Как узнать официального дилера?

Двукратный обвал рынка новых автомобилей и массовое закрытие дилерских центров привела к тому, что некоторые пытаются как-то реорганизовать свой бизнес и, увы, иногда эта реорганизация встает на мошеннический, то есть, криминальный путь, поскольку кушать уже приучились хорошо, а вот работать — не очень.

Кстати, не будем кривить душой и скажем, что подобный путь для некоторых «бизнесменов» был предопределен. Не секрет, что стартовый капитал владельцев ныне уважаемых брендов дилерских центров родом из «лихих 90-ых», как и их учредителей, выживших в своем время в криминальных войнах. Помните фильм «Бумер 2», когда герой Мерзликина выкупает из тюрьмы героя Вдовиченкова, рассказывая, что сегодня больше не нужно пушкой махать: «У меня теперь автосалон BMW». Это взято из реальной российской действительности.

Так или иначе, рынок новых автомобилей живет в двух измерениях. Львиная его часть, слава богу, представлена официальными дилерскими центрами, которых стараются контролировать не столько российские законы, сколько представительства иностранных автопроизводителей. Там, конечно, тоже хватает своих хитростей, но об этом в следующем материале.

Откровенным обманом или правильнее сказать «разводом» занимаются так называемые дилеры «серые». То есть, автосалоны, которые внешне похожи на серьезные организации, но не имеющие никаких легальных прав продавать новые авто от имени автомобильных брендов. К сожалению, как ни пытаются правоохранительные органы и СМИ донести до граждан информацию об опасности таких автосалонов, клиенты все равно туда приходят.

Как работают «серые» дилерыФото: Артем Геодакян/ТАСС

«Серые» дилеры — это обычно прилично выглядящие автосалоны, как правило, раскрутившихся «барыг» с авторынков или же, наоборот, бывшие официальные дилерские центры, лишившиеся по разным причинам лицензии. В подавляющем большинстве случаев они не специализируются ни на каких марках авто, а просто торгуют самыми популярными новыми моделями всех брендов подряд.

Откуда у «серых» дилеров машины? Все просто: они покупаются мелким оптом у тех же дилеров официальных. Поскольку настоящие автосалоны обязаны выполнять план по продажам, за сделку сразу в 10-20 машин они готовы отдать их кому угодно по себестоимости, чем и пользуются дилеры «серые».

Самое интересное, что нелегальные автосалоны часто находятся в «черных списках» юрлиц, например, по базе налоговой инспекции, потому на сделку к дилеру, который, конечно, об этом знает, приезжают с мешком печатей на разные ИП и ООО, прямо вместе с менеджером по продажам подбирая «не засвеченное» юрлицо, на которое в итоге будут оформлены машины.

Очень часто владельцами «серых» дилеров являются выходцы из СКФО, организующих бизнес на основе национальных диаспор. У одного брата автосалон, у другого — автосервис, у третьего — микрофинансовая организация. Все они работают, как правило, в комплексе, что важно.

Ну а после того, как реальные автомобили куплены, начинается поиск клиентов. Увы, схема самая банальная — заманивание скидками. Дело в том, что реальная наценка на популярные машины небольшая — 5-10%. В непонятный автосалон за выгодой в 50 тысяч рублей никто не пойдет, а потому придумываются скидки нереальные — в 200-300-500 тысяч рублей, реклама на которые идет в интернете.

Что-то типа «Распродажа дилерского склада: скидки на новые машины до полумиллиона рублей. Hyundai Solaris за 450 000 рублей с автоматом в наличии» и т.п. Пройти мимо такой халявы русский человек не в силах.

Звонок в автосалон, где тебе, конечно, подтверждают, что это все правда, машины такие правда есть, но их уже осталось две штуки, потому нужно бежать с деньгами прямо сейчас. Главная задача — всеми средствами заманить клиента в салон, где его начнут «обрабатывать».

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В автосалоне вам покажут и выбранную машину, и даже реальные документы на нее. Проблема в том, что продавать вам ее никто не собирается.

В первую очередь, с вас возьмут залог — 20-100 тысяч рублей, который вам уже никогда не вернут, о чем часто так и прописано в 15-ти страничном договоре сверхмелким шрифтом. Это некая страховка «серого» дилера за потраченное время, если клиент заподозрит неладное и сорвется.

Одно из главных условий при покупке машины по указанной цене — оформление кредита. Поскольку покупатель и так собирался кредит оформлять, а скидка за кредит — распространенное явление и среди официальных дилеров, подозрений не возникнет.

Подстава в том, что кредит вам оформят в «нужном» банке. Рассчитывать на одобрение в «Сбербанке», ВТБ и прочих грандах бесполезно. Даже если вы придете с уже одобренным там кредитом, вам скажут, что, увы, автосалон с этими банками не работает, а работает только с условным «РазводЛоховБанком», где условия якобы не сильно хуже.

Проблема в том, что условия там сильно хуже, а иногда это вообще та самая подставная микрофинансовая организация, оформленная на третьего брата и работающая заодно с нелегальным автосалоном. Например, в кредитном договоре, который состоит уже из 20 страниц сверхмелким шрифтом, может быть написано что-то вроде «ежемесячная процентная ставка составляет 9.5%». Само собой, обыватель подсознательно обращает внимание на привычную цифру «9.5» и не обращает внимание на слово «ежемесячная», своей рукой вписывая себя в долговую кабалу.

На втором этапе выясняется, что и страховку КАСКО, которая обязательна при кредите, нужно покупать не абы где, а только в аффилированной с «серым» салоном страховой компании «РосЛохСтрах». Само собой, стоимость этой страховки в 1,5-2 раза выше обычной.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Ну и главный фокус. Оформление кредита, страховки, документов и даже выдача автомобиля как правило назначается на один день, чтобы клиент не успел опомниться. Именно в этот самый день выясняется, что «Соляриса с автоматом» за 450 000 рублей, который вчера стоял в салоне, уже нет. «Отмазы» будут придуманы самые реальные.

«Вчера за 5 минут до закрытия салона пришли и купили за наличку без скидки», «В ПТС оказалась ошибка, исправлять будут долго», «Ночью ставили защиту картера, торопились, уронили машину с подъемника» и т.д. и т.п.

И что теперь делать? Конечно же, «серый» дилер тут же найдет вам такую же машину, но, увы, уже не акционную, без скидки, за ее реальную стоимость, а то и дороже. Разницу вам предложат либо доплатить наличными, либо быстренько переоформить кредит на большую сумму все в том же «РазводЛоховБанке».

Поскольку покупатель уже мысленно сидит за рулем своей новенькой машинки и дело на 90% сделано, многие плюют и соглашаются. Результат такой сделки: машина, купленная дороже чем у официального дилера, кабальные условия кредита и двукратная стоимость страховки. Все это покупатель подписывает собственными руками, а потому жалобы и слезы никаким судом уже не принимаются. Выход только один — побыстрее рассчитаться, в том числе перезаняв деньги.

На самом деле, это еще не самый худший вариант. Иногда заключение сделки с «серым» дилером оставляет людей и без денег, и без машины. Все оформляется в один день, а сама выдача авто переносится на другой. В последний момент выясняется, что в документах ошибка или не пришли деньги из банка, или еще что-нибудь. В общем, приходите не в понедельник, а в пятницу. В пятницу клиент за машиной приходит к закрытым дверям исчезнувшего автосалона…

Кроме того, «серые» дилеры умело пользуются некомпетентностью покупателей, что особенно касается женщин. Им легко могут продать автомобиль с двигателем 1.4 вместо 1.6 или более дешевую комплектацию вместо дорогой.

Например, нелегальные автосалоны на самых базовых версиях обшивают руль кожей, переклеивают интерьерные накладки, устанавливают китайские дисплеи или ставят копеечную реплику оригинальных литых дисков. После чего, неосведомленному покупателю показываются настоящие дилерские буклеты, в которых указано, что это богатая комплектация. Бывали случаи, что девушки, например, выбрав топ-версию зимой только летом узнавали, что в ней нет даже кондиционера.

Почему люди на это попадаются?Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Увы, чаще всего, в ловушку «серых» дилеров попадаются обыватели из регионов, которые приезжают за скидками в столицу. В маленьких городах официальные дилеры как правило имеют монопольное положение, а потому гнут свои условия. Поэтому люди пытают автомобильное счастье в столицах, где выбор и конкуренция больше, а значит и цены ниже. Разбираться, где там официальный дилер, а где нелегальный успевают не все.

Ну и, скрывать нечего, как говорил Михаил Задорнов, глаза застит извечная мечта русского человека о халяве. Увы, пословицы «Скупой платит дважды», «Без лоха жизнь плоха», а также про нахождение бесплатного сыра появились в нашем фольклоре не просто так.

Правда, гарантий, что и у официального дилера все пройдет гладко и честно, тоже нет. Но об этом в следующей статье.

Если вы хоть раз выбирали автодилера через интернет, то наверняка заметили, насколько противоречивы отзывы о них. Одни клиенты пишут, что оказались всем довольны. Другие буквально готовы разорвать продавцов. Что же скрывается за отзывами: правда или самый настоящий бизнес? И как правильно проверить дилера в интернете?

Как отзывы влияют на репутацию

Около 60% пользователей читают отзывы в интернете, прежде чем решиться на покупку товара. Более того, 7 из 10 потребителей доверятся компании после того, как прочитают о ней положительные отзывы. К такому выводу пришли эксперты из международного исследовательского агентства «BrightLocal». Это во многом объясняет тот факт, что фирмы так дорожат репутацией в интернете, ведь она всерьез влияет на прибыль как в большую, так и в меньшую сторону.

Так, в 2008 году в США при отгрузке багажа сотрудники авиакомпании «United Airlines» сломали гитару одного из пассажиров, которым оказался музыкант Дэвид Кэролл. После девяти месяцев разбирательств и споров «United Airlines» отказались выплачивать компенсацию. Тогда музыкант снял комичный клип-отзыв (https://www.youtube.com/watch?v=5YGc4zOqozo&list=RD5YGc4zOqozo#t=2) о сложившейся ситуации и выложил в сеть. Как сообщает газета «The Times», спустя четыре дня ролик посмотрели сотни тысяч человек, а акции авиакомпании мгновенно упали на 10%. Всего же общий урон составил 180 миллионов долларов.

Чтобы избежать подобных проблем, многие компании, независимо от своего возраста и статуса, всерьез занялись ORM (Online Reputation Management) и SERM (Search Engine Reputation Management). Так, например, автомобильному концерну Toyota в 2010 году пришлось отозвать более 8 миллионов машин из-за проблем с акселератором и педалью тормоза. По поисковым запросам «Toyota» результаты выдавали сплошной негатив рассерженных клиентов. Компания полностью взяла под контроль поток информации в интернете: запустила свой канал в социальных сетях, несколько раз выпустила видеоизвинения главы концерна, обзор обновленных систем безопасности марки. А после аккуратно вытеснила отрицательные отзывы и вышла в топ продаж.

Кто и где оставляет отзывы

По данным исследовательской компании «Nielsen Clickstream» за 2016 год, своим опытом покупки конкретного товара или услуги делится каждый третий пользователь интернета. Если говорить об автомобильных дилерах, для этого существует несколько основных площадок:

• автомобильные издания. Яндекс.Каталог насчитывает более 15 крупных российских интернет-изданий по автомобильной тематике. Читатели общаются между собой в специально отведенных разделах, могут комментировать публикации и оставлять мнения о дилерах. Это самый надежный способ найти отзывы реальных людей, что подтверждается профилем человека и возможностью коммуницировать с ним через ресурс.

• автофорумы и клубы. В автофорумах и клубах можно узнать, где и у кого лучше купить/продать автомобиль. По данным ForumRate.ru, количество посетителей на наиболее популярных форумах достигает 60 000 в сутки. Пользователь, оставляющий отзыв, регистрируется на сайте, поэтому при желании можно отследить его активность и понять, можно ли ему верить, а также уточнить интересующие вопросы о работе автомобильного дилера. Это популярный и проверенный источник, которому однозначно можно доверять.

• социальные сети. Около 27% пользователей делятся своим мнением в социальных сетях — к такому выводу пришло агентство «GlobalWebIndex». Отзывы в социальных сетях делятся на две группы: в официальных группах дилеров и в сторонних пабликах, заточенных на сбор мнений. Соцсети дают возможность ознакомиться с профилем человека и при желании связаться с ним напрямую, чтобы получить нужную информацию. Поиск отзывов о дилере в социальных сетях значительно снижает возможность наткнуться на фейковые сообщения, поэтому этот ресурс тоже можно считать надежным.

• доски объявлений. Доски объявлений содержат не только предложения по покупке и продаже машин, но и разделы с отзывами о конкретных автомобилях, особенностях их эксплуатации, а также мнения о дилерах. По подсчетам seocatalogs.info, существует не менее 250 досок объявлений, но основную работу осуществляют 3 федеральных сайта. Информация о пользователе, который оставляет отзыв, представляет собой только его имя и фамилию. Бывают и анонимные сообщения. Хоть доски и не пользуются популярностью для вброса специально написанных отзывов, относиться к ним нужно с долей скепсиса.

• корпоративные сайты. Результаты исследования аналитического агентства «АВТОСТАТ» показали, что в 2017 году в России насчитывается 3530 официальных дилерских центров без учета неофициальных представителей. На сайте дилеров встречаются разделы с отзывами для знакомства потенциального клиента с продавцом, повышения его лояльности к бренду и мотивации сделать покупку именно здесь. Корпоративные сайты нельзя назвать достоверным источником, так как здесь оказываются только положительные отзывы. Например, этим активно пользуются недобросостветные автосалоны, чем вводят клиентов в заблуждение.

• специализированные сайты отзывов. Сайты отзывов популярны и позиционируют себя как независимые ресурсы. Результаты исследования одного из известных в рунете отзовиков показали, что ежегодно около 2 миллионов пользователей заходят на специализированные сайты, чтобы найти отзывы об автомобилях и дилерах. Многие отзовики пользуются тем, что дилеры занялись репутацией в сети, поэтому они не являются достоверным источником. На этом мы и остановимся поподробнее.

Как работают специализированные сайты отзывов

Часть площадок по сбору отзывов работает более или менее честно: пропускают текст только после модерации, проверяют сомнительные комментарии, блокируют подозрительных пользователей. Но есть и те, кто активно пользуется тем, что дилеры занялись своей репутацией в сети. Это тот самый случай, когда спрос рождает предложение. Работают они по двум основным схемам:

• в качестве агрегаторов собирают исключительно негативные отзывы в сети и предлагают компаниям на платной основе возможность разбавлять негатив позитивом;

• пишут негативные отзывы сами и предлагают на платной основе заменить их положительными.

Большинство таких онлайн-сервисов находятся в топе поисковой выдачи, поэтому у них всегда есть клиенты, готовые заплатить за улучшение репутации. Automama связалась с несколькими подобными ресурсами. После непродолжительного общения стало ясно, что сервисы, которые предлагают свои услуги, являются сомнительными «партнерами по бизнесу». Вся информация тщательно скрыта: номера телефонов отсутствуют, с представителем можно связаться только по электронной почте, оплата производится исключительно переводом на электронный кошелек, а договор на предоставление услуг отсутствует как таковой. Вот три компании, с которыми удалось пообщаться на эту тему (орфография и пунктуация авторов сохранены, — прим. Automama).

Нередко негативные отзывы становятся причиной громких судебных дел, которые приводят к блокировке ресурса. Но несмотря на постоянный рост числа исков по статьям 129, 130 УК РФ и 152 ГК РФ (клевета), удовлетворяется не более трети из них. Судопроизводство занимает от года до двух. Информации о таких случаях с автомобильными дилерами в общедоступных ресурсах вы не найдете. Единственным громким делом стал скандал, разразившийся между столичным официальным дилером и федеральным телеканалом. В 2016 году журналисты проводили расследование и рассказывали об автосалоне-мошеннике, отзывы о котором заполонили интернет и саму редакцию. Недобросовестный автосалон находился по соседству с официальным дилером, но съемочная группа не стала вдаваться в подробности и выпустила сюжет, перепутав двух продавцов. В итоге репутация компании пострадала, а сотрудникам пришлось срочно объясняться с клиентами во всех доступных ресурсах, включая интернет. После выяснения обстоятельств телеканал удалил сюжет из своих официальных источников, чтобы не доводить дело до судебных разбирательств.

Рекомендации Automama

Чтобы правильно выбрать дилера по отзывам в интернете, помните:

• в первую очередь заходите на сайты известных автомобильных изданий, форумов и в социальные сети. Здесь можно посмотреть, кто оставил отзыв, а также связаться с человеком;

• внимательно проверяйте профиль пользователя, его активность и время регистрации. Если отзыв привязан к странице в социальных сетях, перейдите на нее и посмотрите, не состоит ли стена из рекламных репостов;

• убедитесь, что человек, оставивший отзыв о покупке автомобиля у дилера, не занимается этим с завидным постоянством. Согласитесь, писать о новой машине раз в месяц — не очень правдоподобно;

• обратите внимание на даты. Если видите, что все отзывы написаны примерно в одно время, знайте — это фейк;

• специализированные сайты отзывов содержат много заказных сообщений, поэтому не спешите верить всему, что видите. Обходите стороной отзовики, которые откровенно выделяют дилеров с «хорошей репутацией». Это проплаченная опция.

Если вы выбираете проверенного дилера для покупки или продажи автомобиля, обращайтесь в Automama. А чтобы удостовериться в честности и надежности компании, заходите в социальные сети ВК, Facebook или Instagram и знакомьтесь с отзывами наших клиентов.
До встречи в Automama!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *