ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА СОВЕТСКОЙ АРМИИ

Инженерная техника Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы)

Плавающий транспортер ПТС

Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.

Транспортер может также использоваться для перевозок по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн ( при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.

Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления, герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса на 400 и 800 литров в мин.) обеспечивает мореходность до 4-5 баллов.

За один рейс транспортер может переправить: варианты — 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза), артиллерийскую систему калибром от 57 мм. до 152 мм.

Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов механической лебедкой. Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере.

Мощность дизельного двигателя 256 квт. Запас хода по топливу 380 км. по суше или 12 часов на воде. Скорость на суше 42 км/ч., на воде до 12 км/ч. Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 3м/сек. Масса машины 17 тонн, что при одинаковой с танком ширине гусениц и в полтора раза большей длине опорной поверхности обеспечивает очень низкое удельное давление на грунт. Благодаря этому машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов. Габаритные размеры машины: длина 12м., ширина 3.17м., высота 3.3м.

Машина оборудуется для связи радиостанцией Р-113 или Р-123 (танковая). Для действий ночью кроме обычных фар транспортер имеет прожектор типа «Луна» с дальностью луча до 800м.

Инженерные и саперные машины ИМР и МДК

и комплект ПНВ-57Т (прибор ночного видения). Кабина на два человека герметизированная, снабженная фильтро-вентилляционной установкой, что обеспечивает возможность действий на местности зараженной радиоактивными или отравляющими веществами.

ПТС состоят на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии —   1взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа — 2 роты (36 машин).

Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС — ПТС-м была оборудована дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины.

От автора. Появление отопителя кузова сделало ПТС лакомой машиной в зимнее время для пехоты, танкистов и артиллеристов. Наличие комплекта крепления носилок и 12 носилок превращало кузов транспортера в комфортное помещение для сна. Да и просто — по 50-60 солдат укладывались спать на матрасы, набросанные на пол кузова. Отпадала необходимость возить с собой палатки, каркасы палаток, печки, дрова; тратить время на установку палаток и т.п.
ПТС был предназначен для действий в первой волне при форсировании водных преград. Ведь бронетранспортеры БТР-60, БМП плавают в общем то плохо, в силу необходимости. Им не под силу преодолеть большое течение, большую ширину реки (например, река Зея у Благовещенска имеет ширину от 2 до 6 км.). Однако ПТС не имел даже самого легкого бронирования даже кабины. Толщина обшивки была такая же как кабины грузового автомобиля.
Управляемость ПТС на воде оставляла желать лучшего. При полных оборотах винтов повернуть рули было почти невозможно, а со сбросом оборотов машина становилась неуправляемой. Причем с повышением оборотов штурвал буквально вырывало из рук и рули вновь становились по потоку. Оставалось управление с помощью переключения одного из винтов на вращение в обратную сторону. Но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало большого навыка.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации плавающего транспортера ПТС. Военное издательство МО СССР. Москва 1965г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-восьмидесятые годы )

Путепрокладчик  колесный ПКТ

Путепрокладчик колесный ПКТ   относится к классу дорожных машин. Он предназначен для прокладки колонных путей   на местности, расчистки дорог от глубокого снега, отрывки дорожных кюветов, планирования грунтовых дорог, создания поперечного профиля дорожного полотна, расчистки дорог и местности от мелких обломков завалов. Ограниченно может использоваться для отрывки котлованов для фортификационных сооружений, танковых окопов, окопов и укрытий для боевой и небоевой техники; оборудования спусков на крутых склонах, контрэскарпах, съездов в воду на крутых берегах водоемов; засыпки воронок, противотанковых рвов; засыпки грунтом, собранных в котлованах фортсооружений и иных земляных работ  в грунтах I  категории, т.е. машина способна производить некоторые земляные работы  в грунтах от песчаного до легкого суглинка.   Допустимый боковой наклон при работе до 15 градусов, крутизна подъема или спуска до 25 градусов.

Машина очень похожа на бульдозер БКТ, однако отличается от нее размерами рабочего органа и возможностью с помощью гидропривода перемещать шарнирно присоединенные к средней части отвала левое и правое крыло  вперед и назад, благодаря чему рабочий орган может принимать двухотвальное, грейдерное или бульдозерное положение.

Данной машине безразлично направление движения. Реверсивная коробка передач обеспечивает одинаковую скорость движения и одинаковый крутящий момент в обеих направлениях. Кроме того, механик-водитель, переставляя рулевое управление в левое или правое гнездо и пересаживаясь в левое или правое кресло, расположенные навстречу друг другу, может с одинаковым удобством управлять машиной в обеих направлениях.

Кроме того, машина оборудована тяговой лебедкой и анкерным устройством, обеспечивающих возможность работы на скользкой, вязкой поверхности и повышающих тяговое усилие.

Основные тактико-технические характеристики ПКТ

Базовая машина…………………………………………………………………………………………… МАЗ-538
Масса машины…………………………………………………………………………………………….. 19,4 т.
Габаритные размеры:
                                     — в транспортном  и рабочем положении
                                                                                          длина…………………………. 8.15м.
                                                                                          ширина……………………….. 3.12м.
                                                                                          высота ………………………..  3.18м.
Клиренс……………………………………………………………………………………………………… 0.48м.
Колея…………………………………………………………………………………………………………. 2.52м.
Максимальный угол подъема………………………………………………………………………. 20 градусов
Максимальный угол крена…………………………………………………………………………… 15 градусов
Максимальная глубина брода……………………………………………………………………… 1.2м.
Запас хода по топливу………………………………………………………………………………… 16 моточасов
Максимальная скорость движения…………………………………………………………….. 45 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам…………………………………… 25-30 км/час
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности……. 2.5 — 28 км/час
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п………………………… 90 куб.м./час.
Категории разрабатываемых грунтов……………………………………………………………… I-III
Экипаж……………………………………………………………………………………………………….. 2 чел
Вместимость кабины …………………………………………………………………………………. 2 чел.
Двигатель………………………………………………………………………………………………….. дизельный Д-12А-375А
Мощность двигателя……………………………………………………………………………………. 275.81 квт. (375 л.с.)
Максимальное тяговое усилие……………………………………………………………………. 14 т.
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала в бульдозерном положении……………………………………. 3.8 м.
                -ширина отвала в грейдерном положении…………………………………… 3.24м.
                -ширина отвала в двухотвальном  положении……………………………….. 3.33 м.
               — высота отвала………………………………………………………………………………. 1,15 м.

Поздняя версия на базе инженерного колесного тягача ИКТ (КЗКТ-538ДП) под обозначением ПКТ-2 имеет несколько большую длину. Этим внешне ПКТ и ПКТ-2 различаются.

Средствами  связи, приборами ночного видения, фильтровентиляционной установкой, приборами радиационной и химической разведки, системой пожаротушения машина не оборудована. Вооружения машина не имеет.

Может состоять на вооружении в  в инженерно-позиционном батальоне, батальоне оборудования пунктов управления фронта.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации путепрокладчика  на колесном тягаче ПКТ. (ИЭ и ТО). Военное издательство МО СССР. Москва 1974г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Инженерный колесный тягач ИКТ. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1980г.

—***—

 

©Веремеев Ю.Г.

Самая необычная инженерная техника

Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.

Предыстория появления ПКТ начинается с вечной обиды инженерных войск — отсутствия собственного базового шасси, на основе которого можно было бы создавать конкретные машины для инженерного обеспечения боевых действий.
Второй предпосылкой появления собственного шасси было то, что как автомобили, так и гусеничные машины были плохо приспособлены для навешивания на них инженерного оборудования. Инженерные машины на гусеничной базе (обычно на базе АТ-Т) были громоздки и малоподвижны. В результате, инженерные подразделения отставали на марше от мотострелков и танкистов. Особенно заметно это проявилось в августовские дни 1968г. при вторжении в Чехословакию.

Это явилось первопричиной создания двух инженерных машин на базе МАЗ-538. Это ПКТ и БКТ.

Однако, оказалось, что база МАЗ-538 слишком короткая и на ней невозможно разместить что либо кроме бульдозерного оборудования. Но, взяв его за основу, конструкторы разработали    инженерный колесный тягач ИКТ (КЗКТ-538). совершенно ни на что непригодный. Хотя, на его базе были созданы ПКТ-2,. БКТ-2, ТМК, ни одна из этих машин не оправдала возлагавшихся на них надежд.

Пожалуй, ПКТ  единственная машина из семейства ИКТ на что-то еще способная. Снег расчищает весьма неплохо, (если он еще не очень слежался).  Вполне приемлемо разравнивает глубокие колеи на грунтовых дорогах, срезает мелкий кустарник. Была бы приемлема в качестве грейдера, если бы не слишком короткая база, поэтому создает поперечный  профиль дорожного полотна весьма плохо. Кюветы треугольного профиля проделывает удовлетворительно. Однако и здесь обычный автогрейдер лучше из-за гораздо меньшего расхода топлива.

В целом же машина жрет топливо не столько, чтобы делать полезную работу, сколько чтобы таскать свое короткое, толстое и тяжелое тело

Бульдозеры колесные универсальные БКУ — цена, описание, характеристки

Назначение

Бульдозер колесный универсальный предназначен для проведения комплекса дорожностроительных работ:
строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог (грунтовых, лесовозных, снежных, снежноледяных и других);

  • разбор завалов при обрушении и сносе зданий;
  • сооружение насыпей;
  • рытье котлованов;
  • прокладывание колонных путей по снежной целине;
  • расчистка дорог от снега и снегозадержание;
  • расчистка канав;
  • рыхлительные работы в грунтах 3-4 категории.

Состав и преимущества

БКУ состоит из базового трактора и бульдозерного оборудования, включающего в себя бульдозерный отвал, рыхлители, толкающую раму, шарниры и гидропривод. Машина позволяет колесному бульдозеру разрабатывать и перемещать грунты прямым или косо установленным отвалом.

Благодаря полному приводу базового трактора машина БКУ обладает отличной проходимостью, что позволяет с эффективностью работать в самых тяжёлых дорожных условиях. Особенно эффективно данная модель колесного бульдозера может быть использована в условиях полного отсутствия дороги – для ее создания.

Бульдозер колесный универсальный способен работать в различных климатических условиях при температуре от -45°С до +45°С.

Бульдозер колесный универсальный (БКУ) активно используется для различных работ в дорожном строительстве. По сути, он представляет собой базовый трактор, оборудованный бульдозерным отвалом, шарнирами, гидроприводом, и другими механизмами. Специальное устройство БКУ делает возможным перемещать и разрабатывать грунты прямым или косо установленным отвалом. БКУ прекрасно пойдет и для работы в тяжелых условиях.

Технический музей ОАО АВТОВАЗ. Часть 2. Инженерная техника, тягачи и автомобили

Он способен выдерживать температуру от -45°С до +45°С и легко преодолевает любое бездорожье. На нашем сайте Вы можете ознакомиться с прайс-листом. Все перечисленное там оборудование производится на заводе «ТЕХСТРОЙМАШ». На бульдозеры цена указана там же.

Применение бульдозера колесного универсального
БКУ превосходно подходит для проведения всего комплекса дорожностроительных работ. Он незаменим как в рытье котлованов, разборов завалов и разрыхлительных работах в грунтах, так и для сооружения насыпей. Такие машины активно используются многими компаниями для строительства, содержания и ремонта автодорог. Идеален БКУ будет и в холодном климате. Его можно использовать для расчистки дорог от снега и даже для прокладывания колонных путей по снежной целине.

 

Оборудование, устанавливаемое по отдельному заказу

  • Трансмиссия ERGOPOWER компании ZF (ГМП и мосты) в комплекте с 3-х контурной системой тормозов мокрого типа; 
  • Двигатель ЯМЗ-238НД4;
  • Топливная система с запасом топлива 900,1250 или 1700 л.
  • П-образный отвал для высокоскоростной очистки от снега ровных площадок.

Видео работы бульдозера колесного универсального БКУ

Двухосный заднемоторный тягач МАЗ-528

Первой военной машиной, созданной в СКБ-1, был опытный двухосный заднемоторный тягач МАЗ-528, построенный в ноябре 1955 года. Он снабжался двухтактным 6-цилиндровым дизелем ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с. и агрегатами ходовой части от грузовиков ЯАЗ-210 с 5-ступенчатой коробкой передач, дополненными двухступенчатой раздаточной с встроенным межосевым дифференциалом, планетарными колесными редукторами и гидроусилителем рулевого управления. На нем стояли вынесенная вперед доработанная 2-местная цельнометаллическая кабина от МАЗ-200 и колеса с шинами 21,00 – 28 низкого давления, заменявшими обычную подвеску. От дополнительной коробки отбора мощности осуществлялся привод гидронасоса и двухбарабанной лебедки с тяговым усилием 6 тс. Установка реверсного механизма в трансмиссии позволяла тягачу передвигаться в переднем и заднем направлениях с десятью одинаковыми скоростями. Автомобиль с колесной базой 2400 мм был предназначен для работы с навесным бульдозерным оснащением и как тягач-толкач тяжелой техники массой до 30 т. Для повышения тягово-сцепных качеств предусматривалась навеска 2,5-тонного балласта, вместе с которым масса машины достигала 18 350 кг, что позволяло буксировать низкорамный трехосный прицеп МАЗ-5208 с танком Т-44М.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Длина автомобиля составила 5400 мм, ширина – 3150 мм, дорожный просвет – 570 мм, максимальная скорость по шоссе – 30 км/ч.
В 1955 году был изготовлен первый тягач такого типа МАЗ-528, предназначенный для работы, прежде всего, с бульдозерным отвалом. МАЗ-528 был откровенно неудачной машиной. «Благодаря МАЗу-528 мы поняли, как не надо делать инженерные тягачи», — вспоминают ветераны-конструкторы.
Было изготовлено всего два опытных образца МАЗ-528, которые позже использовались в качестве агрегатных «доноров» для следующей малоизвестной разработки — «лесовозного» тягача МАЗ-532. Автомобиль МАЗ-528 считается прообразом не только наиболее распространенного инженерного тягача МАЗ-538, но и исходной точкой отсчета всех дальнейших военных разработок СКБ-1.

Армейский заднемоторный 165-сильный тягач МАЗ-528 с бульдозерным отвалом. 1955 год

Для рытья траншей в прочных, каменистых и мерзлых грунтах.

Траншеекопатель навесной RA1500 Valentini (Италия) это роторная траншейная фреза для трактора, которая в комплексе с трактором представляет полноценную машину для рытья траншей.

Навешивается на носитель с помощью 3-х точечной подвески. Привод роторной фрезы осуществляется от ВОМ (вала отбора мощности) 1000 об/мин через редуктор установленный выше горизонтальной оси ротора, требуемая мощность двигателя носителя составляет 300 до 400 л.с.

Траншеекопатель RA 1500 предназначен для рытья траншей в прочных, каменистых и мерзлых грунтах, обеспечивает отрывку траншей с максимальной глубиной до 145 см., ширина траншеи зависит от модели установленной фрезы. По заказу покупателя машина может комплектоваться рабочим органом (ротором) шириной 400 или 500 мм. Производительность оборудования зависит от глубины отрываемой траншеи и прочности разрабатываемого грунта, в среднем составляет 250 — 800 пог.м./час.

Автомобильная техника инженерных войск

Отличительные особенности конструкции RA 1500:

  • заглубление (выглубление) ротора в грунт осуществляется с помощью двух гидроцилиндров;
  • привод от вала отбора мощности трактора через караданную передачу;
  • отсыпка вынутого грунта осуществляется в левую сторону по ходу трактора с помощью шнекового ротора;
  • ось ротора при рытье траншеи находится ниже уровня поверхности, такое решение позволило существенно уменьшить габаритную высоту оборудования.

На роторе установлены самозатачивающиеся вращающиеся резцы, которые обладают оптимальным ресурсом работы и повышенной износостойкостью за счет вставок из твердосплавных износостойких сплавов. Ресурс работы резцов зависит от абразивных свойств разрабатываемого грунта.

Требования к трактору:

  • мощность двигателя 300-400 л.с.;
  • наличие ходоуменьшителя или бесступенчатой коробки передач типа Vario;
  • скорость вращения на  ВОМ 1000 об/мин.:
  • наличие гидролинии (напор + слив) для питания гидроцилиндров заглубления (выглубления) ротора.

Технические характеристики RA 1500:

Показатель Модель
RA 1500 x 400 RA 1500 x 500
Мощность трактора требуемая, л.с. 300 — 400 300 — 400
Ширина отрываемой траншеи, мм. 450 550
Максимальная глубина отрываемой траншеи, мм. 1450 1450
Масса, кг. 6800 7200
Габаритная ширина, мм. 2200 2200
Скорость вращения ротора, об/мин. 1000 1000
Количество резцов, шт. 75 75

Видео: работа траншеекопателя RA 1500

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *