КАК ЧИПОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ

Плюсы и минусы чип тюнинга. Обзор в деталях

Водители часто спрашивают: какие плюсы и минусы чип тюнинга? Не слишком ли опасно его использовать? Ведь такая операция предполагает изменение firmware (управляющие программы). Да и считается, что подобным больше молодежь увлекается, которая на все пойдет, лишь бы мотор стал помощнее. При этом они не считаются с тем, что ресурс двигателя быстрее изнашивается, да и топлива он просит больше.

Плюсы и минусы чип тюнинга – это очень обсуждаемая тема среди автомобилистов. Кто-то не возражает против подобного вмешательства, другие полагают, что в этом нет ничего плохого. Кто же прав?

В позапрошлом десятилетии на территории Европы стала распространяться новая разновидность чип-тюнинга. Ее принципиальное отличие было в том, что для этого не нужно было менять механическую часть. Такую доработку и назвали чип-тюнинг. Сделать мотор лучше без механического вмешательства можно за счет ЭБУ.

На деле он представляет собой компьютер, который отвечает за работу двигателя. В нем есть микросхема памяти, где прописана программа, в которой указаны параметры управления мотором. Информация закладывается заводом-изготовителем.

Чип-тюнинг благодаря контроллерам может изменить настройки, которые были заложены на заводе. Это повышает характеристики мотора, раскрывая его потенциал на 100%. Чтобы изменить программы контроллеров, нужно использовать особое ПО.


Почему бы не провести чип-тюнинг?
Автолюбители не против провести подобную операцию, потому что им хотелось бы улучшить динамику своего 4-колесного друга. Во-вторых, увеличение мощности мотора одновременно сопровождается снижением его «аппетита».

Иногда чип-тюнинг проводится, когда нужно исправить характеристики двигателя либо же ошибки самой программы. Подобная операция поможет, если нужно ликвидировать «подвисание» мотора. Также она может усовершенствовать педаль газа. Правда, в последнем случае можно воспользоваться и корректором, который является небольшим электронным блоком. Последний способен модулировать сигнал, который поступает от педали газа, при этом увеличивая его вдвое.

  • Многие автомобилисты хотели бы провести чип-тюнинг своей машины, но они боятся, что это плохо скажется на моторе, а его ресурс уменьшится. Есть мнение, что подобная манипуляция безопасна, а ресурс двигателя после нее только увеличится. Другие уверены: нагрузка на многочисленные механизмы увеличится, поэтому все части мотора быстрее износятся;
  • Непосредственно на ресурс машины тюнинг не влияет, здесь большую роль играет характер управления. Размеренное вождение позволит мотору дольше оставаться «живым». У гонщиков ресурс двигателя будет намного ниже;
  • Чип-тюнинг способен увеличить мощность автомобиля, сделать его экономичнее, но при этом его экологические параметры становятся хуже, в воздух попадает больше окислов азота. Вот только большинство автовладельцев эта проблема не слишком беспокоит.


Особый чип-тюнинг, не меняющий программу управления
Существует такое понятие, как «тюнинг-боксы». Они представляют собой блоки, которые модулируют сигналы, поступающие к исполнительным устройствам непосредственно от контроллера. Подобные боксы больше созданы для дизельных моторов. Они либо делают мотор экономичнее, либо увеличивают его мощность. Сам двигатель при этом не затрагивается, бокс же можно снять в любой момент.

Главное преимущество подобного чип-тюнинга в экологическом плане состоит минимум в 10%-й экономии топлива.

Please turn JavaScript on and reload the page.

При этом даже улучшается отдача двигателя, правда незначительно.

При покупке автомобиля не каждого устраивают его технические параметры, поэтому многие думают, чтобы сделать мотор более мощным. Поэтому такие водители изучают плюсы и минусы чип-тюнинга. Только после этого можно решиться на его выполнение либо же отказаться от подобной затеи.

Как (и зачем) увеличить мощность дизельного двигателя: чип-тюнинг

Категория: Полезная информация.

Обычно вопросом увеличения мощности мотора задаются профессиональные стрит-рейсеры. Другая заинтересованная группа – автолюбители, которые увлекаются глубоким тюнингом и стайлингом автомобилей. Для рядовых  автовладельцев чип-тюнинг — это желание добавить мощности, улучшить динамику и повысить комфорт вождения. Чаще всего тюнингуют малолитражные атмосферники, реже — дизельные моторы. 

Чип-тюнинг дизельного ДВС

Увеличить мощность дизельного двигателя можно. Но это намного сложнее, по сравнению с бензиновым мотором. Тюнинговать дизельный двигатель можно в двух направлениях, либо конструктивно меняя ДВС, либо устанавливая дополнительный электронный блок управления двигателем. Наиболее распространен вариант именно «прошивки» ЭБУ.

Специфика устройства и работы современных дизельных ДВС связана с системой Common Rail, изменением фазы и времени впрыска топлива в цилиндры и четким его дозированием. Для бесперебойности этого процесса дизельные моторы сегодня оснащаются целым комплексом вспомогательных электронных систем и датчиков, управляет которыми электронный блок.

Чип-тюнинг: плюсы, минусы и последствия

ЭБУ дизельного ДВС имеет микропроцессор и предустановленную заводскую базовую программу, которая позволяет так регулировать работу мотора в разных режимах эксплуатации, чтобы не причинять ущерб ресурсу самого агрегата.

Отсюда и главная задача чип-тюнинга: увеличить мощность дизеля, не навредив его надежности и долговечности.

Для этой цели либо подключается сторонний блок управления (чип), либо перепрошивается базовый ЭБУ. В результате меняются определенные значения и параметры, влияющие на работу двигателя в разных режимах.

Дело в том, что современные двигатели изготавливают в русле жестких эко-норм. ЭБУ программируется так, чтобы с ростом оборотов двигателя не увеличивался сильно расход топлива (и выбросы в атмосферу, соответственно). В результате при затяжном обгоне, например, тяга мотора падает в определенном диапазоне оборотов. Чип-тюнинг позволяет решить эту проблему. А для дизельных ДВС, крутящий момент которых по умолчанию больше чем у бензиновых, профессиональный чип-тюнинг заметно изменяет динамику машины.

В отличие от конструктивной переработки узлов и агрегатов двигателя, программный чип-тюнинг позволяет нарастить мощность ДВС на 15-25%. Установить дополнительный блок (чип) ЭБУ намного проще, чем перепрограммировать блок управления.

Плюсы чип-тюнинга

  • прошитый дизельный ДВС уверенно «тянет» без потери мощности
  • вождение становится более комфортным, скорость на маневры сокращается
  • позволяет увеличить крутящий момент и максимальную скорость
  • прошивка дизельного ЭБУ – обратимый процесс, поэтому вернуть заводские настройки можно в любой момент
  • относительно невысокая стоимость процедуры
  • возможно корректировать результаты и дорабатывать параметры ЭБУ для оптимального результата
  • не требует очевидных вмешательств, что важно для гарантийного обслуживания

Таким образом, чипованный дизельный ДВС позволит быстрее разгоняться, проще обгонять, подстроить работу мотора под предпочтения водителя.

Важно учесть, что если был проведен глубокий механический тюнинг (вносились конструктивные изменения в двигатель), то прошивка ЭБУ – обязательна.

Минусы чип-тюнинга

  • растет расход топлива
  • необходимо чаще менять масло и фильтры
  • повышается требовательность к качеству топлива
  • топливная аппаратура может быстрее выйти из строя
  • дилер может отказаться от гарантийного обслуживания чипованного мотора
  • ресурс двигателя снижается.

Последствия чип-тюнинга дизельного двигателя

Возьмем для примера легендарный дизельный двигатель, 1.9 TDI от VAG. Его формировка в разных модификациях составляет 90-150 л.с. Внешне и конструктивно все версии этого мотора похожи, поэтому многие обыватели считают, что и 90-сильная версия способна выдавать 150 «лошадей», просто ее дефорсировали в угоду экологии.

Но на самом деле, отличия этих двух версий намного глубже. Другая турбина, интеркулер, форсунки; различие в материале коленвалов и блока цилиндров (разные сорта чугуна) и т.п. – каждая деталь разных модификаций 1.9 TDI настроена на констретную нагрузку.

А теперь вспомним про чип-тюнинг. Казалось бы, путем прошивки электронных «мозгов» мы всего лишь увеличивает подачу воздуха и топлива в цилиндры. Автомобиль заметно «резвеет», водитель доволен. В чем подвох?

А между тем, чтобы подавать больше воздуха в цилиндр, турбина должна увеличить давление – за счет увеличения своей же частоты вращения. Даже незначительное превышение турбины в режиме работы на износ существенно сокращает ее срок службы. Вот и первая серьезная проблема – разрушение турбокомпрессора.

Другая беда, которая может стать результатом чип-тюнинга – перегрев поршней двигателя. Дело в том, что тюнер ЭБУ дизельного ДВС увеличивает продолжительность момента топливного впрыска. Следовательно, пропусная способность форсунок растет, количество солярки – тоже. Излишки ее попадают не в камеру сгорания, а на поршень, который опускается вниз в соответсвии с ходом своего цикла. Только там уже не жидкая солярка, а сжатая горящая смесь, которая повреждает и оплавляет края поршней в цилиндрах. Лишнее топливо не сгорает в камере полностью, а пропитывает сажевый фильтр, который тоже плавится при таких температурах. В результате – быстро выходит из строя.

Третья неприятность, практически неизбежная при прошивке ЭБУ дизельного двигателя – увеличение нагрузки на трансмиссию, в частности, на двухмассовый маховик. Заводские технические характеристики, в частности, крутящий момент, точно соответствуют нагрузке на этот элемент. А когда КМ растет после тюнинга, пружины-демпферы маховика вынуждены выжиматься до предела – и тот разрушается. Не говоря уже о сокращении ресурса КПП.

Итого

Решение о том, использовать чип-тюнинг дизельного двигателя или нет, зависит только от вас. Наверняка вам знакомы случаи, когда после тюнинга владельцы жаловались на описанные выше проблемы.

С другой стороны, у многих автовладельцев после подобной процедуры двигатель работает ровно и без проблем. Правда, экспертное мнение бескомпромиссно: вероятно, в этом случае прибавка мощности дизельного ДВС после чип-тюнинга не задействована даже наполовину.

  • Все о том, как увеличить ресурс дизельного ДВС, читайте здесь.
  • Каких оборотов лучше придерживаться на дизеле, узнайте здесь.
  • Почему троит дизельный двигатель? Ответ найдете здесь.

Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя: стоит ли игра свеч?

Введение

Способов увеличить мощность личного автомобиля существует много. С развитием информационных технологий и массовым внедрением микросхем в последнее время динамично набирает обороты такое явление, как самостоятельное внесение данных и изменение параметров информационной системы транспортного средства. Чип-тюнинг двигателя: что это такое?

Ответ скрывает сам термин: «чип» можно понять как «микросхема», а «тюнинг» в переводе с английского языка – «настройка». Чип-тюнинг в Москве уже трансформируется в вид прибыльного бизнеса, а автолюбителям данное новшество сулит  возможность увеличения скоростных и/или тяговых характеристик автомобиля. Но существуют определенные ограничения, установленные законодательством, выход за пределы которых будет считаться нарушением со всеми вытекающими последствиями.

Чип-тюнинг двигателя – плюсы и минусы

Автомобиль – это тщательно продуманная и выверенная система, нарушение баланса которой ведет в самым непредсказуемым последствиями. Если автовладелец несанкционированно внес изменения в заводское изделие, производитель может обоснованно отказаться от гарантийного обслуживания. Об этом нужно помнить перед началом процедуры прошивки.

Итак, плюсы чип-тюнинга двигателя:

  • Увеличение мощности. Например, чип-тюнинг BMW поможет увеличить отдачу от работы двигателя на 15%. Помните, что есть ограничения, которые производитель устанавливает намеренно. В каждом двигателе есть потенциал для роста.
  • Короткие сроки исполнения. Обычно прошивка занимает не более 15 минут.
  • Обратимость изменений. Если возникают непредвиденные проблемы, можно осуществить откат до первоначального состояния системы.
  • Улучшение баланса. Автолюбители отмечают плавную и сбалансированную работу мотора под нагрузкой. Например, когда речь идет об отборе мощности для кондиционера.
  • Возможность экономии топлива. Чтобы сэкономить на горючем, можно «заставить» автомобиль ездить на бензине с более низким октановым числом. На практике это означает, что машина, которая изначально не воспринимает бензин марки А-92 и ездит только на А-95, сможет работать на обоих видах.
  • Отпадает необходимость в некоторых функциях. Так, чип-тюнинг «ауди» позволит избавиться от проблем с катализатором.
  • Увеличение максимальной скорости. Иногда хочется ездить на большей скорости, чем позволяет разгонять автомобиль электроника. Перепрограммирование электронной оболочки позволяет обходить такие ограничения, ведь изначально максимальная мощность авто ограничена из соображений безопасности.

В целом же чип-тюнинг может иметь разносторонний характер. Так, можно провести чип-тюнинг «ВАЗа», чтобы он агрессивнее срывался с места и динамичнее набирал обороты. Или добиться гораздо более скромного потребления топлива. Вариантов для подгонки «характера» автомобиля существует масса.

Вместе с тем нельзя обойти стороной и минусы такого рода улучшений:

  • Высокая стоимость работ. Чем дороже автомобиль, тем сложнее его электронная начинка. А это автоматически увеличивает требования к профессионализму мастера. И если с отечественными автомобилями можно справиться самостоятельно, то в случае с иномаркой придется обращаться за помощью на СТО. Причем только на сертифицированную.
  • Риск выгорания электроники. При нарушении алгоритма действий можно уничтожить микросхемы. Их замена обойдется недешево.
  • Повышение расхода топлива. Пропорционально наращиванию мощности двигателя возрастает объем потребляемого горючего. Если, к примеру, сделать чип-тюнинг «мерседеса», можно буквально опьянеть от скорости. Но отрезвление придет на АЗС: при увеличении мощности двигателя на 15% на столько же вырастут затраты на топливо.
  • Сокращение срока эксплуатации авто. Чем интенсивнее работает двигатель, чем больше мощности он на себя принимает и тем быстрее истощается его ресурс. Соответственно, уменьшаются промежутки между периодическими ТО.

Чип-тюнинг от Паулюса

В среде профессиональных автомастеров активно употребляется такое понятие, как «чип-тюнинг от Паулюса». Этот человек – довольно известный специалист из Москвы. Благодаря использованию авторских разработок его программное обеспечение позволяет устранять ряд заводских ошибок и погрешностей, а также максимально тонко настроить двигатель.

По отзывам клиентов, работа с Паулюсом имеет следующие позитивные моменты:

  • крутящий момент увеличивается в среднем на 10%;
  • возможна настройка в двух режимах – для газобаллонных установок и для бензинового двигателя;
  • мотор плавно работает в режиме «холостого хода»;
  • короткие сроки проведения работ – в среднем около одного часа, включая сам процесс внесения изменений в программное обеспечение и диагностику.

В свою очередь водитель должен знать некоторые простые правила, благодаря соблюдению которых чип-тюнинг «тойоты», например, станет еще эффективнее:

  • Во-первых, не давать в первое время больших нагрузок на двигатель.
  • Во-вторых, плавно разогревать моторный отсек автомобиля, не «газовать». Иначе в скором времени придется менять некоторые запчасти. Не стоит забывать, что при увеличении количества оборотов снижается ресурс двигателя.
  • В-третьих, после чип-тюнинга первые несколько сотен километров необходимо проехать в режиме «обкатки». Движущиеся детали притираются друг к другу, а водитель привыкает к новому «характеру» своего железного коня.

Самое позитивное изменение после прошивки, которое отмечают автолюбители, – это снижение уровня снятия мощности при включенном кондиционере. В жаркое время года работа системы охлаждения салона становится настоящей бедой для владельцев маломощных автомобилей – особенно в части затрат на топливо, которое жадно пожирает мотор.

Еще один немаловажный плюс – сохранение заводской гарантии. Чтобы обвинить владельца автомобиля в каких-либо манипуляциях, аннулирующих право на гарантийное обслуживание, производителю придется немало потрудиться, досконально проверив всю электронную начинку. А это время и деньги. Вряд ли кто-то пойдет на такие затраты, не будучи уверенным в результате.

Кроме того, заводские метки остаются на месте, что является еще одним весомым преимуществом.

Чип-тюнинг дизельного двигателя

Дизельные двигатели прошли длинный эволюционный путь, и их современные варианты мало чем напоминают первые образцы столетней давности. Единственное, что их роднит – физический процесс воспламенения воздушно-топливной массы в цилиндре под сильным давлением. В остальном бал правит электроника.

Common Rail – это специальная система, без которой сложно представить современный дизель. Принцип ее работы основан на точном контроле количества топлива, потребляемого мотором. Главной задачей системы является поддержание постоянного давления в цилиндрах независимо от количества оборотов и нагрузки, которую приходится брать на себя двигателю.

С точки зрения электроники современные дизельные моторы представляют собой сложную систему. Они оснащены специальными микропроцессорами, которые собирают всю информацию о работе с помощью датчиков, просчитывают ее согласно заложенным алгоритмам и дают обратную  связь, регулируя определенные параметры работы моторного отсека автомобиля.

В первую очередь контролируется работа шатунного механизма и системы впрыска топлива в цилиндры, регулируется количество воздуха, подаваемого в камеру сгорания.

С учетом большого количества взаимосвязанных параметров, чип-тюнинг BMW, оснащенного дизельной силовой установкой, правильнее всего проводить не своими силами, а на СТО, под контролем специалистов.

Почему автомобилисты идут на изменение базовых заводских настроек? Вспомним, как ведет себя двигатель, когда нужно быстро и динамично набрать скорость.

Чип-тюнинг — плюсы и минусы

Хотя поначалу двигатель достигает большого количества оборотов, уже через несколько секунд он начинает их снижать. Это сказывается на скорости и тяговых характеристиках.

Все дело тут в экологических нормах. Законодательство большинства стран, особенно Европейского Союза и США, жестко обязывает автопроизводителей следовать правилу: их продукция должна соответствовать установленным нормам выброса отработанных газов. В противном случае производителя ждут большие финансовые санкции и снятие налоговых льгот.

А чем выше количество оборотов, тем выше потребление топлива. Следовательно, норма выброса отработанных газов превышается. По этой причине электроника не дает мотору работать на верхнем пределе. Как уже отмечалось выше, изначально разработчики закладывают в двигатели большие возможности для роста, но электронная начинка не позволяет реализовывать весь потенциал.

Чип-тюнинг своими руками

Наверное, самая большая дилемма, которая гложет любого автовладельца – кому доверить свое транспортное средство. Себе или ребятам из автосервиса?

Перспектива сэкономить на оплате труда мастеров есть. Но нужно помнить поговорку: скупой платит дважды.

Для проведения чип-тюнинга необходимо понимать фундаментальные процессы, происходящие в работающем двигателе. Нужно знать основы программирования и работы электроники. Причем не поверхностно, просто прочитав соответствующий раздел в «Википедии», а основательно, умея мысленно связывать все элементы в одно целое. Такому за пару дней не научишься.

Некоторые водители полагают, что «Интернет найдет все». И правда, можно найти программы прошивки под определенные марки и модели автомобилей, написанные энтузиастами. Но качество их весьма сомнительно.

Первое. С вероятностью 99% можно утверждать, что автор программы писал ее под  свой собственный автомобиль, под свой стиль езды. Поэтому нужно быть готовым разочароваться – что хорошо одному человеку, не всегда по нраву другому.

Разные характеры, разные условия эксплуатации, разное техническое состояние автомобилей – невозможно написать идеальную программу «под всех».

Второе. Возникают вопросы правового характера: некому предъявить обвинения в порче имущества. Автолюбитель действует исключительно на свой страх и риск. И если в случае с СТО можно компенсировать ущерб, то последствия неудачной самостоятельной прошивки устранять придется тоже самостоятельно. Хотя в 99% случаев автомобиль пригоняется на ту же СТО. В итоге автовладелец после попытки сэкономить оказывается в существенном «минусе».

Третье. После кустарной прошивки производитель или его официальный дилер может отказать в гарантийном обслуживании автомобиля. Более того, водитель имеет риск приобрести себе неожиданные неприятности. Например, если совершено ДТП с далеко идущими последствиями, где будут ущемлены интересы производителя или дилера, внедрение несанкционированных изменений в электронную оболочку автомобиля может сыграть с водителем злую шутку, послужив дополнительным доказательством его вины.

Разница между тюнингом и чип-тюнингом

Иногда люди путают эти понятия друг с другом либо считают их тождественными. Поэтому внесем ясность.

Тюнинг двигателя – это механическая установка распределительного вала, верхнего или нижнего. Первый заставляет двигатель развивать скоростные характеристики, второй – тяговые. Он физически влияет на работу поршней и цилиндров.

Чип-тюнинг – это программное изменение настроек электронной начинки автомобиля без механического вмешательства, замены комплектующих и прочих физических работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *