Экологический класс топлива

Содержание

С целью борьбы за улучшение экологической ситуации в мире были введены специальные экологические стандарты, характеризующие все транспортные средства согласно количеству выбрасываемых ими вредных веществ в атмосферу. На сегодняшний день на территории России, начиная с 2010 года, действует стандарт «Евро-4».

Экологический класс автомобиля — это специальный классификационный код, характеризующий автомобильную технику согласно уровню выброса загрязняющих веществ. К загрязняющим веществам относятся выхлопные газы двигателей и испарения топлива, содержащие в себе оксид углерода — СО, производные углеводородов — CmHn, оксиды азота — NОx, а также дисперсные частицы.

Все автомобили, которые ввозятся на территорию России, должны соответствовать определенным экологическим стандартам. На сегодняшний день на территории России действует экологический стандарт «Евро-4», который распространяется на любые транспортные средства, находящиеся на территории страны, независимо от их типа. Это значит, что действующим стандартам должны отвечать не только легковые, но и грузовые автомобили, а также спецтехника.


Характеристика экологических стандартов

Экологический стандарт «Евро-1»

Данный стандарт был введен в 1992 году в странах Европы, в США и Японии, став первым шагом к улучшению экологический ситуации в мире. Действовал до 1995 года.

Экологический стандарт «Евро-2»

Пришел на смену стандарту «Евро-1» в 1995 году, значительно ужесточив требования, предъявляемые как к самому топливу, так и к уровню вредных веществ, выбрасываемых дизельными и бензиновыми двигателями. Именно с этого стандарта подключилась к борьбе за экологию Россия, приняв «Евро-2» в 2006 году. Начиная с 2006 года, на территорию России был запрещен ввоз автомобилей, не имеющих сертификата соответствия стандарту «Евро-2».

Экологический стандарт «Евро-3»

В 2000 году в Европе был принят новый стандарт «Евро-3», снижающий допустимые показатели вредных выбросов на 30-40%. Россия приняла данный стандарт в 2008 году, и действовал он до 2010 года.

Экологический стандарт «Евро-4»

В любом случае ЕС опережает Россию в борьбе за экологию, поэтому стандарт «Евро-4», который в России начал действовать только с 2010 года и вызвал много споров, в Европе был внедрен еще в 2005 году. Данный стандарт ужесточил предыдущие нормы на 65-70%.

Экологический стандарт «Евро-5»

Подобная норма в Европе действует уже с 2009 года. На территории России возможно введение стандарта «Евро-5» в 2014 году. На сегодняшний день оформление сертификата соответствия «Евро-5» возможно и в России, но данная процедура пока не является обязательной.

Экологический стандарт «Евро-6»

В ЕС планируется введение нового экологического стандарта «Евро-6» в 2014 году.

Ниже приведена сравнительная таблица с требованиями каждого из экологических стандартов по отношению к легковым автомобилям с бензиновым и дизельным двигателем.

Условные обозначения: СО — углекислый газ, ТНС — углеводород, NMHC — летучие органические вещества, NOx — оксид азота, PM — взвешенные частицы.

Внедрение экологических стандартов в России

На территории Росси на сегодняшний день действует экологический стандарт «Евро-4». Автомобили, которые не соответствуют данному стандарту, не могут быть ввезены на территорию страны.

Если говорить о компании «АвтоВАЗ», основном российском производителе автомобилей, то уже в декабре 2011 года началось производство автомобилей Lada, полностью соответствующих стандартам «Евро-4». Стоит заметить, что «Лады», производящиеся для экспорта, были переоборудованы под «Евро-4» еще в 2005 году.

На сегодняшний день АвтоВАЗ активно готовится к внедрению в стране нового стандарта «Евро-5». Поэтому разговоры насчет того, что Россия не может полноценно перейти на строгие экологические стандарты только из-за того, что производитель отечественных автомобилей не в состоянии переоборудовать свои заводы под новые требования, не имеют реальной почвы.

Основная проблема на сегодняшний день заключается даже не в самих автомобилях, а в топливе, качество которого оставляет желать лучшего. А ведь, по идее, к топливу тоже предъявляются некоторые требования. Тем не менее, уже в 2014 году ожидается переход России на экологический стандарт «Евро-5».

Еще в этом разделе

Реализация стабильно высокого качества всех видов топлива предлагаемого на АЗС «НЕФТЕХИМПРОМ»— приоритетная задача нашей компании.

Работа над качеством топлива в компании НЕФТЕХИМПРОМ представляет собой жесткий контроль всех этапов перемещения нефтепродуктов от завода до потребителя.

Собственная нефтебаза, является полностью автоматизированной в части приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов. Вся продукция, находящаяся на Краснокамской нефтебазе, задекларирована по схеме 3д, в соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза 013/2011.

Поставщиками автомобильного топлива для наших АЗС, являются одни из самых современных НПЗ в России, использующих продукцию класса «Евро-5» К5.

С 2012 года наша компания одна из первых в Пермском крае перешла на реализацию моторного топлива экологического класса «Евро-5».

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ТОПЛИВА?

1. Топливо выпускается в соответствии с ТР ТC 013/2011

Автомобильный бензин (АИ-92-К5), (АИ-95-К5)

АИ-92-К5 по ГОСТ 32513-2013

АИ-95 -К5 по ГОСТ 32513-2013

Дизельное топливо (ДТ-К5)

по ГОСТ 32511-2013

2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

Технический регламент таможенного союза «ТР ТС 013/2011»

3. Декларация о соответствии техническому регламенту Таможенного союза (декларация ТР ТС) — документ, в котором подтверждается соблюдение обязательных требований безопасности к продукции, подлежащей декларированию соответствия законодательству Таможенного союза.

4. Паспорт топлива, который содержит:

  • наименование изготовителя или продавца, его местонахождение (с указанием страны);
  • дату выдачи и номер паспорта;
  • наименование и обозначение марки топлива;
  • обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
  • нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС и ГОСТа;
  • подпись лица, оформившего паспорт;
  • сведения о декларации соответствия;
  • сведения о наличии присадок в топливе.

Документы, подтверждающие качество брендового топлива

Для производства АИ-92SUPER берется исходный продукт автомобильный бензин (АИ-92-К5) экологического класса К-5 «Бензин автомобильный марки АИ-92-К5 (АИ-92-К5) по ГОСТ 32513-2013» и методом компаундирования вводится присадка, в частности американская присадка «F2-21 ee Fuel».

Данная присадка не влияет и не изменяет химический состав топлива. Она положительно влияет на полноту сгорания топлива.

Сам продукт автомобильный бензин (АИ-92-К5) «Бензин автомобильной марки АИ-92 SUPER-K5(АИ-92-К5)» остается неизменный, только улучшаются его эксплуатационные и экологические свойства.

СВОЙСТВА ТОПЛИВА:

Экологический класс топлива остается 5 —К5 /высший/Евро.

Декларация о соответствии АИ-92SUPER-K5

Паспорт продукции Бензин автомобильный марки АИ-92SUPER-К5 (АИ-92-К5) экологического класса К-5

Для производства АИ-95SUPER берется исходный продукт автомобильный бензин экологического класса К-5(АИ-95-К5) «Бензин автомобильный марки АИ-95-К5 (АИ-95-К5) по ГОСТ 32513-2013» и методом компаундирования вводится присадка, в частности американская присадка «F2-21 ee Fuel».

Данная присадка не влияет и не изменяет химический состав топлива. Она положительно влияет на полноту сгорания топлива.

Сам продукт автомобильный бензин (АИ-95-К5) «Бензин автомобильный марки АИ-95SUPER-K5(АИ-95-К5)» остается неизменный, только улучшаются его эксплуатационные и экологические свойства.

СВОЙСТВА ТОПЛИВА:

Экологический класс топлива остается 5 —К5 /высший/Евро.

Декларация о соответствии АИ-95SUPER-K5 (АИ-95-К5)

Паспорт продукции Бензин автомобильный марки АИ-95SUPER-К5 (АИ-95-К5)экологического класса К-5

Для производства ДТ-Л-SUPER-K5 берется исходный продукт дизельное топливо (ДТ-Л-К5) «Топливо дизельное ЕВРО,летнее, сорта С, экологического класса К5 по ГОСТ 32511-2013» и методом компаундирования вводится присадка, в частности американская присадка «F2-21 ee Fuel».

Данная присадка не влияет и не изменяет химический состав топлива. Она положительно влияет на полноту сгорания топлива.

Сам продукт дизельное топливо «Топливо дизельное SUPER, летнее,сорта С, экологического класса K5 (ДТ-Л-SUPER-К5)» остается неизменный, только улучшаются его эксплуатационные и экологические свойства. ДТ SUPER позволяет добиться следующих положительных результатов:

  • На 5-8% увеличивается мощность
  • На 30% увеличивается моторесурс двигателя
  • На 8-20% снижается удельный расход топлива
  • На 6-12% увеличивается крутящий момент на валу
  • На 25-30% снижаются вредные выбросы
  • На 95% снижается образование нагара
  • На 3 Дб снижается уровень шума двигателя
  • До 30% снижается расход масла на угар
  • Улучшает запуск двигателя в холодное время

Чистое топливо = чистый выхлоп = хорошее настроение

Евро-5 – экологический стандарт качества топлива, регулирующий содержание токсичных веществ в выхлопных газах автотранспорта с дизельными и бензиновыми двигателями (см.).

Самому «свежему» стандарту обязаны соответствовать все новые грузовые автомобили, продаваемые в Евросоюзе с октября 2008 года, и легковые автомобили – с 1 сентября 2009.

Стандарт ЕВРО 5 в России

С 01.01. 2014 в РФ стандарт Евро 5 действует на все импортируемые автомобили, регламентируя нормы по выбросам: СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NOy до 0,06 г/км. С 01.01. 2016 в России предусмотрено использование бензинов и дизтоплива стандарта не ниже Евро-5. Дизельное топливо класса ЕВРО 5 подходит как для новых российских и импортных дизельных автомобилей, так и для той автотракторной техники, которая эксплуатируется уже не первый день.

Некоторые российские нефтепереработчики освоили производство топлива класса ЕВРО 5 намного ранее предписанных правительством сроков. Например, «Лукойл» начал продажу дизельного топлива стандарта Евро 5 на своих АЗС в октябре 2010 года (см. ). Компания производит этот вид топлива на НПЗ в Нижнем Новгороде, Перми и Ухте. Топливо выведено на российский рынок под маркой «ЭКТО Diesel» (позднее – Лукойл Евро 5). До этого ЛУКОЙЛ в основном производил Евро 5 для экспорта.

Чем более распространен стандарт Евро 5, тем чище воздух в мегаполисах

В июне 2012 года на нижнекамском заводе «ТАИФ-НК» запущено производство дизельного топлива Евро 5, тогда же началась отгрузка топлива потребителям . Мощности завода составляют 2,25 млн т продукции в год. Новое дизтопливо класса ЕВРО 5 предполагалось поставлять на рынок России и экспортировать в 14 стран (источник).
К концу 2015 года на всех заправочных станциях ТНК намечено продавать топливо исключительно стандарта Евро-5.

Кстати, в мае 2008 года в эксплуатацию введен нефтепродуктопровод «Север» (Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск) протяженностью 1056 км. Только в 2008 году было перекачано 4,2 млн т дизтоплива стандарта Евро-5, а уже в следующем году загрузку комплекса предполагалось увеличить на 60%. В порту Приморск (Ленинградская область) построено 12 емкостей общим объемом 240 тыс. куб. м для единовременного хранения 190 тыс. т дизельного топлива.

Преимущества топлива Евро 5

Применение топлива стандарта Евро 5 уменьшает дымность отработанных газов автомобиля, снижает выброс продуктов сгорания (твердых частиц, оксидов азота, окиси углерода, несгоревших углеводородов), что обеспечивается низким содержанием полициклических ароматических углеводородов и серы в топливе.

РЕКЛАМА

Непосредственно для автомобиля преимущества использования топлива стандарта Евро-5 в том, что оно улучшает процесс сгорания топлива, снижает уровень шума и вибрации, снижает степень коррозии, облегчает запуск двигателя, уменьшает расход топлива, продлевает срок службы оборудования нейтрализации выхлопных газов, механизмов цилиндро-поршневой группы и топливного оборудования.

Характеристики топлива класса Евро 5

ГОСТ 305-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel. Specifications

МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1871-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 305-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 305-82
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо (далее — топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта.
Топливо с содержанием серы 2000 мг/кг поставляют по государственному оборонному заказу и на экспорт.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.290 Система стандартов безопасности труда. Автономные изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Метод определения величины сопротивления дыханию
ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов».
ГОСТ 33 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости
ГОСТ EN 116 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения предельной температуры фильтруемости
ГОСТ 1461 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2070 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
ГОСТ ISO 2160 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 2719 Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки. Методы с применением прибора Пенски-Мартенса в закрытом тигле
ГОСТ 3122 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ ISO 3405 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ 5985 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6307 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
ГОСТ 6321 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 17323 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием
ГОСТ 19121 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 19932 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ ISO 20846 Нефтепродукты жидкие. Определение содержания серы в автомобильных топливах. Метод ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ 22254 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
ГОСТ 32139 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32329 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 32392 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
ГОСТ 32508 Топлива дизельные. Определение цетанового числа
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Классификация

3.1 В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:
— Л — летнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5°С и выше;
— Е — межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15°С и выше;
— З — зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25°С (предельная температура фильтруемости — не выше минус 25°С) и до минус 35°С (предельная температура фильтруемости — не выше минус 35°С);
— А — арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45°С и выше.

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:
— для марки Л — температуру вспышки и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40°С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013;

— для марки Е — предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15°С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013;

— для марки З — предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки З, с температурой фильтруемости минус 25°С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013;

— для марки А — экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013.

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.

5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Требования к топливу

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

Л

Е

З

А

1 Цетановое число, не менее

По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам —

2 Фракционный состав:

По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177-99 (метод А)

50% перегоняется при температуре, °C, не выше

280

280

280

255

95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше

3 Кинематическая вязкость при 20°С, мм/с (сСт)

3,0-6,0

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33, стандартам ,

4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

62

40

35

для дизелей общего назначения

5 Массовая доля серы, мг/кг, не более

2000

По стандарту , ГОСТ 32139, по стандарту , ГОСТ 19121, стандартам —

По ГОСТ ISO 20846, стандартам —

6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

По ГОСТ 17323

7 Массовая доля сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323

8 Испытание на медной пластинке

Выдерживает. Класс 1

По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329

9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

10 Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более

По ГОСТ 5985

11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

По ГОСТ 2070

12 Зольность, %, не более

0,01

По ГОСТ 1461, стандартам ,

13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932

14 Общее загрязнение, мг/кг, не более

По стандарту

15 Содержание воды, мг/кг, не более

По стандарту

16 Плотность при 15°С, кг/м, не более

863,4

863,4

843,4

833,5

По стандартам —

17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

Минус 5

Минус 15

Минус 25

По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116

Минус 35

Минус 45

Примечания
1 В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KOH на 100 см топлива.
2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5°С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5°С и выше.
3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15°С для марки Л не более 878,4 кг/м, для марок З и А — не более 863,4 кг/м.
4 Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм/с.
5 На территории Республики Казахстан:
— для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5°С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5°С и выше;
— для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15°С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15°С и выше.

5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты и .

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны — 300 мг/м в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении — углекислый газ, составы СЖБ и «3,5», перегретый пар.

7.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засылать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.290 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.

7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.

7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.

7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.

8 Требования охраны окружающей среды

8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

9 Правила приемки

9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Масса объединенной пробы — 2 дм топлива.

9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:
— наименование и марку продукции;
— наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
— обозначение настоящего стандарта;
— нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта и технического регламента ;
_______________
Действует на территории стран — участниц Таможенного союза.
— дату выдачи и номер паспорта;
— подпись лица, оформившего паспорт;
— сведения о декларации соответствия (при наличии);
— сведения о наличии в топливе присадок.

9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства — члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента .
_______________
Действует на территории стран — участниц Таможенного союза.
При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.

9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

9.6 Показатели 9-13 таблицы 1 гарантируются технологией производства и определяются 1 раз в квартал.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.

10 Методы испытаний

10.1 Отбор проб — по ГОСТ 2517 или по стандартам , .

10.2 При разногласиях в оценке качества топлива следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

11 Маркировка, транспортирование и хранение

11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива — по ГОСТ 1510.

11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или автотопливозаправщиками.

11.4 Хранение топлива — по ГОСТ 1510.

12 Гарантии изготовителя

12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

12.2 Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.

Приложение А (справочное). Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)

Приложение А
(справочное)

Таблица А.1

Марка топлива

ОКП для топлива с содержанием серы не более

2000 мг/кг

500 мг/кг

Л (летнее)

02 5131

02 5153

Е (межсезонное)

02 5131

02 5153

З (зимнее)

02 5132

02 5152

А (арктическое)

02 5133

02 5151

Примечания
1 Коды ОКП действуют только на территории Российской Федерации.
2 Код ОКП при поставке топлива для судовой техники — 02 5134.

Библиография

ГОСТ Р ЕН 15195-2011

Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объема

СТБ ИСО 5165-2002

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом

EN ISO 5165:1998*

Petroleum products — Determination of the ignition quality of diesel fuels — Cetane engine method (Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

EN 15195:2007

Liquid petroleum products — Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber

EN ISO 3104:1996

Petroleum products — Transparent and opaque liquids — Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity (Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости)

ASTM D 445-12

Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and calculation of dynamic viscosity)

ГОСТ Р 51947-2002

Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008

Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны

СТ РК ИСО 8754:2003*

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СТ РК ИСО 8754-2004. — Примечание изготовителя базы данных.

EN ISO 8754:2003

Petroleum products — Determination of sulfur content — Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry (Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии)

EN ISO 14596:2007

Petroleum products — Determination of sulfur content — Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry (Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии)

ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010

Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии

EN ISO 20847:2004

Petroleum products — Determination of sulfur content of automotive fuels — Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry (Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии)

EN ISO 6245:2002

Petroleum products — Determination of ash (Нефтепродукты. Определение зольности)

ASTM D 482-13

Standard test method for ash from petroleum products (Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах)

EN 12662:2008

Liquid petroleum products — Determination of contamination In middle distillates (Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах)

EN ISO 12937:2000

Petroleum products — Determination of water — Coulometric Karl Fischer titration method (Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру)

ГОСТ Р 51069-97

Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром

ГОСТ Р ИСО 3675-2007

Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра

EN ISO 12185:1996

Crude petroleum and petroleum products — Determination of density — Oscillating U-tube method (Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке)

ASTM D 1298-12

Standard test method for density, relative density or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method

ASTMD 4052-11

Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter (Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера)

ГОСТ P 8.580-2001

Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов Petroleum products — Determination and application of precision data in relation to methods of test (Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний)

EN ISO 4259:2006

Petroleum products — Determination and application of precision data in relation to methods of test (Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний)

Технический регламент Таможенного союза
ТР ТС 013/2011

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)

ISO 3170:2004

Petroleum liquids — Manual sampling (Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб)

EN ISO 3171:1999

Petroleum liquids — Automatic pipeline sampling (Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода)

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ от 23 ноября 2007 г., 30 мая 2008 г., 22 мая 2009 г.)

Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

УДК 665.753.4:006.354

МКС 75.160.20

Ключевые слова: дизельное топливо, технические условия

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Классы топлива.

На территории трех государств, входящих в Таможенный союз, действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.

Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее — топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.

1. Технический регламент ТС установил требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива:

а) обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

— первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин;

— вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом;

— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.

б) обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

— первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей;

— вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения;

— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

2. Технический регламент ТС установил единое обозначение экологического класса топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

3. Требования Технического регламента ТС к безопасности (характеристикам) топлива.

3.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристики аавтомобильного бензина Единица измерения Нормы в отношении экологического класса

К 2

К 3

К 4

К 5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

Объемная доля бензола, не более

процентов

Концентрация железа, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация марганца, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация свинца, не более

мг/дм3

Массовая доля кислорода, не более

процентов

2,7

2,7

2,7

Объемная доля углеводородов, не более:

процентов

ароматических

олефиновых

Октановое число по исследовательскому методу, не менее

Давление насыщенных паров:

кПа

в летний период
в зимний период
Объемная доля оксигенатов, не более:

процентов

метанола

этанола

изопропанола

третбутанола

изобутанола

эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле

Объемная доля монометиланилина, не более:

процентов

1,3

отсутствие

Примечание. Концентрация свинца в топливе для все классов и объемная доля метанола для классов К3, К4, К5 для России – отсутствие.

3.2. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2.

Характеристики дизельного топлива

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса

К 2

К 3

К 4

К 5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:

для летнего и межсезонного дизельного топлива
для зимнего и арктического дизельного топлива
Фракционный состав — 95 процентов объемных перегоняется при температуре не выше

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более

процентов

Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее

Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее

Предельная температура фильтруемости, не выше:

зимнего дизельного топлива

минус 20

минус 20

минус 20

минус 20

дизельного топлива для арктического климата

минус 38

минус 38

минус 38

минус 38

межсезонного дизельного топлива

минус 15

минус 15

минус 15

минус 15

Смазывающая способность, не более

мкм

Примечание. Для республики Казахстан предельная температура фильтруемости зимнего дизельного топлива для всех классов – не более -150 С, для межсезонного дизельного топлива –не более -50 С.

4. Требования технического регламента ТС к обращению топлива на рынке.

4.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

4.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:

— наименовании и марке топлива;

— соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

5. Сроки выпуска в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива по годам, странам Таможенного союза и классам топлива (статья 7 Технического регламента ТС).

Экологический класс К2:

5.1. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2014 года.

Экологический класс К3:

5.2. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:

Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;

Республики Казахстан — по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации — по 31 декабря 2014 года.

5.3. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:

Республики Казахстан — с 1 января 2016 года;

Российской Федерации — с 1 января 2015 года.

Экологический класс К4:

5.4. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Беларусь — по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.

5.5. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;

Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.

Экологический класс К5:

Выпуск в обращение и обращение бензина и дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *