Форд тандерберд 1962

Ford Thunderbird — также широко известен под аббревиатурой T-Bird — американский заднеприводный люксовый автомобиль с кузовом «купе», а в ряде поколений — также «кабриолет» и «седан», выпускавшийся на протяжении многих лет подразделением Ford компании Ford Motor Company.

Название модели позаимствовано из мифологии североамериканских индейцев. У некоторых племён Громовая Птица (англ. Thunderbird, ошибочно переводится как буревестник) является духом грозы, молнии и дождя.

Было выпущено одиннадцать сильно различавшихся между собой, в том числе и по концепции, поколений этой модели с 1955 по 2005 годы (с перерывом в 1998—2001 годах), а общий выпуск за эти годы достиг 4,4 миллиона.

Автомобиль позиционировался как «Personal Luxury Car» (относительно небольшой престижный автомобиль для состоятельных владельцев, предпочитавших не прибегать к услугам наёмного шофёра и управлять им самостоятельно), и по сути основал этот сегмент американского автомобильного рынка.

Первое поколение (1955—1957 годы, неофициальное фанатское обозначение — «Classic Birds») представляло собой маленький, по американским меркам тех лет, двухместный кабриолет с цельнометаллическим кузовом на массивной несущей раме с Х-образной поперечиной, съёмным стеклопластиковым жёстким верхом (тканевый откидной предлагался только в виде опции) и мощным (193 л. с. по стандарту SAE) мотором Y-Block V8 от «Меркури» рабочим объёмом 292 кубических дюйма (4,8 л), созданный как ответ на появление модели Chevrolet Corvette.

Дизайн был весьма свежим и оригинальным для 1955 года. Внешне автомобиль характеризовался очень сдержанным использованием блестящего декора, особенно по меркам Америки тех лет. Чистые линии достаточно угловатого, но привлекательного кузова пришлись американцам по вкусу. При относительно скромной даже по современным меркам длине в 175,5 дюймов (4458 мм, примерно как у современного Ford Focus в кузове «седан»), T-Bird был очень приземистым — всего 34,2 дюйма (~87 см) от поверхности дороги до верхней точки ободка фары и чуть больше 130 см общей высоты, благодаря чему имел хорошие визуальные пропорции. А сравнительно большая колёсная база обеспечивала высокую плавность хода.

С технической точки зрения он, по сути, представлял собой модифицированное и укороченное до колёсной базы в 2591 мм шасси стандартных моделей Ford. Двигатель был практически полностью вынесен назад за ось передних колёс, что позволило лучше загрузить задние колёса. Автомобиль был достаточно тяжёл (снаряжённая масса порядка полутора тонн) из-за использования рамного шасси и тяжёлого восьмицилиндрового двигателя. Коробки передач предлагались трёхступенчатые, механическая или автоматическая на выбор, с напольным рычагом переключения.

В отличие от «Корвета», Thunderbird не был настоящим спортивным автомобилем в обычном смысле этого слова — имея мощный мотор и хорошую динамику (на самом деле — лучшую, чем у первых поколений «Корвета» с шестицилиндровыми двигателями), он был довольно тяжёл, имел достаточно просторный салон и сохранял мягкую, ориентированную на комфорт, а не управляемость подвеску. Собственно, «Форд» и не позиционировал его как спорткар, а создал специально для этой модели новый сегмент рынка — «Personal Luxury».

T-Bird был самым дорогим автомобилем в линейке легковых «Фордов» 1955 модельного года — цены начинались с $2944, в то время как следующий по цене полноразмерный универсал Country Squire стоил от $2492.

Автомобиль имел выдающийся по тем временам набор удобств — например, рулевая колонка регулировалась по наклону и на 3 дюйма (76,2 мм) по вылету. Были доступны электроприводы боковых стёкол, радиоантенны, а также сидения — цельного дивана — в четырёх направлениях. Thunderbird был намного комфортабельнее «Корвета» первого поколения, у которого, например, вместо боковых подъёмных стёкол были неудобные съёмные шторки с пластиковыми окошками.

Публика позитивно отреагировала на новую модель — уже в 1955 году было продано 16 155 «Ти-бёрдов» против всего 700 «Корветов» — с перевесом примерно в 23 раза.

T-Bird 1956 года легко отличить по вынесенному наружу запасному колесу и «иллюминаторам» в жёстком верхе.

Модель 1956 года внешне отличалась вынесенным наружу запасным колесом, что позволило увеличить полезное пространство небольшого багажника, а также круглыми «иллюминаторами» (оригинальный термин — «Portholes») в задней стойке стеклопластикового съёмного верха, которые значительно улучшили заднюю обзорность. Кроме того, появился новый 5,1-литровый мотор, развивавший 215—225 л. с. в зависимости от типа трансмиссии.

В 1957 году автомобиль получил новый передний бампер более сложной формы со встроенными габаритными огнями, удлинённую заднюю часть, которая позволила вновь разместить запасное колесо внутри багажника и имела острые наклонные плавники вместо характерных для ранних моделей вертикальных со скруглёнными концами, обновлённый салон с щитком приборов в стиле стандартных «Фордов» модели 1957 года с пятью круглыми колодцами (вместо использовавшейся ранее «полусферы», как на «Волге» ГАЗ-21) и новые 14-дюймовые колёса вместо 15-дюймовых. 5,1 литровый мотор стал развивать в зависимости от модификации 245—300 л. с. (самая мощная «F-code» имела приводной нагнетатель и механическую трансмиссию).

В 1957 году было продано 21 380 автомобилей, что считалось большим успехом для такой «нишевой» модели.

Кроме того, Thunderbird первого поколения играл и другую важную роль — привлечение внимания к более традиционной линейке моделей «Форда». Как уже отмечалось, серийные «Форды» 1955—1956 модельных годов были оформлены внешне в общем ключе с T-Bird’ом, что всячески подчёркивали рекламные материалы, а мощный двигатель Thunderbird V8 был доступен по заказу и на массовых моделях фирмы.

Однако маркетологи полагали, что наличие всего двух мест существенно ограничивает рыночный потенциал автомобиля и предсказывали «Тандербёрду» куда большие перспективы в четырёхместном варианте, который и был предложен покупателям после смены поколений.

В первые несколько лет существования «Тандербёрда» менеджмент Ford Motor Company вынашивал планы по созданию отдельной марки с этим названием, что даже отразилось в упоминавшемся в некоторых документах и на рекламных материалах этого периода перечне выпускаемых компанией автомобилей: Ford — Thunderbird — Mercury — Lincoln — Continental, где название Thunderbird упоминалось наравне с самостоятельными подразделениями Ford Motor Company. Тем не менее, этим планам не суждено было сбыться, и Thunderbird так и остался просто одной из моделей марки Ford, несмотря на некоторое несоответствие между её «народным» статусом и ценовой позицией данной модели.

По сути, «Ти-бёрд» был для «Форда» имиджевой, «статусной» моделью, призванной в основном заманивать покупателей в шоурумы его автосалонов. Впоследствии была сделана попытка занять промежуток между марками Ford и Mercury автомобилями Edsel — окончившаяся грандиозным провалом. Существовавшее с весны 1955 года подразделение Continental также было возвращено в состав Lincoln Division в 1958 модельному году.

Модельный год Выпуск, штук Цена от, $ США
1955 16 155 2944
1956 15 631 3151
1957 21 380 3408

НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ

Ford основана в 1903 году Генри Фордом, который создал её, получив на развитие бизнеса $28 000 от пяти инвесторов. Компания Ford получила известность как первая в мире применившая классический автосборочный конвейер. Первой получившей массовое признание моделью, выпускаемой компанией, стал Ford Model T, выпускавшийся в 1908—1926 годах.

Производитель: Ford Motor Company
Производство: 1955–2005
Класс: Personal luxury car
Тип кузова: 2-дверный седан / 4-дверный седан
Дизайнер: Джон Сэмсен (John Semsen) / Билл Бойер (Bill Boyer) / Элан Корнмиллер (Alan Kornmiller)

Коробка передач:
3-х ступенчатая механическая
5-и ступенчатая механическая
3-х ступенчатая автоматическая
5-и ступенчатая автоматическая

Привод:
Классический, задний

Об автомобиле

Одна из рекламных брошюр гласила: Форд приносит в Америку новый вид автомобиля — Thunderbird.

I поколение (1955-1957)

Ford Thunderbird 1955

Впервые Thunderbird был показан 20 февраля 1954 года на автосалоне в Детройте. На конвейер автомобиль встал 22 октября 1954 года, спустя какие-нибудь семь месяцев. Форд возлагал большие надежды — по прогнозам аналитиков, за первый год продажи должны были составить около 10000 штук, однако они ошиблись… Продажи, по итогам года превысили все ожидания — Тандерберд разошелся свыше 16000 копий!

Ford Thunderbird разрабатывался, как ответ компании на покупательский спрос в классе спортивных автомобилей — он был достаточно компактен, в меру быстр и очень комфортен.

С самого начала производитель позиционировал его как роскошный люкс, и изредка лишь упоминал о его «брутальных», «мускулистых» корнях. Это подтверждает то, что Форд не стал следовать моде на дорогие кузовные детали из стекловолокна, а использовал самую обычную сталь. Хотя, для моделей, с кузовом кабриолет, все-же использовалось стекловолокно для крыши, тут прогресс взял верх над расчетом инженеров и маркетологов.

Главный инженер по легковым автомобилям Уильям Райли Бернетт (William Riley Burnett) прокомментировал это положение следующим: «Несмотря на то, что Thunderbird имеет производительность на уровне спортивного автомобиля, он должен обладать немалыми удобствами, чтобы сделать его более привлекательным для широких слоев общности!»

Тандерберд 1955-го модельного года немного, но отличался от представленного ранее концепта в Детройте. Двигатель предлагался один — V8 на 292 кубических дюйма (4,8 л), который был оценен в 193 л.с (142 кВт). Коробок передач две, и обе трехступенчатые — механическая и автоматическая, с которой, к стати сказать, автомобиль «прибавлял» еще 5 л.с.

В стандартную комплектацию входил тахометр, часы и спидометр, с расчерченной шкалой до 150 миль в час. Из не свойственных тому времени опций, автомобиль в базовой комплектации мог уже похвастаться подсветкой замка зажигания, плафоном, зажигающимся от открытия дверей и перчаточным ящиком, так же доступным только самым дорогим автомобилям.

Из дополнительных опций можно отметить электропривод сидений, усилитель тормозов, прикуриватель, шины, с модным белым кантом, радиоприемник и автоматическую трансмиссию Ford-O-Matic.

Цена на базовый Ford Thunderbird начиналась с отметки $2695, однако, с учетом всех перечисленных опций, поднималась до солидных $3800. Из конкурентов — лишь одинокий Corvette, но ценник, на который был куда дороже (базовая версия предлагалась от $2774, а двигатель, включенный в эту стоимость, мог «похвастаться» лишь 155 л.с.).

После успеха 1955 года, очень не многие изменения коснулись нашего «Буревестника». В основном, это визуальные изменения, как интерьера, так и экстерьера, но нас-то интересует, что же внутри, не так ли?

Из самых явных нововведений — изменилась электрическая схема с 6 до 12В. Варианты раскраски кузова увеличились до 13: белый, серый, черный, синий, титановый, зеленый и красный. Теперь, известное высказывание «отца» автомобилестроения, Генри Форда, что «покупатель может выбрать автомобиль любого цвета, до тех пор, пока этот цвет черный» все дальше теряет актуальность!

В 1956 году кузов кабриолет теперь имеет два варианта крыши — это мягкий, складной верх и жесткий, съемный. Начиная с этого года, множество дополнительных опций, теперь входят в базовый пакет. Например, четырехпозиционный электропривод сидений, усилитель тормозов, подкрылки и радио.

Общий объем производства немного снизился — реализовано 15631 «Буревестников», чуть меньше 500 автомобилей, чем годом ранее. Виновником выступила цена, так, на базовую модель, с учетом всех ставших теперь «базовыми» опций, она составляла $3151, что практически на $450 больше Шевроле Корветт.

Ford Thunderbird 1957

Несмотря на растущие цены, Ford Thunderbird 1957 модельного года становится все популярней. Кузов украшают более острые хвостовые плавники, более выразительные задние фонари, новая решетка радиатора, и, конечно же, бампера! Под капотом базовый двигатель объемом 292 кубических дюйма, но производительностью 212 л.с. Из дополнительных, самым популярным становится «прошлогодний» 312-й, но мощностью на 20 сил больше — 245 л.с (172 кВт). Тем не менее, модификация с четырехкамерным карбюратором поднимала эту цифру до 270 л.с, а самая производительная модификация с недвусмысленным названием «racing kit» — гоночный комплект, оборудованная механическим нагнетателем выдает свыше 300 л.с.

Удобство водителя было на лицо: тут и новая приборная панель, и четырехпозиционные «Dial-O-Matic» сидения с памятью и переключением между предустановок настраиваемых положений. Нельзя не упомянуть о функции радиоприемника «Volumatic», способного немного добавлять громкость звука, при увеличении скорости.

Кузов начали раскрашивать уже 34-ю оттенками, вместо 13-и имеющихся с прошлого года. Именно в 1957 году дебютировали двухцветные «Тандерберды», когда например крыша, имела цвет отличный от основного.

Объем производства за 1957 год превысил 20000-й рубеж, и составил 21380, тогда, как основной конкурент «по цеху», имевший в базовой комплектации 283 л.с., продал лишь 6339 штук.

II поколение (1958-1960)

Ford Thunderbird 1958

Хотя «Ти-берд» и продолжает оставаться на пике продаж, руководство Форд, в частности Роберт Макнамара (Robert McNamara) чувствует, что если и дальше позиционировать автомобиль как двухместный, в ближайшем будущем рынок просто перенасытится, и предложить большее будет крайне проблематично, и терять такой потенциал, заданный еще первым поколением было бы, как минимум кощунством.

В результате всех манипуляций, в 1958 году появляется новый, четырехместный кузов. Сохраняя традиции «двух дверного» купе со складной жесткой крышей, обновленное детище Форда приобретает пропорционально большие габаритные размеры и колесную базу (2870 мм). Увеличенная длина, несомненно, отразилась на весе машины, точнее на его увеличении на 454кг.

Из визуальных новаторств можно подчеркнуть обновленные фары (двойные), более выразительные задние «плавники», новую хромированную решетку радиатора и воздухозаборник на капоте (замечу, что не функциональный, но удачный).

Из двигателей можно упомянуть 352-й блок (5,8 л), мощность в номинале 300 л.с. (220 кВт), предлагающийся вместе с автоматической или механической трехступенчатой коробкой передач.

В целом, 1958-й год прошел плодотворно, новый тип кузова пришелся по душе покупателем — было продано 37892 Thunderbird.

Ford Thunderbird 1959

В 1959 году к линейке двигателей прибавляется могучий 430-й (7,0 л), мощностью 350 л.с. В этом году реализовано уже 67456 автомобильных единиц, а журнал Motor Trend награждает «Буревестника» автомобилем года!

1960 год преподнес лишь незначительные стилистические дополнения, в виде обновленной решетки радиатора и ручного управления люком, для автомобилей с откидной жесткой крышей. Продажи бьют снова все рекорды — 92843 штуки. Несмотря на успех, руководство Форд работает над редизайном для третьего поколения Тандерберда.

III поколение (1961–1963)

Ford Thunderbird 1961

Как было обещано, так и сделано. Дизайн переработан, но в лучшую или худшую сторону? Смотря, с какой стороны посмотреть. Машина стало похожа на пулю, ну, или по крайне мере, стала более обтекаемой.

В 1961 году появляется новый V8 390-й двигатель (6,4 л), в стандарте имея производительность в ровно 300 лошадиных сил (220 кВт), укомплектованный трех ступенчатой КПП. Именно Форд Тандерберд 1961-го года участвовал в параде президента США Джона Ф.Кеннеди (John F. Kennedy).

1962 год стал знаменит благодаря добавлению в модельный ряд спортивного родстера (Sports Roadster), с 48-ю спицевыми Kelsey Hayes дисками и специального чехла из стекловолокна, закрывающего задние сидения. Тогда же, для Ти-берда вышло еще одно обновление — «M-Code», с тремя карбюраторами Холи (Holley). Мощность «Эм-Кода» у 390-го блока составила 340 л.с (250 кВт). Подобные авто встречаются редко, так, в период с 1962 по 1963 год выпущено всего 200 штук.

В 1963 году генераторы постоянного тока заменяют более привычными в наше время, генераторами переменного тока. Они более компактны, легки и дешевы в производстве.

IV поколение (1964-1966)

1964-й год для Thunderbird не прошел незаметно — модель претерпела глубокий рестайлинг, в пользу более «квадратных» форм. База осталась прежней — 2875 мм, двигатели прежние, изменения коснулись только кузова.

Ford Thunderbird 1965

В 1965 году дисковые тормоза из «диковинной» опции, становятся стандартной составляющей. Задние фонари, в след за кузовом, принимают правильную прямоугольную форму и становятся многосекционными.

В 1966 году стандартным двигателем становится V-образный 390-й (6,4 л), питание которого обеспечивает 4-баррельный карбюратор. Мощность оценена в 315 сил (235 кВт), тогда. как самый производительный блок, в четвертом поколении 428-й (7,0 л) мог похвастаться 345 л.с (257 кВт).

V поколение (1967-1971)

Ford Thunderbird 1969

Успех пятого поколения мог «пошатнуть» другая модель Ford — Mustang. Да-да, хоть и последняя позиционировалась, как пони-кар, и никоим образом не претендовала на роскошь и безудержный комфорт, но мощный двигатель и низкая цена могли стать решающим фактором, для многих американцев, в планы которых входила покупка нового автомобиля.

В связи с этим, Форд передвинул планку Тандерберда к еще более люксовому классу, в котором мог тягаться уже, разве что с роскошным Линкольном. Четырехдверный дизайн кузова и скрытые фары становятся визитной карточкой этого поколения.

Ford Thunderbird 1970

В 1971 году «Предвестника бури» оснащают по самым высоким стандартам: кассетная магнитола и проводной телефон в базовой комплектации! Правда цена такой хай-тек роскоши была немногим больше 25000$, ну это мелочи, за комфорт и статус надо платить.

VI поколение (1972-1976)

Ford Thunderbird 1974

Новое шестое поколение дебютировало осенью 1971 года, и ознаменовалось, как самое большое, в плане размеров, разумеется. Длина составила 5436 мм (забегая немного вперед, до 1974 года — 5715 мм), колесная база составила 3058 мм, а снаряженная масса — 2005 кг (с 460-м двигателем (7,5 л) и того больше — 2177 кг!).

Большие Тандерберды с огромными двигателями (правда, с низкой эффективностью, вызванной нефтяным кризисом и нормами токсичности) были популярны до 1974 года, затем модель постигает кризис, продажи падают почти вдвое.

VII поколение (1977-1979)

Ford Thunderbird 1978

«После высокого подъема больнее падать» — такой фразой можно охарактеризовать седьмое поколение Thunderbird. Шасси с Lincoln Mark IV в 1977 году меняют на более скромные от Ford Torino.

Thunderbird превзошел Oldsmobile Cutlass по продажам в классе люксовых автомобилей, и становится самым популярным роскошным седаном в Америке.

В 1978 году Форд выпускает ограниченную, «Бриллиантовую Юбилейную версию» (Diamond Jubilee Edition), приуроченную к 75-летию компании. Единственно, что включала эта опция — это подогрев двигателя и люк на крыше.

VIII поколение (1980-1982)

Ford Thunderbird 1982

В интересах повышения эффективности топлива было принято решение — переход на еще более компактную платформу Ford Fox,которую впервые начали применять два года назад для Ford Fairmont. Если сравнивать с предыдущим поколением «Буревестника», то общая длина сократилась на 381 мм, а колесная база на 142 мм.

Бескаркасные двери больше не использовась, их место заняли каркасные, с хромированной отделкой.

IX поколение (1983-1988)

Ford Thunderbird 1987

Ford для Thunderbird 1983 года меняет дизайн, хоть и базируется на той-же Фокс платформе, это уже совсем другой автомобиль. Изящество, грация, аэродинамика и… еще более компактные размеры. Питание двигателя (почти все перешли с предыдущего, восьмого поколения) осуществляется уже с помощью моно впрыска, время карбюратора прошло. Забегая немного вперед, хочется подметить, что многоточечный впрыск появится на этой модели только в 1986 году для V8 и в 1988 для V6.

Из не самых типичных на американском рынке двигателей, в 1983 появился 4-х цилиндровый 2,3 литровый турбированный, который устанавливался исключительно на Thunderbird Turbo Coupe. Первоначально, мощность была оценена в 142 л.с (106 кВт), но к концу 1985-го года «планку» удалось поднять до 155 л.с. Кстати, комплектовали «Турбо купе» пятиступенчатой «механикой».

X поколение (1989-1997)

Ford Thunderbird 1989

26 декабря 1988 официально представлено новое, десятое поколение Буревестника, предложив очередной редизайн. Платформа Fox ушла в лета, на ее смену пришла MN12 (Mid-Size North American Project 12 — Среднеразмерная платформа Северной Америки: Проект 12). Новшество обладало полностью независимой подвеской, отличную управляемость и плавность движения.

Thunderbird 1989 года становится первым автомобиле в истории Америка, который перестал предлагать большие двигатели, типа V8, а сосредоточил усилия на меньших V6.

Базовый двигатель 3,8 л Essex OHV V6 выдавал 140 л.с (100 кВт), в то время, как самая производительная модель Super Coupe (SC) обладала мощностью 210 л.с (160 кВт), все с того же V6, правда с турбиной. Последняя, комплектовалась M5R2 5-ступенчатой КПП, в отличии от 4-х скоростной АКПП в базовой вариации.

Для справки: для Thunderbird Super Coupe 1989 использовалась турбина Eaton M90, которая на разгоне (в идеальных условиях), могла создать давление до 0,9 бар.

В 1992 году на Спорт Купе начали устанавливать V8 5,0л (правда, всего на 1 год, т.к эту модификацию руководство Форда решило убрать из модельного ряда).

XI поколение (2002-2005)

Ford Thunderbird 2002

После почти пятилетнего молчания, Форд Тандерберд снова в строю, в 21-й век автомобиль вошел достаточно смело, став для многих эталоном современного дизайна.

Он стал хитом, буквально сразу после начала продаж, несмотря на смешанные отзывы по поводу нового интерьера.

Стандартный двигатель предлагался V8 3,9л, мощность составила 252 л.с, что было сопоставимо (даже с запасом) с отнюдь не малыми размерами седаном. Плюс ко всему, как и в случае с классическими «Буревестниками», современный продолжил традиции кабриолетов с выпуском как мягкой, так и каркасной, съемной крышей. Коробка передач предлагалась в единственном роде — пятиступенчатый «автомат».

Базовая комплектация включала в себя: 17″ дюймовые алюминиевые диски, полностью независимую подвеску, кожаный салон, дисковые тормоза «в круг», передние и боковые подушки безопасности.

Варианты раскраски всего 3: красный (Torch red), желтый (Inspirational yellow) и синий (Thunderbird blue) — все, которые предлагались в далеком 50-м. Ценник базовой модификации начинался на отметке $35495, а кабриолет можно было приобрести за $40000.

В 2003 году из фактических изменений можно отметить наличие новых цветовых решений (серый, черный, белый и голубой) и обновленную комбинацию приборов. Остальное, включая интерьер, экстерьер и пакеты опций — без изменений.

Зато под капотом, за счет электронного управления дроссельной заслонкой и изменения фаз газораспределения лошадиных сил прибавилось — 280 л.с вместо «прошлогодних» 252 л.с. Крутящий момент так же удалось поднять с 267 Нм до 286 Нм. Топливная эффективность улучшена, правда незначительно. Цифры больше формальность, но чувствуется, что работа идет в правильном направлении.

Цена растут, а нового Тандерберд больше не предлагает, что повлекло спад продаж почти в два раза.

Даже в 2004 году руководство Форда продолжает смотреть на мир сквозь «розовые очки». Перед нами все та же машина 2002 года, разве, что с обновленными цветами раскраски. Несмотря на снижение себестоимости, продажи закономерно продолжают падать.

В 2005 году снова обновляют цветовую гамму — теперь Тандерберд можно встретить цвета золота инков и бронзы. Стандартная комплектация включает в себя V8 3,9-и литровый блок, антиблокировочную систему (ABS), противобуксовочную систему (ASR), сдвоенный выхлоп и Hi-Fi аудио систему от Audiophile.

1 июля 2005 года с конвейера сходит последний Ford Thunderbird. Это был классический автомобиль повышенной комфортности с 50-летней историей. Будем надеяться, что в ближайшем будущем модель возродят с новыми неповторимыми дизайнерскими решениями, и она продолжит Американские традиции с большим двигателем, непревзойденным комфортом и дерзкими инновациями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *