ГАЗ 66 ВОЕННЫЙ

Автомобильным войскам 100 лет

Основание Автомобильных войск. Дореволюционный период.

Военные автомобилисты не бегают на поле боя с автоматом, не захватывают высоты. Редко увидишь автомобилиста, увешанного орденами и медалями. Военные историки обычно обходят их вниманием. Но уже 100 лет «автомобилка» выполняет боевые задачи по перевозке войск, боеприпасов и других видов имущества. Ни одна война, ни один локальный конфликт не обходится без участия военных автомобилистов. Они всегда на переднем крае.

Первое документальное упоминание об использовании автомобилей в Русской Армии относится к 1897 г. Во время Белостокских маневров был использован один автомобиль.

На манёврах 1902 г. было использовано уже 5 грузовиков с двигателями «Де Дион» мощностью 8 л.с. на железных колёсах, один 2-тонный автомобиль «Лесснер» конструкции Б. Луцкого на резиновых пневматиках, 4 легковых «Де Дион», 2 паровых тягача фирмы «Фаулер» и ещё один тяжёлый грузовик Луцкого массой 2,4 т (был снят с испытаний в самом начале, т.к. он даже без груза плохо передвигался по дорогам). На этих манёврах автомобильная техника испытывалась в дневных и ночных условиях на различных типах грунтов с полной нагрузкой. 2-тонный грузовик Луцкого показал более высокую надёжность и проходимость по сравнению с автомобилями «Де Дион». Во время испытаний все машины неоднократно ломались. Ремонты производились в местной кузне. Английские паровые тягачи имели большую собственную массу: 6 и 9 тонн. Под одним из них на манёврах провалился мост. Кроме того, тяжёлые паровые тягачи не смогли передвигаться по песку и болоту.


Легковой «Де Дион-Бутон».


Грузовой автомобиль «Лесснер».


Паровой тягач «Фаулер».

В 1904 году, в начале русско-японской войны, для испытаний в боевых условиях был направлен легковой «Мерседес», предоставленный для этого фирмой «Даймлер», который почти сразу вышел из строя и простоял в ремонте в Харбине всю зиму 1904-1905 г.г. В начале 1905 г. на войну был поставлен грузовой автомобиль, построенный на одном из питерских заводов, а в середине того же года ещё 7 машин иностранного производства и 15 шофёров.

Военная техника развивалась. Армии требовались автомобили и специалисты по их эксплуатации и ремонту. В 1909 году было принято решение о начале формирования Автомобильных подразделений на базе Инженерных войск. Уже 29 мая 1910 года создана Первая Учебная Автомобильная рота. Как сказано выше, этот день и стал Днём рождения Автомобильных войск. Первым командиром роты стал подполковник П.И. Секретарев. Почти одновременно с «учебкой» в составе Отдела Военных Сообщений Главного Управления Генерального Штаба создается Автомобильное отделение.

В июле 1911 года п/п-к Секретарев собрал все машины роты и совершил первый в истории марш по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург с целью всестороннего испытания имевшихся на вооружении автомобилей. Через 23 дня к финишу пришли только немецкий «Опель» и отечественный «Руссо-Балт». Основными выводами стали необходимость повышения мощности двигателей, усиление ходовой части автомобилей и то, что русские автодороги не приспособлены для движения по ним машин. По возвращении в Питер все автомобили «имели счастье пройти Высочайший осмотр».

В 1912 году состоялся ещё один автопробег, организованный автомобильным ведомством. В нём приняли участие только легковые машины фирм «Ля-Бюира», «Зауэр», «Берлие», «Мерседес», «Бенц», «Уайт» и отечественные машины — 30-сильные «Руссо-Балты» модели «С». По результатам пробега комиссия сделала заключение, что единственным пригодным для использования в Армии является «Руссо-Балт». Кроме того, в целях обеспечения государственной и экономической безопасности, Держава должна была полагаться только на собственное производство автомобилей и не зависеть от импорта.


РУССО-БАЛТ Т40-65 1913 г.

К началу 1 Мировой, в 1914 году, в 5 автомобильных ротах имелось 348 ед. автомобильной техники, в т.ч. 258 грузовых, 20 легковых и 30 специальных. В начале 1914г. для увеличения автомобильного парка в военное время было утверждено «Положение о военной автомобильной повинности», в соответствии с которым предполагалась мобилизация автотранспорта у частных лиц (вместе с водителями). По этой мобилизации с началом войны от частных лиц поступило около 3000 легковых, 430 грузовых автомобилей и около 1800 мотоциклов. Всего же за годы войны было взято 475 грузовых, 3562 легковых автомобиля и 1800 мотоциклов. Это количество лишь частично покрывало потребности Армии и в 1915 году было принято решение о закупке иномарок.

К середине 1917 г. в Армии насчитывалось: 5000 грузовых (из них 2300 грузоподъемностью от 3 до 5 т), 2700 легковых и около 1400 санитарных автомашин.
Кроме этого, в войсках имелось 230 автомастерских, 500 автоцистерн, 100 автокухонь, 280 тракторов и около 6000 мотоциклов. При этом было закуплено за границей и частично изготовлено в России 24 978 автомашин. Из них войска получили 13 608 грузовых, 7506 легковых автомашин, 2173 санитарных, 569 автоцистерн, 234 автокухонь, 45 автодепо, 51 автобус. В этот же период были сформированы еще 4 автомобильные роты (6-ая — 9-ая) и автомобильные команды при Ставке, штабах фронтов и армий.

С весны 1917 года под влиянием революционных процессов началось разложение Русской Армии, а затем и ее распад, который закончился к весне 1918 года. Автомобильные войска разлагались и распадались вместе со всей армией. (то же происходит и в настоящее время. прим. автора)

Развитие Автомобильных войск в РККА. Довоенный период.

К концу 1918 г. в составе Красной армии находилось около 4000 автомобилей, а к концу 1920 г. автомобильный парк достиг 7500 автомобилей, в основном иностранного производства. По окончании Гражданской войны в составе автомобильных частей и подразделений была разношёрстная, предельно изношенная техника. С развитием автомобильной промышленности (1922-1923 гг. реконструкция автомобильного завода АМО, 1932 г. начало выпуска автомобилей ГАЗ), начинается реформа Автомобильных войск. В 1929 г. в составе Народного комиссариата обороны создано Управление моторизации и механизации и почти одновременно с ним в округах сформированы отдельные автобаты, а в 1932г. появился первый в мире механизированный корпус, в состав которого входили танковая и две механизированные бригады. Начался рост качественного и количественного состава автопарка РККА. Основной марочный состав: ЗИС-5, ЗИС-6, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА. Количество автомобилей РККА по годам: 1928 — 1050 автомобилей, 1932 г. — 5669, 1935 — 35 303, 1937 г. — 40 000.


ЗИС-5


ЗИС-6


ГАЗ-АА, «Полуторка»


ГАЗ-ААА

В 1934 году Управление моторизации и механизации РККА преобразовано в Автобронетанковое управление, которое в 1940 г. получило статус Главного (ГАБТУ). В 1938 г. в структуре ГШ был сформировн 6 отдел (автотранспортной и дорожной службы), который разгрузил ГАБТУ от непрофильных задач (автомобильные перевозки в интересах подчинённых служб, оборудование и ремонт дорог и т.д.). С этого времени (Г)АБТУ занималось только вопросами бронетанкового и автотехническоо обеспечения войск.

Военные автомобилисты в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.

«Песенка фронтового шофёра» сл. Б. Ласкина, муз.

Коды военных автомобильных номеров в России

Б. Мокроусова.

«Великая Отечественная война стала новой вехой в развитии автомобильных войск. Быстро меняющаяся обстановка, исключительный динамизм боевых действий, необходимость осуществления в короткое время значительного объема перевозок материальных средств и личного состава, потребовала значительного увеличения числа автомобильных частей и подразделений, более совершенной формы их организации. Уже в июле 1941 г. постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) создается Автодорожное управление, которое передается в ведение тыла РККА. Соответствующие отделы создаются и в управлениях тыла фронтов.

К началу войны автомобильный парк Красной армии насчитывал 272 600 автомобилей всех типов, основу которых составляли легковые машины ГАЗ-М1, ГАЗ-61 и грузовые, а также специальные на их шасси — ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5, ЗИС-6. Основное количество грузовых автомобилей находились в составе отдельных автотранспортных батальонов стрелковых, мотострелковых, танковых дивизий, механизированных и танковых корпусов. Отдельный автотранспортный батальон стрелковой дивизии по штатам 1941 г. имел в своем составе до 560 автомобилей. РККА, кроме того, имела автотранспортные войска центрального и фронтового подчинения в составе 19 отдельных автотранспортных полков и 38 отдельных автотранспортных батальонов, насчитывающих до 26 000 различных автомобилей. В первые месяцы войны автотранспортные войска понесли поистине катастрофические потери в материальной части и личном составе. Потери частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и в какой-то степени производством новых автомобилей, однако, с потерей промышленных районов на западе страны производство автомобильной техники неуклонно снижалось, несмотря на то, что заводы уже осенью 1941 г.

перешли на выпуск упрощенных (т.н. «военных») моделей автомобилей ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС-5В, ЗИС-6В, УралЗИС. До конца войны советская автомобильная промышленность так и не смогла достигнуть уровня производства технки 1941 г. Так в 1941 г. было произведено 114 677 грузовых автомобилей, в 1942 — 30 947, в 1943 — 45 545, в 1944 — 53 467, в1945 — 68 548.


ГАЗ-М1. Легендарная «Эмка»

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений материальной частью сыграли поставки автомобилей иностранного производства, в основном США по программе ленд-лиза. Так за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобилей, 51 503 джипов и вездеходов, 3 786 000 автомобильных шин.


Studebaker US-6


Willis MB

Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей, так только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной армии в виде трофеев достались 123 000 немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. вдвое больше, чем в 1941 г. , в 1944 г. — втрое.

Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной армии находилось 664 500 автомобилей различных типов, 32,8% из которых составляла техника поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% — трофейная».

«Дорга жизни»

Одной из самых ярких героических страниц истории военных Автомобилистов стала «Ладога» или «Дорога жизни».

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.

«Песня о Ладоге», сл.П. Богданова, муз. Л. Шенберг.

«Дорога Жизни», единственная военно-стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный немецко-фашисткими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны 1941-45. По «Дороге жизни» проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы (см. таблицу). В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.

По ледовой дороге было перевезено автомобильным и гужевым транспортом:

Ноябрь 1941г. — апрель 1942г.: 361000 т грузов, эвакуировано 549000 чел.;
Ноябрь 1942г. — апрель 1943г.: 214000 т грузов, эвакуировано около 86000 чел;
ВСЕГО: 575000 т грузов, эвакуировано около 638000 чел.

Кроме того, в Ленинград было доставлено 300 тыс. чел. на пополнение войск. Все грузы с западного берега Ладожского озера доставлялись в Ленинград по Ириновской ветке Октябрьской ж.д. По решению ГКО от 25 апреля 1942 по дну Ладожского озера в рекордно короткие сроки был проложен трубопровод длиной 35 км (в т.ч. 26 км под водой) для подачи нефтепродуктов, который вступил в строй 18 июня 1942. Дорога жизни подвергалась обстрелам тяжелой артиллерии и ударам вражеской авиации. Ладожская военная флотилия, войска ПВО и авиация Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота надежно защищали Дорогу жизни и обеспечили ее бесперебойное действие, что сыграло исключительно важную роль в обороне Ленинграда. Память о массовом героизме советских людей, действовавших в крайне тяжелых условиях на Дороге жизни, увековечена в ряде памятников, установленных на берегу Ладожского озера и вдоль шоссе на Ленинград.

Автомобильные войска в Афганской войне (1979-1989).

По дорогам крутым, сквозь пургу и туман
Катят в горы ЗИЛы, надрывая кардан.
А в руках автомат, передернут затвор,
Не отстать от своих, так молись за мотор…

Слова из Афганской песни, посвящённой военным Автомобилистам.

За этим пиком снова пик.
Мы на Саланге снова.
Наш с Сашкой первый наливник,
За нами вся колонна.
Я жду удара, я готов.
Не ждать удара — глупо,
На самой мрачной из дорог,
Где там и тут наливников
Обугленные трупы.

«Наливник» гр. «Голубые молнии».

С самого начала войны, с декабря 1979 года и до последнего дня вывода войск из Афганистана воины-автомобилисты принимали участие в боевых действиях. Выполняя приказы правительства, они делали свою трудную и опасную работу. По плохим, постоянно минируемым дорогам, с огромным риском для жизни приходилось перевозить необходимое для авиационной и бронетанковой техники топливо, продовольствие в воинские части, находившиеся в Афганистане. Автомобилями перевозились и гуманитарные грузы для афганского народа. Эта помощь оказывалась до последнего дня войны, и даже после ее окончания. Воинам-автомобилистам, проходившим службу в военно-воздушных силах и воздушно-десантных войсках, приходилось обеспечивать боевые вылеты авиации на обстреливаемых аэродромах, вылеты на горных площадках, отбивать нападения моджахедов, участвовать в боевых операциях.

Система АТО в Афганской войне подверглась серьёзной проверке. Эксплуатация автомобилей осуществлялась в сложных климатических условиях и по дорогам со сложным горным рельефом. Одновременно на дорогах Афгана тогда выполняли задачи до 50 автомобильных колонн. Опыт ведения боевых действий в Афганистане оказал неоценимую помощь в совершенствовании различных направлений АТО. Он был применён при организации работы автослужбы в последующих локальных конфликтах и боевых действиях на Кавказе.

Символика Автомобильных войск.

Эмблема автомобильных войск является старейшей после артиллерии и ещё с третьей, авиационной, дошла в неизменном виде с царских времён до 1994 года. Спецзнак был введён Приказом Военного ведомства № 228 от 20 мая 1911 г.:


Медный спецзнак для автомобильных подразделений и частей начала XX века.

У историков существует ошибочное мнение (которое иногда встречается в военно-исторической литературе), что первоначально на спецзнаке присутствовал пулемёт. Такая эмблема была введена в 1914 году для автомобильной пулемётной роты (роты бронеавтомобилей, прородительницы будущих бронетанковых войск) и представляла собой автомобильную эмблему, наложенную на эмблему пулемётных подразделений:


Медный спецзнак для автомобильной пулемётной роты образца 1914 г.

После Великой Октябрьской Социалистической революции перешедшие на сторону новой власти офицеры и солдаты продолжали носить старую форму Российской Армии со знаками различия. 22 октября 1918 г. эмблема Автомобильных войск была узаконена в РККА приказом Командующего войсками Северной области: «Спецзнак по образцу Русской армии (установленный Приказом № 228 от 1911 г.)». Позже она была переутверждена приказом НКО СССР № 33 от 10 марта 1936 г. В таком виде эмблема Автомобильных войск просуществовала до конца 1994 г.:


Эмблема автомобильных войск ВС СССР.
Установлена приказом НКО СССР № 33 от 10 марта 1936 г.


Нарукавный знак «Автомобильные войска»
утверждён постановлением Совета Министров СССР № 417 от 30 мая 1969 г.

В 1994 году, поддавшись существовавшей тогда в политике моде разрушать всё, что досталось в наследство от СССР, военное начальство без учёта истории Вооружённых Сил начало срочно менять и символику. В итоге историческая, царская, эмблема, которую не стали менять ни в РККА, ни в СА, была заключена в круглый дубовый венок (как и эмблемы других родов войск). В те времена офицеры шутили о новых эмблемах, особенно над общевойсковой (звезда в венке): «Сижу в кустах и жду героя»…


Современная эмблема Автомобильных войск.
Утверждена Указом Президента России № 1010 от 23 мая 1994 г.


Нарукавная нашивка Автомобильных войск.

В настоящее время МО снова планирует вернуть автомобилистам их символику почти в первозданном виде. Уже выускаются автомобильные эмблемы (как их теперь называет МО, «знаки различия по функциональному предназначению») нового образца:


Знаки различия по функциональному предназначению
(нового образца)
Автомобильные войска.

АБТУ, ГАВТУ, ГБТУ, ЦАВТУ, ГАБТУ: история.

Как упоминалось в начале статьи, история образования Главного автобронетанкового управления берет начало в 1929 году, когда для разработки мероприятий по технической реконструкции Красной Армии была создана специальная комиссия под председательством С.С. Каменева. Одним из выводов ее работы было: «Учитывая масштабы начинающегося строительства в области механизации и моторизации, важность и новизну этого дела, признать совершенно необходимой скорейшую организацию особого Центрального управления Народного комиссариата по военным и морским делам, ведающего всеми вопросами моторизации и механизации».

3 ноября 1929 года на заседании Реввоенсовета было принято решение о создании Управления по механизации и моторизации РККА. Приказом Реввоенсовета СССР от 22 ноября 1929 года введено в действие положение об этом управлении, созданном на базе отдела механической тяги и секции механизации НТК ГАУ, автомобильного отдела и автотракторной секции НТК ГНУ и инспекции бронетанковых частей РККА.

С этого времени ведет свою историю Главное автобронетанковое управление. Все последующие изменения организационных структур Управления по механизации и моторизации РККА, в том числе и такие существенные, как разделение ГАБТУ на два самостоятельных центральных органа: Управление командующего БТ и MB и Главное автомобильное управление, сохраняли преемственность по линии бронетанковых войск.

Начальник УММ РККА был подчинен непосредственно народному комиссару по военным и морским делам. Ему подчинялись механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы – все механизированные войска РККА.

В ноябре 1934 года УММ РККА было преобразовано в Автобронетанковое управление (АБТУ), а с 26 июня 1940 года стало именоваться Главным автобронетанковым управлением Красной Армии.

Начальник ГАБТУ КА одновременно являлся начальником автобронетанковых войск Красной Армии и по этой линии осуществлял руководство начальниками АБТВ военных округов.

С началом Великой Отечественной войны организационная структура непрерывно совершенствовалась, ее изменения диктовались ростом мощи и численности бронетанковых войск и количеством автомобильной техники.

Постановлением ГКО 7 декабря 1942 года Главное автобронетанковое управление КА реорганизуется в два главных управления: Главное управление формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск КА и Главное бронетанковое управление КА.

Одновременно оформляется в самостоятельную службу Автомобильное управление. В январе 1943 года было сформировано Главное автомобильное управление (ГАВТУ) Красной Армии.

В ходе войны незначительные изменения происходили в Управлении командующего БТ и MB. Такая организационная структура Управления командующего БТ и MB просуществовала практически без изменений до 1953 года.

С 1953 года командующий БТ и MB стал именоваться начальником бронетанковых войск. Организационноштатная структура Управления начальника бронетанковых войск без особых изменений сохранялась до ноября 1960 года. В связи с тем, что к началу 60-х годов был создан Главкомат сухопутных войск, к ведению которого отошли комплектование личным составом и боевая подготовка, подготовка командных кадров, Управление начальника бронетанковых войск реорганизуется в Управление начальника танковых войск. В этом виде Управление НТВ без значительных изменений существовало до середины 1980 года, когда было преобразовано в Главное бронетанковое управление. Такая структура сохранялась до 1995 года.

Главное автомобильное управление Красной Армии в послевоенный период также претерпело некоторые изменения в названии и подчиненности.

В январе 1946 года ГАВТУ КА преобразовано в Автомобильное управление Вооруженных Сил с подчинением начальнику тыла ВС. В 1949 году на базе Автомобильного управления ВС и Тракторного управления ГАУ ВС формируется Главное автотракторное управление. В 1953 году оно преобразовано в Автотракторное управление МО, которое в 1961 году было преобразовано в Центральное автотракторное управление МО. В декабре 1982 года Центральное автотракторное управление МО переименовано в Главное автомобильное управление МО. До 1963 года управление подчинялось начальнику тыла, министру Вооруженных Сил, Главнокомандующему сухопутными войсками, а с 1963 года – только министру обороны.

В декабре 1994 года ГБТУ МО и ГЛАВТУ МО переформированы в Главное автобронетанковое управление МО РФ (ГАБТУ), которое просуществовало фактически до наших дней. Ныне расформировывается…

Интересные факты.

До 1980 года у офицеров некоторых родов войск (артиллерия, бронетанковые, автомобильные, инженерные войска и ВОСО)за особые заслуги были отличительные элементы в форме одежды: черные бархатные петлицы и околыш фуражки. Военные автомобилисты получили такую привилегию за Ладогу. С 1980 по 1988 г.г. бархатные околыш и петлицы было разрешено носить и офицерам других родов войск (только чёрные).

В этот же период офицеры-инженеры имели свой отличительный знак. Они носили на парадной форме погоны золотого цвета. Выпускники же командных автомобильных училищ ходили в погонах с серебристым цветом фона.

Юбилейный знак «100 ЛЕТ АВТОМОБИЛЬНЫМ ВОЙСКАМ РОССИИ», утверждённый ГАБТУ (официальный, с 4-значным номером на обратной стороне):

Владимир РАСТОРГУЕВ

Очерк написан на основе военной литературы, архивных материалов ликвидируемой в настоящее время технической библиотеки ГАБТУ.

Поздравления со 100 — летием Автомобильных Войск >> ( http://www.ostrogozhsk.ru/forum/viewtopic.php?t=6373 )

Огигинал новости «Автомобильным войскам 100 лет»   — http://www.ostrogozhsk.ru/news/index.php?id=793
«Острогожские новости»   — http://www.ostrogozhsk.ru/news/index.php

Военные мосты называют «П-образными» (мост как перекладина буквы, справа и слева от буквы крепятся колеса). Крутящий момент не приходится целиком на главную пару (как на гражданских мостах), а распределяется между главной парой и редукторами. (см.

Автомобильные войска России: фото, символика, история, день празднования

продолжение)

Отличия военных мостов от гражданских.

Военный мост отличается от обычного наличием бортовых редукторов. Из-за наличия редукторов мост поднят относительно оси колес на 4 см, что увеличивает клиренс машины (расстояние от земли до нижней точки моста). Главная пара меньше по размеру (картер военного моста «свисает» на 4 см меньше, чем гражданского). Главная пара имеет меньше зубьев, и они большего размера — это повышает надежность военных мостов по сравнению с гражданскими. Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) — более «тяговитое», но менее «скоростное», чем у обычных мостов.
Задний карданный вал под военные мосты на 1 см короче, чем под гражданские!

Преимущества военных мостов по сравнению с гражданскими: 

— клиренс 30 см (против 22 см у гражданских мостов); по последним измерениям разница в 8 см наблюдается только при использовании на военных мостах резины Я-192. При одинаковых колесах разница только в 6 см. (выигрыш на редукторах — 40 мм. выигрыш на размерах картера дифа — 20 мм Итого: 60 мм.) 
— больше «тяговитость» (крутящий момент) — для перевозки тяжелых грузов, буксировки, езде на малых оборотах по грязи; 
— надежнее из-за большего размера зубьев главной пары; 
— надежнее из-за равномерного распределения нагрузки между главной и бортовыми передачами; 
— разрабатывались, в том числе, для «сопровождения танковой колонны» и одобрены Минобороны СССР.

В военных стоит дифференциал повышенного трения. Т.е. если застрял в грязи одним колесом моста или на льду стоишь одной половиной и у тебя одна половина буксует а вторая нет (так работает обычный дифференциал). Чтобы такого не было придумали военные мосты. Так что по бездорожью военные мосты намного лучше.

Передаточное число ГП (суммарное: ГП 2,77 + бортовые редукторы 1,94): 5,38 
Дорожный просвет: 300 мм (с шинами Я-192 215/90 R15 (31 x 8.5 R15) 
Колея: 1453 мм

Слева на фото уаз на гражданскихмостах и справа — уаз на редукторных мостах — «вояках«.

Военные автомобильные номера имеют свою некоторую специфику.

Автомобильные войска Российской Федерации

Имеющийся на них код многие ошибочно принимают за код региона России. Особый резонанс эта ошибка вызывает в городах, в которых проводится операции по усилению правопорядка (как в Москве после выборов в Госдуму-2011), население начинает распускать слухи о приезде военной техники из того или иного региона.

На самом деле код военного автомобильного номера указывает на принадлежность к тем или иным родам и видам войск, частям и соединениям, главным и центральным управлениям Министерства обороны РФ. К примеру, код 15 означает принадлежность автомобильной техники к Министерству внутренних дел. Ниже приводится таблица кодов автомобильных номеров военных машин:

Код Держатель кода Расшифровка принадлежности
01-09, 13 Прочие
10 ФСБ РФ Федеральная служба безопасности РФ
11, 15, 19 ВВ МВД РФ Министерство внутренних дел РФ
12 ФПС РФ Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ
14 ФС желдорвойск РФ Федеральная служба железнодорожных войск РФ
16 ФАПСИ (будут меняться) Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ
17 ЦС ОСТО РФ Центральный совет оборонных спортивно- технических организаций РФ
18 МЧС РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последст вий стихийных бедствий
20 ФДСУ МО РФ Федеральное дорожно-строительное управление при Министерстве обороны РФ
21 СКВО Северо-кавказский военный округ
22, 24, 26, 28, 30, 31, 33, 35-38, 40-42, 44, 46-49, 51, 52-55, 57-64, 66, 68-75, 78-80, 84-86, 88-90, 95-99 Резерв
23 РВСН Ракетные войска стратегического назначения
25 ДальВО Дальневосточный военный округ
27 Войска ПВО Войска противовоздушной обороны
29 9 ЦУ МО РФ 9-е Центральное управление Министерства обороны РФ
32 ЗабВО Забайкальский военный округ
34 ВВС Военно-воздушные силы
39 12-й Главк МО РФ 12-е Главное управление Министерства обороны РФ
43 ЛенВО Ленинградский военный округ
45 ВМФ Военно-морской флот
50 МВО Московский военный округ
56 ВКС Военно-космические силы
65 ПриВО Приволжский военный округ
67 ВДВ Воздушно-десантные войска
76 УрВО Уральский военный округ
77 Автобазы МО РФ и ГШ Автомобильная база Генерального штаба Вооружённых Сил РФ; Автомобильная база Министерства обороны РФ; Автомобильная база грузовых и специальных автомобилей Министерства обороны РФ; Автомобильная база Главного разведывательного Управления Ген.штаба ВС РФ
81 ГВСУ МО РФ Главное военно-строительное управление Министерства обороны РФ
82 ГУС МО РФ Главное управление строительства Министерства Обороны РФ
83 ГУ стройпрома МО РФ Главное управление строительной промышленности Министерства обороны РФ
87 СибВО Сибирский военный округ
91 11 отдельная армия 11 отдельная армия
92 201-я МСД (Таджикистан) 201 мотострелковая дивизия
93 ОГРВ в Приднестровье Оперативная группа Российских войск в Приднестровском районе республики Молдова
94 ГРВЗ Группа российских войск в Закавказье

Информация взята с сайта www.abvgd-auto.narod.ru

Подробности Категория: Танки и Бронемашины Опубликовано: 28.05.2016

ГАЗ-3937 «Водник» — легкая и универсальная бронемашина

Российский высокоманевренный военный автомобиль ГАЗ-3937 «Водник» предназначен для многоцелевого использования. Это полностью бронированная колесная армейская машина с несущим модульным корпусом, что в полевых условиях позволяет быстро производить смену хозяйственных и боевых модулей различного вооружения. Такой боевой внедорожник рассчитан для перевозки экипажа с обеспечением максимальной защиты, для огневой поддержки пехоты, транспортировки грузов и выполнения функций топливозаправщика в труднопроходимой местности.

  1. История создания
  2. Вооружение
  3. Технические характеристики
  4. Техническое оснащение
  5. Преимущества
  6. Недостатки

История создания.

ГАЗ 3937 Водник впервые был разработан в 1997 году в ОКБ ОАО «ГАЗ» и по сей день изготавливается на машинном заводе г. Арзамаса. Предшественником данного автомобиля является НАМИ-0281 – плавающий, разработанный в 1985г, который претерпел огромное количество изменений, в том числе и наличие средств для передвижения по воде. Изначально на выставке «Средства спасения» в 1994 г. машина была представлена как гражданский вариант так называемого «русского хаммера». А уже в 1995 г. на пресс-конференции главный конструктор серийного производства Масягин А.Г. пояснил, что вездеход «Водник» нельзя сравнивать с Хаммером, хотя он и стал одним из прародителей автомобилей нового класса.

Бронеавтомобиль ГАЗ 3937 прошел многоцелевые испытания во многих институтах и при различных климатических условиях, рекомендован и поставляется в вооруженные силы РФ и спецподразделения МВД. Особой популярностью Водник пользуется у гражданских водителей. Съемные модули позволили переконструировать автомобиль под более широкие массы покупателей.

Oh no, there’s been an error

АрМЗ совместно с АОЗТ «Полакс» выпустили ГАЗ-39371 по индивидуальному заказу. Модернизацию претерпели интерьер заднего модуля (улучшен комфорт) и шумоизоляция броневика. Имеется возможность выбора мощности двигателя, коробки передач на «автомат» и способ переключения скоростей с различной жесткостью (жесткий, тросовый, типтроник).


Вооружение броневика.

Всего известно 2 типа машин данного семейства: ГАЗ 3937 и ГАЗ 39371 с общими характеристиками, кроме количества посадочных мест (на 39371 их 3). Корпус автомобиля имеет 2 объемных модуля, в переднем расположено моторное отделение, в заднем – управление. Оба отдела разделены герметичной перегородкой. В настоящее время броневик насчитывает 26 сменных модулей, за счет которых можно быстро и четко переоборудовать один вариант автомобиля в другой. Основное вооружение «Водник» 3937 включает в себя:

  • Пулеметы ПКМС (7,62мм).
  • Башенная пулеметная установка от БТР-80.
  • Пулеметы КПВТ (14,5мм).
  • Пулеметы ПКТ (7,62мм).
  • Гранатометы дымовые 902V «Туча» (81мм).

Технические характеристики

  • Максимальная скорость — 112 км/ч
  • Максимальная высота барьера — 40см
  • Максимальный угол барьера — 30 градусов
  • Максимальная глубина водных препядствий — 1,2м
  • Полная масса — 7,5т
  • Буксир — до 2,5т
  • Десант — 11 человек

Водник может быть оснащен различными модификациями дизельного двигателя: 175л от ГАЗ-562, 160л от ЯМЗ-460 и 165л от HINOJ07C, имеет пятиступенчатую коробку передач, 2 ведущих моста с передними управляемыми колесами, торсионную независимую подвеску с гидравлическими амортизаторами.

Техническое оснащение

  • Переговорное устройство Р-174
  • Радиостанции Р-163-50У
  • В распоряжении наводчика имеются такие прицельные комплексы как 1PZ-9 (дневной) и ТПС-3 (ночной).
  • Отопительное оборудование
  • Средства навигации
  • Оснащение броневика так же  предусматривает наличие кондиционера и средств пожаротушения.


Преимущества

  • Основной особенностью машины является его возможность передвижения по горной (преодоление перевалов), болотистой и переувлажненной местности (вброд 1,2м) в различных климатических условиях (с t воздуха -50?+50?C и скоростью ветра до 30м/с).
  • Преимущества модульной конструкции заключаются в унифицировании шасси для передвижения разного назначения, а также выживаемости боевых установок, что способствует в случае попадания переустановить вооружение.
  • Один из важных моментов заключается в существовании нескольких вариантов бронирования корпуса в зависимости от выполняемых задач. Оба модуля, передний и задний, могут быть как не бронированными, так и бронированными сталью с уровнем защиты от пуль калибра 7,62мм. Главное преимущество такой техники заключается в использовании многослойных неприкрытых бронированных стекол. Именно на броневиках впервые стало использоваться такое остекление.

Недостатки

Но есть и ряд отрицательных моментов в использовании данной модификации броневика как боевой машины.

  • Деление на отсеки очень ограничивает возможности техники в бою. Передвижение с места командира на место стрелка и наоборот, совершенно невозможно не покинув защищенную броней машину.
  • За неимением глушителя на двигателе с выхлопной трубой, расположенной выхлопом вниз, шумовая амплитуда отражения выхлопа от дороги, возвращаясь обратно, делает практически невозможной внутреннюю связь.
  • Нерациональный корпус в виде «кирпича» исключает возможность рикошета при огневой атаке с фланга, а также плоское днище машины полностью принимает на себя ударную волну при взрыве.
  • Название боевого автомобиля «Водник» должно говорить само за себя, но здесь не реализована функция плавучести автомобиля, независимо от его модификации. Но в некоторых случаях конструкция корпуса пригодна для амфибии и за счет вращения колес позволяет передвигаться по воде со скоростью 5км/ч.

Выше перечисленные отрицательные нюансы очень портят общую картину ГАЗ-3937 Водник как броневой военный автомобиль на замену БТР. И так как автомобиль является достаточно новой моделью, находится в разработке и пока еще не имеет широкого распространения, то будущее этой машины еще не определено. Но все недостатки боевого автомобиля совершенно не имеют значения в использовании его как гражданского транспортного средства.

Автомобили

Военные машины России и мира. Российская военная техника

10 мая 2014

Армии в государствах созданы для защиты от различных нападений и охраны границ, а военные машины призваны им в этом помогать. При этом и люди, и техника очень тесно связаны между собой. Невозможно оказать техническую поддержку войскам неэффективной техникой, так же как и нереально управлять военными машинами не обученным этому людям.

Каждое государство стремится превзойти своим техническим оснащением соседние страны, а от машин и их огневой поддержки зачастую зависит исход боя. Ежегодно выделяются миллиарды долларов на разработку и усовершенствование техники. Военные машины мира с каждым годом становятся все более функциональными и опасными.

День автомобильных войск

Те же страны, которые в силу различных обстоятельств не могут разрабатывать или производить технику для армии, применяют разработки других государств на коммерческой основе. И российская военная техника по некоторым позициям пользуется хорошим спросом, даже устаревшие ее модели.

БТР и танки

Несомненно, бронированная техника оказывает существенное влияние на исход сражения при умелом планировании действий. И чем лучшую маневренность и защищенность имеют военные машины, тем больше шансов на победу с наименьшими потерями. На сегодняшний день превзойти модифицированный танк Т90 не смогла ни одна страна мира. И даже «Леопарды» и «Шерманы» проигрывают ему по всем тактико-техническим характеристикам, несмотря на его главный недостаток. Но основной танк, которого опасаются все потенциальные противники России – «Армата». Его начнут поставлять на вооружение в 2015 году. Более того, платформа «Арматы» оказалась настолько удачно сконструированной и универсальной, что на ней планируется производить БМП и БТР.

Бронированная техника для пехотных и десантных войск РФ ничем не уступает машинам Франции, Израиля, Германии или США. Среди бронетранспортеров стоит отметить БТР 82 и БТР 82А, принятые на вооружение в 2013 году. Военные машины России для пехоты на сегодняшний день вообще не имеют равных в мире – аналог БМП-3 не смогла создать ни одна страна.

Многоцелевые защищенные автомобили

Нельзя не отметить СТС «Тигр», находящийся на вооружении армии России. Уже при разработке решалась задача унификации большей части запчастей и узлов с БТР, что упрощало ремонтные работы в сложных полевых условиях. Хотя возникает много вопросов: в сравнении с американским Hummer и итальянским Iveco «Тигр» явно проигрывает. Прежде всего, мощностью двигателя и расходом топлива. Однако торсионная подвеска позволяет пройти там, где другие машины застрянут. Предназначаются данные российские военные машины для сопровождения колонн, танков, доставки грузов и солдат до места назначения, ведения разведывательных и антитеррористических операций. Хотя вместимость не слишком впечатляет – до восьми человек или до 1,2 тонны груза.

Видео по теме

Бронированные грузовики

Между двумя любителями армейской техники всегда завяжется обсуждение, какие военные машины лучше. При этом выигравшего в споре не будет – любой автомобиль имеет свои преимущества и недостатки. Весьма примечательны три модели: российский «Урал-63099», швейцарский DURO-3 и американские на платформе FMTV.

DURO-3 имеет колесную формулу 6 х 6, является бронированным. Используется на вооружении швейцарской армии, а также в подразделениях Германии, Венесуэлы, Малайзии и Великобритании. Имеет хорошую защиту от огня, мин и осколочных гранат. Может перевозить до 10 человек команды.

Грузовики на платформе FMTV находятся на вооружении США и Ирака. В этой группе множество модификаций для использования по различному назначению: перевозка грузов, людей, воды, боеприпасов. Управление имеет слишком много электроники, что может стать существенным минусом в экстренной ситуации.

«Урал-63099» пока что не имеет аналогов. Оснащен противоминной защитой, а также от попадания снарядов. Однообъемный корпус обеспечивает защиту перевозимого груза, узлов и агрегатов. Автомобиль может также буксировать платформы вне зависимости от наличия и состояния дорог, преодолевать 2-метровые водные преграды, а также вертикальные преграды до 0,6 метра. Топливные баки имеют защиту от возгорания.

Тягачи для РВСН «Тополь» и «Ярс»

А вот ракетные комплексы на колесах до сегодняшнего дня не смогла разработать, кроме России, ни одна страна в мире. МЗКТ-79221 разрабатывался еще со времен СССР и сумел пережить времена, когда был подписан договор о ядерном разоружении. 8-осный тягач может передвигаться по дорогам любой сложности, для разворота ему нужно всего 34 метра свободного пространства, может преодолевать различные преграды. Такие военные машины (фото представлено в данной статье) вместе с ракетами заставляют с уважением относиться к России.

КамАЗ «Тайфун»

«Тайфун» представляет собой целое семейство бронированных армейских автомобилей. Эти военные машины используются для различных целей: перевозки личного состава, организации мобильного штаба, радио- и биохимической разведки, охраны и сопровождения колонн, ведения огневой поддержки, проведения разведывательных операций. Кроме бронированного корпуса, автомобили семейства «Тайфун» имеют высокую защиту колес и днища от подрыва – могут выдержать взрыв 8 кг тротила.

«Терминатор» — боевая машина поддержки танков

Разработка оказалась настолько удачной, что ею заинтересовались израильские военные. Купить не купили, но и свой вариант, подобный российскому, так и не смогли разработать. А между тем эти военные машины появились после штурма Грозного. Танки не отличаются хорошим ведением боя в городе, поэтому им нужна поддержка. На платформу от танка «Т-90» установили спаренные 30-миллиметровые пушки, пулемет «Корд», установку противотанковых ракет, два гранатомета. «Терминатор» способен заменить 40 человек личного состава и 6 боевых машин пехоты.

Военные инженерные машины

Инженерные войска и их техника используются не только в военных конфликтах локального или глобального масштаба. Инженерные военные машины применяются еще и для устранения последствий различных стихийных бедствий. Так, на сегодняшний день в российской армии используется ИМР-3. Ее создали на базе танков «Т-72» и «Т-90». Инженерная машина разграждения способна вырыть или засыпать котлован, устранить завалы, прокладывать пути в лесу, производить погрузочно-разгрузочные работы.

В США есть аналогичная техника – М1 «Гризли». Она так же поставлена на шасси от танка «Абрамс» и способна проделывать определенные операции, как и российская ИМР-3. Однако для ее обслуживания нужны 3 человека (на отечественной всего 2), имеет не только пулеметы, но и гранатометы для создания дымовой завесы. Но «Гризли» — малофункциональна, поэтому она даже не была запущена в серийное производство.

До недавнего времени боевые машины мира превосходили технику Российской Федерации. Однако внутренние конфликты в России привели к тому, что отрасли ВПК не только начали развиваться, но и создали технику, которая приравнивается к мировым стандартам, а во многих случаях превосходит их и не имеет аналогов в мире.

Автомобили
Асенизаторная машина: особенности и назначение данного вида техники

Со временем в каждой канализационной и стоковой системе образуется засорение. И когда уровень содержания отходов достигает критической точки, на помощь приходит асенизаторная машина (ее также называют вакуумной). Она …

Бизнес
Крупнокалиберные пулеметы России и мира. Сравнение крупнокалиберных пулеметов

Еще в Первую Мировую войну на поле боя появилось принципиально новое и страшное оружие — крупнокалиберные пулеметы. В те годы не существовало брони, которая бы могла от них защитить, а укрытия, которые традиционно исп…

Дом и семья
Лучшие ножи России и мира. Лучшие кухонные, боевые, охотничьи ножи

Первые ножи появились около двух миллионов лет назад. До сегодняшнего момента этот вид оружия прошел весьма долгий путь для того, чтобы стать верным помощником человека. За последние пятьдесят лет фирмы, создающие сам…

Духовное развитие
Татьяна Иванова, футуролог: предсказания о том, что ожидает Россию и мир. Футурология в терминах элит

Если одни предпочитают жить и надеяться на лучшие изменения в будущем, то другие находили множество способов заглянуть на завтрашнюю программу Вселенной. На протяжении веков эта отрасль развивалась и превратилась в на…

Духовное развитие
Ясновидящая Вера Лион: последние предсказания о России и мире

Множество людей в наше время, устав от переменчивости обстоятельств, сверяют планы с предсказаниями ясновидящих или гадалок. Это своего рода дополнительный фактор стабильности, позволяющий увереннее смотреть в будущее…

Еда и напитки
Лучшие марки пива в России и мире

На сегодняшний день пиво признано одним из самых популярных напитков в мире. Пивоваренные традиции уходят своими корнями в глубокое прошлое, и сегодня марки пива по всему миру имеют бессчетное количество.Пиво:…

Закон
Продолжительность рабочей недели в России и мире

Сколько нужно времени для того, чтобы все успеть? Продолжительность рабочей недели устанавливается в соответствии с трудовым кодексом и зависит от нескольких факторов. Это возраст сотрудника, состояние его здоровья, а…

Закон
10 самых страшных женщин-убийц России и мира

10 самых страшных женщин-убийц – кто они? Можно сказать с уверенностью одно: это ужасные люди, которые не знают о существовании таких понятий и качеств, как милосердие, совесть и жалость. Что ж, стоит рассказать…

Здоровье
Анатомические театры в России и мире

Представьте себе комнату, являющую собой отдельное красивое архитектурное сооружение внутри другого здания. Эта комната – амфитеатр, но гораздо меньших размеров. На расположенных по кругу скамьях расселись заинт…

Здоровье
Пересадка сердца в России и мире

Среди трансплантации различных органов по частоте осуществления операций пересадка сердца уступает только пересадке почек. Применять такие операции чаще на практике стало возможным благодаря усовершенствованию способо…

10 самых страшных военных машин России

Россия очень большая страна, имеющая разнообразный ландшафт и находится в нескольких климатических зонах — от тундры до пустыни. Чтобы защищать такую территорию, нужны были такие же экстремальные боевые машины, как и климат в этой стране. Далее мы приводим список 10-ти самых страшных боевых машин России


10. ГАЗ 2975 Тигр: Иногда называется русский Hummer. Этот многоцелевой автомобиль занимает очень важную роль в военных силах России. Тигр быстрый, мобильный, относительно комфортный для автомобиля с такой тяжелой броней. Он может переезжать речки глубиной в 1.2 метра, подниматься в горы под большим углом. Если сравнивать Тигр с другими автомобилями Российской армии, то он выглядит весьма современным.


9. ЗИЛ 135: Восьми колесный ЗИЛ 135 был не самым большим на вооружении СССР, но был одним из самых распространенных. Сконструированный в 1960 году, он использовался по всему миру, включая Северную Корею, где он работал в роли ракетоносителя. ЗИЛ был создан для быстрого перемещения артиллерийских ракет.


8. ГАЗ 46 — Амфибия 4х4: Если бы вам случилось поехать в оккупированную Советским Союзом Восточную Европу — вы бы увидели там ландшафт с множеством рек, озер и других водоемов. Как раз такие места, где себя превосходно чувствовал ГАЗ 46. Маленькая амфибия, которая служила для перемещения специальных отрядов через реки и водоемы или для проведения точечной разведки.


7. БТР 152: Российская бронированная машина пехоты. Ее начали использовать в начале пятидесятых. БТР 152 защищен 5-ти тонной броней. Открытый верх не делает его идеальным для боев городской местности, где в домах могут прятаться снайперы. Но в полевых условиях пехоте очень удобно прятаться за его броней и атаковать противника. Открытый верх позволяет пехоте быстро покидать БТР и вступать в бой. У этой машины есть и недостаток — быстро перегревается двигатель и водителю нужно постоянно снижать скорость.


6.

Автомобильные Войска России

БРДМ 2: Защищенный броней, способный пересекать водоемы, имеющий серьезное вооружение четырехместный разведчик. Это действительно опасный противник. БРДМ 2 оснащен перископом для лучшего обзора поля битвы. У него есть один недостаток – люк выхода экипажа расположен спереди, что в боевых условиях подставляет экипаж под пули противника.


5. МАЗ 537: МАЗ 537 был создан в 60х годах как тяжелый 8ми-осный тягач. Он мог брать до 15 тонн на ось и тащить прицеп до 70 тон. По дорогам и в бездорожье, по грязи или мерзлоте, МАЗ 537 мог перевозить танки, ракеты, автомобили. Его передние четыре были рулевыми, управлялись при помощи гидравлических усилителей. Это давало ему дополнительное преимущество при преодолении препятствий.


4. УАЗ 469: Российский аналог Jeep-а. Неприметный на вид УАЗ 469 повидал много суровых испытаний. Он объездил всю Россию — от берегов Байкала и гор Урала до самого запада страны. УАЗ 469 незаменим для быстрой атаки небольших элитных отрядов в тылу врага или для перевозки до 12 вооруженных солдат по бездорожью.


3. МАЗ 7907: В России было немало 8ми колесных тягачей, но иногда все же требовались еще более мощные тягачи. Этим объясняется появление 24х колесного тягача МАЗ 7907, иногда его называют сороконожкой. Полноприводный, он мог перевозить до 100 тонн груза. МАЗ 7907 имел турбированный газовый двигатель мощностью 1200 л.с.


2. БТР -60: 2. На замену БТР 152 пришел восьми колесный БТР 60. Он имел бронированный лодко-образный кузов, который защищал от снарядов и осколков. В него помещается 14 снаряженных солдат. Тяжелый пулемет на башне увеличивает его наступательную мощь. БТР 60 используется для поддержки военных операций.


1. МКЗТ тягач для перевозки баллистических ракет: Самый длинный тягач в Российской армии. Способность доставлять в холодную сибирскую тундру до 80 тонн делает его прекрасной пусковой установкой для Тополя. И не смотря на то, что угроза ядерной войны стала значительно меньше, чем во времена холодной войны, все равно сложно скрыть волнение при виде этой машины.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *