе, и на условиях последующего выкупа по цене существенно ниже рыночной.

    Реализацию Концепцию «Автотор» уже начал: под строительство жилья приобретён участок на улице Челюскинской, завершается строительство многоквартирного дома на улице 1-й Алтайской под служебный фонд, компания вошла в долевое строительство 8 квартир на улице Карташова – Ижорской для предоставления как служебное.

    В 2019 году «Автотор» продолжил исполнять свои добровольные обязательства рамках политики социально ответственной деятельности в Калининградской области.

    Вложив за всё время сотрудничества более 400 млн рублей в строительство и оснащение Православной гимназии Калининграда, компания в 2019 году дооснастила цифровое обучение, передав школьникам десятки планшетов и несколько цифровых станций для учителей. Основатель «Автотор» Владимир Щербаков передал гимназии компьютерную технику и оборудование для гончарной мастерской, гимназического кафе и зоны отдыха на сумму в 5,6 млн рублей. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл поблагодарил Владимира Щербакова и акционера «Автотор» Сергея Щербакова за их вклад в социальные проекты и поддержку Калининградской епархии во время своего первосвятительского визита в Калининградскую область.

    Детский сад №52 на улице Калужской в Калининграде для детей с особыми потребностями получил от «Автотор» комплекты книг специальной конструкции, позволяющие вести обучение.

    Основатель «Автотор» Владимир Щербаков также не оставлял без внимания в 2019 году Музей Мирового океана, подарив уникальную коллекцию «Люди моря» для экспозиции в театре эстрады «Янтарь-холл».

    «Автотор» продолжает вести работы по подготовке к вводу в эксплуатацию «Автотор-Арены» — уникального физкультурно-оздоровительного комплекса, сочетающего в себя крытый футбольный манеж, бассейн олимпийского класса и многофункциональные спортивные залы.

    Немецкий автопроизводитель BMW отказался от планов по строительству в России завода полного цикла. Компания несколько лет обсуждала размещение своих производственных мощностей в одном из регионов страны, но так и не смогла найти выгодный для себя вариант.

    BMW собирают в Калининграде уже более 20 лет

    С 1999 года модели BMW собирают в Калининградской области на заводе «Автотор». Речь идет о крупноузловой сборке. По состоянию на середину 2019 года общий объем производства с момент его запуска составил более 215 тысяч автомобилей — это BMW 3-й, 5-й и 7-й серий, а также кроссоверы. Когда в России изменили требования к уровню локализации иностранных автопроизводителей, которые хотят иметь доступ к господдержке, баварский автоконцерн стал искать место для строительства собственного завода.

    Денис Мантуров на экономической конференции в Берлине (фото из архива)

    Глава Минпромторга России Денис Мантуров рассказывал, что BMW рассматривал возможность разместить такой завод в Калининграде, Санкт-Петербурге или Московской области. Немецкий автопроизводитель определился с площадкой в начале 2018 года.

    Российское подразделение BMW подало заявку на сооружение предприятия в индустриальном парке «Храброво» — территории под Калининградом, на которой инвесторам предлагают уже готовую инфраструктуру. В Калининградской области действует режим особой экономической зоны. Ее резидентам предоставляют налоговые льготы и субсидии.

    BMW посчитал бизнес в России неприбыльным

    Около полутора лет концерн вел переговоры с российскими чиновниками о подписании специального инвестиционного контракта (СПИК), определяющего условия работы иностранного автопроизводителя в РФ. Однако в январе 2020 года президент BMW Group Россия Штефан Тойхерт (Stefan Teuchert) заявил, что компания перестала обсуждать возможность сборки машин в России в рамках СПИК из-за того, что «правила игры не были точно установлены». «Мы не смогли договориться об условиях, при которых можно вести прибыльный бизнес», — цитирует Тойхерта Forbes.

    Сборка BMW на заводе «Автотор» в Калининграде

    В ответ на запрос DW в BMW Group уточнили, что в долгосрочной перспективе все еще рассматривают Россию как растущий рынок для своей продукции. В компании, не объяснив причину нынешнего решения, добавили, что находятся в постоянном контакте с калининградским «Автотором», чтобы продолжать работу. В свою очередь Штефан Тойхерт сообщил СМИ, что главной проблемой на данном этапе стали сомнения BMW в достаточном уровне господдержки для успешного ведения бизнеса.

    Перспективы экспорта из Калининградской области

    На стадии обсуждения инвестпроекта власти Калининградской области не исключали, что продукция завода BMW будет поставляться не только на остальную территорию РФ, но и в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Приход немецкого концерна здесь рассматривали как значимую инвестицию в экономику региона.

    «Калининградская область сделала все для того, чтобы сюда пришел BMW. Мы готовы были предоставить земельный участок (в индустриальном парке «Храброво» — Ред.). Там уже и геология была сделана, и всю инфраструктуру под этот завод мы готовы были предоставить. Насколько я знаю, вопросов у немецкой стороны на эту тему не было», — сообщил DW глава комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы Александр Никулин.

    По его мнению, BMW было бы «достаточно легко обустроиться» в регионе: за годы работы по сборке моделей на «Автоторе» здесь появился высококвалифицированный персонал. В то же время эксперты указывают, что в Калининградской области нет проблемы с нехваткой рабочих мест.

    «В данный момент в Калининграде наблюдается дефицит сотрудников, так что это (отказ BMW от строительства завода — Ред.) не угробит нашу экономику. Но такой инвестор, как BMW, имеет громкое имя — это, конечно, подняло бы уровень и репутацию нашего региона», — отметил в интервью DW президент Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области Стефано Влахович.

    В Калининграде надеются на возобновление переговоров с BMW

    Рабочие «Автотора», которые занимаются сборкой моделей BMW, о планах немецкого концерна слышали, но особых иллюзий на сей счет не питали. «Какой-то конкретики не было, поэтому и расстраиваться в общем-то не из-за чего», — говорит сотрудник предприятия Дмитрий. Местные СМИ большого интереса к заявлению немецкого автоконцерна об отказе открывать завод в регионе тоже не проявили.

    Руководство области причины решения BMW не комментирует и не исключает возобновления переговоров. «Власти региона всемерно приветствуют инвестиции, особенно в такие отрасли, как автомобилестроение — с высоким уровнем добавленной стоимости и компетенциями международного уровня. Для инвесторов в регионе создается режим максимального благоприятствования. Мы открыты для предложений, которые усиливают экономику региона, создают новые высокооплачиваемые рабочие места и пополняют казну через налоги», — сообщили DW в пресс-службе правительства Калининградской области.

    Как считает президент Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области, история с заводом немецкого концерна будет иметь продолжение. «BMW не объявил, что они пойдут в другой регион России. Речь идет о том, что, скорее всего, компания в данный момент не может найти достаточного спроса. Причем это не вопрос того, что в России машины не покупаются, а просто, видимо, не покупается достаточное количество BMW», — полагает Стефано Влахович.

    Модели BMW в России подорожали

    Иностранные инвесторы характеризуют нынешнюю ситуацию на российском авторынке как напряженную. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2019 году продажи новых машин в стране сократились на 2,3%.

    Ключевыми факторами, которые мешают развитию иностранного автопрома в РФ, участники рынка называют повышение утилизационного сбора, экономическую неопределенность и ограничение экспорта автокомпонентов, которые производят в стране.

    С 2020 года утилизационный сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров вырос на 112,4%. пишет портал Autonews. Из-за этого автомобили BMW подорожали примерно на 2%.

    Смотреть видео 01:27

    Завод «Автотор». Фото – ИТАР-ТАСС/Елена Нагорных

    Шокирующая новость: на автомобили BMW, собранные калининградским «Автотором», не даётся гарантии. Вообще никакой! То есть в случае поломки завод умывает руки. Сам гендиректор АО «Автотор» господин Пиксайкин это подтвердил. И даже официальный документ в суд предоставил.

    Заклинило двигатель

    Увы, этого не знает никто из покупателей. Производитель и продавец о таком важном условии умалчивают. По сути, обманывают своих клиентов – людей солидных и далеко не наивных.

    Житель Нижнего Новгорода по имени Иракли не то что не знал – даже подумать не мог, что, покупая новенький BMW 3-й серии, фактически приобрёл кота в мешке. Хотя выложил около трёх миллионов рублей. Иракли не придал особого значения тому, что машина собрана не в Германии, а на калининградском «Автоторе». Внешне их не отличить.

    Иракли, владелец аналога BMW, собранного на «Автоторе» в Калининграде

    — Приехал я в отпуск летом в Грузию, — вспоминает Иракли. — Однако в один прекрасный день мой автомобиль заглох и отказался заводиться.

    Позвонил в московский дилерский центр «АВТОДОМ», где эту машину покупал. Мне ответили: «Отвези автомобиль к местному дилеру BMW в Тбилиси». Что я и сделал. Оказалось, заклинило двигатель. Мне согласовали его замену по гарантии. Но прошёл месяц, другой… А ремонт даже не начинался.

    Я возмутился. А мне сказали: у вас не BMW, а какая-то подделка. Мы не можем обслуживать и ремонтировать такие машины, на них не распространяется гарантия. В общем, пиши жалобу в «АВТОДОМ» и «Автотор».

    Написал. Снова жду. Никакого ответа. Обратился к адвокату. Он направил претензию и потребовал, чтобы производитель заменил мой автомобиль.

    BMW-тройка, произведённая на «Автоторе», которую купил Иракли

    Нет мировой гарантии

    Претензию Иракли дружно проигнорировали и «АВТОДОМ», и «Автотор». Опять ни ответа, ни привета. Тогда пострадавший обратился в суд. И вот там выяснилось много чего интересного и неожиданного – когда по требованию судьи Маркиной О.Е. Нижегородского городского суда ответчики («АВТОДОМ» и «Автотор») привезли документы и дали соответствующие разъяснения.

    Рассказывает представитель Иракли, московский юрист Андрей Подшивалов:

    Адвокат Андрей Подшивалов

    — В суде представитель BMW в России, фирма «BMW Русланд Трейдинг» (существует с 1999 года и является дочерней компанией концерна БМВ АГ в России, — прим. авт.), заявил, что на автомобили BMW, произведённые в Калининграде, не существует мировой гарантии. На них нет вообще никакой гарантии. Даже двухнедельной, как на механическую мясорубку…

    В подтверждение своих слов представитель «BMW Русланд Трейдинг» продемонстрировал официальное письмо, подписанное генеральным директором АО «Автотор» господином Пиксайкиным.

    Нарушители закона

    Первое, что сразу бросается в глаза в этом документе – его сногсшибательное название «Справка об отсутствии гарантии производителя».

    Далее – ещё круче. Чёрным по белому: «В отношении товара BMW 320d xDrive VIN (далее указана 17-значная комбинация из букв и цифр), заводом-изготовителем не установлен гарантийный срок на автомобиль».

    А вслед за этим – ещё интересней: «АО «Автотор» не предоставляет мировую гарантию на товары, которые он производит».

    Внизу документа: «Президент – Генеральный директор АО «Автотор» М.С. Пиксайкин».

    Подпись Пиксайкина, круглая печать «Автотора» и дата – 19.02.2019 года.

    Официальный дилер в Москве, компания «АВТОДОМ», тоже открестилась от калининградских BMW. И указала, что не даёт и никогда не давала гарантии на эти автомобили.

    Хотя это грубое нарушение прав потребителей!

    Очевидно, «АВТОДОМ» и «Автотор» выработали общую линию обороны: никто из них не виноват. Между тем, по закону гарантийный срок должен быть – и он устанавливается либо изготовителем, либо продавцом. А чтобы вообще гарантии не было – так нельзя. Это нарушение российского законодательства.

    Ни одного немца

    — В ходе судебного разбирательства, — продолжает рассказ адвокат, — представитель «BMW Русланд Трейдинг» признался, что на заводе в Калининграде выпускаются не BMW, а некие «аналоги BMW в упрощённой комплектации». И эти «аналоги» не имеют никакого отношения к именитой немецкой компании.

    Представитель BMW в России на суде в Нижнем Новгороде заявила, что их компания не изготовляет автомобили BMW в Калининграде. Настоящие BMW она привозит из Германии, а некие другие, «аналоги», закупает по договору поставки на заводе «Автотор» в Калининграде.

    — Я впервые с таким сталкиваюсь, — удивляется Подшивалов. — Какая-то уж очень странная и запутанная схема с этим с договором поставки. Неужели BMW покупает автомобили у самой же себя?

    Чтобы разобраться, я залез в реестр юридических лиц и посмотрел, что это за «Автотор» такой… К своему удивлению в составе учредителей я не обнаружил там ни самой компании BMW, ни даже немца ни одного. Учредителей в «Автоторе» всего два. Общество с ограниченной ответственностью «Автокапитал», которое зарегистрировано в городе Краснознаменск Московской области, и Щербаков Владимир Иванович. На немца он как-то не особенно похож.

    Генеральный директор «Автотора» тоже на немца не похож – Пиксайкин Михаил Сергеевич. Тот самый Пиксайкин, который писал по нашему запросу официальный ответ в суд – об отсутствии заводской гарантии на автомобили BMW калининградской сборки.

    И тогда меня заинтересовал вопрос: может и другие иностранные производители действуют в России по такому же принципу?

    Ни один суд не защитит

    — Возьмём, например, выписку из реестра юридических лиц компании «Фольксваген Русс», — развивает мысль московский адвокат Андрей Подшивалов. — И что мы тут видим? Генеральный директор – Фридрих-Вильгельм Ленц. Явно немец. Теперь сведения об учредителях. Их три: «Фольксваген АГ», «Шкода АВТО А.С.» и «Европейский банк реконструкции и развития». Здесь нет ни одной российской организации или российского гражданина.

    Возьмём же реестр компании «BMW Русланд Трейдинг», которая привозит из Европы BMW немецкой сборки и закупает по договору поставки на «Автоторе» в Калининграде, как выразился представитель компании – «аналоги BMW». Что же мы тут видим?

    Генеральный директор компании «BMW Русланд Трейдинг» – Тойхерт Штефан Торстен… Похоже, что немец.

    Теперь сведения об учредителях: «BMW Остеррайх Холдин ГМБХ», «BMW Фарцойгтехник ГМБХ». То есть здесь нет ни одной российской организации и ни одного россиянина.

    Что мы в итоге имеем?

    «BMW Русланд Трейдинг» покупает автомобили в Германии и продаёт их тут в России с нормальной двухлетней гарантией. А также закупает по договору поставки на «Автоторе» в Калининграде «аналоги BMW» некой упрощённой комплектации, которые к BMW не имеют вообще никакого отношения. И на эти автомобили, по утверждению самого же «Автотора», не существует никакой заводской гарантии.

    Лично у меня от этой информации просто голова взрывается! Либо это какой-то глобальный обман потребителей, либо это чудовищное недоразумение. А пока такой итог: если вы купите BMW калининградской сборки, вас просто пошлют куда подальше. И никакой суд вас не защитит.

    (Нижегородский городской суд отказал Иракли в удовлетворении иска, встав на сторону ответчиков – «АВТОДОМа» и «Автотора». Сейчас адвокат Подшивалов подал апелляцию, посмотрим, что скажет вышестоящая судебная инстанция).

    Владелец автоторовской бэхи Иракли и его адвокат Андрей Подшивалов

    Чёрная дыра

    Из всего вышеизложенного следует вывод, который был официально подтверждён в суде: калининградские BMW – это вообще не BMW, а подделка.

    Невольно возникает вопрос: что это за фирма такая – «Автотор»?

    Существует она аж с 1996 года. Тогда несколько матёрых чиновников во главе с бывшим первым зампредом правительства СССР Владимиром Щербаковым замутили хитрый бизнес. Приобрели в Греции комплект бэушного оборудования автосборочного завода. Выложили за него 130 млн долларов. Откуда у бывших чиновников такие деньги – всем понятно.

    Владимир Щербаков

    Греческий металлолом привезли в Калининград. Собрали десяток микриков «Скорой помощи». Разумеется, их сразу закупил друг Щербакова губернатор Горбенко, на бюджетные деньги. Дальше всё пошло по накатанной. Что бы ни собирал «Автотор», всё у него приобретали бюджетные организации.

    Но тут разразился кризис 1998 года – бюджетные деньги закончились. Удержаться на плаву «Автотору» помог выгодный контракт с BMW. Теперь «Автотор» мог получать машинокомплекты немецких автомобилей без предоплаты, а рассчитывался с поставщиками после реализации готовых «аналогов BMW». Фактически Щербаков развивал свой бизнес на немецкие деньги.

    Самое главное – «Автотор» завозил из Калининграда в большую Россию «новенькие BMW» без уплаты таможенной пошлины, экономя на этом сотни миллионов долларов. Типа эта продукция произведена в России.

    С тех пор о Калининграде стали говорить как о чёрной дыре. Огромные деньги не попадали в бюджет.

    Лапша на уши

    Я, журналист «Новых колёс», связался с «Рус-МОТОРС» – единственной фирмой в Калининграде, занимающейся продажей новых BMW.

    — У нас вы можете купить автомобили BMW, собранные как в Калининграде, так и в Германии, — ответил менеджер по продажам Никита (свою фамилию он не назвал). — Калининградские обойдутся на 10% дешевле. Ибо на «Автоторе» идёт пакетная сборка. То есть машины монтируют упрощённым способом – целыми блоками и агрегатами. Но сейчас в наличии есть только машины немецкого производства. Цена на «пятёрку» начинается с 3 миллионов 80 тысяч рублей. Гарантия? Три года или 200 тысяч километров пробега. И она одинаковая что для «автоторовской» машины, что для баварской…

    Специально спрашиваю менеджера Никиту: нет ли каких-либо исключений и оговорок для «российских» BMW?

    — Что вы, нет! — твёрдо ответил менеджер Никита. — Никакой разницы. Для всех гарантия три года и 200 тысяч километров пробега.

    Вот так обманывают покупателей.

    Перевели стрелки

    Чтобы до конца понять механизм вранья, звоню в приёмную сборочного цеха (есть такая приёмная) «Автотора» на заводе «Янтарь» – сюда меня отослали из головной конторы «Автотора».

    Девушка-секретарь Марина ответила, что BMW, собранные на «Автоторе», в Калининграде вообще продаваться не могут. Потому что по договору все до единой машины отправляются в Москву и реализуются только через торгующую организацию «АВТОДОМ». Соответственно, по гарантиям – все вопросы только к ним. Завод этим не занимается.

    Не платят пошлины

    Об «Автоторе» уже 25 лет (с момента создания) чего только не говорят. Мол, пользуясь льготами ОЭЗ, эта хитрая фирма под видом «развития производственной деятельности» банально уклоняется от уплаты огромных пошлин. Заурядная отвёрточная сборка многие годы преподносится как «производство автомобилей».

    Когда губернатор Владимир Егоров напомнил хозяину предприятия Владимиру Щербакову, что хорошо бы хоть налоги в областной бюджет заплатить, то сразу нажил в лице «Автотора» могущественного врага и очень скоро лишился своей должности.

    Несмотря на постоянную пиар-кампанию, многие уверены, что на «Автоторе» лишь колёса прикручивают к полностью готовым машинам, которые производят и собирают вовсе не в Германии, а где-то в странах третьего мира. Поэтому немцы и не признают эти автомобили за полноценные BMW, и на них не распространяется общемировая гарантия в официальных дилерских центрах.

    Автоторовский шильдик на машине Иракли

    50 тысяч фейков

    Уже несколько лет ведутся разговоры о том, что калининградский «Автотор» построит ещё один завод и наладит выпуск дополнительно 50.000 легковых машин в год. Его открытие намечено на 2020 год. Об этом летом 2019 года заявил генеральный директор «Автотор холдинг» Александр Сорокин. Новое предприятие разместится на окраине Калининграда (участок площадью 32 гектара, рядом с основной площадкой «Автотора» в Косме, фактически был подарен Щербакову).

    Если верить пресс-релизам «Автотора», здесь смонтируют «две универсальные сборочные линии» – производительностью по 25.000 машин в год каждая. И, разумеется, речь идёт о «производстве» BMW.

    Но вот что забавно: тот же «Автотор» признаётся, что только к 2024 году на новом предприятии появятся цеха сварки и окраски. Неужели в течение четырёх лет к очередным «аналогам BMW» будут только прикручивать колёса? А Россию наводнит ещё одна армия «автоторовских» фейковых BMW?

    Представляете, аудит аналогов на «Автоторе»?

    Коррупция в штаб-квартире

    Что до злоключений Иракли, имевшего неосторожность приобрести «автоторовский» BMW, то для него всё закончилось благополучно. Через восемь месяцев дилерский центр BMW «Омега мотор групп» в Тбилиси за свои средства всё-таки отремонтировал его машину, сменил двигатель.

    Репутацию немецкой марки в Грузии ценят выше, чем председатель совета директоров компании «Автотор» Щербаков и генеральный директор Пиксайкин. Очевидно, скандал с «гарантийными обязательствами» нашим «автопроизводителям» вообще по барабану. У них сейчас другие заботы: надо выбить из немецкой компании BMW ещё 370 млн евро. Чтобы и дальше расширять производство подделок. И, будьте уверены, они своего добьются. Но это уже тема другого разговора – о коррупции в штаб-квартире немецкой компании BMW AG.

    Ю. ГРОЗМАНИ

    В понедельник, 8 июня, генеральный директор «BMW Group Россия» Штефан Тойхерт дал интервью телеканалу «РБК». Часть его была посвящена сборке автомобилей в Калининградской области в условиях пандемии COVID-19, перспективам производства на «Автоторе» и отношению компании к политике локализации, которую проводят российские власти. RUGRAD.EU публикует основные тезисы топ-менеджера.

    О загруженности «Автотора»

    Самая главная проблема, которую нам предстоит решить, — получить необходимое количество автомобилей, оптимальный модельный ряд для нашего рынка. Производство автомобилей BMW за границей останавливалось на достаточно продолжительное время, порядка 2 месяцев, что для нас значит сокращение поставок на российский рынок. Прекрасной новостью для нас стало восстановление сборочного производства на «Автоторе», ведь автомобили калининградской сборки крайне важны для российского рынка. Причем таких моделей, как X5, X6, X7, которые пользуются максимальным спросом со стороны клиентов.

    На текущий момент загрузка сборочных мощностей на «Автоторе» не в полном объеме. Мы соблюдаем все необходимые требования безопасности труда и сократили количество смен с 3 до 2. Уровень загрузки производства — около 70 %. Нам крайне важно иметь в наличии автомобили калининградской сборки, и мы планируем увеличить загрузку завода, поскольку ожидаем увеличения спроса начиная с июля.

    Сейчас с середины по конец июня произойдет остановка завода из-за нехватки деталей и компонентов, которые производились до остановки заводов в Европе и США. Эта проблема будет полностью решена к середине – концу июля, что позволит нам выйти на те же производственные мощности, что и до кризиса.

    Об онлайн-запуске в Калининграде новой модели

    Мы только что в разгар кризиса представили новый BMW X6 локальной сборки. Для запуска этой модели на «Автотор» должна была прилететь команда немецких инженеров, но они не смогли вылететь, поэтому мы приняли решение об онлайн-запуске производственного процесса, что до этого мы ни разу не делали. Инженеры из Калининграда были на связи с коллегами из Мюнхена по Skype и Zoom. Они проводили необходимые тренинги, чтобы процесс запуска новой модели прошел гладко. Если бы он не был организован онлайн, нам бы пришлось смещать сроки на 2 или 3 месяца

    О разнице между российской и немецкой сборкой

    Процесс производства на каждом заводе BMW проходит оценку качества по ключевым показателям эффективности. Неважно, находится ли завод в Мюнхене, Таиланде, Бразилии, Мексике, России или Китае. Везде происходит оценка качества работы со стороны команды инженеров, контролирующих, проверяющих и мониторящих все важные процессы. Благодаря этому мы можем гарантировать одинаковое качество продукции в любой точке мира. Если случаются ошибки, что может произойти где угодно, то не важно, кем был ваш механик: немцем, китайцем или русским.

    О варианте закрыть производство в России

    Мы верим в Россию, мы всегда видели потенциал российского рынка, поэтому представительству BMW в России и партнерству с «Автотором» уже более 20 лет. Во-вторых, в среднесрочной и долгосрочной перспективе локальное производство — необходимый элемент бизнеса на российском рынке. Это дает гибкость, позволяет иметь нужные модели автомобилей. BMW всегда считало это крайне важным. На рынке присутствуют российские бренды, иностранные бренды массового сегмента и премиум-сегмент. Российские клиенты любят премиальные автомобили, особенно немецкие премиальные автомобили… С другой стороны, крайне тяжело организовать локализацию автомобилей премиального сегмента, ведь объем одной модели в год может быть 500 штук, 1 или 2 тыс. Для другой модели «потолок» будет 5 тыс. в год. Трудно обеспечить локализацию для такого небольшого количества. Следовательно, трудно выполнять требования или даже пожелания российского государства.

    Мы всегда говорили, что открыты для предложений, но они должны быть реалистичными, экономически обоснованными, поскольку в противном случае увеличится стоимость автомобиля российской сборки, к чему клиенты могут быть просто не готовы. Цель увеличить продажи будет достигнута за счет увеличения производства. Ключевым является поиск оптимального соотношения между стоимостью автомобиля и затратами на его производство. Наша политика в последние годы заключалась в том, чтобы предлагать потребителям оптимальные цены. Поэтому до тех пор, пока производить автомобили в России экономически рентабельно и мы можем придерживаться необходимых государственных стандартов, мы продолжим локальную сборку. Однако если будут введены требования, которые мы не сможем исполнить, то нам придется полностью перейти на импорт.

    Записал: Евгений Сергеев
    Фото: Юлия Власова

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *