Электронное ПТС, что это?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Как получить электронный паспорт транспортного средства?

* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru

Что такое ЭПТС?

ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства, в котором содержится вся информация об автомобиле. ЭПТС оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных (АС СЭП) паспортов. Он необходим для регистрации ТС в органах ГИБДД и полностью заменяет «бумажный» ПТС.

Как это работает?

— Вы покупаете новый Mitsubishi в дилерском центре с уже оформленным ЭПТС, номер ЭПТС прописан в договоре купли-продажи.

— Cотрудник ГИБДД использует данные из ЭПТС для проведения необходимых регистрационных действий. При постановке на учет автомобиля с ЭПТС вы экономите 350 рублей, которые требовалось бы оплатить за внесение изменений в бумажный ПТС.

— Из «бумажных» документов у Вас на руках по-прежнему остается договор купли-продажи и, после регистрации в ГИБДД — свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС)

— На протяжении жизненного цикла вашего Mitsubishi ЭПТС пополняется новой информацией: прохождение ТО, страхование, ДТП, изменения в конструкции автомобиля и т.п. Все данные хранятся в единой системе электронных паспортов.

Что вносится в ЭПТС?

ЭПТС разделен на две части, основную и дополнительную.

— Основная часть состоит из 13 разделов и обязательна к заполнению, в неё вносятся основные сведения об автомобиле

— Дополнительная часть к заполнению необязательна, но рекомендована. В ней отражаются сведения о собственнике, залоге, ДТП, ремонте, угоне, страховании и т.д.

— С полной историей автомобиля в любой момент можно будет ознакомится — запросив историческую справку через АС СЭП

Постановление правительства РК «Об утверждении Правил ведения электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» было подписано 3 июля 2019 года и уже вступило в силу. Согласно правилам, каждому ПТС присваивается уникальный 15-значный номер. Срок присвоения — 24 часа. После получения номера, а также поступления сведений о выпуске товара (в случае ввоза) и уплаты утильсбора при первичной регистрации транспортного средства электронному паспорту транспортного средства автоматически присваивается статус «действующий».

В проекте правил, выложенном ранее на общественное обсуждение, планировалось утвердить пороговую стоимость оформления электронных паспортов в пределах 4 500 тенге, а за каждое внесение изменений в ПТС в пределах 3 300 тенге. В итоговой же версии документа установили, что «тарифы и порядок оплаты услуг при оформлении электронного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства), электронного паспорта самоходной машины, других видов техники и внесение в них изменений определяет национальный оператор (национальный администратор) системы электронных ПТС». То есть законодательно утверждённого прайса на ПТС сегодня нет. Компания — национальный оператор сама решит, сколько брать денег.

Кроме того, правилами расписывается порядок и условия получения доступа к сведениям, в том числе дополнительным, которые будут указываться в электронных паспортах транспортных средств.

Напомним, ПТС (не путать с техпаспортом или СРТС!!!) — документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках автомобиля, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учёт, снятии с учёта и т. д. А также дополнительные сведения:

  • информацию о владельце транспортного средства;
  • о техническом осмотре;
  • об ограничениях (обременениях);
  • о дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобиля (дата, время и место, описание повреждений, показания одометра);
  • о произведённом ремонте (где, когда делалось, наименование и вид работ, показания одометра).

Запустить единую базу электронных паспортов транспортных средств на территории Евразийского экономического союза чиновники обещают уже давно, но сроки старта проекта всё время откладываются.

«Железобетонно» начать выдавать ПТС собирались с 1 июля текущего года, но дату снова перенесли. Теперь на 1 ноября 2019-го.

Читайте также: электронный ПТС 2018.

Начало выдачи электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) — вопрос времени, причем совсем недалекого. Попробуем разобраться, что это такое, зачем они вводятся и как их появление скажется на обычных автовладельцах.

Электронный паспорт транспортного средства, шасси транспортного средства, самоходных машин и других видов техники — это документ, хранящийся в информационных системах, в нем содержатся сведения об автомобиле, мотоцикле, скутере, грузовике, автобусе и т. д. Он появляется с момента присвоения документу уникального номера и его регистрации в Системе электронных паспортов.

ЭПТС должен быть создан в течение 24 часов, после того как уполномоченный орган внес всю необходимую информацию в систему электронных паспортов.

Что такое ЭПТС и какая информация в нем «зашита»?

Система электронных паспортов (СЭП) создана в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники». Этот порядок един для всех государств-членов Евразийского экономического союза. Внутри каждого государства могут быть свои правила, которые не должны противоречить общему порядку, а могут расширять и уточнять его. В России таким внутренним документом станет Постановление Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства».

Уникальный номер ЭПТС состоит из 15 символов:

1 — обозначает вид ЭПТС и может быть: 1 — для транспортного средства, 2 — для шасси и 3 — для самоходных машин;
2–4 — это трехзначный код государства-члена Евразийского союза (051 — Армения, 112 — Белоруссия, 398 — Казахстан, 417 — Киргизия, 643 — Россия);
5 — резервный, и пока это будет «0»;
6 — основание создания ЭПТС (1 — изготовление нового ТС, 2 — ввоз, 3 — ранее зарегистрированное ТС);
7–14 — порядковый номер ЭПТС;
15 — контрольное число.

Электронный паспорт содержит более 100 пунктов, описывающих всю информацию об автомобиле. В первую очередь это данные самого документа, далее идут идентификационные данные транспортного средства (как в бумажном ПТС) и самый большой блок с техническими характеристиками, практически дублирующий содержание ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Помимо этого документ содержит информацию об установке ГЛОНАСС, тахографов, об уплате утилизационного сбора, сведения от таможни, данные регистрации и другую административную информацию.

Полная версия содержания ЭПТС

Все вышеперечисленные сведения обязательны во всех государствах-членах Евразийского экономического союза. В России помимо них в ЭПТС могут заноситься следующие данные:

— о техосмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах,
— о наложении (снятии) ограничений (обременений),
— о страховании, страховых случаях, участии в ДТП.

Персональные данные о юридическом или физическом лице могут быть указаны в документе только на добровольной основе при согласии собственника транспортного средства на обработку этой информации в системе. Ее могут вносить изготовители или другие уполномоченные органы при оформлении ЭПТС после покупки транспортного средства первым владельцем или на основании другого правового перехода права собственности. Информацию о втором и последующем владельцах в систему вносит оператор при согласии этих лиц. В ЭПТС также вносятся данные документа, на основании которого происходит смена владельца, в том числе стоимость транспортного средства и показания его одометра (пробег). У регистрационных органов ГИБДД, как и прежде, будет информация о собственнике. К ней также будут иметь доступ госорганы, например, налоговая служба для проверки налогооблагаемой базы, ФССП для наложения ограничений и т.п.

Информация, содержащаяся в ЭПТС, в полном объеме предоставляется только органам государственной власти. Уполномоченные органы и изготовители могут узнать все, кроме сведений о госрегистрации и внесенных в документ изменениях. Собственнику доступна только выписка из электронного паспорта. Для того, чтобы любое третье лицо, например, покупатель, получил информацию о статусе ЭПТС, он должен предоставить запрос с указанием VIN или номера кузова (кабины, прицепа). На начальном этапе эту информацию предоставит администратор системы Акционерное общество «Электронный паспорт». Предполагается, что позже данные можно будет получить через МФЦ или сайт Госуслуг.

К системе электронных паспортов предъявляются такие же требования безопасности, как к системе, хранящей персональные данные. В этой связи уровень безопасности, а также надежность процедуры сертификации — самые высокие.

Предоставлять свои данные или нет, нужно решать каждому собственнику. Но в некоторых случаях это может быть вполне оправданно, например, когда транспортное средство передается в лизинг или аренду. В разделе «Информация собственника» указывается реальный пользователь, которому потом могут быть перенаправлены претензии третьих лиц.

Статусы ЭПТС

У ЭПТС может быть несколько статусов, которые отражают все циклы существования транспортного средства. «Незавершенный» паспорт присваивается автомобилю, сошедшему с конвейера или ввезенному на территорию государства. Документ становится «действующим» после уплаты утилизационного налога. Статус «погашенный» создан для паспортов транспортных средств, которые после выпуска проходят доработку, например, на грузовое шасси устанавливается оборудование бетономешалки или подъемный кран. После того как транспортное средство приобрело свой окончательный вид, ему выдается новый ЭПТС, на основании сведений, внесенных в СЭП изготовителем конечного транспортного средства. «Аннулированным» ЭПТС может стать в том случае, если при заполнении данных произошла серьезная ошибка (внесен неправильный VIN, год выпуска и т.п.), ОТТС или СБКТС признаны недействительными, не выполнены обязательные таможенные платежи, есть признаки противоправных действий (подделан VIN), транспортное средство покинуло границы Евразийского союза. Если вышеперечисленные проблемы будут устранены, то паспорт опять может стать «действующим», если нет — создается новый документ. «Утилизированным» ЭПТС становится после того, как соответствующая организация подала сведения об уничтожении транспортного средства.

«Данное соглашение призвано создать единую наднациональную систему контроля доступа, безопасности и достоверности данных по транспортным средствам, которая обеспечит свободное обращение техники на территории Таможенного союза», — считает Александр Морозов, замминистра Минпромторга.

Кто создает ЭПТС и вносит в него изменения

ЭПТС оформляют уполномоченные органы или организации-изготовители, определенные соответствующим единым реестром. В каждой стране ЕАЭС формируются национальная часть, отдельная от этого реестра. В России за ее ведение отвечает Минпромторг. Кроме того, к участникам систем электронных паспортов транспортных средств отнесены регистрирующие органы ГИБДД, таможня, налоговая служба, органы сертификации, выдающие ОТТС, СБКТС, дилеры.

Стоимость оформления ЭПТС на вновь выпускаемые в обращение транспортные средства не будет превышать 250 рублей. И эти расходы не будут касаться покупателей, кроме тех автовладельцев, которые ввозят автомобиль для личного пользования. Обмен бумажного ПТС на электронный паспорт обойдется автовладельцу в 600 рублей.

Планируется, что в Российской Федерации к участникам Систем ЭПТС могут быть внесены кредитные организации, органы МВД, ведущие розыск, Федеральная служба судебных приставов, базы утилизации. Они будут предоставлять информацию о статусе транспортного средства — нахождении в залоге, под арестом, в угоне, уничтожении и т.п., с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или путем подачи заявления оператору.

АО «Электронный паспорт» является национальным оператором и одновременно администратором Системы электронных паспортов. То есть на территории России компания отвечает за внедрение и эксплуатацию системы, а на уровне Евразийского союза является и ее разработчиком. АО создано в структуре Государственной корпорации «Ростех».

Представители всех вышеперечисленных органов и организаций должны иметь квалифицированную цифровую подпись, которой будут подтверждать свои действия по внесению информации в ЭПТС.

Дополнительные сведения о страховании, прохождении ТО, участии в ДТП, проведении ремонта смогут предоставлять и получать страховые компании, пункты техосмотра, дилеры, сервисы. Их данные будут вноситься в Систему национальным оператором.

Как оформляется смена собственника?

Данные о первом владельце уполномоченные органы или организации-изготовители могут вносить при создании ЭПТС, если его право собственности имеет юридическое подтверждение, например, зафиксировано договором купли-продажи и актом передачи автомобиля. Сведения о дальнейших собственниках в систему вносит оператор, если у него есть подтверждение передачи транспортного средства от самого владельца или заявление на это действие от суда, службы судебных приставов, органа соцзащиты, ломбарда и т.п. Вся информация будет передаваться с использованием интернета по защищенным каналам связи в соответствии с заключенными двусторонними соглашениями.

Если автомобиль имеет ЭПТС, то при смене владельца его действующий собственник может обратиться к оператору (АО «Электронный паспорт») или с заявлением в МФЦ, которым он сообщит о передаче транспортного средства покупателю. То же самое должен сделать и покупатель, сообщив о том, что он автомобиль получил. Эта услуга будет предоставляться в Российской Федерации как дополнительный сервис. Обращаться в регистрационные подразделения ГИБДД нужно будет для получения свидетельства о регистрации и, при необходимости, номерных знаков.

Собственник в подтверждение регистрации транспортного средства получает выписку из системы электронных паспортов в электронном же виде, но ее можно распечатать по аналогии с электронным полисом ОСАГО.

Для оформления ЭПТС собственникам транспортных средств не нужна квалифицированная цифровая подпись. Для подтверждения их достоверности оператор будет использовать реестры ЕГРЮЛ/ЕГРИП, единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), реестры ЕГРН и ЕРЗЛОПС или данные платежной системы «Мир».

Что будет с бумажными ПТС

Принудительно менять бумажную версию ПТС на электронную никого заставлять не будут. Все выданные до 1 июля 2018 года бумажные документы будут считаться действующими в течение всего срока использования транспортного средства. В первую очередь ЭПТС будут получать новые транспортные средства, которые только выпускаются или ввозятся, но постепенно и на вторичном рынке все бумажные ПТС заменятся на электронные версии, поскольку на бланк можно вписать только шесть владельцев. У одного автомобиля может быть только один документ: либо бумажный, либо электронный. Как только у транспортного средства появляется электронный ПТС, то его паспорт транспортного средства на бумажном носителе считается недействительными. После 1 июля 2018 года в Евразийском союзе прекратят выдачу ПТС на бумажных носителях.

«Для автовладельцев система электронных паспортов также будет комфортна. Обязательной замены «бумажных» ПТС на электронные не планируется. Хождение бумажных паспортов, выданных ранее, не будет ограничено сроками. В случае если на приобретаемый автомобиль есть бумажный ПТС, то покупатель может продолжить им пользоваться. То есть получение электронного паспорта транспортного средства будет носить добровольный характер. И только если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность, после 1 июля 2018 года его придется заменить на электронный документ». Минпромторг.

Когда начнут выдавать ЭПТС

По изначальным планам переход на электронный вид автомобильных паспортов должен был начаться 1 июля 2016 года и через полгода прекращен выпуск бумажных бланков. Но из-за неготовности инфраструктуры и нормативной правовой базы в государствах-членах ЕАЭС переходный период применения бумажных ПТС продлен еще на год.

Борис Ионов
директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт»
«До настоящего момента мы прошли множество тестов, испытаний и доработок. Сейчас мы находимся в режиме опытной эксплуатации. Она подразумевает фактический переход на оформление юридически значимых документов. То есть Система уже готова для оформления электронных паспортов»

В России к переходу на ЭПТС вроде бы все готово. С 1 июля 2016 года началось тестирование пилотной версии Систем электронных паспортов, через три месяца потенциальные пользователи приступили к обкатке Системы. С 1 июля 2017 года СЭП вводится в эксплуатацию и уже может начаться оформление электронных паспортов. Но пока сохраняется и бумажная форма документа. Работа над ведомственными нормативными правовыми актами также находится на завершающей стадии.

Все ли готовы к переходу на ЭПТС?

Что же касается готовности всех остальных участников системы, то они об этом не рассказывают. Еще осенью 2016 года на сайте Систем электронных паспортов стали появляться новости о взаимодействии администратора с представителями изготовителей и дилеров, среди которых перечислены ЗАО «Рено Россия», ООО «Фольксваген Груп Рус», АО «Вольво Восток», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «Ниссан Мотор РУС», АО «Мерседес-Бенц РУС», «Группа ГАЗ», АО АЗ «УРАЛ», ГК «Автомир» и казахстанское сборочное производство АО «АЗИЯ АВТО». Но отправленные нами запросы в представительства автомобильных компаний либо остались без ответа вообще, либо ответом было отсутствие комментариев.

«Для автопроизводителей сохраняется возможность, в зависимости от их готовности, осуществить постепенный или единовременный переход на электронные паспорта транспортных средств в самостоятельно выбранный ими момент до 1 июля 2018 года. При этом применение электронных паспортов, оформленных автопроизводителями будет обеспечено уже в июле-августе текущего 2017 года». Минпромторг

При этом реальный переход на ЭПТС зависит как раз от включения в процесс конкретных автопроизводителей и госорганов. Особенно госорганов. По данным «Российской газеты», регистрационные подразделения ГИБДД просто не заказали бланки обычных ПТС, поскольку должны были перейти на электронную форму. Поэтому есть вероятность того, что после 1 июля выбора у российских автовладельцев скорее всего не будет — если возникнет необходимость получать новый ПТС, то он будет в электронном виде.

Запросы о готовности подразделений к переходу на электронные автопаспорта были отправлены и в две основные структуры, выдающие ПТС. Таможенная служба оставила запрос без ответа. Из пресс-службы МВД пришел такой комментарий:

«Вопросы, связанные с темой запроса, находятся в компетенции Минпромторга России, под эгидой которого осуществляется подготовка пакета необходимых нормативных правовых актов, которые до настоящего времени еще не приняты. 17 мая текущего года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в проект его решения включены поручения о переносе ранее установленного срока обязательного применения электронных паспортов транспортных средств на 1 июля 2018 г. Таким образом, до указанной даты должна быть завершена задача по реализации всех организационных и технических вопросов функционирования системы электронных паспортов, включая механизмы взаимного обмена необходимыми сведениями между администратором данной системы (АО «Электронный паспорт») и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и МВД России».

Опыт внедрения ЭРА-ГЛОНАСС подсказывает, что, несмотря на известные всем ответственным ведомствам и организациям сроки введения новой системы, они оказываются не готовы к ее реальному применению. Случится ли что-то подобное с ЭПТС, покажет время. Борис Ионов, директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт», заверил нас, что прошли неоднократные переговоры, более того, в активной фазе прошло тестирование системы и с таможней, и с налоговыми органами, и с Госавтоинспекцией. Вывод: система работает.

Ну а пока автолюбителям можно дать только один совет: проведите регистрационные действия, при которых выдаются паспорта транспортного средства, как можно раньше, пока есть бумажные бланки.

В заключение хотелось бы изложить точку зрения властей на аспект введения ЭПТС: зачем нам нужна система электронных паспортов и что она даст гражданам и государству?

Преимущества от введения Систем электронных паспортов транспортных средств для граждан:

— электронный паспорт невозможно потерять и не придется его восстанавливать;
— в электронный паспорт может быть внесено любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается;
— возможность получать актуальную информацию о наличии ограничений/обременений на транспортное средство (юридическая чистота автомобиля);
— возможность отслеживать всю историю транспортного средства с момента его изготовления или ввоза на территорию Таможенного союза и до утилизации или вывоза с территории Таможенного союза;
— этапы жизненного цикла автомобиля формируются в электронном виде организациями-изготовителями, компетентными государственными органами, уполномоченными органами (организациями) и доверенными участниками Систем электронных паспортов, что исключает умышленное (в чьих-либо интересах) искажение информации (как это возможно при наличии бумажного носителя);
— достоверная история транспортного средства может быть затребована в электронном виде в любой момент при необходимости (например, при купле-продаже автомобиля);
— возможность вносить дополнительные сведения о своем автомобиле в электронный паспорт.

Расчетные потери, связанные с изготовлением и обслуживанием бланков, составили бы около 700 млн руб. Применение электронных паспортов транспортных средств принесет в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году:

— налоговые отчисления национального оператора — 200 млн руб.;
— увеличение поступлений транспортного налога за счет уточнения налоговой базы по подержанным автомобилям в сумме около 130 млн руб.;
— увеличение ежегодных налоговых поступлений в бюджет за счет роста объемов реализации автомобилей через официальных дилеров и крупных независимых игроков — около 2800 млн руб. (налог на прибыль — 500 млн руб. + страховые взносы во внебюджетные фонды — 1600 млн руб. + НДФЛ — 700 млн руб.);
— увеличение поступлений таможенных платежей за счет сокращения количества автомобилей, не прошедших таможенные процедуры — около 240 млн руб./год.

Оформление электронных паспортов шасси транспортных средств не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Финансово-экономическое обоснование проекта постановления Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *