Формула студента

Организаторы международного соревнования «Формула Студент Россия» объявляют о начале приема заявок на участие в соревновании, которое состоится в этом году 17 – 20 сентября на подмосковном автодроме RDRC Racepark (Московская область, Раменский район, пос. Быково). Онлайн-форма анкеты будет доступна на сайте мероприятия 23 марта 2020 года c 16:00 (MSK).
Регламент соревнования размещен на официальном сайте мероприятия в разделе «Командам»: http://fstudent.ru/documents.
«Формула Студент Россия» – ежегодное студенческое инженерное соревнование, в котором команды разных университетов представляют свои самостоятельно спроектированные и построенные гоночные автомобили формульного типа в двух классах: автомобили с ДВС и электромобили. Конкурсная техника должна пройти ряд динамических испытаний, а команды – защитить перед коллегиями судей бизнес-план по эксплуатации своей разработки и инженерно-технический проект самого автомобиля, а так же предоставить подробный отчет о стоимости производства малой серии. В судействе участвуют как ведущие российские специалисты, так и опытные международные судьи.
Соревнование проводится программой развития российского автоспорта SMP Racing при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Правительства Москвы. Его цель – поддержка и развитие студенческих проектов, в которых сочетаются креативное начало, технические достижения молодых конструкторов и навыки планирования проектной деятельности.

С 21 по 22 сентября состоится ежегодное международное инженерно-спортивное соревнование «Формула Студент», организованное Департаментом инновационной политики и предпринимательства города Москвы и программой развития российского автоспорта SMP Racing.

В этом году соревнование пройдет на территории подмосковного аэродрома Быково. Здесь на крупной спортивно-выставочной территории студенческие команды смогут разместить свои разработки и продемонстрировать возможности техники на гоночной трассе.

Участие в технобаттле примут более 20 команд из вузов России, Германии, Венгрии и Австрии. Разработчикам предстоит презентовать жюри свои инженерные решения и обосновать их экономическую и техническую эффективность, а затем испытать машины на трассе.

Гостями соревнований станут пилоты программы SMP Racing Виталий Петров, Егор Оруджев и Антон Ладыгин. Гонщики проведут фото- и автограф-сессии и вручат участникам конкурса призы в различных номинациях.

В рамках мероприятия также пройдет Фестиваль скорости. Для посетителей будет организована шоу-программа с заездами гоночных автомобилей – профессиональные пилоты будут соревноваться во времени прохождения дистанции 1/4 мили (402 метра).

Гости смогут посетить выставку спортивной техники, заезды дрифтеров и соревнования на автосимуляторах.

«Сегодня изобретательская активность в Москве в 3,5 раза выше, чем в среднем по России. В целях развития инженерного мышления у начинающих специалистов город предоставляет возможности для пилотирования разработок – в этом случае в буквальном смысле. «Формула Студент» – еще одна возможность продемонстрировать международным экспертам технический и креативный потенциал столичных молодых конструкторов», – отметил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Подробная информация и расписание – на сайте соревнования.

Formula SAE в России

Первооткрывателем Формулы SAE является Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ), где в 2005 году была основана студенческая инженерная команда SEG-MADI (Formula Student). Идея принадлежала Сергею Викторовичу Сафроненкову, преподавателю Кафедры инженерной педагогики, который в 2004 году посетил соревнования Формулы Студент в Европе, и, под впечатлением, от увиденного сразу отправился в гости к нескольким крупным европейским командам.

Сафроненков Сергей Викторович — основатель Формула Студент в России

Воодушевившись этой идеей, он смог найти поддержку в институте и «зажечь” ею студентов. В итоге уже через год после образования команды, в 2006 году команда МАДИ дебютировала на соревнованиях в Германии, где успешно прошла техническую комиссию, статические дисциплины и выехала на Endurance со своим первым автомобилем (FSM-1-600). Главным конструктором первого российского болида Формула Студент был- Александр Блинков.

Первый болид Формула Студент в России.

Получив бесценный опыт и посмотрев на европейские команды, ребята привезли на следующий год совершенно новый автомобиль, получивший название Adrenaline. Организаторы были приятно удивлены, отметив значительный прогресс с инженерной точки зрения.

Болид «Адреналин»

Эстафету вслед за МАДИ подхватил и МАМИ (сегодня Московский Машиностроительный Университет). Команда МАМИ выступила в 2008-ом году со своим первым автомобилем на этапе в Германии. С тех пор она постоянно выступает на различных зарубежных этапах и улучшает свои результаты. Третий российской командой стала команда Тольяттинского Государственного Университета (ТГУ).

Первый болид команды МАМИ

Первый болид команды Тольятти

В 2007 году первая российская команда FRAMBIT MADI серии Mini Baja приняла участие в крупнейших соревнования серии во Флориде, США. После этапа, С.В.Сафроненков и Сергей Феофанов посетили впервые проводившиеся соревнования FormulaHybrid USA. И в 2007 году была основана новая команда «Формула Гибрид МАДИ», которая уже в 2008 году приняла участие в американском этапе, а осенью того же года на соревнованиях в Италии в Class 3 (класс технических проектов и бизнес презентаций) заняла 1-е место.

Первый российский болид с гибридным приводом «Стрекоза» команды «Формула Гибрид МАДИ»

В сезонах 2009 и 2010 года команда успешно отстаивала честь России на соревнованиях в США, в 2011 году команда заняла первое место на соревнованиях в Италии в Class 1!
В 2009 году в НГТУ им. Р.Е.Алексеева была основана команда «Amigo», дебют которой на международных соревнованиях состоялся в сезоне 2013 года.
Следом за МАМИ из московских Вузов к участию в международных европейских соревнованиях в 2012 подключился Российский Университет Дружбы Народов (РУДН), где силами студентов инженерного факультета был построен автомобиль.
В 2012 году команда из Челябинска, создала свой первый болид.
В 2013 команда Формула Гибрид МАДИ была преобразована в «FormulaElectricMADI» и представила в Италии первый российский автомобиль класса FormulaStudentElectric – «Белуха», передвигающейся исключительно на электрическом приводе.

Первый в России электроболид «Белуха» команды FormulaElectricMADI

В сезоне 2013 года количество участников проекта Формула Студент из России значительно увеличилось. На итальянском этапе, проходившем в середине сентября в городке Варано де Мелегари, количество участников из России достигло 7! Этими командами стали: FormulaElectricMADI, FDR MAMI, Формула Студент РУДН, Amigo team (НГТУ им. Алексеева), Formula Neftegaz (Тюмень), Формула Студент УРГУПС (Екатеринбург) и четвертая московская команда МГТУ им. Баумана, которая уже на первом своем выступление смогла показать великолепные результаты наравне с ведущими европейскими командами, и лишь досадная ошибка не позволила бауманцам дойти до финиша.

Семь российских команд на соревнованиях FormulaStudentItaly 2013

В 2014 году состоялось знаковое событие – был проведён первый полномасштабный международный этап в России – «FormulaStudentRussia 2014” с приглашением лучших мировых судей серии Formula Student. Успешные соревнования дали мощны импульс к развитию студенческих инженерных движений в России.
В 2015 году число команд, посетивших Всероссийский Форум «Студенческих инженерных проектов» (www.fs-forum.ru) составило 27 (и еще 5 команд не смогли приехать по различным причинам, в том числе 2 из Украины).

Привет, Geektimes! После первой статьи о любимом университете мы хотели опубликовать материал о различных разработках / исследованиях, но ребята из гоночной команды всех опередили (такое у них хобби). Поэтому ловите второй пост об истории нашей гоночной команды Bauman Racing Team.

С советских времен «Ракетный колледж на Яузе» ассоциируется именно с военной техникой. Во многом, превосходство нашего вооружения сегодня позволяет студентам университета заниматься более мирными соревнованиями.

История, которую я хочу вам рассказать, начинается в 2012 году, когда студенты кафедр «Колесные машины» и «Поршневые двигатели» (Привет студентам и выпускникам СМ10 и Э2 — интересно сколько их на гике?) решили создать уникальный для МГТУ проект – гоночный болид класса «Формула Студент».

Проводимые с 1978 года международные инженерные студенческие соревнования на тот момент были практически неизвестны в России. В 2012 году существовали всего 3 команды из России: МАДИ (основана в 2005 году), МАМИ (2006 год) и РУДН (2011 год).

Цель команд – создать гоночный автомобиль по регламенту Formula SAE (SAE – Society of Automotive Engineers — поддерживает проведение соревнований по всему миру) и принять участие в международных соревнованиях. Формула Студент не спорт и не гонки в чистом виде, это квинтэссенция инженерной, экономической и управленческой деятельностей, являющаяся мостиком между образованием, технологиями, инновациями и самим автоспортом.

Для студентов, принимающих участие в проекте, это отличный способ «прокачать» себя, свои навыки, и, возможно, даже получить работу в крупнейших международных корпорациях, таких как Bosch, Siemens, Daimler, Porsche и т.д., для которых соревнования стали ярмаркой лучших умов.

Стенд Porsche на Formula Student Germany 2016

А всего в мире в 2012 году насчитывалось 500 команд из 50 стран мира, более 70 из которых немецкие. В каждом крупном городе Германии располагаются 2 команды, например KIT Karlsruhe (Технологический институт Карлсруэ) и UAS Karlsruhe (политехнический университет Карлсруэ). А официальные соревнования проводятся в индустриально и технологически развитых странах таких, как Англия, Германия, США, Япония и т.д.

UAS Karlsruhe

KIT Karlsruhe

Как и любое начинание снизу – проект долго искал поддержку и, наконец, обрел ее в лице Дмитрия Олеговича Онищенко, тогда еще кандидата технических наук (а теперь доктора наук), преподавателя кафедры Э2 «Поршневые двигатели».

Оставалось дело за малым – получить одобрение ректора МГТУ им. Баумана – Анатолия Александровича Александрова. Анатолию Александровичу понравилась идея создания команды «Формула Студент», с небольшой оговоркой. Изначально мы планировали построить машину за 2 года, но ректор, поправив нас поверив в нас, сказал, что мы сможем построить болид и за 1 год.

Один из первых набросков BRT-1

Мы получили одобрение высшего уровня и начали работать. Первым нашим пристанищем стала лаборатория кафедры Э2, где мы ютились между испытательными стендами и отжившими свое двигателями, ставшими музейными экспонатами. Не имея ничего, кроме регламента и огромного желания создавать – каждый наш шаг, каждая наша покупка, были для нас большим успехом.

Лаборатория 056 кафедры Э2 и мы

2012 год, сентябрь.

Первый шаг. Разработать несущую систему. Но как? В воображении, на бумаге, 3D модель? Нет, быстрее будет создать деревянный макет, где мы сразу сможем оценить и создать необходимую по регламенту компоновку.

Макет несущей системы

2012 год, октябрь.

Проект «выходит в народ» — первая выставка команды – «Политехника 2012». Первое признание и неподдельный интерес к «конструкции».

После создания макета начался процесс трехмерного проектирования, без которого сегодня невозможно представить создание, практически любого, продукта. Основная концепция определилась довольно быстро: стальная рама, карбоновые рычаги подвески, 13-ти дюймовые диски, шины от компании Michelin, с самого зарождения оказавшей нам поддержку. А что с силовой установкой?

Отличительная черта всех автомобилей команды Bauman Racing Team – сложная и интересная силовая установка. Изначально мы решили создать мощный двигатель. Максимальный разрешенный объем на тот момент был 610 см3, а самые популярные двигатели в Формуле Студент – 4 цилиндровые японцы Yamaha, Honda, Kawasaki и Suzuki объемом 599 см3. Изучив характеристики этих двигателей – мы решили остановить свой выбор на двигателе Yamaha R6, основа силовой установки на последующие три года.

Силовая установка BRT-3 — 2015 год

Второе существенное ограничение двигателя – рестриктор — шайба диаметром в 20 мм через которую проходит весь воздух, что сильно «душит» двигатель. Мы решили снизить это влияние добавив приводной компрессор типа Roots, а для управления силовой установкой мы присмотрели блок Motec M400.

В первый же год использовать наддув, звучит для многих несколько безумно, но только не для нас. Стандартные 125 л.с. атмосферного Yamaha R6 становятся 60-70 л.с. при установленном рестрикторе, то есть из 60 кг двигателя, почти 30 кг мы бы возили с собой просто так.

Приводной компрессор возвратил нам более 40 л.с., замеры на стенде показали 102,3 л.с. – двигатель официально стал одним из самых мощных за всю историю соревнований Формула Студент! При этом компрессор помогал нам на всех режимах работы двигателя, т.к. он приводился в движение приводом от коленчатого вала.

Приводной компрессор типа Roots Eaton M45

На протяжении нескольких месяцев команда работала не покладая рук, чтобы успеть закончить болид до выезда на соревнования. Мы работали в две смены, двигателисты работали утром и днем, а все остальные работали по ночам. Однако, нам было предначертано отправиться на свой первый этап в Италии с разобранным автомобилем. Последняя деталь пришла за пару часов до отъезда, а верхняя крышка обвеса полимеризовалась в матрице, которую мы взяли с собой на этап.

Скоро уезжать…

Италия 2013 год, сентябрь.

Автодром Рикардо Палетти близ коммуны Варано-де-Мелегари, 7 команд из России (всего за год количество команд в России удвоилось), разобранный болид BRT-1, эйфория от происходящего вокруг и чувство, что все муки были не зря.

Увидев наш конструктор, судьи похвалили нас за старание, однако посоветовали не тратить зря время и ехать домой, потому как «не успеете, завтра уже тех инспекция».

…завтра уже тех инспекция

На следующий день судей ожидал полностью готовый болид. На тех инспекции мы получили огромный перечень недочетов, которые необходимо устранить за один день и все тот же совет «не тратьте время».

Устранение недочетов

Утро второго дня, «crazy Russians» в оранжевой форме представили судьям болид со всеми исправленными недочетами. Выражения их лиц надо было видеть! И мы допустились до гонок!

И мы допустились до гонок!

Пройдя все испытания, дойдя до гонки на выносливость мы остановились на втором круге. При проектировании трассы последний поворот (которого не было в автокроссе) судьи сделали слишком острым и никто среди первых стартовавших не мог в него попасть. В том числе и мы. Через несколько машин после нас – судьи исправили свою ошибку, однако, на трассу вернутся нам было не суждено. После споров и осмотра машины мы обнаружили в добавок к ошибке судей и нашу ошибку при проектировании рулевого механизма – маленький угол поворота колес. Тем не менее, это был достойный дебют.

FS Italy 2013

Второй год принес нам абсолютно новую конструкцию болида (хотя изначально планировалась небольшая доработка существующей), собственное помещение и целый ряд узлов, уникальных для России, которыми мы по праву гордимся: собственная рулевая рейка, корпус которой выполнен из карбона, сухой картер, гибридная сталь-карбоновая рама и аэродинамика.

Лаборатория BRT — Апрель 2014 года

Лаборатория BRT — Март 2016 года

Побывав в 2014 году на двух европейских этапах, мы, к сожалению, несмотря на очевидный прогресс, не смогли закончить обе гонки на выносливость, однако первые успехи пришли к нам именно в 2014 году на первом российском этапе соревнований.

Команда сезона 2013/2014 и BRT-2

Набор осени 2014 года принес нам значительное усиление команды во всех областях деятельности. Появилась практика «инженерных субботников» — когда инженеры собирались в лаборатории и весь день усиленно генерировали новые идеи и конструкции.

Обучение нового состава программе SolidWorks — 2014 год

Концепция автомобиля осталась прежней, ставка была сделана на надежность и она оправдалась! Первый финиш в гонке на выносливость на Formula Student Germany 2015!

Радость первого финиша!

И первое чемпионство в России в сентябре 2015 года (тем временем, всего за 2 года число российских команд приблизилось к 30, а число команд с автомобилями к 15).

Первый титул чемпионов России!

С октября 2015 года в истории команды начинается новая глава – статус чемпионов, придавший новых сил и абсолютно новая концепция (1 цилиндр вместо 4, турбокомпрессор вместо приводного компрессора) – как результат машина похудела на 50 кг с 247 кг до 195,5 кг.

Formula Student Germany 2016

Сезон рекордов начался с количества этапов, на которые зарегистрировалась команда: 3 европейских и 1 российский.

Однако, новая концепция не всегда оказывается надежной, как результат – 3 схода в гонках на выносливость.

Срезанные иглы крепления карбонового приводного вала

Решение проблем с автомобилем совпало с решением проблем по организации российского этапа, состоявшегося в конце октября 2016 года. И тут наш болид выстрелил. Мы знали на что он способен – теперь узнали и наши друзья-соперники. Как итог – кубки за все дисциплины, кроме одной и второй титул чемпионов России!

Второй титул чемпионов России

Структура команды так же постоянно подвергается изменениям и большей формализации. Отличительной особенностью первого года было то, что без объявления набора команда с изначальных 5 человек выросла до 20 невероятно мотивированных человек. Сейчас эта команда практически в полном составе занята в разработке молодежного родстера «Крым».

Команда формировалась вокруг капитана – Андрея Басова, тогда, как сегодня команда входит в завершающую фазу выстраивания вертикальной структуры – более удобной и совершенной формы взаимодействия.

Новому капитану – Сергею Руману – больше не приходится контролировать всех и каждого, для этого у нас есть руководители отделов. Однако это не значит, что «подчиненные» просто выполняют указания «сверху». Мы коллектив – и каждый может высказывать и реализовывать свои предложения.

Со второго года существования команда проводит регулярные наборы, пользующиеся стабильно высоким интересом со стороны студентов и шанс дается каждому!

Экскурсия в лабораторию в рамках нового набора — 2015 год

Капитан, руководители отделов и «подчиненные» формируют основной состав – 25 человек без которых невозможно построить машину и выступить на соревнованиях. Год назад мы запустили проект – «Младшая Формула», который в этом году переименовали в «Расширенный Состав BRT».

Изначально «Младшая Формула» состояла из ребят 1 и 2 курсов, у которых еще не было достаточного количества знаний по специальности, но которые очень хотели развиваться в рамках проекта. Они слушали курс лекций по 3D проектированию и общую информацию по конструированию автомобиля, а затем становились «падаванами» более опытных участников.

Эксперимент оказался удачным и в 2016 году мы его распространили на все курсы, назвав его «Расширенный Состав BRT», в котором сегодня состоит 35 человек. Участники более органично вписываются в проект, лучше понимают предъявляемые к ним требования и эффективнее заменяют выпускающихся участников команды.

2017 год вновь начинается на позитивной ноте. Мы убедились в том, что наша новая концепция умеет побеждать, наш подход к выращиванию кадров дает свои плоды. В юбилейном, пятом для нас сезоне, перед нами стоят все те же амбициозные задачи – быть лучшими в России и стать еще на шаг ближе к лучшим европейским командам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *