Города России по протяженности

5 место – Уфа, 54 км

Город основали в 1574 году на берегу реки Белая. Развивался быстро, уже в 1586 году стал важным административным центром. Разрастался вдоль рек Белая, Уфа и Дёма.

Площадь – 708 кв.км, протяженность – 55 км.

4 место – Пермь, 70 км

Поселение строилось на берегу реки Кама. Статус города был присвоен в 1723 году. Развитию Перми способствовало наличие в этих местах медных руд и строительство завода, а расположение на реке Кама позволило отправлять товары в Черное, Азовское, Белое море, на Балтику и на Каспий.

Протяженность – 70 км.

3 место – Новый Уренгой, 80 км

Город молодой, городской статус присвоен в 1980 году, а поселение основано немного раньше, в 1975 году, как рабочий поселок нефтяников. Основное промышленное направление – добыча газа и нефти. Местность болотистая. Площадь города небольшая, всего 11 кв. км, но растянулась на 80 км.

2 место – Волгоград, 85 км

В конце 16 века на месте современного Волгограда была основана крепость, которая охраняла часть Волжского пути. В 1780 года крепость приобрела статус города и административного центра. За годы город разросся вдоль волги на 85 км.

1 место – Большой Сочи, 145 км

Сочи вместе с прилегающими поселками растянулся вдоль Черного моря на 105 км, а главная дорога увеличила и без того не маленький путь до 145 км. Всё дело в горной извилистой местности.

Какой город является самым протяженным на планете? Существует несколько версий. Одни говорят, что это Токио, другие – что Мехико. А что на счет нашей страны? Какой город России самый длинный? Ответить на этот непростой вопрос мы попробуем в нашей статье.

Самый длинный город России: проблема определения

На территории России насчитывают свыше одной тысячи городских населенных пунктов. В их числе есть и огромные мегаполисы (такие как Москва или Санкт-Петербург), и совсем крохотные городишки (как Чекалин или Плес). Если вычислить площадь города или сосчитать численность его жителей довольно просто, то вот определить самый длинный город России не так уж и легко.

В различных источниках можно встретить противоречивые данные по этому поводу. Ведь нет единой и точной методики определения протяженности того или иного населенного пункта. Чаще всего самым протяженным в России называют город Сочи. Его общая длина составляет 145 километров (по другим данным 161 км).

Но если взглянуть на географическую карту, мы увидим, что Сочи представляет собой цепочку отдельных курортных поселков, расположенных на довольно значительном расстоянии друг от друга. Именно поэтому некоторые эксперты утверждают, что самым длинным в стране является город Волгоград, который отличается сплошной застройкой и не имеет значительных территориальных разрывов.

Так или иначе, этот вопрос остается спорным и не закрытым. Мы же в следующем разделе нашей статьи составили перечень российских городов-рекордсменов по протяженности.

Список самых длинных городов России

Итак, переходим к нашему списку. В нем перечислены десять самых длинных городов России (в скобках указана максимальная протяженность в километрах):

  1. Сочи (145).
  2. Волгоград (85).
  3. Новый Уренгой (80).
  4. Пермь (70).
  5. Уфа (54).
  6. Самара (50).
  7. Омск (45).
  8. Санкт-Петербург (44).
  9. Новосибирск (43).
  10. Москва (42).

А теперь давайте вкратце расскажем о некоторых из этих городов.

Город-курорт Сочи

Курортный город Сочи вытянулся вдоль черноморского побережья на 145 километров. Причем 118 из них – это пляжная полоса. Субтропический климат, теплое море, красивые горные ландшафты и наличие источников минеральных вод превратили Сочи в главный морской курорт страны. Отдыхающий здесь сможет и на лыжах покататься, и поплескаться в ласковых водах Черного моря.

Город занимает площадь в 3500 квадратных километров. Численность населения Сочи 410 тысяч человек. При этом в летний сезон она увеличивается как минимум в два раза за счет приезжих туристов и курортников. Помимо туристической индустрии, в Сочи достаточно развит строительный сектор, сельское хозяйство, теплоэнергетика и судостроение. В пределах курортной столицы России выращивают чай и цитрусовые, разводят форель.

Героический Волгоград

Город Волгоград вошел в общемировую историю как место главного сражения Второй мировой войны – Сталинградской битвы 1943 года. В наши дни это крупный промышленный центр Поволжья с миллионным населением.

Город-герой расположен у крутого изгиба Волги в нижнем течении великой русской реки. Вдоль ее берега он протянулся почти на 85 км. При этом максимальная ширина Волгограда не достигает и десяти километров. В связи с такой большой протяженностью, наиболее быстрым способом добраться из одного конца города в другой является железнодорожное сообщение. Чтобы осуществить такую поездку, понадобится немало времени и терпения.

Исторически сложилось так, что Волгоград рос именно вдоль Волги, прирастая все новыми промышленными предприятиями и рабочими поселками к ее берегам. Чтобы связать между собой отдаленные районы города, было решено построить уникальную систему подземного трамвая. Кстати, аналогичная система функционирует в городе-двойнике Волгограда – украинском Кривом Роге. Волгоградский метротрам насчитывает сегодня 22 станции, шесть из которых расположены под землей. Общая длина линии подземного трамвая составляет 17 км.

Газодобывающий Новый Уренгой

Новый Уренгой именуют газовой столицей России. Три четверти всего российского газа добывается именно здесь. Город расположен на границе умеренного и субарктического климатического пояса всего в 50-ти километрах к югу от Северного полярного круга. Приятной компенсацией за холодный климат и суровые морозы служит уникальное природное явление – полярное сияние.

Новый Уренгой состоит из четырех районов: Северного, Южного, Коротчаева и Лимбяяхи. Последние два ранее были автономными населенными пунктами. Однако в 2004 году они были включены в состав города, благодаря чему Новый Уренгой значительно вытянулся. Сегодня его длина достигает 80-ти километров.

Общественный транспорт города представлен лишь автобусами (11 маршрутов). В Новом Уренгое действует железнодорожный вокзал, аэропорт и речной порт.

Ультрапромышленная Пермь

Пермь – третий город России по площади и четвертый по протяженности. Вдоль берегов широкой и величественной Камы он вытянулся почти на 70 километров в длину. Первый завод здесь был построен еще в 1723 году. На нем выплавляли медь. Сегодня Пермь входит в число главных индустриальных центров страны. По объемам промышленного производства город занимает первое место на Урале, опережая и Екатеринбург, и Челябинск.

Пермь – город креатива. На его улицах установлено немало интересных скульптур и инсталляций. Чего только стоит памятник жуку-навознику, или же знаменитые пермские ворота, сооруженные из бревен.

Город пародоксов Уфа

Уфа – важный экономический, культурный и научный центр России. Это один из самых зеленых и самых длинных городов страны. Общая протяженность города Уфы составляет 54 километра.

Уфа – город парадоксов. Так, Южная улица здесь находится севернее Северной, а вот Окраинная расположена практически в центре. Улица Свободы почему-то заканчивается тупиком Свободы. Не очень оптимистично! Из приятного: Уфа среди городов-миллионеров России самая просторная. На одного ее жителя приходится около 700 квадратных метров городской территории.

17 сентября в муниципалитете стратегической сессии «Скрытые ресурсы развития Уфы», в ходе которой были презентованы результаты исследования пространственно-экономического ландшафта города. В работе сессии приняли участие заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Владимир Александрович Нагорный, глава Администрации городского округа город Уфа РБ Ирек Ишмухаметович Ялалов, его первый заместитель Александр Анатольевич Филиппов, руководитель проектов Центра городских исследований бизнес-школы СКОЛКОВО Сергей Евгеньевич Журавлев, Старший аналитик Центра городских исследований бизнес-школы СКОЛКОВО Елена Викторовна Короткова, заместители главы Администрации, депутаты городского Совета и руководители структурных подразделений муниципалитета. Сессия состоялась в рамках мероприятий по созданию стратегии развития города Уфы до 2030 года.

Во вводной части сессии Сергей Журавлев представил презентацию «Компактный город: неиспользованный потенциал эффективности». Он рассказал о явных минусах городского расползания. Среди них: неэффективность инвестиций в инфраструктуру, высокие расходы на содержание, неэффективность налоговой базы, слабая связность и плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), высокие транзакционные издержки, слабые социальные связи и интеракции, низкое качество городской среды и негативные экологические эффекты. Были представлены примеры Атланты и Барселоны – городов с одинаковой численностью населения, но отличающихся в десятки раз по занимаемой площади.

Эксперт отметил, что существует три сценария развития городов – это компактное развитие в пределах существующих границ, застройка прилегающих территорий с выходом за существующие границы и развитие в агломерацию с включением в состав города близлежащих населенных пунктов. Управление ростом агломерации будет эффективным в том случае, если город выбирает наиболее оптимальный для себя сценарий.

Один из основных принципов компактного города – эффективная здоровая плотность. Был приведен пример Москвы, где плотность растет при удалении от центра города, и Парижа, где совершенно противоположная ситуация – центр достаточно плотный, при удалении от него плотность снижается.

Сбалансированное развитие компактного города предполагает смешанное использование территорий, их многофункциональность. Как отметил Сергей Журавлев, для таких городов особое значение имеют интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды.

Среди экономических преимуществ компактного города Сергей Журавлев назвал повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономию расходов на генерацию, строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. К социальным преимуществам эксперт отнес доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Кроме того, он выделил экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.

Были также отмечены риски и возможные негативные эффекты, связанные с компактным развитием. Это «нездоровая» плотность, недостаточная обеспеченность общественным транспортом, доступом к нему, и как следствие, транспортные проблемы, проблемы восприятия плотности и высокие цены на недвижимость в центре.

В завершение презентации Сергей Журавлев озвучил рекомендации по городской политике компактности. Во-первых, это управленческие меры, которые предполагают наличие четких целей в стратегических документах и планах развития, работу на уровне естественной агломерации и тесное взаимодействие с соседними муниципалитетами. Среди регуляторных мер Сергей Журавлев назвал отражение соответствующих принципов, параметров застройки в нормативных документах и планах различного уровня (плотность, использование и т.д.). Есть также фискальные меры – это повышение налоговой нагрузки на проекты, не удовлетворяющие требованиям компактного города, соответствующая тарифная политика на транспорте, соответствующая политика по выдаче ипотечных кредитов и строительству социального жилья, поддержка проектов по интенсификации, развитию центра, редевелопменту, регенерации бывших промышленных зон и т.д. Что касается взаимодействия с частным сектором – здесь особое внимание необходимо уделить развитию центра города, инвестициям в общественный транспорт, доступное жилье. Также предполагается стратегическое участие муниципалитета в проектах городского редевелопмента, регенерации застроенных территорий и бывших промышленных зон, зеленой инфраструктуры для поддержания здоровой плотности городских территорий.

В настоящее время Уфа стоит перед выбором дальнейшего пути. Основные принципы и видение развития города до 2030 года будут изложены в Стратегии, разработка которой подходит к завершающему этапу. В создание данного документа внесли лепту ведущие эксперты в сфере градостроительства. Как отметил в ходе стратегической сессии «Скрытые ресурсы развития Уфы» глава городской Администрации Ирек Ишмухаметович Ялалов, работа по созданию стратегии позволила ознакомиться с передовыми практиками развития городских пространств. Были выявлены проблемы, для решения которых требуется системная работа, в том числе, во взаимодействии с соседними муниципалитетами. В частности, это вопрос разрастания под Уфой коттеджных поселков без создания соответствующей социальной, транспортной инфраструктуры. В итоге, жители данных поселков едут за социальными благами в Уфу. Рабочие места также расположены в городе. Это приводит к росту транспортных потоков на основных городских магистралях.

Состоявшаяся в муниципалитете стратегическая сессия «Скрытые ресурсы развития Уфы» стала одним из значимых мероприятий в рамках работы по созданию стратегии развития города Уфы до 2030 года. Выводы, выработанные в процессе обсуждения, найдут отражение в стратегическом документе.

Источник:официальный сайт администрации городского округа Уфа

Сургут и Тюмень заняли второе и четвертое места. Это в первую очередь произошло благодаря большим зарплатам в сочетании с высоким уровнем жизни и благоустроенностью городской среды. Тюмень, как и Краснодар, относится к быстрорастущим городам: за последние годы ее население выросло с 400 тыс. до 800 тыс. человек.

В первой пятерке только один город-миллионник — Санкт-Петербург. Соотношение зарплаты и стоимости покупки и аренды жилья в этом городе неблагоприятно, но жизнь в нем характеризуют низкие расходы на коммунальные услуги по сравнению с зарплатой, неплохая экологическая ситуация и хорошая обеспеченность жильем. В Петербурге на человека в среднем приходится больше 26 кв. м, а, например, в Москве — 20 кв. м.

Кто в аутсайдерах

Города, занявшие последние места в рейтинге, отстают от лидеров как по качеству городской среды, так и по стоимости жизни. Исключением стал только Севастополь — он набрал больше 60% возможных баллов по показателям качества среды, но из-за дорогой аренды жилья, высокой стоимости коммунальных услуг и низкой обеспеченности качественными объектами торговли оказался внизу рейтинга.

На последнем месте — Уссурийск. Эту позицию авторы рейтинга объясняют невысоким доходом горожан в сочетании с не очень дешевым жильем, кроме того, в городе мало торговых центров, низкий оборот розничной торговли, мало проектов нового благоустройства и низкая освещенность.

Кто и как считал

В интегральный рейтинг российских городов вошли 100 городов с населением выше 173 тыс. человек. В нем не учитывались такие подмосковные города, как Балашиха, Подольск, Химки, Королев и т.п.: они подходят по численности населения, но по территориальной и экономической структуре являются частью Москвы, считают авторы рейтинга.

В рейтинг не попал Норильск — из-за специфичности климатических, социальных и экономических условий его нельзя было объективно оценить по отношению к другим городам. Подавляющее большинство жителей Норильска едут в город на заработки, чтобы накопить денег на жилье в другом регионе, говорят в «Урбанике», у Норильска нет транспортной связности и отсутствует рынок первичного жилья. В результате сочетание дешевого жилья и высоких доходов привело бы его в десятку рейтинга, но авторы исследования посчитали это некорректным.

Каждый город мог набрать в рейтинге 100 баллов, которые складывались из показателей двух групп. В каждой группе город мог набрать 50 баллов.

  • Первая группа оценивала качество среды: обеспеченность жильем (на человека), наличие современных форматов торговли (площадь современных торговых центров), уровень загруженности городских дорог, уровень преступности, уровень городского благоустройства, освещенность, благоприятность климатических условий, транспортная доступность (наличие аэропорта, железнодорожного вокзала и.т.п.), индекс загрязнения атмосферы.
  • Вторая группа учитывала стоимость услуг: возможность приобретения собственного жилья, возможность аренды однокомнатной квартиры, уровень текущих расходов и на оплату ЖКУ, покупательную способность. Показатели второй группы считались исходя из уровня средней заработной платы в городе.
  • Основным источником данных стал Росстат. Кроме того, использовалась информация МВД, консультантов рынка недвижимости, климатические показатели местности.

Институт территориального планирования «Урбаника» занимается консалтингом и проектированием в сфере градостроительства. Реализовал более 250 проектов, в том числе принимал участие в развитии Большой Москвы, в составлении концепций пространственного развития Севастополя и Иркутска.

Как используют рейтинги

Рейтинг российских городов позволяет оценить результативность городской политики по повышению привлекательности города для жизни своих горожан, считают в «Урбанике».

В ноябре Минстрой представил индекс качества городской среды на основе исследования 1114 городов. В принятии решений власти регионов, очевидно, будут опираться именно на рейтинг министерства, поскольку его показатели привязаны к показателям нацпроекта «Жилье и городская среда», полагает заместитель директора института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий.

Индекс Минстроя учитывает только показатели, которые касаются городской среды, без учета стоимости жизни. Поэтому его результаты сильно отличаются от рейтинга «Урбаники». Все существующие рейтинги городов достаточно субъективны, уверен Плисецкий. Субъективность, по его словам, определяется тем, какой набор показателей берется для расчета и как они агрегируются.

«Москва, очевидно, будет занимать первое место в инфраструктурных рейтингах. Если бы считался показатель ввода новых станций метро, Москва была бы в космосе, а Петербург очень сильно отставал. А если бы в рейтинг включили показатель биологического разнообразия в городе, на который сейчас опираются многие европейские города, или данные о загрязненности почв, Москва бы сильно отставала», — рассуждает урбанист, советник ректора ИТМО Михаил Климовский.

По его словам, города могут использовать рейтинги как источники данных о точках роста для себя. Но для этого нужно делать фокус на те показатели, которые важно развивать в городе, и анализировать не только количественные, но и качественные показатели. Например, считает Климовский, показателю средней зарплаты по Росстату, на основе которого высчитывается доступность жизни в городе, нельзя полностью доверять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *