ФОРТЫ В КРОНШТАДТЕ

Город-порт, расположенный в Финском заливе на острове Котлин, западнее Санкт-Петербурга, представляет собой одну из интереснейших страниц в истории российского государства. Часть города с конца 90-х годов 20 века признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заложенный триста лет назад Петром I, он неоднократно становился прочным щитом на пути захватчиков. Крепость Кронштадта – основное сооружение, появившееся в 1704 году, интересна не только своей исторической значимостью, но и особым уникальным архитектурным обликом, а также историей создания. Немало удивились шведы, когда всего за одну зиму.. на российской земле был возведен форт, который не смогла одолеть даже подготовленная европейская флотилия.

Со всеми историческими особенностями Кронштадта, а также с неповторимым микроклиматом города-острова можно познакомиться на групповой или индивидуальной экскурсии, а также самостоятельно на автомобиле. У каждого вида экскурсий есть свои плюсы и минусы.

Самостоятельная экскурсия

Самостоятельная поездка подходит людям, которые не любят спешить и подгонять свой ритм под нормы проведения экскурсии. Такая поездка предполагает спонтанность, но может быть и запланированным мероприятием. Как правило, информацию экскурсанты получают заранее, используя путеводители или туристические сайты в интернете.

Поездка может строиться произвольно, и затрагивать только ряд интересующих достопримечательностей. К тому же, выбрав пешую прогулку по острову, можно насладиться романтикой живописных уголков местности или не спеша перекусить в уютном кафе.

К отрицательным моментам самостоятельной поездки относится то, что информативность такой экскурсии окажется минимальной. К тому же, стоимость перевозки до места назначения может вылиться в круглую сумму.

Групповая экскурсия

Групповые поездки подходят для больших компаний, школьных экскурсий, а также для одиночных туристов. Такие поездки проходят по запланированному графику, в компании квалифицированного экскурсовода, и охватывают большую часть достопримечательностей местности.

Чаще всего поездка организуется на большом автобусе с большим количеством туристов. Во время передвижения к месту экскурсии гид попутно знакомит с множеством интересных фактов, о которых не всегда можно узнать из открытых источников информации. К отрицательным моментам групповой экскурсии можно отнести удаленность экскурсантов от гида. И если в автобусе экскурсовод использует микрофон, то на улице его бывает порой плохо слышно.

К преимуществам данного вида экскурсий относится низкая цена.

Индивидуальная экскурсия

Безусловно, для получения лучшего представления об особенностях местности, многие туристы выбирают индивидуальную поездку. Такие экскурсии обладают выгодными преимуществами:

  • Позволяют лучше познакомиться с экскурсионным объектом, так как отсутствует суета, присущая большим группам.
  • Дают возможность максимально комфортно скорректировать маршрут, место посадки и высадки пассажиров.
  • Туристам предоставляется больше свободы в общении с экскурсоводом, а также появляется время для спокойного создания персональных фото в памятных местах.
  • При проведении индивидуальной экскурсии с музеями и музейными комплексами заранее оговаривается время прибытия группы, а также приобретаются билеты.
  • Конечно, стоимость индивидуальной экскурсии выше, чем групповой, но комфорт и полное погружение в тему экскурсии, а также незабываемые впечатления – стоят того.

Достопримечательности Кронштадта

Во время поездки в Кронштадт у экскурсантов появляется возможность посещения множества достопримечательностей местности.

Прежде всего это – дамба, которая была возведена только в начале XXI столетия. Сооружение соединило остров Котлин с Северной столицей и защитило Санкт-Петербург от стихийных бедствий – наводнений. Длина дамбы на сегодняшний день – 25 км.

Форты острова, которые протянулись вдоль дамбы и представляют собой живописные сооружения архитектуры эпохи Просвещения и русского классицизма, ведь строились они на протяжении 200 лет. От бастионов под названием Риф, Константин, Император Александр I (Чумной), Милютин, Обручев веет морской романтикой.

Соборная площадь, где до 1932 года стоял Андреевский собор, в котором служил Иоанн Кронштадтский. В советское время на месте взорванного здания стоял памятник Владимиру Ленину, который на рубеже веков убрали. Сейчас на месте собора установлен памятный камень.

Морской или Никольский собор, построенный в начале XX столетия в неовизантийском стиле, который в 30-е годы пережил снесение колоколов и крестов. Находится здание в центре Якорной площади и является таким же символом Кронштадта, как и Исаакиевский собор – Санкт-Петербурга.

Форты Кронштадта

Моряки, приближаясь к острову, видели прежде всего купола и крест Морского собора.

Итальянский дворец, который был возведен для Александра Меншикова, первого губернатора города.

Владимирский собор, первый деревянный храм города, который впоследствии был несколько раз перестроен.

Петровский парк, раскинувшийся на побережье рядом с Петровской пристанью, в центре которого установлен памятник Петру I, третий по счету памятник императору на территории Санкт-Петербурга, появившийся во время правления Николая I.

Петровский док, инженерное строение для ремонта кораблей.

Неизвестный Кронштадт

Помимо великолепных видов, которые буквально дышат историей России, экскурсантов познакомят с интересными фактами из жизни города. Например не все знают, что первый в мире ледокол был торжественно встречен в Кронштадте, а затем там же модернизирован. Именно на острове Котлин сделал свои открытия Александр Попов, здесь ученый проводил опыты над радиоволнами.

Особый интерес представляет еще одна достопримечательность острова – нуль Кронштадского футштока, по которому определяется нулевой уровень мирового океана. На фоне гигантской линейки можно сделать памятный снимок. Ну а любителям отечественного кинематографа любопытно будет увидеть пирсы, где снимались сцены из кинокомедии «Особенности национальной рыбалки».

Если на экскурсии присутствуют дети, то им, безусловно, будет интересно закинуть монетку в гнездо памятного дерева, которое расположено недалеко от места, где стоял раньше Андреевский собор. Старожилы утверждают, что у счастливчика, который попадет в цель, обязательно исполнится мечта.

Интерес для ценителей истории представляет мостовая Якорной площади, которая выложена металлической брусчаткой, сделанной из переплавленных боевых ядер времен XIX столетия. К таким мерам в свое время прибегали из-за сильной заболоченности местности, с чем приходилось бороться разнообразными способами.

Экскурсия с «Петербургским Путешествием»

Квалифицированные гиды компании «Петербургского Путешествия» готовы предоставить максимально насыщенную экскурсию. Экскурсионные туры для иностранцев проходят в сопровождении профессиональных гидов-переводчиков. Каждая поездка проходит в комфортных условиях на микроавтобусах Мерседес Виано. Подробнее с информацией об экскурсии в Кронштадт можно ознакомиться здесь.

           Находиться на западной оконечности острова Котлин. Это место всегда привлекало фортификаторов своим удачным расположением, но долгое время артиллерия не могла реализовать возможности этого места, не хватало дальнобойности. Не смотря на то, что артиллерийские батареи на позиции рифа Котлинской косы размещали еще со времен Петра 1, мощный форт на этом месте появился только к 1914 году. Место максимально удаленное от города было выбрано инженерами для испытания портланд-цемента. Для этих целей с 1890 по 1896 год возводились опытные постройки, которые обстреливались из орудий разного калибра.

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

Проверялось действие фугасных снарядов на металлические конструкции, дверные проемы окна и амбразуры. В ходе испытаний выяснилось, что действие фугасов на не защищенные проемы особо губительно, тогда на кронштадтском Пароходном заводе были изготовлены металлические ставни и двери, толщиной 19 мм., так был образован стандарт для изготовления подобных металлоконструкций. Во время испытаний в казематы помещали баранов и кроликов, для того чтобы проверить на них действие газов поле разрыва фугасных снарядов. Некоторые постройки конца 19 века, не разрушенные во время испытаний, впоследствии были включены в тело форта. Среди них особый интерес представляет скрывающаяся башня для 57 мм орудия Виккерса. Механизм башни был спроектирован на основе противовеса, что позволяло приводить её в действие  помощью мускульной силы. Особенностью артиллерийской системы являлась возможность прицеливания в опущенном состоянии, когда башня практически не уязвима для вражеского огня. В целом конструкции бетонных фортов начала 20 века схожи. Они построены в два яруса с открытым размещением артиллерийских установок. На территории форта располагаются 3 арт. Батареи, две, рассчитанные на размещение 8 орудий «Кане» и одна для четырех 10 дм. Бринка. Все позиции связаны между собой сплошной потерной. Под артиллерийскими двориками располагаются погреба и элеваторы для подачи боеприпасов.

На территории форта находятся 5 прожекторных колодцев. Основное отличие береговых фортов от морских является раздельное размещение боевой и жилой частей. Казематированная казарма размещалась в горже укрепления.

В 1919 году во время мятежа на форту «Красная горка» форт принимал участие в боевых действиях, и был обстрелян из крупнокалиберной артиллерии, но сильно не пострадал.

В 1921 году «Риф» стал последнем местом откуда по льду уходили участники Кронштадтского мятежа». В Великую Отечественную войну форт не принимал активного участия в боевых действиях. Дальнобойности его артиллерии не хватало для противодействия противнику. В 1941 году одно 10 дм. орудие было демонтировано и перевезено на новую позицию – батарею Рошаль (форт Велики Князь Константин».

В послевоенные годы, вплоть до наших дней старые казематы использовались для хранения боеприпасов. На территории форта располагалась радиоглушилка, с помощью которой блокировались «нехорошие» голоса Америки и Европы.  

  • В начале октября 1703 года Пётр I плыл на новом фрегате «Штандарт» по Ладожскому озеру, когда было доставлено письмо от А. Д. Меншикова о том, что шведы покинули устье Невы. Пётр выходит в Финский залив для измерения глубин около острова Котлин.

  • Камни и мели к северу от острова не позволяли кораблям подойти к Неве. Единственный фарватер проходил вблизи острова Котлин с южной стороны. Здесь, около фарватера, Пётр и поручил Меншикову подготовить строительные материалы для постройки крепости.

  • Уехав в Воронеж, Пётр оттуда прислал модель крепости, предположительно, изготовленной по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини.

  • Как только стал крепкий лёд, солдаты полков Ф. С. Толбухина и П. И. Островского под руководством Корчмина, обучившегося инженерному делу за границей, начали постройку крепости.

  • Собирались ряжевые ящики. Их закладывали камнями, прорубали лёд, и опускали на дно. На этом фундаменте возвели трёхъярусную десятигранную деревянную башню.

  • 7 мая 1704 года Пётр I прибыл в новую крепость, привёз первые пушки. В этот же день крепость освятил митрополит новгородский, а крепость «наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, и торжество в ней было трёхдневное».

  • Коменданту крепости были даны распоряжения по защите рубежа: «Содержать сию цитадель с Божиею помощью аще случится хотя до последнего человека и когда неприятель захочет пробиться мимо оной, тогда стрелять, когда подойдёт ближе, и не спешить стрельбою…»

  • Уже через месяц, 12 июня 1704 года, эти распоряжения пришлось применять на практике. Эскадра шведского вице-адмирала Депру, состоящая из четырнадцати кораблей (одного линейного, пяти фрегатов и восьми небольших судов), попыталась прорваться по фарватеру мимо Кроншлота. Попытка не удалась. Тогда шведы высадили десант на остров Котлин и двое суток бомбардировали форт, да так, что «не единая бомба в Кроншлот не попала». Только 9 августа шведы ушли с острова.

  • Карл XII понял, что недооценил действия Петра. И уже через год к острову была направлена эскадра, состоящая из 22 кораблей под руководством адмирала Анкерштерна.

  • 6 июня 1705 года шведы, приблизившись к острову, стали атаковать батарею Св. Яна (Ивановскую).

  • 10 июня 1705 года шведские корабли под предводительством Депру остановились напротив Кроншлота. С другой стороны форта находился русский флот под командованием вице-адмирала Крюйса. Началась перестрелка. Крюйс: «Неприятель нашим бомбам честь воздал, для того от острова Ричарта (Котлина) отстал».

  • 15 июля 1705 года арьергард шведов под командованием контр-адмирала Шнара атаковал батарею Толбухина, находящейся в западной части острова. Здесь шведам удалось высадить десант, но русские солдаты отбросили противника в залив. При отступлении шведы понесли большие потери. 

  •  

  • Из «Журнала» Петра: «шведы в лодках 1630 человек, хотели пристать на берег, чтоб взять батареи приступом, и недошед за милю стали. Наших полков Гамонтова да Микешина солдаты, не утерпя, начали палить залпом и их неприятелей побили 300 человек, взято живьём: 1 капитан, 1 поручик, 1 квартирмейстер, рядовых 25 человек…».

  • Из «Журнала» Петра: «Август. в 18-й день явился шведский флот, и посланы были наших 7 галер в 19-й день и был великий бой с 3-го часа; и за погодою галеры поворотились назад, а корабль в море…».

  • Крюйс: «не худо б было ещё какую крепость сделать».

  • К концу лета 1705 года на Котлине было уже пять батарей: Александровская, Толбухина, Островского — в западной части острова, Св. Яна (Ивановская) и Лесная (Петровская) — на южном берегу, напротив крепости Кроншлот.

  • В 1706 году на месте Толбухинской батареи, под руководством Ф. С. Толбухина была построена крепость «Святой Александр» («Александр-шанец»). Вооружение крепости состояло из 40 орудий крупного калибра.

  • После завершения строительства крепости «Александр-шанец» начались работы по постройке батареи «Св. Яна». Реконструированная батарея стала значительным оборонительным сооружением. Она была вооружена 27-ю орудиями крупного калибра.

  • Из-за малых глубин флот не мог зимовать у острова Котлин. И в 1709 году, по распоряжению Петра, приступили к строительству пристани и складов. А в 1710 году и канала для ввода судов в док.

  • Уже в 1710 году Котлин стал главной базой для флота перед походом на шведский тогда Выборг.

  • В середине января 1712 года Пётр I издаёт указ о выделении 3000 человек для "строения на Котлине острове фортеции и жилья".

  • Вооружение крепости в 1712 году состояло из 231 пушки и 3 мортир, размещённых на Кроншлоте и Котлине. Комендантом острова был Порошин, которому подчинялись полковники Толбухин (комендант крепости «Кроншлот») и Островский (комендант крепости «Св. Александр»). Гарнизон острова насчитывал около 2500 человек.

  • Строительство первой гавани было завершено в 1714 году. В этом же году начинается строительство первых каменных построек: дворец Петра, дом Миниха, и других.

    Достопримечательности и форты Кронштадта: что посмотреть за один день

    Первый кирпичный завод на Котлине был построен в 1712 году.

  • В конце мая 1714 года из гавани острова Котлин вышли 99 галер в сторону Лифляндии. 27 июня около полуострова Гангут состоялось сражение, в котором русский флот одержал очень важную победу. Эта дата считается днём рождения российского флота.

  • Военные действия у Кроншлота показали, что боевая эффективность крепости была невысока. Поэтому в 1715 году приступили к постройке крепости «Новый Кроншлот». Работами руководил капитан Эдвард Лейн.

  • Пётр пристально следил за строительством крепости. Он посетил Котлин в 1715 году 14 раз!

  • Флот рос, в Петербург стали приходить торговые суда. Назрела необходимость создания новых гаваней, удобных для стоянки больших судов. И по указу Петра началось строительство новых гаваней.

  • Для ускорения постройки Пётр приказал разделить гавань на части и назначить губернаторов ответственными за ведение работ.

  • В 1716 году на Котлин прибыли 4 губернатора: азовский, московский, архангелогородский и нижегородский. Вместо казанского губернатора прибыл представитель.

  • Людей и материалов не хватало, поэтому строительство многих объектов затягивалось.

  • Гавани были в основном построены в 1919 году, их очертания сохранились до наших дней. Форт «Новый Кроншлот» был окончательно построен только в 1724 году.

  • В 1717 году вооружение острова Котлин и форта «Кроншлот» состояло из 275 пушек и 19 мортир.

  • В 1719 году, по указу и плану Петра, начинается строительство канала и дока.

  • В 1721 году Петром утверждён генеральный план строительства на острове Котлин.

  • В 1721 году начали строить форт «Цитадель» против Ивановской батареи, с целью защитить построенные гавани и усилить защиту фарватера.

  • 5 октября 1723 года Пётр I с императрицей Екатериной заложили крепость Кронштадт: «во 2-м часу пополудни заложили таким образом: перво был молебен с водоосвящением и на молебне именована Кронштадт, а по молебне наперёд сам Е.В. изволил положить три дернины, потом Её Величество Государыня Императрица изволила положить три дернины, после того прочие все по одной дернине, а как положили все, то Е. В. угол отрезал, как быть больверку, а с Кроншлота учинена из пушек стрельба».

  • Кронштадская крепость в 1723 — 1724 годах имела на вооружении 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир. Гарнизон составлял около 2700 человек. По оборонной мощи Кронштадт превосходил все русские крепости.

  • Пётр считал, что крепость Кронштадт надёжно защитит Петербург со стороны моря: «теперь Кронштадт приведён в такое состояние, что неприятель близко появиться не смеет. Инако корабли расшибём в щепы. В Петербурге спать будем спокойно».

  • История

    Северные Форты, общим числом семь, цепью перегораживают путь на Петербург по северному фарватеру. Расстояния меж них 2-2,5 км для сплошного орудийного огня и удобного снабжения припасами по воде.

    Первые планы по защите северного фарватера относятся еще к петровскому времени. Однако по-настоящему большие работы начались с 1800-х годов, когда там были устроены сплошные свайные и ряжевые преграды и сооружены две деревянные батареи на сваях, забитых в морское дно зимою со льда.

    В 1824 году форты были изрядно разрушены сильнейшим наводнением. В 1827 году решено было заменить деревянные укрепления каменными. Перед Крымской войной были построены каменные казематы. Кирпичные своды имели толщину в замке 2 метра, форты были облицованы гранитом.

    Форты Кронштадта: история, фото, экскурсии

    К этому времени северный  фарватер  защищало  уже 5 фортов (№№5-9 по старой нумерации).

    В июне 1854 г. англо-французская эскадра подошла к Кронштадту. Полюбовавшись на форты и батареи и потеряв пару мелких судов на минных заграждениях (первых в мире), отбыли во свояси ни с чем. То же повторялось и в 1855-56 гг.

    В 1865-70 гг построили дополнительно ещё два  форта, параллельно с этим провели их перевооружение — орудия теперь ставили открыто за земляной бруствер. 1880 — перевооружение части фортов орудиями 9- и 11дм обр. 1877 г.

    В 1884 из старых казематов были убраны орудия и они использовались как укрытия и минные склады. В 1896 году форты №№3 и 5 выведены за штат, поскольку устарели совершенно. На Форту №1 в 1901-10 проводились работы по модернизации и он совместно с фортами "Тотлебен", "Обручев" и батареей "Константин" составили ключевые оборонительные позиции Кронштадта.

    1921 г — Кронштадский мятеж. Гарнизоны фортов — на стороне восставших.

    1941 — Отечественная война. По невеселым воспоминаниям одного немецкого пилота пикирующего бомбардировщика — в Кронштадте и на фортах зенитки и пулеметы были установлены в огромных количествах везде где только можно. На фортах также были построены наблюдательные пункты и бетонные пулеметные ДОТы, для защиты от десантов с моря.

    После войны форты использовались под склады флотского имущества, полигоны для испытания пиррогелей, свалки.

    В 1960-х годах когда вдруг обнаружилось, что стране позарез нужен металл, прошла компания по сбору металлолома — все железо, которое можно было оторвать, увезти и отчитаться — было оторвано и увезено.

    70-90-е гг прошлого века — "Дамба Романовна", оно же защитные сооружения г.Ленинграда от наводнений (по фамилии тогдашнего секретаря горкома единственной на тот момент партии — а может и не его, а царя-батюшки, ведь первые проекты дамбы относятся аж к 1845 году). Дамба проложена прямиком через форты (№№3 и 7).

    Нынешнее состояние фортов — как правило убого, плачевно и я бы сказал, постыдно. Они совершенно заброшены, изрядно засраны, разрушаются, заносятся песком, гранит воруется на надгробия, а №3 из-за проводящихся на дамбе земляных работ, по-видимому может скоро вообще перестанет существовать.

    Впечатления

    Очень любопытно было поглядеть. Таких сооружений вообще мало где еще можно найти, а сочетание богатой истории с нынешним упадком и разорением дает сильные впечатления и острые ассоциации.

    "Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу" — (Кладо Н. Л. "О приморских крепостях с точки зрения флота". СПб., 1910). Поскольку крепость неимоверными трудами и лишениями все-таки построена, с вышеприведенным утверждением имеет смысл согласиться.

    Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  ГатчинаК.Б.монастырьПетропавловкаТихвинИзборскПсковИвангородНовгородПорховПечорыИерусалимЛатрунМасадаРазеборгСавонлиннаТааветтиЛаппеенрантаХаминаКюменьгородХямеэнлиннаКастельхольмТуркуСвартхольмНарваТаллиннАренсбургВаксхольмВисбюХемсёКарлстенОскарсборгХойторпФредрикстенХегра
    Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт  Форт Александр  Сев. Форты Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
    Береговая Артиллерия 
    КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Крепость Ленинград  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
    English version

            За счет того, что летом форт Тотлебен используется как база МЧС, он не выглядит полностью заброшенным — тут и там видны следы заботливого ухода за остатками исторических ценностей.

    Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 1)

            Есть действующий гальюн.

            В 1990 году форты признали объектами Всемирного наследия Санкт-Петербурга.

    Наличие водоема

    Финский залив. Вода здесь кругом (летом разумеется).

    Количество народа

            Зимой, в связи с труднодоступностью места, народу здесь мало. В будние дни — вообще никого. Летом до форта могут добраться только счастливые обладатели зарегистрированных маломерных судов.

    Возможные трудности

            Надежнее всего идти в середине зимы, когда лед толстый и его никуда не унесет. Хотя по весеннему насту передвигаться гораздо легче. Надо только понимать, что хождение по первому и последнему льду чревато неприятностями — можно провалиться. Если вы не  можете оценить состояние льда, не ходите. Признак хорошего льда — рыбаки, сидящие далеко на горизонте.
            Не рекомендуется ходить с мыса Дубковский, так как поблизости в Финский залив впадает река Сестра, обильно сдобренная теплыми стоками из близлежащих поселений. Есть риск попасть в промоину. Хотя мыс Дубковский и ближе к форту, чем Сестрорецкий Курорт. Идти по льду будет немного меньше — около 4 км.
            Маршрут лучше проходить в ясный день. Ну или хотя бы, без падающего сверху снега. Прежде чем идти, посмотрите прогноз погоды.
            Зимняя прогулка требует более внимательной подготовки. В частности, термос с горячим чаем будет очень кстати.

    Вход

            Вход на остров пока бесплатный. Но Правительство Санкт-Петербурга приняло решение о сдаче фортов частным инвесторам в аренду на 50 лет и на 2012 год два из них уже прихватизированы. Так что, спешите видеть!

    Как добраться до Форта Тотлебен

            Начало маршрута — Сестрорецкий Курорт. До него можно добраться:
    — электричкой с Финляндского вокзала до станции "Курорт";
    — автобусом 216 от метро "Старая Деревня" до кольца;
    — маршруткой 417 от метро "Черная речка" до кольца;
    — на автомобиле. Машину можно оставить перед входом в Сестрорецкий Курорт — есть небольшая площадка и улица с не интенсивным движением.

            Далее идти 6 км пешком на юг. Остров хорошо виден с берега (за исключением пурги и сильного тумана). Координаты маяка на острове: 60°05’08" с.ш., 29°50’58" в.д. По времени это займет около часа, если снега мало, или на нем есть твердый наст. Также может выручить тропа от снегохода. Рыбаки в ту сторону ездят постоянно. При желании они могут и довезти, за вознаграждение. Но это не наш метод.
            По глубокому снегу на дорогу может уйти несколько часов, так как по нему идти очень тяжело, каждый шаг дается с трудом. При таком сценарии идти надо друг за другом, след в след.
            На лыжах идти легче и быстрее.

    Заключение

            Романтики старинных крепостей здесь нет. Серый бетон и ржавое железо не стыкуются с романтикой. Но посмотреть на это фортификационное сооружение все равно интересно, тем более что практически везде можно полазать и все потрогать руками.
            Если вас интересует зимний активный отдых, то форт Тотлебен — отличный вариант, куда сходить зимой.

    Категория

            Зимняя прогулка. Поход выходного дня. Прогулка выходного дня. Маршрут выходного дня. Активный отдых. Пешие прогулки. Пригородные маршруты. Пешеходные маршруты. Лыжные прогулки. Зимние маршруты. Прогулки зимой.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *