Двухзонный климат контроль

Климат-контроль предназначен для поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля. Разница между двухзонным и обычным климат-контролем заключается в том, что обычный климат-контроль предусматривает распространение воздуха определенной температуры по всему периметру салона, а двухзонный дает возможность устанавливать разную температуру воздуха на переднем сиденье пассажира и в зоне водителя.

Такой эффект достигается благодаря воздушным заслонкам в воздуховодах. Изменение их положения приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока.

Вопрос-ответ Влияет ли работающий кондиционер на расход топлива авто?

В каких случаях нужен двухзонный климат-контроль?

Двухзонный климат-контроль больше подходит для водителей, которые перевозят детей, а также членов семьи, которые требуют своего микроклимата в салоне. Такой вариант позволит выставить температуру, наиболее комфортную для водителя и рядом сидящего пассажира.

Какие еще есть варианты?

Помимо обычного и двухзонного, также есть трехзонный климат-контроль, который устанавливает и поддерживает различную температуру на передних и на задних сиденьях, а также четырехзонный, позволяющий устанавливать температуру воздуха для каждого из пассажиров на заднем сиденье.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля предназначена для создания и поддержания комфортных условий в салоне автомобиля. Система, по сути, состоит из трех различных систем, объединенных выполнением одной общей функции.

Система отопления служит для обогрева салона автомобиля. Типовая конструкция системы отопления включает отопитель смешивающего типа. центробежный вентилятор и направляющие каналы с заслонками.

Направление теплого воздуха осуществляется обычно к ветровому стеклу, боковым передним окнам, в салон автомобиля на уровне лица и ног человека.

Для быстрого нагрева в автомобилях используются электрические нагреватели ветрового и заднего стекол.

Система вентиляции служит для охлаждения воздуха в салоне автомобиля, а также его очистки. Она использует конструктивные элементы системы отопления (вентилятор, направляющие каналы). Система вентиляции также комплектуется фильтром очистки (т.н. салонный фильтр). Фильтр задерживает пыль и твердые частицы, а также может улавливать запахи и вредные вещества.

Для уменьшения нагрева салона автомобиля используются атермальные стекла.

Система кондиционирования служит для создания микроклимата в салоне автомобиля. Система имеет возможность, как охлаждать, так и нагревать воздух в салоне автомобиля. Типичная система кондиционирования включает автомобильный кондиционер.

Современные автомобили оборудуются системой климат-контроля. Такие системы поддерживают заданные параметры микроклимата в салоне автомобиля независимо от температуры наружного воздуха. Конструкции отдельных климатических установок предусматривают раздельное регулирование температуры в разных частях салона автомобиля, т.н. раздельный климат-контроль.

С появлением в автомобилях такой системы, как климат контроль, уровень комфорта водителя и пассажиров вышел на новый уровень. Это даже больше, чем кондиционер. Система отвечает не только за обогрев или охлаждение воздуха в салоне авто, но также – за уровень влажности, вентиляцию, фильтрацию воздуха от пыли и многое другое.

Но на этом прогресс не остановился, и со временем появился двухзонный, трехзонный и четырехзонный климат-контроль. Как можно судить из названия – система в данном случае контролирует все необходимые показатели для каждого ряда пассажиров или даже для каждого пассажира.

В данном случае речь пойдет именно про двухзонный климат-контроль, что это и как работает подобная система.

Чтобы немного разобраться в том, как работает климат-контроль, следует рассмотреть основные его компоненты – это система нагрева воздуха, охлаждения, вентиляции и его циркуляции внутри автомобиля. Но все эти составляющие собрались воедино не так давно.

Сначала появился простой нагреватель в салоне автомобиля. Такие «печки» можно встретить в старых автомобилях и сегодня. Небольшой радиатор расположен под передней панелью. Он нагревает воздух, который циркулирует по всему салону. Чуть позже появились обогреватели с выходом в заднюю часть салона. Контроль работы печкой осуществляется исключительно вручную.

Кондиционеры в автомобилях – не новое изобретение, оно появилось еще в начале восемнадцатого века. Тем не менее, широко применять в автомобилях его начали сравнительно недавно. Кондиционер отвечает только за охлаждение салона.

Климат контроль объединяет в себе эти функции, а также отвечает за качество и циркуляцию воздушных потоков внутри салона автомобиля. Системы работают в зависимости от показателей различных датчиков полностью автоматически. Но при желании определенные показатели можно настроить и вручную. Таким образом, электронный блок – это сердце климат-контроля, а все остальные компоненты подстраиваются под настройки программы.

Многие водители при покупке автомобиля, оснащенного данным достижением инженерной мысли, долгое время не могут разобраться в особенностях его работы. В первую очередь, такая ситуация возникает по незнанию того, как именно работает климат-контроль и, в целом, на что он способен. Потому постараемся немного подробнее разобраться в том, что собой представляет климат-контроль.

В его основе лежат такие составляющие:

  1. Климатическая установка. Она объединяет системы вентиляции, фильтрации, кондиционирования и охлаждения.
  2. Система управления. В ее основе лежит электронный блок с заложенной программой.

Управление климатическим контролем включает в себя и датчики. Они определяют уровень давления в системе кондиционирования, температуру внутри салона и за бортом, уровень естественного освещения.

Блок управления осуществляет прием сигналов от датчиков и преобразовывает их в температурные и другие показатели, которые должны быть достигнуты. Они передаются на исполнительные устройства, после чего обеспечиваются нужные климатические условия внутри салона.

В этом и состоит принцип работы климат-контроля. Когда речь идет о двухзонной системе, то она контролирует показатели зоны водительского места и пассажирского сидения. Ведь идеальный температурный режим не может быть одинаковым для всех обитателей автомобиля. А климат-контроль заботится еще и о том, чтобы никто не переохладился, никому не было жарко или душно. Вам остается только настроить программу электронного блока управления под себя.

Как уже было сказано ранее, в сердце всей системы расположен ЭБУ, то есть электронный блок управления. Именно он контролирует работу всех исполнительных компонентов, в результате чего достигаются необходимые климатические условия для водителя и пассажиров.

Но исполнительные компоненты – это интересная и сложная система, работа которой налажена до мелочей. Все они исполняют свои функции, но совместная работа различных систем составляет практически единый организм. Каждый климат-контроль состоит из следующих комплектующих:

  • заслонки;
  • блок испарителя-отопителя;
  • конденсатор;
  • контур хладогена;
  • теплообменник;
  • вентилятор;
  • система трубок под корпусом и обшивкой автомобиля.

Вся эта сложная система обеспечивает оптимальные температурные показатели в зависимости от того, какой задан режим на ЭБУ.

С основными принципами работы этой сложной системы разобрались. Осталось понять, какие именно функции она выполняет. Для наглядности можно привести пример, чем отличается климат-контроль от обычного кондиционера.

Во-первых, он направляет потоки воздуха именно туда, где это необходимо, потому никогда не возникнет ситуации, когда мерзнут ноги, а в верхней части салона буквально нечем дышать. Так бывает, когда при помощи кондиционера пытаешься нагреть воздух в машине. Во-вторых, система заботится о том, чтобы человек не мог переохладиться даже в том случае, если режим настройки предполагает слишком низкую температуру в салоне, когда на улице достаточно жарко.

Климат-контроль – умная система, поддерживающая необходимый уровень комфорта одновременно предотвращая возможность простудиться. Климат-контроль выполняет следующие функции:

  • регулировка и поддержание заданной температуры;
  • направляет потоки теплого и холодного воздуха;
  • контроль уровня влажности, потому в салоне авто не будет душно и предотвращается запотевание стекол;
  • фильтрация воздуха. Данной функцией оснащены не все системы климат-контроля, но, если она имеется – при определенном уровне загрязнения воздуха происходит его фильтрация, в результате в салон попадает чистый воздух.

Работа системы может быть направлена на контроль таких зон:

  • область лобового стекла;
  • расположение ног;
  • стекло-ноги;
  • уровень лица;
  • лицо-ноги.

Интерфейс дисплея на ЭБУ в различных системах, как правило, доступен и понятен. Для поддержания постоянного температурного и других режимов водитель должен задать определенный уровень, после чего система будет контролировать все необходимые показатели. Компьютерная программа данную задачу берет на себя.

Важно! Наиболее эффективно система будет работать при включенном режиме рециркуляции воздуха внутри автомобиля. В результате климат-контроль будет работать в ждущем режиме вместо того, чтоб постоянно нагнетать теплый или холодный воздух.

Тем не менее, выбирать нужные направления потоков воздуха водитель должен самостоятельно, для этого придется вручную перекрывать дефлекторы. Кроме того, режим охлаждения должен постоянно оставаться включенным. В противном случае на испарителе может образоваться конденсат. Как результат – появление неприятного запаха в салоне, а если достаточно длительное время система будет работать в таком режиме, она может и вовсе выйти из строя.

Любой климат контроль предполагает ручное и автоматическое управление системой. Правда, в первом случае нужно будет хорошо разобраться в тонкостях ее работы.

  1. В ручном режиме можно самостоятельно управлять скоростью оборотов вентилятора, уровнем обогрева, охлаждения и интенсивностью воздушных потоков.
  2. Автоматический режим позволяет системе самостоятельно выполнять все действия. Достаточно только задать нужный температурный режим. Недостаток – уровень шума в первое время включения системы.

Разобраться в особенностях работы климат-контроля достаточно просто, но изучение инструкции перед ее эксплуатацией все-таки не помешает. Если придерживаться определенных правил при использовании системы, она прослужит без сбоев долгие годы, и ее компоненты не будут требовать ремонта или замены.

Ниже предоставлено видео о том, как работает система двухзонного климат-контроля:

  • Как сделать лебедку из стартера своими руками: видеоинструкция и чертёж
  • Зачем нужен воздушный фильтр в авто
  • Что означает цвет нагара на свечах зажигания
  • Как получить за старый АКБ деньги

Погода в салоне

НА ПЕРВЫЙ взгляд плюсы климат-контроля очевидны. Электроника автоматически поддерживает в салоне заданную температуру независимо от того, с какой скоростью едет автомобиль, какая погода за бортом и т.д. А вот водителю машины с кондиционером во время поездки нередко приходится менять настройки.

Но не все так просто. Работой климат-контроля заведует электронный блок, получающий информацию от датчиков температуры в салоне и на улице, интенсивности света и проч. Чем больше сенсоров и чем сложнее программа, «зашитая” в блок управления, тем точнее функционирует климат-контроль. Поэтому, как показывает практика, имея дело с достаточно дорогими моделями (от «семейного” класса и выше), за надежность и качество работы автоматической климатической установки можно не волноваться.

А вот сравнительно доступные машины компактного и гольф-класса, наверно, есть резон брать с кондиционером. Климат-контроль у них бывает не без огрехов. Например, в сильную жару вы задаете температуру пониже, а электроника сразу включает вентилятор на максимальную мощность и направляет в лицо мощный поток холодного воздуха. Так и до простуды недалеко… По большому счету у таких климатических установок лишь одно преимущество – наличие автоматического режима. Конечно, есть исключения. К примеру, на дорогих версиях «VW Golf” установлена практически такая же климатическая установка, как на «VW Passat”, и не менее эффективная.

Еще на точность работы климат-контроля влияет происхождение автомобиля. В этом смысле предпочтительнее европейские, в частности немецкие, марки. Сложнее с моделями из стран Азии. Специалисты отмечают, что климат-контроль на таких машинах, как правило, чуть проще по конструкции и работает несколько грубее, чем на одноклассниках из Старого Света.

Важная опция

ВДОБАВОК при прочих равных условиях машина с климат-контролем обычно стоит дороже, чем оснащенная кондиционером. Казалось бы, это нарушает известное правило, что чем старше автомобиль, тем меньше на его стоимость влияет комплектация. Цену «трехлеток” определяет, в первую очередь, их общее техническое состояние, а не набор дополнительного оборудования.

– Однако есть ряд опций, которые со временем сохраняют свою ценность. К ним относятся литые диски, кожаный салон, а также климат-контроль. Если они имеются на машине, это делает ее более привлекательной в глазах покупателей, – рассказывает руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом холдинга «Major” Давид Павлов. – Климат-контроль – достаточно востребованная система. Ее наличие считается несомненным достоинством и при приеме машины по системе «trade-in”. Таким образом, приобретая подержанный автомобиль, за автоматическую «климатику” придется доплатить: для некоторых моделей ее доля в общей цене может составить от $1.000 и больше.

Почему бы в таком случае не купить машину с обычным кондиционером и заменить его климат-контролем? В принципе такая переделка возможна, но вряд ли игра стоит свеч. Специализированные фирмы обычно просят за подобный тюнинг не меньше $1.500.

Что надежнее?

ПО СРАВНЕНИЮ с обычным кондиционером конструкция климат-контроля сложнее. Ведь в базовую систему вентиляции и обогрева добавляются различные датчики, электронный блок управления, а в ряде случаев и дополнительные воздушные заслонки с электроприводом. Поэтому существует довольно распространенное мнение, что автоматическая климатическая установка менее надежна, чем простой кондиционер. На самом деле это верно лишь отчасти. В российских условиях большинство поломок в системе вентиляции происходит по двум причинам.

Первая – нарушение ее герметичности. Тонкие алюминиевые трубки под воздействием дорожных химикатов быстро начинают гнить. Достаточно появиться одному небольшому отверстию, как хладагент испарится и кондиционер перестанет работать.

Вторая – механические неисправности вроде отказа компрессора или муфты его привода. Как правило, это происходит изза естественного старения деталей или их неправильной эксплуатации.

Обе неприятности могут в равной степени проявиться как у кондиционера, так и у климат-контроля. Но есть один нюанс. Наша переменчивая погода не лучшим образом сказывается на состоянии электрических разъемов. Бывает, контакт в них нарушается, и электронный блок управления перестает получать достоверную информацию с датчиков. Это приводит к сбоям в работе системы или даже к ее «параличу”. Так что автоматическая «климатика” может закапризничать, в то время как обычный кондиционер будет продолжать исправно работать.

Как проверить?

ПЕРВЫЕ проблемы у любой системы вентиляции могут появиться уже через 2-3 года эксплуатации автомобиля. Виноваты в этом, как правило, сами автовладельцы, которые не соблюдают рекомендации производителя. Например, забывают, что кондиционер необходимо периодически включать даже в холодное время года. Поэтому при выборе подержанного автомобиля обязательно проверьте климатическую установку.

Если машина оснащена простым кондиционером, то ревизия труда не составит. Включите его в режиме подачи холодного воздуха. Через некоторое время из дефлекторов должно повеять ледяной прохладой. Это значит, что система в порядке.

А если нет? В этом случае продавец обычно объясняет, что из системы испарился хладагент. Мол, достаточно ее заново заполнить – и все придет в норму. Многие покупатели верят и впоследствии жалеют о неудачном выборе. По словам Давида Павлова, за подобными заверениями частенько скрывается попытка у таить серьезные дефекты. Например, покупателю вместо заправки кондиционера ($150-200), возможно, придется потратиться на замену его компрессора ($500-2.000). Чтобы этого не случилось, не поленитесь открыть капот и попросите продавца включить кондиционер. Если муфта включения компрессора исправна, то раздастся характерный щелчок.

Примерно так же можно предварительно оценить работу климат-контроля. Однако узнать на месте, насколько точно он выдерживает заданную температуру, не удастся. Для этого придется либо совершить продолжительную пробную поездку (если продавец согласится), либо отправиться на диагностику в техцентр.

В этом случае обязательно предупредите мастера, что вас интересует не просто вердикт «работает – не работает”, а информация об ошибках в электронном блоке управления. Частенько сервисмены требуют за это дополнительную плату.

Автор Юрий УРЮКОВ Издание Клаксон №21 2007 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *