Как работает АЗС?

По мобильности АЗС можно подразделить на стационарные, передвижные, контейнерные.

Стационарные АЗС – долговременные, капитальные сооружения повышенной пожаро-взрывоопасности. Их размещение, строительство и эксплуатация строго регламентируется соответствующими нормами, правилами и инструкциями. АЗС принимают в эксплуатацию по окончании строительства или реконструкции согласно СНиП III.01.04-87.

Передвижные автозаправочные станции (ПАЗС) – мобильное средство заправки автотранспорта нефтепродуктами, которые используются главным образом для заправки автотранспорта в местах его стоянки (гаражах), временного сосредоточения, на автодорогах, а также как оперативный резерв автозаправочных комплексов при остановке на ремонт или временной перегрузке отдельных стационарных АЗС.

Контейнерные АЗС сравнительно недавно получили распространение. Они применяются главным образом для заправки личного автотранспорта в весенне-летний период, а также для заправки автотранспорта в небольших населенных пунктах и ведомственного транспорта.

Диспропорция между ростом парка личных автотранспортных средств и возможностями качественного и своевременного удовлетворения их потребности в заправке и обслуживании может быть устранена не только путем увеличения числа АЗС, но не в меньшей степени за счет реконструкции и совершенствования существующих, роста их пропускной способности.

Основными показателями, характеризующими АЗС, являются: число заправок в сутки и количество реализуемых нефтепродуктов.

Перечень основных исходных данных для проектирования АЗС должен содержать:

ü акт выбора земельного участка с обязательной подписью заказчика, управления пожарной охраны, владельца земли;

ü акт об отводе участка с привязкой его к дороге с указанием линий застройки и отметок;

ü ситуационный план расположения участка в масштабе 1:5000;

ü топографические материалы с инженерными сетями в масштабе 1:1000 и геологические данные по участку;

ü заключение санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) по участку с указанием минимальной санитарно-защитной зоны.

При проектировании АЗС требования самого заказчика, как правило, сводятся к следующим пунктам: изготовление сооружений из сборных, легких элементов, дающих возможность сборки в короткие сроки и исключающих необходимость частой окраски наружных стен; наличие готовой рекламы, встроенной мебели; возможность получения сборного технологического оборудования, т.е. подземных резервуаров в сборе с арматурой, замерной аппаратурой, с использованием герметизации топливораздаточных колонок с автоматикой и готовых бетонных плит для укладки на территории АЗС; обеспечение максимальной пропускной способности на АЗС путем возможной вариации в размещении технологического оборудования, создающей направленные потоки автомашин за необходимой маркой топлива и обеспечивающей максимальный обзор рабочей зоны территории АЗС из помещения заправщика; максимальное использование автоматики в управлении заправкой автомашин; простота обслуживания оборудования, сооружений и территории АЗС.

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

üвозможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двусторонним расположением топливных баков;

üнезависимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;

üминимальную протяженность коммуникаций топлива;

üоптимальные радиусы поворота для автотранспорта;

üдостаточную зону для машин, ожидающих заправку;

üвозможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором должна определяться нормами.

Для получения большего экономического эффекта использования АЗС в некоторых районах типовой проект АЗС дополняют элементом приема нефтепродуктов с железной дороги, а иногда еще и элементом раздачи топлива непосредственно в автоцистерны и топливозаправщики. Такая форма снабжения нефтепродуктами обеспечивает залив автоцистерн при централизованной поставке нефтепродуктов в автохозяйства. Это необходимо там, где нефтебаза удалена на большое расстояние от автохозяйства, а АЗС находится поблизости. Таким образом, сводятся до минимума порожние пробеги автомобильного транспорта до АЗС и порожние пробеги автоцистерны.

Что такое АЗС? Какие бывают автозаправочные станции? АЗС, АГНКС, АГЗС, КАЗС, АЗК — в чём разница? Автозаправки отличаются конструкцией, видами реализуемого топлива и спектром предлагаемых услуг.
Автомобильная заправочная станция (АЗС) — это оборудованный комплекс, расположенный на придорожной территории. Основное ее предназначение – заправка топливом транспортных средств. Наиболее распространенные автозаправочные станции – те, что заправляют автомобили традиционными видами углеводородного топлива, то есть бензином и дизельным топливом.
Сеть автозаправочных станций БЕКАР состоит из АЗС, на которых потребителю предлагается традиционное топливо – бензин, дизельное топливо.
Менее распространёнными, но всё же довольно прибыльными, считаются Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) — автозаправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная Газозаправочная Станция (АГЗС) — заправка авто сжиженным нефтяным газом (LPG). Существуют ещё несколько типов водородных автозаправочных станций. Такого топлива на АЗС БЕКАР вы не найдете.
Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) – предназначена для заправки транспортных средств исключительно жидким моторным топливом.
Современные автозаправочные станции настолько укоренились в своём сегменте рынка, что предлагают автомобилистам не исключительно свои непосредственные услуги, но и сервис магазина, бара, придорожного кафе, автомобильной мойки и т.д. Такие сооружения называют уже Автозаправочными Комплексами (АЗК).
Автозаправки БЕКАР можно смело отнести к автозаправочным комплексам. На АЗС есть и магазины, и автомойки и кафе.
По своему расположению принято различать дорожные и городские автозаправочные станции. Городские станции более чётко наладили безопасность, а именно – строго регламентируется определённые расстояния от автозаправок до жилых домов, учебных заведений, больниц, общественных.
В сети АЗС БЕКАР есть как дорожные, так и городские автозаправочные станции.

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Классификация и определения Требования к размещению Информация и документация АЗС Здания и сооружения АЗС

Классификация АЗС

Автозаправочная станция – это разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили.

Автозаправочная станция (АЗС) – комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

На АЗС организуется продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, техническое обслуживание, а также оказание сервисных услуг по обслуживанию автотранспорта.

АЗС подразделяются на станции общего пользования, на которых осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности, и станции ведомственные, осуществляющие заправку автомобилей только определенных предприятий, организаций, фирм. На первых станциях осуществляется розничная торговля топливом за деньги либо по безналичной системе платежей. На вторых производится безналичный отпуск топлива с осуществлением его строгого учета по каждому потребителю (например, заправка автомобилей автотранспортного предприятия).

Автозаправочные станции общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях.

Ведомственные автозаправочные станции обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. При их организации используются местные условия этих предприятий, поэтому их конструкция зачастую отличается от конструкций станций при одинаковых общих требованиях к ним.

По количеству оказываемых услуг АЗС подразделяются на собственно автозаправочные станции, осуществляющие только заправку автотранспорта топливом и маслами, и автозаправочные комплексы (АЗК), на которых помимо заправки топливом и маслами осуществляется его техническое обслуживание, мойка, расположены магазины по продаже запчастей, расфасованных нефтепродуктов, кафе и рестораны, кемпинги и прочие объекты для оказания услуг по обслуживанию автотранспорта и его владельцев и пассажиров.

Автозаправочные станции (АЗС) в соответствии с НПБ 111-98 на «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» классифицируются на следующие типы:

Многотопливная АЗС — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств только этого предприятия.

Традиционная АЗС — АЗС представляющая собой комплекс оборудования, специально сконструированного, смонтированного и используемого для приема, хранения и заправки транспортных средств (т.н. технологическая система) только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

Блочная АЗС — АЗС, технологическая система которой отличается от традиционной АЗС только размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Контейнерная АЗС — технологическая схема которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Контейнерные АЗС подразделяются на 2 типа:

  • тип А — если общая вместимость резервуаров АЗС более 20 м3;
  • тип Б — если общая вместимость резервуаров АЗС не более 20 м3.

Модульная автозаправочная станция — АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Модульные АЗС, расположенные вне населенных пунктов и предприятий, подразделяются на два типа:

  • тип А — общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м3;
  • тип Б — не более 40 м3.

Передвижная АЗС — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие.

Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ.

Передвижная КриоАЗС — КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ, выполненного как единое заводское изделие.

Стационарные АЗС располагаются в населенных пунктах и на автодорогах. По производительности они делятся по числу заправок в часы пик – 57, 100, 135, 170 автомобилей в час.

Контейнерные АЗС (КАЗС) располагаются на автомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в других местах сосредоточения автотранспорта.

Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, на туристических автомаршрутах, территориях стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Доставка моторных топлив на АЗС осуществляется автомобильным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом. Автозаправочные станции подчиняются нефтебазам, комбинатам обслуживания, производственным объединениям, акционерным обществам, а также частным предприятиям и владельцам.

Определения характерных терминов

Аварийный расход газа по трубопроводу — расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

Аварийный пролив топлива — топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.

Автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами — автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.

Автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС — АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.

Безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места) — перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

Блок хранения топлива — cборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.

Блок хранения жидкого моторного топлива — сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.

Газоуравнительная система — оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

Граница АЗС — отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.

Двустенный резервуар — резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

Двухоболочечный резервуар СПГ — полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.

Заглубленное размещение оборудования — размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.

Закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования — обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

Заправочный островок — технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

Здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС — здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.

Здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС — здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.

Контейнер хранения жидкого моторного топлива — технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

Линия выдачи — комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

Линия деаэрации — комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

Линия наполнения — комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

Линия обесшламливания — комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

Линия рециркуляции — комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

Места массового пребывания людей — территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).

Многокамерный резервуар — резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

Насос перекачивания — насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.

Островок безопасности — cооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

Площадка для автоцистерны — технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.

Площадка заправки ПАГЗ (МЭГК) — технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.

Площадка подпора — участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

Резервуар СПГ в кожухе — полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.,/p>

Самосрабатывающий огнетушитель — огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

Самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС — комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

Сбросная труба — устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.

Свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца — воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.

Система объединенного контроля герметичности двустенного (двухоболочечного) резервуара — комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.

Система периодического контроля герметичности резервуара — комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.

Система постоянного контроля герметичности резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) — комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или духоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.

Система предотвращения переполнения резервуара — комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом по достижении номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливо-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС.

Технологический отсек — выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.

Технологическая система АЗС — комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС.

Технологически связанные с АЗС производственные объекты — объекты, предназначенные для производства и/или хранения моторного топлива, поставляемого на АЗС по трубопроводам, и характеризующиеся общими с АЗС системами предотвращения пожара и противопожарной защиты.

Классификация и определения Требования к размещению Информация и документация АЗС Здания и сооружения АЗС

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Как точка заправки автомобилей, АЗС должна обеспечивать оперативную продажу качественного топлива по приемлемым ценам. Однако у покупателей бензина и их пассажиров в дороге возникает много других потребностей, помимо заправки машины. АЗС как место временной остановки способна удовлетворить множество таких потребностей: в отдыхе, комфорте, питании, посещении туалета / душа, покупке различных товаров. Таким образом, маркетинг современных АЗС направлен на удовлетворение целого спектра потребностей. Эффективное удовлетворение потребностей посетителей определяет успех АЗС в конкурентной борьбе.

Рис.1. Концепция спектра услуг на АЗС отражена в сценарии фильма «Королева бензоколонки», 1962 год

Маркетинговое исследование водителей и их пассажиров, посещающих АЗС, позволяет описать схему выбора АЗС потребителями, выявить проблемы при обслуживании клиентов, определить конкурентные преимущества АЗС и ее конкурентов.

Эти задачи обычно решаются методом опроса водителей: как очного опроса автомобилистов непосредственно на АЗС, так и очного/телефонного опроса водителей рассматриваемого региона / города / района.

Опрос автомобилистов непосредственно на АЗС предпочтителен, когда необходимо получить информацию по конкретным АЗС, когда важно, чтобы впечатления водителей от посещения АЗС были свежими и можно было получить более точную и детальную информацию о работе бензоколонки.

Опрос автомобилистов непосредственно на выбранных АЗС не дает представления о рынке в целом и при рассмотрении результатов необходимо помнить о том, что заметная часть опрошенных — это лояльные бренду или колонке клиенты. Например, реальные причины отказа от услуг этой АЗС сложно получить, опрашивая только текущих покупателей.

Примеры диаграмм, приведенные в данной статье, имеют иллюстративный характер и не могут служить основанием для каких-либо решений о рассматриваемом рынке. В ряде примеров реальные формулировки искажены (для развлечения читателей).

СХЕМА ВЫБОРА АЗС

Опрос водителей на АЗС позволяет получить наиболее достоверные данные о способе выбора бензоколонки водителями, потому что между выбором АЗС и опросом прошло совсем немного времени.

Важно при опросе различать выбор бренда АЗС и выбор конкретной автозаправочной станции. Если высока доля водителей, случайно оказавшихся на рассматриваемой АЗС, и низка доля тех, кто целенаправленно заехал на эту АЗС, это указывает на отсутствие значимых конкурентных преимуществ АЗС и низкую лояльность клиентов.

Рис. 2. Схема выбора АЗС

Опрос клиентов АЗС может проводиться как в одной конкретной АЗС, так и в сети работающих под одним брендом колонок. При опросе в большом количестве точек сети результаты описывают потребителей сети в целом. Если позволяет размер выборки, и на каждую АЗС приходится достаточное для анализа количество анкет, любой из замеряемых параметров / вопросов исследования может быть рассмотрен в разрезе конкретных АЗС.

В случае, если Заказчика интересуют дополнительно к изучению сети в целом, выборочные конкретные АЗС (например, станции с экстремальными показателями), для них необходимо проектировать дополнительные выборки и отдельный анализ/отчет. Это позволит выявить специфические особенности или проблемы на конкретных АЗС, но при этом не увеличивать пропорционально всю выборку (и бюджет, соответственно).

Рис. 3. Схема выбора АЗС в разрезе отдельных АЗС

Причины выбора водителем именно этой заправочной станции позволяют выявить конкурентные преимущества АЗС, которые целесообразно использовать в системе маркетинга АЗС. Если реальные причины выбора расходятся с текущей маркетинговой стратегией сети АЗС, требуется коррекция либо стратегии, либо характеристик продукта.

Рис. 4. Причины выбора АЗС Заказчика

ЛОЯЛЬНОСТЬ И СТАЖ ПОСЕЩЕНИЯ АЗС

Частота заправок клиентов в рассматриваемой сети АЗС в сравнении с другими посещаемыми ими сетями показывает долю лояльных клиентов сети АЗС.

Рис. 5. Частота заправок на АЗС Заказчика, в сравнении с другими посещаемыми брендами

Еще одним показателем лояльности может служить доля заправок (покупок топлива), осуществляемых водителем в рассматриваемой сети АЗС, от числа всех заправок (по примерной оценке самого водителя).

Рис. 6. Доля заправок на АЗС Заказчика

Важно знать распределение клиентов по стажу пользования АЗС: низкая доля новых клиентов может указывать на проблемы с привлечением новых клиентов, низкая доля давних клиентов – на проблемы с удержанием клиентов. Однако, часто на структуру клиентской базы сильное влияние оказывает месторасположение АЗС, а другие факторы лишь в определенной степени могут изменить ситуацию.

Рис. 7. Стаж посещения АЗС Заказчика

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ БРЕНДЫ АЗС И ПРИЧИНЫ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

При анализе клиентов АЗС необходимо выяснить, на АЗС каких брендов они заправляются чаще всего (предпочитают). Данная информация позволяет выявить прямых конкурентов.

Рис. 8. Предпочитаемые бренды АЗС (кроме бренда Заказчика, где проводился опрос)

Выяснив причины предпочтения конкурирующих АЗС, получают перечень сильных сторон (конкурентных преимуществ) других сетей АЗС, а также проводят их сравнительный анализ.

Рис. 9. Причины предпочтения АЗС конкурентов (в целом, без детализации по брендам сетей)

ОЦЕНКИ АЗС ПО ПАРАМЕТРАМ

В ходе опроса на АЗС клиентов просят оценить АЗС, на которой они находятся, по различным параметрам. Перечень параметров зависит от задач исследования и, как правило, содержит не больше 10-12 пунктов, чтобы не утруждать респондентов и получить адекватные оценки. Анализ оценок позволяет выявить не только сильные, но и слабые стороны рассматриваемой АЗС, а также оценить уровень критичности проблем. Список оцениваемых параметров может различаться.

Рис. 10. Оценки АЗС Заказчика по параметрам

При необходимости более детального изучения какого-либо элемента АЗС, например, кафе, можно дополнительно выяснить и построить отдельную карту восприятия параметров кафе (вкусовые качества, размер порций, цены, чистота, оперативность приготовления, температура блюд, и т.д.).

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АЗС

Открытый вопрос о преимуществах АЗС позволяет выявить моменты, очевидные для респондентов, и (иногда) неожиданные для исследователей, поскольку респондент не выбирает ответ из вариантов, а формулирует его своими словами. Полученные формулировки могут быть использованы в рекламной кампании в исходном виде, чтобы говорить с клиентом на его языке. Формулировки могут быть сгруппированы по смысловым категориям для удобства отображения и анализа.

Рис. 11. Преимущества АЗС Заказчика (открытый вопрос)

Аналогичным образом задается вопрос и о недостатках рассматриваемой АЗС. Ценность данного подхода в том, что он может выявить проблемы, не очевидные для владельцев АЗС, персонала и исследователей.

Рис. 12. Недостатки АЗС Заказчика (открытый вопрос)

ПОКУПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Топливо – основной товар на АЗС, поэтому очень важно понимать структуру спроса на него. Например, опрос водителей на АЗС позволяет выяснить, какие типы/марки топлива наиболее и наименее популярны среди посетителей бензоколонки.

Рис. 13. Тип заправленного топлива

В ходе опроса выясняются предпочтения относительно фирменного либо обычного топлива, а также причины предпочтения.

Рис. 14. Предпочтения клиентов АЗС относительно фирменного или обычного бензина

Рис. 15. Причины предпочтения нефирменного топлива

Рис. 16. Причины предпочтения фирменного топлива

ОБЪЕМ ЗАПРАВЛЕННОГО ТОПЛИВА

Не все клиенты АЗС заправляются до полного бака. Стимулирование заправки до полного бака на АЗС заказчика позволит увеличить средний чек и выручку.

Рис. 17. Объем заправленного топлива в момент опроса

В ходе опроса водителей можно выяснить, при каких условиях они могли бы заправляться до полного бака на рассматриваемой АЗС.

Рис. 18. Условия заправки до полного бака

СУММА ПОКУПКИ ТОПЛИВА (СРЕДНИЙ ЧЕК)

Покупателей топлива на АЗС можно разделить на сегменты (группы) по сумме заправки, чтобы понять, от чего зависит этот показатель, и как можно увеличить долю покупателей с высокой суммой заправки.

Кроме того, рассмотрение среднего чека в динамике может сигнализировать о сокращении покупок, а также позволяет отследить эффект рекламной кампании или акции.

Рис. 19. Сумма заправки в день опроса (во времена, когда литр АИ-95 стоил около 30 рублей)

Примечательно, что при оплате на сумму чека может влиять психологическое восприятие суммы или удобства оплаты клиентом. Например, покупатели хотят заправиться на 1000 рублей или на 1500, 2000 тысячи рублей, ориентируясь на «круглую» сумму покупки, а не на количество литров или емкость бензобака.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЦЕНЕ ТОПЛИВА

Полезно знать, насколько хорошо водители осведомлены о текущих ценах на топливо на АЗС, где они заправляются. Полученная информация позволит разделить клиентов на чувствительных и нечувствительных к цене топлива.

Рис. 20. Осведомленность посетителей АЗС о стоимости 1 л бензина АИ-95 (среди заправивших эту марку бензина)

Следующий вопрос позволяет спрогнозировать долю потерянных клиентов АЗС при определенном повышении цены топлива. Такая кривая показывает мнение тех клиентов сети, которые смотрят на стелу с ценами при въезде на АЗС. Доля таких клиентов может существенно различаться в аудитории разных брендов. Поэтому одно и то же решение о повышении цен в разных сетях может привести к различным результатам.

Рис. 21. Готовность клиентов заправляться на АЗС Заказчика при повышении цены топлива

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ СХЕМА ОПЛАТЫ ТОПЛИВА (ПОСТОПЛАТА / ПРЕДОПЛАТА)

Удобная схема оплаты топлива способна существенно повлиять на выбор АЗС клиентами. Внедрение более комфортной клиенту схемы оплаты может привести к значительным издержкам, поэтому необходимо заранее оценить уровень спроса на нее. При этом необходимо иметь в виду, что различные варианты оплаты могут влиять на поведение водителя, например, с точки зрения его покупок в кафе или магазине АЗС.

Рис. 22. Предпочтительная схема оплаты заправки

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКУПКИ НА АЗС (КАФЕ И МАГАЗИН)

Кафе и магазин на АЗС – это не только возможность дополнительных продаж, но и важные факторы привлечения и удержания клиентов.

Рис. 23. Посещение кафе на АЗС

У посетителей АЗС, не совершивших покупку в кафе, важно выяснить причины отказа от покупки.

Рис. 24. Причины не-покупки в кафе

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА АЗС

Если на АЗС предоставляются дополнительные услуги, важно, чтобы посетители знали о них. В случае низкой осведомленности об услуге следует обеспечить необходимое информирование о ней клиентов АЗС.

Рис. 25. Осведомленность клиентов о дополнительных услугах на АЗС

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ АЗС

Концепция идеального продукта позволяет найти сочетание характеристик продукта, наилучшим образом удовлетворяющих потребности покупателей. Данный подход может применяться и к АЗС. В ходе опроса респондентов просят представить АЗС, идеальную для них, а затем уточняют ее характеристики.

Рис. 26. Характеристики идеальной АЗС

Помимо перечисления всех характеристик идеальной АЗС, можно сфокусироваться на нескольких ключевых характеристиках.

Рис. 27. Профиль «идеальной» АЗС – семейная/профессиональная

Рис. 28. Профиль «идеальной» АЗС – скорость/комфорт

После выяснения образа идеальной АЗС, полезно выяснить, насколько исследуемая АЗС соответствует этому образу.

Рис. 29. Восприятие АЗС Заказчика – семейная/профессиональная

РЕБРЕНДИНГ АЗС

Рынок не стоит на месте, и время от времени визуальная составляющая бренда АЗС тоже требует обновления. Узнать, как отреагируют клиенты на это изменение, позволяет опрос водителей на АЗС. Преимущество личного опроса – возможность использовать демонстрационные материалы в процессе интервью.

Рис. 30. Интерпретация клиентами изменения дизайна АЗС

Рис. 31. Влияние изменения внешнего вида на посещение АЗС

Одним из ключевых факторов выбора бренда АЗС является качество топлива. Потребители не имеют возможности самостоятельно и достоверно оценивать качество топлива, поэтому важным направлением работы маркетологов сети является управление брендом. В качестве примера можно сравнить два товарных знака сетей АЗС. Представленный знак BP был результатом ребрендинга в начале 2000-х годов. Целью ребрендинга была более высокая узнаваемость марки и избавление от нефтяного шлейфа (экологичность). Спектр ассоциаций потребителей с товарными знаками может быть получен с помощью глубинных интервью. Насколько полученные ассоциации распространены в целевой аудитории, вызывают негативные или позитивные эмоции, можно выявить с помощью количественных исследований — опросов водителей.

Рис.32 Логотипы АЗС BP и АЗС Нефтьмагистраль

МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ КЛИЕНТОВ АЗС

Какие телеканалы смотрит целевая аудитория, какие радиостанции слушает, какие печатные издания читает, какими соцсетями пользуется и как часто? Ответы на эти вопросы необходимо знать для планирования эффективной рекламной кампании.

В отличие от пешеходов, водители в дороге часто слушают радио. В ходе опроса водителей на АЗС можно выяснить предпочтения радиостанций, выявить самые популярные из них.

Рис. 33. Предпочитаемые радиостанции

Кроме того, целесообразно уточнить время, в которое водители слушают радио, так как время размещения рекламы – один из важных параметров медиаплана рекламной кампании.

Рис. 34. Время прослушивания радио в будни

Рис. 35. Время прослушивания радио в выходные

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АЗС

На АЗС могут заезжать водители личных автомобилей, таксисты, профессиональные водители легковых и грузовых автомобилей, водители спецтранспорта. Состав клиентской аудитории может существенно различаться не только у различных операторов розничного рынка топлива. Существенные различия в структуре посетителей АЗС могут быть продиктованы месторасположением конкретной точки. При обслуживании в целом нескольких сегментов потребителей, каждая точка сети может иметь свой целевой сегмент, например:

    • Точка в промзоне, далеко от жилой застройки — водители грузовиков и Газелей;
    • Точка на трассе, с огромной парковкой для фур (желательно охраняемой) — дальнобойщики;
    • Точка около гипермаркета по пути к дачам — семейные частники;
    • Точка на федеральной трассе в удобном месте и инфраструктурой для одновременного обслуживания больших групп — пассажиры междугородных автобусов, и т.д.

Понимание потребностей каждого сегмента, их поведения и привычек позволяет настроить сервис АЗС для более эффективного обслуживания потока в конкретном месте. В рамках основного сегмента тоже можно выделить группы потребителей с похожими характеристиками для повышения удовлетворенности клиентов и увеличения суммы чека.

СОСТАВ ГРУППЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АЗС (ВОДИТЕЛИ И ПАССАЖИРЫ)

У многих водителей, заехавших на АЗС, могут быть пассажиры: коллеги, клиенты, друзья, члены семьи и т. д. Эти пассажиры – дополнительный рынок для сетей АЗС, поскольку, пусть они и не покупают бензин, но у них есть другие потребности: в отдыхе, питании, товарах и услугах. В ходе опроса на АЗС важно выяснить характеристики группы, с которой водитель посетил АЗС.

Рис. 36. Размер группы посетителей АЗС (сколько человек приехало вместе с водителем, включая его)

Важно знать и половозрастной состав группы, так как от него существенно зависят особенности спроса на услуги АЗС.

Рис. 37. Состав посетителей АЗС (с учетом размера групп посетителей)

ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АЗС

При анализе клиентов АЗС важно знать структуру целевой группы потребителей. Структура рассматривается по множеству характеристик клиентов, в том числе по характеристикам их автомобилей. Полезно провести анализ собранных данных в разрезе характеристик автомобилей клиентов АЗС, поскольку их покупательское поведение может значительно отличаться.

Рис. 38. Тип автомобиля респондента

Рис. 39. Стоимость автомобиля респондента

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПРОФИЛЬ) КЛИЕНТОВ АЗС

Данные профиля респондентов дают исследователям ответ на один из ключевых вопросов маркетинга: кто наш клиент? В состав профиля могут входить различные характеристики респондентов (в зависимости от их предполагаемой значимости): пол, возраст, семейное положение, наличие детей, уровень образования, род занятий, уровень дохода и др. Анализ данных, полученных в ходе опроса водителей, проводится в разрезе этих характеристик с целью выявления значимых различий между подгруппами и выдвижения гипотез о влиянии соцдем характеристик на поведение водителей.

Рис. 40. Пол респондентов

Рис. 41. Половозрастная структура выборки

Особенностью исследования водителей на автозаправочных станциях является ограничение длительности интервью. В отличие от посещения торгового центра, магазина или салона красоты, большинство водителей рассчитывают провести на колонке совсем немного времени.

Опрос только тех посетителей, которые не торопятся, может существенно исказить результаты исследования. Такие респонденты могут быть не похожи на большинство клиентов (нарушается репрезентативность выборки) и применение результатов такого исследования может привести к неправильным выводам и решениям. Поэтому при опросах на АЗС приходится ограничивать длину анкеты и оценивать качество инструментария с помощью пилотажа.

    • В другой статье рассмотрены примеры из исследований покупателей топлива в регионах или городах и их поведение на АЗС конкурентов (опрос водителей в других локациях, не на станциях Заказчика).
    • Агентство может провести исследование клиентов АЗС почти в любом городе или области России. Для эффективного проведения проекта мы подберем оптимальный дизайн исследования для каждого конкретного запроса.

Мы не предлагаем «универсальный» прайс-лист с ценами на полевые маркетинговые исследования, так как он не может учесть специфику проектов, «обманывает» клиентов как в меньшую, так и в большую сторону.
Обратитесь в агентство удобным для Вас способом,
после разговора с клиентом, СканМаркет бесплатно предоставит проект технического задания на маркетинговое исследование (ТЗ) с реальной стоимостью Вашего исследования и сроками проекта.

ТРК, она же топливораздаточная колонка – неотъемлемая, если не сказать самая важная, часть любой АЗС. Согласно статистике, в РФ работает около 25 000 автозаправок, на каждой из которых установлено две, три, а то и больше ТРК, при этом каждая из них ежедневно осуществляет продажу топлива сотням клиентов. Однако далеко не все колонки имеют одинаковый принцип действия, из-за чего их эффективность и удобство использования существенно отличается.

Виды ТРК

В настоящий момент при открытии АЗС может устанавливаться 2 разновидности топливных колонок:

  1. всасывающие,
  2. напорные.

Все современные агрегаты оснащены электронной системой управления, позволяющей не только активировать подачу топлива дистанционно, с рабочего места оператора, но и отслеживать ход заправки на компьютере и дисплее самого топливораздаточного агрегата. Механические устройства в настоящий момент практически не используются.

Несмотря на примерно одинаковый внешний вид и частично схожую конструкцию, принцип их действия кардинально отличается.

Особенности всасывающих ТРК

Системы данного вида пользуются существенно большей популярностью – порядка 60% всех колонок в мире работают по данному принципу. Причиной этому служат не выдающиеся технические характеристики, а то, что подобные модели были изобретены и, как следствие, стали устанавливаться гораздо раньше.

Их общий принцип работы следующий. После запроса водителя кассир АЗС с пульта отправляет на выбранную ТРК сигнал, разрешающий подачу топлива. Сама подача осуществляется непосредственно после опускания топливного пистолета в бак и нажатия рычага, если используются пистолеты с ручным управлением.

В этот момент начинает работать электронасос, установленный в корпусе самой колонки и всасывающий бензин или ДТ из резервуара хранения. Ввиду относительно невысокой мощности насоса, резервуар допускается размещать не далее чем на 45 м от колонки. Подаваемое топливо проходит серию фильтров, газоотделитель и измеритель объема, а затем попадает в бак автомобиля.

Как только измеритель зафиксирует достижение установленного оператором объема, он остановит работу насоса и, соответственно, подачу топлива.

Принцип работы напорных топливных колонок

Напорные системы появились всего около 50 лет назад в США и постепенно начали распространение по всему миру. Сейчас они все еще не могут считаться наиболее популярными, но постепенно устанавливаются все на большем числе автозаправок.

Ключевое отличие в конструкции – расположение насоса. В данном случае это погружное устройство, устанавливающееся практически на самом дне резервуара с топливом. Погружной насос более мощный, поэтому он позволяет подавать бензин или ДТ сразу на несколько колонок, а резервуар допускается располагать на значительно большем расстоянии – до 150 м.

При активации двигателя насоса, топливо проходит сквозь него и отправляется на промежуточный узел, где с помощью системы клапанов распределяется между несколькими колонками, на которые должна осуществляться подача. При отдаче необходимого объема топлива на ТРК клапана закрываются, а оставшиеся в трубопроводе нефтепродукты попадают обратно в резервуар.

Какой вид лучше?

Несмотря на меньшее распространение, именно напорные ТРК в эксплуатации оказываются более эффективными, экономичными и даже удобными для клиентов.

Их единственный недостаток заключается в том, что при неисправности насоса на АЗС полностью прекращается продажа топлива определенной марки, так как оно попросту не может подаваться на топливные колонки. Однако преимуществ у подобного решения существенно больше.

При примерно одинаковых затратах на установку напорные ТРК:

  • потребляют меньше электроэнергии, так как вместо серии насосов работает лишь по одному для каждого вида продукции;
  • имеют больший срок бесперебойной работы – он составляет порядка 300-500 млн. литров, всасывающие насосы выходят из строя уже после 10-12 млн.;
  • не теряют мощности на всем периоде эксплуатации, тем самым обеспечивая более быстрое обслуживание клиентов;
  • не имеют проблемы воздушных пробок, возникающих на большинстве всасывающих колонок в жаркую погоду;
  • за счет большего удаления резервуаров обеспечивают большую безопасность;
  • не шумят при работе, тем самым обеспечивают больший комфорт для клиентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *