ЕВРОПРОТОКОЛ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

По новым правилам о прямом возмещении убытков оформить аварию можно без инспекторов ГИБДД. Это становится возможным, если ущерб не превышает 25 000 рублей. Но помните, что если в последующем вскроются дополнительные, скрытые повреждения, то этих денег может не хватить.

Как правило, страховщики не желают полностью компенсировать ущерб и сознательно занижают результаты оценки. Главный их козырь – отсутствие единой методики оценки. Фактически, «независимые» эксперты могут сами написать методику оценки и успешно по ней работать. Ситуация вряд ли изменится с введением прямого урегулирования убытков и европротокола, когда пострадавшие смогут обратиться за выплатой в свою страховую. Просто теперь компании будут договариваться между собой, какую сумму заплатить клиенту.

Воспользоваться европротоколом по ОСАГО можно только при очень многих условиях:

  • В аварии участвует исключительно два автомобиля;
  • Не причинен вред здоровью;
  • Сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Если же ремонт окажется дороже, то даже через суд компенсировать ущерб будет практически невозможно, ведь авария не оформлена в ГАИ.
  • Также упрощенное оформление ДТП не распространяется на так называемые «обоюдки».

В связи с нововведением страховщики боятся всплеска мошенничества, и подозревать будут каждого. Вполне возможно, что доказывать свою добросовестность придется в суде.

Европротокол: плюсы и минусы

Так что разгрузить дороги от пробок из-за мелких аварий с помощью европротокола не получится. Чтобы избежать проблем, автовладельцам придется оформлять столкновения по-старому.

Хитрая схема

Типичная ситуация: утром, в самый час пик, случилось мелкое ДТП (ущерб менее 25 000 рублей). Более 80% городских аварий носит незначительный характер, инспекторы выезжают на них в последнюю очередь. А наши водители опаздывают на работу и ждать несколько часов приезда ИДПС просто не могут.

Выходом в данной ситуации будет использовать европротокол по ОСАГО. Для этого достаточно заполнить извещение о ДТП, нарисовать там примерную схему аварии и получить подпись второго участника. После этого каждый отвозит документы в свою страховую компанию, ведь именно там определяю виновника. Как видим, сотрудники ГИБДД в данной цепочке полностью отсутствуют.

Если же обстоятельства происшествия не столь очевидны (есть разногласия), то можно пойти другим путем. Мало кто знает, что в России уже давно существует альтернатива европротоколу. Дело в том, что правила позволяют самим составить схему ДТП, а затем приехать на ближайший пост ГАИ, где и будет произведено дальнейшее оформление аварии. В этом случае, в отличие от европротокола, вы получите на руки реальные справки, а виновника аварии будет определять не страховщик, а дознаватель (группа разбора). Главное, очень тщательно составить схему, указав адрес, ширину проезжей части и расположение автомобилей. Здесь имеет значение каждая мелочь: разброс осколков, состояние дорожного полотна и погодные условия.

Помните, если есть хоть малейшие сомнения или разногласия в обстоятельствах ДТП, то лучше оформляйте все по полной программе и дожидайтесь приезда наряда ГИБДД.

Рубрика: Европротокол: плюсы и минусы

Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два автомобиля.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
  • Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

    При этом желательно использовать типовые схемы . Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

    1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
      • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
      • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
      • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

      При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества.

      Что нужно знать об оформлении ДТП по европротоколу в Ижевске

      В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

      Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате. Наглядная схема действий при «Европротоколе» размещена на профильной странице интернет-портала Российского союза автостраховщиков (РСА).

      Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

      «За» и «против»

      «Против»

      В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:

      • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
      • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
      • Неполный перечень внешних повреждений авто.
      • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

      Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

      1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
      2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

      «За»

      Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:

      • Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
      • Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

      Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

      Обойтись без полиции

      «Европротокол» – полезный инструмент по своей задумке. Но недостаточная степень его нормативной проработки, к сожалению, не позволяет популяризировать схему. Кроме того, практика применения «упрощёнки» вводит свои коррективы. На этом фоне самостоятельное оформление ДТП объективно сопряжено с определёнными рисками. Сложность системы становится причиной ошибок.

      В то же время доля отказов в возмещении ущерба по «Европротоколу» из-за ошибок в оформлении колеблется в пределах одного-пяти процентов от общего числа обращений. А значит, в подавляющем большинстве случаев участники ДТП вполне справляются с задачей. Данная статистика является дополнительным аргументом в пользу «упрощёнки».

      К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с «Правилами ОСАГО» придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

      Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

      ДТП и Европротокол

      Система европротоколов, как это понятно из названия, пришла к нам из Европы. Там она работает уже очень давно, причем за годы службы показала себя, по большей части, с лучшей стороны.

      Что же называется европротоколом?

      Оформление аварии (ДТП) по европротоколу. Плюсы и минусы!

      Это возможность регистрации дорожно-транспортного происшествия самими участниками, без вызова сотрудников ДПС. Данная система во многом упрощает процедуре оформления ДТП, позволяет водителям не затрачивать много времени на дороге, а также быстрее освободить проезжую часть, давая возможность свободно двигаться другим участникам движения.

      В России данная система начала практиковаться менее десяти лет назад, однако, уже за это времени российские автомобилисты смогли оценить ее по-достоинству.

      Сегодня даже в небольших городах дорожная инспекция не в силах справиться со всем потоком машин, что уж говорить о жизни в мегаполисах, где ежедневно случаются тысячи мелких ДТП!

      Когда следует вызвать экипаж ДТП, а когда можно обойтись и без них?

      ДТП

      Конечно, в случае серьезной аварии, без сотрудника Дорожно-транспортной инспекции по-прежнему не обойтись. Водителям следует четко знать, в каких случаях возможно заполнение протокола самостоятельно. Эта информация прописана в ПДД.

      Когда допустимо оформление ДТП без дорожного инспектора:

      • Если в нем участвовало не более двух автомобилей.
      • Если водители не имеют разногласий по поводу произошедшего.
      • Если никто из людей не пострадал.
      • Если оба водителя имеют страховой полис ОСАГО.
      • Если не было затронуто другое имущество или чужой транспорт.
      • Если ущерб от аварии не превышает пятидесяти тысяч.

      Мелкое ДТП

      В случае мелкого ДТП, которые, к сожалению, из-за перегруженности наших дорог, происходят очень часто, вполне можно обойтись самостоятельным оформлением европротокола. Заполняют его водители на месте происшествия, регистрируя все детали произошедшего и фиксируя их на фотографиях.

      Европротокол принимается страховой компанией как документ, доказывающий то, что авария была на самом деле и застрахованное лицо вправе получить денежную компенсацию причиненного ему ущерба.

      Сумма выплаты по европротоколу

      Выплата

      Еще четыре года назад самая большая сумма, на которую мог надеяться застрахованный по ОСАГО – двадцать пять тысяч рублей. Но в 2014 году правительство обязало страховые компании удвоить максимальный порог выплат при самостоятельном оформлении ДТП. Теперь водитель может зарегистрировать аварию по европротоколу, если причиненный ущерб от аварии составляет не больше пятидесяти тысяч рублей.

      В основном, пользуются системой европротоколов водители, попавшие в мелкие ДТП, поэтому данной суммы зачастую оказывается достаточно, чтобы оплатить причиненный им ущерб.

      Оформление ДТП

      Однако для жителей Московской и Ленинградской области, учитывая загруженность их дорог, было принято одно дополнения: если обе машины имеют навигационную систему ГЛОНАСС или другую спутниковую навигацию, которая зафиксировала момент аварии, то каждая из сторон вправе рассчитывать на возмещение ущерба, в сумме до четырехсот тысяч рублей. То есть максимальный лимит по ОСАГО вполне возможно получить по европротоколу. Это сделано для того, чтобы дорожная часть была освобождена максимально быстро, поскольку при возникновении затора на переполненной дороге очень высок риск возникновения новых ДТП.

      Что необходимо сделать сразу после ДТП?

      Фиксация повреждений при ДТП

      Очень часто люди, попавшие в аварию, поддаются эмоциям и не могут объективно оценить случившуюся неприятность и размер причиненного ущерба. А при этом очень важно остаться с «холодной головой» и выполнить все необходимые действия, иначе впоследствии может возникнуть множество проблем, связанных с получением страховой выплаты.

      Если случилась авария, следует придерживаться следующего порядка действий:

      1. Остановить автомобиль, включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки. Машины при этом необходимо оставить в тех местах, где их постигло происшествие.
      2. Взять контактные данные у свидетелей аварии. Если промедлить с этим, то люди могут просто разойтись. А ведь очень часто именно свидетели играют главную роль в определении виновника происшествия.
      3. Заснять все детали аварии на фотоаппарат или видеокамеру.

      Данные снимки прилагаются к заявлению в страховую компанию как подтверждение случившегося.Чтобы сотрудники страховой организации смогли получить ясную картину произошедшего, важно сделать следующие кадры:

      • Общий, в котором будет отчетливо видны все участники ДТП.
      • Крупный план каждой поломки в отлельности.
      • Следы от торможения шин на асфальте или другом дорожном покрытии.
      • Кадр, в котором будут видны номера автомобилей – участников дорожн-транспортного происшествия.
      • Снимки, показывающие расположение транспортных средств на проезжей части.

      Европротокол

      Подробно обсудить со вторым водителем детали произошедшего, прикинуть размер материального ущерба и решить стоит ли вызывать сотрудника ГИБДД или можно обойтись составлением европротокола.

      Если вы решили зарегистрировать аварию самостоятельно, следует вместе заполнить бланк европротокола.

      После заполнения бланк следует разделить на две части, каждая из которых подписывается обеими сторонами.

      Собрать недостающие документы, распечатать фотографии и прийти в офис страховой компании для написания заявления о получении страховых выплат. Важно прийти туда в течение пяти дней после совершения ДТП, иначе европротокол будет считаться недействительным.

      Сотрудники страховой организации проведут собственное расследование и определят размер положенных вам выплат.

      Казалось бы, оформление ДТП по Европротоколу, то есть без вызова ГИБДД, — очень удобно. Однако российские водители не спешат им пользоваться. Факт остается фактом: россияне не могут привыкнуть к Европротоколу. В чем причина, выясним вместе с инструкторами по вождению.

      Обязательные условия

      Автоинструкторы уверены, что причин такой неприязни к Европротоколу несколько. В первую очередь это незнание и недопонимание того, как правильно оформить ДТП самостоятельно. Но есть и другие причины, о которых поговорим чуть позже.

      После повышения базовых ставок по страховым выплатам ситуация не изменилась.

      Напомним, что новшества предусматривают довольно широкие возможности для автовладельцев разъехаться с места ДТП, не дожидаясь ГИБДД.

      Вот только касается это не всех. Обязательными условиями для Европротокола считаются следующие:

      • в аварии не было пострадавших;
      • в происшествии участвовало не более двух ТС;
      • у обоих водителей имеется действующий полис ОСАГО;
      • виновник признает себя таковым, то есть разногласий у водителей нет;
      • сумма ущерба составляет не более 50 тысяч рублей.

      То есть размер страховки за вред, причиненный ТС, повысился до 50 000.

      Причины недоверия

      Действительно, водители чаще всего предпочитают подождать инспекторов ГИБДД, а не пытаться оформлять все документы самостоятельно. Автовладельцам не всегда на месте удается оценить стоимость ущерба после аварии. Более того, могут быть скрытые повреждения, которые заметить сразу, без осмотра специалистами, невозможно.

      Еще одна причина — элементарное незнание, как правильно заполнить бланк Европротокола и составить схему ДТП, ведь именно из-за некорректно оформленных документов в выплатах водителю могут отказать.

      Ну и последнее — это, конечно же, недоверие к страховщикам. Сейчас наблюдается очень много отказов в выплате компенсации, и водителям приходится обращаться в суд. Занятие не из приятных, да и времени на это уходит не мало.

      Особые правила для Европротокола

      Европротокол — это документ, достаточно трудный для заполнения, и он вызывает опасения, как со стороны водителей, так и со стороны страховых компаний. Если автовладельцы бояться отказа в денежной компенсации, то страховщики опасаются мошенничества.

      Для массового отсеивания мошенников были разработаны особые правила. Теперь, чтобы оформить происшествие без инспекторов ГИБДД, нужно предоставить информацию, подтверждающую факт ДТП, а именно фото или видео доказательства.

      Еще один способ доказать, что вы действительно попали в аварию, это предоставить в страховую компанию данные с телематического устройства. Сегодня телематические автомобильные решения считаются наиболее эффективными в борьбе с мошенничеством в сфере страховых компенсаций.

      Бланк Европротокола

      Важным моментом является заполнение самого бланка.

      Европротокол, плюсы и минусы.

      Напомним, что бланк выдается вместе с полисом. Если у вас по какой-то причине его нет, то вы можете получить его в любое время в своей страховой компании.

      Вся информация о двух автомобилях должна быть вписана в извещение в полном объеме. Нужно составить подробную схему происшествия и указать все повреждения, которые автомобиль получил.

      Степень вины каждого водителя должна быть обозначена прямо, и никакой двусмысленности. К примеру, если один участник признает свою вину частично, то в выплатах будет отказано.

      В Европротоколе не должно быть исправлений. Именно от правильно оформленного бланка зависит, получите вы выплаты или нет.

      Видео об оформлении Европротокола при ДТП:

      Будьте внимательны на дорогах города!

      В статье использовано изображение с сайта avito.ru

      1 июня, Плехов Константин

      Теги: ГИБДД, ДТП, Разбор ДТП

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *