Глухая пробка

Такая неприятность может случиться с вами на дороге, трассе или магистрали. Более тяжелый случай, если пробка обнаруживается в подземке, там она задерживается на более длительное время, чем могло бы быть на поверхности. Пробка может образоваться как на большой, широкой проезжей части, так и на узких дорогах. Случаются пробки обычно при авариях или в так называемый час пик. К этим часам принято относить утреннее время с 7 до 9, когда все жители спешат на работу, несколько реже в обеденное время, когда преимущественно ведутся ремонтные работы дороги, и вечернее – с 17 до 19 часов. Если вы – праздный странник, то старайтесь не ездить в это время.

Особенно часто пробки случаются в зимнее время, когда дороги покрыты тонкой коркой льда, вследствие чего увеличивается риск ДТП, после ливневого дождя, когда на дорогах образуются огромные лужи, а порой и ямы, промытые дождевым потоком. В это время некоторые владельцы машин предпочитают не пользоваться своим транспортом, но, несмотря на это, дороги все равно остаются перегруженными, вследствие чего и возникают пробки.

Дорожные пробки бывает разными. Одни происходят в результате аварии, когда сталкиваются несколько машин и загораживают всю проезжую часть. Могут образоваться они и вследствие ведения на дорогах ремонтно-строительных работ, из-за запруженности дороги посторонними предметами. В результате схода трамвая с рельсов на проезжую часть и по другим причинам, когда дорога оказывается занятой. Что же делать в таком случае?

Если вы оказались в пробке, то первым делом следует оценить ее размеры и приблизительно прикинуть, на какое время она затянется, и дальше следовать по ситуации. Например, если на дороге произошла авария, в результате которой погибли люди, то пробка продлится не менее часа-двух, пока экспертная группа не выяснит, что произошло на дороге. Если вы оказались в такой пробке на собственном автомобиле, то постарайтесь развернуться и выехать на другую дорогу, пока путь вам не преградили другие, подъехавшие сзади машины. Будьте уверены, что, какую бы вы ни выбрали окружную дорогу к пункту вашего назначения, доберетесь вы туда быстрее, чем рассосется пробка. Поэтому не стоит терять времени, надеясь, что все быстро разъедутся.

Если же вы едете в общественном транспорте и перед вами возникла такая преграда в виде катастрофы, то постарайтесь либо пересесть на транспорт, идущий по ближайшей свободной дороге, либо отправляйтесь в свой путь пешком, так как ждать в транспорте бессмысленно, вы потеряете не менее 2-х часов. Если пробка образовалась в результате какого-то завала на дороге, то ваш долг – помочь расчистить этот завал вместе с другими. Если желающих еще нет, то постарайтесь их собрать, ведь если дорога завалена целиком, шанс на то, что в ближайшие часы она освободится, равен нулю. Не стоит стараться объехать собравшиеся машины по встречной полосе или по тротуару – это может привести к новой аварии.

Когда затор на дороге происходит из-за того, что ведутся ремонтно-строительные работы, следует определить, насколько велик их масштаб и какую территорию они занимают. Если работы занимают только часть дороги и одна полоса движения остается свободной, то есть уверенность, что пробка не будет слишком длительной и вы самое большое за полчаса выберитесь из нее в свободный поток.

Если свободна только встречная полоса, то у машин есть шанс проехать только во время красного света, а это значительно снизит возможность передвижения, к тому же увеличит шанс попадания в аварию. Еще хуже, если занята вся дорога, значит, ремонтники будут пропускать определенное количество машин в определенный промежуток времени. Такая пробка может длиться с утра до вечера, поэтому стоять в ней нет смысла.

Выбраться же из пробки можно, но только при этом необходимо быть очень внимательным на дороге. Как только вы видите перед собой вереницу машин, старайтесь свернуть на другую дорогу и объехать пробку – это значительно сэкономит ваше время и нервы.

В городе цена ошибки — помятое крыло, на трассе — смерть. Эта вечная истина зимой приобретает особую актуальность, ведь к обычным опасностям прибавляется ворох других. И не только связанных со скользким покрытием.

Шины

Но начнём именно с него, с самого главного сдерживающего фактора при езде по трассе зимой — скользкая дорога. И сразу же отметим, что в России единственно правильный выбор шин для трассы — это шипованные. Если в больших городах, где льют и сыплют всякую антигололёдную гадость, можно иногда идти на компромиссы и использовать «липучку», то на трассе — только шипы. И не просто шипованные, а действительно качественные и хорошо цепляющиеся за лёд. Мы уже касались этой проблематики и напомним, что «качественные и хорошо цепляющиеся» — это первая половина итогового протокола шинных тестов любого приличного автомобильного издания.

Можно, конечно, «возразить», что после -20°С сцепные свойства фрикционных и шипованных шин почти равны. Но есть ли абсолютная уверенность, что такие морозы продержатся на протяжении всей вашей поездки? Вот и мы о том же.

Автор этой статьи ездит по зимним (и не только) трассам уже 20 лет. И только два раза мне довелось ехать на «липучках». Самый первый раз, в далёком уже 1997 году, на пути из Красноярска в Омск было холодно, и не самая выдающаяся «липучка» Falken вполне сносно цеплялась за вымороженный асфальт. А вот на «озорных поворотах» в районе Кемерово пришлось уже несладко. Другой мой опыт зимней езды на «липучке» был удручающим. При температуре -5°С валил снег, и на дороге образовался очень скользкий накат. На котором прекрасные фрикционные шины Michelin X-Ice были совершенно беспомощны.

Был, правда, и ещё один экстремальный опыт езды, но уже на так называемых «всесезонных» шинах — в январе 2012 года в районе Денвера, штат Колорадо. Американцы практически никогда не оснащают прокатные машины специальными зимними шинами. Но российский опыт всё-таки позволял не только удерживаться на обледенелой дороге, но и объезжать автомобили американцев, которых стихия и собственная нерадивость раскидывала по обочинам и кюветам, как бильярдные шары.

Но по собственной воле и на собственном автомобиле я никогда не поеду по трассе на «липучках». Хотя бы потому, что не пользуюсь ими уже много лет.

Перед дорогой

Для начала список обязательных вещей, которые должны быть в автомобиле перед дальней зимней дорогой. А также два слова о некоторых мероприятиях, которые стоит предпринять с автомобилем:

1. Крепкая верёвка или трос.

Именно крепкая, а не первая попавшаяся в автомагазине китайская. И лучше подлинней или даже два «обычных» — когда улетите в кювет, то короткой может не хватить.

2. «Картонка» перед радиатором.

Крайне актуальна при температурах ниже -20°С. И поможет она не только для обеспечения температурного баланса системы охлаждения двигателя, когда выделяемого тепла может не хватить для «печки», но и для предотвращения перемерзания системы вентиляции картера. Что чревато «выплёвыванием» масляного щупа и потерей моторного масла.

3. Тёплые вещи.

В дороге всякое может случиться, в том числе — поломка или ДТП. Если повреждён двигатель, то неизвестно, сколько придётся проторчать на морозе. В этой связи актуален и следующий пункт:

4. Туристическая газовая горелка с парой запасных баллонов.

В самом крайнем случае её можно зажечь прямо в салоне. Кислорода она «сожжёт» немного, а салон более-менее прогреет.

5. Повышенный запас «незамерзайки».

6. Небольшой запас нескоропортящейся еды и питьевой воды.

В пути

Нужно взять за правило и неукоснительно следить за его выполнением — примерно каждые 10 минут, а также при любой визуально различаемой смене поверхности, «пробуем» дорогу. Для этого кратковременно придавливаем педаль тормоза и оцениваем — есть ли какое-то сцепление шин с дорогой или стало ещё хуже.

Таким образом, мы не только вносим в процесс езды дополнительный элемент самодисциплины, но и пребываем в постоянной готовности к возможному характеру экстренного торможения.

Обязательно включаем не только обязательный по Правилам дорожного движения ближний свет, но и противотуманки, в том числе — задние. Это нужно не для того, чтобы лучше видеть дорогу, а для того, чтобы лучше видели вас. Особенно актуально это при обгонах на двухполосных дорогах, когда за фурами вьётся снежный шлейф, перекрывающий видимость. В этом случае дополнительный головной свет позволить встречным разглядеть вас прежде, чем у них уже не останется времени на возвращение на свою полосу.

Обгон в условиях снежного шлейфа — самый потенциально смертоносный манёвр. Лично я предпочитаю плестись за фурой до начала какого-либо затяжного и пологого левого поворота, когда можно будет оценить наличие встречных. Часто дальнобойщики правым «поворотником» обозначают, что «встречка» свободна и можно выходить на обгон. Но при частых поездках по трассе лучше всего обзавестись Си-Би радиостанцией. Стоит она совсем недорого, но позволит в режиме реального времени спросить у «дальнобоя» обстановку на «встречке».

Следим за бензином и всегда заправляемся при опорожнении половины бака. И заправляемся на брендовых АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний, всё-таки нарваться у них на «бодягу» — шанс совсем небольшой.

И при любых условиях стараемся не делать резких движений рулём — в интернете полно видео, как машины «разматывает» и выносит на встречную фуру. Это почти всегда — смерть. Если же непоправимое случается, и ДТП неизбежно, то плавно пытаемся выскочить на свою обочину и дальше в заснеженное поле с надеждой не «поймать» при этом днищем какой-нибудь придорожный столбик или другой, скрытый в снегу предмет. Если полёт в поле прошёл благополучно и без переворота, а снег глубокий, то есть вероятность отделаться только поисками буксира, чтобы вернуть автомобиль на дорогу. Вот здесь и пригодится длинная и прочная верёвка/трос.

Ну а чтобы такого не произошло — всегда снижаем скорость при приближении встречных автомобилей и мысленно готовимся к потенциально неадекватным действиям их водителей. И к действиям того парня, который может выскочить на обгон следом за встречной фурой. Также стоит притормаживать и увеличивать дистанцию, если следующая перед вами легковушка пошла на обгон попутной фуры.

Ну и главное — если есть возможность альтернативы в виде поезда или самолёта, то на автомобиле лучше не ехать. Наши трассы (и многие не совсем адекватные водители) и летом опасны, а уж зимой — стократно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *