Джорджетто джуджаро

Италия издавна славилась людьми творчества. Шедевры Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор радуют глаз ценителей искусства. В ХХ веке к художникам, скульпторам и архитекторам присоединились новые творцы – автомобильные дизайнеры. Их работы не менее интересны, как с эстетической, так и с технической точки зрения. Такие имена, как Bertone, Pininfarina, Zagato уже давно вошли в историю. Достойное место в этом ряду занимает и студия Italdesign, празднующая в этом году 45-летие.

Джорджетто Джуджаро

Первое творение Джуджаро — Alfa Romeo 2600 1960 года

Основателем и идейным вдохновителем Italdesign является выдающийся стилист Джорджетто Джуджаро. Он родился в 1938 году на севере Италии. Искусство – в его крови, ведь отец Джорджетто был профессиональным художником, а дед расписывал церкви. С детства парня готовили, как продолжателя династии. Но в разрушенной войной стране картины не приносили много денег и 14-летний Джуджаро поступил в туринскую школу дизайна. Вскоре мастерство юного творца заметил известный конструктор Fiat Данте Джакоза и предложил тому работу в дизайн-студии итальянского автогиганта. Там Джорджетто проработал четыре года, но так и не получил признания. Его эскизы автомобилей оказались никому не нужны и он показал один из них легендарному Нуччо Бертоне. Маэстро автостиля был поражен и сразу предложил парню работу. А эскиз был продан Alfa Romeo и превратился в купе 2600 – первый автомобиль авторства Джуджаро.

Эксклюзивный Ferrari 250 GT — личный автомобиль Нуччо Бертоне

Alfa Romeo Giulia GT 1962 года

Бертоне не мог нарадоваться своим талантливым подчиненным, ведь из-под пера Джорджетто появлялись сногсшибательные проекты автомобилей. Поэтому даже когда молодого дизайнера в 1960 году отправили служить в армию, Нуччо позаботился, чтобы он мог творить и там. В это время Джуджаро создает элегантные купе Alfa Romeo Giulia GT и BMW 3200 CS.

Chevrolet Corvair Testudo 1963 года

Fiat 850 Spider 1965 года дебютировал в день рождения Фабрицио, сына Джорджетто Джуджаро

Вернувшись из армии, дизайнер стал работать с удвоенной силой. В 1962 году увидела мир особая версия Ferrari 250 GT. Автомобиль настолько впечатлил Бертоне, что тот решил оставить его себе, как личное транспортное средство. Впрочем, Джуджаро проектировал не только спортивные модели. Например, его перу принадлежит Mazda Familia – первый массовый автомобиль японской марки.

Maserati Ghibli был создан Джуджаро после перехода в ателье Ghia

De Tomaso Mangusta 1967 года

В 50-60-х гдах мир охватила мода на экстравагантные концепт-кары, шокирующие публику на различных автосалонах. Джуджаро оценил новую тенденцию и представил целую серию необычных прототипов. У Chevrolet Testudo дверь служило лобовое стекло, откидывающееся вперед вместе с частью крыши. За ним последовали обтекаемый Alfa Romeo Canguro и эксклюзивный вариант Ford Mustang.

Bizzarini Manta 1968 года — дебютная работа ателье Italdesign

Porsche Tapiro 1970 года

Дела у Джорджетто шли лучше некуда. Он женился, а вскоре в молодой семье произошло пополнение. Кстати, сын Фабрицио родился как раз во время премьеры нового творения Джуджаро, Fiat 850 Spider, на Женевском автосалоне 1965 года. Но дизайнер понимает, что не нужно останавлваться на достигнутом. В его планах – создание собственного кузовного ателье и он решает покинуть Bertone.

Alfa Romeo Caimano 1971 года

Maserati Bora, 1971 год

Однако, создание такой компании – долгий и сложный процесс, поэтому параллельно стилист подрабатывал в дизайн-студии Ghia. Там он создал сразу несколько интересных автомобилей, среди которых – стремительные купе De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli, спортивный седан Iso Rivolta Fidia.

Alfa Romeo Alfasud 1972 года

Volkswagen Golf 1974 года

Наконец в 1968 году Джуджаро вместе с партнером Альдо Мантовани открыли в пригороде Турина, Монкальери, компанию Italdesign. Конечно, новое кузовное ателье должно было громко заявить о себе. И дизайнер не подкачал – подготовил к туринскому автошоу сверхобтекаемый концепт-кар Bizzarini Manta. Среднемоторное купе высотой всего метр впечатлило посетителей. По сути, оно привнесло в автомобильным мир черты, ставшие обязательными для многих последующих спортивных моделей – сдвинутый вперед салон, клиновидный силуэт, выдвижные фары. За Manta последовали не менее оригинальные рубленные Porsche Tapiro и Alfa Romeo Caimano.

Ducati 860 также разработан в ателье Italdesign

Hyundai Pony 1975 года

За короткое время Italdesign удалось сформировать собственный граненый стиль, который затем отобразился и в серийных моделях. Первой ласточкой стал Isuzu 117 Coupe 1968 года. Затем в 1971 году создали купе Maserati Bora и Merak, за ними последовал Lotus Esprit. Эти модели стали культовыми для своего времени. Впрочем, Джуджаро был человеком рациональным и понимал, что большую прибыль могут приносить не только эксклюзивные модели, но и массовые автомобили. Поэтому он подписал контракт на сотрудничество с концерном Volkswagen. Результатом партнерства стал хетчбэк Golf первого поколения, основавший, по сути, новый класс автомобилей. Далее последовали Volkswagen Passat и Scirocco, а также Audi 80. Не менее успешными оказались Alfa Romeo Alfasud, Fiat Panda и Uno. А Hyundai Джуджаро помог разработать первую собственную модель Pony. В Italdesign не боялись открывать дял себя новые рынки и начали налаживать контакты со странами соцлагеря. Стиль польского FSO Polonez и югославского Zastava Yugo также принадлежит перу Джуджаро.

FSO Polonez 1978 года

Lancia Delta 1979 года

Джорджетто, как настоящий трудоголик, работал не покладая рук. Ежегодно его студия выполняла сразу несколько важных заказов. Fiat Croma и Lancia Delta, Maserati Quattroporte третьего поколения, Renault 19 и 21, Saab 9000 и Seat Ibiza – все эти модели обрели стиль от Italdesign. На их фоне выделялись и эксклюзивные автомобили вроде DeLorean DMC12 1981 года. Это купе с поднимающимися вверх дверьми прославилось в фильме «Назад в будущее».

DeLorean DMC12 1981 года

Renault 19, 1989 год

В Italdesign решили не ограничиваться одними автомобилями. Так, в 1975 году команда стилистов взялась за разработку мотоцикла Ducati 860, а с 1979 года регулярно проектирует внешний вид фотоаппаратов Nikon. Мало того, Джуджаро с подопечными создали целую серию пистолетов Beretta.

BMW Nazca 1991 года

Bugatti EB112 1992 года

В 90-х годах кузовное ателье стало лидером в своей отрасли. К Джуджаро за помощью обращаются многие именитые марки. Так, для Alfa Romeo он творит концепт-кар Scighera, для Bugatti – EB112 и EB218, для BMW – серию прототипов Nazca, а для Lamborghini – изящное купе Cala. Параллельно с ними разрабатываются Lexus GS, Seat Toledo и Subaru SVX, а также хорошо знакомые нам Daewoo Espero, Leganza и Matiz, Chevrolet Lacetti и Aveo. Украинский «народный» автомобиль Daewoo Lanos также является продукцией Italdesign. А в новом тысячелетии к ним присоединились Alfa Romeo 159 и Brera, Fiat Grande Punto.

Lexus GS 1993 года

Daewoo Lanos, 1997 год

В 2010 году, ради спасения от кризиса Italdesign перешел под крыло концерна Volkswagen. Тем не менее, Джорджетто Джуджаро остается у руля кузовного ателье, даже несмотря на преклонный возраст. Ему активно помогает сын Фабрицио, пошедший по стопам отца. На счету известного дизайнера – уже более сотни успешных проектов автомобилей, но маэстро не останавливается на достигнутом и продолжает радовать нас все новыми творениями.


И вот легендарный дизайнер, которому сейчас 76 лет, официально покидает именную фирму Italdesign Giugiaro и добровольно лишился поста почётного председателя. Вместе с отцом подал в отставку 50-летний Фабрицио Джуджаро. Компания теперь переходит под полный контроль концерна Volkswagen AG, а Маэстро Джуджаро решил «посвятить больше времени своим личным интересам».

Volkswagen Golf исполняется 40 лет
Уникальный концепт Джуджаро выставят на аукционе за 4 млн. евро

Это не просто отставка. Джуджаро ушел на покой, успев предварительно продать за хорошие деньги свою именитую фирму, сотворив на последок очередной шедевр — концепт Parcour и фактически отошел от дел. С этого дня закончилась не просто эпоха дизайнера Джуджаро, а завершилось время, когда автомобили были красивыми и грациозными, плакатами с ними обклеивали стены гаражей и комнаты подростков. Завершилась и эпоха итальянских независимых дизайн-студий, ведь Italdesign фактически последняя из «могикан», которая сдалась на милость автомобильного концерна. Но остались Его автомобили, Его творения, которые мы каждый день видим на дорогах и не устаем ими восхищаться.

В портфолио Джуджаро почти 100 разработанных автомобилей, да еще и каких! Это и VW Golf, Audi-80, Daewoo Matiz, Lanos, Leganza, Chevrolet Aveo, Lacetti, Fiat Punto Grande Punto, BMW M1, Alfa Romeo Brera, 156, 159, Alfasud, Giulia, SsamgYong Rexton, Lexus GS, Ford Mustang, Renault 21 и 19, целая гамма моделей Lancia, Maserati, ну и конечно, Bugatti Veyron — вернее будет сказать, что Джуджаро создал стиль и первый концепт самого дорогого и мощного автомобиля Bugatti EB18\3 Chiron, который и лег в основу будущего серийного Вейрона
Магия Джуджаро до сих пор не разгадана, но у него получались удивительно красивые автомобили, которые каким-то чудом спасали целые автомобильные компании. Он мог сотворить шедевр в любом кузове, в любом размере. Его студия так разрослась, что Джуджаро рисовал не только автомобили. Его перу принадлежат и такие всемирноизвестные вещи, как дизайн фотоаппарата Nikon D-серии, облик скоростных экспрессов, офисные кресла, часы с тремя циферблатами, кухонная мебель для Scavolini, холодильники Indesit и даже трактора.
И в каждой области Джуджаро был лучшим. К примеру серия тракторов Deutz-Fahr Agroton занимает все призовые места в дизайнерских конкурсах, включая Red Dot Product Design Award.
Джуджаро не просто создавал красивый дизайн, он определял как будут выглядеть те или иные вещи в ближайшее время. К примеру, именно Джуджаро создает дизайн мотоцикла Ducati 900 SD Darmah в 1978 году, а уже в 80-х весь СССР и Восточная Европа в восторге от нового дизайна мотоцикла Ява-350-638-000, который в народе получил название «пенал».
Присмотритесь к его архитектуре, ведь «пенал» появился в 1984 году, но что бы там не говорили чехи, влияние мотоцикла Джуджаро здесь очевидно.
Корреспонденту AUTO-Consulting удалось лично пообщаться с Маэстро на одной вечеринке, когда он уже в статусе придворного ателье Volkswagen представлял будущие концепты. Тогда всем присутствующим даже подарили именные макароны Джуджаро — что что, а великий итальянец умел делать деньги на всем.
Его влияние уже чувствуется в новых моделях Volkswagen, и тогда, он сказал AUTO-Consulting, что новое поколение Audi, VW, Skoda уже будут эмоциональны и восхитительны. Поговорили мы немного и о ЗАЗе. Ведь именно благодаря гениальному дизайну ЗАЗ Lanos до сих пор продается, не смотря на то, что ему уже почти 20 (!!!) лет. Джуджаро было приятно, что его творение до сих пор востребованы украинцами и не претерпело ни одного рестайлинга.

И Великий Маэстро нам признался, что он не ожидал, что его творение, которое он изначально готовил для FIAT, до сих пор востребовано на украинском рынке, как Daewoo Matiz. Его «бесмертные» автомобили — это почерк Джуджаро, за который автокомпании готовы были платить большие гонорары. Но мало того, лишь к Джуджаро автопромышленники стояли в очереди. Такое мог себе позволить только Он.
«Джуджаро» сделало для Audi беспилотный автомобиль
Необычные и малоизвестные раритеты, которые опередили свое время
Но для того, чтобы осознать, чем же для автомобильного мира была персона Джуджаро, нужно немного углубиться в историю.
Джорджетто Джуджаро основал кузовное ателье Italdesign 13 февраля 1968 года. После многих лет плодотворной работы на Bertone, FIAT и Ghia, дизайнер наконец смог познать истинную свободу творчества. С открытием собственного ателье возможности самовыражения мастера ограничивались лишь временными рамками. Да и то, как показывает пример Bizzarrini Manta, не всегда. Дело в том, что с момента регистрации компании до открытия Туринского автосалона оставалось меньше полутора месяцев. Пропускать знаковую для ведущих автостилистов выставку было нельзя, но что можно подготовить в столь сжатые сроки за 40 дней? И Джуджаро создает Bizzarrini Manta, которая произвела фурор. Это было абсолютно новое веяние.
Редкий по меркам спорткара большой внутренний объем позволил сделать купе без скидок трехместным, причем водитель сидел строго посередине. Ну а расположенный в базе 330-сильный V8 от Chevrolet без труда разгонял машину до 330 километров в час.
Творение никому не известного дизайнера облетает все автомобильные журналы того времени. Но его следующий концепт превосходит Manta. Очередной шедевр — это Maserati Bora. Смелые рубленные линии, мощная центральная стойка, подрезанная лаконичная корма – в любой даже мельчайшей детали Bora сквозит сбалансированная эстетика спорткара. К слову, свое имя, позаимствованное у сильного и порой разрушительного северного ветра, «Бора» оправдывала поистине чумовой динамикой. В начале 70-х Джуджаро создает и вовсе шедевр — Maserati Boomerang, который недавно всплыл на одном из аукционов. Но на то время, это был просто фантастический автомобиль, с интерьером в стиле минимализма и клиновидным силуэтом. И Джуджаро вновь опережает время и популяризирует плоское лобовое стекло и прозрачную крышу.
Но для дизайнера важны не только концепты, сколько серийные автомобили. И судьба делает для Джорджетто подарок. Он знакомится с Фердинандом Пихом, который как раз ищет чем же заменить легендарный «Жук». Джуджаро создает облик 1-го Golf и рождает очередную «легенду». Он рисует Passat и Audi-80.
К нему начинают обращаться и из-за океана. И Джуджаро рисует малолитражку Pony для никому не известной фирмы их Южной Кореи — Hyundai. В его портфолио почти все шедевры 70-х, которые мы до сих пор любим.
Технологии суперкаров идут в массы: о каких авто теперь можно смело мечтать
Реально ли украинцу стать автомобильным дизайнером?
Итальянская автомобильная мода. Какими будут автомобили будущего?
С легкой руки Джуджаро, Hyundai становится глобальной компании, а Pony стал первым автомобилем Hyundai, вышедшим на мировой рынок. Уже тогда стали замечать, что из-под пера Джуджаро выходят только успешные автомобили, которые моментально становятся хитами. И очередь в Italdesign Giugiaro выросла в разы.
Маэстро расширил штат до 900 человек, открыл большой офис на 40000 м2, но по-прежнему продолжал создавать гениальные автомобили сам. Он рисует Lancia Delta, .DeLorean DMC-12 и целую гамму авто для итальянских заказчиков.
К 20-летнему юбилею компании Джуджаро подготовил не один, а сразу три концепта – как принято говорить, один краше другого. Родстер Aztec, купе Aspid и минивэн Asgard бросили вызов самим основам автомобильного дизайна, вместо гладких обтекаемых поверхностей представив на суд зрителей графические, функциональные кузовные панели. В 80-е годы Джуджаро продолжает активно снабжать автомобильные компании очередными шедеврами и спасает ни одну компанию от банкротства.
Ателье Giugiaro вновь поразило мир необычным кроссовером-спорткаром
Volkswagen купит итальянское кузовное ателье Giugiaro
В 90-е Джуджаро создает купе Subaru SVX. Японцы и впрямь шли на риск, запуская концептуальный спорткар в серию практически без изменений. Между прочим, по меркам начала 90-х Subaru SVX, вобравший в себя черты многих предыдущих работ Джуджаро, смотрелся более чем смело. Самым же потрясающим оказалось революционное остекление кузова. Вся боковая поверхность, начиная от плечевой линии и заканчивая крышей, была прозрачной!
Начало 1990-х годов – период расцвета однообъемников. Джуджаро оказался в самом центре тренда, представив микроавтобус класса люкс. Вообще-то Columbus, названный в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом, – больше, чем просто вэн. Внешность на стыке сумасшедших экспериментов Луиджи Колани и транспортных средств из фантастических блокбастеров. По мотивам этого концепта свои однообъемники затем еще десятилетие выпускали многие производители. Но Джуджаро уже работал над следующей темой. разрабатывал прототип нового городского FIAT Cinquecento. Однако очаровательный концепт-кар Lucciola (в переводе с итальянского «светлячок» или «бабочка») не приглянулся руководству фирмы из Турина. По счастью, талантливым проектом впоследствии заинтересовались боссы Daewoo, как раз искавшие замену для примитивной микролитражки Tico. Так, творение Джуджаро и стало Daewoo Matiz и выпускается без изменений до сих пор в Узбекистане.
Для амбициозной компании Daewoo дизайнер создает и еще две модели: Lanos и Leganza. Корейцы успевают запустить их производство и создают СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» как раз под выпуск Lanos. Но затем следует банкротство Daewoo и Lanos оказывается в руках украинского ЗАЗа, который со временем его экспортирует не только в Россию, но и в Египет и другие страны.
Тест-драйв: Alfa Romeo 159 TI — Любовь с первого взгляда
В 1999 Джуджаро получил награду Автомобильный дизайнер века, а в 2002 году введён в Зал автомобильной славы.
Джуджаро в 2000-х создает еще ряд шедевров, среди которых Alfa Romeo Brera, Alfa Romeo 159. Его перу принадлежат такие успешные авто как Chevrolet Aveo, Lacetti, Magnus. Именно Джуджаро реанимирует славу легендарному Ford Mustang, создав в 2006 году одноименный концепт. С Маэстро ведут переговоры немцы и в конце концов покупают его знаменитую Italdesign Giugiaro. Решение о сделке принимал все тот же Фердинанд Пих. Еще какое-то время идет интеграция итальянской студии в бюрократическую структуру VW и Джуджаро выпускает потрясающий концепт спортивного кроссовера Parcour. И вновь великий дизайнер опережает время и дарит миру очередную идею — спорткар-кроссовер, который может проехать не только по безупречному шоссе, но и по пустыне. Но давайте внимательно всмотримся в Parcour. Да, здесь тот же надвинутый «лоб» и силуэт, как и у Maserati Bora. Маэстро начал повторяться? Колесо его таланта сделало свой полный оборот?

К счастью, еще нет и Маэстро рисует почти серийное купе Audi nanuk и quattro. Вот она — долгожданная живительная струя Маэстро в пресноватый и унифицированный немецкий модельный ряд. Казалось, вот вот и Volkswagen заиграет новыми эмоциями. Но…
В 2015 году в Женеве уже было скучнее. Дизайн-ателье Italdesign Giugiaro, принадлежащее концерну Volkswagen, в рамках Женевского автосалона представило концепт-кар под названием GEA, который является предвестником новой флагманской модели Audi. Поговаривают, что немецкие дизайнеры уже вовсю хозяйничали в офисе Джуджаро и Маэстро настало время уходить. Он все сказал, что хотел. Он ушел непобедимым и неразгаданным.
Чем будут поражать дорогие автомобили? Видео
А немцы, похоже, так и не поняли, что можно купить студию Джуджаро, имя Джуджаро и его патенты, но нельзя купить фантазию и стиль Джуджаро. Ни за какие деньги.
Почему сместили с поста легендарного Фердинанда Пиха?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *