ГРЯЗЬ И АВТО

Введение в офф-роуд. Рельеф

Школа начинающего джипера

В последнее время мы слишком увлеклись нюансами езды по бездорожью, совершенно забыв, что среди читателей рубрики много начинающих, делающих первые робкие шаги во внедорожном мире. Наш материал именно для них

Этот день настал — вы приобрели внедорожник и готовы к покорению бездорожья, но как к нему подступиться, не очень понимаете. А между тем соблазн съехать с асфальта очень велик, да и дорога на дачу к осени раскисла до невозможности. Самое время попробовать свои силы. Чтобы выйти победителем из первой схватки с распутицей и не понести существенных потерь, стоит прочитать советы, изложенные ниже.

Все с чистого листа

Сколько лет вы за рулем? Двадцать?

История офф-роуд в России

Замечательно! А вы? Год? Превосходно. Дело в том, что асфальтовый опыт вождения на бездорожье не играет существенной роли. Кроме умения передвигаться на автомобиле и чувства габаритов, из вашего багажа нам ничего не пригодится. Самое первое, что необходимо осмыслить, — вы ничего не знаете о том, как управлять автомобилем на бездорожье, поэтому всему придется учиться с чистого листа. Если же вы с этим не согласны, то не читайте дальше, просто возьмите журнал с собой и отправляйтесь в грязь. У вас найдется время на ознакомление с данной статьей позже, когда будете ожидать попутного трактора, а если совсем повезет, то заодно и эвакуатора. Вы готовы принять на веру первое утверждение? Тогда идем дальше.

Что может быть лучше, чем, разогнавшись, прохватить по бездорожью?! Летишь, брызги во все стороны, мотор ревет! Кайф!

Так делать не надо, потому что в грязи запросто может оказаться пенек или валун, из-за которых вместе с брызгами во все стороны полетят элементы конструкции автомобиля, а ровный рев мотора смолкнет до капремонта. Сразу договоримся, что ездить по бездорожью мы будем медленно и спокойно, по крайней мере пока не научимся понимать, где можно разгоняться, а где нет.

Рельеф, он же буераки

Все, что объективно мешает передвигаться вне дорог, условно разделим на две составляющие: рельеф и грязь. Субъективные аспекты, такие как выключенный мозг и привод на руки из нижней части туловища, пока не рассматриваем. Грязь как наполнитель рельефа обсудим в одном из следующих номеров, а сейчас вплотную займемся горками, ямами, буераками, кочками и прочими аксессуарами пересеченной местности.

Дело в том, что грязь, в которой вы застрянете (а рано или поздно вы обязательно застрянете), скорее всего будет не причиной вынужденной остановки, а всего лишь одним из факторов. Главным виновником станет именно рельеф местности: не читаемый под слоем грязи и воды, именно он обездвижит ваш внедорожник, причем, возможно, надолго. Чтобы понять механику процесса, нам потребуется ненадолго прервать обсуждение практики и обратиться к теории.

Постоянный и подключаемый

Давайте рассмотрим два основных типа полного привода, используемых в трансмиссии утилитарных внедорожников (поскольку сейчас внедорожниками в рекламных роликах называют все, что имеет привод на четыре колеса, я вставил слово «утилитарный» — так сразу будет понятно, что речь пойдет о настоящих внедорожниках).

Первый из них — это постоянный полный привод, при котором крутящий момент идет на обе оси автомобиля постоянно, чтобы машина адекватно управлялась, а трансмиссия и резина не подвергались излишним нагрузкам; в дополнение к межколесным дифференциалам в раздаточной коробке установлен еще один — межосевой. Поэтому достаточно забуксовать одним колесом, и автомобиль остановится, так как благодаря трем дифференциалам весь момент уйдет именно на него. Чтобы этого не случилось, при движении по бездорожью межосевой дифференциал следует блокировать. При этом передний и задний карданные валы будут вращаться синхронно, а значит, чтобы автомобиль остановился, должны буксовать уже два колеса, причем по одному на каждом мосту.

Второй тип полного привода — подключаемый. По асфальту автомобиль передвигается с приводом на одну заднюю ось, при движении по бездорожью передний мост следует подключить. Межосевой дифференциал на этом типе полного привода отсутствует, поэтому подключение жесткое, и езда по дорогам с твердым покрытием более чем нежелательна.

Существуют раздаточные коробки, имеющие и межосевой дифференциал, и возможность отключения полного привода. На них по распутице следует передвигаться с включенным полным приводом и заблокированным межосевым дифференциалом.

Главное — не разгружать

Когда ваш автомобиль движется по бездорожью, подвеска активно отрабатывает неровности рельефа. При этом, когда вы наезжаете колесом на кочку, подвеска сжимается, и нагрузка на него возрастает, а на колесо, находящееся в противофазе, наоборот, падает, и оно легко проворачивается. Межколесные дифференциалы делают свое дело, и мощность уходит в разгруженные колеса, машина начинает буксовать и останавливается сразу или проезжает еще немного. Рельеф изменяется, буксующие колеса нагружаются, но (если вы вовремя не отпустите педаль газа) буксовать не перестают и, вырыв изпод себя мягкий грунт, благополучно усаживают ваш внедорожник на мосты. На этом самостоятельная борьба машины с бездорожьем заканчивается, и возникает необходимость в «помощи зала» в виде другого внедорожника (коли таковой имеется рядом) или лопаты в ваших крепких руках (если запасного автомобиля нет). Такой ситуации вполне можно избежать. Для этого надо лишь следовать нескольким простым правилам.

Не стоит увлекаться большим газом. Езжайте с педалью, нажатой на треть или половину, но не больше, тогда в случае разгрузки колеса не пробуксуют, и сцепление с дорогой сохранится. Конечно, поначалу из-за высокого сопротивления качению вы будете часто глохнуть, пока не научитесь правильно дозировать усилие на педали акселератора, но в этом нет ничего страшного. Запомните: НА БЕЗДОРОЖЬЕ ЛУЧШЕ ЗАГЛОХНУТЬ, ЧЕМ ЗАБУКСОВАТЬ. Потому что, заглохнув, вы повернете ключ зажигания, мотор заработает, и можно будет продолжить движение, а вот забуксовав, вам придется прибегнуть к не самым приятным процедурам по извлечению автомобиля, два варианта из которых описаны выше.

Вторым обязательным элементом внедорожной езды, помогающим избежать пробуксовки, является небольшая скорость движения. Чем медленнее едет внедорожник, тем мягче подвеска отрабатывает рельеф, как следствие, машину не так сильно раскачивает, и колеса разгружаются в значительно меньшей степени. При движении по умеренному бездорожью соблюдение этих простых правил позволит вам уверенно передвигаться без риска забуксовать.

Основное — практика

Распространенной ошибкой всех начинающих любителей бездорожья всегда было, есть и будет неумение сразу применить на практике полученные знания. Для начала обязательно надо раскачать машину на рельефе, надавить педаль в пол и усесться на мосты в самом центре глубокой лужи. Всему виной стресс. Под колесами бурлит грязь, от выхлопной системы идет пар, машину раскачивает, и она едет все медленнее, а ведь надо быстрее отсюда выбираться! И вот вы забываете все умные советы про спокойную езду на малом газу и, вцепившись в руль, нажимаете на педаль. Мотор ревет, но машина не ускоряется, а совсем наоборот — останавливается и начинает ехать вниз. Это ваши буксующие колеса сквозь жидкую грязь пытаются докопаться до центра Земли.

Забавно, не правда ли? Так вот, ставлю сто к одному, что в первый раз вы повторите те же ошибки. Но не унывайте. Постепенно привыкнете к поведению машины на бездорожье, научитесь правильно выбирать скорость движения и обороты двигателя. Пройдет совсем немного времени, и вы сможете играючи проезжать там, куда еще недавно побоялись бы сунуться. А мы по мере сил будем просвещать вас, рассказывая о специфике внедорожного вождения. И в следующем номере журнала поговорим о второй по списку, но не по значению составляющей офф-роуда — грязи.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: автор

Едем на соревнования

Все что нужно знать о внедорожных состязаниях, перед тем как на них отправиться в первый раз

Примерно после пары выездов в лес на своем внедорожнике многие начинают задаваться вопросом: «А не пора ли поехать на соревнования? Себя показать да на других посмотреть». Отговаривать бессмысленно, остается только советовать

Есть внедорожник, мало-мальский опыт езды по бездорожью, желание опробовать свои силы в конкурентной борьбе и готовность к тому, что машина прямо из леса отправится в автосервис, плавно покачиваясь на платформе эвакуатора? Я акцентирую ваше внимание на этом списке необходимых предпосылок в самом начале статьи, потому что если какое-либо из перечисленных требований вы выполнить не готовы, то и ехать на соревнование не стоит. Если же вы «как-то так себе это и представляли», продолжаем.

Из всего многообразия внедорожных дисциплин для начинающих подходят две: нелинейное внедорожное ориентирование и джип-спринт. Джип-триал, ралли-рейд и трофи-рейд — отказать, вам туда пока не надо. Почему? По той же причине, по которой, едва научившись держаться на воде, не стоит плыть через Ла-Манш.

Нелинейное ориентирование

Отличный выбор для любителей поездить по лесам и полазить по грязи в свое удовольствие. Задачей участников являются поиск и сбор контрольных точек. Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество точек за отведенное для этого время.

Пожалуй, самая демократичная и мягкая из дисциплин. Потому что, во-первых, участник сам выбирает маршрут и сложность точек, а во-вторых, машины спортсменов рассеяны по территории в несколько десятков гектаров, и, как следствие, никто никому не мешает. Опять же ничто не мешает отъехать от старта на пару километров, застрять по башню и, разложив на капоте еду, загорать на солнышке, периодически вяло помахивая лопатой. Рано или поздно вас эвакуируют, и вы получите законное право рассказывать потом друзьям, как отчаянно рубились сутки в болоте.

Минус данного формата лишь в том, что в случае если вы сломались или фатально застряли из-за удаленности точек от базового лагеря, ожидание эвакуации и сама эвакуация могут затянуться. К тому же для участия в мероприятиях данного формата необходимы наличие GPS-навигатора и умение им пользоваться (второе из первого не следует).

Джип-спринт

Этакое ралли-лайт. Относительно небольшая закольцованная трасса, на которую участники выпускаются попарно. Нет, не навстречу друг другу, а в одном и том же направлении. Представьте себе цифру «8», трасса выглядит примерно так же, с той лишь разницей, что линии не пересекаются, а проходят рядом. Из этого сужения участники и стартуют каждый на свою половину трассы и, сделав полный круг (или несколько), финишируют. Соответственно пришедший первым побеждает, второй выбывает, и так до победного, пока не будет определен самый быстрый и удачливый.

Потоки адреналина, крики болельщиков и драйв. То, что надо для тех, кто без ума от скорости, а также для обладателей стандартных полноприводных автомобилей класса «стоянка-лужайка».

Десять самых способных внедорожников, которые вы можете купить

Опять же от асфальта далеко уезжать не надо, и формат мероприятия обычно укладывается в несколько часов. Друзей на недоприводах можно с собой прихватить, шашлычку взять и совместить стремное с бесполезным — гонку и пикник.

Минусы тоже имеются: надо обладать навыками пилотирования внедорожника при больших скоростях на пересеченной местности, к тому же автомобиль должен иметь динамичный мотор и энергоемкую подвеску, в противном случае участие в соревновании сведется к одинокому заезду и нескольким часам праздного наблюдения полными зависти глазами за не выбывшими из борьбы участниками.

Подготовка

Какой из предложенных (или не предложенных) форматов вы бы ни выбрали, подготовка машины к соревнованиям (не путать с подготовкой к езде по бездорожью, сейчас речь не о тюнинге), как ни странно, потребуется примерно одна и та же. Начать следует с того, что произвести «диагностику с пристрастием», и все узлы и детали, о которых механик скажет: «Вот это скоро надо будет менять, но еще тысчонку-другую походит», заменить в обязательном порядке. Если же ваша фамилия Плюшкин, то можете не менять, просто купите новую деталь и возьмите с собой — поменяете потом на трассе. Старый зонтик, корзинку для грибов, спиннинг, в общем, все те нужные и полезные вещи, которые обычно обитают в грузовом отсеке внедорожника, выложите или, если нет моральных сил с ними расстаться, закрепите, дабы они не напомнили о себе, метко прилетая в вас в самый не подходящий момент. Обязательно возьмите с собой полноценный набор инструмента: баллонный ключ, две монтажки, домкрат, переноску либо налобный фонарик и зип, включающий в себя как минимум наружные ремни двигателя, банку тормозной жидкости, колесную камеру и (если у вас на машине имеется электронная система блокировки колес) комплект тормозных колодок, а как максимум все, что в теории может оторваться и отломиться. Также не лишним будет почитать регламент соревнования, из него вы узнаете о списке оборудования и снаряжения, без которого вас не допустят к участию.

Перед выездом на мероприятие рекомендую сообщить всем родным и близким, что там, куда вы едете, мобильные телефоны не работают. Сделать это стоит по трем причинам: семья не будет переживать, что вы не звоните и не пишете; всегда можно будет выключить телефон, чтобы он не отвлекал звонками; в том месте, где вы застрянете окончательно и безнадежно, телефон не будет работать совершенно точно.

Как вести себя на трассе

Вот это по-настоящему важный вопрос. Для начала уясните себе, что ваша первостепенная задача — не занять первое место, не показать всем окружающим, как на самом деле надо ездить. Это все потом, через пяток-другой гонок… может быть… наверное. На этот раз вашей первостепенной и единственной задачей является добраться до финиша своим ходом и на минимально разложенной машине.

Что для этого нужно? А нужно включить голову на старте и не выключать ее до финиша. Не стоит позволять себе поддаваться азарту из-за ударившего в голову адреналина, разбавленного водяной отработкой. Действия пилота и штурмана должны быть обдуманными и максимально точными. Да, с непривычки все будет получаться медленно и не так, как у опытных спортсменов, проезжающих мимо вашего застрявшего автомобиля, но это ничего, со временем и у вас начнет получаться, ну а пока не надо пытаться проехать на стандартном автомобиле через реку следом за клеткой из труб, обшитой алюминием, с колесами размером с мельничный жернов. Не хочется вас расстраивать, но велика вероятность, что вы в этой реке застрянете, хотя, возможно, вы там просто утонете.

В идеальном варианте на соревнования лучше приезжать двумя-тремя машинами. Так и кататься веселее, и всегда можно подстраховать друг друга. Раньше на традиционных (клубных) мероприятиях (а таковыми являются примерно 90% от общего числа) было принято помогать другим участникам, теперь народу в офф-роуде стало больше, а культуры меньше, поэтому я не стал бы сильно рассчитывать на помощь со стороны других участников. Так что имеет смысл запастись штурманом повыносливее, а лучше двумя. И еще: обязательно возьмите с собой комплект сухой одежды и запас воды и пищи. Разумеется, он вам не пригодится, потому что вы не собираетесь ночевать на трассе, конечно, вы доедете до финиша, и все у вас будет хорошо, но еду и воду возьмите. Лучше пусть испортится лишняя еда, чем от ее нехватки испортитесь вы. А сменную одежду стоит упаковать в герметичный мешок, тоже на всякий случай.

Жизнь в базовом лагере

Базовый лагерь напоминает муравейник. Он растет из центра, от палаток организаторов, во все стороны и с утра до ночи наполнен хаотически движущимися людьми, перетаскивающими различные грузы.

Если вам предстоит ночевать в лесу, приехав на поляну базового лагеря, постарайтесь встать как можно дальше от центра. Тогда есть шанс, что утром ваша палатка и машина не будут со всех сторон заставлены машинами других участников.

Выбирая место для своего лагеря, внимательно смотрите, чтобы рядом не оказалось стоянки квадроциклистов и профессиональных спортсменов. Квадроциклисты всю ночь будут ездить на своих газонокосилках по лагерю, катая друзей и девушек, к палатке организаторов, в лес пописать. Когда они не будут ездить, то будут просто газовать, стоя на месте, потому что им нравится звук работающего мотора. Потом они заглушат все квадроциклы и включат громкую музыку. Так что, если своими соседями вы выберете квадроциклистов, поспать вам не удастся.

Профессиональных спортсменов легко узнать по автовозам и разгружаемым из них «котлетам». Они не будут колобродить до поздней ночи и не станут включать громкую музыку. Спортсмены — люди серьезные и рано ложатся спать перед гонкой. Зато их механики заведут трехкиловаттный генератор, предварительно оттащив его от своего лагеря к вашей палатке, чтобы он не мешал своим треском. Потом они всю ночь будут гудеть сваркой и стучать кувалдами, доделывая то, что не успели в городе, и на их фоне квадроциклисты покажутся вам просто милыми тихими парнями.

Еще один важный момент. Как бы ни хотелось посидеть у костерка за бутылочкой и разговором, рекомендую отложить эту пастораль на вечер после финиша. Перед гонкой надо хорошо выспаться и набраться сил. Внедорожная гонка — это не компьютерная игра: когда надоест, не сохранишься и не выключишь — надо доехать до финиша или как минимум вернуться обратно в базовый лагерь, а для этого вам понадобятся все силы, какие только найдутся. Потому что именно силой придется компенсировать недостаток опыта и знаний. Не умеешь работать головой — работай лопатой.

Что-то мрачная картина получилась. Не влезай — убьет, влезай — убьет. Ну, так оно примерно и есть. Автомобиль — средство повышенной опасности сам по себе, а помноженный на адреналин, стресс и иногда (к сожалению) спиртное, становится весьма опасным способом отдыха. Из-за вышесказанного не стоит отказывать себе в удовольствии заниматься внедорожным спортом, просто нужно помнить о возможных опасностях и не расслабляться.

Удачи на ваших первых внедорожных соревнованиях! У вас все получится. Главное, верить в себя и в машину и не пасовать перед трудностями.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ

Офф-роуд(англ. off-road — бездорожье) — вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле, именуемом также внедорожник.

Экипаж внедорожника состоит из, как минимум, двух человек: пилота и штурмана. Штурман занимается навигацией, определяет маршрут движения, руководит действиями пилота во время прохождения бездорожья. Пилот ведёт машину и должен обладать хорошими навыками внедорожного и экстремального вождения.

Офф-роуд мероприятия можно разделить на две категории: спорт и активный отдых. К офф-роуд мероприятиям активного отдыха относят внедорожные экспедиции, рейды, фестивали. К спортивным мероприятиям — чемпионаты, трофи-рейды, ралли-рейды.

Джипинг

Джипинг[1] (англ. Jeeping) — экстремальный вид отдыха и туризма, заключающийся в прохождении туристических маршрутов по бездорожью на автомобилях (джипах и вездеходах).

В России данный вид развлечения для туристов получил распространение как правило в горных местностях, активно посещаемых туристами: в Адыгее (в частности в Майкопском районе), Алтае, а также на черноморском побережье Краснодарского края и Крыма.

В 2009 году департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края выходил с предложением на законодательном уровне урегулировать развитие джипинга[2].

  • Jeeping gornie reki.JPG

    Прохождение маршрута по горным рекам

  • Джипинг — экстремальный вид отдыха

Напишите отзыв о статье "Офф-роуд"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Офф-роуд

Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны.

Офф-роуд — еще одно экстремальное хобби

Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.

Грязь в баллончиках для авто? Да это верх идиотизма! Так скажут многие люди и будут отчасти правы, поскольку не знают зачем это нужно (то же самое говорили в своё время про воду в бутылках). Но есть автолюбители, которые понимают, что данный продукт имеет вполне конкретное предназначение, а удобная тара позволяет многократно использовать авто грязь в баллончиках когда это нужно.

Прежде чем повести рассказ дальше, сразу отметим, что использовать искусственную грязь для номеров (то есть их сокрытия от видеофиксации камерами) категорически запрещено законом. И так, что же представляет из себя эта новая грязь в баллоне и где её применяют?

Начнём с того, что искусственная грязь не такая уж и новая, просто в России она появилась недавно. Автогрязь продаётся в Европе и Японии более 5 лет и, нужно сказать, имеет стабильный спрос. Само название грязь — просто коммерческое наименование и по составу к настоящей грязи (земле) отношения не имеет. Поэтому в баллончиках не просто грязь, а специальная жидкость. Если бы там действительно была обычная грязь, которая лежит на улице абсолютно бесплатно, то дюза спрея, через которую происходит распыление, мгновенно засорилась бы. Но, как уже было отмечено выше, баллончик можно использовать многократно, до тех пор, пока не закончится жидкость. Кстати, о ресурсе: хватает одного баллона до 10 раз при типовом использовании (покрытии небольших поверхностей). С нанотехнологиями автогрязь также не имеет ничего общего, хотя и встречается иногда в продаже с приставкой нано (кто-то ещё на это ведётся?).

Искусственная грязь в баллончике изначально применялась для покрытия внедорожников в Японии, чтобы сделать видимость активного использования железного коня на природе. Большинство тамошних жителей лишено возможности длительной поездки за город и, тем более, участия в гонках из-за постоянного строительства своей карьеры. Учитывая урбанизацию жизни в этой стране и крайне специфический менталитет местного населения неудивительно, что баллончики с грязью быстро завоевали популярность. Таким незатейливым образом они пытались дополнительно выделить себя из толпы.

Но что же в России, где грязи хватает даже в Москве, не говоря уже о Подмосковье и остальных регионах?

Значение слова офф-роуд

Поначалу жидкая грязь использовалась для приколов. Она легко удаляется с твердых поверхностей влажной салфеткой. При этом, обычный дождь на неё практически не воздействует (при условии, что она успела высохнуть до попадания влаги).

После того, как баллоны с грязью стали появляться в розничной продаже умные люди придумали использовать этот продукт в рекламе машин. А вы как думали, в рекламных роликах грязь на внедорожниках не портит внешний вид авто, а лежит именно там, где нужно? То же самое в кино и фотосъёмке: это в разы удобнее использования натуральной грязи без искусственных заменителей и ГМО =).

Теперь этих баллончиков как грязи =)). Стоят они совсем недорого, а купить авто грязь в Москве не составляет труда. У нас в продаже также есть искусственная грязь по очень привлекательным ценам. Заменитель грязи оказался действительно полезным продуктом в рекламной индустрии и для розыгрышей знакомых.

Но мы то находимся в России, поэтому расскажем, как ни в коем случае нельзя использовать автогрязь. Некоторые ушлые владельцы авто навострились замазывать жидкой грязью для авто номера. Этим грешат любители быстрой езды (а кто её в нашей стране не любит?) и злостные уклонисты от почасовой оплаты парковки. Камеры неспособны распознать номера, если несколько знаков загрязнены. Так вот, за грязные номера полагается штраф и очень неприятный разговор с представителем ГИБДД. Намеренно или случайно (ага, кончено) применять грязь в баллончиках для номеров запрещено! Ну, мы вас предупредили.

Выбираем внедорожник для покатушек

Как правильно выбрать автомобиль для грязных развлечений

Покатушки – выезды на бездорожье на один-два дня, катание по грязи как способ отдыха от трудовых будней. Каким должен быть автомобиль, отвечающий данной задаче? Импортным или отечественным, бензиновым или дизельным, большим или маленьким? Мы не будем агитировать вас за тот или иной вариант, просто расскажем о плюсах и минусах, оставив право окончательного выбора за вами

Какими именно характеристиками должен обладать внедорожник для покатушек? Высокой проходимостью, стойкостью к поломкам и повреждениям, обеспечивать определенный уровень комфорта, условно меньший, чем экспедиционник, и больший, чем спорткар, и при этом быть недорогим в обслуживании.

Начнем с проходимости

Ее обеспечивают несколько составляющих, в равной степени важных: вес внедорожника (чем он меньше, тем лучше машина едет), клиренс (чем он больше, тем проще двигаться по бездорожью), артикуляция подвески (чем она выше, тем лучше отрабатывает рельеф), тяговитый мотор (сильнее тяга на низких оборотах). Из перечисленного можно сделать следующий, далеко не утешительный вывод: выбор внедорожника для покатушек — это нагромождение компромиссов один на другой, вследствие чего идеального, подходящего для всех и каждого решения не существует.

Поэтому первое, с чем вам стоит определиться, — это количество денежных знаков, которые вы в состоянии потратить на приобретение и подготовку внедорожника для покатушек. Если речь идет о сумме в пределах 100 000 рублей, то мой вам совет: купите радиоуправляемую модель внедорожника и не заглядывайтесь на настоящие. Потому что старинный внедорожник, который вы сможете купить за эти деньги, на бездорожье будет ломаться слишком часто… Нет, не так — на бездорожье он будет ломаться ВСЕГДА. У него будет рассыпаться подвеска, разлетаться вдребезги трансмиссия, выходить из строя электрика и стучать мотор. Потому что нагрузки, которые внедорожник испытывает на бездорожье, на порядок выше асфальтовых, и уезженный поколениями водителей битюг их точно не перенесет. А значит вы будете чинить его часто и много, и довольно быстро сумма, потраченная на ремонт, превысит его стоимость и все разумные пределы. Поговорка: «Старая машина — это новая в кредит» на бездорожье верна как нигде.

Импортная или отечественная? Сложный вопрос. Иномарки надежнее и реже ломаются, но стоимость запчастей и ремонта выше, чем у отечественных внедорожников, но при этом качество российских комплектующих таково, что установка новой детали не гарантирует ее исправной работы в течение хоть какого-то времени. Бензин или дизель? Бензиновая машина дешевле, дизельная тяговитей, но в случае поломки ремонт дизеля обойдется значительно дороже, чем бензинки.

Что такое внедорожный пакет «Off-road» в Tiguan?

Зато бензиновые моторы ломаются чаще, чем дизельные, а дизельные плохо заводятся в мороз и солярка запарафинивается при низких температурах, но на холостых оборотах дизель расходует минимум топлива. Вот такой вот «парад» получается. Идем дальше. Подвеска внедорожника должна быть энергоемкой и стойкой к ударам, а трансмиссия надежно защищена от повреждений. Поэтому среди компромиссов есть одна константа – зависимая подвеска. И дело здесь не только в утилитарности и надежности, но и в тюнинг-пригодности.

Еще одна аксиома

Внедорожник для езды по грязи должен быть рамным, потому что несущий кузов при активной эксплуатации на бездорожье долго не проживет.

Теперь о весе внедорожника: чем машина мощнее и вместительнее, тем она больше весит, и наоборот — чем машина легче, тем слабее ее мотор и тем меньше места в салоне. Но если вы решили впадать в крайности, то тогда уж лучше маленький, легкий, пусть даже маломощный внедорожник, нежели мастодонт экспедиционного класса, волею злого рока втиснутый в реалии покатушечной жизни. Тяжеловес мало того что будет ехать значительно хуже, чем легкая малолитражка, так еще и передвижение по лесу на нем окажется извечным слаломом между деревьями, где он будет отрывать зеркала, мять двери и все равно не сможет протиснуться.

Нет плохих или хороших машин самих по себе, есть машины, не отвечающие условиям эксплуатации. А внедорожные покатушки — это весьма жесткие условия, требующие совершенно определенного набора необходимых характеристик.

Вопрос-ответ

Да что же это такое, скажете вы, одни вопросы и никаких ответов. Пожалуйста, вот вам ответы.

Для покатушек нужен рамный внедорожник на зависимой подвеске, весящий менее двух с половиной тонн, с колесной базой не больше двух с половиной метров, с двигателем, хорошо тянущим на низких оборотах и имеющим «асфальтовый» расход топлива в пределах 15 л на сто километров. Ну что, стало легче? Да не тут-то было. Но постепенно вы все же найдете идеальный именно для себя баланс характеристик, и тогда, определившись с выбором принципиально, сможете перейти к следующему, не менее утомительному этапу — поиску наиболее удачного предложения на рынке, а вот справившись и с этой задачей и став счастливым обладателем утилитарного внедорожника, можно будет переходить к по-настоящему сложной задаче: подготовке машины для эксплуатации на бездорожье. Но об этом мы поговорим в одном из следующих номеров нашего журнала.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *